На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Мифология и религия античности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    Государственное образовательное учреждение
    высшего профессионального образования
    «Сибирский  государственный аэрокосмический  университет
    имени академика М.Ф. Решетнева» 

Кафедра рекламы и культурологии 
 

    РЕФЕРАТ по культурологии 

    МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ АНТИЧНОСТИ 
 
 
 
 
 

    Выполнил: студент гр. БЭ-81
    Тарасов А.А.
    Проверил: Титов Е.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         
 

Красноярск 2009
Содержание 

Введение……………………………………………………………………………... 3
1 Мифология античности…………………………………………………………... 5
1.1 Понятие мифа…………………………………………………………………… 5
1.2 Функции мифа…………………………………………………………………... 8
1.3 Мифология Древней Греции и  Древнего Рима……………………………….. 9
2 Религия античности………………………………………………………………. 12
2.1 Понятие религии………………………………………………………………... 12
2.2 Ранние формы религий………………………………….……………………… 13
2.2.1 Фетишизм……………………………………………………………………… 13
2.2.2 Тотемизм………………………………………………………………………. 14
2.2.3 Анимизм……………………………………………………………………….. 16
2.2.4 Магия…………………………………………………………………………... 17
2.3 Формы культового действия…………………………………………………… 18
2.3.1 Культ животных………………………………………………………………. 18
2.3.2 Промысловый культ………………………………………………………….. 19
2.3.3 Культ растений………………………………………….…………………….. 19
2.3.4 Культ предков…………………………………………………………………. 19
2.4 Религия Древней Греции и Древнего  Рима…………………………………… 20
Заключение………………………………………………………………………….. 23
Список  литературы…………………………………………………………………. 25
 
 
 
 
 
 
 
Введение 

     Мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.), отражавших фантастические представления людей в доклассовом и раннеклассовом обществе о мире, природе и человеческом бытии.
     В процессе передачи из поколения в поколение знаний, сведений об обычных и необычных явлениях формируется особая форма закрепления памяти человечества — миф. Мифы представляют собой сложное культурное явление. В них своеобразно запечатлена древняя история человечества, и каждое новое поколение современных людей прочитывают её в духе усвоенных (или утраченных) культурных традиций.
     Мифология античности включала всю культуру первобытного человека. Лишь позднее из неё выделились религия, наука, искусство. Мифологическое познание — это познание эзотерическое, или, иным словом, — тайное. Оно передавалось через ритуальные посвящения особо подготовленным лицам и само по себе, как полагается, обладало некой сверхъестественной силой. Мифология и за пределами первобытного строя на протяжении всей истории человечества была и по сей день остаётся существенным аспектом культуры. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человеку с самых ранних времен приходилось осмыслять окружающий мир. Мифология и выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему и особенно первобытному обществу мировосприятия, понимания самого себя первобытным человеком, как первоначальная форма духовной культуры человечества.
     В современной науке господствует мнение о тесной связи между мифологией и религией, при этом остающимися самостоятельными. Источники религии и мифологии различны: корни религии – в бессилии человека перед слепыми природными и социальными стихиями; мифологии – в элементарной потребности человеческого ума в понимании и объяснении окружающей действительности. Выражаются религия и мифология в формах, обусловленных  и общим уровнем общественно-культурного  развития, и конкретно-историческими факторами.
     Хотя  мифология играет и важную роль в истории религии, как бы поставляя материал для содержания религиозных верований, не она является самым существенным элементом религии. В древних религиях основу составляли не верования, не догматы, а обряды, ритуал, в котором участие членов общины было обязательным. Во многих религиях мифологическая сторона составляет второстепенный, необязательный, иногда несущественный элемент. Вера в мифы не была обязательной. Известны и религии, в которых мифологическая сторона играла  совсем неприметную роль и даже почти отсутствовала (например, в конфуцианстве).  Мифы – это произведение народной фантазии, наивно объясняющее факты реального мира. Они рождаются из естественной любознательности человечества, на ранних стадиях его развития, на почве трудового опыта; по мере расширения этого опыта, вместе с ростом материального производства, расширяется круг мифологической фантазии, усложняется ее содержание. Имея различные корни, мифология и религия имеют общее – олицетворяющую фантазию. Именно это уже на ранних стадиях развития способствует включению мифологических представлений в область религии.
     Таким образом, мифология тесно связана  с религией, но в тоже время она  остается самостоятельной, сохраняет  известную независимость от религии.
     В современном мире изучение мифологии и религии является актуальным, поскольку в нашей жизни также существуют мифы, присутствуют ранние формы религии.[1]  
 
 
 

1 Мифология античности 

     1.1 Понятие мифа
     Мифология (от греч. mifos — предание, сказание и logos слово, понятие,  
учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

       Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.
     Миф соединяет в себе рациональное (современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение) и иррациональное (мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности). Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.
     Миф — это яркая и подлинная  действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.
     Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений  и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания, схожие с человеческими.
     Мифы  разделяются на:
    теогонические, изображающие рождение и возникновение богов;
      космогонические, где описывается возникновение мира благодаря действиям богов;
    космологические, описывающие построение и развитие мира;
      антропологические, повествующие о сотворении человека, ею сущности и предназначенной им богами судьбе;
    сатериологические, имеющие своей темой спасение человека;
    эсхатологические, где говорится о конце света, человека и богов.
     Миф — явление  многозначное, совмещающее в себе два аспекта – взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).
     Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф – это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.
     Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Это:
    космогонические мифы – мифы о происхождении мира и вселенной;
      антропогонические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества;
      мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
    эсхатологические мифы – мифы о «конце света», конце времен;
    космогонические мифы, как правило, делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.
     Антропогонические мифы являются составной частью мифов  космогонических. Согласно многим мифам, человек создается и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).
     Мифы  о культурных героях повествуют о  том, как человечество овладевало секретами  ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпел страшные мучения - орел выклевывал ему печень, ежедневно вырастающую вновь.
     Эсхатологические  мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении  «конца времен». Наибольшее значение в  культурно-историческом процессе сыграли  эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: «Грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям».
     Мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения природы, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.[3]  

     1.2 Функции мифа
     Русский ученый Борисов Б.Л., полагая, что  миф – это многоуровневая система, выделил следующие наиболее существенные функции:
    аксиологическая, или ценностная – выражает качественное состояние предмета или идеи;
    семиотическая, или знаковая – чтение текстов на специфическом языке знаков;
    гносеологическая, или познавательная – опыт человеческих поколений, способность накапливать знания о мире;
    коммуникационная (функция трансляции) – механизм передачи опыта от поколения к поколению, социальная память человечества.
     Известный российский культуролог Ионин Л.Г., опираясь на то, что миф есть фундаментальная форма строения реальности (миф формирует жизнь как единство), выделил следующие функции:
    энергетическая. Миф связывает и канализирует социальную энергию. Миф концентрирует энергию и направляет ее на конституируемые объекты. Миф соединяет намерение с объектом, субъекта с объектом;
    созидание коллективов. Коллективы возникают потому, что мифы обеспечивают специфическую в каждом конкретном случае координацию восприятия и поведения многочисленных разрозненных индивидов. Например, коллективы рабочей бригады на завод, коллективы целого народа, борющегося за независимость. Каждый из этих коллективов формируется как коллектив благодаря определенному мифу: мифу о конвейерном производстве и его эффективности, мифу о свободе и независимости народа;
    формирование идентичности. Обеспечивая специфическую для коллектива координацию восприятия и поведения, миф формирует коллективную идентичность. Она реализуется через ценности и нормы, которые есть, с одной стороны, орудия единения коллективного субъекта с объектом, а с другой — орудие соединения представления с поступком. Например, в России на протяжении последних десяти лет пытаются создать миф о «среднем классе» — благополучной умеренно-консервативной части общества, идеология которой опирается на карьеру, семейные ценности и потребление;
    воспроизведение коллективной идентичности. Сохранение мифа представляет собой условие сохранения коллективной идентичности, и его исчезновение ведет к распаду соответствующих коллективов. Например, следствием исчезновения со временем мифа о независимой государственности станет исчезновение соответствующей коллективной идентичности точно так же, как исчезали в истории многие коллективные идентичности вслед за исчезновением соответствующих мифов;
    формирование и структурирование пространства. Каждый миф формирует свое собственное пространство, в котором можно выделить центр, периферию и разные степени отдаленности от центра.
     Мифы  и мифотворчество по-своему объясняют мир, природу, общество, человека. Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливают связь между прошлым, настоящим и будущем человечества. Они являются каналом, по которым одно поколение передает другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания. [3] 

     1.3 Мифология Древней Греции и Древнего Рима
     Античная  (или Древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности,  которые в той или иной  мере  нашли  своё развитие почти у всех европейских народов.
     Греческая мифология – это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы. Но  так как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга, следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.
     В числе мифов обнаруживается глубоко  архаический пласт тотемистических мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне и др. Весьма характерными являются земледельческие мифы о Деметре и Персефоне, о Триптолеме и Якхе, о Дионисе – они олицетворяли посев и прорастание зерна и обрядовую практику землевладельцев. Важное значение принадлежало мифологическим олицетворениям элементов земной природы.
     Греки населили всю природу божественными  существами: в рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море – наяды и сирены (птицы с головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену культов: о борьбе между поколениями богов, о низвержении Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним сына его Зевса.
     Антропологический мотив почти отсутствует в  греческой  мифологии. Она не даёт ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному мифу создателем человека был титан Прометей. Во всяком случае, характерно то, что в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека.
     Но  если идея бога – творца была чужда мифологии греков, то образы культурных героев занимали в ней видное место. В качестве  культурных героев выступают боги, титаны и полубоги-герои, происходившие, по мнению греков, от браков богов с людьми. Особенно известен и почитался Геракл, совершивший 12 подвигов. Это образ благородного героя, борющегося со злом и побеждающего его. Титан  Прометей принёс людям благодатный огонь, дал им разум, знания, чем навлёк на себя гнев Зевса и подвергся страшной тысячелетней казни, от которой много лет спустя освободил его  Геракл. Богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева, Деметре – хлебных злаков, Дионису – виноградарства и виноделия, Гермесу – изобретение мер и весов, чисел и письма, Апполону – обучение людей поэзии и музыке и другим искусствам.
     К образам культурных героев близки и иногда от них неотличимы полулегендарные-полуисторические фигуры законодателей и  устроителей городов, великих певцов, поэтов и художников. Таковым является образ Гомера – легендарного автора "Иллиады" и  "Одиссеи". 
     Итак, греческая мифология при всей сложности и разнообразии входящих в неё элементов имеет одну особенность – высокая художественность и гуманизм образов.
     Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции древней  Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока.
     Богатая мифология греков, весь поэтический, красочный мир греческих сказаний многим обогатил сухую и прозаическую почву итало-римской религии. Под влиянием греческой и этрусской мифологической традиции выделились верховные божества римлян,  главные из которых: Юпитер – бог неба, богиня неба и покровительница брака, супруга Юпитера – Юнона, Минерва – покровительница ремесла, Диана – богиня рощ и охоты, Марс – бог войны. Появляется миф об Энее, устанавливающий родство римлян с греками, миф о Геркулесе (Геракле) и др. В значительной степени происходит отождествление римского и греческого пантеонов.
     Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое. [3] 

2 Религия античности 

     2.1 Понятие религии
     Религия существует много веков. Своеобразные религии существовали в древнем мире у египтян, греков, вавилонян, евреев и других народов. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии. Мировыми религиями принято обычно называть те, которые, хотя и зародились в одной этнической среде, перешагнули однако за ее рамки и распространены в настоящее время среди народов разных государств и разных языков. Таких религий известно всего три: христианство, ислам, буддизм. Помимо них продолжают существовать национальные религии, которые сложились в рамках определенных государств и этнических общностей и так и не вышли за эти рамки. Таковы были религии государств древнего Востока и античного мира – египетская, вавилонская, сирийская, финикийская, иранская, греческая, римская и другие. В настоящее время сохранились лишь немногие национальные религии, почти все они в странах Азии: это даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии, индуизм в Индии, зороастризм среди потомков древних иранцев, иудаизм среди евреев, и некоторые другие.
     Религия сопровождала историю всех народов с истоков цивилизации и пронизывала едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей. Религия – особая сторона духовного мира, главный признак которой – вера в сверхъестественные силы и существа. Религиозная вера неизменно связана с поклонением святыням, божествам, служением им при помощи особых, верованиями установленных сакральных действий-ритуалов. Религиозная вера и ритуалы составляют органическое единство, без которого не может быть религии. Верования, специфические для каждой религии, составляют их духовное ядро. Все остальное в них – осуществление этого духовного, идеального начала.
     Религия является закономерным результатом  развития культуры, ее необходимой  составной частью на всех этапах развития человечества. [5] 
 

     2.2 Ранние формы религий
     2.2.1 Фетишизм
     Фетишизм  – форма религиозных верований, отражающая почитание различных предметов, которые должны были отводить опасности и приносить удачу.
     Эта форма религиозных верований  получила название фетишизм. Она впервые была обнаружена португальскими мореплавателями в Западной Африке в 15 в., а затем многочисленные аналоги фетишизма были выявлены в религиях почти всех народов.
     В самом общем виде фетишизм может  быть охарактеризован как поклонение неодушевленным вещам. Объектом поклонения – фетишем – мог стать любой предмет, по чему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этому предмету приписывались неприсущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте). Чаще фетишем оказывался случайно выбранный предмет. Если после этого человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что это ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигла какая-то неудача, то фетиш выбрасывался или заменялся другим. Первобытные люди не всегда с должным почтением относились к выбранному предмету. За оказанную помощь его благодарили. За беспомощность наказывали.
     Фетишем иногда становилась часть почитаемого  объекта, например, камень с горы, которой  поклонялись, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного. Фетишем мог быть даже какой-нибудь рисунок или татуировка на теле.
     Помимо  личных фетише существовали и общие  для всего племени или страны. Обычно ими становились какая-либо большая гора, или красивое, сильное  дерево. У общих фетишей могла  быть и своя «специализация»: один управлял временами года, другой повелевал здоровьем, третий – охотой, рыбной ловлей и т.д.
     Эдуард  Тайлор относит к области фетишизма  и многочисленные формы погребальных обрядов, существующих у разных народов. Обычай сохранять некоторые части тела умершего или даже в мумифицированном виде все его тело как вместилище сверхъестественных сил существовал когда-то в Перу и в Египте.
     Фетиш черепа и кости встречается у  многих народов. Гвинейские народы сохраняют кости родных в ящиках и по временам ходят беседовать с останками своих мужей и детей. В основе таких фетишей лежит мысль реальном присутствии духа в безжизненных предметах, когда-то являвшихся живыми.
     Говоря  о широком распространении фетишизма, необходимо подчеркнуть, что содержание этой формы религиозных верований существенно менялось  в разных культурах и в разные эпохи. Поклонение камням и кускам дерева, которое сопровождалось подношениями даров и жертвоприношениями относится к достаточно позднему этапу развития фетишизма. Очевидно, в глубокой древности люди не одухотворяли и тем более не обожествляли избранные ими в качестве фетишей предметы. Суть первобытного фетишизма заключается в том, что человек усматривал в поразивших его воображение предметах свойства, которые не усматривались в этих предметах обычными органами чувств. Поступая так, человек делал предметы «чувственно-сверхчувственными», причем сверхчувственные свойства приписывались фетишам либо на основе случайных ассоциаций, либо на основе неверно понятых причинно-следственных связей. [5] 

     2.2.2 Тотемизм
     Другая  ранняя форма религий – тотемизм – это система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом – мифическим первопредком, чаще всего каким-нибудь животным или растением.
     Происхождение тотемизма тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поколение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу.
     Тотем (например, тотемное животное) рассматривается  как предок данной группы и объект поклонения. Как правило, тотем воспрещается убивать и употреблять в пищу, хотя отдельные ритуалы, напротив, предполагают убиение тотема и его культовое поедание, укрепляющее родственные узы через вторичное приобщение к тотему.
     Первоначально тотемом считалось только настоящее  животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было его более или менее реалистичного изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком. Каждый род носил имя своего тотема. Но встречались и более специализированные тотемы. Например, все мужчины одного племени считали своим тотемом одно животное, а женщины – другое.
     Тотем не обожествляется, его не наделяют свойствами и качествами бога, люди просто верят в свое родство с ним.
     Близость  человека и тотема выражается, прежде всего, в запрете убивать и  употреблять тотем в пищу, за исключением  некоторых ритуальных обрядов вкушения мяса тотема для укрепления связи с ним.
     Впоследствии  в рамках тотемизма возникла целая  система запретов – табу. Они  представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений.
     Таким образом, тотемистические верования, корни которых обнаруживаются в специфике хозяйственной деятельности людей и в кровно-родственных отношениях, в свою очередь сыграли большую роль в процессе формирования первобытного общества. Они выполняли интегрирующую функцию, объединяя людей той или иной тотемной группы вокруг признанного ими тотема. Они же выполняли регулятивную функцию, подчиняя поведение людей многочисленным запретам-табу, которые должны были соблюдать все члены группы. [5] 

     2.2.3 Анимизм
     К первобытным формам религиозных  верования исследователи относят  также анимизм – вера в существование души и духов. Или анимизм — это род религиозных представлений, признающих наличие некоей разумной или чувствующей психической субстанции не только в человеке, но и в любом живом существе, а также зачастую и в неодушевленных, по нашим понятиям, предметах — камнях, деревьях, водоемах и т. п.
     Среди этнографов и религиоведов распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевленность природы – аниматизм – это представление о безличной Силе, оживотворяющей природу и влияющей на жизнь людей. С этой силой связывалась удача человека, плодовитость скота и урожай.
     Аниматизм есть представление о тотальной, всеобщей одушевленности как жизненности: все живо, мертвой материи не существует. Аниматизм отнюдь не остался достоянием только примитивной религиозности; в древних цивилизациях он стал объектом теоретической, философской рефлексии и под названием "гилозоизм" вошел в историю философии, существуя в таком виде и в настоящее время, в частности в научных и паранаучных теориях, рассматривающих нашу планету как организм или живое целое. Анимистические и аниматические представления присутствуют во многих развитых религиях, а национальная религия японцев — синтоизм ("путь богов") в значительной степени базируется на них.
           Говоря об анимизме, нужно вспомнить Э.Тайлора, который в своей работе «первобытная культура» указал, что анимистические представления развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических верований возник в ходе размышлений первобытного человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть. Будучи не в состоянии объяснить правильно эти сложные явления, первобытный человек вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.д.  Второй ряд анимистических верований из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами и т.п. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, умерших предков, которая в ходе эволюции трансформировалась из полидемонизма в политеизм, а затем и в монотеизм. Э. Тайлор выдвинул формулу: «Анимизм есть минимум определенной религии».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.