Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление дебиторской задолжностью предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

     В процессе финансово-хозяйственной  деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.
     Основными видами расчетов за поставленную продукцию являются продажа за наличные деньги и в виде безналичных платежей. В стабильной экономике доминируют безналичные расчеты, осуществляемые с помощью чеков, векселей, безналичных перечислений по расчетным и текущим счетам, системы корреспондентских счетов между различными банками, а также клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты. В условиях нестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата.
     Наиболее  актуальным, остро стоящим перед всеми предприятиями в настоящее время является вопрос, который напрямую связан с расчетно-платежными операциями и, как следствие этого - несомненно, координирующего работу хозяйственного субъекта в целом - это дебиторская задолженность.
     Дебиторская задолженность - это действительно одна из самых актуальных тем хозяйствующих субъектов развивающейся рыночной экономики.
     Осуществляя предпринимательскую деятельность, участники имущественного оборота  предлагают, что по мере проведения хозяйственных операций они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы.
     Однако  в реальной практике, особенно с  переходом на рыночные отношения  и спада производства, нередко, а  точнее постоянно, возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногда приводит и к банкротству.
     Являясь частью оборотных средств, а именно частью фондов обращения, дебиторская задолженность, а особенно неоправданная «зависшая», резко сокращает оборачиваемость оборотных средств и тем самым уменьшает доход предприятия.
     Поэтому на сегодня важнейшими проблемами, решения которых должно способствовать улучшению финансового состояния хозяйствующих субъектов, являются:
    Правильная организация учета дебиторской задолженности в связи с переходом на новый план счетов и новую систему бухгалтерского учета, а также в связи с прекращением почти всех межхозяйственных отношений после развала административно-командной системы хозяйствования;
    Анализ дебиторской задолженности, который должен быть направлен на выявление факторов, влияющих на рост дебиторской задолженности и определение резервов направленных на ликвидацию неоправданной, «зависающей» задолженности и снижение её роста.
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ 

    1.1. Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности 

    В условиях рынка Беларуси основное положение зачастую занимают покупатели и заказчики, которым выгодно сначала получить товар или принять работу (услугу), и только потом расплатиться за них. Для того чтобы удержать свои позиции на рынке, поставщики все чаще используют предоставление коммерческого кредита в виде отсрочки платежей и т.д. Несовпадение сроков передачи (получения) имущества или результатов выполненной работы (потребления оказанной услуги) и их оплаты контрагентом по сделке является основной причиной возникновения дебиторской задолженности во взаимоотношениях субъектов хозяйствования. [9, с.13]
    Текущая дебиторская задолженность характеризует  сумму задолженности в пользу предприятия, представленную финансовыми  обязательствами юридических и  физических лиц по расчетам за товары работы, услуги, выданные авансы и т.п. [4, с.172]
    Взаимосвязь между дебиторской и кредиторской задолженностью состоит в том, что  кредиторская является источником покрытия дебиторской. Поэтому на практике при  анализе предприятия обычно следят за соотношением между ними. В то же время в условиях инфляции, стимулирующей неплатежи, рост кредиторской, задолженности предприятию выгоден, а дебиторской не выгоден.
      В соответствии с бухгалтерской  отчетностью в составе дебиторской  задолженности учитывается следующее:
    • задолженность покупателей и  заказчиков;
    • векселя к получению;
    • задолженность дочерних и зависимых  обществ;
    • задолженность учредителей по взносам  в уставный капитал;
    • авансы выданные;
    • прочие дебиторы.
    В большинстве случаев задолженность  покупателей и заказчиков является наибольшей и достигает 90% и более всей дебиторской задолженности. Вполне естественным в условиях рыночной экономики является достаточный уровень векселей к получению, так как отсрочка платежа покупателю под вексель является наиболее эффективной формой таких взаимоотношений. Именно поэтому при управлении дебиторской задолженностью для предприятия очень важно, во-первых, оптимизировать размер дебиторской задолженности, во-вторых, обеспечить своевременное получение этой задолженности и, в-третьих, организовать соответствующим образом работу с векселями. Это особенно важно с учетом того, что влияние инфляции в первую очередь отражается на дебиторской задолженности.
    Погашение дебиторской задолженности в  случае, когда производятся расчеты между поставщиком и покупателем за отгруженную, но не оплаченную продукцию, может производиться, например, следующим образом:
    Выставление платежного требования дебитору. Данный способ возможен, только если условиями договора предусмотрена данная форма расчета.
    Составление акта сверки расчетов. По результатам сверки расчетов с дебиторами организация для взыскания задолженности может действовать следующими способами: направить дебитору напоминание об оплате или выставить претензию на сумму неоплаченного долга.
    3. Взыскание дебиторской задолженности  в счет погашения задолженности  перед бюджетом. [10, с.74-78]
    В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам (табл. 1.1).

    Таблица 1.1

    Виды  дебиторской задолженности 

    Задолженность     Сроки наступления     Особенности
1. Срочная В пределах срока, установленного договором Возникает в  результате применения форм безналичных  расчетов (инкассо) или как результат  отсрочки платежа
2. Просроченная-сомнительная Более срока, установленного договором Часть задолженности  может оказаться безнадежной  до истечения срока исковой давности
3. Безнадежная – истек срок исковой  давности Более 3 лет с  момента окончания срока исполнения Возникает из законной просроченной дебиторской задолженности; Списывается на убытки с уменьшением налогооблагаемой базы; Отражается на забалансовом счете
4. Находящаяся на забалансовом  счете В течение 5 лет  с момента списания Цель - контроль за возможностью ее получения
    [6, с.123-125]
    Некоторые специалисты утверждают, что дебиторская задолженность отвлекает из оборота средства организации. Действительно, до наступления срока оплаты дебиторская задолженность должна финансироваться. При этом постоянно сохраняется риск, что оплата будет произведена покупателем (заказчиком) с опозданием либо ее вообще не будет. Это заставляет рассматривать дебиторскую задолженность как высокорискованный актив. На Западе широко распространена практика создания резервов по сомнительным долгам, поскольку можно однозначно утверждать, что не вся задолженность будет погашена покупателями. Кроме того, любую дебиторскую задолженность следует рассматривать как коммерческий кредит покупателю. Коммерческий кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы компании предоставляются в пользование на платной основе) и срочности (срок использования денежных средств ограничен). Однако не каждое предприятие согласится выполнять роль финансовых институтов, поскольку, во-первых, оно не обладает мощными денежными ресурсами, а во-вторых, не имеет опыта работы и доступа к инфраструктуре данного сектора экономики.
    С другой стороны, практически для  каждого предприятия действует  правило: чтобы оставаться конкурентоспособным  и коммерчески успешным, необходимо предоставить своим покупателям  определенный коммерческий кредит. Исключением является ситуация, когда поставщик имеет прочные позиции на рынке и может диктовать свои платежные условия. Разумное использование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и положительно влияет на финансовые результаты компании. [15, с.85-86]
    Отсрочка  оплаты может иметь различный  характер:
    1. Технический, или так называемый  манипуляционный, вызванный необходимостью  оформления документов и перечислением  средств со счета покупателя  на счет производителя. В этом случае дебиторская задолженность имеет кратковременный характер и, как правило, финансируется из средств, предусмотренных на покрытие текущих нужд;
    2. Коммерческого кредита, который  означает передвижение сроков  оплаты за поступившие товары на более длительное время, то есть, по существу, означает финансирование активов покупателей за счет заемных средств;
    3. Реализации товаров в рассрочку,  которая во многих развитых  странах является главной формой  продажи ценностей высокой стоимости. Такой вид оплаты положительно влияет на ускорение оборотов по реализации и повышение рентабельности продукции.
    Дебиторская задолженность включает разные виды средств в расчетах, которые являются собственностью предприятия и только на определенное время (до погашения) отвлечены из денежного оборота. [14, с.10]
    Погашение дебиторской задолженности в  случае, когда производятся расчеты  между поставщиком и покупателем  за отгруженную, но не оплаченную продукцию, может производиться, например, следующим  образом:
    1. Выставление платежного требования дебитору. Данный способ возможен, только если условиями договора предусмотрена данная форма расчета.
    2. Составление акта сверки расчетов. По результатам сверки расчетов с дебиторами организация для взыскания задолженности может действовать следующими способами: направить дебитору напоминание об оплате или выставить претензию на сумму неоплаченного долга.
    3. Взыскание дебиторской задолженности в счет погашения задолженности перед бюджетом. [10, с.74-78] 

    1.2. Технология управления и методы реализации функций управления дебиторской задолженностью 

    Главной целью управления дебиторской задолженностью является оптимизация ее величины и  ускорение цикла оборота этих средств для улучшения платежеспособности предприятия. Систему управления дебиторской задолженностью условно можно разделить на два крупных блока: кредитную политику, позволяющую максимально эффективно использовать дебиторскую задолженность как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности. При формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для компании, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, компания в первую очередь ориентируется на свою стратегию (увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств). При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность компании и учитывать кредитный риск (риск полной или частичной утраты выданных средств). [20]
    Первоочередные  управленческие действия в реализации кредитной политики направлены на ознакомление с деятельностью покупателя (учредительные документы, длительность и направление хозяйствования, его рейтинг на рынке). Ключевую роль в снижении степени риска при предоставлении коммерческого кредита играет оценка кредитоспособности покупателя, т.е. его возможности погашения дебиторской задолженности. Кроме перечисленных позиций, учитываются перспективы развития предприятия-покупателя и возможности совершенствования важнейших финансовых показателей. Оценивая кредитоспособность акционерных обществ, следует обращать внимание не только на достигнутую прибыль, но и ее использование на выплату дивидендов и развитие, а также модернизацию производственного потенциала. Во многих случаях используется анализ SWOT, с помощью которого определяются положительные и отрицательные стороны деятельности предприятия и его окружения. [14, с. 11]
    Характеристика  этапов управления дебиторской задолженностью изложена в таблице 1.2.
    Таблица 1.2
    Этапы управления дебиторской задолженностью 

Этап Процедура Ответственное лицо
Критический срок оплаты не наступил Заключение  договора Менеджер по продажам
Контроль  отгрузки Коммерческий  директор
Выставление счета  Финансовая  служба
Уведомления об отгрузке
Уведомление о сумме и расчетных сроках погашения дебиторской задолженности 
За 2-3 дня до наступления критического срока оплаты – звонок с напоминанием об окончании периода отсрочки
Продолжение табл. 1.2
Просрочка до 7 дней При неоплате в  срок – звонок с выяснением причин, формирование графика платежей Менеджер по продажам
Прекращение поставок (до оплаты) Коммерческий директор
Направление предупредительного письма о начислении штрафа Финансовая  служба
Просрочка от 7 до 30 дней Начисление  штрафа Финансовая  служба
Предарбитражное предупреждение Юридический отдел
Ежедневные  звонки с напоминанием Менеджер  по продажам
Переговоры  с ответственными лицами
Просрочка от 30 до 60 дней Командировка  ответственного менеджера, принятие всех возможных мер по досудебному  урегулированию Менеджер по продажам
Официальная претензия (заказным письмом) Юридический отдел
Просрочка более 60 дней Подача иска в арбитражный суд Юридический отдел
    [22]
    Этапы управления текущей дебиторской  задолженностью.
    Анализ текущей дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава текущей дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых ресурсов.
    • На первой стадии анализа с целью  отражения реального состояния  текущей дебиторской задолженности  с позиций возможной ее инкассации выделяется чистая реализационная  стоимость.
    • На второй стадии анализа оценивается  уровень дебиторской задолженности  покупателей продукции и его  динамика в предшествующим периоде. Оценку этого уровня рекомендуется  осуществлять на основе следующих показателей:
    а) Коэффициента отвлечения оборотных  активов в текущую дебиторскую  задолженность за товары, работы и  услуги рассчитывается по формуле (1.1). 

     ,                                                  (1.1) 

      где КОА - коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги;
      ДЗв - сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселями;
     ЧРСдз - сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;
     РСД - сумма резерва сомнительных долгов;
     ОА - общая сумма оборотных активов  предприятия. 

    6) Коэффициента возможной инкассации  текущей дебиторской задолженности  за товары, работы и услуги  определяется по формуле (1.2). 

     ,                                                   (1.2) 

      где КВИдз - коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги;
    ДЗв - сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем;
    ЧРСдз - сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;
    РСД - сумма резерва сомнительных долгов.
    • На третьей стадии анализа определяется средний период инкассации текущей  дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Расчет этого показателя производится по формуле (1.3). 

     ,                                                            (1.3) 

      где ПИдз - средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги (в днях);
      - средняя сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем, в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
      - средняя сумма чистой реализационной  стоимости дебиторской задолженности  в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
   Оо - сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
    • На четвертой стадии анализа оценивается  состав дебиторской задолженности  предприятия по отдельным ее „возрастным  группам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
    • На пятой стадии анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Расчет этого эффекта осуществляется формуле (1.4). 

    Эдз = Пдз -ТЗдз-ФПдз,                                                        (1.4) 

      где Эдз - сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
      Пдз - дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
      ТЗдз - текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
    ФПдз - сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателям.
    Наряду  с абсолютной суммой эффекта в  процессе этого анализа может быть определен и относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность, который рассчитывается по формуле (1.5). 

     ,                                                                    (1.5) 

      где КЭдз - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
      Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;
      - средний остаток текущей  дебиторской задолженности по  расчетам с покупателями в  рассматриваемом периоде.
    Результаты  анализа используются в процессе последующей разработки отдельных  параметров кредитной политики предприятия.
    2. Выбор типа кредитной политики  предприятия по отношению к  покупателям продукции. В современной  коммерческой и финансовой практике  реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее)  получила широкое распространение как в странах с развитой рыночной экономикой.
    Формы реализации продукции в кредит имеют  две разновидности - товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит. [4, с.111-117]
    Учитывая  степень риска, финансовое состояние  предприятия, а также цели его функционирования, различают три вида стратегии построения кредитной политики предприятия: консервативную, активную и умеренную.
    При консервативной стратегии продавец (производитель) пытается практически  исключить риск неплатежеспособности клиентов, что возможно при полном отказе от продажи в кредит. Дополнительно предусматривается материальное обеспечение кредита (например вексель, оплату которого гарантирует банк или страховая компания). Противоположностью консервативной является активная стратегия, которая расширяет возможности кредитования покупателей даже при неплатежеспособности. Она способствует увеличению круга дополнительных клиентов, реализации продукции, однако требует наличия значительных источников финансирования дебиторской задолженности для покрытия возрастающих финансовых затрат. В таких случаях неплатежеспособность одного покупателя может повлечь за собой ухудшение финансового состояния многих партнеров и привести к банкротству (эффект домино). В связи с этим многие предприятия выбирают умеренную стратегию, которая характеризуется гибкостью в предоставлении коммерческих кредитов. В зависимости от степени риска, финансового состояния предприятия, перспектив его развития дифференцируются объем, сроки и условия выдачи кредита предоставляется возможность отсрочки погашения задолженности постоянному клиенту, который переживает временные финансовые трудности, разумеется, при существовании шансов на их преодоление. [14, с. 10]
    В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы: современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций; общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности; сложившаяся конъюнктура товарного рынка; потенциальная способность предприятия наращивать объем; правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности; финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность; финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия.
    3 Определение возможной суммы  оборотного капитала, направленного  в дебиторскую задолженность  по товарному (коммерческому)  и потребительскому кредиту. Если  финансовые возможности предприятия  не позволяют инвестировать расчетную  сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.
    4. Формирование системы кредитных  условий. В состав этих условий  входят следующие элементы:
    • срок предоставления кредита (кредитный период);
    • размер предоставляемого кредита (кредитный  лимит);
    • стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении  немедленных расчетов за приобретенную  продукцию);
    • система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
    5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита — товарному и потребительскому.
    По  товарному (коммерческому) кредиту  такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
    • объем хозяйственных операций с  покупателем и стабильность их осуществлений;
    • репутация покупателя в деловом  мире;
    • платежеспособность покупателя;
    • результативность хозяйственной деятельности покупателя;
    • состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
    • объем и состав чистых активов, которые  могут составлять обеспечение кредита  при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.
    По  потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по таким критериям:
    • дееспособность покупателя;
    • уровень доходов покупателя и  регулярность их формирования;
    • состав личного имущества покупателя, которое может составлять
    обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.
    6. Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности.
    7. Обеспечение использования на предприятии современных форм финансирования текущей дебиторской задолженности. Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются: факторинг; учет векселей, выданных покупателями продукции; форфейтинг.
    8. Построение эффективных систем  контроля за движением и своевременной  инкассацией текущей дебиторской  задолженности.
    Критерием оптимальности разработанной и  осуществляемой кредитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера текущей дебиторском  задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает условие (1.6). 

     ,                                                        (1.6) 

      где ДЗо - оптимальный размер текущей  дебиторской задолженности предприятия  при нормальном его финансовом состоянии;
      ОПдр - дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;
      ОЗдз - дополнительные операционные затраты  предприятия по обслуживанию текущей  дебиторской задолженности;
      ПКдз - размер потерь капитала, инвестированного в текущую дебиторскую задолженность, из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей.
    [4, с.119-125] 

        Пути совершенствования управления текущей дебиторской задолженностью
 
    Проблема  ликвидности дебиторской задолженности  – становится ключевой проблемой  почти каждой организации. Она, в свою очередь, расчленяется на несколько проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности. Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из видов укрепления финансового положения фирмы. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств. Управление дебиторской задолженностью может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
    Планирование  – это предварительные финансовые решения. Чтобы оно было эффективным, необходимо: определить долгосрочную цель организации, сформулировать стратегию организации, определить политику действий, выбрать рациональные процедуры действий. Организация управления означает координацию действий по такой последовательности: вся область действий должна быть сгруппирована по выбранным функциям; лицам, которые ответственны за свою деятельность, должны быть предоставлены адекватные права. Под мотивацией подразумевается совокупность психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом. Действия по контролю – это подготовка стандартов действий, сравнение фактических результатов со стандартными.
    При совершенствовании управления дебиторской  задолженностью необходимо охватить все  этапы данного управления, начиная  с анализа и заканчивая контролем  за своевременной инкассацией текущей  дебиторской задолженности.
    Анализ  дебиторской задолженности рекомендуется  проводить по следующим фазам:
    1. Предварительная оценка финансового  состояния фирмы;
    2. Определение объема дебиторской  задолженности и его динамики  в предшествующий период;
    3. Определение срока оплаты счетов дебиторов;
    4. Взвешенное «старение» счетов  дебиторов;
    5. Оценка реального состояния дебиторской  задолженности.
    В процессе предварительной оценки финансового  состояния фирмы традиционно  используются такие методы, как экспресс-анализ и модель вероятности банкротства Э. Альтмана.
    В процессе формирования принципов кредитной  политики необходимо решить стратегический вопрос: каким образом руководству  фирмы следует достигать компромисса  между риском и ликвидностью своего бизнеса, учитывая влияние на этот выбор периода предоставления кредита, скидок, стандартов кредитоспособности и политики инкассации?
    Консервативный  тип кредитной политики направлен  на минимизацию кредитного риска. В  результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах сравнительно невелика (менее 40 %), а период их оборачиваемости небольшой – 52 дня. В связи с этим многие предприятия выбирают умеренную стратегию, которая характеризуется гибкостью в предоставлении коммерческих кредитов. Доля оборотных активов в общих активах – 45 %, продолжительность оборота оборотных средств – 72 дня. Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики приоритетной целью ставит повышение рентабельности, в результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах – более 50 % продолжительность оборота оборотных средств – 95 дней.
    При принятии решения о типе кредитной  деятельности фирмы стратегические направления в области кредитной  политики можно выявить с помощью  матричного метода, одного из признанных методов анализа стратегии в менеджменте.
    Срок  кредита – это предельный период времени, который фирма дает клиентам для того, чтобы внести плату; например: кредит может предоставляться на 30, 60 или 90 дней. Одним из направлений  совершенствования системы кредитных условий – это предоставления скидки за ранние платежи (за более раннюю оплату счета покупатель может получить скидку, например – 10 дней). Стоит отметить, что скидки за оплату счетов (на 5 – 10 день) в большинстве стран Европы составляют 3 %.
    Развитие  рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют  использовать рефинансирование дебиторской  задолженности, т. е. ускоренный перевод  в другие формы оборотных активов  предприятия: денежные средства и высоколиквидные  краткосрочные ценные бумаги. Основные формы рефинансирования дебиторской задолженности – факторинг, учет векселей, форфейтинг, секъюритизация.
    Факторинг — продажа дебиторской задолженности специализированному финансовому институту, факторинговой компании, обычно без права обратного требования. Факторинговая компания имеет кредитный отдел и проводит кредитные операции по счетам. Основываясь на своих данных кредитного анализа, факторинговая компания может отказаться от покупки счетов, которые она сочтет слишком ненадежными. При помощи факторинга фирма часто избегает расходов, связанных с поддержанием кредитного отдела и инкассированием средств. За несение риска и обслуживание дебиторской задолженности факторинговая компания получает комиссионные, которые обычно составляют около 1% номинальной стоимости дебиторской задолженности. Основные источники факторинга — коммерческие банки, факторинговые филиалы банковских холдинговых компаний и факторинговые компании со стажем. Основной недостаток этого метода состоит в том, что он может оказаться дорогим. Однако необходимо учитывать, что факторинговая компания зачастую освобождает фирму от учетных операций, связанных с коммерческим кредитом, издержек по обслуживанию дебиторской задолженности и расходов по инкассированию. [5, с.328-329]
    Различают насколько разновидностей факторинга, например факторинг с регрессом, когда в случае невозврата дебиторами долгов в установленный срок фактор - фирма востребует у предприятия ранее предоставленную авансовую сумму. В факторинге без регресса предприятие получает финансирование независимо от последующих платежей дебиторов. В частности, АСБ «Беларусбанк» предоставляет услуги факторинга с правом регресса. Обоснование целесообразность факторинга должна строиться на тех же принципах, что и привлечение кредитов, но с учетом определенных выше особенностей факторинга. Например, целесообразность факторинга с регрессом для дебиторской задолженности в национальной валюте может быть определена по формулам (1.7) и (1.8). 

    ДЗ*ФК1+В*ФК2<ДЗ* +ИЦ-1,                                         (1.7)
    или
    ФК1 + < +ИЦ-1,                                               (1.8) 

где ДЗ - среднегодовая сумма дебиторской  задолженности, руб.;
    В - выручка предприятия, руб.;
    Пд, - переменные затраты в себестоимости  реализации, руб;
    ОД - среднегодовая сумма оборотных активов, руб.;
    ИЦ - среднегодовой индекс цен, долей;
      ФК1 - часть факторинговой комиссии за пользование авансируемыми денежными средствами, долей к авансируемой сумме;
    ФК2 - часть факторинговой комиссии за оказание услуг, далей к выручке;
    Тдз - ожидаемый срок погашения дебиторской задолженности, лет. [11, с.25-26]
     Форфейтинг  представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности  по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных (многолетних) экспортных поставок и позволяет экспортеру немедленно получать денежные средства путем учета векселей. Однако его недостатком является высокая стоимость.
    
    
    
      

    
    
      

Рис. 1.1 Финансовый механизм осуществления форфейтинговой операции рассмотрим на следующей схеме
    Учет  векселей, выданных покупателями продукции  представляют собой финансовую операцию по их продаже банку по определенной цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Данная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.
    Также обратим внимание на возможность  передачи дебиторской задолженности налоговому органу в счет погашения задолженности по налоговым платежам. Статья 58 Налогового кодекса Республики Беларусь предусматривает, что налог, сбор, пеня могут быть взысканы за счет средств дебиторов плательщика-организации в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту постановки на учет плательщика. Для использования такой формы погашения дебиторской задолженности необходимо, чтобы ко дню уплаты налогов у самого кредитора не было на счету денежных средств, поскольку иначе взыскание будет обращено в первую очередь на его деньги. [12, с.48-49]
    За  границей широко используется еще одна современная форма рефинансирования активов, в частности, дебиторской  задолженности – секъюритизация. Это процесс объединения прибыльных активов в пул с последующей продажей долей в этом пуле в форме ценных бумаг, обеспеченных активами (asset-backed securities - ABS).
    Страхование дебиторской задолженности предполагает страхование риска убытков от несвоевременного возврата денежных средств покупателем или его банкротства. Использование этого метода может быть эффективно для торговых и производственных компаний, действующих на конкурентных рынках. К преимуществам страхования относят повышение финансовой независимости компании, так как компаниям, застраховавшим свою дебиторскую задолженность, как правило, значительно проще получить более выгодные условия по банковским кредитам. Среди основных недостатков страхования дебиторской задолженности можно отметить достаточно высокую стоимость этой услуги. [21]
    Для того чтобы правильно выстроить  взаимоотношения с клиентами, необходимо постоянно контролировать текущее  состояние взаиморасчетов и отслеживать  тенденции их изменения в средне- и долгосрочной перспективе. При  этом контроль должен быть дифференцирован по отношению к различным группам клиентов, каналам сбыта, регионам и формам договорных отношений. На примере конфигурации «Управление торговлей» системы программ «1С:Предприятие 8.0» рассмотрим основные механизмы поддержки принятия решений по управлению дебиторской задолженностью.
    Для анализа текущего состояния взаиморасчетов с клиентами в конфигурации «Управление  торговлей» можно использовать имеющиеся  в ней отчеты. Например, с помощью  «Отчета по клиентам» можно получить сведения о состоянии взаимных задолженностей с различной степенью детализации. По данным отчета «Анализ заказов» можно получить исчерпывающую информацию по состоянию каждого конкретного заказа: сколько отгружено, оплачено, осталось отгрузить и оплатить. Для представления руководству оперативной информации о важнейших показателях в сводном виде, характеризующих состояние предприятия, в том числе и состояние взаиморасчетов, предназначен отчет «Рапорт руководителя.
    При организации контроля взаимных задолженностей удобно пользоваться классификацией клиентов по степени их важности. Для этого часто применяется так называемый ABC-анализ, позволяющий разбить клиентов на три группы. В первую группу выделяются наиболее важные клиенты, приносящие основную часть выручки (прибыли). Ко второй группе относят тех клиентов, закупки которых относительно невелики, но достаточно стабильны и приносят пусть и небольшую, но все же значимую часть выручки. И, наконец, в третью группу выделяют тех клиентов, которые осуществляют незначительные или разовые закупки.
    В конфигурацию «Управление торговлей» встроены специальные отчеты для  проведения АВС-анализа покупателей. По результатам его проведения программа  автоматически расставляет метки  «важности» клиентов. Разделение клиентов на группы может быть использовано как ориентир для организации контроля взаиморасчетов с ними, а также для принятия решений по дифференциации предоставляемых клиентам скидок, максимальным размерам кредита, проценту необходимой предоплаты, установке специальных бонусов и т.д. [18] 

    1.4. Зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью 

    Дебиторская задолженность бывает: текущей, погашаемой в срок до одного года или в течение  операционного цикла; не текущей. Основное внимание уделяется текущей задолженности. Управлением дебиторской задолженностью занимается финансовый менеджер при участии главного бухгалтера. В среднем доля дебиторской задолженности в оборотных активах фирмы составляет 1/3.
    Дебиторская задолженность в мировой практике является достаточно надежным обеспечением кредита в качестве залога. Кредитор имеет полное право обеспечить дебиторской задолженностью выпускаемый вексель со всеми вытекающими отсюда последствиями.
    Правила стандартов финансового учета в  США, касающиеся дебиторской задолженности:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.