На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по "Теории государства и права"

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УРАЛЬСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
В Г. УФЕ 
 
 
 
 
 

Контрольная работа
по дисциплине: Теория государства и права
Вариант 5 (Р – Т) 
 
 
 

                                                                                                                     

                                          Выполнила:  

                                          Проверил:       
                                                           
                                                 
 

            Уфа – 2010 
             

            Вариант 5.
    1. Дайте характеристику  политического режима  и его основных  форм. Проанализируйте  изменения политического  режима в российской  истории. Каким  образом форма  политического режима Российской Федерации закреплена в действующем законодательстве? Как бы вы охарактеризовали политический режим современной России?
    Политический  режим — это методы осуществления  политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.1           
    Эта категория помогает уяснить, как, какими способами и методами власть управляет обществом, взаимодействует с другими структурами (элементами) политической системы, наконец, каково отношение власти к своим гражданам. Политический режим дает ответ и на вопросы о том, какова мера использования демократических, правовых методов в соотношении с методами давления или даже с неправовыми методами; каково отношение государства к демократическим свободам в обществе, к основным правам граждан. 2
    Итак, политический режим - это организация власти в рамках какой-либо политической системы. Категории «политическая система» и «политический режим» тесно взаимосвязаны между собой. Если первая показывает весь комплекс провозглашенных  институтов, правовых норм, конституционных актов,  участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то, как позиционирует себя государство; вторая – как эта власть реализуется, какие возникают различия и противоречия между официальными  и  реально-происходящими процессами.       
    Если  это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала. 3
    Основные  формы политического режима - демократический, авторитарный и тоталитарный. Видов политического режима много, поскольку от многих факторов, как внешних (международная обстановка), так и внутренних (состояние экономики, исторически сложившиеся традиции и обычаи, общественно-политическая «атмосфера») зависит та или иная разновидность.
    Демократия (греч. dеmokratia, буквально — народовластие, от dеmos — народ и kratos — власть) - это политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти. Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении.
    Выделяют три основных способа реализации демократии:
    1. Прямая демократия – весь народ (имеющий право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением.
    2. Плебисцитарная демократия народ принимает решение лишь в определенных случаях, например, во время референдума по какому-то вопросу.
    3. Представительная демократия - народ избирает своих представителей, и они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и наиболее эффективной формой народовластия. 4
   Важнейшие признаки демократии:
    Юридическое признание верховной власти народа
    Периодическая выборность основных органов власти.
    Всеобщее избирательное право, гарантирующее каждому гражданину принимать участие в формировании представительных институтов власти.
    Равенство прав граждан на участие в управлении государством, т. е. каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность.
    Принятие решения по большинству поданных голосов и подчинение меньшинства большинству.
    Контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти.
    Подотчетность выборных органов своим избирателям. 
         Авторитаризм  политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы, можно определить как ограниченный плюрализм.  Характеризуется:

    командно-административные методы руководства;
    отчуждение народа от власти;
    власть неподконтрольна обществу;
    существенное ограничение или ликвидация основных демократических прав и свобод человека;
    законы принимаются на усмотрение власти;
    недопущение реальных оппозиционных партий и общественных  организаций;
    ограничение конституционности и законности.
    Авторитарные режимы могут различаться по целям и методам решения проблем, по формам организации власти, могут быть реакционными, консервативными или прогрессивными. Массовые репрессии не обязательны,  

режим может даже пользоваться популярностью, но при случае может прибегнуть к силе и не скрывает этого.5
    Авторитарный режим является переходным промежуточным периодом как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот, с «размытыми», нечёткими свойствами.
    Главная особенность в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами экономической, политической и культурной жизни. В нём нет единой государственной обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и т.п. Управление осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме, средствами. 6
    Тоталитаризм (лат. Totalis - весь, целый, полный) - политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Характеризуется:
    практически полным отсутствием разделения властей;
    монопольным господством в качестве правящей только одной партии;
    недопущением фракционности и оппозиционных партий внутри правящего класса;
    сращиванием партийного и государственного аппаратов;
    полной ликвидацией или ограничением прав и свобод граждан;
    господством единой идеологии;
    широким применением методов подавления и насилия.
    Для любого тоталитарного режима характерными чертами являются: военная и полувоенная организация общества; постоянный поиск внутренних и внешних «врагов», периодическое создание экстремальных ситуаций; перманентная мобилизация масс на выполнение очередных «неотложных» задач; требование беспрекословного подчинения вышестоящему руководству; жесткая вертикаль власти.
    Исторически Россия являлась монархическим,  самодержавным  государством, что, безусловно, повлияло  на уклад жизни, традиции, обычаи и во многом определило сложившийся менталитет - исторически сложившийся устойчивый умственный и духовный образ народа.
       Вековые монархия и самодержавие породили другую традицию — патернализм. Он выражается в насаждении в общественном сознании идеи о непогрешимости носителя верховной власти, его обожествлении и одновременно в неограниченном произволе, бесправии и раболепстве подданных, отрицании свободы и демократии. 7
    На рубеже  XIX – XX вв. встала проблема обновления всех сфер жизни от экономики до государственного строя. В  1905 году  появление Манифеста, затем революция положили начало конституционной монархии.8 Набирала силу идея установления в России конституционно-демократического строя. Падение монархии в 1917 году было предопределено и тем, что она сопротивлялась его введению.
     Смена политической системы, как правило, приводит к смене политического  режима, что и произошло в России в 1917 году.                
    Становление Советского Союза –предшественника современной российской государственности. Начался период становления тоталитаризма. Первым непродолжительным периодом в развитии молодого Советского государства был так называемый военный коммунизм с примитивной уравниловкой, прямым продуктообменом, трудовой армией, военным принуждением. По сути это было государство военной диктатуры. В. И. Ленин в числе первых увидел и признал ошибочность политики военного коммунизма.
     На  смену военному коммунизму пришёл самый  интересный и богатый по содержанию период в истории нашего общества и государства – нэп. Новые  правила хозяйственной деятельности на основе многоукладной экономики  стимулировали предприимчивость, трудолюбие, повышали жизненный уровень народа. В 1922 г. на добровольной договорной основе образуется  СССР, в 1924 г. принимается союзная Конституция, начинают утверждаться законность и демократия. Если бы нэп утвердился надолго и всерьёз, то Россия могла бы пойти по пути строительства справедливого социалистического типа.  
     Вместе  с тем уже в конце 20-х гг. нэп был ликвидирован. Партийный и государственный аппарат наводнили деклассированные элементы – люди без социальных корней, готовые безрассудно повиноваться сильному, обладающему в данный момент реальной властью. Именно они и составили основную опору сталинского режима. Психология вождизма, бюрократическое обожествление авторитета послужили питательной средой культу личности Сталина. К началу 30-х гг. тоталитарный режим стал суровой политической реальностью. И хотя Конституция СССР 1936 г. закрепила определенные права и свободы граждан, однако пик репрессий, произвола и беззакония пришелся именно на 1937 г. Следовательно, тоталитарный режим не считался не только с текущим законодательством, но и с Основным законом страны.
     Неограниченная и бесконтрольная высшая власть была сосредоточена в руках диктатора, осуществлялась по принципу строгого сверхцентрализма.  Произошло огосударствление общества, которое всеобъемлюще (тотально) контролировалось административно-карательным аппаратом. Политическая власть распространилась на экономику, на все народное хозяйство.  В стране существовала одна строго централизованная партия, верхушка которой стояла над государством обществом.   Массированной культовой идеологии удалось убедить многих в том, что происходящее необходимо и справедливо, что сталинский режим создает условия для строительства социализма, но поступательному движению к нему мешают многочисленные враги и реакционеры, против которых  в силу их особой опасности допустимы любые средства борьбы.  И люди самоотверженно трудились, выполняли и перевыполняли план, рапортовали вождю о трудовых и творческих достижениях, маршировали в праздничных колоннах, искренне веря, что строят социализм.
     Суровым экзаменом на верность этим идеалам, на преданность Родине стала Великая  Отечественная война. И в трудные  послевоенные годы наша страна двигалась  вперед по пути экономического, научно-технического прогресса, осваивала атомную энергию, открыла эру освоения космоса и др. По масштабам народного образования, науки, культуры она прочно занимала передовые позиции в мире. Несомненные успехи определялись тем, что реальная практика опиралась на вековые российские традиции: коллективизм - на общинность и соборность, трудовой энтузиазм - на трудовую российскую мораль, укрепление государства - на державность.
     В послевоенное время общество стало  все более настороженно воспринимать факты беззакония и произвола, в  общественном сознании зрела надежда  на перемены, особенно усилившаяся после смерти Сталина.
     Требовались более гуманная политика, экономические реформы и демократические  перемены.  Во  второй  половине 50-х гг. во главе с Н. С. Хрущевым такие преобразования, хотя и половинчатые, последовали. Были разработаны и проводились в жизнь программы подъема сельского хозяйства, технического перевооружения промышленности, улучшения пенсионного обеспечения, повышалась заработная плата низкооплачиваемых слоёв населения, осуждались произвол и беззаконие сталинского режима, делались шаги по укреплению законности, развитию демократии. В стране была создана более или менее благоприятная обстановка для развития юридической науки для активного совершенствования законодательства. Хрущев резко ограничил поле действий карательных органов, начал демократизацию политической системы, децентрализацию управления, сокращение государственного аппарата и армии.
     Новым ставленником элиты стал ее достаточно типичный представитель Л.И.Брежнев. Он сначала продолжил реформаторскую политику, заложенную предшественником, но начиная с 1970-х гг. прекратил ее. Экономическая реформа стала затухать и на место провозглашенных в 1965 году принципов материальной заинтересованности и хозяйственного расчета вернулись привычные административно-командные методы руководства, последовало продолжение политической линии постсталинского периода с заметными коррекциями в сторону стабильности и консерватизма. В целом, несмотря на личностные различия и характер деятельности Хрущева и Брежнева как лидеров государства и партии, следует признать наличие общего номенклатурно-коммунистического режима власти в 1960-х - первой половине 1980-х гг.  9
     Период 1985-1991 гг. ознаменовался реформаторскими  преобразованиями под началом нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева. В условиях экономического кризиса он пытался осуществить реформу хозяйственного механизма и, не доведя ее до конца, перешел к радикальному преобразованию политической системы. Перестройка в политической сфере привела к появлению оппозиции и возрождению многопартийностичто благотворно сказывается на функционировании властиПерестраивается политическая система общества. Была создана двухуровневая представительная система - Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР - и учрежден пост Президента СССР. На III съезде народных депутатов СССР была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС, что вынуло стержень из всей политической системы.  Президент вышел из-под контроля партии. Ее Политбюро и ЦК были практически отстранены от участия в выработке решений.
     Эти радикальные изменения в условиях экономических неурядиц привели  к распаду государственности  и краху союзного единства республик. Утвердившись, благодаря августовскому  поражению союзного центра,  
Б.Н. Ельцин последовательно осуществил ряд мер, выходивших за пределы тогдашней Конституции СССР – запретил КПСС, а 8 декабря 1991 г. подписал Беловежское соглашение о роспуске СССР.

     Период конца 1980-х - начала 1990-х гг. является переходным этапом. Определить сущность политического режима второй половины 1980-х - начала 1990-х гг. однозначно затруднительно, были проявления, как авторитаризма, так и демократии, имели место в политической практике сепаратизм и попытка установления военно-бюрократического режима. Среди исследователей преобладает мнение, что ведущей была авторитарно-либеральная тенденция, связанная с именем М.С. Горбачева. 10
    Что касается современной России, то согласно ч.1, ст. 1, гл.1, раздела 1 Конституции  РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года «Российская Федерация – России есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
    Политический  режим современной России скорее всего является переходным периодом от советского тоталитаризма через  авторитарно-либеральный режим к демократии. За столь недолгий период страна и народ еще не избавились от пережитков прошлого. Нынешняя демократия с оттенками авторитаризма в деятельности государственного аппарата, отягощенная бюрократией в непомерно раздутом чиновничьем аппарате. Разрастается правящая партия с неограниченными возможностями, разрастается государственный аппарат, тенденция усиливается, как следствие злоупотребляющая властью бюрократия тормозит внедрение новых законов и их реальное действие, как следствие неэффективность системы препятствует развитию малого и среднего бизнеса в России. Необходимо принятие законов, разработка программ, способствующих формированию и развитию этой прослойки общества, как среднего класса, стабилизирующего экономику. Отрыв богатых от бедных слишком велик. При богатом меньшинстве большинство бедных и нищих. Вряд ли все это присуще демократии.
    Хотя  демократические тенденции так  же присутствуют в современной России. Несмотря на то, что население страны в большей своей части инфантильно ждет перемен к лучшему, надеясь, что правительство государства сильной рукой решит все проблемы, идет постепенное формирование гражданского общества, выборность органов власти на всех уровнях, соблюдение прав и свобод граждан,  реально действующая политическая оппозиция, свобода слова, независимые СМИ.
    Для усиления в России демократических  тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат  для большинства людей: реформы  административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы местного самоуправления, реформы здравоохранения и образования. 11 

    2. Охарактеризуйте  основные типы  правового регулирования.  Каким образом  тип правового  регулирования, избранный законодателем, влияет на статус субъектов соответствующих правоотношений? Каковы различия типов правового регулирования в отраслях публичного и частного права? Обоснуйте вывод примерами.
    Социальное  регулирование в человеческом обществе различной степени организованности, упорядоченности для достижения согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей осуществляется с помощью системы средств и способов регламентации поведения, может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование).
    Правовое  регулирование —  это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. 12
    В сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам:
    1. отношения  людей по обмену ценностями (как  материальными, так и нематериальными). Наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений.
    2.  отношения по властному управлению  обществом.
    3. отношения  по обеспечению правопорядка, которые  призваны обеспечить нормальное  протекание процессов обмена  ценностями и процессов управления  в обществе.  13
    Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают степень интенсивности  правового регулирования, т. е. широту охвата правовым воздействием, степень  обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения. 14
    В зависимости от указанных различий в теории правового регулирования  принято выделять два метода правового  воздействия.
    Метод децентрализованного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении и применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т. е. в сфере отраслей частноправового характера. 15
    Например: трудовой договор (ТД), заключенный между «Архитектурным Бюро «Курортпроект» с одной стороны и мной с другой стороны закрепляет, регулирует интересы сторон в сфере частного права.
    Например: трудовой договор (ТД), заключенный между «Архитектурным Бюро «Курортпроект» с одной стороны и мной с другой стороны закрепляет, регулирует интересы сторон в сфере частного права.
    Метод централизованного, императивного  регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения, где приоритетным является общесоциальный интерес, в первую очередь  государство. Поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).
    По  степени категоричности правовых предписаний выделяются методы правового регулирования:
    Императивный  метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой  права, а не иначе.
    Диспозитивный метод, который дает возможность сторонам самим отрегулировать правовые взаимоотношения, если договоренность не состоялась, возникает обязанность следовать правовому предписанию.
    По  характеру отношений между сторонами правоотношения, по характеру зафиксированного в норме права предписания, по способам воздействия на поведение людей выделяют способы правового регулирования:
Управомочивание - предоставление участнику правовых отношений субъективных прав, комплекс дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий.
   Пример: ТД предоставляет мне право пользоваться имуществом организации в целях достижения цели (выпуска проектной документации), в то же время обязывает бережно к нему относиться.
Обязывание - предписание совершить какие-то действия.
   Пример:   ТД обязывает меня выполнять работу добросовестно и в срок, а организация обязуется выплачивать заработную плату после подписания сторонами договора, акта приема выполненных работ с учетом авансирования.
Запрет - возложение обязанности воздерживаться от определенных действий.
К дополнительным способам правового воздействия можно отнести:
   применение  мер принуждения;
   предупредительное (превентивное) воздействие норм;
   Пример: согласно ТД работодатель имеет право привлечь работника к дисциплинарной и материальной ответственности. В случае выпуска проекта позже срока, указанного в договоре между организацией и заказчиком, могут быть наложены штрафные санкции, это потеря в заработке для работника, если будет выявлена его вина. Срок выдачи проекта зависит от срока сдачи мной технологической части, поскольку на основании технологического задания выполняются другие части разделов для комплектации всей проектной документации объекта. Норма предупредительная.
К дополнительным способам правового регулирования  можно отнести:
         Стимулирующее воздействие норм права.
   Пример: в ТД прописан пункт о том,  что работнику может быть выплачена премия, доплата, или надбавка (стимулирующая выплата).
    В зависимости от соотношения в  способах правового регулирования  запретов и дозволений при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями принято выделять два типа правового регулирования.
     С точки зрения субстанции права перед  нами две пары крепко сцепленных дозволений и запретов, одна из которых возглавляется  общим дозволением, из которого путём запрещения делается исключение, а другая -  общим запретом какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается.
     Первая  из этих  пар – это тип общедозволительного регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и чётко сформулированные запреты. Как правило, объём этих дозволений невелик, а объём дозволений не определён: все, что не запрещено. Примеры: общее право всех субъектов иметь в собственности имущество и свободно распоряжаться им, за исключением случаев указанных в законе; субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков); право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако такой тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.16 Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.
     Вторая  пара – иной тип, который имеет  характер разрешительного регулирования. Простейший пример – общий запрет, скажем, в обладании и свободном  распоряжении  оружием, наркотическими средствами, когда их обладание и  использование допускается в виде  исключения в разрешительном порядке. Участник правовых отношений данного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объём правомочий: всё, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.
    Безусловно, нет отраслей права, построенных  лишь на одном типе правового регулирования, в гражданское право «вкраплены» элементы азрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.  17
     Публичное право – это часть национальной системы права, нормы которой  регламентируют сферы общественных отношений, которые предназначены защищать интересы государства и общества.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.