Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая система

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

 

Введение

 
    Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Можно выделить четыре основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение и потребление.
    Областью  возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, когда происходит обмен произведенными общественными продуктами, эквивалентность которого для участников процесса обмена устанавливается с помощью стоимостных оценок. Именно на этой стадии появляются финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Однако реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии обмена, когда стоимость реализована.
    В общей совокупности финансовых отношений  выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятия, организации, учреждения), страхование, государственные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную организационную структуру финансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую систему государства. Взаимодействие между выделенными звеньями финансовой системы осуществляется, как правило, при посредничестве учреждений банковской системы, играющих особо важную роль в отношении функционирования финансов предприятий.
    Известно  определение: «финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий». В другом труде выделяют в общей совокупности финансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства.
    Рассмотрим  в этой работе более подробно понятие, структуру, цели механизм управления финансовой системы государства 
 
 
 
 
 

 

1. Теоретические  основы финансовой системы

1.1 Сущность и структурное строение финансов

 
    Исследование  финансов, их роли в обществе основывается на двух факторах: на определении сути финансов как общественного явления; на определении их сути как структуризации финансовых отношений путем выделения отдельных составляющих финансов.
    Вопрос  сущности и структурного строения финансов продолжительное время является предметом научных дискуссий. Но в настоящее время гораздо более актуальный аспект – это создание новых концептуальных основ финансовой теории и практики.
    На  основе сравнительного анализа мы можем  выделить два ключевых вопроса — определение сущности финансов и структуры финансовой системы. Что касается определения сущности финансов, то существуют, на первый взгляд, абсолютно разные подходы. Отечественная финансовая наука определяла финансы как совокупность экономических отношений относительно распределения и перераспределения ВВП. У каждого автора были свои уточнения относительно характера, форм и методов этих отношений, однако основа основ состояла в том, что финансы определялись и определяются именно как распределительные отношения.
    Следует отметить, что существовало и так называемое расширенное толкование финансов как отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов. Это фактически вело к тому, что в финансы включались и отношения обмена, ведь часть ресурсов поступает выручкой от реализации.
    Западная  финансовая наука тоже дает разные определения финансов. Однако всегда в центре ее внимания денежные потоки — движение средств от одного субъекта к другому. В сущности, этому определению очень близко расширенная трактовка сущности финансов советской финансовой наукой. Такой подход снимает вопрос, который так и не был решен в прежние времена: принадлежат или нет к финансам отношения купли-продажи? В одних учебниках, статьях они включаются в состав финансов, в других нет. Тем не менее, независимо от того, как это было в теории, на практике финансовая работа всегда начиналась обеспечением поступления выручки от реализации. Формирование доходов является и всегда будет основой основ финансовой деятельности каждого субъекта.
    Рациональное  зерно относительно определения  сути финансов существует в любом из указанных подходов. В свое время на Западе довольно популярной была теория конвергенции обществ (в конце концов, так оно и произошло). Эту теорию целиком можно применить и к дальнейшему развитию финансовой науки, которая всегда шла не путем отбрасывания предшествующих положений и теорий, а производила в своей основе селективный отбор всего рационального и положительного.
    Такой подход в современных условиях будет  самым рациональным и окажет содействие дальнейшему углублению теории финансов. Без смысла отстаивать только распределительный характер финансов и игнорировать подходы западной финансовой науки. Но безосновательно отвергать и весь накопленный опыт только потому, что он сформировался в условиях другой экономической системы.
    Исходя  из вышеупомянутого, можно сформулировать такое определение финансов — совокупности отношений по поводу обмена, распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе ВВП, опосредствующихся движением денежных потоков между их субъектами — юридическими и физическими лицами и государством.
    Это довольно обобщенное определение, которое, естественно, можно дополнить различными уточнениями. Однако любое определение может быть максимально кратким, лишь указывая на главные признаки того или иного явления. Едва ли целесообразно в определении указывать абсолютно все детали. С одной стороны, это практически невозможно, со второй — только усложняет восприятие данного явления.
 

1.2 Понятие финансовой системы

 
    Финансы представляют собой довольно сложное  общественное явление. Они охватывают широкую гамму разнообразных отношений, отображающихся в не менее разнообразных денежных потоках. При единой сути этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Характеристика финансов применяется как для понимания их необходимости, сущности и роли в обществе, так и для детализации конкретных форм финансовых отношений.
    Выделение форм финансовых отношений характеризует  относительное обособление определенных составных финансов. Совокупность этих составных определяется термином «финансовая система». Как и любая другая система, она является не простым набором, а совокупностью взаимосвязанных элементов, имеющих однородные признаки.
    Финансовая  система вообще трактуется как совокупность отношений, существующих в границах данной общественно-экономической формации. В более узком понимании она рассматривается как система финансовых учреждений государства. В процессе эволюции социально-экономических отношений или результате революционных изменений и реформ общественно-экономическая формация сталкивается с изменениями финансовой системы, с их сужением или расширением, обусловленным необходимостью выполнения новых функций и задач государственным аппаратом, включая повышение финансовой маневренности.
     Финансовую  систему можно представить в  виде следующей схемы (схема 1). 
 

Схема 1. Финансовая система
 

    Основу  финансовой системы составляют денежные фонды. Под денежными фондами (или денежными, финансовыми активами) следует понимать определенные суммы денег или других ценных бумаг, которые имеют, во-первых, соответствующие и четко определенные направления формирования, во-вторых, такие же соответствующие и четко очерченные направления использования. Финансовая система пронизывает всю национальную экономическую систему, начиная от домохозяйств, индивидуальных и партнерских предприятий, корпоративных предприятий и заканчивая государством.
    В странах рыночной экономики финансовая система включает такие составляющие: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных корпораций (предприятий). Если исходить из позиций системного анализа, далее идет выявление качественных отличий отдельных составляющих, установление функциональной сложности их действия, в конце концов, изучение конфигурации.
    Остановимся на конфигурации такой финансовой системы. Сразу же отметим наличие в ней, по меньшей мере, двух неоднородных элементов: сферы существования финансов (госбюджет, спецфонды) и сферы существования финансовых отношений (местные финансы — региональная сфера, финансы государственных предприятий — часть производственной сферы). Углубленный системный анализ предусматривает в дальнейшему, кроме исследования внутренней структурной сложности элементов (функциональной и организационной) установление связи между ними, а также определение ее внешних контуров (масштабов).
 

1.3 Структура финансовой системы

 
    Финансовую  систему можно рассматривать  по внутреннему строению и по организационной структуре.
    По внутреннему строению финансовая система представляет собой совокупность относительно обособленных взаимосвязанных сфер и звенья финансовых отношений, отображающих специфические формы и методы обмена, распределения и перераспределения ВВП. В соответствии с организационной структурой финансовая система является совокупностью финансовых органов и институтов, руководящими денежным потоками.
    Выделение составных элементов внутреннего  строения финансовой системы производится по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов. Концентрация финансовых ресурсов производится в соответствующих денежных фондах, которые могут выступать признаком выделения отдельных звеньев финансовой системы.
    Внутренняя  сторона финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она складывается из сфер и звеньев. Сфера характеризует обобщенную по определенным признакам совокупность финансовых отношений. В основу выделения сфер обычно кладется уровень экономической системы. Выделяется четыре сферы: уровень микроэкономики — финансы субъектов хозяйствования; уровень макроэкономики — государственные финансы; уровень мирового хозяйства — международные финансы; обобщающий уровень — финансовый рынок. Звенья показывает обособленную часть финансовых отношений. Ее выделение производится по признаку наличия или обособленного фонда финансовых ресурсов, или специфических форм и методов финансовых отношений.
    Сфера финансов субъектов хозяйствования не делится на отдельные звенья, поскольку они имеют общие принципы организации и методы ведения финансовой деятельности. Существуют определенные особенности, связанные с формой собственности или отраслевой спецификой. Однако они не настолько существенны, чтобы на их основании выделять отдельные звенья. Эти особенности влияют на организацию финансовых отношений, но не меняют их сути.
    Сфера государственных финансов характеризует  финансовую деятельность государства. Она включает такие звенья: бюджет государства, государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного сектора.
    Сфера международных финансов отображает обменные и перераспределительные отношения на мировом рынке и включает три направления: международные расчеты; финансы международных политических, экономических, гуманитарных организаций, международные финансовые институты.
    Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов.
    Обособленным  звеном финансовой системы выступает  страхование, которое не принадлежит к конкретной сфере.
    Организационная структура финансовой системы характеризуется совокупностью финансовых органов и институтов, отображающих систему управления финансами. Необходимость распределения и перераспределения ВНП является объективным явлением, формы и методы финансовых отношений отображают установленную в мировой практике внутреннюю структуру финансовой системы. Вместе с тем, движение денежных потоков осуществляется не само собою, а ведется определенными управленческими структурами, юридическими и физическими лицами. Это субъективная сторона построения финансовой системы, которая с определенными закономерностями отображает условия конкретной страны.
    В основе выделения органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране составляют органы государственной власти и управления.
 

2. Анализ  финансовой системы  РФ

2.1 Бюджетная система  РФ

 
      В Бюджетном кодексе (Федеральный  закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ) дано следующее  определение бюджета: это форма  образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.
      Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.
      Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:
    I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    III уровень - местные бюджеты.
      Помимо  вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.  

      Для выполнения общих функций в границах федерации формируется федеральный бюджет. Его ресурсы предназначены для:
    Финансирования государственных целевых комплексных программ;
    Осуществления общегосударственных мероприятий по стабилизации экономики, развитию социальной сферы;
    Выполнения заключительных ранее международных экономических и политических соглашений;
    Обеспечения государственных расходов, связанных с выполнением Россией федеральных функций;
    Содержания вооруженных сил и органов управления.
 
      Бюджеты субъектов РФ обеспечивают поддержание единого уровня социальной защищенности граждан данной территории, предоставление им гарантированных конституцией РФ прав и свобод. Ресурсы распределяются на:
    Финансирование социально-культурной сферы;
    Финансирование отраслей хозяйства;
    Осуществление финансовой помощи нижестоящим бюджетам;
    Правоохранительную деятельность и проч.
 
      Местные бюджеты обслуживают потребности органов местного самоуправления и населения данной территории, связанные с:
    решением вопросов местного значения, установленных законодательством субъекта РФ;
    осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления (например, финансирование ЖКХ, основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений)
    обслуживанием и погашением муниципального долга по займам и ссудам.
 
      Местные бюджеты используются для регулирования  экономических процессов, влияют на размещение производительных сил, способствуют созданию территориальной инфраструктуры, финансированию затрат по воспроизводству трудовых ресурсов.
 

2.2 Внебюджетные фонды

 
      Внебюджетные  фонды - это финансовые ресурсы государства, имеющие целевое назначение и  не включаемые в бюджет.
      Внебюджетные  фонды находятся в распоряжении органов государственной власти соответствующего уровня и концентрируются в специальных фондах, предназначенных для финансирования определенных мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды - это способ организации государственных финансовых ресурсов.
      Необходимость создания внебюджетных фондов состоит  в следующем: в рамках бюджета практически отсутствует закрепленность доходов за конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств по статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в частности, социальным. Выходом из такой ситуации является формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование их для финансирования отдельных общественных потребностей на основе оперативной самостоятельности.
      Источниками внебюджетных фондов могут быть специальные  налоги и сборы, субсидии из бюджета, займы. Конкретный перечень источников определяется задачами, для реализации которых создаются фонды.
      По  принадлежности фонды могут быть федеральными, региональными, муниципальными (в соответствии с уровнями государственного управления). В зависимости от целей использования они делятся на экономические и социальные.
      В российской практике с началом реформ в бюджетной системе право создавать внебюджетные фонды было предоставлено органам государственной власти всех уровней управления. Только на федеральном уровне было сформировано более 20 целевых внебюджетных фондов, в которых сосредотачивалось до 20% ВВП, при этом на долю централизованных фондов приходилось 60% всех внебюджетных ресурсов. Каждый внебюджетный фонд имел самостоятельную структуру управления, что ограничивало возможность контроля со стороны правительства за движением денежных средств.
      С 1994 года централизованные (федеральные) внебюджетные фонды, доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, были консолидированы в федеральном бюджете. Таким образом, на федеральном уровне, как самостоятельные, существуют четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования. Данные фонды имеют территориальные отделения.
      Региональные  и местные органы государственной  власти обладают полной самостоятельностью в решении вопросов формирования внебюджетных фондов за счет местных источников. В частности, это могут быть:
– фонды развития территорий; 
– фонды природоохранных мероприятий; 
– фонды социальной поддержки населения; 
– валютные фонды и др.

 

2.3 Финансы  государственных  предприятий

 
      Несмотря  на проводимую во многих странах приватизацию, т. е. передачу государственных предприятий в частные руки, государственный сектор в экономике продолжает играть большую роль. Среди государственных предприятий особо важное значение имеют предприятия металлургической, угольной промышленности, электроэнергетики и ряд других. Во многих странах до 100 % вырабатываемой электроэнергии приходится на государственные электростанции. Даже в США, с их относительно небольшим государственным сектором, 20 % электроэнергии производится государственными предприятиями.
      Огромную  часть государственного сектора составляют военные предприятия и отрасли, определяющие научно-технический прогресс. Во всех странах в руках государства находятся почта, телеграф, телефон, значительная часть железных дорог.
      Для производства и реализации продукции  государственные предприятия формируют свои финансы, свой бюджет.
      Основной  источник финансов государственных  предприятий определяется их взаимоотношениями с центральным правительством. С одной стороны, они, как и все фирмы и компании страны, обязаны платить налоги в государственный и местныйбюджет, с другой — получают субсидии из центрального бюджета для финансирования своей деятельности. Во многих странах в целях обеспечения формирования финансов государственных предприятий центральные правительства законодательно уменьшают им налоги (или совсем освобождают от уплаты налогов). В США государственные предприятия полностью освобождены от налогов; в некоторых же странах госпредприятия платят налоги только в местный бюджет.
      Главной особенностью государственных предприятий является их обычно невысокая рентабельность, хотя в отдельных фирмах эффективность производства не уступает частным компаниям.
      Разные  уровни рентабельности непосредственно  отражаются на формировании финансов государственных предприятий. Те государственные предприятия, которые в состоянии действовать рентабельно, то есть не только возмещать свои издержки производства, но и получать прибыль, имеют самостоятельный, автономный бюджет; в центральном государственном или местном бюджетах фиксируются лишь финансовые результаты их деятельности. Те предприятия, деятельность которых нельзя определять с точки зрения эффективности (поскольку они производят социально значимую продукцию), финансируются из государственного бюджета, т. е. находятся на бюджетном финансировании. В государственный бюджет включаются их доходы и расходы. Как правило, к первой группе предприятий относятся государственные железные дороги, почта, телеграф, телефон. Вторую группу составляют государственные издательства, предприятия атомной промышленности, верфи, военные предприятия.
      Особое  место среди предприятий, в работе которых принимает участие государство, занимают смешанные компании. Они создаются либо путем образования новых компаний с участием частного капитала, либо путем приобретения государством акций компаний, принадлежащих частному капиталу. Такие предприятия создаются в форме акционерных обществ открытого типа.
      Смешанные компании с участием государственного капитала подразделяются на две группы. Первую составляют предприятия, прибыльность которых не ниже частных. Как и частные, они платят налоги из прибыли, выплачивают дивиденды и проценты по ценным бумагам, капиталовложения осуществляют за свой счет. Поэтому основной частью источников их финансов является прибыль. Этим они принципиально отличаются от «чистых» государственных предприятий, в которых самофинансирование развито очень слабо. При необходимости дополнительным источником финансов смешанных компаний становятся поступления от выпуска и реализации акций и облигаций. Кроме того, смешанные компании этой группы часто обращаются за кредитами к банкам. Роль государства в формировании их финансов заключается в следующем: при недостатке прибыли для финансирования капиталовложений государство оказывает помощь из средств государственного бюджета или гарантирует выплату дивидендов частным держателям акций смешанных компаний из бюджетных средств.
      Вторую  группу составляют смешанные компании, находящиеся на бюджетном финансировании. Их деятельность полностью определяется государством (производство и реализация продукции, определение цен, распределение прибыли). Источником капиталовложений являются только финансовые средства из государственного (или местного) бюджета.
 

2.4 Государственный  кредит

 
      Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. 
      Основная  классическая форма кредитных отношений – государство выступает в качестве заемщика средств, а население и предприятия – как кредиторы.
      В международных отношениях оно выступает  в качестве как заемщика, так и кредитора.
      Если  государство выступает кредитором, предоставляя средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, то объем операций значительно ниже.
      В тех случаях, когда государство  берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
      Государственные гарантии предназначены для не очень  надежных заемщиков и влекут за собой  расходы из централизованных денежных фондов.
      Как экономическая категория государственный  кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений – финансов и кредита – имеет особенности и финансов, и кредита.
      В качестве звена финансовой системы  он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
      Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей: возвратность, срочность и платность.
      Как и любой другой заемщик государство  привлекает средства на заранее определенный срок.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.