На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Применение норм права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Реализация права, его формы 5
ГЛАВА 2. Применение норм права как одна из форм реализации права 9
ГЛАВА 3. Стадии применения права 18
ГЛАВА 4. Акты применения права: особенности, виды 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
 

ВВЕДЕНИЕ 

  Право создается для того, чтобы быть реализованым  в поведении, деятельности людей, чтобы воплотиться в жизнь. Без воплощения правовых предписаний в жизнь нормы права мертвы, иначе говоря, они теряют свое социальное назначение.
     Применение  права как одна из форм его реализации необходима там, где правоотношение, с учетом его сложности и важности с точки зрения решения задач, стоящих перед властью, может  и должно быть создано лишь по решению  органа, который олицетворяет государственную власть, или где правоотношение должно пройти контроль со стороны государства в лице его властных органов.
     Особенно  важным становится применение права  в нашу сложную эпоху кризисов и реформ, так как только государство  в состоянии обеспечить оптимальное и эффективное регулирование общественных отношений. Целью применения права является удовлетворение потребностей и интересов всего общества, а так как потребности людей постоянно меняются в соответствии с изменчивыми условиями жизни, то и правоприменители должны в своей деятельности учитывать все то новое, что необходимо для результативного регулирования различных сфер общественной жизни.
     Объектом  курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи реализацией права.
     Предметом курсовой работы является российское законодательство, теоретические представления, отражающие различные аспекты правоприменительной деятельности.
     Цель  курсовой работы – на основе анализа юридической литературы рассмотреть особенности  правоприменительной деятельности в Российской Федерации.
     Указанная цель обусловила постановку следующих  задач курсовой работы:
- раскрытие  форм реализации права;
- рассмотрение  правоприменения как одной из  форм реализации права;
- определение  стадий применения права;
- классификация актов применения права.
     Методологическая  основа курсовой работы. При написании курсовой работы для достижения цели и решения поставленных задач применялись общие принципы познания (принципы диалектики), системный, функциональный, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
     Теоретическую основу курсовой работы составили труды
отечественных ученых по теории государства и права. Это работы: Автономова А.С., Бойцовой В.В., Бойцовой Л.В., Белобородько А.И., Сунгурова А.Ю., Хаманевой Н.Ю., Черниловского З.М. и многих других.
     Нормативную базу исследования составляет национальное законодательство Российской Федерации.
     Структура курсовой работы построена в соответствии с кругом вопросов, раскрывающих тему и обеспечивающих последовательное освещение анализируемых материалов и источников. Курсовая работа  состоит из введения, четырех  глав, заключения и списка использованной литературы. 

     ГЛАВА 1. Реализация права, его формы 
 

     Социальное  назначение права состоит в том, чтобы регулировать поведение людей. Однако установленные государством правовые нормы не могут выполнить регулирующей роли без сложного механизма и их реализации.
Без выполнения правовых предписаний в жизни  нормы права мертвы, иначе говоря, они теряют свое социальное значение. «Права нет, - замечает С.Л. Евстигнеев, - если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях. Нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества».1
     Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизни путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных организаций, должностных лиц, общественных органов и граждан).
     Реализация  права всегда связана только с  правомерным поведением людей, то есть таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности); в другом - это бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных действий). Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерное - нарушает.
     Реализацию  права можно рассматривать как процесс и как конечный результат.
     Как конечный результат реализация права означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определенных поступков и суммой фактически последовавших действий. Только эти действия, а не какие-либо их эквиваленты, и только в полном наборе будут означать реализацию требований закона. Реализацией права достигается тот результат, к которому законодатель стремится и который, по его мнению, должен привести к какой-то полезной цели. Достижение последней выходит за рамки реализации права. Юриста интересуют лишь действия, которые требует закон.
     Реализация  права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны.
     С объективной стороны  она представляет собой совершение определенными средствами, в известной последовательности, в некоторые сроки и в некотором месте предусмотренных нормами права правомерных действий.
     Как отмечает Н.Ю. Хаманева, субъективная сторона в реализации права характеризует отношение субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установки и волю в момент совершения предписываемых действий. Субъект может быть заинтересованным в реализации норм права, осуществлять правовые предписания из сознания общественного долга или из страха неблагоприятных последствий. Но главное в этом процессе – скрупулёзное следование образу действий, условиям места и времени их совершения.2
     Реализация  права не состоится, если хотя бы одно из обязательных условий будет нарушено.
     Правовые  нормы реализуются в различных  формах. Это обуславливается рядом  обстоятельств: положением того или иного субъектов в общей системе правового регулирования, его отношением к юридическим предписаниям,  формой внешнего проявления правомерного поведения.
     В юридической литературе классификация норм реализации права проводится по различным основаниям.
     С позиций уровня (глубины) реализации содержащихся в нормативных актах положений можно назвать три формы: 1) реализация общих установлений, содержащихся в преамбулах законов; в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности; 2) реализация (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию; 3) реализация в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм.
     По субъектам реализации права можно выделить две формы: индивидуальную  и коллективную. «Некоторые требования, - подчеркивает В.В. Маклаков, - нельзя провести в жизнь иначе, как объединяясь, друг с другом, выступая коллективным субъектом права».3
     По  характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы, следует выделить четыре формы: соблюдение, исполнение, использование и применение права.
     Соблюдение  норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых правом. Это  пассивная форма поведения субъектов  в сфере правового регулирования. В большинстве случаев, соблюдение права происходит незаметно, обычно не фиксируется. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется. В этой форме реализуются запрещающие нормы.
     Исполнение  норм права происходит, когда субъекты исполняют возложенные на них юридические обязанности. В этих случаях они действуют активно. В данной форме реализуются обязывающие нормы права. Например, пассажир общественного транспорта, компасируя талон, выполняет юридическую обязанность - оплачивает проезд, следовательно, исполняет норму права.
     Использование норм права - когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные  им права. В отличие от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией  запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение дозволяемых правом действий. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.
     Эти три формы реализации, в ходе которых  юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. В таких формах реализуется многие нормы права, но не все.
     «Есть не мало случаев, - отмечает Н.И. Матузов, - когда соблюдение, исполнение и использование оказывается недостаточными для обеспечения полной реализации юридических норм и требуются вмешательства в этот процесс компетентных органов».4
     Особое  место занимает применение права как властная комплексная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.
     Как справедливо отмечает Г.В. Назаренко, успех или неуспех перевода нормативных требований права в реальное поведение связан, в конечном счете, с созданием надлежащей материальной базы, научно-техническим и ресурсным обеспечением, установлением оптимального образа жизни, созданием благоприятного морально-политического климата, организационными мерами и т.п. Вместе с тем, большое значение имеет субъективная сторона процесса осуществления права и средства прямого воздействия на волю и сознание людей.5
     Таким образом, сущность реализации права с субъективной стороны состоит в повиновении адресата норм права их требованиям. Если он решительно отказывается повиноваться предъявленному требованию, то последнее никогда не будет осуществлено в его поведении. Поэтому государство использует ряд методов для того, чтобы сформировать у граждан, желание или необходимость совершить предусмотренные в нормах права действия.
 


ГЛАВА 2. Применение норм права как одна из форм реализации права 
 

     Применение  права – одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Правоприменение – это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации. Это – «приложение» закона, общих правовых норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам. «Правоприменение, - подчеркивает В.Д. Перевалов, - есть операция не над нормой, а над фактом с использованием нормы. Правоприменительный акт лишь упорядочивает конкретную ситуацию в соответствии с общей волей законодателя».6
     Правоприменение – организующая деятельность. Действия правоприменяющего лица или органа направлены на то, чтобы развития отношений между людьми и их объединениями шло в русле закона. Применение права, как одна из форм государственной деятельности, составляет основное содержание (по удельному весу и значимости) деятельности органов внутренних дел при осуществлении как внешнего, так и внутреннего управления и осуществляется от имени государства.7  
     Путем применения права государство в  своей деятельности осуществляет две основные функции:
    организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов;
    охрану и защиту права от нарушения
     На  этом основании в юридической литературе выделяют две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.
     Оперативно-исполнительная форма применения права – это  властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем  создания, изменения или прекращения  конкретных правоотношений на основе норм права. Это позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. Примерами являются, согласно российскому законодательству, приказ о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о строительстве промышленного объекта или жилого дома. При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Это творческая, организующая работа по осуществлению выраженной в праве политике социальных сил, господствующих в обществе. Для современного цивилизованного государства эта форма применения права является основной, посредством ее объединяется и направляется деятельность министерств и ведомств, предприятий и учреждений, подбираются кадры, конкретизируются плановые задания, обеспечиваются права личности и т.д.
     Правоохранительная  форма применения права – это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны – контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения – принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения. Такая деятельность характерна в первую очередь для так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура, инспекция), для органов контроля и арбитража. В то же время и органы управления, руководители предприятий и учреждений, ряд общественных организаций также занимаются этой деятельностью (вынесение выговора руководителем предприятия, наложение начета на работника и т.д.).
     Правоприменительная деятельность в правоохранительной форме касается таких отношений, в которых осуществляющие ее компетентные органы сами не участвуют и к которым не имеют собственного интереса. Правоприменительный орган является не участником юридического конфликта, а его арбитром и судьей.
     В правоохранительной деятельности особенно важен процессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующий полное и всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к правовой ответственности, устраняющий возможность ошибок и неправильных решений. Правоприменение всегда носит подзаконный (а точнее поднормативный) характер, поскольку осуществляется на основе норм права и в пределах установленных законом или подзаконным актом полномочий компетентного органа.
     Как отмечает Н.А. Цымбалова, применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.8
     Во-первых, по своей сущности применение права  выступает как организующая властная деятельность государства, посредством  которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких границ начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных органов.
     Эта деятельность связана с особыми  приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний и  навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.); некоторые общественные организации (профсоюзы), которым с целью активизации участие масс в управлении общественными делами в юридической сфере передаются некоторые государственно-властные функции по применению права. В данном случае государство делегирует часть своих полномочий по решению вопросов индивидуального значения определенным общественным организациям (в частности, профсоюзным органам, потребительской кооперации), причем эти полномочия, видоизменяясь в определенной степени, не теряют своих властных авторитарных качеств.
     Граждане  не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это  не означает, что граждане не участвуют  в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначении пенсии и т.д.).
     Такая общепризнанная на современном этапе  развития общества позиция в известной  мере расходится с той, которая развивалась  отечественными и зарубежными учеными раньше. Применение права, писал например, Р.К. Русинов, есть не что иное, как «подведение конкретных бытовых отношений под абстрактные нормы права».9 Исходя из этого, делался вывод о том, что применяются нормы права всеми, кто стремится сообразовать свои действия с указанием права, так как для достижения юридического результата или для уклонения от юридических последствий необходимо «произвести примерку фактического состава в данном или предполагаемом случае к норме права».
     Однако даже при таком, весьма широком подходе к определению субъектов правоприменительного процесса в первую очередь выделялись все же агенты государственной власти, которые выполняют задачу управления на основании действующего права, а среди них – суды, в деятельности которых с наибольшей яркостью раскрывается процесс применения права.
     Следовательно, применить норму права – это  не просто осуществить, реализовать  ее. Это властная деятельность компетентного  органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.
     Цель  применения права – удовлетворение не личных потребностей правоприменителей, а потребностей и интересов всего  общества. Поэтому правоприменительная  деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права.
     Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в  подобных правоотношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями. Субъект правоприменения – это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения права.
     В-третьих, в форме применения права реализуются  не все виды правовых норм. Определенное исключение составляют нормы-принципы, нормы-дефиниции и ряд других норм, определяющих общие и социально-политические предпосылки, цели и основы правового регулирования. Так называемые запретительные нормы реализуются путем воздержания от запрещенных поступков. О применении права здесь не может быть и речи. Управомочивающие нормы и нормы с позитивной обязанностью подлежат применению в тех случаях, когда их реализация может быть осуществлена путем властного волеизъявления компетентного органа.
     В-четвертых, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.
     Существует  определенная процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Степень детализации порядка правоприменительной деятельности различных органов и должностных лиц не всегда одинакова.
     У судебных органов, рассматривающих гражданские или уголовные дела, или у прокурорских органов, занимающихся следственной деятельностью, она всегда весьма высокая. Порядок деятельности этих органов регламентируется нормами соответствующих гражданско-процессуальной и уголовно-процессуальной отраслей права.
     Степень регламентации правоприменительной  деятельности других государственных  органов, например, административных органов, и должностных лиц, всегда намного  меньше, чем у судебных и следственных органов. Это можно наблюдать в повседневной деятельности многочисленных исполнительных органов государственной власти, администрации предприятий и учреждений в России, занимающихся вопросами приема и увольнения, оформления отпусков, пенсий, пособий по безработице и другими вопросам правоприменительной деятельности.
     В-пятых, применение права как самостоятельная  форма реализации – сложная, поскольку  ее осуществление проявляется в  сочетании с иными формами  реализации и во взаимном проникновении  друг в друга.
     В-шестых, применение права – это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права.
     В-седьмых, применение права сопровождается всегда вынесением индивидуального правового  акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.
     В-восьмых, правоприменительная деятельность государственных органов и должностных  лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными, общепризнанными  во всех странах принципами. Среди  них важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности применяемых в порядке правоприменения тех или иных решений.
     Что означает в практическом плане каждый из этих принципов и как они  согласуются между собой?
     Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности.
     Применение  норм права, писал в связи с  эти С.Т. Вагизов, «по точному их смыслу, невзирая на результаты применения в тех или иных конкретных случаях», есть тот принцип законности, который составляет условие правового порядка.10
     Требование  соблюдения закона в правоприменительной  деятельности – это следование букве  и духу закона, который применяется; действие правоприменительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; строгое и неуклонное соблюдение установленной процедуры; принятие в результате правоприменительной деятельности юридических актов установленной формы (указ, приказ, решение, постановление и т.п.).
     Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо граждан  или групп, а в интересах всего  общества. Разумеется, нельзя не считаться  с тем, что «нормы права, являющиеся в результате классовой борьбы», как отмечал А.И. Белобородько, «отражают интересы господствующих  классов сильнее, чем интересы других классов» и что применение норм права «агентами власти, судебной и административной», с точки зрения социальной справедливости «еще более наклоняет действие законов в этом направлении», выделяет их как акты, обслуживающие в первую очередь интересы господствующих слоев.11
Однако  это вовсе не означает, что правоприменительные  органы и должностные лица, действуя в интересах господствующих кругов, не должны руководствоваться интересами всего общества, соблюдать принцип социальной справедливости. В правовом государстве это должно быть непременным условием их деятельности.
     Принцип целесообразности, как отмечает Р.К. Русинов, в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.12
     Принцип обоснованности правоприменительной  деятельности означает полное выявление, тщательное изучение и использование  всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов. Нарушение принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит веским основанием для его отмены.
     Принцип целесообразности, с одной стороны, и принципы законности и справедливости – с другой, нередко входят в противоречия. Суть их заключается в том, что в процессе формирования норм права, являющихся правилами общего характера, невозможно учесть все разнообразие конкретных случаев и обстоятельств, которые возникают в тех или иных жизненных условиях, в процессе их применения.
     Раскрывая смысл «резкой противоречивости»  принципа справедливости и принципа целесообразности, А.С. Автономов писал, что один принцип «протестует против нормы с точки зрения реальных индивидуальных интересов» под влиянием чувства, порождаемого конкретным действием нормы, и во имя активной политики, требующей «согласования с запросами данного момента». Другой принцип отстаивает норму с точки зрения абстрактных общественных интересов во имя разума, способного постичь многочисленные индивидуальные интересы «вне непосредственного соприкосновения с ними в конкретных условиях».13
     При известном расхождении принципов  законности и целесообразности возникает  определенный «зазор», который позволяет правоприменительному органу самому решать вопрос, с учетом конкретных обстоятельств, о выборе оптимального пути применения данной нормы права, о сочетании принципа законности и принципа целесообразности. У правоприменительного органа, в частности у суда, возникает возможность и необходимость определять в каждом конкретном случае, при рассмотрении каждого конкретного дела, как наиболее оптимально сочетать общие требования нормы права со специфическими обстоятельствами процесса ее применения.
     Естественно, что в каждом государстве подобные возможности, пределы для судебного усмотрения при решении конкретных дел далеко неодинаковы. В судах деспотических, отмечал еще З.М. Черниловский, нет закона, там сам судья закон.  В государствах монархических есть законы, и если они ясны, то «судья руководится ими», а если нет, то он «старается уразуметь их дух». Природа республиканского правления требует, чтобы судья не отступал от буквы закона. И дальше: если состав суда не должен быть неизменным, то в приговорах его неизменяемость должна царить так, чтобы они «всегда были не более как точным применением текста закона».14
     Осуществляя правоприменительную деятельность, суд, а вместе с ним и любой  иной государственный орган или  должностное лицо не должны выходить за рамки закона. 

 


ГЛАВА 3. Стадии применения права 
 

     Применение  норм права не является простым однозначным  действием. Оно представляет собой  достаточно сложный процесс, состоящий  из ряда логически последовательных стадий. Таких стадий, как отмечает В.А. Карташкин15, шесть:
    установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);
    выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело;
    проверка юридической силы и толкование выбранной нормы;
    вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);
    контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов);
    доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.