На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по "Культорологии"

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание. 

    Общая характеристика культуры Возрождения. Парадоксы эпохи.
     
    2. Великие художники и творцы  итальянского Ренессанса.(примеры).

    2.1. Микеланджело Буонарроти.
    2.2. Леонардо  Да Винчи.
    2.3. Рафаэль  Санти.
     
    3. Почему культуру Возрождения  называют эпохой гуманизма? В каких значениях используется в культурологии слово "гуманизм"?

     
    4. Что такое Реформация и Протестантизм?  Что реформировали реформаторы  и против чего протестуют протестанты?

     
    5. Специфика Северного Возрождения.  Влияние протестантизма на Северное (позднее) Возрождение.
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1.Общая  характеристика культуры  Возрождения. Парадоксы   эпохи. 

      Расцвет культуры Возрождения приходится на XV—XVI вв. Возрождение (по-французски — Ренессанс) — не только особая эпоха, но и специфический феномен западноевропейской культуры, имеющий мировое значение.  
 
В самом общем смысле под Возрождением принято понимать направленность культуры к воскрешению («возрождению») античности. В этой связи культура Ренессанса рассматривается как отрицание средневековья, как антитеза средневековой схоластике. Такова самая общая (в значительной мере поверхностная) характеристика Ренессанса. Она позволяет выявить его отличительные черты:  
 
индивидуализм практический и теоретический, означающий, что в центр своего мировоззрения и жизненной практики деятели Возрождения поставили человеческую индивидуальность;  
 
культ светской (т.е. нецерковной) жизни с подчеркнутым стремлением к чувственным удовольствиям;  
 
светский дух религии с тенденцией к язычеству. Под «светским духом религии» следует понимать то, что, оставаясь религиозными людьми (христианами), представители Возрождения стали меньше придавать значения обрядовой и культовой стороне религиозной жизни, сосредоточив свое внимание на ее внутренней, духовной стороне. Для осмысления христианских ценностей они широко привлекали идеи, содержащиеся в дохристианских античных (т.е. языческих) религиозных учениях;  
 
освобождение от власти авторитетов, означавшее иное отношение к авторам и учениям, признанным средневековой схоластикой. Деятели Возрождения смело критиковали, например, Аристотеля, чего, как правило, не могли допустить себе схоластические мыслители;  
 
особенное внимание к прошлому, к древности. Античная греко-римская культура стала предметом самого внимательного изучения, преклонения и подражания;  
 
чрезвычайный вкус к искусствам.  
 
Данные отличительные черты культуры Возрождения стали известны в результате трудов исследователей XIX в. Не будет преувеличением сказать, что историки XIX в., прежде всего известный немецкий исследователь Я. Буркгардт, открыли Возрождение для современности, выявив ряд характерных признаков этого замечательного явления. Вместе с тем наука XIX в. неправомерно абсолютизировала ряд черт Возрождения, не обратив должного внимания на другие. В частности, был преувеличен разрыв между Возрождением и средними веками. Длительное время идея «разлома», или «поворота» истории, подразумевавшая резкую оппозицию Возрождения средневековью, господствовала в научных представлениях, приобретя силу устоявшейся догмы. Однако сегодня наука не поддерживает тезис о «разломе» между двумя периодами, как, впрочем, и логически противоположный тезис о «непрерывности». «Правильным будет третий тезис. Теория разлома допускает оппозицию двух периодов; теория непрерывности постулирует существенную однородность. Но между понятиями противоречия и однородности существует понятие «различия». Говоря, что эпоха Возрождения является периодом, «отличным от средневековья, можно не только различать и противопоставлять две эпохи, но легко определить их связи и точки касания...»  
 
Таким образом, Возрождение нельзя уподобить «юноше, бунтующему против родителей и ищущему поддержки у дедов», как это представлялось в традиции, сложившейся в XIX в. Ренессанс тесно связан с предшествующей эпохой. Его отличительные черты следует рассматривать лежащими в рамках единой культурной традиции, органической частью которой была средневековая схоластика. Объединяющими началами для этой традиции явились основы христианства и античные авторы, прежде всего Платон и Аристотель. Что же послужило основанием для теории «разлома» и, следовательно, для резкого противопоставления Возрождения средневековью? Прежде всего, это самоощущение деятелей Возрождения. В текстах эпохи отчетливо выражено чувство начала новой эры, молодей энтузиазм и вера в невиданные перспективы. Ренессанс ощущает себя новым, «модерным» веком.  
 
Антитезы «темнота—свет», «сон—пробуждение» — весьма характерны для него. Обещание невиданной полноты бытия разлито по произведениям Ренессанса. Это обещание «иного», но не по отношению к средневековью, как могло показаться. Обещание нового воспринимается деятелями Возрождения в абсолютном значении, т.е. как открытие ценностей, значимых на все времена. В известном смысле Ренессанс противопоставляет себя не средневековью, а всему, что было известно до него и будет открыто после. В этом он похож на все культурные эпохи, значимые во всемирно-историческом плане. Особенностями же Ренессанса следует считать, во-первых, необычайную яркость чувства подъема; во-вторых, связь возрожденческого возвращения к подлинному, с обращением к древности (античности).  
 
Возрождение не противоположно средневековью, но «иное» по сравнению с ним. Поэтому неправомерно рассматривать данные эпохи по критериям «выше—ниже», «прогрессивнее—отсталее» — они различны. Каждая из них по-своему выражала ценности единой традиции западноевропейской культуры. Для незападных культур, в том числе для российской, имеют значение как средние века, так и Возрождение. При том, конечно, условии, что признание их ценности неравнозначно слепому преклонению перед ними.  
 
Важно иметь в виду отличия Ренессанса не только от предшествующей, но и от последующей эпохи. Открывает ли Возрождение Новое время? Иначе говоря, является ли оно началом современности, т.е. времени, в котором живем мы? Современность нельзя не связывать с научно-техническими достижениями. Наука и техника являются теми факторами, без которых немыслима жизнь современного общества. Без преувеличения можно сказать, что влияние научно-технического прогресса распространяется в современном обществе на все стороны жизни. Такая ситуация характерна для индустриальной и постиндустриальной эры. Господство науки и техники открывает эпоха, следующая за Ренессансом, — эпоха Нового времени. Ее начало принято относить к XVII в. Ренессанс же есть эпоха не научно-техническая, а художественно-эстетическая по преимуществу. Центр интересов деятелей Возрождения лежит в сфере художественно-эстетической. Наука в современном понимании интересует их лишь постольку, поскольку она может иметь значение для художественного творчества и для эстетического развития личности. Более того, само понятие науки в современном смысле здесь еще не сложилось. Так, некоторые представители Ренессанса относили живопись к науке, а Леонардо да Винчи считал ее главной из наук.  
 
Среди современных исследователей существуют разногласия относительно философской основы Возрождения. Суть разногласий касается главным образом соотношения в Ренессансе платонизма и аристотелизма. Некоторые авторы отдают предпочтение первому, считая, что философской основой Возрождения явился христиански переработанный неоплатонизм. Другие наряду с платонизмом подчеркивают значение для Возрождения трудов Аристотеля. Вместе о тем общим для современных исследователей Ренессанса является признание того, что для характера возрожденческой культуры решающим явился новый подход к античности, отличный от свойственного средневековью. Он определяется чувством исторической дистанции по отношению к древности. Средневековые схоласты воспринимали античных авторов в известном смысле как современников. Во всяком случае, историческая дистанция не принималась в расчет в качестве важного фактора подхода к древним. Именно поэтому древние мыслители, прежде всего Аристотель, воспринимались как незыблемые авторитеты, которых следует понять и истолковать. Историческая дистанцированность позволила Возрождению поставить задачу не только понимания и истолкования, но и оценки. Она позволила обращаться с идеями античности более раскованно и свободно. Одновременно возникло желание «воскрешения» древности, но воскрешения мысленного, воображаемого, а не реального, ибо понятие исторической дистанции отчетливо указывало на безвозвратность прошлого. Следовательно, можно воскресить отдельные наиболее важные элементы прошлого, дополнив и обогатив ими современность. Отсюда и возникает тот характерный для Возрождения интерес к древности, который переходит порой в настоящее поклонение. Античность становится основой гуманизма Возрождения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
    Великие художники и творцы итальянского Ренессанса (примеры).
 
 
    2.1. Микеланджело Буонарроти 
     

     Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в семье флорентийцев в Капрезе. Его отец был высокопоставленным членом городской администрации. Семья вскоре перебралась во Флоренцию; ее материальное положение было скромным. Научившись читать, писать и считать, Микеланджело в 1488 году стал учеником художников братьев Гирландайо. Здесь он познакомился с основными материалами и техниками и создал карандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и Мазаччо; уже в этих копиях появилась характерная для Микеланджело скульптурная трактовка форм. Вскоре Микеланджело начал работать над скульптурами для коллекции Медичи и привлек внимание Лоренца Великолепного.
Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Ренессанса, но и на всю дальнейшую мировую культуру.  Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета»(1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы. По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534—1541 в той же Сикстинской капелле для папы Льва X исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело 

В произведениях  Микеланджело, во многом определивших развитие европейского искусства как 16 в., так и последующих столетий, отразились с наибольшей силой не только глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, но и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для культуры Позднего Возрождения 
 
 
 
 

2.2. Леонардо Да Винчи. 
 
 

     Леона?рдо да Ви?нчи (итал. Leonardo da Vinci, 15 апреля 1452, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), яркий представитель типа «универсального человека» (лат. Homo universale) — идеала итальянского Ренессанса. Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. Леонардо да Винчи был основателем искусства Высокого Возрождения, гениальной личностью, подобную которой трудно найти во всей истории человечества. 
 
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции. Сын флорентийского нотариуса и крестьянки, ученик Вероккио в области живописи, быстро опередивший своего учителя, Леонардо да Винчи жил и работал сначала в купеческой Флоренции, затем при дворах различных князей, всюду предлагая грандиозные планы и нигде не находя настоящего понимания. Усталый и разочарованный, Леонардо да Винчи в январе 1516 принял приглашение короля Франциска I переехать во Францию и здесь прожил последние четыре года своей жизни в замке Клу (в Турени), завершая начатые работы. 
 
Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто (родом) из городка Винчи». Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи». 
 
* 1470 — Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника (Флоренция) 
* 1472 — член Флорентийской Гильдии художников 
* 1472—1477 — работа над: «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с Вазой» 
* 1482 — приглашен ко двору Лодовико Сфорца в Милане 
* 1487 — разработка летательной машины — орнитоптера, основанной на птичьем полете 
* 1488 — картина «Дама с горностаем» 
* 1489 — анатомические рисунки черепов 
* 1490 — картина «Портрет музыканта» 
* 1495—1498 — работа над картиной «Тайная вечеря» 
* 1502 — поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера 
* 1503 — возвращение во Флоренцию 
* 1503 — картины «Битва в Анджарии (при Ангиари)» и «Мона Лиза» 
* 1505 — наброски полёта птиц 
* 1506 — возвращение в Милан и служба у короля Франции Людовика XII (в то время контролировавшего север Италии, см. Итальянские войны) 
* 1507 — изучение строения человеческого глаза 
* 1509 — роспись в соборе Святой Анны 
* 1512 — «Автопортрет» 
* 1512 — переезд в Рим под покровительство папы Льва X 
* 1514—1516 — работа над картиной «Иоанн Креститель» 
* 1516 — переезд во Францию в качестве придворного художника, инженера, архитектора и механика 
 
Творчество Леонардо да Винчи 
 
Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни — колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середие XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат, а именно: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке. 
 
Леонардо да Винчи интересовали проблемы полета. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает все, тот может все. 
 
Леонардо да Винчи начал интересоваться гидравликой работая в мастерской Вероккио во Флоренции, занимаясь фонтанами. В Ломбардии, где передовые технологии канализации существовали еще с античных времен, он применил свои знания на деле. 
 
Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как писатель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики: «Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в путь без руля и компаса… практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории». 
 
Требуя от художника углубленного изучения изображаемых предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и т. П.; все это пересыпано разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии. 
 
Признавая единственным критерием истины — опыт, противопоставляя метод наблюдения и индукции отвлеченному умозрению, Леонардо да Винчи не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой схоластике с её пристрастием к абстрактным логическим формулам и дедукции. Для Леонардо да Винчи хорошо говорить — значит правильно думать, то есть мыслить независимо, как древние, не признававшие никаких авторитетов. Так Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только схоластики, этого отзвука феодально-средневековой культуры, но и гуманизма, продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних. Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за 100 лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки, являясь одним из предшественников материалистов XVI—XVII веков. 
 
- Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512—1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро арании. 
 
- Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель. 
 
- Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой». 
 
- Леонардо был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. 
 
- Был вегетарианцем. Ему принадлежат слова «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Еще в раннем возрасте я отказался от мяса».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. РАФАЭЛЬ САНТИ 
 
 
 
 

     РАФАЭЛЬ САНТИ (1483 - 1520), итальянский живописец и архитектор. Представитель Высокого Возрождения. С классической ясностью и возвышенной одухотворённостью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Ранние произведения ("Мадонна Конестабиле", около 1502-1503)проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана(1509-1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Многочисленные изображения Богоматери ("Сикстинская Мадонна", около 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-1518) и лоджиях Ватикана(1519, с учениками). В портретах создан идеальный образ человека Возрождения ("Б. Кастильоне", 1514-1515). Проектировал собор святого Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта Мария дель Пополо (1512 - 1520) в Риме.  "Дама с единорогом" из галереи Боргезе в Риме. Современный вид произведения - результат расчистки, произведённой во время реставрации 1930 года, в процессе которой под слоем с изображением Святой с атрибутами Екатерины Александрийской обнаружили изображение светской молодой женщины, сжимающей в руках единорога - символ целомудрия. Следуя интуиции Лонги, критики видят в этом произведении работу Рафаэля и относят её к 1505 году, точнее, к флорентийскому периоду. Это произведение справедливо может быть причислено к портретам того времени, переломного в творчестве Рафаэля. Наполненность прекрасно выстроенных форм хорошо читается на фоне широкого ландшафта, исполненного в духе Леонардо, но по - рафаэлевски ясного. 
Рафаэль Санти. Этюд "Голова юноши" (чёрный мел, белила). Музей Ашмола, Оксфорд.
Этюд, скорее всего, был написан с натуры и не является автопортретом художника, несмотря на надпись " Портрет самого себя в молодости", сделанную в 18 веке. Выполнен, повидимому, во время пребывания художника во Флоренции.   Светлое и радостное искусство появилось в Италии в эпоху Возрождения, и самым светлым и радостным художником этого времени был Рафаэль Санти из маленького итальянского городка Урбино.    
 Всем своим  творчеством Рафаэль говорил: "Человек  должен быть прекрасен - у него  должно быть красивое и сильное  тело, всесторонне развитый ум, добрая  и отзывчивая душа". Таких людей  изображал Рафаэль в своих  картинах. Таким человеком был  он сам.   
 Рафаэль родился  в 1483году в городке Урбино. Первые уроки рисования и живописи  он получил у своего отца - художника  и поэта Джованни Санти. В  17 лет Рафаэль приехал в город  Перуджу и стал учеником художника  Перуджино.    
 В 1504 году  Рафаэль приезжает во Флоренцию - город, где в то время живут и работают величайшие художники Италии Леонардо да Винчи и Микеланджело. Здесь есть у кого учиться. И Рафаэль учится. Учится и работает. Более всего в это время его привлекает образ мадонны (богоматери) с ребенком - "периодом мадонн" называют флорентийский период творчества Рафаэля. Нежной и юной матерью изображает Рафаэль мадонну, он прославляет в ней гармоничного человека, прекрасного душою и телом. Мадонны Рафаэля полны такой прелести, что один из счастливых владельцев его картины, изображающей мадонну ("Мадонна Грандука"), герцог Тосканский, никогда не расставался с ней и даже возил с собой в путешествиях. Написанный в эти годы автопортрет совершенно естественно входит в цепь прекрасных образов, созданных им: так обаятелен, изящен и приветлив молодой художник.   
 В 1508 году  папа Юлий 2 вызвал Рафаэля в  Рим и одновременно с другими  художниками поручил ему роспись  "станц" - парадных залов Ватиканского  дворца. Вскоре Юлий 2 приказал рассчитать  всех художников и поручил всю роспись Рафаэлю. С1509 года по 1517 год были расписаны три зала, лучший из них Зал печати - Станца делла Сеньятура. Каждую из четырёх стен этого зала занимает огромная фреска: "Поэзия", "Богословие", "Правосудие" и "Философия" ("Афинская школа"). На фреске "Афинская школа" изображен просторный залитый солнцем храм, у его входа беседуют и спорят между собой знаменитые греческие философы и их ученики. Над ними возвышаются две статуи: Аполлона - бога красоты и Афины - богини мудрости. Последняя арка храма своим светлым проемом выделяет фигуры двух величайших мыслителей древней Греции - Аристотеля и Платона.   
 Создавая  образы идеальных, рождённых его  творческим вдохновением прекрасных  людей, Рафаэль не уклонялся,  как Микеланджело, от создания  портретов современников. Наоборот, он умел остро передать в портрете характер человека, умел выявить его лучшие черты и сохранить при этом поразительное сходство. О портрете Юлия 2 современный художнику историк искусств Вазари говорит: "Он исполнил ещё маслом портрет папы Юлия так живо и правдоподобно, что было жутко на него глядеть, словно бы и в самом деле он сидел перед нами живой..."   
 Умевший так  точно передать в портрете  неповторимую внешность, неповторимую  духовную жизнь человека, Рафаэль  совсем по-другому работал над образом мадонн. Художник говорил, что, рисуя мадонну, он вспоминает всех красавиц, виденных им в жизни. Величественный образ женщины создал в прославленной "Сикстинской мадонне". Мадонна нарисована в рост, она идет она идет по облакам навстречу своей страшной судьбе, зная, что для счастья людей должна отдать смерти самое дорогое, что у нее есть, - сына. Обычный религиозный сюжет превращается в прославление величия человека, способного во имя высшего долга идти навстречу мукам и смерти. Внутренней красоте подвига соответствует внешняя красота мадонны - это высокая, стройная, сильная женщина в полном расцвете своего обаяния.   
 Имя Рафаэля  как архитектора связано со  строительством дворцов, вилл, церкви, небольшой часовни. В 1514 году  папа Лев 10 поставил Рафаэля во главе строительства величайшего в мире скульптурного храма - собора святого Петра. Рафаэль должен был изменить проект и продолжить строительство. "Но в мечтах своих, - писал Рафаэль, - я думаю о большем! Я желал бы воскресить чудные формы античных сооружений..." Он мечтал о "воскрешении древнего Рима" - титаническом предприятии, достойном художника Возрождения. По раскопкам, обмерам и книгам древнеримского архитектора  Витрувия Рафаэль хотел воссоздать облик "вечного города", составить его описание и сделать большую картину.   
 Смерть прервала  эту работу Рафаэля. 6 апреля 1520 года  в возрасте 37 лет он умер. Его  похоронили в одном из красивейших  зданий Рима - в Пантеоне, который  стал усыпальницей великих людей  Италии.   
 Праздничное,  светлое искусство Рафаэля, прославление им радостей жизни и величие человека дороги россиянам.Окрестности Винчи очень живописны: город расположен на склоне горы Монте Альбано. Внизу в долине Арно лежит Флоренция. Выше, за горой видны скалы с многочисленными пещерами, холодными стремительными ручьями. Воздух очень чист, и из Винчи можно видеть поверх гор Средиземное море, до которого 65 километров. Это будет неизменным фоном его картин.   

в 15 лет Леонардо стал учеником в мастерской художника  Андреа дель Верроккио – одного из самых знаменитых в Италии. Это было большой удачей и предопределило великую судьбу. Андреа был неплохим живописцем, прекрасным скульптором, ювелиром, бронзолитейщиком, создателем костюмов и флагов, устроителем празднеств.   

Мастерская Верроккио была загружена заказами: бюсты и портреты, картины «Благовещенье», «Крещение Христа», множество «Мадонн», резные саркофаги для Медичи, бронзовые статуи «Давид», «Фома Неверующий», «Мальчик с дельфином». Величественная конная статуя Коллеони  Венеции. Огромный медный шар и крест на куполе Флорентийского собора. Готовились пышные придворные торжества.   

Кроме Верроккио  были в мастерской и другие учителя: старшие ученики и подмастерья. Здесь работал Перуджино, бывший на 6 лет старше Леонардо. Леонардо помогал младшим ученикам, как Лоренцо ди Креди, по стилю очень близкий к нему. Отношения между Леонардо и Верроккио были, по-видимому, сердечные: он жил в доме учителя и продолжал там жить будучи принятым в гильдию Святого Луки в 1472 году.   

1550 год «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, скульпторов и архитекторов» художника Джорджо Вазари.   

Флоренция считалась  республикой, однако фактически ею управляло  семейство Медичи и круг аристократов и интеллектуалов, группировавшихся вокруг их двора. Инструментом власти был банк Медичи, через который протекало все богатство города. Медичи покровительствовали искусству, но на Леонардо это не отражалось. За ним прочно укрепилась репутация мастера блестящего и многостороннего, но медлительного и необязательного.    

В 1481 году папа Сикст IV пригласил лучших художников Тосканы  для работы в Ватикане. Среди них  Боттичелли, Гирландайо, Синьорелли, Перуджино, Пинтуриккио – но не Леонардо. Обиженный  и униженный Леонардо отправляется на следующий год в Милан искать покровительства у могущественного Лодовико Сфорца. Его пребывание там продлится почти 20 лет. Там к нему придет призвание.   

Первые картины  Леонардо. В картине Верроккио  «Крещение Христа» Леонардо написал  красного (ярко-красная деталь одежды) ангела. По этой картине можно судить, что была живопись для Верроккио, «лепивший» свои картины потоком, и Леонардо, замысливавший каждую свою работу, как последнюю и лучшую. У Верроккио персонажи на картине изображают, лицедействуют, у Леонардо – живут, чувствуют. Пейзаж у Верроккио присутствует и оживляет, у Леонардо работает. И то, что после этого Верроккио бросил краски – не более чем сказка, поскольку он сам не мог не понимать, что при поточном производстве картин шедевра не создашь. Первый опыт Леонардо позволяет увидеть задачи, им решаемые: персонажи должны жить на картине и быть личностями; пейзаж должен работать на идею.  

«Благовещенье»  – первая картина, полностью написанная Леонардо. Дата – около 1472. Вход в  богатое палаццо. Двор, каменная ограда, дальше на фоне голубого неба декоративные деревья, словно вырезанные из бумаги, туманная даль. Шикарный мраморный столик с рукоделием. Правее – Библия. Мария: молодая женщина со светлым округлым бесстрастным лицом, в красном и темно-зеленом длиннейшем одеянии (как она передвигается?). Смотрит перед собой на ангела. Левая сторона картины посвящена коленопреклоненному ангелу: почтительно подался вперед и исподлобья смотрит на Марию. Одеяние – серый верх и красный тяжелый бархатный низ. В левой руке огромная лилия на длинном стебле, символ невинности; правая передает благую весть о сыне. Да, Мария знает, о чем речь ангела: весть она принимает левой рукой, а правой указывает на соответствующее место в Библии.  

Крылья ангела очень странные – бессмысленные  и неживые, кто-то подправлял картину, но руки – главные действующие элементы картины – очень леонардовские.   

Портрет Джинервы де Бенчи написан приблизительно в 1473 – 1474 годах. Здесь очень выразительное  и характерное лицо –  психологически разработанная картина. Затем идет период Мадонн с младенцем (1476 – 1480). Здесь «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта» и «Мадонна с цветком». Леонардо размышляет в них о жизни и роли матери.
Лодовико использовал  таланты Леонардо, главным образом, для оформления дворцовых празднеств. Эта работа очень нравилась и Леонардо. Несколько позднее Леонардо стал выступать при дворе как лютнист, певец, декламатор сатир, рассказчик загадок собственного сочинения. Снова обратился к исследованиям, начал вести записи, начал «Трактат о живописи», продолжил анатомические исследования. Предложил проект нового города. Занятиям математикой уделял много времени. У него были ученики и слуги, одно время до 6 человек. Один из них, прозванный художником Салаино (Чертенок): «вороватый, нечестный, упрямый и жадный мальчишка». Их отношения продолжались почти 25 лет.   

В 1445 написал  «Портрет музыканта». По просьбе Сфорца начал рисовать «Тайную вечерю»  на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле  Грацие в Милане. Тайная вечеря написана быстро – в 3 года напряженной работы – перед отбытием из Милана. Сложность – в композиции, в облике и месте Иуды.   

Леонардо провел 6 лет в Милане под покровительством Людовика: ему хорошо платили, не обременяли работой. Ведет инженерные разработки, научные, второй вариант «Мадонны в скалах», рисунки, наброски. Из всех учеников достоин упоминания Франческо Мельци, но не за талант, а человеческие качества. Он был с ним до конца дней и заменил ему сына. Леонардо завещал ему все свои бумаги и рисунки.   

Людовика вытеснили из Милана, и Леонардо отправляется в Рим, к папе. Там искусством правят Микеланджело и Рафаэль. Живет на скромную зарплату. Пишет единственный автопортрет, «Святой Иоанн Креститель», серия рисунков «Потоп». Молодой преемник Людовика XII Франциск I приглашает Леонардо в 1517 году во Францию. В усадьбе недалеко от королевского замка в Амбуазе художник провел свои последние годы.   

Леонардо да Винчи оказал на современников и  следующие поколения художников сильнейшее влияние художническое  и интеллектуальное.   
 
 
 
 
 
 

3. Почему культуру Возрождения называют эпохой гуманизма? В каких значениях используется в культурологии слово "гуманизм"? 

Открытие древнего мира было произведено деятелями  Возрождения таким путем, что  стало одновременно открытием человеческой индивидуальности. Как это стало возможным? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего обратим внимание на значение термина «гуманизм». Его происхождение связано с понятием studia humanitatis — букв, «гуманитарные студии». Так начиная с XIV в. обозначали комплекс учебных дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами. Возрождение, конечно, было связано с занятиями именно этими дисциплинами. Их изучение издавна строилось на знакомстве с античными авторами. Однако гуманисты Возрождения увидели в «гуманитарных студиях» не просто некоторые дисциплины, занятые изучением человека, а главное — средство его развития и возвышения. Если другие учебные предметы призваны формировать практические навыки овладения определенной профессией, то гуманитарные науки заняты воспитанием и образованием человека, формированием человеческого в человеке. Осознав особое значение гуманитарных занятий, Возрождение особо акцентировало и значение античного наследия для воспитания человечности. Начиная с Ф. Петрарки (XIV в.), обнаружилась отчетливая тенденция считать классическую латинскую и греческую древность, прежде всего древнюю литературу, единственным образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности. Латинские и греческие авторы рассматриваются теперь в качестве истинных учителей человеческого.  
 
Под «человеческим» гуманисты стали понимать совокупность качеств (humanitas), требующих специальной тренировки по их формированию. Среди них: изысканность вкуса, красота языковых форм и речи, утонченное отношение к жизни, способность вызывать ответную симпатию. Обращает на себя внимание яркая эстетическая направленность в понимании человеческого. Возрожденческий гуманизм есть в первую очередь эстетический феномен. Это всегда надо иметь в виду, в частности, по той причине, что гуманизм в русской традиции чаще ассоциируется не с эстетической, а нравственно-этической направленностью. Отечественная традиция трактует гуманизм в смысле защиты слабых, милосердия и сострадания; гуманизм западноевропейского Возрождения не имеет с таким пониманием ничего или почти ничего общего. Конечно, в нем присутствует и нравственный момент. Однако он понимается специфически и стоит далеко не на первом месте.  
 
Неудивительно, что обращение к античным авторам как к первым учителям человеческого в человеке прочно связало возрожденческий гуманизм со словесностью, с культурой слова. Красота языковых форм и речи воспринимается гуманистами Возрождения в качестве важнейшей части изящества человека. Такой взгляд в значительной мере предопределен прямым влиянием античных авторов, ведь известно, что в древнегреческой мудрости искусство слова оценивалось исключительно высоко. Античная мудрость («софия») есть умение, в том числе и умение владеть словом. В ней заключено также преклонение перед этим умением. Гуманисты возводят преклонение перед искусством слова на небывалую высоту. Особый восторг вызывают у них стиль и слог античных авторов, а вместе с этим латинский и греческий языки. Заметим, что распространению греческого языка в Северной Италии — одном из главных центров Возрождения — способствовал приток образованных греческих эмигрантов, которые вынуждены были покидать Византию после взятия Константинополя турками (1453). Вместе с тем филологическая культура гуманистов отнюдь не свелась лишь к воскрешению и акцентированию того, что было известно античности. Напротив, в области словесности ими был сделан шаг вперед огромной важности. Благодаря этому шагу возрожденческий гуманизм можно считать открывателем и создателем основ филологии как науки. Вот как описывает восприятие гуманистами роли и значения языка французский исследователь XX в. М. Фуко: «Эпоха Возрождения останавливалась перед грубым фактом существования языка: в толще мира он был каким-то начертанием, смешанным с вещами или скрытым под ними, знаками, представленными на рукописях или на листах книг. И все эти настойчивые знаки взывали ко второму языку — языку комментария, толкования, учености — для того, чтобы заставить заговорить и привести, наконец, в движение спящий в них язык...»  
 
Новый подход к языку стал возможен благодаря уже упомянутому чувству исторической дистанции, в рамках которой воспринимается гуманистами древность, в том числе и древние языки. Язык становится предметом рефлексии (т.е. размышления, изучения), а не остается чем-то подобным воздуху, которым дышат, не замечая его, — так пользовались латынью средневековые схоласты. Работа с текстами, состоящая в их комментировании, толковании, изучение и усвоение языковых и речевых структур оказываются важнейшей частью ученых занятий гуманистов. Более того, такая работа — один из важнейших компонентов их образа жизни.  
 
Стихия языкового и речевого творчества — подлинная стихия гуманизма Возрождения. Вне этой стихии невозможна организация и созидание жизни в соответствии с античными образцами. А именно такой жизнью стремятся жить гуманисты. Характерно, что понимание гуманистами изучения античного наследия сохранило свое значение на долгое время. Так, спустя несколько столетий немецкий мыслитель Ф. Шлегель (1772—1829), воспроизводя идею гуманистов, писал: «Жить по канонам классического периода, реализовать в себе самом античность — вот основная цель филологии». В этом смысле культура Возрождения в значительной мере филологическая. Культура письменной и устной речи выходит на передний план и составляет неотъемлемую и характерную черту возрожденческого гуманизма. Высоко ценится изящество речи, ее правильная тональность, умение расположить собеседника и одновременно затронуть и убедительно раскрыть темы, в первую очередь не мелкожитейские, а возвышенные. Собственно, сам язык взывает к возвышенному: только в применении к возвышенному раскрываются красота и мощь языкового общения. Не меньшее значение имеет и другая сторона: язык в блеске и виртуозности раскрытия заложенных в нем возможностей, в правильности грамматических и речевых конструкций возвышает и облагораживает человека. Приподнятость и торжественность речи гуманистов — характерная ее черта, о которой легко составить представление по многочисленным произведениям, дошедшим до нашего времени. На основании сказанного можно сделать вывод о том, в частности, что для гуманизма Возрождения характерен своеобразный «языковой» стиль мышления, отличный от того, который следует назвать по преимуществу логическим. Последний был характерен для средневековой схоластики. Схоласты делали ставку в первую очередь на логику. Оттого их произведения более отличаются строгостью и сухостью, чем яркостью и красочностью. Гуманисты делают ставку на внушающее и возвышающее воздействие языка, хотя, конечно, они не пренебрегают логикой. Их произведения — это шедевры искусства слова, отличающиеся богатством речевых и языковых форм, изысканностью стиля, поэтически приподнятые и красочные, а не сухие логические трактаты. В культе языка ярко проявляется сущностная черта возрожденческого гуманизма — его не теоретическая, а в первую очередь практически-жизненная направленность.  
 
Согласно А.Ф. Лосеву, «гуманизм есть, во-первых, типичное для Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм». «Во-вторых, это не просто светское свободомыслие, но общественно-политическая, гражданская, педагогическая, бытовая, моральная и иные практические стороны этого свободомыслия»2. Таким образом, важнейшей чертой гуманизма является его практическая направленность. Это отнюдь не значит, что гуманисты не строят теорий или не пытаются их строить. Это значит, что теория для них не самоцель. В отличие от средневековой схоластики, в которой безупречность теоретического построения была важна сама по себе, в гуманизме теория должна прямо и непосредственно служить практически-жизненным интересам. Она должна отвечать на вопрос «как жить?». Как жить конкретному живому человеку, индивиду, в значительной мере живущему не церковной, а светской жизнью. Индивид, личность ставится в центр теоретических построений. Мысль гуманистов идет не от божественного к личному, а в обратном направлении — от личного к божественному. В гуманизме сохраняется принципиальный антропоцентризм христианского мировоззрения. Это объединяет его не только со схоластикой, но и с патристикой (святоотеческой литературой) — во всех случаях, в том числе, конечно, и в возрожденческом гуманизме, человек рассматривается как наиболее значимая часть тварного (земного) мира. Однако гуманизм делает шаг, невозможный для предшествующих форм христианского мировоззрения (основные из которых патристика и схоластика), — личность становится отправным пунктом и основой мировоззрения. Сквозь призму личности рассматриваются все темы и вопросы, начиная от социально-этических и кончая религиозными. Становится понятным, почему гуманизм оказывается не чем иным, как культом творческой индивидуальности.  
 
Гуманизм открывает перспективу безграничных возможностей человеческого индивида. Это открытие производит на самих гуманистов крыляющее и воодушевляющее действие. Отсюда их энтузиазм и поистине юношеский задор, выраженный как в жизненной практике, так и в произведениях. Самореализация личности мыслится гуманистами прежде всего в плане художественно-эстетическом. В творчестве видят они главный путь раскрытия способностей человека. Одновременно сама жизнь и человеческая личность представляются гуманистам чем-то вроде произведения искусства. С одной стороны, гуманисты далеки от идеи о могуществе человека в плане техническом. У них не возникает мысли о преобразовании природы при помощи техники. Эта мысль — приобретение гораздо более поздней эпохи. С другой — гуманисты столь же далеки от плоского утилитарно-практического эгоизма. Последнее вполне естественно: для людей, воспитанных в христианской традиции, впитавших ее, а затем дополнивших свое понимание христианства идеями античной мудрости, утилитарный практицизм не мог стать осознанной программой. Поэтому самореализация личности видится гуманистами в первую очередь на путях духовного творчества, художественного оформления жизни и своей личности. Всякая деятельность, независимо от ее характера, окрашивается гуманистами в эстетические тона. Примечательно, что создание произведений культуры мыслится гуманистами как часть творения собственной личности. Более того, именно по этой причине духовное творчество столь привлекательно для гуманистов: оно есть путь творения человеком самого себя и своего бытия. Жизнь гуманистов — это свободное от внешних авторитетов, напряженное эстетическое самоутверждение, не лишенное самолюбования. Такая жизнь не может не быть острым соперничеством творческих индивидуальностей, каждая из которых стремится к максимальному самоутверждению. Чем оборачивается на практике установка на самоутверждение личности, показал исторический опыт Возрождения.
 
 
 

4. Что такое Реформация  и Протестантизм?  Что реформировали  реформаторы и  против чего протестуют протестанты? 

Протестантизм, начало которому положила эпоха Реформации, является одним из самых распространенных, наряду с православием и католицизмом, направлений христианства. Как исповедание  веры он существует уже пять столетий и в наши дни охватывает своим влиянием около полумиллиарда людей во множестве стран мира.
Учения и организации  в протестантизме столь многообразны, количество имен духовных лидеров и  мыслителей столь обширно, что невозможно исчерпывающе отразить их в рамках небольшого словаря. Поэтому цель нашего издания ограничивается начальным ознакомлением всех интересующихся с наиболее значимыми, по мнению составителя, понятиями и персоналиями протестантизма.
Неизбежная при  этом избирательность, а также разная степень детализации лишь подчеркивают многомерность как самого предмета, так и существующих его интерпретаций. Приоритет был отдан раскрытию вероучительных и теологических аспектов протестантизма, истории становления его основных разновидностей.
При разработке справочного материала всегда большое значение имеют источники, которые использует составитель. Они представлены в библиографическом разделе данного издания. Количество зарубежных трудов о Реформации и протестантизме уже не поддается исчерпывающему охвату. Объем написанного в России также весьма велик. Массовому российскому читателю большинство этих изданий малодоступно или недоступно вовсе. В то же время, даже выборочное указание круга авторов и названий может способствовать дальнейшему более основательному знанию предметной области, очерченной в словаре. Поэтому было решено привести литературу, во-первых, на русском языке; во-вторых, за небольшими исключениями, вышедшую преимущественно в последние несколько десятилетий.
В содержании большинства  статей присутствуют перекрестные ссылки, указывающие на более подробное разъяснение некоторых понятий в других статьях словаря. Названия церквей, организаций, идейных течений, имена и термины, которым посвящены отдельные статьи, в тексте выделены курсивом. В конце словаря приводится алфавитный указатель упоминаемых имен и названий. 

ПРОТЕСТАНТИЗМ В ЕГО ИСТОРИЧЕСКОМ СТАНОВЛЕНИИ
     Появление протестантизма связано с революционными для христианства событиями в Европе раннего Нового времени, получившими общее название Реформации. За этим названием стоит совокупность разноплановых религиозных преобразований, приведших к радикальному изменению прежнего уклада в западнохристианском мире. Формально начало Реформации датируется 31 октября 1517 г., когда Мартин Лютер обнародовал 95 тезисов к диспуту о прояснении действенности индульгенций, с осуждением в них ряда злоупотреблений римско-католической церковной иерархии. Завершение чаще всего принято относить ко времени окончания Тридцатилетней войны в Европе XVII в. Однако исторические границы Реформации, равно как и ее причины, смысл и последствия, по сей день остаются предметом дискуссий и исследований.      
     Собственно протестантизм, как терминологически обозначенное явление, возникает после 1529 г. Тогда в Шпейере состоялся очередной имперский съезд глав германских княжеств и вольных городов. На нем, по настоянию императора Карла V и католического дворянства, составлявшего большинство собравшихся, было отменено решение предыдущего рейхстага 1526 г. о свободе правителей в выборе церковного устройства для своих подданных. Среди участников были руководители земель и городов, где уже состоялась лютеранская церковная реформа. Свое несогласие с указанной отменой они выразили, заявив "Протестацию". С той поры приверженцев Реформации в Германии, а затем и в др. странах начали называть протестантами.
     Это название не сразу стало повсеместным. В XVI-XVII вв. чаще использовались иные - евангелические христиане, реформаты, пуритане, евангелики. О протестантах обычно говорили в связи с конкретными историческими событиями времен немецкой Реформации. Но с масштабным распространением реформационных идей и настроений, умножением и дифференциацией числа следующих им религиозных сообществ, термин протестантизм оказался наиболее приемлемым обозначением для всего спектра церквей, деноминаций и сект, имевших общие вероучительные истоки.
     Строго говоря, идеология Реформации не может быть изложена как некая цельная система взглядов. Она складывалась постепенно, с периодическим смещением акцентов. В ней воплотилось множество предшествовавших обновленческих исканий, обусловивших разнообразие идейного содержания и способов организации реформационного процесса. Ее отдаленный прообраз можно встретить уже в ряде начинаний отвергнутого католической церковью новатианства (христианское движение III-VIII вв., осуждавшее церковные попущения непоследовательным христианам и практиковавшее публичное покаяние). Но не менее авторитетным для реформационно настроенных мыслителей оказалось и учение признанного в католической среде теолога рубежа IV-V вв. Аврелия Августина (его трактовка божественного предопределения, различение Божьего и мирского "градов" и др.). Уже в XII в. Пьером Абеляром, Арнольдом Брешианским и Иоахимом Флорским были высказаны убедительные возражения против политических притязаний католицизма, избыточной приверженности мирским интересам. Тогда же возникло движение последователей проповеди Пьера Вальдо - вальденсов, чьи воззрения сохраняли злободневность вплоть до самой Реформации и много позже (противопоставление церковному ритуалу и обогащению нестяжательского образа жизни по примеру христиан евангельского периода). В теологической мысли XIV в. реформаторский дух проявился в трудах сторонников изменения статуса церкви в государстве и обществе - Уильяма Оккама и Джона Уиклифа, проповедников непосредственной личной устремленности христиан к Богу - немецких мистиков Майстера Экхарта и Иоганна Таулера. Мощным стимулом для реформационных настроений следует считать культуру Возрождения, утверждавшую новое отношение к миру и человеку, побуждавшую к интеллектуальной свободе и творчеству. Явными предтечами Реформации стали учение Яна Гуса и развернувшееся в XV в. гуситское движение. Существенное влияние на духовный мир Реформации, утверждение веротерпимости и права религиозного самоопределения оказали труды представителей христианского гуманизма первой трети XVI в. - Иоганна Рейхлина, Себастьяна Франка, Эразма Роттердамского.
      В религиозных течениях собственно эпохи Реформации изначально не было какого-то единообразия: выделялись магистральные направления - последователей Лютера, Цвингли и Кальвина; радикальное крыло - анабаптисты; компромиссная с католицизмом форма - англиканство. Далеко не все участники реформационных процессов, действовавшие на этом этапе, напрямую относятся к протестантизму (например богемские и моравские братья). Также не все отличались повышенным радикализмом, было немало умеренных в своих требованиях религиозных групп. Однако вполне оправданным можно считать устоявшееся представление о протестантской Реформации XVI в. как о коренном пересмотре всей предыдущей полуторатысячелетней церковной традиции в христианстве.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.