Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Архитектура древнего Египта

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  введение
От архитектурных  сооружений Древнего Египта осталось очень много — и практически  ничего. Очень много — потому что в стране были крупные запасы хорошего строительного камня, и  египтяне превосходно научились  обрабатывать его. Очень мало —  потому что из камня они возводили  лишь сооружения, имевшие какое-то отношение  к вечности. Большая часть жилых  и хозяйственных построек, то, без  чего немыслимо воссоздать историю  всей цивилизации Кеми, а не только историю ее искусства и религии, возводилось из недолговечных сырцовых кирпичей. В отличие от городов  Шумера, раскопанных под холмами  многовекового мусора, в египетских городах практически не было зданий из обожженного кирпича, сохраняющегося не в пример дольше. В Египте просто не было необходимости обжигать сырцовые кирпичи ввиду сухого климата  с низким уровнем осадков.
    Совсем  другая картина складывается  при изучении памятников монументальной  архитектуры Древнего Египта. Колоссальные  каменные сооружения, вырубленные  в толще скал или сложенные  на ровных строительных площадках  вдалеке от каменоломен, являют  собой великолепные образцы инженерной  и художественной мысли. 
В своей работе я хочу подробно рассмотреть наивысшие достижения древнеегипетской архитектуры и скульптуры различных периодов истории Египта, изучить присущие им неповторимые особенности 
 

Архитектура
Период Древнего царства был временем сложения всех форм египетской культуры. Уже с  ранних времен в египетском искусстве  ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей  и знати. Это объясняется тем  особым значением, которое имели  в Египте заупокойные культы, тесно  связанные с широко развитыми  культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной “вечной жизни”, а следовательно – сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал - камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы – «дома вечности» – явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные “домики для души”.
 По представлениям  обитавшего в долине Нила первобытного  человека, загробная жизнь являлась  подобием земной, и умерший человек  так же нуждался в жилище  и еде, как и живой; гробница  мыслилась домом умершего, что  и определило ее первоначальную  форму. Из этого же родилось  стремление сохранить тело умершего  или хотя бы голову. Так как  в начале способы бальзамирования  были несовершенными, в гробницы  ставили статуи умершего как  замену тела в случае его  порчи. Итак, гробница - дом умершего - должна была служить таким  помещением, где была бы в полной  сохранности мумия, где помещалась  бы статуя умершего и куда  его родные могли приносить  все необходимое для его питания.  Эти требования и определили  структуру гробниц Древнего царства.
 Гробницы знати,  так называемые “мастабы”, состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастабы усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастабе, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые. 

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
( 3200 - 2400 гг. до н.  э. ) 

(1). Самая древняя пирамида — пирамида фараона Джосера — была воздвигнута около пяти тысяч лет назад. Ее строитель Имхотеп был архитектором, врачом, астрономом, писателем, советником фараона, на протяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности. Место, выбранное Имхотепом для строительства комплекса пирамиды Джосера, находится на краю плоскогорья, откуда открывался прекрасный вид на Мемфис. Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров), её высота -60метров (2)
Пирамида Джосера открыла путь к созданию совершенного и законченного типа пирамиды. Первой такой пирамидой была усыпальница царя IV династии
 Снорфу (около 2900 г. до н. э. ) в Дашуре, имевшая свыше 100 м в высоту и явившаяся предшественницей знаменитых пирамид в Гизе, причисленных в древности к семи чудесам света. Их построили себе фараоны IV династии Хуфу
 (Хеопс), Хафра (Хефрен) и Менкаура (Микерин
Крупнейшая из них, пирамида Хеопса, сооружена в XXVIII веке до н. э.
(3) Поминальный храм Хефрена состоял из двух частей: привратного пилонообразного сооружения, ошибочно называвшегося раньше (также и Шуази) «Храмом сфинкса», и собственно поминального храма. В обоих случаях — одинаковое внутреннее разрешение пространства: за передним помещением идут два зала— широкий и продольный в форме перевернутой буквы Т. В самом храме за этими залами следует широкий двор со статуями фараона, дальше еще пять глубоких камер, тоже для скульптур. Фасад и стены зала облицованы розовым гранитом. Столбы внутри, разбивающие залы на три нефа, точно так же сделаны из великолепно отполированных цельных кусков гранита. Соотношение высоты к ширине в этих четырехгранных столбах равняется 4:1. Элементы массы в столбе, гладь четких гранитных плоскостей, лишенных какой бы то ни было декорации (полное отсутствие рельефов), позволяют отнести подобный памятник к тому же стилю, что и пирамиду. Лаконизм выражения — основа этого стиля времени правления IV династии (первая половина третьего тысячелетия до н. э.). 

Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизы является знание конструктивной роли камня и  его декоративных возможностей. В  храмах при пирамидах Гизы впервые  в Египте встречаются свободно стоящие  столбы. Вся декорировка зданий построена на сочетании отполированных плоскостей различных камней. Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасно гармонировали с облицовывавшими его стены плитами розового гранита и с алебастровыми полами, так же как аналогичное оформление зала ворот в долине составляло замечательное по красочности целое со статуями из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера
Среднее царство( 2100 в. - начало 1700 в. до н. э. ) 

(4) В храме Ментухотепа I мы видим совершенно новые формы: пандусы, открытые дворы, портики с колоннами, выполненными в форме священных растений Древнего Египта. Открытые дворы в заупокойных храмах были похожи на дворы в домах простых египтян, но для фараонов они имели совершенно особое значение. Назывались они хебседными. Хебсед был праздником тридцатилетия правления фараона, когда совершалось ритуальное убийство статуй. Такая хебседная статуя Ментухотепа I сохранилась до нашего времени. Фараон должен был совершить ритуальный бег вокруг двора, чтобы доказать, что он может править Египтом дальше.
 Усыпальница Ментухотепов была наиболее выдающимся памятником XI династии. Удачный выбор места и смелое применение увенчанных пирамидой колоннад позволили зодчему добиться гармоничного сочетания двухъярусного леса колонн с бесконечными вертикалями скал, хорошо выделяющих ярко сверкающее на солнце желтовато-белое здание храма. 

(5)
Новое царство 1584-1071вв до н. э.
(6) . Карнак строился на протяжении двух тысяч лет, но это на нем почти не отразилось. Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними - обелиски. Обелиск - это как бы застывший солнечный луч. Обелиски стоят в Париже, в Санкт-Петербурге и в Cтамбуле, но появилась эта форма в Древнем Египте. Что это - скульптура или архитектура, или то и другое вместе? Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы. Их часто так и называли - колоссы. Они вызывали ужас и трепет даже у древних греков, которые прекрасно владели искусством архитектуры и скульптуры. Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами. Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. Сначала процессия попадала в большой, залитый солнцем и окруженный колоннадой перистильный двор. Пройдя дальше, сквозь следующие пилоны, люди оказывались в полутемном помещении, свет в которое лился только через маленькие окошки сверху. Это колоссальный колонный зал - гипостильный зал, центральные колонны которого достигали в высоту более двадцати метров. Свод над ними был расписан как небо - синий с золотыми звездами. Свет солнца преображался, попадая туда, и человек ощущал себя маленьким-маленьким. Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника. Следующий проход тоже шел сквозь пилоны, открытый двор, залитый солнцем, с колоннами и статуями фараонов, и колонный зал. И только потом начинались священные помещения: молельня, сокровищница и собственно храм, внутри которого стояли священные статуя и ладья. Строительство храмов начиналось именно с этого ядра, из которого по великим праздникам выносилась статуя Амона, погружалась на священную ладью и пускалась в плавание по Нилу.
Храм в Луксоре  значительно уступает в размерах Карнакскому храму, однако считается наиболее гармоничным и законченным храмовым сооружением периода Нового царства. Расположенный вдоль берега Нила в трех километрах к югу от храма в Карнаке, храм в Луксоре играл подчиненную роль по отношению к великому Карнакскому храму и использовался исключительно во время прохождения процессии, посвященной Амону и приуроченной к началу нового года . Храм в Луксоре (рис. 8) почти целиком воздвигнут в XV в. до н.э. при Аменхотепе III (XVIII династия) (архитектор -- Аменхотеп Младший) и завершен в XIV в. до н.э. Рамсесом II (XIX династия). Отличительной особенностью Луксорского храма являются его гигантские колоннады. Всего в залах и дворах храма насчитывается свыше двухсот колонн. Колоннады придают храму подчеркнутую монументальность; колонны символизируют заросли папируса, в которых появился на свет бог солнца Амон.
Храм, имеющий форму  прямоугольника, вытянут с севера на юг. Вход в храм оформлен в виде пилона, построенного Рамсесом II. Перед  пилоном были воздвигнуты шесть  колоссов Рамсеса II: четыре гигантские статуи изображали стоящего фараона, две  статуи запечатлели фараона сидящим. У входных ворот храма возвышались  два обелиска высотой 35 м. Один из них  в XIX в. был вывезен во Францию  и ныне стоит на площади Согласия в Париже.
Храм в Луксоре -- сложный архитектурный ансамбль, в котором отразились различные эпохи истории Египта. Так, в общий ансамбль храма включен храм Александра Македонского, добившегося от египтян своего обожествления и объявившего себя сыном бога Амона. Есть здесь и христианская часовня, относящаяся к первым векам нашей эры. В ряде мест изображения древних богов соскоблены и заменены надписями на коптском языке, есть также христианские фрески, выполненные поверх древнеегипетских рельефов. После завоевания Египта арабами Луксорский храм был почти полностью засыпан, его выступающая часть была использована в качестве фундамента для строительства мусульманской мечети, которая стоит на нем и поныне.
 
(7) Этот храм очень похож на Карнак и на Луксор - с теми же дворами, гипостильными залами, с залом Анналов, где описаны все великие подвиги фараона Рамзеса II. Современные строители с большим трудом смогли перевезти огромные камни, которые были высечены из скалы нашими предками. Этот храм - скальная гробница. У него нет практически никаких наземных сооружений. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. Снаружи - только фасад с огромными статуями фараона. Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. Дважды в год он освещает двух богов из трех, которым посвящен этот храм - статую бога Амона и статую бога Гора. Бог Пта никогда не освещался солнцем. Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Их невозможно разделить, потому что они высечены из одной и той же скалы. Только при переносе храма на новое место стало ясно, насколько глубоко сквозь скалы могли видеть древние строители. Они смогли увидеть даже трещину в скале, благодаря которой образовалась естественная опора, не дававшая упасть фасаду. Но ничего более величественного, чем храм в Абу-Симбеле, египтянами больше построено не было.
Архитектура Нового царства сохраняет все виды растительной колонны, но чаще всего прибегает  к папирусообразным колоннам. 

 ПОЗДНий египет 

( 1071 в. – 332 г. до н. э. ) 

 Войны, которые  вели фараоны Нового царства,  помогая обогащению царей, храмов  и знати, истощали Египет и  задерживали развитие его производительных  сил. В течение первого тысячелетия  до н. э. происходили восстания  крестьян, наряду с непрерывной  борьбой различных групп внутри  знати и жречества.
 Начиная с 11 в. до н. э. Египетское государство  распалось на ряд отдельных  царств, временами объединявшихся  в единое, но недолговечное государство. 

 В течение 11 и половины 10 в. до н. э. севером  Египта правили фараоны так  называемой XXI династии, сохранившие  своей столицей Танис и находившиеся в родстве с фиванскими жрецами Амона, управлявшими югом страны. В середине 10 в. произошло объединение Египта под властью ливийской
(XXII) династии. В конце  8 в. Египет был покорен нубийским  царем Пианхи.
 Однако владычество  эфиопов в Египте не было  долгим, так как последнему угрожал  новый, сильнейший завоеватель  – Ассирия. Борьбу против Ассирии  возглавили правители западной  дельты, которые в союзе с греческими  городами, Малой Азией и Лидией  изгнали ассирийцев, объединив под  своей властью весь Египет  и образовав XXVI династию со  столицей в Саисе. 

 Египетское искусство  11 – 8 вв. до н. э. представляло  собой сложную картину. Во времена  длительных распадов государства  не велось никакого крупного  строительства. Последнее возобновлялось  лишь в недолгие периоды укрепления  страны при ее объединениях. Именно  в такие периоды были произведены  последние крупные доплнения Карнака – строительство еще одного двора с портиками и гигантским пилоном высотой в 43,5 м, шириной в 113 м и толщиной в 15 м. Проход посередине двора был оформлен в виде монументальной колоннады с капителями в форме открытых цветов папируса. Превосходя по масштабам предшествующие сооружения Карнака, эти памятники не внесли ничего нового в египетскую архитектуру. Не добавили ничего существенного в ее развитие и царские гробницы этого периода. Найденные в Танисе гробницы фараонов XXI династии, представляли собой небольшие склепы, устроенные рядом с храмом прямо в песке и сложенные из каменных плит. Фараоны-эфиопы хоронились в столице Нубии, Напате; их гробницы имели форму небольших построенных из кирпича пирамид, отличающихся от египетских более крутым профилем. 

 Строительство,  вновь развернувшееся во время  правления саисского фараона Псамтика I, было сосредоточено преимущественно в новой столице,
 Саисе, где был заново сооружен большой храм главной богине Саиса – Нейт, в котором устраивались теперь и царские погребения. Но эти постройки не сохранились. О масштабах и высоком качестве убранства этого храма свидетельствует уцелевший гигантский наос из цельного куска гранита высотой около 25 м и весом в 300 тонн, с великолепно отполированной поверхностью.
Скульптура  Древнего Египта
Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных  областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц  в физической форме. Существовало также  множество изображений ка в могилах  простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне  храмов. Большой сфинкс в Гизе более  нигде не повторялся в натуральную  величину, однако аллеи из уменьшенных  копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом  многих храмовых комплексов. Самое  сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как  правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Сохранилось огромное количество резных статуэток — от фигур богов  до игрушек и посуды. Такие фигурки  делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в  загробном мире.
Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму  каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена. В традиционных статуях сидящих писцов столь  же часто обнаруживается сходство с  формой пирамиды (кубическая статуя).
Существовал очень  строгий канон[1] создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Существовали определенные правила изображения  египетских богов: так, бога Гора следовало  изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой  шакала. Все скульптуры создавалась по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.
1 Скульптура Раннего  Царства
2 Скульптура Древнего  Царства
3 Скульптура Среднего  Царства
4 Скульптура Нового  Царства 
4.1 Амарнский период
5 Скульптура Позднего  Царства
Скульптура Раннего  Царства
 Скульптура раннединастического  периода происходит в основном  из трёх крупных центров, где  находились храмы — Она, Абидоса  и Коптоса. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» — ритуалом обновления физической мощи фараона. К этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя, исполненных в круглой скульптуре и рельефе, а также изображение его ритуального бега — характерное исключительно для композиций в рельефе.
К списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема, представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов: фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована. Здесь уже выявлены основные черты стиля — монументальность формы, фронтальность композиции. Неподвижна поза статуи, вписывающейся в прямоугольный блок трона, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени, являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост Додинастический период (Древний Египет)|додинастического периода]] уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела.
Новые черты появились  и в рельефах. Если в предшествующую эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции, то теперь они стремились к лаконичной форме  выражения. Чем больше в изображениях отброшено второстепенных, частных  признаков, тем сильнее выступает  главное и существенное в образе, приобретающем многозначный смысл, возводящий его в категорию символа. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Здесь художник нашел простые и емкие по значению изобразительные средства. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. 

Строгое вертикальное членение фасада, аналогичное архитектурным  сооружениям, контрастирует в стеле  Джета с гибким телом змеи. Изображение сокола Гора, входившее в состав имени фараонов нулевой династии и Раннего Царства, являлось образцом каллиграфического написания соответствующего иероглифического знака.
В композиции можно  заметить смещение изображений влево  относительно рамки стелы и центральной  вертикальной оси. Этот прием основан  на ритмическом равновесии пропорций  «золотого сечения»[2]. 

Скульптура  Древнего Царства
 От эпохи Древнего  Царства сохранилось много скульптурных  памятников, большинство из которых  имело ритуальное назначение. Погребение  и храмы изобилуют портретными  изображениями двойников умерших  — ка, в которых сложились портретного  искусства Египта. Искусство Древнего  Царства особенно богато такого  рода памятниками. К их числу  относятся не только скульптурные  изображения в полный рост, но  и «гизехские головы» — слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.
Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали  определённому количеству канонизированных типов. Особенное распространение  получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, сидящие на троне  или коленопреклонённые. Широко применялся канонический тип статуи писца. В  связи с ритуальными целями в  обиход был издавна введён прием  сложной инкрустации глаз или  рельефной обводки по контуру  век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Таковы скульптурные портреты зодчего  Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет — живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки; царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера, известной под названием «Сельский староста»). В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки, изображавшие работающих людей. Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры.
Рельефы в эту  эпоху не ограничиваются сферой малых  форм. В них появляется сюжетная повествовательность, особенно характерная  для ритуальных изображений в  гробницах. Постепенно складывается строгая  система их размещения: у входа  в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца  гробницы во весь рост. Далее вдоль  стен коридоров следуют изображения  носителей даров, сюжетно направленные к средней нише с ложным входом. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного  перед жертвенником. Такие ансамбли выполнялись группой мастеров по единому замыслу, строго соответствующему характеру архитектурного решения. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным  контуром) отличались
плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Рельефные композиции дополнялись  росписью[2].
Скульптура  Среднего Царства
 Значительные  изменения в скульптуре происходит  именно в Среднем Царстве, что  во многом объясняется наличием  и творческим соперничеством  множества локальных школ, получивших  самостоятельность в период распада.  Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются  в больших количествах) ритуальные  статуи: они теперь устанавливаются  не только в гробницах, но  и в храмах. Среди них по-прежнему  доминируют изображения, связанные  с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов. К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра, изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц.
Со временем меняется и иконография царей. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III, который изображался во всех возрастах — от детского до зрелого. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III. Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи — изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок.
Искусство Среднего Царства — эпоха расцвета пластики малых форм, связанных в большинстве  своём по-прежнему с погребальным культом и его обрядами (плавание на ладье, принесение жертвенных даров  и др.). Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные  композиции в круглой скульптуре (подобно тому, как это было принято  в рельефах Древнего Царства)[3].
Скульптура  Нового Царства
Искусство Нового Царства  отличается значительным развитием  монументальной скульптуры, назначение которой теперь часто выходит  за пределы сферы погребального  культа. В фиванской скульптуре Нового Царства появляются черты, не свойственные доселе не только официальному, но и  светскому искусству. Индивидуальность отличает портретные изображения Хатшепсут.
В искусстве Нового Царства появляется скульптурный групповой  портрет, в особенности изображения  супружеской четы.
Новые качества приобретает  искусство рельефа. На эту художественную область оказывают заметное влияние  некоторые жанры литературы, получившие в эпоху Нового Царства широкое  распространение: гимны, военные летописи, любовная лирика. Нередко тексты, выдержанные  в этих жанрах, соединяются с рельефными композициями в храмах и гробницах. В рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности, свободное  варьирование техник барельефа и  высокого рельефа в сочетании  с красочными росписями. Таков портрет  Амехотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности[3].
Амарнский период
 Искусство Амарнского периода отличается замечательным своеобразием, которое вытекает прежде всего из характера нового мировоззрения. Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона. Новый стиль нашел отражение даже в колоссах Аменхотепа IV, установленных в храме Атона в Карнаке. В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, поэтому особым смыслом наполняется слово «маат» — истина. Изображения Эхнатона — любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности, свойственными египетскому искусству. Форма головы фараона, необычайно удлиненный овал лица, тонкие руки и узкий подбородок — все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах — скульптурных моделях.
Характерные приемы изображения фараона были распространены и на членов его семьи. Откровенным  новшеством стало изображение фигур  целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном. Новым был и факт сохранения в  портрете этнических черт: такова инкрустированная золотом и стекловидной пастой голова матери фараона, царицы Тии. Интимное лирическое начало проявляется в амарнских рельефах, исполненных естественной пластики и не содержащих канонических фронтальных изображений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.