На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация и методы налогового контроля

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Ульяновский государственный технический университет
Экономико-математический факультет 
 
 

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
на тему:
«Организация  и методы налогового контроля» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                  Выполнила:
                                                                                                  студентка гр.Фкд-42
                                                                                                  Мансырова Ю.З.
                                                                                                  Проверила:
                                                                                                  Куликова Е.Г. 
 
 
 
 
 
 
 

Ульяновск 2009
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Организация налогового контроля……………………………………….5
     1.1. Система нормативного регулирования налогообложения в РФ…………5
     1.2. Государственные органы, осуществляющие  налоговый контроль……...8
     1.3. Формы и методы налогового  контроля……………………………….......14
     1.4. Виды налоговых проверок и  их характеристики…………………………22
Глава 2. Проведение налогового контроля на примере ОАО «Фаворит» ……..28
Глава 3. Пути совершенствования налогового контроля………………………..33
Заключение………………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………………...39  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами  мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном  и местных уровнях. Это достигается  в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.     Но, к сожалению, в практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. С переходом к рыночным отношениям создаются новые предприятия, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета. На таких предприятиях, как правило, допускаются ошибки в учете. Нередки случаи сознательного искажения отчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от налоговой повинности, как легальными - когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, т. е. запрещенными законом способами.       Все это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недопоступлению в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей. Ошибки в исчислении и уплате налогов допускаются также из-за частых изменений в законодательстве. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами стоит серьезная проблема - контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование. Целью данной курсовой работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.         
      На  основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
· исследование нормативно-правовой базы осуществления  налогового контроля;
· изучение основ организации контрольной  работы налоговых органов;
· изучение действующих форм и методов налогового контроля;
· определение наиболее перспективных путей совершенствования форм и методов налогового контроля.
     Предмет исследования – налоговый контроль юридических и физических лиц, осуществляемый данным налоговым органом.
     Теоретической основой написания данной работы послужили нормативные документы, учебная литература, периодические источники по исследуемой проблеме.
     Актуальность данной темы заключается в следующем: во-первых, значение тех или иных обязательств налогоплательщиков обязательно, особенно в данное время, когда в Российской Федерации значительная часть денежных средств идет не в федеральный бюджет Российской Федерации и иные бюджеты, а в бюджеты иностранных государств. Все это отражается непосредственно на самом населении нашего государства в виде невыплат заработных плат, пенсий, пособий и т.д. Во-вторых, большое значение играет роль государственных органов по налоговому контролю, в обязанности которых входит собирание денежных средств с налогоплательщиков и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов и иных обязательных платежей. 
 
 
 
 
 

Глава 1. Организация налогового контроля
      Система нормативного регулирования налогообложения в РФ
 
   Система нормативного регулирования налогообложения в Российской Федерации – это совокупность нормативно-правовых актов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации (Конституцией РФ), Налоговым кодексом РФ (НК РФ), федеральными законами, законами    субъектов Российской Федерации (субъектов РФ), решениями органов местного самоуправления, а также изданными на их основе межведомственными и ведомственными нормативными документами.
    В РФ система нормативного регулирования налогообложения находится в стадии реформирования. Происходит процесс корректировки второй (специальной) части Налогового кодекса, вносятся изменения и дополнения в отдельные статьи и положения федеральных и региональных законов, документов местного самоуправления, ведомственных документов и т.д. Систему нормативного регулирования налогообложения можно представить в виде совокупности нормативных документов, распределенных по четырем уровням.
    Каждый  уровень – это определенные виды документов, степень их влияния и область регулирования.
    Первый  уровень (высший) – это Конституция (Основной закон) РФ, Налоговый кодекс РФ, включающий части 1 и 2, федеральные законы о налогах и сборах, не вошедшие во вторую (специальную) часть НК РФ, указы Президента РФ и постановления Правительства.
   Наиболее  общие принципы нормативного регулирования  налогообложения в РФ закреплены в Конституции РФ.
   В соответствии со ст. 15 «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ… Законы подлежат официальному опубликованию».
   Согласно  ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные  налоги и сборы. Законы, устанавливающие  новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».
   В соответствии со ст. 71 « В ведении РФ находится:
    федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития».
   В соответствии со ст. 72 «В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:
    установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ».[1,стр.5-16]
   В соответствии со ст. 1 НК РФ «законодательство  РФ о налогах и сборах состоит  из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных  законов о налогах и сборах.
   Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов  и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:
    виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
    основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
    принципы установления, введения в действие и прекращения действия раннее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
    права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах;
    формы и методы налогового контроля;
    ответственность за совершение налоговых правонарушений;
    порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц».
    В соответствии со ст. 4 НК РФ «федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах…»
    В соответствии со ст. 75 Конституции РФ «система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом».[2,стр.31-34]
    Второй  уровень документов – это законы субъектов РФ, указы, постановления и решения глав субъектов РФ, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам, а также принятые на их основе.
    В соответствии со ст. 1 НК РФ «законодательство  субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных  правовых актов о налогах и  сборах субъектов РФ, принятых в  соответствии с настоящим Кодексом.
    Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными  органами местного самоуправления в  соответствии с настоящим Кодексом».[2,стр.31-32]
    Третий  уровень – это нормативные документы (в том числе документы, прошедшие экспертизу в органах юстиции), издаваемые государственными органами федерального, регионального и местного уровня, а также официальные разъяснения, указания, методические материалы и др.
    В соответствии со ст. 4 НК РФ «Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах».
    Четвертый уровень – это рабочие документы организаций.
    Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Документы данного уровня содержат исходя из установленных правил учета согласно ст. 313 НК РФ, специфики условий хозяйствования, структуры и размеров организации и других факторов внутренние распорядительные документы налогового учета организации, носящие обязательный характер для системы регламентирования хозяйственной деятельности организации и формирующие учетную политику организации. В соответствии со ст. 313 НК РФ «система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя».[3,стр.581-583] 

      Государственные органы, осуществляющие налоговый контроль
     
    Субъектами  налогового контроля являются МНС России и его территориальные органы, а также (в случаях, предусмотренных НК РФ) таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов (ГВФ) – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Органы ГВФ на региональном и местном уровнях имеют свои отделения, обслуживающие подотчетные территории.
    МНС России возглавляет министр, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Президентом РФ по представлению  Председателя Правительства РФ.
    Министр осуществляет руководство министерством  на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций, имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ.
    Министр РФ по налогам и сборам:
      распределяет обязанности между заместителями министра;
      утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата министерства;
      утверждает уставы находящихся в ведении министерства организаций, заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры (контракты) с руководителями этих организаций;
      назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата министерства;
      представляет в установленном порядке в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компенсацию министерства.
    В пределах своей компетентности МНС России издает самостоятельно и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты.
    В МНС России образуется коллегия, председателем  которой является министр, а ее членами  – заместители министра, входящие в нее по должности, а также руководители структурных подразделений центрального аппарата министерства и иные лица. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются Правительством РФ по представлению министра. На своих заседаниях коллегия рассматривает основные вопросы, отнесенные к компетенции министерства. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов, оформляются протоколами и реализуются, как правило, приказами министра. В случае разногласий между министром и членами коллегии решение принимает министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ. Члены коллегии могут также сообщить свое мнение в Правительство РФ.
    МНС России является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, эмблему, счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.
    Финансирование  расходов на содержание центрального аппарата МНС России и его территориальных  органов осуществляется за счет средств  федерального бюджета, предусматриваемых на государственное управление.
    МНС России и его территориальные  органы – управления МНС России по субъектам РФ, межрегиональные  инспекции, инспекции по районам (районам  в городах), городам без районного  деления, инспекции межрайонного уровня – образуют единую централизованную систему налоговых органов.
    В типовом положении об Управлении МНС России по субъекту РФ, утвержденном министром РФ по налогам и сборам 22.06.99г., отражены основные вопросы организации  деятельности регионального управления МНС России. В соответствии с этим документом Управление МНС России по субъекту РФ – это территориальный орган МНС России, являющийся юридическим лицом, имеющий самостоятельную смету расходов, текущего счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.
    Инспекция МНС России по району, району в городах, городу без районного делания  является самой массовой структурной  единицей среди налоговых органов  России: если управлений МНС по субъектам Федерации насчитывается 89 (по числу регионов), то количество инспекций МНС России достигает 2500. Эти подразделения являются управленческими структурами, которые лишь организуют и контролируют процессы сбора налогов, не собирая ни копейки. Непосредственная работа по сбору налогов возложена на инспекции МНС России по административно-территориальным единицам.
    В соответствии с Положением инспекция  МНС России является территориальным  органом министерства и входит в  единую централизованную систему налоговых  органов. Инспекция подчиняется непосредственно управлению МНС России по субъекту РФ.
    Инспекция является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные  права, несет обязанности, выступает  истцом и ответчиком в суде.
    Инспекция финансируется за счет средств федерального бюджета, имеет самостоятельную  смету, утверждаемую управлением МНС  России по субъекту РФ, текущие счета  в банках или иных кредитных организациях, а также печать с изображением Государственного герба РФ и со своим полным наименованием.
    Федеральное правительство через МНС России и его территориальные органы, основываясь на результатах их контрольной  деятельности, получает возможность  оценивать уровень собираемости налогов, делать выводы об эффективности налоговой политики и необходимости корректировки законодательных и нормативных актов в области налогов и сборов.
    К административным органам, наделенным правами осуществления налогового контроля, относятся также Государственный  таможенный комитет РФ (ГТК РФ), Федеральное казначейство, Счетная палата, Комитет РФ по финансовому мониторингу.
    ГТК РФ и его органы – это государственные  правоохранительные органы исполнительной власти, наделенные специальными полномочиями в целях выполнения задач и  функций в области таможенного, налогового и валютного контроля. Деятельность таможенных органов в сфере налогов распространяется на акцизы и НДС на ввозимые и вывозимые товары, а также таможенную пошлину. Права и обязанности таможенных органов по контролю соблюдения налогового законодательства при перемещении товаров через таможенную границу России следующие:
      проведение налоговых проверок;
      проверка всех документов, связанных с исчислением налогов и таможенных платежей;
      получение необходимой информации по исчислению и уплате налоговых платежей;
      взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов в бесспорном или судебном порядке;
      применение штрафных санкций.
    Основная  задача казначейства – организация  исполнения федерального бюджета РФ и осуществление контроля исполнения бюджетных показателей. В области налогового контроля казначейство имеет следующие права:
      производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях, организациях, банках любых форм собственности проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением налоговых платежей;
      получать от финансово-кредитных и налоговых органов справки и сведения о состоянии счетов предприятий и учреждений;
      приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций в случае выявления нарушений;
      налагать на банки и иные кредитные учреждения штрафы в случае несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход федерального бюджета и внебюджетных фондов.
    Счетная палата РФ – это независимый от Правительства России постоянно действующий орган государственного финансового контроля, функционирующий на основе Федерального закона «О счетной палате РФ» от 11.01.95г. №4-ФЗ. Особенностью счетной палаты и ее региональных органов является организационная и функциональная независимость от органов власти и управления в рамках определенных законодательством задач. В полномочия Счетной палаты входит контроль федеральной собственности и федеральных денежных средств.
    Задачи  Счетной палаты:
      оценка обоснованности доходов и расходов федерального бюджета;
      организация и осуществление контроля своевременного исполнения доходов и расходов федерального бюджета по объему и структуре;
      контроль законности и своевременности движения средств федерального бюджета в Центральном банке России (ЦБ РФ), уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях России.
    В своей деятельности Счетная палата взаимодействует с контрольными органами Президента, Правительства  РФ, Федеральной службой безопасности, Службой внешней разведки и иными правоохранительными и финансово-кредитными учреждениями.
    Комитет РФ по финансовому мониторингу, возлагаемый  первым заместителем министра финансов. Этот комитет не входит в число  ведомств, чьей непосредственной задачей  является налоговый контроль. Основные задачи комитета:
      сбор, обработка и анализ в установленном порядке информации, документов, сведений и иных материалов об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с российским законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
      создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
      осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
      представление в установленном порядке РФ в международных организациях при рассмотрении вопросов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
    В соответствии с поставленными задачами Комитет РФ по финансовому мониторингу  наделяется адекватными полномочиями, Постановлением Правительства России регламентируются также основы организации деятельности Комитета.[5,стр.17-27] 

      Формы и методы налогового контроля
 
      Налоговая инспекция, в  ходе  контроля  за  полнотой  и   правильностью
исчислением налогов, пользуется различными  методами  и  формами  налогового контроля.  
      В зависимости от времени совершения  контроля  выделяют  три  основные формы налогового контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля. Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций.  Это позволяет выявить,  еще на  стадии  планирования,   нарушения   налогового законодательства. Основным  методом,  реализующим предварительный  контроль являются  камеральные  проверки.  Они   осуществляются   непосредственно   в инспекции,  в день  поступления или в последующие периоды,  посредством проверки всех поступающих бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов.
      Основными задачами камеральной проверки являются:
- визуальная  проверка  правильности  оформления  бухгалтерской  отчетности, т.е.  проверка  заполнения  всех  необходимых   реквизитов  отчета,   наличия  подписей уполномоченных должностных  лиц;
- проверка  правильности составления расчетов по налогам, включающая  в  себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих  уплате  в  бюджет, проверку  обоснованности  применения  ставок  налога  и   налоговых   льгот, правильности   отражения    показателей,    необходимых    для    исчисления налогооблагаемой базы, проверка своевременности представления расчетов  по налогам;
-  логический  контроль  за  наличием  искажений   в  отчетной  информации  -
проверка  логической  связи  между  отчетными  и   расчетными   показателями сопоставимости отчетных показателей  с  показателями  предыдущего  отчетного периода.
      При использовании метода,  основанного   на   расчетах,   отбираются
организации, которые  заслуживают  особого  внимания  со  стороны  налоговой инспекции.
      Второй метод базируется  на  знаниях,  опыте  и  инициативе  налоговых
инспекторов. Если они знают, что  в  определенном  виде  бизнеса  процветает «теневая экономика»,  то  они могут выбрать все организации этого вида деятельности для дальнейшего анализа с использованием расчетов, сравнений  и соотношений с целью отбора тех, кто представляет наибольший интерес.
      Третий метод подразумевает проверку  каждой  организации  один  раз  в
течение  определенного  периода  времени.   Основная   идея   этого   метода
заключается в том, что плательщики знают, что их периодическим проверяют,  и потому не будут что-либо делать неправильно,  по  крайней  мере,  умышленно. Такую проверку можно  с успехом  использовать  для  «теневых»  организаций  и очень крупных предприятий.
      Конкретные  методы  камеральных   проверок   определяются   инспекциями,  самостоятельно исходя из характера  наиболее  часто  встречающихся   нарушений налогового  законодательства  на  контролируемой  территории, возможностей обеспечения  автоматизированной  обработки  информации,   знаний   и   опыта сотрудников.[6,стр.213-220]
      Одной из основных  форм  налогового  контроля,  применяемой  в   работе
налоговыми  органами, является текущий контроль.  Текущий  контроль  называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушений налоговой дисциплины в процессе осуществления финансово-хозяйственной   деятельности   предприятий   и   физических   лиц, выполнения ими обязательств перед бюджетом.  Основным  методом,  применяемым  при  этой  форме  контроля,  является  экспресс-проверка  с   использованием методов наблюдения, обследования и анализа.
      Экспресс-проверка - это проверка, проводимая  по  относительно  узкому кругу  вопросов финансово-хозяйственной деятельности   организации,   за короткий временной период. Основанием для планирования  указанной  категории проверки  могут  являться  имеющие  место  по  результатам  предварительного анализа  бухгалтерской отчетности   налогоплательщика   и   его   налоговых расчетов, предположения о недостоверности отражения организацией  отдельных показателей, связанных с исчислением ее  налоговых обязательств,  запросы других налоговых органов о проведении встречных и других проверок по  узкому кругу вопросов.  Высокие  результаты  может  дать  и  организация  экспресс - проверок в организациях, отобранных методом случайной выборки. 
      Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к проверке финансово-хозяйственной  деятельности  организаций  и физических лиц  за  истекший  период  на  предмет  правильности  исчисления, полноты   и   своевременности   поступления   предусмотренных    действующим законодательством налоговых  и  других  обязательных  платежей.  Эта  форма  контроля  осуществляется путем проведения документальных проверок с использованием таких методов  как наблюдение,  обследование  и  анализа  непосредственно   на   месте   -   на предприятиях, в учреждениях и организациях.
      Документальная  проверка  является  специфическим методом налогового контроля, т. к. она сочетает в себе черты таких общих методов финансового контроля как проверки и ревизии.
      Категории документальных проверок  в зависимости от степени охвата  ими вопросов финансово-хозяйственной  деятельности  налогоплательщиков  и  видов налога подразделяются на:
- комплексную  проверку, которая охватывает вопросы  правильности исчисления  и уплаты,  как  правило,  всех  видов   налогов.   В   ходе   данной   проверки ревизируются все счета предприятия, играющие роль в  формировании  налоговых обязательств.  Для  обеспечения   проведения   комплексной   проверки   план координируется с отделом налогообложения  физических  лиц, отделом  местных налогов, прочих сборов и внебюджетных фондов;
-  тематическую  проверку,  охватывающую  вопросы   правильности   исчисления отдельных  видов налогов и других обязательных  платежей.
       Категории  документальных  проверок  налогоплательщиков  также  можно  подразделить в зависимости  от  места  проведения  проверки  на  проверки  с выходом в организации и проверки без выхода в организацию.
      Как показывает практика, проверки  без выхода в организацию могут   быть целесообразными в следующих  случаях:
а) если организация, сообщившая в установленном законодательством порядке  о своей ликвидации,  не  имеет  уже  фактического  адреса  местонахождения,  а необходимые для проверки документа находятся у  кого-либо  из  ответственных руководителей по домашнему или другому адресу;
б)  при  отсутствии  возможности   организовать   проверку   на   территории
организации - отсутствие  административных  помещений,  помещение  опечатано  правоохранительными  органами,  наличии  опасности  для  жизни  и   здоровья проверяющего и тому подобным причинам;
в) если налогоплательщик  относится  к  категории  мелких  и  объем  учетных документов незначителен.
      Проведению  проверки  без  выхода  в  организацию  обязательно  должна предшествовать   докладная   на   имя   начальника   налогового   органа   с мотивированным обоснованием этой необходимости.
      Такие проверки затягиваются по времени, поэтому  необходимо  стараться, чтобы проверка проводилась все-таки с выходом  в организацию.
      В ходе документальных  проверок  сотрудники  налоговой  инспекции  для осуществления   контроля   за   соблюдением   налогового    законодательства используют в работе определенные приемы.
      Для установления каждой формы  противоречий  применяются свои приемы исследования.
      При исследовании отдельного документа  могут  применяться  формальная, арифметическая и нормативная проверка.
      Формальная  проверка   -   проводится   внешний   осмотр   документа, проверяется  наличие  в  нем  всех  необходимых   реквизитов,   каких   либо посторонних записей, пометок.
      При арифметической  проверке  контролируется  правильность   подсчета итоговых сумм в документе, как по  горизонтали,  так и по  вертикали.  Этот метод позволяет проверить правильность подсчета  стоимости  продукции  путем умножения цены на количество  суммы  начислений  заработной  платы  -  путем умножения  расценки  на  количество  произведенного  товара. 
      Нормативная проверка -  это проверка  содержания  документа с точки
зрения  соответствия его  действующим  нормативным  актам,  правилам.  Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы,  установить факты необоснованного  списания  затрат  на  себестоимость  продукции  сверх установленных норм, неправильного применения ставки налога и т. п.
      Именно с помощью данных приемов исследования отдельного документа  при выявлении нарушения налогового законодательства  можно  выявить  ошибки  при определении объекта налогообложения и расчете сумм налога.
      К приемам исследования нескольких  документов, отражающих одну и ту  же или взаимоувязанные операции,  относятся встречная   проверка   и   метод взаимного контроля.
      Встречная проверка - это сопоставление разных  экземпляров одного  и
того  же документа. Он применяется для  документов, оформленных  в  нескольких экземплярах - накладные, счета  -  фактуры  и  т.  п.  Экземпляры  документа находится  либо  в  разных  структурных  подразделениях,   либо   в   разных организациях. 
      Метод взаимного контроля документов  представляет  собой исследование различных   документов,   прямо   или   косвенно   отражающих   определенные хозяйственные операции. Учет на предприятии  построен  таким  образом,  что, как правило, информация об одних и тех же операциях отражается  в  различных документах.
      При проверке правильности расчетов по налогам метод взаимного контроля используется в различных вариантах:
- сведения, приведенные в  формах  расчетов  по  налогам,  сопоставляются  в
данными бухгалтерского баланса и приложений к нему и с  записями  в  главной  книге, данные расчетов по налогам сопоставляются с первичными документами;
- данные  первичных  документов  сопоставляются  со  сводными  документами  - отчетами  материально-ответственных лиц;
-   сопоставляются   первичные,   либо   бухгалтерские   документы    разных
подразделений предприятия, либо разных организаций.
      В  результате  таких   исследований   выявляются   не   подтвержденные
документами операции,  учтенные  при  расчете  налогов,  либо  не  полностью  учтенные операции.
      На предприятиях, ведущих лишь суммовой учет реализации товаров,  одним из   эффективных   приемов   выявления   признаков   укрытия   доходов    от налогообложения является контрольное  сличение  остатков.  С  помощью  этого приема в ряде случаев можно  документально  выявить  поступление  неучтенных товаров. Для его применения сотруднику налоговой инспекции необходимо  иметь по проверяемому объекту инвентаризационные описи на начало и  конец  периода, и документы на оприходование и отпуск товаров.
      При изучении вышеназванных документов составляется таблица, в которой отражаются: остатки товаров на начало  и конец периода,  приход  и расход товаров.  Сущность  приема  контрольного  сличения  остатков  заключается в сравнении максимально возможного  остатка,   который   исчисляется   путем сложения  остатка товара  на  начало  периода   и   прихода   и   вычитания документированного  расхода,  с остатком  по  описи на  конец   изучаемого периода.
      Данные общие приемы налогового  контроля применяются  на  первом  этапе документальной проверки. Для более углубленного контроля за правильностью  и полнотой уплаты налогов применяются  конкретные  приемы  проверки  по  видам налогов,  обусловленные   порядком   расчета   объекта   налогообложения   и налогооблагаемой базы в соответствии с законами и  инструкциями  по  каждому виду налога.
      При проверке правильности описания  затрат на  себестоимость  продукции  контролируется следующие моменты:
  -  документальное  подтверждение   расходов,  отраженных  на  счетах  учета
затрат;
- соответствие  времени осуществления затрат  отчетному периоду;
- отсутствие  в  себестоимости  продукции   затрат,  относящихся  на  прибыль
предприятия;
- соответствие  нормам отнесения на себестоимость  некоторых видов  расходов, например, командировочных расходов.
      Для установления таких ошибок  работнику налоговой инспекции   требуются знания не только  о видах  сопоставляемых  документов  о  расходах,  но  и  о  правилах  отнесения  затрат.  Выявление  таких  нарушений   возможно   путем изучения расходных кассовых документов, а также документов  по  расчетному счету.
      Кроме метода проверок, как камеральных, так и документальных, в работе налоговые инспекции используют такие методы как наблюдение,  обследование  и анализ.
      Наблюдение предполагает  общее  ознакомление  с  состоянием  налоговой дисциплины объекта контроля.
      Обследование производится  в отношении отдельных сторон  финансовой деятельности,  связанных с получением  дохода  и исчисления  налогов   и опирается на  более широкий круг  деятельности,  что и отличает  его от наблюдения.  Данный  метод,  по  мнению  экономистов,  основывается  не   на исследовании документов, а на получении информации  из  других  источников. При обследовании  используются  такие  приемы,  как  опрос,  анкетирование, инвентаризация, осмотр конкретных объектов, осмотр места  хранения  денежных средств, контрольная закупка.
      Анализ, как и предыдущие  методы,  нацелен на  выявление нарушений
налогового законодательства.  Данный  метод  используется  на  всех  стадиях контрольной работы налоговой инспекции. Анализ проводится  на  базе  текущей или годовой отчетности и отличается  системным  и  пофакторным  подходом,  а также  использованием   таких   аналитических   приемов,   как   средние   и относительные величины, группировки и т. д.
      Как мы видим, существует множество  разнообразный  методов  налогового контроля и необходимо продолжать совершенствовать формы  и методы  налогового контроля с  учетом практики других инспекций, как в России, так и за  рубежом.[4,стр.227-238] 

1.4. Виды налоговых  проверок и их  характеристики 

      В соответствии со ст.88 НК РФ камеральная  налоговая проверка – это проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
      Основные  особенности камеральной проверки:
    Массовый характер операций, осуществляемых налоговой инспекцией при камеральных проверках. Фактически каждый налогоплательщик, сдающий отчетность, проверяется один раз в квартал, некоторые – один раз в месяц. Каждый раз проверке подвергается не одна декларация, а несколько – от 7 до 13, бухгалтерская отчетность (3-5 форм) и неограниченное количество документов (справок, расчетов, пояснительных записок и т.п.), прилагаемых к декларациям.
    Массовый характер ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций, в расчетах сумм налогов, что приводит к камеральным доначислениям на весьма значительные суммы, и, соответственно, применению налоговых и административных санкций по результатам камеральных проверок.
    Жесткий срок на начисление в карточках лицевых счетов сумм налогов «по данным плательщика» (5 дней по квартальной отчетности и 10 дней по годовой). Кроме того, срок проведения камеральной проверки ограничен тремя месяцами со дня представления декларации налогоплательщиком. Таким образом, в весьма короткий срок (три месяца) налоговая инспекция должна обработать каждую декларацию два раза: первый раз для начисления налогов «по данным плательщика» в течение 5—10 дней со дня сдачи отчетности, второй раз – для собственно камеральной проверки.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.