На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основные направления буддизма

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 22.4.2014. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 
    Введение. . . . . . . . . . 3
    Основные направления буддизма:
2.1. Хинаяна и махаяна. . . . . . . . 4
2.2. Школа Чань (Дзен – буддизм). . . . . . . 8
2.3. Ламаизм. Тантризм. . . . . . . . 11
    Заключение . . . . . . . . . 19
    Список использованной литературы. . . . . 22
 
 
 


     Введение
     К концу II – началу I тысячелетия до н.э. в Индии установилась жесткая социальная структура – разделение людей на касты («варны»): брахманы – жрецы, монополизировавшие умственный труд; кшатрии – военная аристократия, правители; вайшьи – ремесленники, крестьяне, торговцы; шудры – слуги, зависимые люди.  Основная масса населения, вайшьи-земледельцы, были объединены в общины. Принадлежность к касте определялась рождением, передавалась по наследству. Переход из одной касты в другую был невозможен, какими бы талантами не обладал человек. Поэтому центральной идеей буддизма стало признание равенства людей, независимо от сословной, этнической и социальной принадлежности, в их возможности спасения.
     Буддизм – первая по времени зарождения мировая религия. Возник он в середине VI в до н.э. в северной Индии, распространившись впоследствии по всей Азии (исключая Ближний и Средний Восток) вплоть до Бурятии и Тувы на Севере и Калмыкии на Западе. В своих различных направлениях и школах он занимает господствующее положение в религиозной жизни большинства стран Восточной и Юго-Восточной Азии, широко распространен буддизм и на Дальнем Востоке.
     С середины XIX в. он начинает оказывать все большее влияние на духовную жизнь Европы, а затем и Америки. Особую популярность он приобрел во второй половине XX в., когда стал даже чем-то вроде моды. Сейчас буддизм представлен практически во всех регионах мира, последователей его насчитывается 800 млн человек. 
 
 

     Основные  направления буддизма
     Возникнув в Индии, буддизм затем начинает выходить за ее пределы. В III – I вв. до н.э. он распространяется в южном и юго-восточном направлении, а с I в. н.э. – на север, северо-запад и северо-восток. В самой же Индии, пережив период расцвета (в III в. до н.э. буддизм был даже принят царем Ашокой в качестве официальной идеологии), буддизм уступил место традиционному для Индии индуизму, прочно связанному с кастовым строем и к тому времени многое перенявшему из популярного буддизма. Окончательно буддизм ушел из Индии в начале II тысячелетия в результате мусульманских завоеваний.
     Хинаяна и махаяна
     Приблизительно  между первым веком до н.э. и 1 веком  н.э. в сутре Благого Лотосного  Закона (Саддхарма Пундарика Сутра) появляются термины Махаяна и  Хинаяна. Около 2 века нашей эры термин Махаяна получил строгое определение. Нагарджуна разработал махаянскую философию  Шуньяты и показал, что все  вещи "пусты", в своём труде  Мадхямика-карика. Около 4 века н.э. Асанга и Васубандху написали значительное количество материалов, принадлежащих  к буддизму Махаяны. После первого  века н.э. практикующие Махаяну чётко  определили свою позицию и только тогда появились термины Махаяна  и Хинаяна.
       Не следует считать термины  Хинаяна и Тхеравада синонимами. Буддизм Тхеравады пришёл на  Шри-Ланку в 3 веке до н.э., когда  никакой Махаяны ещё не существовало. Школы Хинаяны существовали в  Индии совершенно независимо  от шриланкийских. Сейчас в  мире нет ни одной школы  Хинаяны. По этой причины в  1950 году Всемирное Братство буддистов,  собравшееся в Коломбо, единогласно  решило, что термин "Хинаяна"  не должен более использоваться  в отношении буддизма, существующего ныне на Шри-Ланке, в Тайланде, Бирме, Камбодже, Лаосе и в других странах. Такова краткая история Тхеравады, Махаяны и Хинаяны.
       Махаяна и Тхеравада
       Так в чём же разница между  Махаяной и Тхеравадой?
    И там и там Будда Сакьямуни признаётся учителем
    Четыре благородные истины аналогичны в обеих школах
    Восьмеричный Благородный Путь совпадает в обеих школах
    Учение о обусловленном возникновении (paticca samuppada) одинаково
    Отвергается идея о высшем существе, которое создало мир и правит им
    Принимается учение о непостоянстве, страдании и пустоте (anicca, dukkha, anatta) и нравственности, сосредоточении и мудрости (sila, samadhi, panna) без расхожде
     Распространившись на юг и на север, буддизм разделился на два направления. Южное получило название хинаяа, что означает узкая колесница или узкий путь спасения. Другое название хинаяны – тхеравада (учение старейших). Северное направление буддизма получило название махаяна – широкая, или великая колесница или широкий путь спасения.
     Хинаяна считает наиболее действенным способом спасения уход в монашескую общину – сангху, уход от мира. Вступая в нее, человек дает соответствующие обеты, отказываться от имущества, семьи и касты. Жизнь в сангхе регулируется запретами, правилами и предписаниями, число которых превышает двести. В сангхе, и это главный момент в хинаяне, человек освобождается благодаря самому себе, своим собственным усилиям. «Не ищи защиты у других, будь сам защитой себе» - это принцип хинаяны (тхеравады).
     В махаяне активным началом выступает  не воля человека и его собственные  усилия, а помощь «внешних» спасателей – бодхисатв. Бодхисатвы – это люди, которые в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми буддизмом к образу жизни праведника, заслужили право на вхождение в нирвану, они уже достигли состояния пробуждения, состояния Будды. Но они отказываются совершить этот последний шаг – перейти в нирвану – из-за любви к людям. Они остаются среди людей, наставляют их на путь истины, облегчают их страдания. Главные качества бодхисатв – это премудрость и сострадание. В махаяне, таким образом, появилась идея и практика альтруизма.
     На  помощь внешних спасателей предполагает обращение к ним, и в махаяне  появляются молитвы и обряды, т.е. культовая практика. Если хинаяна  выступает скорее как религиозно-философская  система, то махаяна – это религия, в которой философский аспект подчинен религиозным установкам и  действиям. Это проявляется и  в трактовке образа Будды. В хинаяне Будда – это человек, который пережил пробуждение и стал основателем учения. В махаяне Будда – вечная, идеальная, божественная сущность, обладающая тремя видами существования. Будда имеет три тела: Дхармакая, тело закона, - это изначальная и неизменная реальность, Абсолют, схожий с Брахманом Упанишад; Самбхогакая – тело блаженства, в котором Будда общается с бодхисатвами, и, наконец, третье тело, Нирманакая, - тело преобразования, т.е. принятие человеческого облика. Это учение о сущности Будды для верующих представлено в более чем наглядном варианте: Будда сам выбрал себе место своего рождения в образе человека, он решил родиться на севере Индии, так как считалось, что здесь находиться центр Земли. Для своего рождения он выбрал семью царя шакьев, пользовавшуюся уважением людей. Произошло это следующим образом: ночью к жене царя, царице Махамайе, с неба на облаке спустился белый слон. Он проник в ее тело через правый бок и царица забеременела. Через девять месяцев Махамайя родила сына: он родился в саду, вышел из правого бока царицы и сразу же сделал семь шагов. И там, где он шел, появлялись цветы божественного белого лотоса. Мальчик, впоследствии названный Сиддхартхой, объявил себя несравненным и дал клятву спасти людей от страдания. Местом рождения Будды считается селение Лумбини, которое сейчас находится на территории Непала, на границе Индии является одним из главных мест паломничества. Днем рождения Сиддхартхи считается день полнолуния месяца мая 624 г. до н.э.
     В махаяне помимо почитания Будды  Шакьямуни существует культ и  других будд. Махаяна утверждает, что  будд много, как песка на берегах  Ганга, при этом допускается возможность  стать буддой не только для монахов, но и для отдельных верующих. Особо  почитается в махаяне будда Амитабха, создатель и владыка рая. Признание  существования рая – еще одни вероучительный момент в различных хинаяны и махаяны.
     Конечно целью жизни в хинаяне является достижение нирваны. Это позиция  сохраняется и в махаяне. Но философски сложное учение о нирване, признание принципиальной невыразимости нирваны – все это было трудно для понимания простых верующих, и в махаяне появляется концепция рая и ада.
     Как и в монотеистических религиях, рай  в махаяне рассматривается в  качестве вознаграждения за праведную  жизнь, за благочестие, за поддержку  монастырей, ад – как наказание  за грехи. И рай, и ад описывались  чрезвычайно чувственно, выразительно, а очень часто в монастырях устанавливали  и «макет» рая. Рай – это волшебная страна Сукхавати, «Земля Блаженства». Она  прекрасна – вместо почвы там  золотой песок, на нем растут деревья  с листьями и цветами из драгоценных  камней, по небу летают маги и волшебники, а также птицы, восхваляющие будду  Амитабху. Люди появляются там в цветке лотоса, а из рая они уже попадают в нирвану. Ад же представляет собой место пыток грешников. Но пребывание их там не вечно, они возвращаются  снова в мир, в цепь рождений и смерти, в мир страданий, где снова, если им повезет родиться людьми, получат возможность освобождения.
     Третий  будда, культ которого занимает в  махаяне значительное место, - это  будда Майтрея, или Майдари. Это  буддийский вариант мессии – он должен будет придти на землю и  спасти мир от страданий. Пока же он пребывает в своей таинственной стране – Шамбале.
     На  основе двух основных направлений буддизма, хинаяны (тхеравады) и махаяны, возникли новые школы буддизма.
     Школа Чань (Дзен – буддизм)
     Считается, что дзэну невозможно научить. Можно  лишь подсказать путь достижения личного  просветления. Дзэн — это способ ощутить свою естественную природу, течение и желания своей души. Стать самим собой, чтобы быть самим собой каждый день — цель усилий. У каждого человека есть способности, данные ему природой при  рождении. Это вовсе не обязательно  способности к какой-то профессии  или умению что-либо делать в обычном  смысле. Это может быть способность  чувствовать, понимать и впитывать, которую без понимания своей  природы человек не хочет проявлять, проживая чужую для себя жизнь.
     На  Дальнем Востоке, в Китае и  Японии получила распространение возникшая  на основе хинаяны школа Чань, или  Дзен – буддизм. Слово чань, сокращенное от чаньна, - это китайский перевод (запись иероглифами) санскритского слова дхьяна, что означает «созерцание, медитация». В японском языке дхьяна передается словом дзен. Школа Чань возникла в   V в. н.э., явившись результатом праповеднической деятельности монаха Бодхидхармы, приехавшего из Индии. В конце VIII в. эта школа буддизма проникла в Японию, где и получила название дзен-буддизма.
     В основе школы Чань лежит вероучительное положение о наличии природы  Будды во всем сущем, в том числе  и каждом человеке, хотя сам он этого  не сознает. Отсюда возникает цель –  постичь Будду в самом себе, т.е. достичь состояния Будды уже  в этом рождении. Таким образом, речь идет о «внезапном пробуждении», об одномоментном приближении к Будде. Но это внезапное пробуждение требует большой предварительной работы человека – медитативной практики, усиленного самосозерцания. «Смотри в свою природу и станешь Буддой», - это утверждение является краеугольным камнем школы Чань. Однако, просто изучение религиозных доктрин и философских текстов не может привести к достижению состояния Будды. Необходимым условием этого является пробуждение сознания человека. В этом велика и неоценима помощь учителя. Связка «учитель-ученик» является главным звеном школы Чань. Отношения учителя и ученика в чаньских монастырях предполагают строжайшую дисциплину и абсолютный авторитет учителя. Методом пробуждения сознания выступают парадоксальные высказывания (гун-ань), которые ученик дожжен расшифровать, парадоксальные и алогичные беседы (вень-да) в форме вопросов и ответов. Вот примеры таких высказываний и бесед: «Всем известно, что такое хлопок двумя ладонями. А как звучит хлопок одной ладони?» «Представьте, что вы, будучи связаны по рукам и ногам, висите над пропастью, ухватившись зубами за ветку дерева. К краю пропасти подходит учитель и спрашивает о том, почему Бодхидхарма пришел с Запада. Ответьте ему.». Само же внезапное пробуждение последователи Чань связывают с «Цветочной проповедью» Будды. Согласно этому преданию, однажды Шакьямуни поднял перед учениками цветок и улыбнулся. И только один ученик сделал то же самое – поднял цветок и улыбнулся. Он пережил состояние пробуждения, которое было передано ему Буддой без слов, «от сердца к сердцу».отсюда принцип чаньского буддизма – «пробуждение передается особым образом от сердца к сердцу, без опоры на письменные знаки». Пробужденное сознание учителя через определенные приемы воздействия на психику передается ученику. Созерцательная, медитативная практика занимает центральное место в учении Чань. Принципиально новым положением явилось утверждение, что созерцание не требует определенной позы и специально выделенного времени. Оно должно осуществляться в любой момент, при любых формах деятельности, даже во время физической работы, которая вменяется в обязанность каждому монаху. Созерцание дополняется и усиливается комплексом дыхательных и физических упражнений, овладением приемами восточных единоборств. Средством стимуляции внезапного пробуждения последователи Чань считают и формы аномального поведения: громкий хохот, резкий окрик и т.п. Известно, что иногда в чаньских монастырях для стимулирования мгновенного пробуждения применяли палочные удары, которые обрушивались на ничего не подозревающих, погруженных в созерцание учеников. Таким образом, определяющим в достижении цели является психологический фактор.
     В 50-60-е гг. XX в. чаньский буддизм (дзэн-буддизм) приобретает чрезвычайную популярность на Западе. Важную роль в этом сыграли работы ученых-буддологов Д. Судзуки и К. Нисида.
     В Дзэн главное внимание на пути достижения сатори уделяется не только (и не столько) Священным Писаниям и сутрам, а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения  в собственную природу. Собственно, следование своей собственной природе  в дзэн и есть осуществление главных  принципов буддизма. Если причиной страданий служат неосуществлённые желания, значит, надо осуществить свои желания, и тем самым избавиться от внутреннего напряжения, ведь именно это напряжение как недовольство тем, что не сбылось то, чего хотелось, и есть страдание. Но так как никто  не может осуществить все свои желания, надо отделить те желания, которые  можно осуществить, от тех, которые  осуществить нельзя или, по крайней  мере, очень трудно. Это и есть в дзэн подавление желаний: не всех, а только «проблемных». Это простая  и ясная идея: «проблемные» желания надо или осуществлять, или от них избавляться. Другого пути к внутреннему освобождению, понимаемому как освобождение от фрустраций, от всех состояний неудовлетворённости, напряжения, тревоги и смятения в дзэн не существует. Дзэн не требует отказа от всех желаний, оставляя своим последователям всю полноту живого, природного бытия. Когда все «проблемные» желания будут убраны, наступит то счастливое состояние постоянного покоя, которое, в свою очередь освободит силы души для «сатори». Этот путь легко можно выразить фразой: «Успокойся — и всё придёт».
     Четыре  ключевых отличия дзэн:
    Особое учение без священных текстов.
    Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков.
    Передача с помощью прямого указания на реальность — особым образом от сердца к сердцу.
    Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы.
     Ламаизм. Тантризм.
     Это европейское название тибето-монгольского буддизма происходит от слова лама (высочайший), обозначающее монаха или жреца. Распространение буддизма в Тибете относится к VII в.и связано с деятельностью пришедшего из Индии тантрического проповедника и созерцателя Падмасамбхавы. Ламаизм является до настоящего времени основной религией тибетцев, разделяясь на ряд сект или школ. К XVII в. распространился среди монголов, бурят, тувинцев и калмыков. В ламаизме, признающем все основные догматы буддизма, особая роль в спасении приписывается ламам, без помощи которых рядовой верующий не может ни достичь нирваны, ни попасть в рай. Каноническую основу ламаизма составляют сборники святых текстов - Ганджур и Данджур. Для ламаизма характерны пышное богослужение и театрализованные мистерии, множество бытовых обрядов, магических приемов и заклинаний, направленных против злых сил и духов. Главная добродетель - безусловное подчинение ламам. “Десять черных грехов” - убийство, кража, прелюбодеяние, ложь, клевета, злословие, пустословие, жадность, злоба, ложные воззрения.
       Тантризм – это форма буддизма, которая сложилась в Индии  в середине I тысячелетия н.э. Слово тантризм, как и ламаизм, западного происхождения и связано с названием священных текстов – тантр («нить, на которую что-то нанизывается»). В самой Индии это направление получило название Ваджраяна (Алмазная или Громовая лестница). Оно возникло на основе буддизма махаяны, но своей центральной идеей поразительно напоминает школу Чань (дзэн). Как и в чаньском буддизме, основная цель тантризма – возможность достижения состояния Будды в течение одной жизни. Средствами достижения состояния Будды в тантризме выступает тщательно разработанные приемы психотехники: повторение специальных молитв – мантр, созерцание круга (мандала), который является символом вселенной, практика вызывания в воображении образа божества и т.д. В тантризме активно используется сексуальная символика, выражающая акт слияния мудрости с силой божеств, результатом чего и является пробуждение. Тантризм возник как тайное, эзотерическое учение, предназначенное только для посвященных.
     В отличие от аскетических практик  других религиозных традиций тантризм основывается на необходимости максимальной активизации внутренних потенций тела, которое становится средоточием  духовных сил, основной целью и инструментом “освобождения”. Оно реально не потому, что создано Богом, а потому, что содержит и Бога и всю вселенную (ср. микрокосм). Практика тантризма  — йога, а также магические и  оргиастические ритуалы, высвобождающие естественную, прежде всего сексуальную, энергию человека, — приводит к  полной неразличимости экстаза чувственного и мистического, наслаждения и освобождения (бхукти и мукто), чтосимволизирует высшее и вечное состояние “недвойственности”, которое может быть реализовано только в теле, и в этом смысле бессмертие души (свобода от оков перерождения) отождествляется в тантризме с бессмертием тела. Интерес к телу как сосуду вечного объясняет увлечение последователей тантризма алхимией и разными способами продления жизни.
         Тантризм выступает против деления  на касты, а также поднимает  статус женщины. Популярность  тантризма связана и с особенностями  его ритуалистической системы,  приобщающей человека к “внутреннему”  преобразованию его собственной  психосоматической целостности.  В практике тантризма широко  используется созерцание космических  диаграмм (мандал), слушание мантр  (священных слогов, которые, как  считается, являются воплощением  божественной Шакти — силы  творения), ритуальные жесты (мудры), имитирующие характерные жесты.
         В основе доктрины тантризма  — недвойственность Абсолюта, вытекающая  из союза пассивного мужского  и активного женского начала, являющихся его аспектами. Именно  женское начало (персонифицированное  в образах богинь Шакти, Парвати,  Лакшми, Кали и др.) служит воплощением  шакти, благодаря которой создается,  а затем и разрушается вселенная.  Причем разрушительная сила энергии  важна не меньше, чем созидательная.
         Большое значение в тантризме  имеет мистическая физиология  чакр — психических центров  или каналов. Шесть чакр, расположенные  вдоль позвоночника от его  основы до головы, коррелируют  с шестью планами существования  и космической энергии Шакти.  По завершении творения космоса  Шакти в форме индивидуальной  энергии Кундалини, сравниваемой  со змеей, дремлет у основания  позвоночника, свернувшись клубком  вокруг лингама (фаллоса) Шивы. Цель адепта тантризма — “пробудить”  Кундалини специальными упражнениями  и заставить ее совершить обратный  путь, чтобы, поднявшись до верхней  сахасрары чакры, слиться с  просветленным сознанием Шивы, восстанавливая тем самьм первоначальное единство энергии и чистого сознания.
         Наиболее полное воплощение принципы  тантризма нашли в индуистской  системе шактизма, синтеза шиваизма  с народным культом богини-матери, где Шакти является не просто  супругой главного божества или  его аспектом (как в других  сектах тантризма), а главной богиней,  которой подчинены остальные  боги. Она творит из своего  тела Брахмана, Вишну и Шиву, а  затем Пракрит”, буддхи, аханкару  и танматры, и т. о. эволюционная  схема санкхьч в учении шактизма  соединяется с монизмом теистической  веданты.
     Принеся тантризм в Тибет, Падмасамбхава  дополнил его элементами учения махаяны. А затем в преобразованный  таким образом буддизм влились  местные добуддийские религиозные  представления. Результатом смешения этих трех составляющих и стал ламаизм. Благодаря деятельности последователей Падмасамбхавы ламаизм к XI в.укрепился в Тибете. Однако созерцательная практика ушла на задний план. Естественно, в силу эзотеричности тантризма его учение не было известно населению Тибета, но и само монашество отходило от него, монахи не соблюдали обет безбрачия и, сращиваясь с местной аристократией, образовывали наследственное земледельческое сословие. Буддизм вырождался в магическую практику с преобладанием элементов добуддийских верований: почитания духов местности,  духов предков и т.д.
     Реформа тибетского буддизма была осуществлена в конце XIV – начале XV в. Цзонкхапой, создавшего школу Гелуг-па («Обитель блага»), которая сегодня занимает ведущее положение в центральноазиатском буддизме. Цзонкхапа выделил в тибетском буддизме два уровня – для монахов и для рядовых верующих. Монахам предписывалось строгое безбрачие, в монастырях также строго выдерживалось иерархическая структура: ученики, послушники, монахи и настоятели. Монахам вменялось в обязанность овладение основными положениями учения хинаяны и махаяны, т.е. получение религиозно-философского образования. После получения такой подготовки монашество должно было овладеть и практикой тантрического буддизма. Цзонкхапа изменил даже цвет монашеских одеяний: агрессивный красный цвет одежды, который выступал как символ мудрости, сменил, как в древности, шафранный – символ бедности и смирения. Школа Гелуг-па получила название «желтошапочников» в отличие от прежних «красно шапочников». Преобразованные монастыри – дацаны постепенно становились образовательными центрами. В больших дацанах, как правило, было три факультета – общий (философский), медицинский и тантрический,  на котором обучались монахи после получения религиозно-философской подготовки. Своими реформами Цзонкхама повысил престиж и статус духовенства.
     Второй  уровень реформированного ламаизма – для рядовых верующих, в определенном смысле это «народный» буддизм. Создавалась  сеть храмов, как в монастырях, так  и вне их, с великолепным убранством, красочным богослужением. На этом уровне главным в буддизме становится обряд. Верующим предписывается практика накопления религиозных  заслуг, что может  помочь им вырваться из круговорота  рождений и смертей. Сюда относятся  соблюдение обрядов, этических норм буддизма, поддержка монахов, т.е. пожертвования  монастырям, молитвы, паломничество  и т.д.
     Распространившись в XVI в. в Монголии, ламаизм завоевывает настолько прочные позиции, что в XVII в. и в Тибете и Монголии складывается общество с теократической формой правления. Основанием и оправданием этой формы власти является учение ламаизма о бурханах. Монгольское слово бурханы на русский язык переводится как боги. Гелуг-па выделяет несколько классов бурханов. Во-первых, будды, из множества которых в ламаизме, в соответствии с традицией махаяны, особо почитаются владыка рая будда Амитабха и будда будущего Майтрея. Второй класс бурханов – бодхисатвы, среди которых первое место принадлежит бодхисатве Авалокитешваре. По традиции Авалокитешвара изображается с целью пирамидой голов (как правило, одиннадцатью) и двадцатью двумя руками: всеми головами Авалокитешвара думает о страданиях людей, всеми руками помогает им, творит милосердие. Третий класс бурханов – докшиты (с тибетского – гневные палачи). Докшиты – это грозные защитники веры. Они наказывают тех, кто оскорбляет буддизм, тех, кто изменяет ему. Кроме того, будучи страшным олицетворением одного из основных грехов в буддизме – гнева, невежества и жажды обладания, они выполняют еще одну важную функцию: они выступают хранителями веры, своим внешним видом отвращения людей от мерзости греха. Четвертый класс бурханов – сабдыки (перевод неизвестен), которые являются покровителями данной местности: страны, города, селения, монастыря. И наконец, пятый класс – ламы-бурханы, или хубилганы. Монгольское слово «хубилган» переводится как «перерожденец». Хубилганы – это те люди, в телах которых воплотились божества. Как правило, таковыми признаются представители высшего духовенства. Так, высший глава всего ламаизма – Далайлама считается хубилганом бодхисатвы Авалокитешвары, второе высшее лицо в ламаизме – Панчен-лама считается хубилганом Амитабхи.
     Когда умирает Далай-лама или Панчен-лама, оставшийся в живых глава ламаизма назначает комиссию, которая занимается поисками нового хубилгана. Поиск идет либо по предсмертному указанию предыдущего  хубилгана, либо по астрологическим  указаниям лам: в определенной местности  ищут мальчиков, родившихся между 5-м  и 365-м днем смерти предыдущего ламабурхана. Отобранные мальчики должны пройти своеобразный тест – им предлагают ряд предметов  одного назначения, среди которых  находится вещь, принадлежавшая умершему. Ребенок, который возьмет в руки эту вещь, как бы признает ее своей. Следовательно, он и является хубилганом и объявляется живым божеством.
     Кроме бурханов, ламаизм признает существование  демонов, претов и шамбалинских воинов. Демоны, которые имеют и другое название – асуры (не-боги), бессмертны и воинственны: преты – вечно голодные духи; шамбалинские воины – воины, живущие в таинственной Шамбале, стране, местонахождение которой никто не знает, и составляющее войско будды Майтреи. Придя на землю, Майтрея с помощью шамбалинских воинов начнет войну против неверных, всех противников буддизма и уничтожает зло на земле.
     Священные книги ламаизма – Ганджур (Перевод откровения) и Данджур (Перевод толкований). Названия точно соответствуют их содержанию: Ганджур – это перевод на тибетский язык основных книг Типитаки, Данжур – перевод сочинений видных буддийских богословов I-X вв.н.э.
     Культовые сооружения тибето-монгольского буддизма – это монастырские комплексы  с храмами, затем общинные храмы, семейные и личные часовни. Значение монастырей очень велико, они являются центрами политической, культурной и религиозной жизни. В монастырях рядом с храмами размещаются молитвенные барабаны – цилиндры с тысячами оттиснутых молитв, вращаемые руками верующих, что считается заменой произнесения молитв. Молитвенные мельницы, только меньших размеров, иногда просто маленькие, которые можно вращать руками или водой, продаются тут же в монастырях. У стен монастырей проводятся ярмарки, внутри или снаружи монастырского комплекса совершаются обряды – мистерии, празднуются праздники.
     Основные  праздники ламаизма – это дни  рождения и смерти (уход в нирвану) Будды, празднование Нового года по монгольскому лунному календарю, праздники годового цикла, связанные с хозяйственными работами, и т.д. В обрядах-мистериях  особо выделяется мистерия Цам: красочное  представление, разыгрываемое монахами в масках в присутствии большого количества верующих. Сюжет представления – борьба добрых и злых духов за жертву, которую приносят люди и которая, естественно, заканчивается победой добрых сил. Также весьма значим обряд-праздник «круговращение Майдари», во время которого монахи трижды провозят колесницу со скульптурным изображением Майтреи вокруг храма как прообраз того, что Майтрея трижды обойдет землю, когда придет на нее в качестве спасителя. Кроме проведения обрядов, праздников, молитвенных богослужений, ламы обслуживают население, совершая так называемые возрастные обряды (обряд наречения имени и др.), выступают своеобразным семейными служителями культа.
     Главой  ламаизма сегодня является Далай-лама XIV. До 1959 г. его резиденции находилась в Лхасе, столице Тибета. Но после вспыхнувшего в тибетском районе КНР восстания, имевшего национально-религиозную окраску, Далай-ламе пришлось покинуть Тибет. Сейчас он проживает в Индии, в монастыре, находящимся в 500 км от Дели. Сегодняшний Панчен-лама – одиннадцатый. В 1989 г., когда умер Панчен-лама X, комиссия, назначенная Далай-ламой XIV в 1995 г., нашла нового Панчен-ламу того же 1989 г. рождения, который с шести лет воспитывался в монастыре в Лахасе.  
 

       
 
 
 
 

     Заключение 
     В заключение данной работы, хочется  привести слова А. Говинды, из кото
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.