На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Управленческому анализу в отраслях". Управленческий анализ организаций торговли и общественного питания

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


12. Управленческий анализ организаций торговли и общественного питания
      Особенности торговой деятельности и основные направления ее анализа
 
      Торговая  деятельность (4) — это посредническая деятельность по продвижению товаров от производителя к потребителю. Торговая деятельность может осуществляться в оптовой и розничной форме, ее сфера довольно обширна и достаточно специфична.
      Этой  отрасли присущи следующие основные особенности:
      1) в торговле не производятся  добавленная стоимость, готовый  продукт. Торговые фирмы работают с уже завершенными, готовыми к употреблению товарами и продвигают их от производителей к конечным потребителям без какой-либо существенной обработки. Соответственно основным результатом деятельности будет товарооборот общий (1), оптовый (2) или розничный (3), а не выручка от реализации продукции.
      2) основные и оборотные средства  функционируют в сфере обращения,  а не производства и имеют  структуру, отличную от промышленных  предприятий. Наиболее важную  роль для осуществления торговли  из состава основных фондов играют торговые площади и торговое оборудование (витрины, холодильные установки, ККМ). Состав и структура оборотных активов может существенно варьироваться в зависимости от формы осуществления торговой деятельности, а также от взаимоотношений с контрагентами. Однако наиболее важной составляющей являются товарные ресурсы;
      3) неразрывно связана с предыдущей  особенностью отличная от промышленных  предприятий структура источников  формирования средств. Для предприятий  торговли характерны низкая величина и доля (как в совокупных пассивах, так и в собственных средствах компании) уставного капитала; отсутствие или крайне низкая абсолютная и относительная величина долгосрочных привлеченных средств; краткосрочные коммерческие кредиты и кредиторская задолженность поставщикам как две основные статьи текущих пассивов;
      4) в торговых предприятиях (организациях) ассортимент и его широта может  существенно варьироваться по  видам, габаритам и ценам товаров.  Соответственно и оборачиваемость  у разных товаров может существенно отличаться, однако она будет выше, чем у оборотных активов в сфере производства.
      Основная  цель анализа деятельности торговой фирмы - поиск резервов повышения эффективности торговой деятельности.
      В общем виде методику анализа деятельности торговой фирмы можно представить следующим образом:
      1) оценка качества и достоверности  исходной информации;
      2) анализ розничного товарооборота:
      анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота по составу, видам, группам; анализ сезонности; анализ ритмичности продаж;
      анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов (в том числе запасов товаров):
      а) анализ поступления товаров; анализ выполнения договоров по поставке; анализ частоты завоза;
      б) анализ состояния товарных запасов;
      в) анализ эффективности товарных запасов  и товарооборачиваемости;
      г) оперативный и сравнительный  анализ товарных запасов;
      анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов:
      а) анализ движения рабочей силы, ее состава  и структуры (в том числе доля торгово-оперативных работников);
      б) взаимосвязь товарооборота, численности  и состава работников: факторный  анализ товарооборота на одного работника;
      в) анализ эффективности и качества труда;
      анализ состояния и развития и использования материально-технической базы (в том числе торговых площадей);
      анализ качества торгового обслуживания покупателей;
      оперативный анализ розничного товарооборота, товарных и трудовых ресурсов.
      3) анализ оптового товарооборота  торговой организации:
      анализ выполнения плана и динамки оптового товарооборота;
      анализ состава и структуры оптового товарооборота;
      анализ рациональности товародвижения;
      анализ влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота;
      оперативный анализ поставки товаров и оптового товарооборота.
      4) анализ расчетных отношений торгового  предприятия:
      анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
      анализ ускорения расчетов и повышения их эффективности;
      5) анализ издержек обращения в  торговле:
      анализ издержек обращения по общему объему;
      факторный анализ выполнения плана и динамики издержек обращения;
      •   анализ отдельных статей издержек обращения в торговле;
      сравнительный анализ издержек обращения в торговле;
      оперативный анализ издержек обращения торгового предприятия;
      6) анализ финансовых результатов в торговле:
      анализ валового дохода (в том числе факторный);
      анализ безубыточности;
      анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия;
      сравнительный анализ финансовых результатов в торговле;
      оперативный анализ финансовых результатов торгового предприятия;
      анализ налогообложения, распределения и использования доходов и прибыли в торговле;
      7) анализ финансового состояния  торгового предприятия;
      8) обобщение результатов анализа  и разработка комплекса мероприятий по их освоению.
      Для анализа торговой деятельности используют многочисленные и самые разнообразные источники информации: статистические данные о социально-экономических показателях региона деятельности; данные о структуре населения, его денежных доходах и покупательских способностях; данные о товарном обеспечении на рынке; данные бухгалтерского учета и отчетности (товарные отчеты, учетные регистры о движении и остатках товаров и т.д.); формы статистической отчетности (форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», форма № 1 — торговля «Обследование розничной продажи отдельных товаров в разрезе ассортиментных групп», форма № 1 — торг (сеть) «Сведения о наличии сети оптовой и розничной торговли», форма № 1 — алкоголь (опт) «Сведения о продаже алкогольной продукции для оптовых предприятий», форма № 1 — прод. (торг.) «Сведения о продаже и запасах основных потребительских товаров», форма № 1 — конъюнктура (опт) «Обследование конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле», форма № 1 — конъюнктура «Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле»). 

        Анализ выполнения плана, состава, структуры и динамики розничного товарооборота
 
      Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность предприятий торговли.
      Анализ  товарооборота позволяет оценивать  соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объемов реализации, ускорению товарооборачиваемости, ритмичности и равномерности продаж.
      Исходя  из этого, основные задачи анализа розничного товарооборота могут быть сведены  к следующим вопросам:
      проверка выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности; определение тенденций экономического и социального развития; установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;
      изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
      выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;
      разработка оптимальных стратегических и тактических управленческих решений по развитию розничного товарооборота.
      Анализ  выполнения плана и динамики розничного товарооборота торгового предприятия  проводится так же, как и аналогичные направления анализа объема производства и реализации на промышленных предприятиях. Однако такой анализ проводится не только за ряд лет, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени.
      Для оценки равномерности и ритмичности  развития товарооборота изучается выполнение плана и его динамика по декадам, составляются графики выполнения плана, рассчитываются коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров.
      После изучения общего объема розничного товарооборота переходят к анализу его состава по различным признакам.
      Изучение  состава товарооборота производится по организационным формам. Реализация товаров может осуществляться через:
      1) стационарную торговую сеть, т.е.  торговую сеть, расположенную в  специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях;
      2) мелкорозничную торговую сеть (павильоны,  киоски и палатки; передвижные  средства развозной и разносной  торговли);
      3) виртуальные магазины в информационной  сети Интернет;
      4) посылочную торговлю — розничную торговлю, осуществляемую по заказам, выполняемым почтовыми отправлениями;
      5) комиссионную торговлю.
      Кроме того, состав товарооборота может  быть изучен по формам торгового обслуживания, среди которых различают индивидуальное обслуживание через прилавок; самообслуживание; индивидуальное обслуживание продавцом-консультантом в магазинах самообслуживания; салонное обслуживание; обслуживание по заказам; обслуживание по образцам; обслуживание через информационную сеть Интернет; обслуживание на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, в общественных местах, транспорте, на улицах.
      Анализ  состава товарооборота по товарным группам (35 продовольственных и 61 непродовольственная), видам, конкретным наименованиям товаров либо дополняет предыдущий анализ (изучение структуры по нескольким признакам сразу), либо проводится отдельно. Степень детализации зависит от масштабов деятельности предприятия, многообразия применяемых форм обслуживания, широты ассортимента, а также от автоматизации учетных и аналитических процессов на предприятии.
      Выполнение  плана и динамика розничного товарооборота  зависят от четырех основных групп  факторов:
      1) обеспеченности товарными ресурсами,  правильности их распределения и использования;
      2) обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности труда торговых работников;
      3) состояния, развития и эффективного  использования материально-технической базы торговли;
      4) качества обслуживания покупателей.
      Далее будут рассмотрены более подробно основные моменты анализа этих факторов. 

       Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов
 
      Главный фактор успешного развития товарооборота  — обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
      Анализ  товарных ресурсов торгового предприятия  начинают с составления и изучения товарного баланса .
      Влияние показателей товарного баланса  на объем розничного товарооборота  определяется балансовым методом с  использованием следующего соотношения: 

                                                 (12.1) 

      Далее изучают влияние показателей  товарного баланса на динамику реализации отдельных товарных групп и товаров.
      Важным  вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности их распределения между магазинами и другими торговыми подразделениями. Для оценки рассчитываются показатели товарооборота на один рубль товарных ресурсов: Этов = Р / (3н + П — Зк), обратный ему показатель — объем товарных ресурсов на один рубль розничного товарооборота, доля прочего выбытия товаров в товарных ресурсах.
      Далее переходят к анализу поступления  товаров, организации снабжения  ими торговой сети по торговому предприятию  в целом, по отдельным товарным группам  и товарам, источникам поступления, поставщикам, а также в разрезе магазинов — получателей товаров.
      Проводя анализ в разрезе товарных групп, необходимо изучить, как соблюдается  ассортиментный минимум.
      Если  темпы изменения поступления  товаров существенно отличаются в большую сторону от темпов изменения розничного товарооборота, это может свидетельствовать об излишних залежалых товарах. Обратная ситуация также негативна, она свидетельствует о недостаточной обеспеченности товарами и сбоях в торговом процессе.
      Особое  внимание уделяют изучению источников поступления товаров: от каких поставщиков и в каком объеме закупались товары в отчетном и прошлых годах, какие имеются возможности расширения их закупки в будущем, особенно на льготных условиях.
      Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками по общему объему поставок, ассортименту и качеству товаров, срокам поступления, условиям транспортировки и упаковки.
      Важным  вопросом является изучение частоты  и своевременности завоза товаров  по месяцам, декадам, дням, а на некоторых предприятиях — часам. При этом исчисляют и изучают коэффициенты вариации и равномерности в разрезе поставщиков, магазинов-получателей товаров, товарных групп.
      На  следующем этапе анализу подвергаются остатки товарных запасов и их товарооборачиваемость (1). Для обеспечения бесперебойной деятельности на предприятии торговли должны быть созданы текущие, сезонные и целевые запасы товаров в нормативном размере. Так как нормативы товарных запасов устанавливаются поквартально, то и их изучение проводится прежде всего по каждому кварталу в отдельности. Анализ текущих товарных запасов начинают с сопоставления фактических их размеров с установленными нормативами. Изучение товарных запасов проводят не только в сумме, но и в днях оборота.
      В процессе анализа устанавливают, как товарные запасы обеспечивают развитие товарооборота и бесперебойное снабжение населения необходимыми товарами, изучают причины выявленных отклонений фактических запасов товаров от установленных нормативов. Такими причинами могут быть:
    невыполнение или перевыполнение плана товарооборота;
    невыполнение или перевыполнение плана поступления товаров;
    завоз товаров, не пользующихся спросом или в размерах, превышающих спрос;
    неравномерное поступление товаров;
    неправильное распределение товарных ресурсов между отдельными предприятиями и их подразделениями;
    отсутствие достаточной информации у населения об имеющихся в торговой сети товарах, способах их потребления;
    недостатки в организации торговли и другой маркетинговой деятельности.
      Анализ  товарных запасов проводят также в динамике.
      Рекомендуется фактические запасы товаров на первые числа месяца в каждом квартале (в  сумме и в днях оборота) сравнивать с данными на начало квартала. В  результате устанавливается, не было ли резких колебаний в фактических  товарных запасах в течение каждого квартала и года.
      Анализ  товарных запасов проводят в разрезе  отдельных товарных групп и товаров  на начало и конец каждого квартала или года.
      Наряду  с анализом товарных запасов на отдельные  даты производится изучение их средних  размеров. Плановые среднегодовые товарные запасы могут определяться по формулам средней арифметической (на начало и конец периода) и средней хронологической (по кварталам). Фактические среднегодовые товарные запасы обычно определяются по формуле средней хронологической по данным на тринадцать дат (на начало каждого месяца и на конец года).
      Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в торговле. Под товарооборачиваемостъю понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров. Данный качественный показатель в количестве оборотов определяется делением розничного товарооборота на среднегодовые товарные остатки; в днях — делением средних остатков товаров на однодневный товарооборот.
      Анализ  средних товарных запасов и товарооборачиваемости  проводят не только в целом по торговому  предприятию (организации), но и в  разрезе товарных групп и товаров, а также по структурным подразделениям (отделам, секциям, филиалам).
      Изменения товарооборачиваемости в днях в целом по торговому предприятию складывается под воздействием двух факторов: изменения структуры розничного товарооборота; изменения времени обращения отдельных товарных групп и товаров. Влияние данных факторов на динамику времени обращения товаров можно измерить приемом цепных подстановок с применением способа процентных чисел.
      Для расчета предварительно определяют условный средний показатель товарооборачиваемости в днях при фактической структуре товарооборота отчетного года и фактическом времени обращения отдельных товарных групп и товаров прошлого года. 

      Анализ  обеспеченности и эффективности  использования трудовых ресурсов, развития материально-технической базы
 
      Немаловажными факторами успешного развития розничного товарооборота являются обеспеченность трудовыми ресурсами, правильность установления режима труда, эффективность использования рабочего времени, рост производительности труда.
      Анализ  влияния трудовых ресурсов на торговую деятельность обычно начинают с изучения обеспеченности ими розничного предприятия, укомплектованности штатов продавцов, кассиров, контролеров, других работников и эффективности использования рабочего времени. Также изучают качественный состав работников (обеспеченность специалистами с высшим и средним специальным образованием, стаж работы, в том числе на данном предприятии и т.п.). Проверяют правильность распределения продавцов по категориям в соответствии со штатами и производственной необходимостью.
      Далее так же, как на промышленных предприятиях, проводится анализ использования календарного времени, движения рабочей силы и текучести кадров.
      На  следующем этапе анализу подвергаются качественные показатели использования  трудовых ресурсов. Торговля относится  к сфере обращения, а не производства, поэтому производительность труда в стоимостном выражении более корректно называть товарооборотом на одного работника и на одного торгово-оперативного работника.
      Выработка торговых работников может изучаться  и в натуральных измерителях, особенно при реализации товаров простого однородного ассортимента, а также при выполнении операций по их транспортировке (погрузке, выгрузке и перемещении грузов) и фасовке. Использование натуральных показателей для оценки производительности труда работников торговли позволяет углубить результаты анализа, однако в настоящее время они применяются очень редко.
      Применив  прием абсолютных разниц, можно количественно  измерить влияние изменения среднесписочной численности торговых работников и их выработки на выполнение плана товарооборота.
  На  товарооборот на одного торгового работника  влияют следующие факторы:
    изменение розничных цен на товары;
    изменение среднесписочной численности торговых работников;
    доля торгово-оперативных работников;
    количество отработанных за год дней;
    количество смен;
    средняя продолжительность рабочей смены;
    среднечасовой товарооборот на одного торгово-оперативного работника.
      Влияние этих факторов может быть определено методом цепных подстановок или  абсолютных разниц.
      Большое влияние на повышение производительности труда работников торговли оказывает внедрение в практику достижений научнотехнического прогресса. Так, при переходе на работу на суммирующих кассовых аппаратах кассиры освобождаются от подсчетов стоимости покупок, предупреждаются ошибки и примерно на 25% повышается производительность их труда. Кроме того, улучшается работа узлов расчета и экономится время покупателей. При работе продавцов на электронных весах, указывающих цену и стоимость товара вместе с его весом, эффективность труда возрастает в два-три раза.
      На  выполнение плана и динамику товарооборота  большое влияние оказывают состояние, развитие и эффективность использования  материально-технической базы торговли. Общие направления анализа аналогичны методике анализа основных средств для промышленных предприятий.
      Однако  особенности деятельности предполагают наличие таких специфических  основных средств, как торговые площади  и торговое оборудование, анализу  которых должно быть уделено особое внимание.
      Для оценки технической оснащенности торгового  предприятия определяют стоимость активной части основных фондов на 100 м2 торговой площади; коэффициент механизации труда (доля работников, у которых труд механизирован более чем на 50%, в общей численности работающих) и коэффициент механизации работ (отношение затрат времени на выполнение работ механизированным путем к общим затратам рабочего времени).
      Для оценки эффективности использования  торговых площадей определяются такие  качественные показатели их использования, как товарооборот на 1 м2 торговой площади общий, в день, в смену, в час.
      Методами  факторного анализа могут быть определены величины влияния изменений факторов (торговой площади, количества отработанных дней за год, количества смен, средней  продолжительности смены и товарооборота  на 1 м2 за час) на изменение розничного товарооборота, и выявлены резервы его повышения. 

      Анализ  качества торгового обслуживания покупателей 
 
      Качество  торгового обслуживания населения (1)— обширное и емкое понятие. Оно включает степень удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, соблюдение ассортиментного минимума, широту ассортимента, завершенность покупки, культуру торговли, развитие прогрессивных форм торгового обслуживания населения, оказание дополнительных услуг покупателям, время (скорость) их обслуживания и т.п.
      Оценить качество обслуживания можно путем  специальных обследований (выполнения плана и динамики розничного товарооборота  в ассортиментном разрезе, внутригруппового ассортимента и достаточности его для удовлетворения покупательского спроса) и анкетного опроса покупателей по ряду важнейших характеристик. Качество обслуживания может быть оценено покупателями оценками «отличное» (Х1), «хорошее» (Х2), «удовлетворительное» (Х3) и «неудовлетворительное» (Х4). Изучение доли каждого вида ответов в общем их числе позволяет дать оценку качества торгового обслуживания населения. Для обобщающей оценки рассчитывается комплексный показатель качества обслуживания покупателей (Ккач): 

                                   (12.2) 

      Чем выше значение показателя, тем лучше обслуживаются покупатели.
      Если 0,90 < Ккач < 1,00 , то качество обслуживания считается отличным, 0,89 < Ккач< 0,90 — хорошим; 0,79 < Ккач < 0,80 — удовлетворительным, Ккач < 0,70 — неудовлетворительным.
  Комплексный показатель оценки качества торгового обслуживания населения может определяться и по другой методике: он приравнивается к единице, а частные его показатели — к определенной доле единицы. По каждому частному показателю устанавливают максимальное и минимальное значение. Специальная комиссия на основе результатов обследования деятельности магазина дает оценку каждому показателю качества торгового обслуживания населения, которые затем суммируются. Чем выше значимость обобщающего показателя (на основе суммирования частных коэффициентов-показателей), тем выше качество торгового обслуживания. 

12.6. Анализ оптового товарооборота 

      Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупными партиями предприятиям розничной торговли и общественного питания для последующей перепродажи населению, промышленным и другим предприятиям и учреждениям — для производственных целей и внерыночного потребления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.