На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Антикризисный менеджмент

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………………….2
1. Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии…3
2. Разновидности кризисов. Особенности и виды экономических кризисов………………………4
3. Потребность  и необходимость в антикризисном управлении……………………………………6
4. Механизм антикризисного  управления…………………………………………………………….8
5. Стратегия  и тактика антикризисного управления………………………………………………..10
6. Государственное  регулирование кризисных ситуаций…………………………………………..13
7. Санация предприятий………………………………………………………………………………16
8. Управление  рисками………………………………………………………………………………..19
9. Инновации  и механизмы повышения антикризисной  устойчивости…………………………....21
10. Механизмы  антикризисной устойчивости……………………………………………………….22
11. Человеческий  фактор антикризисного управления……………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………………………………29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Вопросу антикризисного менеджмента в последнее  время уделяется очень большое внимание. Антикризисное управление стало одним из самых популярных терминов деловой жизни России.
     Понятие «антикризисного управления предприятием»  возникло сравнительно недавно, но зато сегодня его можно встретить  во многих сферах. Многие полагают, что основной причиной его появления на свет является реформирование российской экономики, а также появление достаточно большого количества коммерческих и других предприятий, положение которых незавидно – они находятся на стадии банкротства. Конечно, кризис предприятий – это вполне нормальный процесс, которого некоторые компании просто не могут избежать, и на рынке, как и в жизни, всегда выигрывают лишь сильнейшие. Так, если предприятие не имеет возможности и способностей «бороться» с кризисной ситуацией, оно просто исчезает, но в противном случае предприятие может использовать все свои сильные стороны и пережить кризис.
     Антикризисный менеджмент - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и приумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре на собственные ресурсы.
     Можно с уверенностью сказать, что антикризисное  управление отличается от обычного, и  отличают их принципы, на которых и  основывается антикризисное управление. Именно эти принципы, а также функции, задачи и методы менеждмента кризисных ситуаций представленны в данной работе. 
 
 
 
 
 
 

     1. Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии
     Кризис (от греч. krisis – поворотный пункт, решение) – резкий перелом, тяжелое переходное состояние. Состояние кризиса является нетипичным, временным.
     Причины кризиса могут быть различными. Они  делятся на объективные, связанные  с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, субъективные, отражающие ошибки в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.
     Причины кризиса могут быть внешними и  внутренними. Первые связаны с тенденциями  и стратегией макроэкономического  развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.
     В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может смягчать кризис или обострять его.
     Последствием  кризиса может стать один из трёх сценариев:
    Возврат в прежнее состояние.
    Переход в иное благоприятное состояние.
    Прекращение деятельности.
     Антикризисное развитие – это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением. 
 
 
 

     2. Разновидности кризисов. Особенности и виды экономических кризисов

     Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – только часть ее. Это разделение кризисов по масштабам проявления.
     По  проблематике кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.
     Главной особенностью кризиса является то, что он, будучи даже локальным или  микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему  или всю проблематику развития. Потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса. Псевдокризис – это проявление кризисных признаков в «здоровой» экономической системе. Псевдокризис может быть спровоцированным, например, с целью вытеснения конкурентов с рынка, а также вуалирования определенных действий участников делового оборота.
     По  структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, технологических,психологических кризисов. Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Социальные кризисы возникают при столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей и т.д. Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних компаний. Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Психологические кризисы проявляются в виде стрессов, страхов, неуверенности, неудовлетворенности и т.д. Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной группы.
     По  непосредственным причинам возникновения кризисы разделяются на природные, общественные, экологические. Первые вызваны природными условиями жизни и деятельности человека, вторые – общественными отношениями во всех видах их проявления. Экологические кризисы возникают при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека.
     Кроме того, кризисы могут быть предсказуемыми и неожиданными, явными и латентными, глубокими и легкими.
     Выделяют  два этапа диагностики кризиса:
     – установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов;
     – выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путем сравнения его фактических параметров с базовыми.
     Первый  этап называется этапом качественной идентификации объекта и подразумевает  определение у объекта таких параметров, которые являются общими для некоторой совокупности объектов. Например, для диагностики макроэкономического кризиса необходимо определить, к какой группе по типу национальной экономики относится интересующее нас государство, а именно, к промышленно развитым странам, развивающимся или к странам с переходной экономикой.
     Для диагностики кризиса в конкретной системе необходимо определить, какой  формы собственности эта система: государственной, частной, акционерной  и т. д.
     На  втором этапе осуществляют количественную идентификацию объекта. Для этого используют базовые параметры диагноза, определяемые как отклонения фактических от базовых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Потребность и необходимость в антикризисном управлении

     Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использование его факторов для последующего развития.
     Целями  антикризисного управления являются предотвращение кризисных режимов работы и разработка мер по организации деятельности в этих режимах.
     То  есть антикризисный менеджмент –  это формирование такой системы  управления предприятием, которая обеспечивает его эффективную работу при определенном уровне риска. Профессионализм управляющих проявляется не только в использовании всего комплекса известных инструментов менеджмента (в том числе методов организации бизнес-процессов), но и в умении предвидеть развитие событий во внешней для предприятия среде.
     Стратегия представляет собой модель действий, необходимых для достижения поставленных целей на основе координации и распределения ресурсов компании. Она определяется ключевыми экономическими целями и в свою очередь определяет рыночную нишу, позволяет создать инфраструктуру, адаптировать предприятие к внешней среде и обеспечить внутреннюю координацию
     В экономической литературе широко применяется  классификация стратегий с точки  зрения экономического роста. Группировка  стратегий по данному критерию такова:
     1) стратегия концентрированного роста предполагает совершенствование или выпуск новой продукции, а также поиск возможностей улучшения положения предприятия на существующем рынке или перехода на новый рынок;
     2) стратегия интегрированного роста обеспечивает экономический рост за счет приобретения собственности, а также создания новых производственных структур.
     При осуществлении этих двух стратегий  изменяется положение предприятия  внутри отрасли;
     3) стратегия диверсифицированного роста реализуется в том случае, если предприятие не может развиваться дальше на данном рынке сданным товаром в рамках данной отрасли;
     4) стратегия сокращения производства или стратегия ликвидации реализуется, когда предприятие нуждается в перегруппировке сил, структурной перестройке или ликвидации.
     При анализе деятельности предприятия, оценке перспектив возникновения кризисных  состояний важно рассмотреть  качественное соотношение данных четырех  типов стратегий.
     Кризис  может также предоставить новые  возможности развития организации. Выразится это, прежде всего, в общем ослаблении всех участников делового оборота (при макрокризисе), что отразится в ослаблении конкурентной борьбы, в необходимости срочного введения инноваций в деятельность компании, которые позволят перейти на новый качественный уровень деятельности организации, в возникновении в следствие кризиса принципиально новых направлений деятельности в существующей области и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Механизм антикризисного управления

     Диагностика финансово-экономического состояния  предприятия позволяет определить общие, типовые и индивидуальные причины его попадания в зону неплатежеспособности.
     К общим причинам неплатежеспособности российских предприятий можно отнести  следующие:
     1) низкая конкурентоспособность продукции предприятий, которая выражается в низких потребительских характеристиках товаров и в высоких ценах;
     2) несвоевременное поступление выручки при продаже ликвидной продукции;
     3) низкий удельный вес денежной составляющей в выручке от реализации продукции в связи с бартерным характером товарных отношений между предприятиями;
     4) дебиторская задолженность государства за заказанную, но неоплаченную продукцию. Она становится не только изъятым из оборота капиталом, но и навязанным предприятию имуществом, которое превращается в объект складирования, охраны и составляет значительную долю в налоге на имущество;
     5) расходы по содержанию ведомственного жилого фонда, оставшегося на предприятии, которые являются большой нагрузкой на финансовый организм предприятия;
     6) задолженность предприятий перед организациями-монополистами, продающими электроэнергию, газ, тепло и воду;
     7) неиспользуемые производственные, административные и бытовые помещения, которые освободились из-за сокращения производства и также превратились в финансовую нагрузку.
     Экономический механизм антикризисного управления состоит из следующих основных элементов (подсистем): 
1.     Диагностика финансового состояния. 
2.     Оценка бизнеса предприятия. 
3.     Маркетинг. 
4.     Организационно-производственный менеджмент. 
5.     Управление персоналом. 
6.     Финансовый менеджмент. 
7.     Антикризисная инвестиционная политика. 
8.     Антикризисное бизнес-планирование. 
9.     Организация ликвидации предприятия.

     К правовым механизмам антикризисного управления относятся: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
     Наблюдение осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состоянияПри наблюдении временный управляющий обязан: принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов.
     Финансовое  оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности. Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению. В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями.
     Главная цель внешнего управления – финансовое оздоровление должника, достигаемое за счет продажи части имущества должника, а также при помощи организационных и экономических мероприятий.
     Срок конкурсного производства не может превышать один год; суд может продлить этот срок на шесть месяцев. При открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном для назначения внешнего управляющего.
     Обязательным  условием ведения мирового соглашения является погашение задолженности кредиторам первой и второй очереди.
     Мировое соглашение заключается на равных условиях для всех кредиторов и оформляется в письменном виде. В его тексте должны быть отражены размеры, порядок и сроки исполнения обязательств должника и (или) сказано о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга или иным способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации. 
 

     5. Стратегия и тактика антикризисного управления

     В развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Следовательно, любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления.
     Формирование  экономических стратегий антикризисного управления производится в несколько этапов: 
– анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса;  
– анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации; 
– пересмотр миссии и системы целей предприятия.

     Антикризисное управление в первую очередь связано  с регулированием потоков денежных средств и затрат, формирующих  кредиторскую задолженность. В связи  с этим можно выделить следующие главные направления управления финансовыми потоками.
     1. Обеспечение достаточности денежных  средств.
     Существуют  различные методы определения суммы  средств, поступающих на предприятие  в плановом периоде: уточненный (аналитический); укрупненный; экспресс-метод.
     Уточненный  метод требует значительных экономических  расчетов. Он позволяет учитывать  объем реализации в плановом периоде  и динамику остатков отгруженной, но неоплаченной продукции (дебиторской  задолженности).
     Реализация  продукции при этом определяется по отгрузке.
     Укрупненный метод более простой, но обеспечивает грубый результат, поскольку основан  на использовании статистики оплаты отгруженной продукции в отчетном периоде. Метод не ограничивает возможность  оценки поступления денежных средств за более короткие периоды.
     Экспресс-метод  наименее трудоемкий. Он основан на использовании отчетных данных. Оцениваются  только денежные средства, поступающие  в виде выручки за реализованную  продукцию.
     Дпл = (ОПпл : ОПср) * Дср – Апол + Апол.ср,
     где Дпл – денежные средства, поступающие на предприятие в виде выручки от реализации продукции в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.; 
Дср – денежные средства (среднее значение), поступавшие на предприятие в виде выручки от реализации продукции в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.; 
ОПпл – объем продукции, отгружаемой покупателям в плановом периоде, руб.; 
ОПср – средний объем продукции, отгружаемой покупателям в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.; 
Апол – авансы, полученные от покупателей и заказчиков в предыдущем периоде, руб.; 
Апол.ср – средняя величина авансов, получаемых в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.

     2. Процедуры экономии текущих затрат  предприятия.
     Динамика  потоков на счетах текущих обязательств кризисных предприятий свидетельствуют об их значительном нарастании в течение года. Для таких предприятий характерен постоянный рост непогашенной задолженности, поскольку поступления денежных средств по сравнению с возникающими обязательствами невелики.
     Наибольшие  обязательства предприятие имеет  по расчетам с разными дебиторами и кредиторами.
     Важнейшей задачей финансового оздоровления является минимизация текущих затрат. Данные меры направлены на сокращение потоков обязательств и дефицита денежных средств.
     3. Реструктуризация кредиторской  задолженности предприятия.
     Меры  финансового оздоровления, направленные на реструктуризацию кредиторской задолженности  предприятия, в том числе и  просроченной, могут предусматривать  следующие процедуры: 
– отсрочки и рассрочки платежей; 
– зачет взаимных платежных требований (взаимозачет);  
– переоформление задолженности в виде займа; продажа долговых обязательств; 
– перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные; 
– погашение задолженности посредством передачи кредитору имущества должника; 
– списание задолженности; 
– погашение задолженности посредством отчуждения имущества должника.

     Регулирование кредитных отношений
     Различается три формы кредита: денежный, товарный и коммерческий.
     Основным  документом, регулирующим кредитную сделку, является кредитный договор, который по мере развития общественных отношений и требований рынка постоянно модифицируется. Однако принципы кредитования остаются неизменными: возвратность, возмездность, срочность, целевое назначение и обеспечение.
     Согласно  ст. 819 ГК РФ банк или иная кредитная  организация (кредитор) обязуются по кредитному договору предоставить денежные средства (кредит), а заемщик обязуется  возвратить полученную денежную сумму  и уплатить проценты на нее. Кредитный  договор должен быть заключен в письменной форме (ст. 820 ГК РФ), иначе он недействителен.
     Управление  дебиторской задолженностью
     Управление  дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. При этом для  кризисных предприятий важна не столько сама предположительность оборота дебиторской задолженности, столько то, чтобы она не оказалась длительнее оборота кредиторской задолженности.
     Управление  дебиторской задолженностью предполагает отбор покупателей, если у кризисного предприятия есть возможность выбора. Критерии отбора – платежеспособность контрагента и соблюдение им платежной дисциплины. Однако гораздо более реальным рычагом является определение условий оплаты продукции (работ, услуг).
     Управление  дебиторской задолженностью включает группировку долгов по «возрасту» и степени уверенности в их погашении. Балансовая группировка предполагает выделение двух групп: долги, которые могут быть погашены в течение 12 месяцев, и долги, которые будут погашены в срок более 12 месяцев. По степени надежности дебиторскую задолженность следует разделить на 3 группы: надежные долги, сомнительные долги и безнадежные долги.
     Для управления дебиторской задолженностью финансовая служба должна рассчитывать значения так называемых дебиторских коэффициентов и сравнивать их с нормативными или оптимальными для данного предприятия величинами (коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, коэффициент оборота счетов к получению, коэффициент длительности периода обращения дебиторской задолженности).
     Реструктуризация  предприятия
     Реструктуризация – глубокое преобразование структуры производства и организации управления в масштабах предприятия, компании, фирмы или целой отрасли, экономики страны; структурная перестройка.
     Цель  полного технического, экономического и финансового реструктурирования – повышение эффективности работы предприятий. В практике реструктуризации российских предприятий используются такие инструменты, как выделение отдельных подразделений в качестве независимых производственных единиц и передача им функций самостоятельного управления, слияние с другими предприятиями или даже полная ликвидация.

     6. Государственное регулирование кризисных ситуаций

     Государственное регулирование процессов  санации экономики
     Государство устанавливает требования (нормы) к качеству хозяйствования предприятия. Если качество хозяйствования ниже этих норм, то происходит банкротство. Данные нормы в свою очередь, непосредственно влияют на структуру и организацию внутрифирменного управления. Эффективный менеджмент формируется под действием по меньшей мере двух факторов: норм санации, контроля за финансовыми потоками и пр., устанавливаемых в целом для национальной экономики, и упорядоченности конкурентного сектора экономики или сферы деятельности. Воздействие государства только на один из факторов не позволит достигнуть желаемого результата – повышения эффективности хозяйствования в выбранном секторе экономики. В нормативную базу санации предприятий должны входить две группы норм: нормы, распространяющиеся на хозяйствующих субъектов общерыночной ориентации, и специальные нормы, регулирующие отношения эффективного хозяйствования в целевых сферах государственного управления экономикой (структурная перестройка, социальная сфера, формирование федеральных отношений). Схема государственного управления процессом санации предприятия в условиях переходной экономики изображена на рис. 6.1.
     
     Рис. 6.1. Схема государственного управления процессом санации экономики
     Сущность  процедуры банкротства предполагает определенную взаимосвязь проблем государственного уровня. Так, одновременно с реализацией мер по санации хозяйствующего субъекта планируется решение его социальных проблем. Высвобождаемый персонал нуждается в социальной поддержке и трудоустройстве. Масштабы подобной работы в российских условиях могут оказаться очень большими, например, с точки зрения градообразующих мероприятий. Таким образом, сложность и важность задачи государственного управления процессами санации в условиях переходной экономики обусловливает необходимость создания специального органа по регулированию сферы финансового оздоровления хозяйствующих субъектов. Вместе с тем закрепление за государственным органом конкретных функций связано с дополнительным анализом организации управления финансовыми процессами.
     Государственное управление системой финансового оздоровления
     В России функции реализации технологии финансового оздоровления предприятий  закреплены за ФСФО (рис. 6.2).

     Рис. 6.2. Функции ФСФО России
     Действия  ФСФО России:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.