На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Общественное мнение

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
    История понятия «общественное мнение»………………………………4
    Сущность и признаки общественного мнения………………………….10
    Объект и субъект общественного мнения…………………………...….12
    Проблемы формирования и проявления общественного мнения……..18
Заключение……………………………………………………………………....27
Список  использованной литературы…………………………………………..28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    Общественное  мнение — усредненная и поддерживаемая большинством точка зрения в различных  социальных группах на какую-либо проблему с учетом развития массового сознания и ролевых представлений социальной группы о поведении и мышлении внутри социума.[7, c.65-70]
    Проблема  формирование общественного мнения является актуальной на сегодняшний  день, как, впрочем, и в любой другой, так как эта тема волнует всех социологов и является не до конца изученной. Общественное мнение формируется у человека каждый день на основании всего, что окружает. В нашей стране каждый день происходит множество различных событий волнующие массы. Однако, СМИ, порой, формируют ложные представления о событиях тем самым, манипулируя сознанием людей. Таким образом, объектом моего изучения является общественное мнение, предметом – проблемы формирования общественного мнения.
    Современный интерес к судьбе социально-политического перелома, начатого около 20 лет назад, связан не столько с условно "круглой" датой, сколько с обострением общественного внимания к современному значению и возможным перспективам реальных последствий этого события. Поэтому целесообразно выделить две различные, но взаимосвязанные плоскости изучения этой проблемы. Во-первых, "субъективная", представленная в общественном сознании и отраженная в исследованиях общественного мнения память о событиях перестройки. Во-вторых, "объективная память", т.е. реальное наследие перемен в общественной действительности, в социальных отношениях, процессах, институтах. [8, с. 8-14].
    Целью моей работы является изучение общественного  мнения. Задачей же моего реферата является рассмотрение проблем формирования общественного мнения.  
 
 

1. К истории понятия  «общественное мнение»
    Общественное  мнение с древних времен считалось  одним из наиболее влиятельных социальных институтов. Еще древнегреческий философ Эсхил говорил: «большая сила — мнение народное». Во все времена власти хотели видеть в нем поддержку и союзника, а философы называли общественное мнение нравственным судьей и зеркалом общества.
    Уже в античности в общественном мнении видели важную общественную силу и отводили ему значимое место в государственной жизни. Однако по сей день социологи анализируют природу и особенности общественного мнения, природу его формирования, движущие силы его развития, его деятельность в различных сферах общественной жизни, методы и способы обнаружения общественного мнения и многие другие вопросы связанные с этим удивительным явлением духовной жизни общества.
    Роль  общественного мнения в разные исторические периоды была далеко не одинакова. Она зависела от действия специфических законов развития общественных формаций, позволяющих и не позволяющих формированию и выражению мнения народа. Теоретики права стремились раскрыть роль общественного мнения в государственной жизни, моралисты — влияние его на нравственную жизнь общества, психологи — особенности формирования мнения в разных социальных группах и т.д.
    В V—IV вв. до н. э. в древнегреческих полис общественное мнение анализировалось с различных сторон и ему придавалось большое значение. Протагор считал, что именно оно способно ответить на вопрос о том, что является истинным, а что — ложным, какое решение правителя следует считать добродетельным и справедливым, а какое нет. Протагор по сути объединял общественную власть, государство и общественное мнение. Для Сократа было очевидно, что правителями должны быть образованные и мудрые люди, и, следовательно, мнение большинства не является приоритетным. Платон обращается к идее общественного мнения в ряде работ: «Государство», «Законы», «Афинская полития». Он рассматривает проблему справедливости как социально-политическое и нравственное основание существования государства. Справедливость толкуется им как воздаяние должного кому бы то ни было — «отдать каждому должное». Он указывает, что надо воспитывать людей в духе понимания справедливости и следования ей в отношениях каждого человека к другим людям и государству. Следует бороться с несправедливостью и с несправедливыми людьми, особенно если они получили власть над другими людьми или власть в государстве, ибо они используют эту власть в своих корыстных целях. Следует всячески препятствовать несправедливому захвату и использованию власти, опираясь на мнение большинства. Правитель должен знать, каково мнение народа, но отнюдь не всегда должен следовать высказанному общественному мнению.
    Аристотель  отмечал, что мнение имеет дело со случайными, чувственно воспринимаемыми фактами, что оно познает случайное, единичное, его суждения могут быстро изменяться, в результате чего мнение — превращается в ложное. Научное знание открывай истину, а мнение — «не исследование, а уже в известном смысле утверждение»1. Он справедливо видел в огромной массе отчужденных от политической власти неимущих граждан опасную и значимую силу, которая не всегда способна на разумные и обоснованные решения. Поэтому философ утверждал, что когда в государстве много людей лишено политических прав и в нем много бедняков, то такое государство неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными людьми. Остается одно — предоставить им право участвовать в совещательной и судебной власти.
    Первой  к изучению общественного мнения обратилась государственно-правовая наука. В Германию и Францию этот термин пришел из Англии. Считается, что термин «общественное мнение» (public opinion) ввел в политический обиход английский писатель и общественный деятель XII века Дж. Солсбери для обозначения моральной поддержки парламента со стороны народа. [4, с.128]
    Теоретическому  осмыслению общественного мнения и  его роли в государственной жизни  уделено много места в знаменитом трактате «Государь» итальянского мыслителя и государственного деятеля Н. Макиавелли. Особенно интересным является социально-психологический анализ отражения личности политика в общественном мнении, когда мнение большинства всегда будет рассматриваться как истинное, в противовес объективной оценке меньшинства.
    Позднее в XVII—XVIII вв. словами «общественное  мнение» обозначалось представление  о политическом мнении публики и  избирателей, проявляющееся вне парламента в противоположность негласному обсуждению политических вопросов в парламенте. С конца XVIII в. этот термин стал общепринятым.
    В Новое время общественное мнение анализировалось в работах английских философов Т. Гоббса, Ф. Бэкона и Дж. Локка.   В работе «Опыт о человеческом разуме» Локк выделил три группы законов, которым должен подчиняться человек в своем поведении: божеские, человеческие и общественного мнения. Он рассматривал общественное мнение как проявление нравственности и считал, что люди при оценке своих поступков обращаются не только к религиозным заповедям, гражданским законам, но и к общественному мнению. Философ утверждал, что если религиозные заповеди суть мера греха и исполнения долга, а гражданские законы суть мера преступления и неприступности, то законы общественного мнения являются мерой добродетели или порока. «Мерилом того, что везде называется и считается «добродетелью» и «пороком», является то одобрение или нерасположение, восхваление или порицание, которое по скрытому и молчаливому согласию устанавливается в различных человеческих обществах»2. В силу этого одобрения и нерасположения люди устанавливают между собой то, что они намерены называть «добродетелью» или «пороком».
    Положение Локка об общественном мнении как  мере «нравственного» и «безнравственного» позволило в дальнейшем социологам исследовать роль общественного мнения в нравственной жизни, а также обосновать такую специфическую особенность мнения как оценочность.
    Т. Гоббс считал, что мнение есть отражение  определенных социальных потребностей. Поступки и деятельность людей обусловлены их мнениями, и если эффективно управлять мнениями людей, это приведет к эффективному управлению их деятельностью, что позволит добиться мирного решения социальных проблем.
      Рассматривал понятие общественного  мнения и Гегель. Подразделив  общество на «гражданское общество»  и «государство», Гегель стремился доказать, что только государство способно решать проблемы, затрагивающие интересы всего общества. Народ наделен субъективным мнением, «государство же имеет своим определением объективные, а не субъективные мнения»3.
    По  Гегелю, слово «народ» обозначает особенную часть членов государства, ту часть, которая не знает, чего она хочет. Знание того, чего хочет, и тем более, того, чего хочет в себе и для себя сущая воля, разум, есть плод глубокого познания и проникновения, которое именно и не есть дело народа4
    Что же представляет собой общественное мнение народа неорганизованного, не знающего того, чего он хочет?
    Общественное  мнение есть неорганический способ обнаружения того, что народ хочет и что он думает. То, что, действительно, проявляет себя в государстве, должно, разумеется, действовать органически, и это имеет место в государственном строе, — писал Гегель.
    Неорганическому способу обнаружения общественного  мнения присущи предрассудки и заблуждения. «Общественное мнение заслуживает поэтому одинаково как уважения, так и презрения...В общественном мнении содержится все ложное и истинное, но найти в нем истинное есть дело великого человека»5.
    Обоснование роли общественного мнения появляется и в работах по теории государства и права. Например, в работах немецкого правоведа Ф. Гольцендорфа «Роль общественного мнения в государственной жизни» и английского историка Д. Брайса «Американская республика» в трех частях, изданных в 1890 г.
    Общественное мнение оставалось предметом по преимуществу правовых наук до конца XIX в. С этого времени понятие общественного мнения становится предметом изучения психологического направления социологии. Так французский социолог Г. Тард, автор работы «Общественное мнение и толпа», считал, что общественное мнение творит публика, границы которой весьма расплывчаты, а основная черта публики есть движение мнений, которое она порождает. Тард отмечал, и общественное мнение представляет собой определенную совокупность размышлений и ответов на вопросы современности. Но главным является то, что мнение — это статистическая система, управляемая и логикой, и чувствами и разделяемая разным количеством человек от нескольких десятков до нескольких миллионов. Существование этой статистической системы обусловлено тем, чтобы каждый человек сознавал, что его мнение совпадает с мнением других людей по самым разным вопросам насущной жизни. Важно также, чтобы эти суждения относились к одному и тому же предмету, о котором все имеют представление. Если же этот предмет нам не известен, то он не имеет общественной значимости и не может быть предметом мнения. Тард писал, что мнение — это мгновенная более или менее логичная группа суждений, которые отвечая на актуальные вопросы, воспроизводятся во множестве экземпляров у идей одной и той же страны, одного времени и одного, общества. Высказанное индивидом суждение распространяется на все общество и становится общим. Общение с помощью слова и посредством печати производит общественное мнение. Роль Г. Тарда в анализе понятия общественного мнения чрезвычайно велика, не случайно немецкий социолог Хабермас считал, что Тард был первым, кто сделал анализ надлежащим образом.
    В 1906г. Профессор Московского Университета В.М. Хвостов публикует работу «Общественное мнение и политические партии», в которой связывает процесс зарождения общественного мнения с интересами классов и социальных групп. Он придавал особое значение роли народа в создании общественного мнения. Так как выражение отношения в форме одобрения или осуждения, пожелания или требования составляет один из важных признаков общественного мнения, Хвостов определяет общественное мнение как « ... то отношение, которое общество принимает к какому либо вопросу или событию, причем члены общества сознают свою солидарность в воззрениях по данному вопросу»6.
    Начиная с 20-х годов XX столетия, развернулось всестороннее научное осмысление общественного мнения, анализ динамики это. го явления, его движущих сил и роли в системе властных отношений. С 60-х годов прикладная социология активно стала изучать природу общественного мнения, механизмы его формирования и функционирования, а с 90-х годов активно проводить массовые политические опросы; в это же время произошло деление социологических исследований на научные и коммерческие. 
 
 
 

2. Сущность и признаки  общественного мнения
    Понятию «общественное сознание» не везет  в социологии. Западная социология его просто не знает. В российской оно имеет два смысла. Первый - красивый синоним общественного  мнения. Второй смысл – уничтожительный. [6, с.5-23].
    Для того чтобы выяснить, что представляет собой общественное мнение, следует ответить на вопросы: каковы его признаки и его место в общественном сознании, кому оно принадлежит и какова его роль в общественной жизни.
    При ответе на первый вопрос следует заметить, что в общественном мнении всегда выражается определенное отношение людей к решению тех или иных вопросов общественной жизни, к деятельности правительства, политических партий, к отдельным личностям. По каким бы вопросам ни формировалось мнение: политическим, правовым, нравственным оно всегда выражает отношены людей к выдвинутым проблемам. Выражение отношения в форме одобрения или осуждения, пожелания или требования составляет один из важных признаков общественного мнения.
    Другим  важным признаком является то, по что  оно формируется по вопросам, затрагивающим общие интересы людей, и возникает в связи с расхождением их взглядов по интересующим их вопросам.
    Важным  признаком общественного мнения является не только то, что оно публично высказывается и защищается, но и  то, как широко оно распространено.
    Специфика общественного мнения в том, что в этом суждении выражается отношение к чему-либо в форме одобрения или осуждения, пожелания или прямого требования. Возникает данное отношение в связи с наличием противоречивых суждений и высказывается общественностью.
Общественное  мнение отражает все или почти все стороны жизни общества. Оно включает в свое содержание те же рациональные, волевые и эмоциональные моменты, что и специфические формы общественного сознания. Так, если мнение высказывается по политическим или нравственным вопросам, то оно тем самым включает в себя и политические, и нравственные идеи, т.е. рациональные моменты.
    Общественное  мнение широко охватывает также сферу  чувств людей, так как оно оценивает  поступки людей, одобряет или осуждает их. Чувства расположения, симпатии или гнева, ненависти с необходимостью присутствуют в общественном мнении.
    Наличие в содержании общественного мнения рациональных, волевых и эмоциональных  моментов сближает его с политическим и правовым сознанием, с этическим и эстетическим сознанием. Что касается науки как формы общественного сознания, то история общественной мысли показывает, как общественное мнение нередко противопоставлялось науке.
    Эти взгляды были выражены в философии  Гегеля. В «Философии права» он писал: «Формальная, субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица, как таковые, имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением»7.
    Коллективное  суждение по Гегелю, не носит характера  научного знания. В этом он видел  одну из особенностей общественного  мнения, определяемую тем, что мнение высказывает народ. Народ, считал философ, представляет ту часть членов государства, которая не знает, чего она хочет. Поэтому в общественном мнении на первый план выступают предрассудки и заблуждения. Общественное мнение не основывается на проверенных фактах, оно по своей природе субъективно, не поднимается на высоту научного знания.
    То, что общественное мнение как суждение, выражающее обыденное сознание людей, не основывается на научных положениях, часто бывает справедливым, однако нельзя рассматривать наличие в общественном мнении ложных представлений его специфической чертой.
3. Объект и субъект общественного мнения
    Ключевыми понятиями феномена «общественное  мнение» являются понятия объекта и субъекта. Объектами общественного мнения выступают факты, события и процессы. То есть мнения — это суждения людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности, их оценку. Особенность мнений как оценочных суждений состоит в том, что в них выражается и субъективное отношение людей к объекту.
    Для выяснения специфики мнения важно  рассматривать его как необходимое звено во взаимоотношении субъекта и объекта деятельности, в отношении человека, социальной группы с окружающим миром. Ведь люди не только отражают действительность и познают ее, но и вступают в определенные практические отношения с ней, изменяют ее. В процессе взаимодействия человека, социальной группы, класса с окружающим миром высказываются оценочные суждения, которые выступают в качестве регулятора отношений, поведения людей.
    Мнение  складывается на основе знания о предмете высказывания, и чем глубже наши знания о нем, тем объективнее наше суждение. Однако мнение зависит не только от знаний, но и от интересов людей, их мировоззрения/ Например, от интересов будет зависеть, обратят ли люди внимание на то или иное явление. Если это явление затрагивает интересы людей, то они не останутся безразличны к нему. Следовательно, если мнение зависит от интересов людей, их мировоззрения, а не только от знания, то оно не может не содержать субъективный момент, хотя и не сводится к нему.
    Мнения различаются по своему субъекту, мнения и выразитель в качестве которого может выступать любая группа, общность людей. Все мнения кроме индивидуального, принято называть общественным мнением. Существует мнение той или иной социальной группы или мнение коллектива, которые не совпадает полностью, ибо любая социальная группа и любой коллектив имеют свои специфические интересы, касающиеся только их членов. Субъектом коллективного мнения выступает социальная группа, коллектив, которые могут принимать участие в формировании общественного мнения по какой либо проблеме общественной жизни. Такой коллектив можно назвать субъектом общественного мнения лишь постольку, поскольку он входит составной частью в ту или иную социальную группу или общность людей, которой принадлежит общественное мнение. В этом смысле коллективное мнение выступает формой проявления общественного.
    Субъектом общественного мнения выступает  не любая группа людей, а большие  человеческие общности. В строгом  смысле слова общественное мнение —  это народное мнение, хотя этот Термин употребляется для обозначения мнения самых различных социальных групп и общностей людей.
    Для точного употребления понятия «общественное  мнение» следует различать термины «субъект общественного мнения» и «выразитель общественного мнения». Субъект — это устойчивая общность людей, которой принадлежит то или иное мнение, с позиций интересов которых оно высказывается.
    Выразителем общественного мнения является любое  объединение людей, выступающее  его носителем, в том числе  инициатором его формирования. В качестве его выразителя, инициатора выступает, как правило, общественность, за которой всегда стоят социальные группы, классы с их интересами.
    Наряду  с общественным мнением по одному и общества»» тому же предмету существуют, как правило, мнения, не охватываемые этим понятием. Кроме того, в каждый данный момент в обществе существует множество мнений, принадлежащих большим и малым социальным общностям и высказываемым по самым различным вопросам. Для обозначения всей совокупности мнений в литературе принято употреблять понятие «мнение общества».
    Понятие «мнение общества» ни в коей мере не умаляет значения понятия «общественное мнение», так как речь идет лишь о более полном выражении в понятиях реально существующих и играющих все более важную роль в современном обществе.
    Важность  использования данного понятия  вызывается и чисто практическими  соображениями. Когда используется мнение общества как средство регулирования отношений между людьми, возникает потребность исследования не только общественного мнения, являющегося мнением большинства, но и иных мнений по данному вопросу. Мнения весьма подвижны. Особенность их такова, что с изменением условий, влияющих на их формирование, вчерашнее мнение меньшинства сегодня может стать мнением большинства, или единодушным мнением, и наоборот. Изменчивость, подвижность мнений также делает необходимым анализ всей их совокупности.
    Ведущее место в совокупности различных  мнений принадлежит общественному  мнению, по которому можно судить о мнении общества как об одном из состояний общественного сознания. Общественное мнение высказывается по вопросам политической, экономической, социальной, нравственной и другим сторонам жизни общества. Но первостепенное значение приобретают те вопросы, которые представляют для субъекта общественного мнения непосредственный интерес в данное время. Если же вопрос не представляет общего интереса, то по нему не будет формироваться общественное мнение.
    Итак, субъектом общественного мнения выступает доминирующее большинство того или иного общества. Как мнению большинства общественному мнению присуще внутреннее единство.
    В содержании сформировавшегося общественного  мнения не могут одновременно присутствовать противостоявшие и противоборствовавшие в период его зарождения и становления суждения. Сложившееся общественное мнение самим фактом своего существования выражает не процесс обмена мнениями, не борьбу противоположных мнений, а результат, итог этого обмена, этой борьбы. Если было бы иначе, если бы общественное мнение выступало как множественное образование, оно не имело бы того огромного морально-политического авторитета, которым отличается в реальной жизни8. Именно это единство определяет его превращение в общественную силу, оказывающее влияние на деятельность людей.
    Формирование  общественного мнения осуществляется стихийно и сознательно. Этот вопрос имеет свою историю. Определяя общественное мнение как мнение публики, Г. Тард и Г. Лебон подчеркивали этим пассивный характep мнения. Хотя публика и имеет свои интересы и цели, и это ее объединяет, но она не всегда является активным участником событий. На ограниченность понимания общественного мнения как рения публики обращал внимание выдающийся русский ученый В.М. Бехтерев. В работе «Коллективная рефлексология», рассматривая разные объединения людей, он связывал существование общественного мнения с такими объединениями или коллективами людей, как собрание и мир. Собрания — съезды, общества, комитеты и т.д., в которых выражается активное отношение к предмету их объединения. Миром он называл коллективы, имеющие общие воззрения и даже свои обычаи и создающие «так называемое общественное мнение»9. Бехтерев считал, что это уже нечто другое, чем публика, и мнение, выраженное им, не может рассматриваться как что-то внешнее и пассивное, оно выступает как внутренне присущая и активная сила общественности.
    Эволюция  и развитие общественного мнения начинается буквально с установления семейного очага, образования клана и племени.
    Если  раньше до образования этих союзов действиями человека руководил исключительно эгоизм, который самое большее допускал милость и пощаду врагу, то с этих пор начинается впервые регуляция действий человека с точки зрения интересов союза. Руководством такого регулирования везде и всюду является так называемое общественное мнение, определяющее добро и зло с точки зрения интересов общества, а не с точки зрения одних личных стремлений10.
    Позднее был создан аппарат суда, но суд  не устранил силы и значения общественного мнения, играющего огромную роль как в примитивных обществах, так и в развитых социальных организациях. При этом общественное мнение является более тонким инструментом в оценке человеческой деятельности, нравственных поступков, помыслов и нравственных чувств человека, которые не могут быть оценены судом вообще. Общественное мнение выносит свою совершенно определенную оценку нравственному поведению.
    С общественным мнением связываются и такие общественные явления, как популярность, известность, которые являются для многих побудителем к действиям, имеющим общественный характер и общественный интерес.
    Сила  общественного мнения настолько  велика, что против него бывают бессильны даже caмые влиятельные личности. Г. Лебон говорит буквально об иге общественного мнения в любом обществе. Он характеризует этот феномен в Древнем мире следующим образом.
    Греки, которые, по мнению невежественных краснобаев, насладились такой свободой, в действительности были подчинены игу общественного мнения и обычая, Каждый гражданин был окружен сетью безусловно ненарушимых верований: никто не смел и думай об оспаривании общепринятых идей и подчинялся им без протеста. Греческий миф не знал ни религиозной свободы, ни свободы частной жизни, ни какой бы то ни было свободы вообще11.
    Очевидно, что как только личность сделает  попытку выйти из обычно установленных  обществом правил, как на нее обрушится сила общественной оценки и вернет ее в границы допустимого обществом либо уничтожит в социальном смысле. Однако при всем подавлении обществом личности следует отметить, что «общественные шаблоны» ограничивают личность лишь в той деятельности, которая является стереотипной. Они не влияют на ее индивидуальность, самобытность с принадлежащими только ей взглядами и стремлениями. Эта индивидуальность личности имеет важное значение в общественной жизни, ибо ею и определяется прогресс общества. Бехтерев отмечал, что лишь благодаря своим индивидуальным способностям личность поднимается выше уровня массы и может осуществлять созидательную работу, обеспечивающую поступательный ход умственной развития человечества. Можно сказать, что самобытное развитие личности есть основа социального прогресса народов, который лучше всего обеспечивается полной свободой личности в ее взглядах и стремлениях, насколько последние не могут нарушать интересы других, и в особенности интересы общества как целого12. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Проблемы формирования и проявления общественного мнения
    В ходе развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно Основные методы формирования — внушение, убеждение, подражание. Основные средства (каналы) формирования — средства массовой информации, устная пропаганда, политическая агитация, межличностное общение.
    Общественное  мнение складывается из широко распространённой информации, как то: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно как  и из слухов, сплетен, заблуждений.
    В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса).
    На  общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом авторитетными  и компетентными, личный опыт людей.
    Инструментами воздействия на общественное мнение со стороны государства являются пропаганда и цензура.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.