На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Женская благотворительная деятельность в дореволюционной России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Реферат
«О  женской благотворительной  деятельности в дореволюционной  России» 
 
 
 
 

Москва, 2011 

     Оглавление
Введение………………………………………………………………………3
Религиозный вид благотворительности……………………………………4
Аристократический вид благотворительности……………………………6
Светская благотворительность……………………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………..11
Список  используемой литературы………………………………………...12 
 
 
 
 
 

     Введение.
     До  революции в России - благотворительность считалась уважаемым занятием. Существовало несколько наиболее распространенных видов благотворительности: религиозный, аристократический и светский. Имена ярких представительниц дореволюционной благотворительности выполняют важную символическую и консолидирующую роль.
     В России XVIII - начала XX веков благотворительность была связана с Русской православной церковью. Исследователи женского участия в благотворительной деятельности (Любовь Мюллер, Адель Линденмейер) отмечали, что церковь всегда поощряла людей, подающих милостыню, но для глубоко набожных и благочестивых женщин подача милостыни считалась недостаточной. Церковь предлагала специфическую модель женской набожности: "Женщина связывает свою жизнь и свое счастье с тем, чтобы помогать другим людям. Участие женщин в благотворительности, особенно если они принадлежали к высшему слою общества, измерялось не тем, сколько они пожертвовали средств на благотворительность, а тем, сколько времени они потратили на заботу об обездоленных, на распределение лекарств, на личные визиты к бедным и больным." 1
     Благотворительницы  представлялись церковью как образцы  женской благочестивости и добродетели. Диапазон благочестия и самопожертвования  в православной идеологии был  чрезвычайно широким: от полного  самоотречения "святых мучеников", готовых к отказу от всего "своего" во имя ближнего, до разовых материальных дотаций. Религиозность является одним из важных идеологических оснований для благотворительности.  

Религиозный вид благотворительности
     Ксения  Блаженная, жившая в Петербурге во второй половине XVIII века, стала символом женской благочестивости, набожности и благотворительности. После смерти мужа Ксения раздала все свое имущество бедным, и, взяв на себя роль святой юродивой, в поношенной одежде умершего мужа ходила по бедным кварталам города, утешала страждущих, помогала нуждающимся, молилась за всех. Люди верили, что Ксения страдает за них, верили в ее способность предсказывать будущее, относились к ней как к святой. После ее смерти в ее честь была построена часовня. Тип благотворительности, символически связанный с Ксенией Блаженной, можно определить как религиозный.
     Образ Ксении Блаженной до сих пор очень  популярен в Петербурге. В городе существует благотворительный фонд ее имени.
Крестовоздвиженская община сестёр милосердия. 
- российская община сестер милосердия, первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым во время войны.
     Была  учреждена в Петербурге в начале Крымской войны по инициативе Великой княгини Елены Павловны. День создания общины - 5 ноября 1854 г. совпал с праздником Воздвижения Креста Господня, отчего община и получила свое название.
     Лев Толстой в «Севастопольских рассказах» описал прибывших в действующую армию сестёр милосердия, которые позднее были награждены медалью «За оборону Севастополя», среди них - Бакунина, Карцева, Стахович, Екатерина Александровна Хитрово и другие. Из 120 сестёр Крестовоздвиженской общины, которые работали восаждённом Севастополе, 17 погибли при исполнении служебных обязанностей.
     Когда сестры вернулись в Петербург  с Крымской войны в сентябре 1856 г., община насчитывала 96 сестер милосердия и 10 испытуемых. Они были направлены на работу в морские госпитали - Калинкинский (ныне - Военно-морской) и Кронштадтский, в больницу для чернорабочих (ныне - Александровская больница), Максимилиановскую больницу, Повивальный институт (ныне - НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта). Сначала сестры жили в специально нанятом для них доме на Петербургской стороне, затем - вМихайловском дворце. В 1859 г. общиной был приобретен дом на набережной Фонтанки. В 1860 г. в нем была создана небольшая женская больница и лечебница для приходящих больных, ставшие очень популярными среди бедного населения.
     Общину  возглавляла Е. М. Бакунина. В 1860 г. на посту настоятельницы Крестовоздвиженской общины ее сменила Е. И. Карпова.
     После Крымской войны для управления Крестовоздвиженской  общиной был создан особый комитет. Его председателем стал Н. И. Пирогов, а с 1861 г. -известный общественный деятель, писатель и музыкант В. Ф. Одоевский. Первым главным врачом Крестовоздвиженской общины был В. И. Тарасов, который во время Крымской войны являлся ближайшим помощником Н. И. Пирогова.
     В 1863 г. был издан приказ военного министра о введении по договоренности с общиной постоянного сестринского ухода за больными в военных госпиталях.
     Община  стала широко известна не только в  России, но и за границей. Она участвовала  в международной гигиенической  выставке в Брюсселе в 1876 г., а сестры Е. С. Высотская и С. П. Сухонен оказали помощь в создании первой общины сестер милосердия в Болгарии в 1900 г. по просьбе Болгарского общества Красного Креста.
     На 1 января 1891 г. в общине было 119 сестер милосердия и 19 испытуемых. В 1894 г., после упразднения ведомства Великой княгини Елены Павловны, община перешла в ведение Российского общества Красного Креста. В 1897—1898 гг. были построены новые корпуса общины, существующие и в настоящее время.
Аристократический вид благотворительности
     В дореволюционной России, начиная  с конца XVIII века, благотворительность патронировалась членами императорской фамилии. По инициативе и под патронажем Екатерины II был образован Институт благородных девиц (Смольный институт). На средства императрицы Марии Федоровны, которая возглавляла благотворительное ведомство в России, в Петербурге была создана и до сих пор существует Мариинская больница.
Ведомство Учреждений императрицы  Марии Федоровны
     Другой  крупной благотворительной организацией в первой половине XIX века становится Ведомство Учреждений императрицы  Марии Федоровны. Названное ведомство  возникло 12 ноября 1796 г., когда супруга  Павла I императрица Мария Федоровна  приняла на себя руководство Обществом  благородных девиц и его мещанским  отделением. Мария Федоровна жертвовала Обществу по 15 тыс. рублей ежегодно. Общество носило чисто образовательный характер, однако в мае 1797 г. Мария Федоровна приняла на себя руководство Петербургским и Московским воспитательными домами и коммерческим училищем.
     В память об императрице по указанию Николая I было создано специальное  Ведомство Учреждений императрицы  Марии Федоровны, а вошедшие в его состав учебно-воспитательные заведения стали именоваться «Мариинскими».
     Основным  в деятельности Мариинского ведомства  оставалась работа по призрению. Во второй половине XIX в. выделился ряд ее направлений:
1. Призрение  младенцев. Имелось два воспитательных  дома в Москве и Петербурге, ежегодно принимавших более 20 тыс. незаконнорожденных. Кроме того, под покровительством Домов находилось  до 80 тыс. человек, находившихся  в частном воспитании. Для обучения  сирот содержалось около сотни  школ. Наблюдались и новые явления;  так в 1880 - 1890-е гг. ширится сеть  «яслей» при некоторых губернских  и уездных детских приютах  (в Вологде, Риге, Керчи, Полтаве,  Томске, Таганроге и др.).
2. Опека  над подростками. К началу 1900-х  гг. имелось 176 детских приютов  (на 14 тыс. детей), в том числе  4 тыс. пансионеров находилось  на полном содержании заведений.  Все призреваемые в обязательном  порядке проходили курс народной  школы.
3. Призрение  слепых и глухонемых. Для лишенных  зрения детей было открыто  21 училище (2 в столицах и 19 в  провинции), где обучалось более  700 детей. Кроме того, содержалось  6 заведений для помощи взрослым слепым. Имелось училище и для глухонемых детей (на 250 человек).
4. Призрение  престарелых и оказание врачебной помощи. В 36 богадельнях (в том числе двух столичных вдовьих домах) находилось на попечении ведомства до 5 тыс. человек. Под контролем Ведомства работало 40 больниц (на 4200 мест), ежегодно их услугами пользовалось до 25 тыс. неимущих больных.
     Под патронажем Ведомства действовал целый  ряд общественных благотворительных  организаций: Попечительство императрицы  Марии Федоровны о слепых, Императорское  Женское патриотическое общество, Московское благотворительное общество (1837 г.), Московское Дамское попечительство о бедных и др. Так, к примеру, последнее, созданное в середине 1840-х гг. по инициативе жены московского генерал-губернатора С.С.Щербатовой, к концу XIX в. содержало 33 благотворительных учреждения, в которых не только призревали, но учили грамоте и ремеслу2.
     Еще одним примером аристократической благотворительности является деятельность урожденной немецкой принцессы Елизаветы Федоровны, сестры императрицы Александры Федоровны, жены дяди последнего русского царя и генерал-губернатора Москвы (1864-1918). После гибели мужа от бомбы террориста в 1905 году, Елизавета Федоровна продала все свое имущество и направила полученные средства на создание приютов и госпиталей. Изучив работу различных западных женских религиозных обществ, она решила создать свое собственное, направленное исключительно на помощь больным и бедным. Это общество просуществовало до 1918 года, в нем состояло 70 сестер. Сестры отбирались по конкурсу из большого числа заявок после специальной аттестации, что свидетельствовало о большой популярности такой модели женской благочестивости, не требовавшей отказа от светской жизни.
     В православной благотворительной традиции женщины, решившие полностью посвятить себя помощи обездоленным, не обязаны были отказываться от светской или семейной жизни. Но, как правило, активно заниматься данной деятельностью они начинали либо в зрелом возрасте, либо, овдовев
Светская благотворительность
     Третий  вид - светская благотворительность. Впервые она оформляется как особый вид деятельности в среде ссыльных декабристов в Сибири. Декабристки учили грамоте местных крестьян, ухаживали за больными, помогали врачам в больницах. Жены декабристов имели огромный моральный авторитет в образованных слоях российского общества. Их опыт получил большой резонанс и оказал большое влияние, в том числе, и на следующее поколение русских женщин.
     После александровских реформ и реабилитации декабристов, с первой волной женского движения в России впервые появились светские благотворительные организации.
Российское общество Красного Креста
     Во  второй половине XIX в. в стране появляются члены благотворительных общественных организаций, обществ и попечительств, представители различных профессиональных групп, волонтеры-добровольцы, работники  социальных учреждений, которые выполняли  функции социальных работников. Так, в 1844 г. в Санкт-Петербурге впервые  в Европе принцессой Терезой, дочерью  великой княгини Елены Павловны, была создана женская Никольская община, начавшая подготовку палатных сестер милосердия. Десять лет спустя, когда возникла необходимость оказания помощи  раненым и увечным воинам крымской войны, была образована Кресто-Возвиженская община, которая начала готовить сестер милосердия для оказания раненым помощи на полях сражений.3 Пример бескорыстной деятельности сестер милосердия в годы Крымской войны побудил к созданию в 1867 г. Российского общества попечения о больных и раненых воинах, которое в 1879 г. было преобразовано в Российское общество Красного Креста. Кроме того, в 1860-е годы в большинстве губерний России активизировался процесс создания сети женских общин христианок-доброхоток, или сестер милосердия, вошедших в состав Российского общества Красного Креста.
     Деятельность  общин не ограничивалась помощью  раненым во время военных кампаний. В своих стенах общины открывали  специализированные больницы, где четверть мест всегда была предназначена для  бедных, содержали чадолюбивые приюты для сирот и детей из малообеспеченных семей, постоянно посещали нуждающихся  в ночлежных и работных домах.
     С женских общин сестер милосердия начинается процесс становления  социальной работы как профессиональной деятельности, ведь все члены организации  не просто являлись добровольцами, а  проходили курс обучения по специально разработанной программе и только после получения соответствующего аттестата приступали к работе.
     После окончания крымской войны у М. С. Сабининой и баронессы М. П. Фредерикс возникла идея создания Общества попечения о раненых и больных  воинах, а в мае 1867 г. был утвержден  его устав. Общество не получало государственных дотаций и должно было существовать исключительно на членские взносы и частные пожертвования. Тогда же состоялось и первое заседание новообразованного Общества, первым его председателем стал генерал-адъютант А. А. Зеленой. В 1876 г. Общество было переименовано в Российское общество Красного Креста.
     В основу деятельности Общества был положен  принцип полной самостоятельности  в мирное время местных организаций, действующих в рамках Устава. Было достаточно пяти человек для создания такой организации - отделения Красного Креста. Сфера деятельности Общества постепенно расширилась, и в его  задачи вошло оказание помощи нуждающимся во время эпидемий, голода, пожаров и т.п. Центральным органом Красного Креста стало Главное управление, находившееся в Петербурге. Несмотря на некоторую аморфность Общества и его ориентацию исключительно на добровольные пожертвования и взносы, к началу 1900-х гг. насчитывалось около 100 тыс. членов и 450 местных отделений по всей России.
Именно  начало ХХ в. стало расцветом Общества.
     Одним из ведущих направлений деятельности общих сестер милосердия в начале ХХ в. оставалась социальная помощь и  поддержка, оказываемые населению. При этом особое внимание уделялось  беднейшим слоям, людям престарелым, больным хроническими заболеваниями, детям, обитателям трущоб. Кроме работы в открывшихся при общинах  приютах, бесплатных столовых, богадельнях, больницах, сестры милосердия активно  работали в различного рода социальных учреждениях и вне территории общины.
Заключение.
     Когда женщины в дореволюционной России решали посвятить свою жизнь помощи нуждающимся, они имели для этого  разные возможности. Организационная  инфраструктура общества и их собственные  материальные ресурсы открывали  путь к участию в благотворительности. Женщины могли принять участие в деятельности уже существующей религиозной общины или благотворительного общества; создать религиозную общину, благотворительный институт или попечительствовать над такими организациями. 
 
 
 
 

Список  используемой литературы
1) Зеликова Ю. Женщины в благотворительных организациях России (на примере С. -Петербурга) // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период (сборник научных статей) / Центр независимых социальных исследований. СПб, 1996. С. 82-95.
2) Кузьмин К.В., История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала ХХ века) / К.В.Кузьмин - М., 2005. - С. 534.
3) Пистольков О. 1910. Памяти княжны Марии Михайловны Дондуковой-Корсаковой // Трудовая помощь, N1: 1-18.
4) Поселянин Е. 1905. Русская церковь и русские подвижники XVIII века. С анкт-Петербург.
5) Тевлина В. В. социальная работа в России в конце XIX - XX века // Вопросы истории. - 2002. - № 1. - С.117. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Становление женских благотворительных 
обществ.

1.1. Первые  шаги.
Делать  добро, проявлять милосердие, оказывать  помощь - все это особенно близко русским женщинам. Уже в древние  времена княгини, боярыни, монахини заботились о бедных, убогих, посвящая делу благотворительности свою жизнь. Так, сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище  для девиц, которых не только содержала  за свой счет, но и учила писать, читать и ремеслам.
С веками число таких подвижниц росло, превратившись, наконец, в мощное движение, оформившееся в 19 столетии в женские  благотворительные общества.
Первой  из таких организаций в России можно назвать «Женское патриотическое общество». Оно возникло в 1812 г., когда  русские женщины, воочию наблюдая ужасы  войны, старались в меру своих  сил и возможностей облегчить  судьбу вдов и сирот, помочь раненым  и калекам.
Стал  существовать обычай создания благотворительных  обществ женами губернаторов. Супруга  самого популярного московского  генерал-губернатора Голицына, - Татьяна  Васильевна завоевала народную любовь своей благотворительной деятельностью. Вначале Голицына загорается идеей  женского образования. В то время это была действительно проблема. Системы общеобразовательных школ еще не существовало, Смольный институт был рассчитан на очень небольшое число воспитанниц. В 1825 году в Москве появляется Дом трудолюбия, который затем под именем Елизаветинского института просуществует до 1917 г. В нем бесплатно и на полном пансионе получали образование дочери младших офицеров и чиновников не выше титулярного советника. Здесь преподают математику и физику, космографию, естественные науки, географию, историю, иностранные языки, музыку и танцы, занимаются гимнастикой. А в 1837 году Татьяна Васильевна Голицына основывает Благотворительное общество, которое занимается устройством школ рукоделия для девочек по всей Москве. Княгиня считала, что каждая девочка должна не только обеспечивать своим мастерством собственную семью, но и иметь гарантированный приработок. Та же мысль побуждает Голицыну организовать в своем родовом поместье Большие Вяземы кустарный промысел плетения корзин из ракитника - на это занятие она обратила внимание в Швейцарии. На ее средства швейцарские мастера были приглашены в Большие Вяземы, где и по сей день лозоплетение живет как народный промысел.
Еще одно из старейших женских благотворительных  обществ - «Дамское попечительство о  бедных», созданное в 1845 году также  в Москве. У его истоков стояла известная московская благотворительница Софья Степановна Щербатова. Цель этого  общества она видела в том, чтобы  «открывать людей, поистине нуждающихся  в помощи, особенно стыдящихся просить  подаяние, и оказывать им сообразно  обстоятельствам и по мере возможности  такого рода пособия, которые приносили  бы им существенную пользу и не могли  бы быть употреблены во зло».  В его ведении находились Мариинское училище для девиц, 5 школ, 5 приютов, 9 богаделен, приют для пожелавших изменить свою жизнь проституток, два убежища - для неизлечимо больных и для слепых детей, 3 лечебницы для приходящих больных, ясли и Александровский дом для престарелых классных дам. В дальнейшем Общество было взято под патронат императорской семьи, что открыло «зеленый свет» в его деятельности, сняло трудности с изысканием средств и открытием благотворительных учреждений. Сотрудницы «Дамского попечительства о бедных» фактически состояли на государственной службе, получая награды за свою деятельность на благотворительном поприще.
Конец 19 века стал временем бурного развития женской инициативы во всех сферах жизни, в том числе и на ниве благотворительности. К началу 20 века только в Москве и Санкт-Петербурге насчитывалось более 40 женских благотворительных  организаций.
1.2.Источники  средств.
Деятельность  любого благотворительного общества зависит  от средств, которыми оно располагает. Женские благотворительные общества существовали за счет пожертвований  частных лиц, членских взносов, средств  от сборов по подписным книжкам. По этим книжкам женщины собирали средства в кругу своих знакомых. Еще  одним источником служили доходы от устраиваемых в пользу общества лекций и концертов. Одним из источников средств были церковные сборы, так  называемый «кружечный сбор». Так, благодаря  кружечному сбору за 1904 г. было собрано 2 тыс. рублей.
Структура женских благотворительных обществ  за редким исключением была одинакова. Общество управлялось советом или  общим собранием. Последнее избирало совет, председательницу, ревизионную  комиссию для учета средств. В  обществах, находящихся под покровительством членов императорской семьи, решающее слово при выборе председательницы и совета принадлежало покровителям.
Мария Федоровна Морозова считала милосердие и благотворительность частью своей  жизни. Она поддерживает своих сыновей  в их благотворительных проектах и в увлечении искусством. По инициативе ее дочери Юлии Тимофеевны и на ее средства строится больница для малообеспеченных и переоборудуется родильный  приют. За свой счет она также руководит  строительством ночлежного дома на 800 мест.
По инициативе купчихи Варвары Яковлевны Лепешкиной в 1887 г было создано женское училище, которое готовило домашних учительниц и мастериц по рукоделию. Именно Лепешкинское училище предоставляло возможность  девочкам из малообеспеченных семей  приобрести профессии и по окончании  училища устроится на работу. 14 лет  Лепешкина занималась этим училищем, а после ее смерти по завещанию  оно перешло городу Москве вместе с полумиллионным капиталом на его  содержание.
Особой  благотворительностью славились Алексеевы. Огромные средства вложили они в  строительство московской городской  канализации, приведение в порядок  городских бульваров, строительство  ГУМа, Исторического музея, Городской  Думы и основание психиатрической  больницы (Канатчикова дача). После  своей смерти Александра Владимировна Алексеева оставила на благотворительность  свыше полутора миллионов рублей. На эти деньги содержались два  городских училища и приют  с ремесленным училищем для сирот.
Среди купечества было традицией отмечать память близких жестами благотворительности. Сибирский купец Медведников  ушел из жизни, оставив 27-летнюю вдову  Елизавету Михайловну с двумя  сыновьями. Несмотря на трудности ведения  большого торгового дела, она всегда находит время позаботиться о  голодных сиротах. А после своей  смерти оставляет значительную сумму  на устройство приюта для девочек-сирот. Сыновья строят в Иркутске приют, а при нем банк, доходы от которого поступают на содержание воспитательного учреждения в дань памяти их матери. Сюда принимали детей всех сословий, они получали образование. Именно Медведниковский приют открывает историю женского образования в Сибири.
В 1895 г  известный московский благотворитель Флор Яковлевич Ермаков завещал  свыше 3 млн рублей на благотворительность. Семь лет душеприказчики уклонялись от исполнения воли усопшего. Волю мужа решила выполнить вдова, Екатерина  Корнильевна. Ее план оказался сложным, но очень рациональным. Она выделяет неприкосновенный капитал - для пособий  бедным невестам крестьянского и  мещанского происхождения, а также  для пособий городским попечительствам  о бедных. Немалые суммы отпускаются  Домам трудолюбия, воинскому благотворительному обществу “Белый крест” и в распоряжение великой княгини Елизаветы Федоровны. Но особенно большие средства - на содержание богаделен имени Ф.Я.Ермакова и  устройство ремесленного училища его  же имени. Екатерина Корнильевна  строит в Москве два ночлежных  дома на 1500 тысячи человек каждый.
Деятельность  женских благотворительных 
обществ.

2.1. Забота  о детях.
В 1845 г. под председательством С.С. Щербатовой создается Совет детских приютов  Москвы. Приюты были рассчитаны и на постоянно живущих в них детей, и на приходящих. К началу 20 столетия они действовали во всех районах  Москвы.
Одним из первых в России благотворительных  обществ для помощи обездоленным детям было Общество Синего Креста, созданное в 1882 г. в Петербурге. По синему цвету печати и почетных жетонов  оно и получило свое название. Инициатором его создания была А. С. Белецкая. Общество использовало различные формы помощи детям: создание детских домов призрения, начальных школ, ремесленных училищ, детских больниц. Детям из бедных семей, опекаемым Обществом, постоянно назначались денежные пособия.
За счет частных пожертвований и организации  благотворительных акций, «Синему  Кресту» удалось накопить значительные суммы. Как сообщалось в календаре  Общества на 1900 г., начав с первоначальной суммы капитала в 1300 рублей, через 17 лет, в 1899 г. Общество Синего Креста располагало  уже средствами в 300 раз большими. За эти годы Общество открыло и  содержало 32 учреждения для детей  и оказало разовую денежную помощь почти по 32 тыс. прошений.
Одной из самых крупных женских организаций  этого направления стало общество «Женская помощь», организованное в 1894 г. в Санкт-Петербурге. Активистки присматривали  и ухаживали за малолетними детьми из бедных семей, пока их родители работали. Этим же занимались и сотрудницы общества «Ясли».
Женщины всегда особенно чутко относились к  грудным детям. В Западной Европе в конце 19 века по инициативе госпожи  Олсен-Нобель возникла сеть обществ  «Капля молока». Появилось такое  общество и в России. Члены его  доставляли молоко для младенцев, обучали  матерей правилам ухода и гигиены. По инициативе С.А.Перец возникло общество «Муравей», которое старалось обеспечить детей из бедных семей в холодное время года теплой одеждой.
Женщины и женские благотворительные  организации России активно выступали  за охрану детства. В 1907 г. представительницы  женских организаций обратились в министерство народного просвещения  с предложением включить народные детские сады в систему государственных учебно-воспитательных учреждений. Параллельно с этим женщины на свои средства организовали около 100 детских садов для детей 4-8 лет. На Первом Всероссийском женском съезде, проходившем 10-16 декабря 1908 года, делегатки требовали запретить детский труд до 14 лет, отменить ночные смены для подростков, ввести бесплатное обучение всех детей в возрасте от 7 до 14 лет.
Помимо  общественных детских садов и  ясель, в Санкт-Петербурге и Москве действовали общества по защите детей  от жестокого обращения со стороны  взрослых. В Санкт-Петербурге такое  общество было зарегистрировано в 1904 году. Оно имело свое убежище для  детей. Во всех полицейских участках вывешивались адреса попечителей - членов общества, куда можно было обратиться за помощью и содействием. Женские  организации заботились о детях  не только в столицах, но и в провинции, о чем свидетельствует энциклопедический  сборник «Благотворительные учреждения России», выпущенный в 1912 году. Из 342 упомянутых в нем, более половины обществ  в той или иной степени связаны  с заботой о детях. Так недостаток государственной заботы к подрастающему  поколению восполнился женскими инициативами и проектами.
2.2.Трудовая  взаимопомощь.
В 1861 г. Александра Николаевна Стрекалова основала Общество поощрения трудолюбия, которое  давало возможность женщинам зарабатывать на дому. Почти сразу же развертывается сеть швейных мастерских со школами  кройки и шитья, одна за другой открываются  женские ремесленные школы, Яковлевский  ремесленный приют в Болшеве, Дом воспитания сирот убитых воинов. В 1893 г. Стрекалова создает еще одно благотворительное общество - « Московский муравейник», которое имело целью  предоставить работу беднейшим женщинам. Общество имело свой Дом трудолюбия, народную чайную и пекарню.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.