На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экологические проблемы Балтийского моря

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРОБЛЕМЫ  БАЛТИЙСКОГО  МОРЯ
Балтийское море представляет собой глубоко вдающуюся  в материк акваторию,
относящуюся к бассейну Атлантического океана и связанную с Мировым океаном
только узкими проливами. Такие моря, которые называются внутренними, или
средиземными, встречаются  в различных климатических зонах  земного шара.
Водообмен с Мировым океаном, осуществляемый лишь через узкие и мелкие проливы
Скагеррак и Каттегат (ведущие в Северное море), замедлен: полное обновление
воды может произойти  в среднем за 30—50 лет. Эта полузамкнутость Балтийского
моря обусловливает  его чрезвычайную чувствительность к антропогенному
воздействию. Балтийское море служит приемным бассейном более  чем двухсот рек
(табл. 2). Более  половины общей площади бассейна  Балтийского моря дренируют
крупнейшие реки — Нева, Висла, Западная Двина (Даугава), Неман (Нямунас), и
именно в них  попадает бoльшая часть загрязняющих веществ, образующихся в
результате антропогенной  деятельности на территории. поступление
загрязнителей превысило  природную способность акватории  к самоочищению.
Экологическая проблема номер один сегодняшней Балтики  — избыточное
поступление в  акваторию азота и фосфора  в результате смыва с удобряемых
полей, с коммунальными  стоками городов и отходами некоторых  предприятий. Из-
за этих биогенных  элементов море становится «переудобренным», органические
вещества не полностью  перерабатываются и при дефиците кислорода начинают
разлагаться, выделяя  сероводород, губительный для морских  обитателей. Мертвые
сероводородные  зоны уже занимают дно крупнейших впадин Балтийского моря —
Борнхольмской, Готландской и Гданьской;
Вторая по значимости проблема Балтийского моря — накопление тяжелых металлов —
ртути, свинца, меди, цинка, кадмия, кобальта, никеля. Около  половины общей
массы этих металлов попадает в море с атмосферными осадками, остальная часть —
при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных
отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4
тыс. т, свинца — 3 тыс. т, кадмия — около 50 т, а ртути  — «всего» 33 т. На 21
тыс. км3 водного объема акватории, казалось бы, немного. Однако эти
металлы даже в  ничтожных концентрациях крайне опасны для человека и морских
организмов.
Третья из наиболее острых проблем Балтики — загрязнение  нефтью, давним врагом
моря. С различными стоками в акваторию ежегодно попадает до 600 тыс. т нефти.
Нефть покрывает  поверхность водного зеркала  пленкой, не пропускающей кислород
вглубь. Накапливаются  вещества, токсичные для живых  организмов. Аварийные
разливы нефти  в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых
зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.
Все экологические  проблемы Балтийского моря определяются его загрязнением из
множества разнообразных  источников через реки, трубопроводы, захоронения, от
эксплуатации судов  и, наконец, из воздуха.
Общественность  все больше беспокоит загрязнение  вод Балтики, главной причиной
которого, как указывается, являются нефтеразливы в акватории Невы и Финского
залива.
Международная организация "Коалиция чистая Балтика", объединяющая экологов 10
стран Балтики, обращает внимание на опасную ситуацию в связи  с введением в
эксплуатацию нефтеналивного порта Приморск. "По имеющейся  у нас информации,
здесь не сформирована необходимая инфраструктура по ликвидации крупных
разливов нефти, хотя загружаются танкеры дедвейтом  свыше 100 тысяч тонн.
Любая серьезная  авария способна вызвать полномасштабную экологическую
катастрофу для  всего нашего региона".
Состояние Балтийского  моря и особенно Финского залива вызывает всеобщее
беспокойство. Финский  залив является одной из наиболее загрязненных частей
Балтийского моря. Избыток биогенов, становится причиной эвтрофикации как
открытого моря, так  и прибрежных зон.
Увеличилось число  токсичных видов сине-зеленых  водорослей, их цветение,
помутнение воды и загрязнение береговой линии  и рыболовных снастей.
Кроме этого, растущее число нежелательных некоренных видов угрожает ущербом и
разрушением морской  экосистемы.
В будущем, в основном из-за быстрого роста перевозок, произойдут значительные
изменения в использовании  земли и моря. Рост перевозок наземным и морским
транспортом, а  также портовых работ увеличит риск загрязнений, связанный с
транспортировкой  нефтепродуктов и химикатов
     ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЭКОНОМИКИ, СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОЛЖНЫ РЕШАТЬСЯ ОДНОВРЕМЕННО И С УЧАСТИЕМ ОБЩЕСТВЕННОСТИ.
Главные экологические  проблемы Балтийского моря и Финского залива обычно
связаны со многими  сторонами жизни общества, такими как производство и
потребление энергии, промышленность, лесное хозяйство, сельское хозяйство,
рыболовство, туризм, транспорт, обработка сточные воды, региональное и
городское планирование и охрана природы.
Природоохранные меры не будут эффективными, если их принимать отдельно.
Экологические аспекты, например, касающиеся почвы, воды и  воздуха должны быть
неотъемлемой частью процесса принятия решений во всех сферах общества.
Чрезвычайную важность имеют экологическое образование  и повышение
информированности населения по экологическим проблемам. В соответствии с
принципом 10 Декларации, принятой в Рио, и с принципами Орхуской конвенции
граждане должны иметь право доступа к экологической  информации, участия в
принятии решений  и обращения к правосудию в  связи с экологическими
проблемами.
Каждую минуту каждый из нас, живущих у берегов  Балтийского моря,
рискует стать  жертвой химической атаки невиданной силы. Ибо на дне
моря со времен Второй мировой захоронены десятки тысяч тонн химических
боеприпасов.
Основным источником загрязнения водной среды Балтийского  моря в регионе
является городская  система канализации, через которую  ежегодно сбрасывается в
акваторию реки Невы и Невской губы около 1500 млн. куб. м сточных вод.
Ладожское озеро, река Нева и ее притоки, особенно в  черте Санкт-Петербурга,
испытывают значительное загрязнение нефтепродуктами. Серьезными источниками
загрязнения являются предприятия и организации, занимающиеся перевозкой и
перевалкой нефтепродуктов. Интенсивность движения судов грузоподъемностью  до
5000 т, перевозящих  нефтепродукты, составляет 8-10 судов  в сутки, а годовой
грузооборот нефтепродуктов достигает 5 млн. т. Многие суда, используемые для
перегрузки нефтепродуктов устарели, используются более 20 лет, не отвечают
требованиям экологической  безопасности.
Далеко не весь объем загрязняющих веществ, попадающих в Балтийское море,
является продуктом  деятельности государств его бассейна. Значительная часть
загрязнения поступает  с атмосферным переносом.  

Балтийское море сильно загрязнено в результате активной деятельности проживающих на его  берегах людей. Экологические проблемы Балтийского моря связаны со многими  сторонами жизни общества, такими как производство и потребление  энергии, промышленность, лесное хозяйство, сельское хозяйство, рыболовство, туризм, транспорт, обработка сточные воды.  
 
Главные экологические проблемы Балтики  
 
Во-первых, избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Поскольку водообмен Балтики не очень активен, то концентрация азота, фосфора и других отходов в воде становится очень сильной. Из-за биогенных элементов в море органические вещества не полностью перерабатываются, а из-за недостатка кислорода они начинают разлагаться, выделяя губительный для морских обитателей сероводород. На дне Готландской, Гданьской, Борнхольмской впадин уже существуют мертвые сероводородные зоны.  
 
Вторая значимая проблема Балтики – загрязнение воды нефтью. С различными стоками в акваторию ежегодно попадают тысячи тонн нефти. Пленка нефти, которая покрывает поверхность водного зеркала, не пропускает кислород вглубь. Так же на поверхности воды накапливаются токсичные вещества, вредные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.  
 
Третья проблема акватории Балтийского моря - накопление тяжелых металлов. Ртуть, свинец, медь, цинк, кобальт, никель попадают в основном в воды Балтики с атмосферными осадками, остальная часть попадает при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тысяч тонн, свинца – 3 тысячи тонн, кадмия – около 50 тонн, а ртути – 33 тонн, на 21 тысячу кубических километров водного объема акватории.  
 
Балтийское море благодаря географическому положению всегда находилось на перекрестке исторических событий. На дне Балтики находится не одно кладбище кораблей. Многие затонувшие суда имеют опасные грузы. Контейнеры, в которых находятся грузы, со временем разрушаются.  
 
Десятилетиями в Балтике практиковалось затопление и захоронение устаревших бомб, снарядов, химических боеприпасов. После окончания Второй мировой войны по совместному решению стран антигитлеровской коалиции (СССР, Великобритания и США) и в соответствии с решением Потсдамской конференции 1951 года в различных районах Балтики, а также в проливах, соединяющих Балтийское море с Северным морем, было затоплено свыше 300 тысяч тонн немецкого химического оружия и боеприпасов.  
 
Больше полувека боеприпасы лежат на дне Балтики, создавая потенциальную смертельную угрозу. Металл в морской воде разъедает ржавчина, и отравляющие вещества в любое время могут попасть в воду.
Балтийское море достаточно бедно морскими млекопитающими, к которым относятся три вида тюленей: тюлень серый или тювяк, тюлень обыкновенный или нерпа, а также морская свинья обыкновенная, которая относиться к зубатым китообразным. Нерпа в водах Балтийского моря настолько отличается от своего исходного вида – нерпы кольчатой, что считается отдельным подвидом – нерпа балтийская. Обыкновенный тюлень сегодня встречается в Балтийском море в количестве неколько сотен особей только в юго-западной части, и данный вид никогда не отличался обилием в Балтийском море. Тевяк и нерпа ещё в середине прошлого столетия водились в Балтийском море десятками тысяч, но охота на них и загрязнения вследствии техногенной деятельности человека привели к резкому сокращения их численности. Считалось, что тюлени наносят вред рыбному хозяйству. Кроме того в результате увеличения загрязнения среды обитания данных видов в их организмах стали накапливаться такие токсичные вещества как ДДТ (дихлордифенилтрихлорэтан) и ПБХ 
(полихлорбифенил). ДДТ устойчив, (период полупревращения составляет около 5 лет), биоаккумулируется в пищевой цепочке, в значительной степени влияет на репродуктивную способность птиц. ДДТ токсичен для человека, животных и рыб, поражает, главным образом, центральную и периферийную нервные системы и печень. 
Исследования, проведённые в конце 60-х годов прошлого столетия, показали большое содержание этих веществ в организмах этих животных. Позже, в середине 70-х годов прошлого столетия, были отмеченны нарушения в размножении нерпы, что привело к резкому падению количества новорожденных детёнышей. В ходе наблюдений сделанных в 90-е годы удалось выяснить, что происходит постепенное устранение нарушений рождаемости нерпы. Причиной этого послужило уменьшение концентрации ДДТ и ПБХ в их среде обитания. 
Из существующих в окружающей среде ядовитых веществ ДДТ и ПБХ, в районе акватории Балтийского моря, накапливаются в организме орлана-белохвоста, что приводит к катастрафическим снижениям численности его популяции в данном регионе. В 50-е годы почти все птенцы вылуплялись мёртворожденными. 
Это связанно с тем, что накопление ДДТ в организме птиц приводит к сокращению толщины скорлупы яиц и яйца просто раскалываются под весом высижывающих их птиц. В настоящий момент численность орлана-белохвоста востановленна в результате охранных мероприятий проведённых совместными усилиями таких государств как: Эстония, Финляндия, Швеция и Германия. В 
1994 году здоровые птенцы родились у 68% наблюдаемых орлиных пар. 
В акватории Финского залива Балтийского моря в данный момент наблюдается тенденция к сокращению загрязнения такими тяжелями металлами как: Zn, Cd, 
Cu, но в 1998 году наблюдалось резкое увеличение загрязнения свинцом. Возле побережья Эстонии на 1998 г. наблюдалась следующая картина: медь – 3.0 мг/кг-1 и 1,8 мг/кг-1, кадмий – 0.37 мг/кг-1 и 0.31 мг/кг-1, цинк – 30 мг/кг-1 и 23 мг/кг-1, ртуть – 0.03 мг/кг-1 и 0.01мг/кг-1 (в мг/кг-1 на сухой вес еденицы биомассы) соответственно в заливах Кунда и Пярну. Средняя концентрация нефтяных углеводородов в 1998 также выросла по сревнению с 
1994-1997 гг.), вообще Балтийское море очень уязвимо при загрязнении нефтепродуктами т.к. вода здесь холодная, а чем нмже температура, тем медленнее происходит распад нефти. Кроме того так как в естественных условиях нефть в экосистеме Балтийского моря не встречается, то соответственно и отсутствут нефтепоглощающие бактерии. Нефть и ее продукты оказывает прежде всего губительное воздействие на живые организмы и на пернатых, нагружают донный седимент сложными ароматическими углеводородными соединениями токсичного воздействия. Однако необходимо отметить, что в это время в Эстонской республике изменилась методика проведения аналитических определений, чем и может быть вызванно данное отклонение от данных полученных в более ранние годы. 
 
Эвтрофикация и ее воздействие на экосистему: 
 
В прошедшем столетии в результате техногенной деятельности человека объемы фосфора в бассеине Балтийского моря возросли в восемь раз, а азота в четыре раза. Данное воздействие на экосистему Балтийского моря со стороны человека привело к тому, что очень сильно увеличилась биомасса водорослей, которые опускаясь на дно моря в больших количествах и разлогаясь там приводят к сокращению кислорода, а затем в результате деятельности анаэробных бактерии начинает выделяться сероводород, который убивает все живое на дне. Влияние эвтрофикации на видовой состав рыбы следующий: в акватории Балтийского моря наблюдается размножение прежде всего плотвы и тех видов рыбы которые питаются первичными продуцентами. В середине 80-х годов половина рыбной биомассы приходилась только на плотву. 
Цветение ядовитой сине-зеленой водоросли, появляющееся в открытом море в конце ленего сезона, вызывается цианобактериями, которые связывают молекулярный азот, растворившийся в воде из атмосферы. Около половина азота, поступающего в море, происходит из атмосферы, где он в свою очередь образуется вследствии сжигания ископаемого топлива, а также от аммиака испаряемого сельскохозяйственными предприятиями. Интенсивный транспорт и скотоводство, интенсивно развитые в Центральной Европе, приводят к тому, что наибольшее количество азотных осадков выпадает над акваторией 
Балтийского моря. 
Фосфор в свою очередь попадает в море через реки и имеет сельско- и лесохозяйственное происхождение. Обильные удобрения легко стекают с полей в местные водоёмы, откуда уже в дальнейшем реками уносятся в море. Некоторая часть фосфора поступает в море через атмосферу или из таких точечных источников загрязнения как гигиенически- канализационные отходы населенных пунктов и промышленных предприятий. В результате с/х деятельности человека по берегам Балтийскогом моря в море попадает ежегодно 200 000 тонн азота и 
5 000 тонн фосфора, что составляет по азоту 30-40%, а по фосфору 10% от совокупного объема нагрузок на на весь бассеин Балтийского моря. В результате увеличения явления эвтрофикации начинается деградация пищевой сети в экосистеме Балтийского моря, пищевая цепь становится совсем однобокой за счет резкого увеличения одних видов и резкого сокращения других. 
Кроме того сине-зеленые водоросли во вреия своего цветения выделяют различные токсины, которые очень ядовиты для человека . Запрет на купание стал печальной реальностью на многих пляжах Швеции, Дании, Финляндии, а в прошедшем году также и в Эстонии. В середине июля из-за водорослей для купания в нашей стране были закрыты морские побережья в Пирита и на 
Штромке в Таллине, а также в Тойла и Нарва-Йыэсуу на северо-востоке страны. 
Среди симптомов отравления человека сине-зелеными водорослями медики называют покраснение кожи и глаз, ухудшение самочувствия, расстройство желудка, жар, насморк, кашель, ломоту в мышцах, пересыхание губ и нарушение координации.

 
Примерно до середины ХХ в. состояние Балтийского моря не вызывало серьезных опасений. 
Но уже в конце 60-х годов вследствие того, что поступление загрязнителей превысило природную способность акватории к самоочищению, и в результате сверхэксплуатации ресурсов на Балтике разразился экологический кризис, и в 1973 г. море было объявлено чрезвычайным районом Мирового океана. Несмотря на развитие в регионе природоохранной деятельности, к настоящему моменту общая экологическая ситуация в целом не улучшилась. Экологическая проблема номер один сегодняшней Балтики — избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Из-за этих биогенных элементов море становится «переудобренным», органические вещества не полностью перерабатываются и при дефиците кислорода начинают разлагаться, выделяя сероводород, губительный для морских обитателей. Мертвые сероводородные зоны уже занимают дно крупнейших впадин Балтийского моря — Борнхольмской, Готландской и Гданьской; в 70-х годах сероводородные зоны были найдены и в некоторых углублениях Рижского залива. 
Вторая по значимости проблема Балтийского моря — накопление тяжелых металлов — ртути, свинца, меди, цинка, кадмия, кобальта, никеля. Около половины общей массы этих металлов попадает в море с атмосферными осадками, остальная часть — при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тыс. т, свинца — 3 тыс. т, кадмия — около 50 т, а ртути — «всего» 33 т. На 21 тыс. км3 водного объема акватории, казалось бы, немного. Однако эти металлы даже в ничтожных концентрациях крайне опасны для человека и морских организмов. Третья из наиболее острых проблем Балтики — загрязнение нефтью, давним врагом моря. С различными стоками в акваторию ежегодно попадает до 600 тыс. т нефти. Нефть покрывает поверхность водного зеркала пленкой, не пропускающей кислород вглубь. Накапливаются вещества, токсичные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря. 
Причины возникновения экологических проблем полузамкнутой балтийской акватории следует искать на суше, в пределах водосборного бассейна. 
Площадь бассейна Балтийского моря в 4 раза больше площади самого моря и составляет 1,75 млн км2. Это густонаселенный район с высокой концентрацией промышленности и интенсивным сельским хозяйством. Основные промышленные центры и сельскохозяйственные районы непосредственно приурочены к прибрежной зоне, что еще более усиливает антропогенную нагрузку на море. 

Отдел по надзору  на море департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу проводит проверку по факту загрязнения лебедей нефтепродуктами в Балтийске.
Как сообщает пресс-служба ведомства со ссылкой на слова  начальника отдела Татьяны Гринь, поиск возможных источников загрязнения проводился во время осмотра акватории, прилегающей к предприятиям ОАО «33СРЗ», ЗАО «ПНК Росбункер», ЗАО «БНК», ООО «БСК», железнодорожного паромного комплекса ФГУП «Росморпорт» и другим объектам.
В результате проведения рейдов, в которых помимо специалистов Росприроднадзора приняли участие представители городской и военной прокуратур, службы экологического контроля и надзора Калининградской области, 17—18 февраля обнаружены загрязнения акватории, предположительно, нефтепродуктами. Специалисты нашли загрязнения в районе причалов 61—73 бассейна №2 военной гавани ВМБ Балтийск, а также судоремонтной гавани ОАО «33СРЗ». Отметим, что тогда же были взяты пробы загрязненного снега и льда, а также оперения птиц.
После окончания  проверки материалы будут переданы в Военную прокуратуру для  установления и привлечения к  административной ответственности  виновных лиц. Также нарушителям  правил природопользования будет предъявлен для возмещения ущерб, нанесенный природе.
Отдел надзора  на море департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу потребовал от судовладельца возместить ущерб, нанесенный акватории Калининградского морского рыбного порта.
Напомним, что загрязнение произошло в конце февраля 2011 года: на причале топливно-грузового комплекса танкер-бункеровщик «Салтстраум» осуществлял прием мазута, и из-за переполнения порядка 35 кг нефтепродуктов попали на палубу и на акваторию. Сейчас проводятся мероприятия по уборке загрязненного льда с акватории.
Как сообщает пресс-служба Росприроднадзора со ссылкой на слова начальника отдела Татьяны Гринь, за загрязнение акватории порта в соответствии с ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ привлечены к административной ответственности юридическое лицо-собственник судна (ООО «Рамава») и капитан судна. На них наложены штрафы — 30 тысяч и 3 тысячи рублей соответственно. Кроме того, судовладельцу предъявлен к возмещению ущерб, нанесенный водному объекту, в размере свыше 250 тысяч рублей.
 
 
Объясняет ведущий научный сотрудник Атлантического отделения Института океанологии  имени Ширшова Вадим БОЛДЫРЕВ. - Интенсивное разрушение берега Самбийского полуострова идет уже на протяжении 7 тысяч лет. За это время берег полуострова отступил на 3 - 4,5 километра! Дефицит песка на подводных склонах приводит к интенсивному размыву западного и северного берегов. Причем западный берег в довоенные годы размывался весь, начиная от мыса Таран и вплоть до Балтийска.
Ученых  не слушают
После войны начался сброс песчаной пульпы из карьера янтарного комбината, поэтому берег восстановился. Так  как песок морскими течениями  перемещался к югу, здесь намывался  широкий пляж. Но десять лет назад  сброс пульпы прекратился и начался  быстрый размыв конусов сброса, особенно у Синявинского карьера.
На  северном побережье обстановка еще  хуже. Дело в том, что современный  перенос песка происходит за счет разрушения берегов. И в начале прошлого века немцы построили очень много  берегозащитных сооружений: буны и  стенки. Но стенки дают отбойную волну, что ведет к размыву пляжей, а берег отчленяется от моря и  не подпитывает береговые наносы. А полуразрушенные буны не выполняют  функции по задержке песка и защите пляжей.
Вторая  причина разрушения побережья - это  регулярная повторяемость экстремальных  по силе штормов. За последние 25 лет на нас их обрушилось 15. Только в 1992 и 1993 годах случилось два мощнейших шторма. По словам Болдырева, у нас 12 аварийных участков. Первый - в районе поселка Коса на Вислинской косе, там происходит перелив нагонных вод. Второй - в поселке Янтарный, там, где раньше был намыт почти 300-метровый пляж, но сейчас его размыло и уже подмывает насосную станцию янтарного комбината.
Плачевное положение на северном побережье  Самбийского полуострова, в Светлогорске. Там под угрозой смыва коттеджи, расположенные на Приморской улице, в центральной части города.
 
Все морское побережье  Калининградской области составляет 145 км и разделено на 4-е большие  литодинамические системы: Вислинская коса – 25 км, Западное побережье Самбийского полуострова – 39 км, Северное побережье Самбийского полуострова – 32 км и Куршская коса – 49 км. Куршская коса является уникальным природным объектом и имеет статус национального парка. В целом все побережье в пределах Калининградской области подвержено размыву и отступанию со средней скоростью – 2 метра в год. В пределах Калининградской области выделено 11 аварийных участков. Среднегодовой темп отступания берега на них составляет – 5,4 метра в год. Берега Вислинской и Куршской кос кроме морского воздействия, подвержены еще и воздействию со стороны заливов. Вислинский и Куршский заливы являются самыми большими эстуарными лагунами на Балтике. Среднегодовой темп отступания лагунных берегов составляет – 1,7 метра в год. Остальное побережье Калининградской области (все берега, кроме лагунных берегов и аварийных участков) имеет относительно небольшой темп отступания – 0,7 метра в год.
Береговая зона тесно связана с жизнью моря, вместе с тем она имеет и собственные  законы эволюции. Здесь происходит взаимодействие всех четырех оболочек Земли: гидро-, атмо-, лито- и биосферы. Поэтому все процессы в береговой зоне происходят в тесном их взаимодействии, очень сложны и специфичны. В результате этого взаимодействия возникает особый рельеф, развиваются определенные живые организмы. Между тем резко возрос и практический интерес к берегам как сфере многоцелевого использования. Здесь сосредоточены порты, приморские города, а также лучшие курорты и территории для развития действующих и размещения новых объектов рекреации и туризма. 
Береговая зона состоит из двух основных элементов — собственно берега (с пляжем) и подводного берегового склона.(рис.1) 
Берег — это полоса суши, на которой имеются формы рельефа, созданные морем при данном среднем его уровне, а подводный береговой склон — мелководная часть морского дна, рельеф которой создан волнами при данном уровне моря.[18] 
Граница берега и подводного берегового склона весьма изменчива и мигрирует в достаточно широких пределах в зависимости от параметров волн, приливов и уклонов поверхности дна. Внешней границей береговой зоны является глубина, равная 9 высотам наиболее часто повторяющихся штормовых волн. В юго-восточной части Балтийского моря таким является волнение с высотой волн до 2,5 м, поэтому нижней границей здесь является глубина в 22,5 м. Но учитывая, что весь периметр  Самбийского полуострова обрамляет подводный береговой уступ высотой 7—8 м на глубинах от 17—19 до 27—29 м, то естественной внешней границей береговой зоны следует считать изобату 20 м, проходящую в 3,5—5 км от берега.[20]

   
Волны, трансформируясь  и разрушаясь в пределах данной полосы вследствие уменьшения глубины моря, расходуют энергию в основном на переформирование подводного берегового склона и берега, на перемещение прибрежно-морских наносов и на построение аккумулятивных форм рельефа (косы, бары, стрелки, пересыпи и др.). 
Морские берега, где море наступает на сушу, размывая и разрушая их волнами, называются абразионными. Берега, на которых в результате воздействия волн происходит отложение морских наносов, вследствие чего берег постепенно выдвигается в сторону моря, являются аккумулятивными. К защите морских берегов прибегают в основном на абразионных берегах.[18, 20] 
 Верхняя граница абразионного, включающего коренные породы берега и совпадающая с границей береговой зоны, проходит по кромке клифа (отодвигаемого морем крутого и высокого берегового уступа). Находящаяся перед клифом — частично надводная, а частично подводная — полоса берегового склона называется бенчем. Верхняя граница аккумулятивного (наносного) берега идет по внутреннему краю современной надводной террасы. На аккумулятивных берегах Калининградского побережья Балтики (Куршская, Балтийская косы) в понятие берег входят пляж и расположенные за ним авандюны (передовой защитный дюнный вал). 
 Авандюна — эоловое образование, сформированное ветром из песка, сдуваемого с пляжа. У основания уступа формируется прислоненная авандюна; на поверхности кос, пересыпей и баров в тыльной части пляжа формируется валообразная авандюна. 
Между берегом и подводным береговым склоном выделяется полоса прибойного потока, которая при волнении образует возвратно-поступательный поток, или накат, Наносы, попавшие в полосу прибойного потока, образуют из-менчивое аккумулятивное образование — пляж. (рис.1)[18] 
Пляжи отличаются большим разнообразием гранулометрического состава — от галечно-валунных до чисто галечных, смешанных песчано-галечных и песчаных. По форме поперечного профиля различают два типа пляжей: присло-ненный (односклонный, неполного профиля) и свободный (двусклонный, полного профиля) — в виде распластанного берегового вала перед низменной сушей. Прислоненные и свободные пляжи, охватывающие всю зону наката штормовых волн, шириной свыше 45—55 м называют широкими; ширина которых не превышает 5—10 м — узкими. Поэтому лучшим средством защиты побережья от штормовых волн является пляж, на котором гасится их энергия. В связи с этим все больше и больше специалистов приходит к выводу, что в основу берегозащитных мероприятий должны быть положены работы по восстановлению и созданию новых искусственных пляжей. 
 

Рис.1 Разделение береговой зоны на основные элементы 
(А – аккумулятивный, Б – абразионный)

Часть акватории, находящуюся в пределах береговой  зоны, принято называть взморьем, или  прибрежьем, а полосу суши с формами рельефа, созданными при более высоком, чем современный, уровне моря, — побережьем.[18] 
Однако берегоформирующая деятельность моря проявляется как при высоких, так и при низких его уровнях, изменяющихся во времени. Соответственно формируется серия поднятых террас (эта полоса называется приморьем) и погруженных террас (взморье). Полоса поверхности литосферы, в пределах которой расположены как современные, так и древние, четко выраженные в рельефе береговые формы, называется побережьем.[18] 
Таким образом, побережье в наиболее полном виде может быть разделено на три зоны: первая зона — «поднятых» береговых линий; вторая — современная береговая зона и третья — зона «погруженных» береговых линий. Взаимосвязанное сочетание трех составных частей — приморья, береговой зоны, взморья — обычно называют побережьем. 
Береговая зона – это прибрежная полоса моря и заливной, при волнении суши со специфическими формами рельефа создаваемыми преимущественно под воздействием волн, которые трансформируясь и разрушаясь в пределах данной полосы в следствии уменьшения глубины, расходуют энергию на переформирование подводного берегового склона и берега, на перемещение прибрежно-морских наносов и на построение аккумулятивных зон.

Калининградское побережье расположено в юго-восточной  части Балтий-ского моря и включает коренные берега Самбийского полуострова и аккумулятивные берега Куршской и Балтийской кос, отгораживающие заливы. Общая протяженность морского берега составляет 148 км. Их формирование про-исходило ранее и происходит сейчас под воздействием штормовых волн, прибрежных течений и ветра. Оно непосредственно связано с историей Балтийского моря, которое появилось как современный водоем только в позднеледниковое время (7—8 тыс. лет назад). В это время уровень водоема постепенно повышался, в результате чего произошло вторжение моря в пониженные участки суши, что привело к образованию мелководных заливов: Куршского и Вислинского. Последние оказались отгороженными от моря крупными косами-пересыпями: Куршской и Вислинской, сложенными песком, поступившим от разрушаемых волнами берегов Самбийского полуострова.[41] 
Самбийский полуостров образован приподнятым выступом кайнозойских пород, перекрытым ледниковыми отложениями, и поэтому на морском берегу окаймлен береговыми уступами. Высота береговых уступов достигает 40— 55 м у мыса Таран, постепенно уменьшаясь до 5—7 м по мере приближения к краевым участкам полуострова у города Балтийска на юге и города Зеленоградска на востоке, где кайнозойские отложения полностью или частично срезаны ледником. Именно этот материал и пошел на построение Куршской и Вислинской кос, продолжавших направление коренного берега в одноименных заливах.[7,8] 
Береговая линия Самбийского полуострова слабо расчленена и относится к выровненному абразионному типу берегов. Мысы и выступы, разделяющие бухты, приурочены к выходам в береговом уступе валунных моренных суглинков с большим количеством каменного материала (мысы Таран, Обзорный, Купальный, Гвардейский). Вогнутости берега соответствуют участкам распространения легкоразмываемых песчано-глинистых водно-ледниковых отложений (бухты Покровская, Янтарненская, Донская, Приморьевская, Светлогорская, Пионерская). 
Вдоль берега Самбийского полуострова прослеживается пляж шириной от 5—7 м на мысах и до 40—50 м в бухтах и вогнутостях. На мысах, где берег приглубый и волны легко достигают береговых обрывов, пляжи сложены валунно-глыбовым материалом. В бухтах, где берег отмелый и защищен от натиска волн широким пляжем, в строении пляжей преобладают песчаные накопления с примесью гальки и гравия в приурезовой полосе. Перед сооруженными берегозащитными стенками на мысе Таран, в посёлке  Лесное и городе Зеленоградске пляж практически отсутствует в результате волноотбойного эффекта. Отраженная волна смывает наносы от подножья стенки в море[42]. 
Морское дно, примыкающее к берегам Самбийского полуострова, представляет собой абразионно-аккумулятивную равнину. По морфологическим признакам ее можно разделить на две части: нижнюю, которая не испытывает вли-яния современного волнения, и верхнюю, находящуюся под его непосредственным влиянием. 
Нижняя часть равнины располагается в интервале глубин от 20—23 до 90 м, где вместе с размытыми формами ледникового рельефа отмечаются разнообразные и разновозрастные аккумулятивные образования прибрежно-морского генезиса. 
Верхняя часть этой равнины образует современный подводный береговой склон, имеющий достаточно сложное строение в связи с выходом здесь валунных ледниковых суглинков, на поверхности которых залегает отмытый от морены валунно-глыбовый материал, образующий многочисленные гряды и отмели (отмель Бакалинская, Янтарненская, напротив мыса Таран). В пределах бухты и мысов вдоль берега узкой полосой (от уреза до глубин 2,5—5,0 м) прослеживаются песчаные накопления в виде одного-двух подводных валов, разделенных межваловыми ложбинами. Мористее зоны валов располагается широкая полоса относительно ровного дна, и лишь на глубинах 15—18 м появляются неровности в виде банок с относительным превышением 5—6 м.[23] 
К числу наиболее крупных свободных аккумулятивных форм относятся косы-пересыпи: Куршская длиной 98 км и Вислинская — 60 км. Куршская коса начинается у города Зеленоградска и заканчивается у города Клайпеды, от которого отделена узким проливом. Ширина косы — от 400 м до 3,8 км в средней части. На ее поверхности образовались разные по возрасту и генезису дюнные гряды и массивы. Вдоль берега Куршского залива протянулись самые высокие гряды подвижных дюн высотой от 40 до 60 м. Эти дюнные цепи имеют асимметричную форму: пологий до 8—12° склон, обращенный в сторону моря, и крутой до 32—35° — со стороны залива. Это обусловлено перемещением дюн со скоростью до 2—3 м/год в сторону залива, где имеется несколько крупных мысов — Рыбачий (у одноименного поселка), Крюк (у пос. Морское), Восточный, которые, образуя бухты, чередуются с прямолинейными участками берега. 
Морской край косы образует аккумулятивный выровненный тип берега. Со стороны моря за пляжем шириной от 30—40 до 70—90 м тянется валообразная авандюна высотой от 5—6 до 10—12 м и шириной от 10—30 до 150 м. От города Зеленоградска вплоть до посёлка Лесное от нее сохранилась только тыльная часть. 
На середине косы имеется ряд отдельных дюнных массивов в виде холмов и разрозненных дюнных гряд, которые покрыты лесом, за исключением четырех участков (с 17-го по 75-й км косы), где цепи подвижных дюн остались в первозданном виде и образуют пустынный ландшафт. Со стороны залива между грядой высоких дюн и заливом расположена выровненная поверхность высотой 2— 3 м, которая в генетическом отношении является террасой и сложена песком с лагунными илами. Обращенная к заливу часть террасы местами подвержена интенсивному разрушению. Например, в посёлке Морское за 30 лет берег отступил на 100—130 м, что составило 3—4 м/год. Пляжи со стороны залива, где дюны надвигаются на него, отсутствуют, а на других участках имеют ширину от 3—5 до 10—12 м.[11] 
Морской берег Куршской косы также подвержен воздействию штормовых волнений. Средняя скорость отступания берегов колеблется от 0,4 до 2,5 м/год. Наибольшему размыву подвергается участок, примыкающий к восточной окраине города Зеленоградска. 
Балтийская (Вислинская) коса по своим морфологическим параметрам является своеобразным аналогом Куршской косы. Только самая высокая песчаная гряда здесь имеет меньшую высоту — 38 м. Еще до 60-х годов XX в. она оставалась подвижной дюной, а позже была закреплена лесопосадками. Динамический режим морских берегов характеризуется как относительно стабильный. Значительный размыв отмечается лишь в самой северной части косы, за молом входного канала порта Балтийск.[30] 
Куршская и Балтийская косы отделяют от моря акватории мелководных одноименных заливов, генетически являющихся лагунами. Берега Куршского залива низменные, на значительном протяжении заросшие тростником и местами сильно заболоченные. 
Юго-восточный берег Вислинского залива образуют моренные холмы, и поэтому он относительно высокий, с абразионными уступами высотой до 7—8 м. Более высокие уступы в настоящее время не подвержены воздействию волн и заросли травянистой и кустарниковой растительностью. Северо-восточный берег залива образует низкая терраса, он со стороны суши на значительном протяжении заболочен. Вдоль этого берега на рубеже XIX и XX вв. был проложен судоходный канал, защищенный от волн залива цепочкой искусственно отсыпанных дамб-островов, куда в настоящее  время складируются грунты, вынимаемые со дна канала в ходе дноуглубительных работ. Таким образом, вредные вещества из канала переходят в тело дамбы. Здесь они сильно разбавляются, а высохший грунт разносится ветром, и загрязнения снова попадают в канал. Остающиеся в теле дамбы вредные вещества могут губительно повлиять на ее растительный покров. 
Куршская и Вислинская лагуны являются отстойниками загрязнений рек Немана, Преголи, Ногата, Прохладной и более мелких, впадающих в эти заливы.

Основным природным  процессом, генерируемым волнение и  определяющим переработку берегового рельефа, а также концентрацию наносов  в ее пределах, является волновая абразия. Этот процесс универсален и в той или иной степени отмечается на всех берегах, но наиболее ярко и во всем его многообразии проявляется на берегах, сложенных рыхлыми, хорошо поддающимися разрушению породам и характеризующихся благоприятными для развития таких процессов гидродинамическими факторами.
Изучением Юго-Восточной  Балтики занимались многие исследователи  и организации как в довоенное время, так и после второй мировой войны. Общим результатом этих исследований стало составление принципиальной морфодинамической схемы береговой зоны, базирующейся на общепринятом тогда представлении о существовании в пределах всего побережья Юго-Восточной Балтики мощного вдольберегового потока песчаных наносов, районом зарождения которого являлись абразионные берега Самбийского полуострова. Приоритет вдольберегового способа перемещения наносов был в те годы не только теоретической основой динамики песчаных побережий, но и стратегическим принципом планирования и осуществления берегозащитных мероприятий в  их пределах.
Лишь в последнее  десятилетие в результате комплексных  многолетних геоморфологических и  литодинамических исследований, указанная схема подверглась существенной переработке, а современные береговые процессы, протекающие на песчаных берегах Юго-Восточной Балтики, стали рассматриваться с иных позиций. 
 Наиболее интенсивно волновая абразия северных берегов

   
Самбийского полуострова происходит при штормах западного, северо-западного и северного направлений. В результате нагонного повышения уровня под водой оказываются узкие пляжи, а штормовые волны непосредственно воздействуют на подножия береговых уступов, разрушая их. Следствием гидродинамического воздействия волн на клиф является формирование у его подножия свежего абразионного уступа различной высоты и крутизны. В зависимости от интенсивности шторма и литологии пород, слагающих клиф, эти характеристики изменяются от 2 — 3 до 9 — 11 м. от 50 — 60 до 80 градусов. Размыв подножья уступа приводит к нарушению равновесия всего склона и провоцирует усиление оползневых и обвально-осыпных процессов, в результате которых образовавшийся уступ перекрывается оползневыми телами и осыпными накоплениями, которые в свою очередь, подвергаются абразионному воздействию последующих штормов с образованием нового уступа. Далее цикл повторяется, в результате чего периодические разрушения подножия берегового уступа по цепочке посредством оползневых и обвально-осыпных процессов распространяются до его бровки. Этому же способствует гидрогеологические условия побережья.
   
Разрушение северных берегов Самбийского полуострова происходит по бортам бухт пос. Филино до г. Светлогорска, южнее мыса Гвардейский, на западной окраине г. Зеленоградска. Темп отступания берега на этих участках колеблется от 0,5 — 0,7 до 1,0 — 1,5 м/год (таблица 1). 
Абразия берегового уступа изменяется во времени и пространстве. Избирательность этого процесса зависит прежде всего от режима и интенсивности волнения, а также от планового положения берега.

   
Скорость разрушения существенно снижается на мысах, сложенных плотными валунными суглинками (0,1 — 0,25 м/год) (см. рис. 1). Это связано  не только с повышенной сопротивляемостью  данных пород абразии, но и с широким  распространением перед мысами валунно-глыбового  бенча, над которым волны теряют большую часть энергии. На выступе  берега у пос. Отадное, сложенного опесчанеными породами, среднегодовой темп абразии достигает 0,8 м., а в отдельные годы 1,4 — 2,2 м. (табл. 1).
   
При прочих равных условиях наибольшие разрушения клифа  происходят на участках берега с узкими пляжами. При ширине последних менее 10 м. волны полностью перекрывают  их и, практически не теряя энергии, размывают подножие клифа, скорость отпускания которого достигает 10 12 м/год. Там, где ширина пляжа увеличивается  до 15 — 20 м. и более, размыв подножия уступа происходит лишь при сильных  штормах, сопровождающихся высокими нагонами. Скорость отступания подножья клифа  здесь снижается до 2,0 — 6,0 м/год.
   
Особенности геоморфологического  строения береговой зоны изученного отрезка побережья, а также отсутствие на значительном его протяжении стабильных участков и повсеместное разрушение берегового уступа (таблица 1) свидетельствуют  о дефиците наносов в береговой  зоне, связанном в основном с их интенсивным выносом на большие  глубины разрывными течениями.
   
По данным О. И. Рябковой, из береговых уступов северного побережья Самбийского полуострова в береговую зону в среднемноголетнем режиме поступает около 175 тыс. м3 рыхлого обломочного материала в год, что соответствует размыву объемом 9,3 м3 с 1 пог. м. абрадируемого берега.
   
Исходя из данных гранулометрического анализа пород, слагающих береговые уступы, фракции  будущих наносов волнового поля составляют в них 74,5% или около 130,4 тыс. м3. Остальные 25,5 % (44,6 тыс. м3) приходятся на алевритовую и пелитовую размерности, выносимые, как правило, в море. Кроме того, валунный материал, оставшийся за рамками анализа, но занимающий существенный валовой объем абрадируемого материала (по приблизительным расчетами, около 25%), также выпадает из бюджета наносов береговой зоны, создавая на подводном склоне обширные поля валунно-глыбового бенча, предохраняющего нижележащие осадки от размыва. В конечном итоге на фракции наносов, активно участвующих в формировании осадочного чехла и пляжей береговой зоны, приходится всего 107,8 из 175 тыс. м3 обломочного материала в год. 
 По расчетам, базирующимся на анализе профилей динамического равновесия, дефицит наносов только на учачке подводного берегового склона от мыса Таран до порта Пионерского около 7 млн. м3, а вместе с отрезком берега от мыса Гвардейский до 20-го километра Куршской косы — примерно 20 млн. м3, или в среднем 530 м3 на пог. м. берега. 
Максимальный дефицит отмечается на участке поселков Приморье — Отрадное, где он составляет 15,1 тыс. м3 на 1 пог. м. береговой полосы, приходясь в основном на глубины более 4,5 м. (90%). В Светлогорской бухте его величина снижается до 600 м3. По мере приближения к Куршской косе наблюдается общее уменьшение дефицита наносов, а на отдельных участках береговой зоны (подветренная сторона мыса Гвардейского, у восточного мола порта Пионерский) на глубинах до 4,5 м. отмечены даже очаги аккумуляции. В результате острого дефицита обломочного материала на подводном склоне наблюдается прогрессирующий размыв пляжей (от 50 до 100 тыс м3 в год). 
 Общая протяженность абрадируамых берегов в пределах западного участка в настоящее время едва достигает 7,5 км (22%). С них в береговую зону ежегодно поступает 82,6 тыс. м3 рыхлого материала (см. табл. 2), из которого наносы волнового поля составляют 67,8 тыс. м3. Техногенная составляющая бюджета наносов всего западного берега Самбийского полуострова достигает, как уже отмечалось, около 3 млн. м3/год. Несложный арифметический расчет показывает, что за счет такого массового сброса в береговую зону рыхлого обломочного материала здесь формируется положительный бюджет наносов, который достигает 2,3 млн. м3/год. Этот «лишний» материал идет на дальнейшее наращивание и выдвижение в море техногенного конуса, который, размываясь в периоды штормов, подпитывает вдольбереговой поток наносов, направленный к югу, способствуя формированию широких пляжей по его ходу. 
Таким образом, массовый технологический сброс рыхлого материала в береговую зону западного побережья Самбийского полуострова в объеме 60 — 65 млн м3 за 35 — 40 лет привел к полной стабилизации берега на участках сброса и южнее их. Кроме того, выравнивание береговой линии за счет заполнения бухт техногенными наносами привело у увеличению объема вдольберегового перемещения материала, существование которого подтверждается натурными исследованиями. 
Куршская коса по морфолитодинамическим признакам разделяется на три участка: южный, средний и северный. Южный участок (от г. Зеленоградска до пос. Рыбачий) характеризуется наиболее интенсивным разрывом морских берегов, что объясняется особенностями гидро- и литодинамического режимов этого отрезка побережья, заключающимися в значительном полосе компенсационными противотечениями, и связанным с этим дефицитом наносов в береговой зоне. Кроме того, большую роль в формировании здесь дефицита обломочного материала играют эоловые процессы. 
Таблица 1. 
Скорость абразии северных берегов Самбийского полуострова[67] 
Район наблюдения Период наблюдений Скорость абразии, м/год 
мыс Таран 124 года 0,12 
мыс Таран — пос. Филино 1979 — 1982 0,1 — 0,7 
пос. Филино — пос. Лесное  1979 — 1982 0,7 
Санаторий «Леное» 1979 — 1982 0,5 — 0,85 
Отрадненский выступ 1979 — 1982 0,2 
Светлогорск: западная часть 
                       восточная часть 1979 — 1982 
1979 — 1982 0,44 — 0,8 
0,53 — 0,85 
пос. Рыбное До 1867 0,35 
Пионерская бухта До 1867 1 
Пионрская бухта (вост. борт) 1979 — 1982 0,33 
мыс Гвардейский 1979 — 1982 0,4 — 1,2 
мыс Гвардейский — р. Забава 1979 — 1982 0,8 
р. Алейка 1981 — 1982 0,5 
пос. Прибой — г. Зеленоградск 1977 — 1982 - 
г. Зеленоградск: западная окраина 
восточная окраина 1977 — 1982 
1977 — 1982 0,6 
0,6 
  
Таблица 2. 
Темпы абразии западных берегов Самбийского полуострова и южной часть Куршской косы[67] 
Район наблюдения Период наблюдения Скорость отступания берега, м/год 
Мыс Обзорный: 
южная часть 
северная часть  
1979 – 1982 
1979 – 1982  
0,2 – 0,3 
0,3 – 0,4 
мыс Песчаный 1973 – 1983 0,53 
пос. Синявино (конус) 1973 – 1983 1,0 
пос. Бакалино 1979 – 1982 0,45 – 0,8 
Бухта Донская 1981 – 1982 3,5 
мыс Таран – пос. Донское 1979 – 1982 0,1 – 0,2 
г. Зеленоградск (восточная окраина) 1977 – 1982 2,5 
г. Зеленоградск – пос. Лесное 1981 – 1982 0,4 – 0,6 
пос. Лесное  1981 – 1982 1,6 
Турбаза «Дюны» 1979 – 1982 0,35

Истощение запасов  рыхлого обломочного материала  на дне, вызванное выработкой профиля  подводного склона в ходе повышения  уровня моря, уменьшило его поступление  на пляж, а следовательно, и на авандюну. Усиление эолового выноса песка с пляжа и авандюны в глубь суши, а также вынос его разрывными течениями в море за пределы береговой зоны значительно увеличивают отрицательную составляющую бюджета наносов, что приводит к интенсивному размыву берегов южного участка со скоростью от 0,4 до 2,5 м/год (табл. 2). 
Повторные промеры подводного берегового склона и нивелировки пляжей, подтверждают однонаправленность этого процесса. В пределах южного участка Куршской косы протяженностью 1,8 км. за период с 1981 по 1982 г. отмечался интенсивный размыв как пляжа так и авандюны. За это время с участка было смыто 10,2 тыс. м3 песка, в том числе 2,75 м3 – с пляжа и 7,5 тыс. м3 – с авандюны, что значительно превышает объем аккумуляции в предшествующие годы. В пределах подводного склона на том же участке и за тот же период от уреза до глубин 16 – 17м. Во время штормов широкое развитие получают комплексные оттоки водных масс, перемещающие наносы в поперечном направлении. В северной части Куршской косы береговая линия ориентирована практически по нормали к господствующему западному волнению (равнодейсвующая 110 градусов), что приводит к размыву пляжа при северных и северо-западных штормах и к слабой аккумуляции наносов в приурезовой зоне при волнениях от юга и юго-запада. 
Резкое увеличение интенсивности абразии и связанных с ней изменений в морфологии береговой зоны происходит в периоды экстремальных волнений. Период умеренного волнения до 4 – 5 баллов, установившийся на побережье с 15 декабря 1982 г. предшествовал шторму. Но 18 -19 января 1983 г. скорость ветра резко возросла и достигла 40 – 45 м/с, а в ночь с 18 на 19 января – 50 м/с. После некоторого ослабления 22 января зафиксирован новый пик усиления ветра, а затем еще два 29 – 30 января и 3 февраля. 
Ураган вызвал волнение до 9 баллов и нагонное повышение уровня моря на 1,5 – 1,8 м над ординаром. За период с 17 января по 3 февраля 1983 г. бровка клифа в пределах Самбийского полуострова и бровки уступа размыва авандюны в южной части Куршской косы отступили от 2 до 19,5 м. Скорость отступания подножья клифа была еще значительнее – (от 11 до 25 м.). В оползневых и осыпных телах образовались отвесные уступы размыва высотой от 10 – 12 до 20 – 25 м., а песчаные пляжи оказались полностью смытыми. В результате на склон поступило 2,56 млн. м3 рыхлого обломочного материала. 
 Сильно пострадали берегозащитные сооружения. Полностью или частично разрушены: волноотбойная стенка у мыса Таран, стенка у санатория «Лесное», опояска в пределах Светлогорской бухты, конструкции в бухте Пионерской, а также набережная в г. Зеленоградске. Катастрофическим разрушениям подвергалась и Куршская коса, особенно ее южная часть, непосредственно примыкающая к восточной окраине г. Зеленоградска. Здесь на протяжении почти 2 км. берег отступил на 19 – 20 м., а авандюна была полностью размыта. Массы морских вод устремились через эту брешь во внутренние зоны косы и достигли залива. В результате с пляжа и авандюны было смыто 83 тыс. м3 песка, к северо-востоку темп размыва был меньше, берег отступил в среднем на 8,4 м. и потерял 615,5 тыс. м3 рыхлого материала. 
В средней части косы наблюдалось чередование участков интенсивного размыва и относительно стабильных отрезков берега. Здесь авандюна и пляж потеряли 2,9 млн. м3, а берег отступил на 5 – 20 м. Северная оконечность Куршской косы также интенсивно размывалась: с авандюны смыто от 1,4 до 0,9 млн. м3 пляжеобразующего материала. Подножие авандюны отступило на 1 – 20 м., а мощность пляжа уменьшилась на 1,0 – 1,5 м. 
Значительные разрушения берегов произошли и на западном поберезье самбийского полуострова. Больше всего пострадали конусы отвалов Янтарного комбината, в которых образовались уступы высотой от 5 до 10 м., а берег отступил на 100 – 140 м. и потерял 215 тыс. м3 песка. Однако отмерший клиф, расположенный за конусами, остался недоступен даже для тккого волнения. Аналогичные уступы, защищенные широкими пляжами, сформировавшимися в последние десятилетия южнее мыса Обзорный, подверглись незначительному разрушению (1,5 – 3,0), потеряв около 300 тыс. м3 рыхлого материала. На аккумулятивном участке берега от пос. Парашютное до г. Балтийска авандюна отступила от 3 – 5 до 10 м. При этом в береговую зону попало более 0,8 млн. м3 песчаных наносов. Таким образом, в ходе десятидневного экстремального волнения берега Юго-Восточной Балтики повсеместно подвергались интенсивному разрушению, в результате которого на подводный склон поступило 9,95 тыс. м3 рыхлого обломочного материала, т. е. было смыто наносов в 22 раза больше, чем в годы со среднемноголетним режимом волнения, что является пока абсолютным максимумом для штормов, наблюдавшихся в XX веке. 
 Характкрная способность штормов 1983 г. – полное отсутствие на всем протяжении побережья Юго-Восточной и Восточной Балтики участков аккумуляции при обильном поступлении материала в береговую зону. Даже в области разгрузки предполагаемого восточно-балтийского вдольберегового потока наносов у мыса Колкасрагс вместо ожидаемой активной аккумуляции материала наблюдался размыв берега и подводного склона. За исключением отдельных отрезков, защищенных аккумулятивными формами, берег лишился пляжно и активно абрадировался. Показательно, что средняя величина разрушения как абразионных, так и аккумулятивных берегов примерно одинакова. 
 Кроме того, после серии штормов 1983 г., как и в 1967 г. не было отмечено заносимости подходых каналов портов, расположенных по ходу предполагаемого потока наносов, что может быть объяснено только преобладанием поперечного выноса материала над вдольбереговым. Подсчеты проведенные О. И. Рябковой, показали, что из почти 10 млн. м3 материала, поступившего на подводный склон в результате абразии береговых уступов и размыва аккумулятивных форм, на восстановление его профиля и пляжей ушло 60 %. Следовательно, оставшиеся 40 % составляют безвозвратные потери. 
 Эти факты свидетельствуют о том что при экстремальных волнениях материал из приурезовой части выносится разрывными течениями. 
 В переработке берегового рельефа и образовании наносов в береговой зоне активное участие принимают природные процессы неволнового происхождения в пределах берегового уступа, эоловые и гидрологические процессы, от которых в большой степени зависят рельеф береговой зоны и бюджет наносов в ее пределах, а также явления био- и хемогенной аккумуляции и денудации. 
 В зависимости от геологического строения и крутизны береговых уступов в них в разной степени развиты оползневые деформации. Не акцентируя внимания на механизме их образования, отметим основное: оползневые, обвально-оползневые и осыпные проявления, развивающиеся под совместным воздействием гравитационных и гидродинамических факторов, 0 практически единственный источник поступления наносов в береговую зону абразионных участков Юго–Восточной Балтики. 
Существенную роль в развитии рельефа побережья и формировании бюджета наносов его береговой зоны играют процессы, связанные с деятелтностью поверхностных вод и ветра, – эрозионное расчленение и эоловый перенос. Эрозионное расчленение как динамический процесс, значительно влияющий на деструктивную динамику берегового уступа, широко развито в пределах берегов Самбийсого полуострова. Этому способствуют климатические условия района, характеризующиеся большим количеством атмосферных осадков (до 917 мм/год). 
В устьевых частях малых эрозионных форм формируются эфемерные, быстро размываемые волнами пролювиальные конусы, сложенные преимущественно песчаным материалом, дополнительно питающим береговую зону наносами. К сожалению, отсутствие данных по темпам развития оврагов не позволяет в настоящее время количественно оценить вклад, который они вносят в бюджет наносов. 
Эоловые процессы широко развиты в пределах Балтийского побережья и заключаются в перемещении ветром подсушенного пляжного песка к тыловой части пляжа и формировании там своеобразных эоловых подушек и авандюн. При небольшой высоте берегового уступа, если таковой имеется, часть материала выносится на его бровку и откладывается. Наиболее ярко и результативно эоловые процессы проявляются а пределах аккумулятивных форм, сложенных песчаным материалом. Так, результатом перевевания песков Куршской косы является образование в ее пределах специфических форм прибрежно-морского рельефа: аккумулятивных (авандюн и материковых дюн) и денудационных (дефляционных котловин). В первых накапливается огромное количество отсортированного песчаного материала, который изымается из бюджета наносов береговой зоны. Лишь незначительная его часть возвращается на подводный склон и пополняет запас наносов за счет размыва авандюны а периоды экстремальных волнений. 
В определенных природных условиях важное место в ряду берегоформирующих процессов занимают процессы, связанные с биологическими и химическими превращениями вещества в береговой зоне. Значительным источником поступления рыхлого материала на подводный береговой склон служат морские организмы. Среди них в пределах мелководья главная роль принадлежит моллюскам и водорослям, которые при отмирании обогащают мелководные отложения карбонатным и кремнистым материалом. Кроме того, а процессе жизнедеятельности некоторые организмы способствуют механическому разрушению плотных донных осадков, увеличивая темпы денудации последних. Роль биогенных процессов в пополнении наносами береговой зоны Балтики относительно невелика, организмов, обладающих известковыми и кремниевыми скелетами. 
Воды Балтийского моря характеризуются сильной недостаточностью карбонатом кальция. В связи с этим и с учетом особенностей климатических условий юго-восточного побережья Балтики в его береговой зоне не только не отмечается следов химического осаждения карбоната кальция, но, напротив, происходит распространение раковин отмерших моллюсков, что уменьшает и без того незначительное количество биогенных наносов. Не отмечено и следов химической денудации, что объясняется отсутствием в составе пород, слагающих береговую зону, карбонатсодержащих разновидностей.

На берегах  Балтики гидротехнические сооружения начали строиться одновременно с  возникновением портов Данцига –  в 997 г., Клайпеды – в 1255 г., Вентспилса – в 1290 г. и т. д. 
Работы по укреплению морских берегов для сохранения приморских поселений и коммуникаций в регионе были начаты недалеко от города Кранц (Зеленоградск) еще в 1441 г., а в южной части Курской косы – в 1497 г. В то время применяли в основном ряжевые конструкции, накладки заборчики из ветвей, высыпку грунта. Как основные в гидротехническом строительстве указанные методы применялись до середины XX века.

Кроме того, построенные  на песчаных берегах порты все  время боролись с заносимостью. В XIX веке значительный размах приобрела чистка и углубление портовых акваторий, фарватеров, прокладка подходных каналов. Эти работы с все усиливающимися темпами продолжались и весь XX век.
В 1743 г. для укрепления подвижных песков Курской косы, были произведены насаждения растений. Укрепление подвижных дюн проводилось здесь  также путем сооружения заграждений  для удержания песка.
В довоенные  годы, кроме восстановления и наращивания  авандюн на Курской и Вислинсвой косах строились берегозащитные сооружения двух видов: деревянные, в преобладающем большинстве двурядные, буны с валунной наброской на фашинном основании, а также однорядные буны с повышенной головной частью и трехрядные с каменным заполнением. Строительство металлических шнутовых бун относятся к периоду 1937 – 1938 г. Деревянные буны сначала строились на Вислинской косе вблизи Балтийска как с морской, так и с заливной ее стороны. Основное количество деревянных бун сосредоточено от поселка Лесное (Самбийский полуостров) до Светлогорска. 14 деревянных бун было построено с восточной подветренной стороны Пионерского порта. Следующая группа бун разных лет постройки протянулась от поселка Прибой до 9-го км. Курской косы. Всего таких бун было построено более 220 штук на участках: поселок Донское – 1 шт., поселок Лесное – 16 шт., Лесное – Отрадное – 23 шт., В самом Отрадном – 21 шт., в Пионерском – 14 шт., в поселке Прибой – 27 шт., в районе Зеленоградска – 37 шт., и на Курской косе – 54 шт. Буны были разной длины от 35 м. до 100 – 120 м.
В 1911 – 1914 г. стали  строить короткие однорядные свайные  буны длинной до 35 – 45 м. Однако они  себя не оправдали, в 1925 – 1927 г. снова  были построены двухрядные свайные  буны с каменным заполнением длинной  от 70 до 110 м (рис. 2). Несмотря на то, что  эти буны были промоделированы на действие волн и течений и дали промоделированный положительный  эффект, на практике в очередной  раз себя не оправдали и повсеместно  вызвали значительный подветренный размыв пляжа и берега.
   
     Во  избежание начавшегося после  постройки бун размыва берега в 1937 – 1938 г. в Отрадном, Светлогорске и на корне Курской косы дополнительно  были построены промежуточные стальные буны длинной до 45 м. Однако менее  чем за 25 лет они были полностью разрушены, а уцелевшиеот полной коррозии замковые части шпунта на дне представляют большую опасность для купающихся.
     Вторыми по типу берегозащитными конструкциями  являются стенки. Первая из них была построена на мысе Таран в 1887 – 1902 гг. Она представляла из себя монолитную кладку из крупного камня. В 1983г., несмотря на проведение накануне ремонтных работ, была полностью разрушена Еще ряд стен, в основном из бетона, был построен в 30 –е годы минувшего века в поселке Лесное (Самбийский полуостров), на западном участке прогулочного променада в Светлогорске, с восточной подветренной стороны Пионерского порта. В Зеленоградске набережная со стеной в виде каменной кладки на цементном растворе была также построена в 30 –е годы. В послевоенные годы была достроена до общей длины более 1 км.
     В комплексе с гидротехническими  сооружениями на побережье Самбийского полуострова в 1911 – 1914 г. и в 1925 – 1927 г. были проведены противооползневые мероприятия (Приморье, Отрадное, Светлогорск, Пионерский), дренажные, аголесомелиоративные работы, а также работы, направленные на урегулирование поверхностного стока. В центральной части Светлогорской бухты у серпантинного спуска для стабилизации оползня были построены подпорные стенки.
     Берегозащитными сооружениями (продольными и поперечными) берег был укреплен на протяжении 27,6 км., что составило 19% от всей береговой линии. Был осуществлен также дренаж оползневых склонов, низменных участков побережья Курской косы и территории Балтийска.
      Начиная с конца XIX века вдоль морского побережья строились искусственные берегозащитные сооружения — продольные (стенки, опояски, бермы) и поперечные (буны). В итоге было возведено более 200 бун разной длинны и конструкции (Таблица 3) (деревянные, стальные шпунтовые) и 16 стенок и опоясок в основном на северном побережье и прикорневой части Курской косы.
Зеленоградск (Кранц). Для Кранца как курорта особенную важность имел пляж, который также размылся. Положение усугубилось еще и тем, что здесь был сильный удар волн, обусловленный встречей разных течений и преобладающими северо-западными ветрами, которые особенно усиливаются осенью и зимой. Поэтому необходимо было проводить работы, направленные на укрепление и содержание в исправности берега. 
С восточной стороны, на Курской косе, у Закауского леса дюны, под воздействием постоянно дующих ветров, пришли в движение. Чтобы воспрепятствовать им, было решено заняться лесопосадками. В 1820 году был сформирован комитет по защите природы, который обустраивал курортную местность – прокладывал дорожки, сажал деревья и др. Ему помогало «Управление по обустройству дюн», которое укрепляло песчаные горы. 
Как сильно здесь воздействие природных сил, показала зима 1850г., когда побережье до поздней весны было покрыто льдом шириною 15 метров, согласным позднее за несколько часов сильным юго-восточным ветром. С 1854 г. королевское курортное управление пытается защитить берег у площади Корзо от размыва. С этой целью на этом участке было вбито около 70 столбов, т. е. построена шпунтовая стенка, в ее основании были положены фашины, обложенные камни. Но эта береговая защита очень сильно пострадала от урагана (ветра северного управления), который произошел 23 декабря 1863 г. Он продолжался в течение 4 часов и был одним из самых сильных, которые случалось видеть Кранцу. 
В 1867 г. был высокий привил моря, что населенные пункт вновь пережил наводнение. Подобное случилось в 1874 и 1889 гг., тогда в воде оказалась значительная часть Кранца и близлежащего леса. Затем 23/24 октября 1899 г. была разрушена большая часть променада и рыбацкое поселение. 
Вбитые сваи становились жертвами штормов. В 1874 г. заложили сваиные буны, которые также не выдерживали натиска моря. Частью берегового укрепления являлся и променад – ряд столбов, многократно покрытых настилом. Он был полностью разрушен штормами 1890 г., 1899 г., 1914. Существенное значение для защиты берега Кранца должна была иметь лишь сооруженная в 1897 г. каменная буна. 
Но, в декабре 1931 г. штормовой прилив снова разрушил большую часть набережной и размыл дюну между Кранцем и «Вальдхаусом». Часть Плантаже и примыкающего леса были затоплены. До начала второй мировой войны несколько лет было посвящено защите побережья посредством устройства бун. Мероприятие имело успех. Но, к сожалению, из-за этого был причинен вред примыкающему берегу в восточной части Кранца, так как волны обрушивались теперь на эту незащищенную часть. Особенная опасность угрожала Кранцу и с другой стороны, в месте примыкания косы. Здесь находилось болото, которое затоплялось в случае сильных штормов. Чтобы предотвратить опасность размыва этого участка суши, которое привело бы к соединению моря и залива, была создана передовая дюна. В 1897 г. вдоль морского берега начали возводить столбовые буны, заполнение камнями. Но, не смотря на эти меры, опасность не была предотвращена.

Нойкурен (Пионерск). С 1919 года в Нойкурене начинает создаваться природный заповедник, первоначально включавший в свои пределы лесок «Кифернвельдхен».  На постоянной основе было избрано общество «Украшение». Оно постоянно стремилось к тому, чтобы сохранить имевшуюся красоту природы, заботилось об улучшении дорог и мест отдыха, а также о дорожных указателях, сооружениях и.т.д. «Украшение» совместно с Раушенским Обществом благоустроило и укрепило променад от Нойкурена до Раушена, пролегавший по высокому берегу, что способствовало оживлению пешеходного движения между обоими курортами. Обществу «Украшение» Нойкурена также удалось выкупить сосновый бор Рантау. Он должен был сохраняться в прежней форме, как памятник природы. Сначала XX в. начинает создаваться и заповедник в районе Лосось-ручья (живописный овраг на западной окраине современного г. Пионерского) [94]. 
 Но значительные берегозащитные работы в прусском поселке начались со строительства порта. Около 1902 г. (до 1924) западнее Нойкурена в заливе Вангер впервые началось строительство рыболовецкого порта, так как раньше для рыболовных судов на протяжении167 км. вдоль берега между Мемелем (Клайпеда) и Пиллау (Балтийск) не было пристани для укрытия от штормов. Наличие Железнодорожной связи между Кенигсбергом и Нойкуреном, и особенно благоприятная естественная бухта Вангер были решающим для выбора места под строительство. Плавно изгибаясь западнее Нойкурена, между «Лосось-ручьем» и мысом Вангер (ныне мыс Купальный), бухта вдавалась вглубь территории. Глубина ее составляла около 3,5 м. Природные заграждения завершились строительством мола. Было решено строить волнорез, который не должен был преграждать возникающий прибой на протяжении всей береговой линии. 
На территории порта имелась каменная дамба, предназначеная для укрепления берега и морского дна. На значительной площади нагромождены гранитные глыбы высотой около 2м. Так осуществлялась каменная защита дна. Камни предварительно раздрабливали взрывом, которые потом поднимались на борт баржи, и с помощью лебедки укладывались на дне. Ледниковый период оставил после себя на нем многочисленные гранитные залежи, которые широко использовало Государственное ведомство гидротехнического строительства. За дамбой заканчивалась территория порта. Применение собственных строительных материалов требовало меньше затрат, чем получение его из отдаленных каменоломен немецких гор. Остальное побережье между берегом и гаванью вплоть до мыса Вангер было покрыто всевозможной растительностью. 
Большое значение для рыболовецкого хозяйства и для сохранения береговой линии приобрело начатое в 1906 г. сооружение 15 бун. Это позволило сохранить местные пляжи, своей шириной (до 100 м.) выделявшиеся даже среди остальных великолепных пляжей  Янтарного берега. 
Мол, длинною в 500 м. выходил из оврага Генрих с запада и запирал  акваторию порта на востоке. Второй волнорез, длинною 300 м. страховал порт с севера. Бассейн гавани, благодаря постоянной деятельности землечерпалки, давал возможность небольшим пароходам самостоятельно заходить в гавань. Так как западная сторона гавани была одно время открытой, благодаря чему ветер приносил в нее много песка, и который землечерпалки не всегда могли  выгрести, в 1924 г. западные ворота пришлось закрыть  каменной стенкой (во избежание ее полного обмеления). 
После того, как в 1924 г. был полностью соединен северный мол с мысом Вангер в целях предупреждения обмеления внутреннего бассейна гавани массой песка с песчаного берега, стали углублять бассейн гавани и удобный вход на северо-востоке. Однако в последствии строительство мола и пристани доставляло большие огорчения. Вследствие оттеснения морского течения на восток, оно теперь попадало на пляж, так что некогда широкий пляж  все более сокращался. Чтобы устранить опасность, в 1906 году решили взяться за строительство 15-ти длинных пермычек. В результате пляж вырос в ширину почти на 100 м., и таким образом, стал самым широким на Земландском побережье. На веМощным проявлением техногенеза в береговой зоне является строительство и эксплуатация морских портов. В юго-восточном секторе Балтийского моря функционируют порт Балтийск и гавань Пионерская. До строительства порта Балтийск морфолитодинамический режим береговой зоны молов побережья определяется режимом входных и выходных течений, генерировавшихся в Балтийском проливе под воздействием ветров и волнений при участии стока рек, впадающих в Вислинский залив. Штормовые ветры западных румбов вызывали нагон у морских берегов и сгон в акватории Вислинского залива. При восточных ветрах наблюдалась обратная картина. 
 Входные и выходные течения резко изменили режим вдольберегового перемещения наносов в районе пролива и прилегающих акваторий. При входных течениях в результате перехвата части наносов, идущих с севера, началось формирование косы, вызвавшее значительный прирост  суши в акватории залива. И как следствие, активизировался размыв морского берега северной оконечности Вислинской косы. 
В 1767- 1887 гг. осуществлялось строительство молов порта Балтийск. Если до их сооружения береговая линия располагалась в непосредственной близости от равелинов крепости, то в результате заполнения «входящего угла» северного мола, море здесь отступило более чем на 400 м, а вдоль берега началось формирование дюн. 
Ориентировка ныне существующих оградительных  сооружений под углом 95-100 градусов к генеральному направлению береговой линии обеспечила наиболее благоприятные условия для режима  выходных течений в проливе и способствовала решению проблемы заносимости канала. Кроме того, для увеличения скоростей выходных течений 175-метровая оконечность северного мола была повернута внутрь канала, что сократило ширину входных ворот более чем на 100 м. и вызвало размыв дна мористее молов на 18 м. Морфологически эта зона размыва представляет собой  котловину с максимальными глубинами 28 м. В результате порт не испытывал заносимости за исключением периода с 1966 по 1978 гг., когда в канале производилось черпание в объеме 66-140 тыс. м3/год (по данным администрации порта). По времени это совпадает с периодом максимального сброса грунтов из карьеров Янтарного комбината. 
Современные молы порта Балтийск, выдвинутые в море до гл. 10 м, являются преградой для вдольберегового перемещения наносов. Они спровоцировали интенсивную аккумуляцию  по схеме заполнения «входящего угла» к северу от порта. Южнее молов отмечается низовой размыв, для борьбы с которым была построена система берегозащитных сооружений, полностью разрушенных к настоящему времени. В результате активизировался размыв морских берегов северной части Вислинской косы. 
Конструкция молов гавани Пионерская должна была обеспечить минимальную ее заносимость и, одновременно, снизить риск разрушения берегов восточнее портовых сооружений. Первоначально оградительные сооружения гавани в виде двух волноломов (северного и восточного) не соединялись с берегом, через эти прораны осуществлялся водообмен моря с акваторией гавани. 
После сооружения волноломов перемещение наносов через акваторию гавани происходило в объемах, обеспечивающих стабильное состояние берегов, расположено восточнее. Однако в 1921 г. пространство между берегом и молами было занесено  песком.  С учетом изменений в природно-техногенной обстановке пространства между молами и берегом были перекрыты монолитными конструкциями, что предотвратило  дальнейшее обмеление акватоии гавани, но одновременно увеличилась ее заносимость в районе входных ворот. Для минимизации этого процесса был удлинен северный мол, после чего оградительные сооружения порта приобрели современные очертания. Реконструкция молов позволила увеличить глубину акватории гавани  до 7 м. Низовой размыв берега со временем прекратился засчет создания «волновой тени» и поступления наносов в результате встречных вдольбереговых миграций. 
При анализе влияния молов на морфолитодинамику берегов юго-восточной Балтики выяснилось, что интенсивность и направленность морфолитодинамических процессов в береговой зоне зависит от длины этих сооружений. Если головные части молов располагаются на глубинах 3-6 метров (Швянтойи, Папе, Павилоста), то наблюдается существенная заносимость портовых акваторий и незначительное воздействие  на подветренные берега.  Головные части молов, которые достигают глубин 10-12 м. (Балтийск, Клайпеда, Лиепая, Вентспилс) вызывают подветренный размыв берегов, но уменьшают заносимость портов. В первом случае происходит огибание препятствия молов наносами , во втором – блокирование практически всей зоны вдольберегового перемещения наносов. 
Таким образом,  оградительные молы портов, как техногенное условие , оказывают существенное влияние на ход природных берегоформирующих процессов. Являясь искусственными мысами, молы портов служат препятствием для вдольбереговых миграций наносов. В результате, чаще всего, происходит аккумуляция наносов по схеме заполнения «входящего угла» у одного из молов и низовой размыв берега – у другого. Негативные последствия в виде разрушения берегов за молами (низовой размыв) устанавливаются путем одновременного проектирования и строительства берегозащитных сооружений.ршине обрыва находился береговой променад протяженностью 700 м. [94]

     Первые  берегозащитные мероприятия начались с закрепления движущихся песков дюн и дефляционных равнин Куршской и Вислинской кос. В настоящее время значительная часть поверхности этих кос (более 50%) покрыта искусственно посаженными лесными массивами. На Куршской косе со стороны залива оставлено несколько участков высоких (более 40 м) подвижных дюн, на которых оборудованы обзорные площадки для знакомства туристов с живописными ландшафтами. 
 С 1939 по 1963 г. никаких берегозащитных работ на побережье не проводилось. К конц
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.