На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы банкротства в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ВВЕДЕНИЕ
    В условиях современной финансовой политики процедуры несостоятельности (банкротства) принадлежат к числу важнейших средств антикризисного управления развитием экономической ситуации как на уровне Российской Федерации и ее субъектов, так и на уровне муниципальных образований.
    Актуальность  темы заключается в том, что и  по сегодняшний день проблема банкротства особенно остро стоит в сфере агропромышленного комплекса страны, поскольку аграрный сектор наиболее подвержен негативным последствиям различного рода факторов нестабильности. Общеэкономический кризис в стране, неэквивалентный межотраслевой обмен, спад спроса, сокращение государственного финансирования агарного сектора, низкая инвестиционная активность и другие, крайне неблагоприятные макроэкономические условия мешают значительной части сельскохозяйственных предприятий адаптироваться к новым условиям хозяйствования. В результате многие сельхозпредприятия оказываются хронически неплатежеспособными и утратившими перспективу своего дальнейшего развития.
    Целью работы является исследование проблем  банкротства в России.
    Объектом работы является банкротство. Субъектом исследования является банкротство России.
    В написании своей курсовой работы я использовала общенаучные методы исследования: исторический, логический, диалектический, дедуктивный и индуктивный.
    В первой главе рассмотрены общетеоретические  вопросы банкротства. Определяются основные понятия, делается обзор литературы.
    В главе второй, обширно раскрыты причины и процедуры банкротства.
    Третья  глава троится на фактическом  материале по России и Пензенской области. 
 

 


    1. ПОНЯТИЕ БАНКРОТСТВА
    1.1. Обзор литературы
    Сидорова  пишет: «Интеграция России в мировую рыночную экономику становится одной из косвенных причин возникновения экономических кризисов, в т.ч. связанных с мировыми кризисами. Поэтому значительно повышается роль четко урегулированного и реально действующего законодательства о банкротстве, которое должно соответствовать новейшим мировым тенденциям, существующим в данной области.
    Правовой  институт современного российского  законодательства о несостоятельности (банкротстве) - это очень сложный и чрезвычайно важный механизм регулирования материальных отношений рыночной экономики, один из самых динамично развивающихся правовых институтов. За десятилетний период 1992 - 2002 гг. в России были приняты три специальных закона общего значения с последующими многочисленными изменениями, посредством которых регулировались рассматриваемые отношения. Но и после внесения очередных изменений в Закон 2002 г. ситуация в сфере общих основополагающих понятий банкротства не улучшилась - эти вопросы по-прежнему нуждаются в дальнейшем научно-практическом исследовании, осмыслении и правовой корректировке.» [16;18]
    Анисинкова  в  своей статье пишет: «Банкротство является результатом предшествующих финансовых затруднений, которые переходят в устойчивую неплатежеспособность предприятия. Принято разделять факторы, приводящие к банкротству, на внешние и внутренние. К первой группе относятся рыночные и макроэкономические условия, включая доходы населения и объем спроса на предлагаемые товары, степень конкуренции, уровень развития техники и технологии, циклические колебания экономики, меры государственного регулирования - систему налогообложения, инвестиционную политику и т.д. К внутренним факторам можно отнести недоработки маркетинга, неэффективную систему управления, плохо отлаженную систему расчетов с дебиторами и кредиторами, непродуманную политику в отношении персонала и др.» [1;11]
    Малышева  А. С. считает: «Одной из основных банковских проблем является просроченная задолженность юридических лиц и ее производные: необходимость создания значительных резервов на возможные потери по ссудам, нарушение банковских нормативов, убыток в деятельности банков.
    А основа любой экономики - это предприятия (неважно, крупные или мелкие, реального сектора или торговой отрасли). Таким образом, предприятие становится ключевым элементом в решении вопроса проблемных банковских активов и оздоровлении всей экономики в целом.
    С одной стороны, просрочки по кредитам возникают у предприятий чаще всего не из-за изначального преднамеренного  мошенничества, а из-за проблем в  бизнесе или неоплаты дебиторской  задолженности их контрагентами. С  другой стороны, пресловутая проблема потери рабочих мест сотрудниками - физическими лицами, задержек заработной платы и просрочек по розничным банковским кредитам также неразрывно связана с финансовым состоянием предприятий.» [13;73]
    Бобрышев пишет: «Современная экономическая действительность в Российской Федерации характеризуется развитием рыночного механизма, что требует от руководства хозяйствующих субъектов принятия эффективных и обоснованных управленческих, инвестиционных и финансовых решений на основе получения информации о финансовом состоянии организации. Устойчивость фирмы на рынке зависит от качества и своевременности такой информации, что позволяет не только находить пути решения финансовых проблем, но и предвидеть кризисные явления. Это особенно важно на фоне мирового экономического кризиса и продолжающихся стагнационных процессов в отдельных отраслях народного хозяйства страны, когда анализ финансового состояния организаций становится объективной необходимостью. При этом большое внимание уделяется совершенствованию механизма прогнозирования несостоятельности организации с целью предотвращения банкротства.
    Практикой финансового анализа выработано достаточно большое количество методик прогнозирования несостоятельности организации. Однако, как показывает практика, не все они способны решить многокритериальные задачи по диагностике финансового положения и оценке кредитоспособности. При этом зарубежные модели не всегда можно адаптировать к практике отечественной системы бухгалтерского учета, что приводит к субъективности прогнозного решения.
    Наиболее  известными многофакторными моделями прогнозирования несостоятельности организации являются: модель Альтмана; модель Таффлера; модель Лиса; модель Честера; пятифакторная модель Сайфулина и Кадыкова; четырехфакторная модель Иркутской ГЭА. [6;17]
    Чайковская  в статье «Фиктивное и преднамеренное банкротство и его учетно-правовые аспекты» пишет: « В условиях несостоятельности (банкротства) бухгалтерский учет ведется организацией в соответствии с действующими нормативными документами, регламентирующими его ведение и составление бухгалтерской отчетности.
    Как показывает арбитражная практика последних  лет, сокрытие имущества часто сопровождается невключением в бухгалтерский баланс части приобретаемого имущества либо умышленным исключением имущества из общей конкурсной массы, несмотря на его фактическое наличие. Часто сокрытие имущества осуществляется путем его необоснованного снятия с учета или списания, передачи на хранение другим лицам и т.д. Известны и другие способы скрытия имущества, но суть всех таких способов сводится к уменьшению конкурсной массы, что влечет за собой нанесение ущерба кредиторам.
    Случаи  сокрытия имущества стали широко распространены при фиктивном и преднамеренном банкротстве. Следует отметить, что в последнее время участились случаи объявления организациями себя банкротами. Как правило, в подобных случаях происходит передача имущества во владение другим лицам путем заключения различного рода сделок, установленных Гражданским кодексом РФ (договоров аренды, залога, проката, передачи для ремонта и т.д.). Имущество передается в иное владение различным коммерческим структурам на основании договоров о совместной деятельности, путем взносов имущества в уставные капиталы вновь создаваемых организаций и других сделок, совершаемых с одной целью - прикрыть фактическую аренду этого имущества.»[19;3]
    Таким образом Васильев В. считает что: «Правовыми нормативными актами, регулирующими трудовые отношения в ходе процедуры несостоятельности, являются Трудовой кодекс РФ, названный Закон, Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (ред. от 19.07.2009), действовавший до 01.07.2009 Федеральный закон от 24.06.1999 N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", акты органов исполнительной власти.
    Деятельность  хозяйствующих субъектов является многоплановой, включает в себя комплекс отношений, регулируемых не только нормами гражданского, но и трудового права. Процедуры банкротства затрагивают интересы не только кредиторов, но и трудовые коллективы, отдельных работников. Их обеспечение требует анализа возникающих проблем с учетом международного законодательства, положительного российского опыта, судебной практики. В юридической литературе обоснованно отмечается, что в дореволюционном законодательстве Российской империи существовали нормы, которые по уровню правовой регламентации опережали многие современные аналоги и сегодня могут быть учтены законодателем.»[8;12]
    Шипулин считает что особенности ведения учета и процедуры аналитической работы при угрозе банкротства становятся все более актуальными и злободневными проблемами многих организаций, в том числе и финансового сектора экономики.
    Мировой финансовый кризис усилил актуальность задачи кредитных организаций сохранить свой бизнес и не допустить наступления несостоятельности (банкротства). Если кредитная организация понимает, что сама справиться с нависшей угрозой не в силах, то она может обратиться в Банк России с просьбой воспользоваться мерами для предотвращения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. Данные меры применяются в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
    Кредитной организации во время проведения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) очень важно, помимо того чтобы не допустить банкротство и остаться на рынке банковских товаров и услуг, выполнить следующие задачи:
    - не допустить оттока своих  основных клиентов и партнеров.
    - оптимизировать структуру своих  затрат и прибыли.
    - провести реструктуризацию задолженности  перед кредитной организацией и обязательств кредитной организации.
    - сохранить и увеличить собственность  акционеров.
    - многие другие задачи, которые  поспособствуют кредитной организации  в необходимости предотвращения  возникшей угрозы наступления  банкротства и продолжения успешной  работы на рынке банковских  товаров и услуг.[20;25]
    На  сегодняшний день основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы, связанные с банкротством хозяйствующих субъектов, в том числе индивидуальных предпринимателей, является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон). Отдельные положения, касающиеся банкротства ИП, содержатся в Гражданском кодексе (далее - ГК РФ), однако Закон все же имеет перед ним преимущество, поскольку напрямую посвящен вопросам банкротства.
    Согласно  ст. 2 Закона несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом  неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. К примеру, расплатиться по гражданско-правовым договорам или исполнить обязанность  по уплате обязательных платежей (налоги, взносы и т.д.). Исходя из данного определения, Закон устанавливает понятие банкротства именно для ИП, которое несколько отличается от того, что предусмотрено ГК РФ.
    Гулидов в своей статье выделяет следующие  признаки банкротства:
    1. Юридическое лицо считается не  способным погасить требования  кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 2 ст. 3 Закона). Исходя из этого и руководствуясь ст. 23 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что предприниматель считается не способным погасить требования кредиторов, исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
    2. Согласно п. 2 ст. 6 Закона производство  по делу о банкротстве может  быть возбуждено арбитражным  судом при условии, что требования  к должнику - юридическому лицу  в совокупности составляют не  менее 100 тыс. руб. Поскольку специально для предпринимателей Закон требования не устанавливает, опираясь на уже упомянутую ст. 23 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что дело о банкротстве может быть открыто в отношении ИП, когда требования к предпринимателю как к должнику в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб.
    Поскольку к предпринимателям применяются  правила, предусмотренные для юридических  лиц, а не для простых граждан, превышение суммы обязательств ИП над стоимостью его имущества не является признаком банкротства индивидуального предпринимателя.[11;60]
    Байдык  пишет: «В 2009 г. был изменен правовой режим обязательств, возникших до возбуждения дела о банкротстве, а также понятие "текущие платежи". К текущим платежам отнесены только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре. Выручка от продажи залога не может направляться на погашение текущих платежей и расчеты с иными кредиторами до погашения требований залогодержателя, что улучшило положение кредиторов. Согласно введенной ст. 18.1 Закона N 127-ФЗ кредиторам, требования которых обеспечены залогом имущества, предоставлено право на обращение взыскания на заложенное имущество в процедурах финансового оздоровления и внешнего управления, если должник не докажет, что обращение взыскания сделает невозможным восстановление его платежеспособности. В то же время кредитор, являющийся залогодержателем имущества должника, вправе отказаться в ходе указанных процедур от реализации заложенного имущества в обмен на получение права голоса на собрании кредиторов до завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве. Таким образом, данному виду кредиторов предоставлена возможность выбора действий в ходе процедур, проводимых по делу о банкротстве.
    Значительные  изменения Закона N 127-ФЗ в 2009 г. коснулись также статуса арбитражных управляющих (например, у заявителя появилась возможность указывать на кандидатуру желаемого управляющего), что является достаточно важным, так как оспаривать подозрительные сделки по новому Закону имеет право лишь арбитражный управляющий. Однако если арбитражный управляющий является ставленником банкротящейся компании, то он, скорее всего, не заметит подозрительные договоры.»[3;12]
    Арутюнян  считает, что: «В ходе признания лица банкротом и осуществления конкурсного производства довольно часто кредиторы остаются "ни с чем", поскольку имущества банкрота явно недостаточно для удовлетворения законных требований всех кредиторов. Но всегда ли банкротство - следствие непродуманной политики должника? Зачастую банкротство - это цель, достижение которой позволяет должнику избежать возврата "неподъемных" для него долгов.
    Сфера кредитования затрагивает отношения, которые складываются между участниками  кредитных соглашений и связаны  с предоставлением и получением денежных средств, предназначенных для удовлетворения потребностей заемщиков. Преступления, совершаемые в данной сфере, являются составной частью экономических преступлений и выделяются среди них вследствие повышенной опасности, так как сфера кредитования является ключевым звеном российской экономики и обеспечивает эффективное функционирование экономической деятельности в целом.
    Банкротство (несостоятельность) юридического лица представляет собой полную (абсолютную) неспособность юридического лица в  полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены юридическим лицом в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, а также при условии, что требования к должнику (юридическому лицу) в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. (для рассмотрения дела о банкротстве в арбитражном суде).»[2;45] 

    1.2. Понятие, признаки и сущность банкротства
    Явление финансовой несостоятельности предприятий  присутствует в экономике любой страны с рыночной ориентацией отношений. Сегодня банкротство в нашей стране вновь актуально. Чтобы выработать иммунитет у российских предприятий к кризисам в сложившихся условиях, необходимо прежде всего разобраться в сущности такого явления, как банкротство.
    Поскольку различное толкование терминов ведет  к неконкретному применению норм законодательства, необходимо дать точные определения основным институтам банкротства, которые используются в судебной практике. Это очень важно еще и потому, что в правовой системе определения не просто толкуют понятия, но являются ключом к пониманию соответствующей нормы права, т.е. включаются в гипотезу правовой нормы. [14;6]
    Банкротство является одним из важнейших институтов любой рыночной экономики. Его механизм определяется законом о банкротстве. В течение четырех лет своего действия российский закон о банкротстве 1998 был одним из наиболее широко обсуждаемых экономических документов в стране. [12;118]
    В соответствии с Законом о банкротстве, несостоятельность (банкротство) –  неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. [5;53]
    Признаками  банкротства являются:
    Гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
    Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или)обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
    Положения, предусмотренные  пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. [18;6]
 
    1.3. Основные виды банкротства
    1. Реальное банкротство.
    Оно характеризует полную неспособность  предприятия восстановить в предстоящем  периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.
    2. Техническое банкротство.
    Используемый  термин характеризует состояние  неплатежеспособности предприятия, вызванное  существенной просрочкой его дебиторской  задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству.
    3. Умышленное банкротство.
    Оно характеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц;
    заведомо  некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства  преследуются в уголовном порядке.
    4. Фиктивное банкротство.
    Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке. [4;104]
     При определенной ситуации влияние негативных фaктoров на деятельность хозяйствующего субъекта усиливается и преобладает над воздействием позитивных. В результате он становится банкротом. В зависимости от того, какие факторы (внешние или внутpeнние) стали коренной причиной несостоятельности предприятий, в экономике различают следующие типы банкротства:
     · специфическое банкротство предприятия, функционирующего в сбалансированной экономике, возникшее по субъективным причинам, когда оно не могло выполнить взятые на себя обязательства;
    · массовое банкротство предприятий, функционирующих в условиях кризисного состояния экономики, когда они не годятся для решения экономических задач в перспективе.[18;118]
 


2. ПРИЧИНЫ И ПРОЦЕДУРА  БАНКРОТСТВА
2.1. Причины банкротства отечественных предприятий
    С момента возникновения экономического кризиса на макроуровне в России наблюдается заметная дифференциация состояний предприятий. Одни мгновенно оказались на грани банкротства, другие длительное время почти безрезультатно сопротивляются негативным обстоятельствам, третьи используют сложное положение во блaгo себе, четвертые, очень немногие, сумели выпрямиться под гнетом кризиса. Несостоятельность хозяйствующих субъектов различается в зависимости от того, как они переживают финансовые трудности своего положения. Так, многие российские предприятия длительное время пребывают в состоянии скрытого банкротства, т.е. у них налицо все признаки несостоятельности, но официально банкротами они не признаны. Не имея этого статуса, но, по сути, являясь таковыми, они все же не прекращают свою деятельность. Большинство несостоятельных предприятий занимает выжидательную позицию (выжидательное банкротство), надеясь на помощь из вне: на возврат к прошлому. А есть и такие, кто, потеряв всякую надежду, подчинились обстоятельствам и медленно гибнут, «проедая» свое имущество (обреченное банкротство). При этом следует заметить, критическое положение наблюдается у отечественных предприятий, находящихся в двух полярных состояниях:
          1) Неблагополучное  состояние - к таковым относятся государственные или бывшие государственные предприятия.
    Характерные черты: тенденция спада производства и оборота; снижение уровня жизни работающих, неплатежеспособность.
          Причина банкротства: неспособность бывшей командной системы перестроиться на рыночные условия.
          2) Процветающее состояние  - это касается молодых предприятий, функционирующих в течение трех – пяти лет.
          Характерные черты: тенденция резкого увеличения оборота (в 2-6 раз в год), высокий уровень жизни работающих.
    Признаки  критического роста: рост накладных и управленческих расходов, снижение рентабельности; использование кредитов на погашение ранее взятых займов; не способность руководства объективно оценивать состояние предприятия; утрата чувства управляемости.
    Причина банкротства: неадекватность системы управления предприятием и других внутренних механизмов, сформированных в период функционирования малой формы организации предприятия, достигнутым масштабам деятельности.
    Причины несостоятельности предприятий в силу массовости явления общие, типичные, независимо от форм их собственности, организационно правовых форм и прочих особенностей. Быстро получив экономическую свободу, предприятия стали испытывать большие трудности, чем в условиях директивной экономики. Начались процессы размежевания, дублирования функций, разобщения внутри предприятий. Среди причин их несостоятельности выделим главные.
    Причины, обусловленные отрицательным воздействием внешних факторов:
    1) Экономические факторы:
    · кризисное состояние экономики  страны в целом, повсеместный спад и  убыточность производства, с одной стороны, и ослабление функций государственного регулирования экономикой - с другой;
    · акцент государственной политики на фискальной функции «брать» при  слабом внимании к поощрительно-распределительной «давать», повлекший за собой неэффективность налоговой политики государства, при которой непосильное налоговое бремя стало выступать анти стимулом развития деятельности предприятий, особенно производственной сферы;
    · несовершенство и нестабильность финансово-кредитной политики, проявляющееся в росте процентных ставок и недоступности кредитов для большинства предприятий;
    · ошибки, допущенные в экономическом  регулировании, например нарушения законов денежного обращения, приведшие к дефолту (августовский кризис 1998 г.), девальвации и усугубившие инфляцию.
      2) Социальные факторы:
    · политическая нестабильность в обществе, терроризм, непредвиденные чрезвычайные ситуации, высокая преступность;
    · недостаток квалифицированных специалистов, проблемы с кадрами из-за отсутствия   качественной целевой переподготовки;
    · снижение рождаемости и повышение  уровня смертности;
    ·бедность населения, обусловившая его низкую покупательную способность, что привело к снижению платежеспособного спроса покупателей.
    3) Информационные факторы:
      · отсутствие опыта антикризисного менеджмента; практика зарубежных стран в этой области применима в России только лишь на 30%, а остальные знания необходимо добывать методом проб и ошибок;
    · отсутствие качественной информации о  рыночной конъюнктуре;
    · неэффективность антикризисного регулирования  из-за несовершенства действующей системы Учета и отчетности, поэтому оно осуществляется «вслепую»;
    4) Рыночные факторы:
    · отсутствие адекватной рыночным условиям системы регулирования различных видов хозяйственной деятельности;
    · неразвитость инфраструктуры бизнеса, которая должна была бы стимулировать развитие отечественного производства, создавать благоприятный климат для притока инвестиций и совершенную конкуренцию среди товаропроизводителей, особенно в производстве;
    · низкий уровень конкурентоспособности  отечественной продукции и ее невостребованность на рынке, с одной стороны, и непосильная конкуренция с зарубежными производителями в условиях мощной интервенции импортных товаров - с другой;
    · функционирование на рынке предприятий-монополистов, влияющих на рост цен на все виды ресурсов, включая тарифы на энергоносители, транспортные перевозки, содержание социальных объектов;
      · инфляция и гипертрофия рыночных отношений,
    · процветание теневой экономики;
    · низкий уровень культуры участников отечественного рынка, вызывающий несоблюдение юридических  и этических норм поведения в бизнесе;
    · не вовлечение в рыночный оборот земли (по этой причине, предприятия, даже частные, не стали единым имущественным комплексом, так как не являются собственниками земли, на которой находятся).
      5) Организационные факторы:
      · разрыв экономических связей со странами ближнего зарубежья и соответственно между предприятиями;
      · изменение условий экспорта и импорта товаров.
    6) Правовые факторы:
      · несовершенство и противоречивость  законодательной базы в области  хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности из-за отсутствия собственного опыта. В этой области в существующих условиях (для масштаба России необходимо иметь примерно10 тыс. наименований законов об управлении социально-экономическими процессами, а фактически принято около тысячи, но и они не работают полноценно);
    · отсутствие законопослушания граждан.
     7) Научно-технические  факторы:
    · снижение научно-технического потенциала предприятий из-за отсутствия средств на обеспечение её функционирования;
    · недоступность источников информации о научно-технических достижениях.
    Причины, обусловленные отрицательным  воздействием внутренних факторов
    1) Материально-технические  факторы:
    · слабое материально-техническое обеспечение  с высоким уровнем морального и физического износа основных фондов, доставшихся в наследство от социалистического хозяйства, отсутствие средств на их обновление, технологическая отсталость;
    · дефицит оборотных средств и  низкая их оборачиваемость, обусловленные влиянием гиперинфляции;
      · снижение эффективности использования материально-технических ресурсов и производственной мощности основных фондов.
     2) Организационные  факторы:
    · неэффективность и нерациональность организации производственного  процесса, вызывающая необоснованно  высокие ею издержки; отсутствие финансовой прозрачности затрат, и как следствие невозможность ими управлять и неоправданно высокая себестоимость продукции (это связано также с неприменением измерителей и счетчиков, фиксирующих величину расхода ресурсов); несоизмеримый с результатами труда размер условно-постоянных расходов(их доля в общих затратах предприятий западных стран составляет 20%, а в России -до 50%);
    · применение консервативных методов  управления, отсутствие системного подхода  к управлению деятельностью предприятия, а следовательно, неясность стратегической перспективы ее развития и неумение предусмотреть неплатежеспособность в будущем (несостоятельность предприятия в этом случае рассматривается как следствие не только сопутствующих событий - снижения конкурентоспособности и платежеспособности, но и неграмотного управления, Т.е. предприятие может пребывать в состоянии «ятрогения», а также низкое качество управленческих решений;
    · заключение сделок сомнительной целесообразности (по причине личной заинтересованности в них руководства), которые приводят к утрате собственного капитала в обороте;
    · сбои в поставках материальных ресурсов по причине ненадежности клиентуры предприятия, выражающейся в нарушении ими платежной дисциплины.
    З) Социально-экономические  факторы:
    · лоскутная реструктуризация - дробление  предприятий в ходе борьбы за передел  собственности в руководящем звене в личных интересах без учета последствий для эффективности функционирования предприятий;
    · манипулирование активами предприятия  в результате искажения их текущей стоимости под воздействием инфляции и переоценок;
    · слабый маркетинг (доля затрат на маркетинг  в условно-постоянных затратах на предприятиях западных стран составляет 22%, а в России - 2%; следствием является снижение объема продаж по причине плохого изучения спроса, отсутствия рекламы, сбытовой сети и т.п.);
    · невосприимчивость деятельности предприятий к инновациям; противодействие отдельных должностных лиц инновационным мерам финансового оздоровления (например, реструризации); стремление использовать временные преимущества предприятия, предоставленные конкретной ситуацией, в ущерб остальным партнерам, что приводит к осложнению деловых отношений и процветанию нездоровой конкуренции;
    · неумение управлять инвестиционными  ресурсами;
    ·привлечение  заемных средств в оборот предприятия  на невыгодных условиях, то есть попадание в «кредитную ловушку» (в данном случае сумма заемных средств равна или меньше суммы, подлежащей возврату, следовательно, заемные средства не используются для развития предприятия);
    · упущенное время.
    Нетрудно  заметить, что коренные причины усиления влияния каждого негативного фактора кроются в активизации соответствующих отрицательных внешних факторов. Исключение составляет управление деятельностью предприятия. Вопреки тому, по мнению американских ученых, банкротство предприятий обусловлено отрицательным воздействием внешних факторов всего на 1/3,а внутренних на 2/3.
    Таким образом, в российской экономике  при наличии самодостаточного ресурсного обеспечения и высокого уровня творческого потенциала людей налицо парад отрицательных факторов, повлекших за собой массовое банкротство предприятий. Это свидетельствует в первую очередь о низком профессионализме управления, осуществляемого на всех уровнях. В таких условиях сущность антикризисного менеджмента предприятия состоит в умении адаптировать его к отрицательному влиянию внешних факторов. [14;116] 

    2.2. Процедура банкротства
    Если  арбитражным судом признано, что  предприятие является банкротом, то согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» применяются следующие процедуры банкротства:
    наблюдение;
    финансовое оздоровление;
    внешнее управление;
    конкурсное производство;
    мировое соглашение.
    Наблюдение  – обязательная процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
    Наблюдение  вводится с принятием арбитражным  судом заявления о признании должника банкротом. С этого момента деятельность предприятия ограничивается, и решения могут приниматься исключительно с согласия временного управляющего. Временный управляющий – лицо, назначенное арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения, как правило, из числа кандидатов, предложенных кредиторами.
    Деятельность  временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям:
    контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности имущества неплатежеспособного предприятия);
    изучения финансового состояния должника сцелью определения возможности и целесообразности оздоровления или ликвидации должника, а также сбор информации о кредиторах.
    По  окончанию наблюдения временный  управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности.
    Немаловажная  роль в осуществлении прцедур  банкротства отводится законом о банкротстве собранию кредиторов, образуемому в целях защиты интересов всех кредиторов.
    Особенности первого собрания таковы:
    определение даты проведения (не позднее десяти дней до даты окончания наблюдения);
    предоставление протокола проведения в арбитражный суд;
    принятие решения об обращении с ходотайством в арбитражный суд о введении финансового оздоровления, внешнего управления или об открытии конкурсного производства (т.е. решение первого собрания кредиторов является основанием для принятия арбитражным судом решения о дальнейшей участи предприятия-должника);
    определение количественного состава комитета кредиторов, избрание его членов;
    решение иных вопросов, предусмотренных законом о банкротстве.
    С момента признания арбитражным  судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, или введения финансового оздоровления или внешнего управления, или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.[4;58]
    Финансовое  оздоровление – это новая процедура, появившаяся с введением Закона о банкротстве 2002года. Цель финансового оздоровления - восстановление платежеспособности должника и погашение его задолженности в соответствии с утвержденным графиком. Это позволяет отнести данную процедуру к числу реабилитационных, способствующих сохранению должника.[4;68]
    Финансовое  оздоровление вводится арбитражным  судом на срок не более двух лет.
          Для проведения процедуры  финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.
    Можно выделить две формы финансового  оздоровления:
    1. Отменяются ранее принятые меры  по обеспечению требований кредиторов, в том числе введенные по инициативе временного управляющего в ходе наблюдения.
    2. Не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.
    Во  время процедуры финансового  оздоровления органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными Законом о банкротстве. При этом собрание кредиторов, административный – управляющий или предоставившие обеспечение лица в случае ненадлежащего исполнения руководителем должника плана финансового оздоровления или совершения действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и предоставивших обеспечение лиц, могут обратиться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности.
    По  итогам финансового оздоровления арбитражный  суд может принять один из судебных актов:
    1) определение о прекращении производства  по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует, и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
    2) определение о введении внешнего  управления в случае наличия  возможности восстановить платежеспособность должника;
    3) решение о признании должника  банкротом и об открытии конкурсного  производства в случае отсутствия  оснований для введения внешнего  управления и при наличии признаков банкротства. [15; 551]
    Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к предприятию должнику в судебном порядке в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению данным предприятием внешнему управляющему. [14;74]
    Платежеспособность  будет считаться восстановленной  при отсутствии у должника денежных обязательств и обязательных платежей, неисполненных более чем за три  месяца с даты, когда они должны были быть исполнены. Иначе говоря, задача внешнего управляющего состоит в том, чтобы изыскать возможности для расчета или реструктуризации тех обязательств, исполнение по которым просрочено более чем натри месяца.
    Внешнее управление вводится на срок не более  чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть  месяцев.
    С момента введения внешнего управления начинает действовать мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, сроки которых наступили до введения данной процедуры
    С введением внешнего управления руководитель должника отстраняется от должности  и может быть уволен в порядке, установленном ст. ,278 ТК РФ. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, назначаемого арбитражным судом. Необходимо отметить, что не только руководитель теряет свои полномочия, но и учредители (участники, члены, акционеры) не вправе воспользоваться своими полномочиями по управлению делами должника на весь срок внешнего управления. Внешний управляющий обязан принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию, а также выполнять функции по управлению делами должника, включая ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности.
    Внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров должника полностью или частично, если их реализация препятствует восстановлению платежеспособности должника или если их исполнение повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.
    Свою  деятельность по восстановлению платежеспособности должника внешний управляющий должен осуществлять на основании плана  внешнего управления, который разрабатывается  внешним управляющим в течение  первого месяца с момента своего назначения. Этот план подлежит утверждению собранием кредиторов, и в дальнейшем он определяет все наиболее существенные шаги внешнего управляющего, лимиты его расходов, правомочия на совершение сделок от имени должника. В нем должны быть предусмотрены конкретные меры по восстановлению платежеспособности и указан необходимый для этого срок.
    Законом о банкротстве определены и довольно подробно регламентированы основные меры по восстановлению платежеспособности должника. Это такие меры, как перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требования должника, исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами), продажа предприятия должника.
    Перечень  мер по восстановлению платежеспособности должника не является закрытым, т.е. допускается применение и иных способов.
    Наиболее  простым способом, который чаще всего  используется самостоятельно или в совокупности с выше изложенными способами, является продажа части имущества должника.
    К установленному сроку окончания  внешнего управления собрание кредиторов принимает одно из следующих решений:
    о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходом к расчетам с кредиторами;
    об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
      о заключении мирового соглашения. [15; 554]
    Конкурсное  производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
    Конкурсное  производство - единственная процедура  банкротства, конечным результатом которой должна быть ликвидация предприятия-должника. Основанием для выполнения этой процедуры служит решение арбитражного суда о признании должника банкротом.
    Конкурсное  производство, по существу, представляет собой процедуру ликвидации несостоятельной организации путем консолидации имущества должника (конкурсной массы) и последующего распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи.
      Цели конкурсного производства:
    соразмерное удовлетворение требований кредиторов;
    объявление должника свободным от долгов;
    предотвращение неправомерных действий сторон в отношении друг друга.
    Для управления делами признанного банкротом  должника, в том числе распоряжения его имуществом, а также проведения иных мероприятий конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. При этом руководитель должника отстраняется от выполнения своих функций, если ранее ,такого отстранения произведено не было, и учредители (участники, акционеры, члены, собственник имущества унитарного предприятия-должника) должника теряют почти все свои полномочия, за исключением возможности решения отдельных вопросов (о заключении крупных сделок и др.).
    Конкурсный  управляющий производит расчеты  с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства, далее требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности.
    При завершении всех расчетов должника с  кредиторами конкурсный управляющий  представляет в арбитражный суд  отчет о своей деятельности, включающий подробную информацию о формировании конкурсной массы, требованиях кредиторов, проведенных в ходе конкурсного  производства мероприятий. После рассмотрения указанных документов арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.
    В течение пяти дней после этого  конкурсный управляющий представляет указанное определение суда в  орган, зарегистрировавший данное юридическое  лицо.
    На  основании представленных документов в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации должника. С этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник - ликвидированным.
    Определение арбитражного суда о завершении конкурсного  производства является основанием для  внесения в единый государственный  реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента внесения записи в реестр о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник – ликвидированным. [15;560]
    Мировое соглашение - процедура банкротства - применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения о банкротстве между должником и кредиторами.
    Главная задача данной процедуры - погасить конфликт между должником и кредиторами, возникший вследствие неисполнения первым своих; обязательств. Решение этой задачи возможно, только если обе стороны готовы пойти на уступки друг другу.
    По  своей форме мировое соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой  письменной форме, подлежащий утверждению арбитражным судом.
    Со  стороны должника решение о заключении мирового соглашения могут принимать  руководитель (исполняющий обязанности  руководителя), внешний управляющий  или конкурсный управляющий. Однако ни временный, ни административный управляющий таким правом не наделены. Более того, положения мирового соглашения даже не согласовываются с ними.
    Для утверждения мирового соглашения необходимо, чтобы задолженность по требованиям  кредиторов первой и второй очереди  была уже погашена.
    В мировом соглашении должны содержаться  положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.
    Утверждение мирового соглашения арбитражным судом  влечет прекращение производства по делу о банкротстве должника и отменяет все ограничения, накладываемые на удовлетворение требований кредиторов, за исключением тех, которые кредиторы приняли на себя сами, подписав мировое соглашение. С этого же момента прекращаются полномочия арбитражного управляющего, который, впрочем, исполняет обязанности  руководителя должника до момента назначения (избрания) руководителя уполномоченным органом должника.[15;564]
    Несмотря  на то, что законодательство РФ о  банкротстве характеризуется наличием развитой системы реабилитационных процедур, их низкая эффективность с точки зрения санации бизнеса должника свидетельствует о необходимости формирования системного подхода к регулированию несостоятельности. В этой связи целесообразно рассмотреть содержание, специфические цели и особенности формирования данного института в развитой рыночной экономике.[17; 65] 

    3. БАНКРОТСТВО В  РОССИИ
    3.1. Банкротство предприятий  в России
    Сама  проблема банкротства и эффективности  института банкротства привлекает внимание экономистов еще с 2000 г., когда, по оценкам экспертов, произошло резкое увеличение количества инициированных дел в арбитражных судах о несостоятельности предприятий. Однако в дальнейшем рост подобных делопроизводств в судах приостановился. Одна из причин этого заключается в том, что "не создана инфраструктура реализации механизма банкротства, модель удаления из экономики неэффективных субъектов хозяйствования, предложенная Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (от 26.10.2002 N 127-ФЗ), не обеспечена рядом организационных, методических и кадровых составляющих". Более того, Закон содержит лишь косвенные нормы, указывающие на возможность применения в институте несостоятельности (банкротства) механизма фиктивного и преднамеренного банкротства. Член Комитета Государственной Думы РФ по собственности И. Грачев в одном из своих интервью отметил, что "любой закон о банкротстве на Западе рассчитан в среднем на банкротство одного процента предприятий в год, а у нас потенциальных банкротов - в силу хотя бы структуры производства - около двух третей". В этой связи большое значение приобретает анализ неправомерных действий при банкротстве, к которым относятся: сокрытие сведений об имуществе, о его размере, местонахождении, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб. К числу неправомерных при банкротстве относятся действия по удовлетворению имущественных требований отдельных кредиторов организации-должника, знающей о своем банкротстве, заведомо в ущерб другим кредиторам, т.е. отсутствует соразмерное удовлетворение требований кредиторов из имеющегося у должника имущества, из которого образуется конкурсная масса. Совершение подобных действий при банкротстве означает, что по времени эти действия следуют после признания судом должника несостоятельным (банкротом) или добровольного объявления должника о своем банкротстве в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".[19;3]
    Закон о банкротстве, согласно распространенной точке зрения, он – «худший закон России». Однако с позиции современной экономической теории данный закон – один из лучших в мире. Его авторы пытались учесть следующие факторы: наличие огромного количества неплатежеспособных предприятий; необходимость защиты кредиторов как средство привлечения инвестиций; невозможность ликвидации социально значимых предприятий. Тем не менее результаты применения данного закона не слишком впечатляющи – по-прежнему отмечаются очень мало случаев реструктуризации потенциально прибыльных и ликвидации (или смены собственника) неэффективных предприятий. [12;118]
    Развитые  страны столкнулись с угрозой  системного банковского кризиса. В  целях недопущения массовых банкротств кредитных организаций государственные органы решились на поддержку текущей ликвидности банков, а также частичную смену целей денежно-кредитной политики. Финансовая стабильность оказалась выше целевых ориентиров, связанных с удержанием инфляции. Смена приоритетов, а также предоставление ликвидности финансовым институтам стали серьезной преградой для кризиса.
    В течение 2009 г. ставка рефинансирования в РФ снизилась с 13 до 8,75%. В 2010 г. ее снижение продолжилось: ставка рефинансирования на 29.03.2010 составляет 8,25%.
    В 2009 г. политика центральных банков была направлена на предупреждение дефляции и уменьшение системного риска в финансовом секторе. В большинстве стран продолжилось снижение процентных ставок. В октябре 2008 г. ФРС уменьшила ставку-ориентир по федеральным фондам с 2 до 1%, а в декабре установила ее в виде интервала от 0 до 0,25% (в начале 2008 г. ставка составляла 4,25%, в 2006 г. - 5,25%). В Великобритании в марте 2009 г. ставка была снижена до 0,5%. Снижение ставок продолжалось в течение всего 2009 г. в странах как с развитыми, так и с развивающимися рынками.
    Действия  центральных банков принесли результаты: краха банковских систем не произошло, но восстановления платежеспособности недостаточно для возобновления  функционирования банковской системы  в прежнем объеме. Высокие риски  в области кредитования снизили  чувствительность к изменениям процентных ставок. Отягощение балансов кредитных организаций проблемными активами формировало предпосылки массовых банкротств, требующих значительных вложений. Таким образом, для восстановления и наращивания объемов кредитования в интересах стимулирования экономического роста требовались меры по прямой государственной помощи и рекапитализации кредитных организаций.
    Таким образом, в условиях, когда проблемная задолженность продолжает увеличиваться, вопрос расширения кредитования для  частных кредитных организаций остается гипотетическим (частные инвесторы не готовы тратить деньги, не зная рентабельности вложений и масштабов проблем токсичных активов). Применительно к России следует отметить, что в 2009 г. из бюджета на антикризисные меры было потрачено 1,21 трлн руб., в том числе на поддержку банковского сектора - 280 млрд руб. Это значительные средства, но вопросы, связанные с выводом проблемных активов из финансовых организаций, они не решили.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.