На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Местное самоуправление в общей системе управления государством и обществом в Татарстане

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


содержание
Введение………………………………………………………………………… 1. Теоретические и  исторические основы  местного самоуправления……………………………………………………………
    1.1.  Исторические  аспекты формирования местного  самоуправления……
    1.2. Конституционно-правовые основы взаимоотношений местного самоуправления и государственной власти в России………………………
2. Местное самоуправление в общей системе управления государством и обществом в татарстане…………………………
    2.1. Правовые основы местного самоуправления в Республике Татарстан………………….…………………………………………………..
    2.2. Актуальные  проблемы местного самоуправления  в Татарстане………
3. перспективы местного самоуправления в татарстане…………………………………………………………………......
Заключение…………………………………………………………………….
Список  использованных источников и литературы…………
3 
4
4 

10 

15 

15
21 

28
36
39
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.
     Местное самоуправление – это не только один из важнейших демократических принципов организации и осуществления власти. Это и право граждан различных административно-территориальных единиц управлять в рамках закона самостоятельно, а также в собственных интересах значительной частью общественных дел.
     Местное самоуправление в Российской Федерации – это такой способ организации и осуществления власти на местах, который «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст. 130 Конституции РФ.).
     Цель  работы – рассмотреть понятие  местного самоуправления в РФ, его  принципы, цели, задачи и полномочия.
     Для этого необходимо рассмотреть и  решить следующие задачи:
     1) определить конституционно-правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления;
     2) выявить разграничения в полномочиях и функциях государственной власти и местного самоуправления, которые делают выбранную тему особенно актуальной;
     3) разработать рекомендации по  совершенствованию  работы органов  местного самоуправления. 
 
 

1. Теоретические и  исторические основы  местного самоуправления
1.1.  Исторические  аспекты формирования местного  самоуправления
     Вопрос  местного самоуправления в большинстве  ведущих стан мира всегда находился  в центре политической жизни общества. Традиции общинного, городского самоуправления своими корнями уходят в глубину веков к полисной демократии античного мира, городским и сельским общинам периода сословного государства средних веков. Муниципалитетом называли городское управление, которое решало задачи в интересах населения города: строительство водопроводов, общественных бань, охрану правопорядка и собственности и др.  Термин «муниципалитет» свою историю начинает с эпохи республики Древнего Рима. Так называли города, обладавшие правом самоуправления, решение вопросов в которых осуществлялось избираемыми старейшинами и наиболее почетными и знатными гражданами города. В современных условиях термин «муниципалитет»  обозначает избираемое городское или сельское самоуправление.
     В истории развития местного самоуправления России особое место занимает XVI век, когда происходит замена кормления, системы местного управления через наместников и волостелей, губными и земскими учреждениями. В 30-е годы XVI века в уездах параллельно с наместниками появляются и действуют губные учреждения. Выборные губные учреждения создавались для преследования разбойников и суда над ними. Выбор губных учреждений были всесословными: участвовали помещики, служилые люди и крестьяне – все население уезда. На всеуездном съезде из дворян и детей боярских избирали губного дьяка, старосту или голову, который являлся в Москву  для утверждения и получения наказа. Все избираемые лица составляли одно учреждение – губную избу.
     В 1555 г. Иван IV упраздняет систему кормления  и вводит земские учреждения, которые уже не имели всесословного характера и в их участии не принимали служилые люди. Земские учреждения обладали экономической, финансовой, полицейской и судебной властью.
     В XVII веке устанавливается система  приказного воеводского управления на местах, местное управление бюрократизируется. Одновременно существуют губные и земские учреждения. Позднее воевода по отношению к губным  учреждениям становится начальником. Земские учреждения в финансовом и экономической деятельности сохранили свою самостоятельность.
     Начала  земской системы местного самоуправления наряду с бюрократической и сословной  существовали и при Петре I. Существовали бурмистерские палаты, земские избы под председательством бурмистра. В 20-е годы XVIII века эти органы заменяются на магистраты и суд отделяется от администрации. Губернаторы и воеводы не могли вмешиваться в деятельность суда, хотя могли приостановить исполнение судебных решений. В последствии магистраты были упразднены преемниками Петра I, оставались губернаторы и воеводы [6, C. 15].
     Для эпохи Петра I характерно усиление государственного вмешательства в частные дела, рост бюрократической опеки над  обществом. Только при Екатерине II, в последней четверти XVIII века были заложены основы, ставшие определяющими  до введения земских учреждений в 1864 г. Екатерина II стремилась создать из всех сословий местные органы с правами по внутреннему управлению и задачами местного управления. Учреждались губернские и уездные дворянские собрания, избиравшие должностных лиц местной администрации  и суда. Сословным обществам предоставлялось право замещать  по выбору значительную часть должностей губернской, городской и уездной администрации и суда.
     Земская 1864 г. и городская 1870 г. реформы и  реформы Александра II были направлены на децентрализацию управления и развития начал местного самоуправления в России. Известный дореволюционный юрист и социолог М.М.Ковалевский отмечал, что эти реформы явились поворотным пунктом во внутреннем развитии России, ибо они внесли те ограничения, которым бюрократия вынуждена была подчиниться. Реформой 1864 г. в губерниях и уездах были созданы выборные земские собрания и избираемые ими соответствующие земские управы. Земское избирательное право ограничивалось имущественным цензом, а выборы проводились на сословных началах (в уездах – землевладельцы, городские и сельские общества, соответственно три съезда). Реформа городского самоуправления основывалась на тех же принципах, что и земская. Екатерина II по существу заново создала городское управление, которое после Петра I полностью было дезорганизовано.
       Таким образом, в тот период в России существовало две системы управления на местах: государственное управление и земское, городское самоуправление.
     При Александре III предпринимались попытки  устранить недостатки в земском и городском самоуправлении. Органами губернского земства являлись губернское земское собрание и губернская земская управа. Было увеличено значение сословного начала: усилилась роль дворянства, крестьянство лишилось права избирать гласных, которые стали назначаться губернатором из избранных крестьянами кандидатов. Усилился надзор и контроль правительственных чиновников (губернатора) за деятельностью органов местного самоуправления.
     На  уровне волости, отдельных сельских поселений действовали органы крестьянского самоуправления:
     – сельский сход, избиравший сельского  старосту, сборщика податей, смотрители сельских магазинов, сельский писарь и  др. Если сельское общество было хозяйственной  единицей, то волость (до 20 тыс. человек  населения) – административной и состояла из земель одного или нескольких сельских обществ.
     – волостной сход, волостное правление, волостной старшина, волостной писарь, сотские, десятские и др. должностные  лица.
     Надзор  за сельскими учреждениями осуществляли земские начальники.
     После февральской революции в 1917 году Временное правительство предприняло попытку земской реформы местного самоуправления. Однако осуществить ее в полной мере не удалось.
     Многие  дореволюционные ученые полагали, что  органы местного самоуправления имеют  ту же природу, что и правительственные органы. По мнению Н.И.Лазаревского, особенности органов местного самоуправления состоят в следующем:
    - самостоятельность  в делопроизводственном отношении;
    - подчинение  лишь закону, указания центральной  власти не обязательны;
    - независимость личного состава, вне иерархической зависимости от центрального управления;
    - зависимость  должностных лиц от населения.
     После октябрьской революции 1918 года характер и направленность процессов организации  власти на местах коренным образом  изменились. Старые органы земского и городского самоуправления упразднялись, отдельные из них не выступавшие против новой власти вливались в аппарат местных Советов.
     Идея  местного самоуправления, предполагающая определенную децентрализацию власти, независимость и самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами  государства пролетарской диктатуры, являющейся по своей сути государством централизованным. 
     Активная  местная автономия в первые месяцы после революции, проявившаяся в создании областных, губернских и даже уездных республик во главе с собственными Советами народных комиссаров, выдвинула лозунг «Вся власть на местах». Однако Конституция 1918 года положила конец раздробленности Советов и их неподчинению центральной власти. В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти. В систему государственных органов входили областные, губернские (окружные), уездные (районные) и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы и избираемые ими исполнительные комитеты. Формирование съездов Советов осуществлялось на основе многостепенных выборов.
     Конституция СССР 1936 г. ввела всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Система съездов Советов была упразднена. Все местные представительные органы стали называться Советами. Местные Советы являлись самыми многочисленными органами государственной власти. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов были избираемые ими исполнительные комитеты.
     Высшим  организационным принципом построения и деятельности системы Советов  был демократический централизм, формально допускавший некую  самостоятельность местных органов, но в действительности заключавшийся  в жесткой централизации и  концентрации власти в руках государства. Двойное подчинение исполнительных органов, подотчетность местным советам и подчинение вышестоящим исполнительным органам, представляло собой практическим выражением  принципа демократического централизма.
     Теория  советского государственного права рассматривала местные Советы как представительные органы нового типа, сочетающие в своей деятельности  принятие решений, их исполнение и контроль за их выполнением. Этот принцип деятельности Советов был сформулирован В.И.Лениным, который развил применительно к Советам идеи К.Маркса  о Парижской Коммуне как «работающей корпорации», одновременно законодательствующей и исполняющей свои законы.
     Однако  на практике местные Советы так и  не стали «работающими корпорациями», поскольку реальная власть на местах была сосредоточена в руках партийных органов, осуществлявших фактическое руководство ими. Существенные недостатки в организации и деятельности Советов  и их органов были выявлены еще в первые годы советской власти, но их так и не удалось ликвидировать на протяжении всех последующих лет существования СССР. Перед самым распадом СССР принятый 09.04.1990 г. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местном хозяйстве в СССР»  был попыткой реформировать местные Советы. В частности, этим законом было введено понятие «коммунальной собственности».
     Первые  шаги по утверждению принципиально  новых подходов к организации  органов местного управления и их деятельности, отличных от периода  Советов были сделаны с принятием 06.07.1991 г. Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». С этого момента начинается процесс реформирования местных органов власти и системы местного самоуправления. Однако предпринятая реформа носила декларативный характер, поскольку местное самоуправление не было обеспечено материальном, организационном и правовом отношении. Принятие Конституции РФ в 1993 г. определяет основные принципы организации и деятельности местного самоуправления, вступление России в Европейский союз и ратификация Европейской Хартии местного самоуправления и разработка законодательных актов о местном самоуправлении явились новым импульсом в преобразовании и развитии местного самоуправления. Основные положения в области развития системы местного самоуправления были определены в Указе Президента России от 15.10.1999 г. «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления  в Российской Федерации».
     В соответствии с Конституцией РФ, принятыми  законодательными и иными правовыми  актами федеральной власти, правовое регулирование местного самоуправления сместился на региональный уровень субъектов Федерации. Поэтому совершенствование местного самоуправления на данном этапе во многом зависит от мер принимаемых субъектами Федерации по развитию местного самоуправления [6, C.85]. 
 

1.2. Конституционно-правовые основы взаимоотношений местного самоуправления и государственной власти в России
     Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении.
     Признавая и гарантируя местное самоуправление (ст.3, п.2), Конституция выступила в качестве важнейшей правовой основы дальнейшего процесса становления и развития новой системы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения.
     Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления.
     Конституция определила местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом, признавая и защищая экономическую основу самоуправления - муниципальную собственность равным образом с государственной, частной и иными формами собственности (ст.130 п.1 Конституции РФ).
     Право на местное самоуправление как таковое не названо в числе прав и свобод человека и гражданина в главе 2 Конституции Российской Федерации.
     В то же время целый ряд прав и  свобод человека и гражданина, названных во второй главе, реализуется, в том числе, в рамках местного самоуправления, а именно: право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления (ст.32 ч.2); право на участие в референдуме (ст.32 ч.2); право на получение информации (ч.4 ст.29); право на объединение (ст.30); свобода собраний (ст.31); право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (ст.33). Большая часть перечисленных прав отнесена Конституцией Российской Федерации к правам граждан, хотя есть среди них и такие, которые сформулированы как основные права и свободы человека в узком значении данного термина, т.е. неотчуждаемые, принадлежащие каждому от рождения (ч.2 ст.17) - в частности, право на объединение (ст.30), право на информацию (ч.4 ст. 29).
     Вместе  с тем, конституционная интерпретация  права на местное самоуправление не ограничивается названными выше конституционными правами граждан, реализуемыми на муниципальном уровне и отражающими отдельные аспекты права на местное самоуправление, но не исчерпывающими всего его содержания. Местное самоуправление рассматривается также в главе 8 Конституции в обобщенном виде как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения, на владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью (ст.130 ч.1) в городских, сельских поселениях, на иных территориях (ст.131 ч.1), осуществляемое непосредственно или через органы местного самоуправления (ст.130 ч.2). Данное общее право включает в себя более конкретные права населения, граждан и органов местного самоуправления:
     - право населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления (ст.131 ч.1 предлож.2);
     - право населения на выражение мнения, подлежащего обязательному учету, по вопросу изменения границ территорий местного самоуправления (ст.131 ч.2);
     - право на судебную защиту (ст.133), конкретизированное в Федеральном законе о местном самоуправлении как право граждан, проживающих на территории муниципального образования, и органов (должностных лиц) местного самоуправления (ст.46);
     - право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст.133).
     Таким образом, на основании проанализированных конституционных норм можно сделать  вывод о том, что право на местное  самоуправление является конституционным  правом граждан и населения, хотя в его обобщенном виде и не закрепляется во второй главе Конституции Российской Федерации.
     Конституция РФ организационно и функционально  отделила органы местного самоуправления от органов государственной власти, установив, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, самостоятельно решают вопросы местного значения (ст. 12 и 132).
     В ст. 5 и 6 Закона 2003 г. содержатся перечни  полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ в области местного самоуправления. Однако из указанных перечней весьма сложно понять, чем конкретно занимаются органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в сфере местного самоуправления.
     Так, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся [17, C. 42]:
     1) определение общих принципов  организации местного самоуправления  в Российской Федерации, устанавливаемых  Федеральным законом 2003 г.;
     2) правовое регулирование по предметам  ведения и в пределах полномочий  РФ, а также по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;
     3) правовое регулирование прав, обязанностей  и ответственности граждан, органов  и должностных лиц местного  самоуправления по решению вопросов  местного значения;
     4) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном Федеральным законом.
     К полномочиям органов  государственной  власти субъектов  РФ в области местного самоуправления относятся:
     1) правовое регулирование вопросов  организации местного самоуправления  в субъектах РФ в случаях  и порядке, установленных Федеральным  законом 2003 г.;
     2) правовое регулирование прав, обязанностей  и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
     3) правовое регулирование прав, обязанностей  и ответственности органов и  должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ;
     4) правовое регулирование прав, обязанностей  и ответственности органов и  должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов РФ в порядке, установленном Федеральным законом 2003 г.
     Формы взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти устанавливаются федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Законы более 20 субъектов РФ о местном самоуправлении содержат отдельные главы или статьи, посвященные вопросам взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ.
     1. Правовое регулирование в сфере местного самоуправления
     2. Создание органами государственной власти организационных структур, специализирующихся на взаимодействии с органами местного самоуправления.
     3. Осуществление координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления
     4. Осуществление мер государственной поддержки местного самоуправления.
     5. Принятие органами государственной власти мер по обеспечению законности и правопорядка на территории муниципального образования посредством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Местное самоуправление в общей системе управления государством и обществом в Татарстане
2.1. Правовые основы местного самоуправления в Республике Татарстан
     Становление системы народовластия в Татарстане неразрывно связано с принятием  новой Конституции республики. Именно в этом документе были закреплены важнейшие принципы организации  самоуправления, которые получили свое дальнейшее развитие в Законе Республики Татарстан «О местном самоуправлении», ставшим первым опытом подобного законотворчества в Российской Федерации.
     И, хотя сегодня видны некоторые  его несовершенства, Закон сыграл свою позитивную роль. За этот период накоплен определенный опыт в законотворческой деятельности и в практической работе по становлению местного самоуправления. Именно на его основе и на основе Закона «О местных органах государственной власти и управления» была развернута большая организационная работа по проведению сходов, определению состава и территориальных границ самоуправлений, разработке их уставов по подготовке и проведению выборов органов местного самоуправления. Это были первые шаги на пути к созданию целостной системы местного самоуправления.
     В отличие от общероссийского татарстанский подход к реформе системы управления на местах изначально состоял в том, что на первом этапе демократических реформ не было необходимости ломать единую вертикаль органов государственной власти. Не решив законодательно вопросы распределения полномочий и, самое главное, не создав экономическую базу прямого народовластия, нельзя поднять уровень местного самоуправления до городов и районов, как это сделали в других регионах Российской Федерации.
     Практика  российских реформ показывает, что  торопливость чревата и тем, что теряется управляемость на данной территории. Подобные факты есть сегодня в Ульяновске, Ижевске, Приморье, Сибири, где органы местного самоуправления на уровне крупных городов и руководители исполнительной власти избирались всем населением. Взяв полномочия, руководители этих структур фактически предали забвению истинное предназначение института народовластия – решать повседневные проблемы граждан. Подобных конфликтов в Татарстане удалось избежать. Поэтому в республике становление самоуправления началось снизу, с первичного территориального уровня, то есть на уровне сел и поселков. Тем самым была сохранена управляемость территории в целом.
     Согласно  ст. 5 Закона РТ от 30 ноября 1994 года «О местном самоуправлении», местное самоуправление осуществляется населением в границах городских и сельских поселений районного подчинения. В городах республиканского подчинения местное самоуправление осуществляется в границах жилых комплексов [9].
     На 1 января 2000 года на территории РТ действовало 950 местных самоуправлений. Следует обратить внимание, что в отличие от законодательства РФ, законодательство РТ не применяет термин муниципальное образование. Тем не менее, можно считать понятие местного самоуправления в РТ антонимом понятия муниципального образования в РФ.
     В настоящее время местное самоуправление должно осуществляться населением через представительные органы (Советы, Комитеты местного самоуправления) и должностных лиц местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, а также путем проведения местных референдумов, сходов граждан.
     Местный референдум – голосование граждан  по вопросам местного значения. Местный  референдум проводиться по наиболее важным вопросам местного значения. В нем имеют право участвовать граждане, проживающие на территории местного самоуправления и обладающие избирательным правом непосредственно на добровольной основе. Решение о проведении местного референдума принимается органом местного самоуправления по собственной инициативе либо по требованию не менее 5 процентов граждан, проживающих на территории местного самоуправления. Решения, принятые путем местного референдума, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на территории местного самоуправления, а также гражданами. Эти решения могут быть отменены или изменены путем местного референдума. В случае противоречия законодательству, они могут быть отменены решением суда. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Однако нужно отметить, что принцип осуществления местного самоуправления путем проведения местного референдума в нашей республике не имеет практической реализации.
     Сход (собрание) граждан является высшим органом местного самоуправления, созываемый по мере необходимости (но не реже двух раз в год) главой местного самоуправления или по инициативе не менее 5 процентов граждан проживающих на данной территории. Подготовку и проведение сходов обеспечивает глава местного самоуправления.
     Подготовку  и проведение сходов (собраний) граждан  для решения организационных  вопросов по избранию органов местного самоуправления обеспечивают соответствующие Советы народных депутатов и их президиумы администрации районов городов.
     К исключительным полномочиям схода  граждан в случаях, когда выборные представительные органы местного самоуправления не образованы, относятся:
     – принятие и изменение устава местного самоуправления;
     – выборы и освобождение от должностных лиц местного самоуправления;
     – утверждение местного бюджета;
     – установление местных налогов и сборов на основе принципов установленных законодательством;
     – утверждение местных планов и программ комплексного социально-экономического развития и заслушивание отчетов об их исполнении;
     – контроль за деятельностью органов местного самоуправления наделенных исполнительными полномочиями.
     Также как и в Российской Федерации, в Республике Татарстан высшим непосредственным выражением воли населения являются выборы органов и должностных лиц местного самоуправления. Это наиболее массовая форма прямого народного волеизъявления, посредством чего образуются представительные органы местного самоуправления, а также могут получать свои полномочия главы муниципальных образований (главы администраций).
     Коллегиальный (представительный) орган местного самоуправления – Совет (Комитет) – выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Создается для реализации представительных, распорядительных, исполнительных, контрольных и иных функций и наделяются соответствующими полномочиями.
     Совет местного самоуправления (СМС) городов районного подчинения. рабочих поселков, сельских поселений с населением свыше 500 человек образуется, как правило, посредством выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в составе 7–11 человек. Совет местного самоуправления в сельских поселениях с численностью населения менее 500 человек избирается на сходах граждан этих населенных пунктов в составе 5-7 представителей. Совет местного самоуправления жилых комплексов в городах избирается сходом граждан открытым или тайным голосованием в составе председателя и 2-4 членов.
     Согласно  ст. 15 Закона в исключительном ведении Совета находятся следующие вопросы [9]:
     – принятие и изменение устава местного самоуправления;
     – выборы и освобождение от должности должностных лиц местного самоуправления;
     – утверждение местного бюджета.
     Заседания Совета созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал  и правомочны при наличии не менее 2/3 его состава.
     Несмотря  на трудности в вопросах формирования бюджета, достаточного для осуществления своих полномочий, Советы местного самоуправления должны решать вопросы строительства и благоустройства дорог, газификации, благоустройства сел и деревень, родников, ремонта кладбищ, проблемы социальной защиты.
     Согласно  ст. 22 Закона «О местном самоуправлении», местное самоуправление может избирать главу местного самоуправления на сходе путем всеобщего, равного и прямого избирательного права или Советом из числа его членов. Наименование главы определяется с учетом местных особенностей. В большинстве районов республики они именуются председателями Советов местного самоуправления, в Алексеевском, Альметьевском, Дрожжановском. Пестречинском, Спасском и Черемшанском районах – главами местного управления, а в Зеленодольском районе – председателями Советов местного самоуправления – главами местного управления.
     В местных самоуправлениях РТ в  силу ограниченности средств местных  бюджетов введена одна из указанных  должностей, либо имеется их совмещение, зафиксированное в уставах местных самоуправлений.
     Кроме того, лица, наделенные Законом РТ «О местном самоуправлении» и уставом  местного самоуправления полномочиями по осуществлению распорядительных, исполнительных, контрольных полномочий и иных функций местного самоуправления, являются должностными лицами местного самоуправления. Анализ уставов местных самоуправлений в РТ показывает, что в структуре органов местного самоуправления предусмотрены такие должностные лица, как заместители председателей Советов местного самоуправления, заместители глав местного самоуправления, заместители председателей Советов местного самоуправления, заместителей глав местного самоуправления, секретари, исполнительные секретари.
     Глава местного самоуправления:
     – организует деятельность органа местного самоуправления и контроль за соблюдением его устава;
     – организует подготовку и проведение сходов граждан по месту жительства, реализацию принятых ими решений;
     – реализует решение местных органов государственной власти и управления в границах территории его деятельности;
     – обеспечивает организацию выборов членов Совета местного самоуправления взамен выбывших;
     – подготавливает и ведет заседания Совета местного самоуправления;
     – докладывает сходу, Совету местного самоуправления о положении дел на территории местного самоуправления;
     – открывает расчетные и текущие счета местного самоуправления и является их распорядителем в пределах, установленных Советом и законодательством;
     – является распорядителем по расходам, предусмотренным на организацию работы Совета местного самоуправления, содержание наемных работников;
     – осуществляет контроль за работой предприятий торговли, сферы услуг, вносит предложения по организации их работы в соответствующие органы.
     Глава местного самоуправления в пределах предоставленных ему прав издает распоряжения. Он подотчетен сходу, Совету местного самоуправления. Безусловно, формирование структуры управления местным самоуправлением – сложный процесс, поэтому здесь необходимо опираться на анализ и учет местных особенностей. Успешное развитие местного самоуправления невозможно без тесного взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти и управления. 

2.2. Актуальные  проблемы местного самоуправления  в Татарстане
     Анализ  различных источников показал, что в современной России по степени развитости в них  местного  самоуправления можно выделить три типа субъектов Федерации:
     1) субъекты Федерации, где местное самоуправление достаточно развито и региональные власти, не пытаясь подвергать его полномочия сомнению, взаимодействуют с  местными  органами (например, Калининградская область, Ульяновская область, Чувашия);
     2) субъекты Федерации, где местное самоуправление развито, но его полномочия подвергаются сомнению региональными властями, что часто приводит к открытым конфликтам (например, Удмуртия, Приморский край);
     3) субъекты Федерации, где местное самоуправление фактически отсутствует или подменено  местными  органами государственной власти и управления (например,  Татарстан, Башкортостан, Саха).
     Наблюдается интересная закономерность: чем больше субъект Федерации продвинулся  по пути строительства квазифедерализма, тем меньше шансов на развитие в нем реального  местного самоуправления. Но даже в относительно благополучных регионах (в смысле развития местного самоуправления) можно говорить лишь о начальной стадии его формирования и чрезвычайно низкой активности населения, в интересах которого собственно и должна функционировать система  местного   самоуправления .
     В России очень многие политики федерального уровня не считают  местное   самоуправление  необходимым или пытаются свести его до уровня подчинения  местным  органам государственной власти. Бывший премьер-министр страны Е.М.Примаков, находясь у власти и стремясь получить поддержку у региональных лидеров, даже озвучил идею временного уменьшения прав местного самоуправления. Хотя объективно местное   самоуправление является союзником федерального центра в борьбе против правового и экономического сепаратизма региональных элит.
     На  примере Республики  Татарстан  очень четко можно видеть процесс  ущемления в правах  местного   самоуправления, его фактическое отсутствие [15].
     Согласно  конституции и законам республики, местные органы государственной власти и управления доминируют на муниципальном уровне над органами местного самоуправления, что противоречит федеральному законодательству.
     Так, конституция Республики  Татарстан содержит главу 13 IV раздела «Местные органы государственной власти и управления» и раздел V «Местное   самоуправление». В разделе IV, в частности, констатируется: «представительными органами государственной власти в районах, городах республиканского подчинения, районах в городах являются соответствующие Советы народных депутатов» (статья 124), а «функции управления в районе, городе, районе города выполняет  местная  администрация…» (статья 128). Причем «... Глава администрации района, города республиканского подчинения назначается Президентом Республики  Татарстан  с согласия соответствующего Совета народных депутатов или избирается гражданами по предложению Президента Республики  Татарстан …», а «Глава администрации района города назначается главой вышестоящей администрации с согласия соответствующего Совета народных депутатов» (статья 130).
     Наряду  с вышеизложенным республиканская  конституция гарантирует населению  и право на  местное   самоуправление. В разделе V существует следующая норма: «Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях, на других территориях и обеспечивает в соответствии с законом самостоятельное решение населением вопросов  местного  значения с учетом  местных  особенностей и традиций.  Местное   самоуправление  осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные органы и должностных лиц  местного   самоуправления» и далее «Органы  местного   самоуправления  не входят в систему органов государственной власти и управления» (статья 131).
     Еще более сужает сферу действия местного самоуправления Закон Республики Татарстан «О местном самоуправлении», содержащий представление (статья 5) о том, что «местное самоуправление  осуществляется населением в границах городских и сельских поселений районного подчинения, а в городах республиканского подчинения оно осуществляется в границах жилых комплексов». Подобные положения конституции и Закона Республики  Татарстан  «О  местном   самоуправлении » противоречат федеральному законодательству. Например, статье 131 Конституции Российской Федерации: « Местное   самоуправление  осуществляется в городах, сельских поселениях и на других территориях…» или положению пункта 1 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного   самоуправления  в Российской Федерации»: «Местное   самоуправление  осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях».
       Местное   самоуправление  в Республике  Татарстан, таким образом, развито преимущественно в сельской местности, в городах оно сведено фактически к территориальному общественному  самоуправлению  (социально-педагогические комплексы в Альметьевске, Набережных Челнах,  самоуправление  жилых комплексов в Казани), что лишает большинство жителей городов конституционного права на  самоуправление. В республике слабо развиты организации «Третьего сектора», которые должны составлять основу местного  самоуправления  и поддерживать общественные инициативы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.