На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Программа Столыпина по реформированию ор-ганов государственного управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  АКАДЕМИЯУПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
г. Санкт-Петербург

Факультет менеджмента

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      Тема  Программа  Столыпина по реформированию органов государственного управления

 
        Дисциплина  История государственного управления в России 
         

              Выполнил:
            Студент (ка) ____ курса

            Группа _____________

            отделения  ____________
            специальность_________
            срок обучения ________
            зачетная книжка ______
            ________________________
            Проверил:   (фамилия,  имя, отчество  преподавателя)
 
г. Фокино
2008 г.
 

      Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

ГЛАВА 1. ЭРА РЕФОРМ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

   1.1 Управление в России накануне реформ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

   1.2 Реформатор  П.А. Столыпин  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

ГЛАВА 2. СТОЛЫПИНСКАЯ РЕФОРМА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

11

2.1 Реформа местного самоуправления в системе стратегических задач 

11

   2.2 Схема реформы управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

13

Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

24

Список  использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

25

 

      ВВЕДЕНИЕ

     Тема  данной работы актуальна в связи  с тем, что в период трансформаций и перестроек с логической неизбежностью возникает потребность в осуществлении реформ в области управления. В этом плане немалый интерес представляет реформа местного управления, предложенная выдающимся государственным деятелем России П.А. Столыпиным. Учитывая различия и несходство между Россией начала XX века и Россией начала XXI века, следует обратить внимание на идеи и принципы столыпинской реформы, которые, разумеется, с определенной коррекцией, могли бы быть учтены при разработке и реализации административной реформы в настоящее время.

     Столыпинскими реформы названы именно потому, что Россия признала главенство его заслуг в деле омоложения и укрепления государственной власти и переустройстве страны. Так, возле Петра I тоже было много деятельных, энергичных и умных людей, но честь создания российского флота принадлежит по праву ему.
     Столыпин  показал, что может сделать высокообразованный человек и патриот на государственном месте, если обладает главнейшим свойством настоящего государственного человека - бескорыстием, умением и стремлением ставить народные интересы выше всех личных расчетов. Многие его современники признавали, что стремление к личной выгоде совершенно чуждо его честной и неподкупной натуре. «Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу», - эта фраза П.А.Столыпина - укор нашим культурным и образованным согражданам, обратившим свое образование и культуру исключительно на личную выгоду, пользу.
 

ГЛАВА 1.
  ЭРА РЕФОРМ
      1.1 Управление в России  накануне реформ
 
      По  форме правления Россия к началу XX столетия являлась самодержавной монархией. Статья 1-я Основных законов государства гласила: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Такой тип государственной власти подразумевал ее независимость от каких-либо иных государственных учреждений. Самодержавная монархия имела религиозно-православное освящение: монарх считался «помазанником Божиим». Но главное — самодержец являлся единственным источником законов. Право издавать законы принадлежало только ему.
      Монархия  в России считалась наследственной, по началу первородства, с предпочтением мужского пола женскому.
      Все члены императорской фамилии  обязаны были быть православными. Близость к монарху создавала для многих членов фамилии реальные возможности влияния на политическую и экономическую жизнь страны.
      Совещательным органом в России являлся Государственный совет, существовавший с 1810 г. Его задача формулировалась так: «Подавать императору мнения по вопросам законодательства». Если Государственный совет не приходил к единому мнению, монарху представлялись различные точки зрения. Решение по ним принимал он единолично, при этом мог встать на точку зрения меньшинства.
      Одним из высших органов государства оставался  с петровских времен Правительствующий  Сенат, исполнявший с 1802 г. функции  суда, надзора и толкования законов.
      Непосредственная  исполнительная власть принадлежала министерствам. Среди них важнейшими были: внутренних дел, иностранных дел, военное, морское, финансов, народного просвещения. Деятельность министерств объединялась Комитетом министров. Впрочем, этот Комитет не являлся правительством в привычном смысле слова. В России до октября 1905 г. не существовало должности премьер-министра, которому бы подчинялось правительство. Каждый министр докладывал о делах своего министерства непосредственно императору. Ему также напрямую подчинялись генерал-губернаторы и градоначальники Москвы и Петербурга. Громоздкая бюрократическая система служила опорой самодержавия. К началу XX века в стране насчитывалось более 430 тыс. чиновников, т. е. один на каждые 300 человек. Малые оклады чиновников, особенно на низших ступенях иерархической лестницы, способствовали взяточничеству и коррупции.
      Судопроизводство  и судебное устройство основывались на судебной реформе 60-х гг. XIX века. В стране функционировал суд присяжных. Для судебных процессов были характерны гласность и состязательность сторон. Однако не было отменено принятое вскоре после убийства террористами императора Александра II «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведении определенных местностей империи в состояние усиленной охраны», по которому виновность того или иного лица, подозреваемого в политических преступлениях, определялась не судом, а субъективным мнением чиновников.
      Охраной государственной безопасности занимался Департамент полиции. Его сотрудники и агентура действовали достаточно эффективно и были неплохо осведомлены о многих явлениях в нарастающем антиправительственном движении.
      В жизни страны серьезную роль играло местное самоуправление, традиции которого уходят в России в глубь веков. Законодательно оно было закреплено в 60—70-е гг. XIX века в форме земств и городских дум. Они избирались представителями крестьян, землевладельцев и горожанами. В сферу их ведения входили медицина и дорожное строительство, статистика и агрономия, народное образование и страховое дело. Земства активно способствовали развитию народной инициативы, направленной на положительное переустройство местной жизни. К началу века правительство усилило роль дворянства в земствах, их бюрократическую опеку. Поэтому в земском движении нарастали оппозиционные настроения.
      Аналогом  земств в городах было городское  самоуправление. К выборам в городские думы допускались только домовладельцы.
      В сельской местности многое определялось «миром», то есть сельской общиной, которая считалась одной из опор как народной жизни вообще, так и самодержавного строя в особенности.
      Система законов, действовавшая в стране, была достаточно отрегулирована и затрагивала массу экономических, социальных и культурных проблем. Квалификация правоведов России оценивалась в мире очень высоко. Однако в правовом регулировании нуждались вопросы рынка, взаимоотношений работодателей и наемных работников, купли-продажи земли — словом, все то, что относится к развитию рыночных отношений. Не были отрегулированы и вопросы, определяющие права граждан на участие в выборах, которые, естественно, противоречили идее самодержавной монархии.
      Верховная власть и государственный аппарат  пытались совместить традиционные устои  в организации власти с намерением проведения реформ, конечная цель которых до конца не осознавалась. Так, 26 февраля 1903 г. в императорском Манифесте говорилось об убежденности «хранить вековые устои Российской державы», подавлять «смуту». Одновременно провозглашалось намерение расширять свободу вероисповедания и идти по пути ослабления «сословной неравноправности» крестьян, т. е. большинства населения страны.
     1.2 Реформатор  П.А.  Столыпин
     После роспуска первой Государственной думы перед государем стоял опрос: продолжать ли начатый опыт или признать его неудавшимся, как предлагали правые? Государь определенно высказался за первый путь, и в составе правительства он нашел именно того человека, который наиболее подходил для выполнения поставленной задачи - Петра Аркадьевича Столыпина.
     П.А. Столыпин был человек большого личного  мужества, способный решать и энергично действовать, выдающийся оратор, искренне преданный государю монархист, не пытавшийся «ультимативно» навязывать ему свои взгляды. Перед министерским постом он занимал должность саратовского губернатора и в то же время был хорошо знаком и с земством, и аграрным вопросом, и с механизмом аппарата власти.
     Назначенный премьером (с сохранением поста  министра внутренних дел) в день роспуска первой Государственной думы (9.7.1906 г.), Столыпин первым же своим циркуляром (от 11 июля) обратил на себя внимание и вызвал за границей сочувственные комментарии. «Открытые беспорядки должны встречать неослабленный отпор. Революционные замыслы должны пресекаться всеми законными средствами»,- говорилось в циркуляре и тут же добавлялось: «Борьба ведется не против общества, а против врагов общества. Поэтому огульные репрессии не могут быть одобрены... Намерения государя неизменны... Старый строй получит обновление. Порядок же должен быть «охранен в полной мере».
     П.А. Столыпин хотел подчеркнуть направление  своего кабинета, привлекши в его состав несколько общественных деятелей: так, в министры земледелия намечался Н.Н. Львов, в министры торговли А.И. Гучков, обер-прокурором синода предполагалось назначить Ф.Д. Самарина. Но из этих переговоров ничего не вышло. Общественные деятели ставили слишком большие требования (пять министров из «общества» и опубликование их программы от имени всего кабинета). «Говорил с каждым по часу. Не годятся в министры сейчас. Не люди дела»,- сообщил государь в записке Столыпину после бесед с Гучковым, Львовым и Самариным.
     25 августа 1906 года в газетах появились  одновременно два знаменательных документа: обширная программа намеченных правительством законодательных мер и закон о военно-полевых судах.
     В перечень намеченных реформ «входили: свобода вероисповеданий, неприкосновенность личности и гражданское равноправие, улучшение крестьянского землевладения, улучшение быта рабочих (государственное страхование), введение земства в Прибалтийском и в Западном крае, земское и городское самоуправление в Царстве Польском, реформа местного суда, реформа средней и высшей школы, введение подоходного налога, объединение полиции и жандармерии и издание нового закона об исключительном положении. Упоминалось также об ускорении подготовки созыва церковного собора и о том, что будет рассмотрен вопрос, какие ограничения для евреев, «вселяющие лишь раздражение и явно отжившие», могут быть немедленно отменены.
     Закон о «Военно-полевых судах», которому предшествовал длинный перечень террористических актов последнего времени, вводил в качестве временной меры особые суды из офицеров, ведавшие только делами, где преступление было очевидным. Предание суду происходило в пределах суток после акта убийства или вооруженного грабежа. Разбор дела мог длиться не более двух суток, приговор пригодился в исполнение в 24 часа.
     Левая пресса главное внимание обратила на военно-полевые суды и не находила достаточно резких слов для их осуждения. Правая пресса высказывала недовольство программой намеченных других реформ.
     П. А. Столыпину удалось разорвать заколдованный круг. До этого времени проведение реформ неизменно сопровождалось общим ослаблением власти, а принятие суровых мер знаменовало собою отказ от преобразований. Теперь нашлось правительство, которое совмещало обе задачи власти, и нашлись широкие общественные круги, которые эту необходимость поняли.
     Правительство решило приступить к законодательной  деятельности. Продолжавшийся политический конфликт не должен был долее задержать  проведения насущных реформ» В нормальное время такое законодательство, по 87-й статье Основных Законов, разрешающей только проведение неотложных мер в промежутках между сессиями Государственной думы, было бы спорным с правовой стороны, но в переходный период, когда законность еще не вылилась в окончательные формы, такой образ действий был наиболее правильным.

     9 ноября 1906 года был издан указа  о раскрепощении общины. Этим  актом русская власть окончательно  порывала с земельной политикой  царствования императора Александра III, с народническими тенденциями охраны общины и становилась на путь развития и укрепления частной земельной собственности в деревне.

     Главная заслуга в проведении этой реформы  принадлежит, бесспорно, П. А. Столыпину. В разработке указа участвовали  А. В. Кривошеий, В. И. Гурко, А. И. Лыкашин, А. А. Ритгах и другие знатоки сельского хозяйства, но ответственность за решение спорного вопроса взял на себя П. А Столыпин, встретивший в этом полную поддержку государя.
     Таким образом, земельная реформа осуществлялась. Но она проводилась не в виде разрушения жизнеспособной части крупного землевладения и «благотворительной» прирезки земель крестьянам без разбора, а в виде поощрения хозяйственных, энергичных элементов крестьянства. Интересам лучших, крепких элементов, этой опоре государственного хозяйства, отдавалось предпочтение перед уравнительными и благотворительными соображениями.
     Наряду  с крестьянской реформой кабинет  П. А. Столыпина провел по 87-й статье еще несколько важных мер: указ 14 октября о свободе старообрядческих общин, указ 15 ноября об ограничении рабочего дня и о воскресном отдыхе приказчиков и другие.
     3 июня 1907 г. был издан новый избирательный  закон, он преследовал одну  цель: создать, при минимальной  ломке действующих законов, такое  народное представительство, которое бы стало добросовестно работать в рамках существующих законов. Новый закон - это было его оригинальной чертой - никого не лишал избирательного права (только в Средней Азии было признано, что, эта область еще «не созрела» для выборов). По новому закону крестьяне избирали 22,5%, землевладельцы - 50,5%, горожане и рабочие - те же 27%. Но горожане при этом разделились на две «курии», голосовавшие отдельно, причем первая курия («цензовая») имела больше выборщиков. Кроме того, было сокращено представительство окраин: Польши - с 36 до 12 (и 2 депутатов от русского населения), Кавказа - с 29 до 10, что было отступлением от того начала имперского равенства, которое было положено в основу прежнего закона.
     Но  самый манифест 3 июня 1907 года имел еще  большее принципиальное значение, чем избирательный закон. Он окончательно определил новый русский государственный строй, завершил ту перестройку, которая была начата рескриптом 18 февраля 1905 года, и создал ясность, которой так не хватало в переломные годы.
     Манифест  провозглашал, что историческая власть русского царя остается основой государства. Все законы исходят от нее. Манифестом 17 октября и Основными Законами 23 апреля установлен новый законодательный путь, ограничивающий царскую власть в области издания новых законов. Но в случае, если спасение государства не может быть достигнуто на обычном законодательном пути, за царской властью остаются обязанность и право изыскать иной путь.
     Государь  как был, так и остался Верховным  вождем страны. Он вывел ее из войны  и смуты и манифестом 3 июня 1907 года довел до конца дело преобразования: в России утвердился новый строй - думская монархия.
 

ГЛАВА 2.

СТОЛЫПИНСКАЯ  РЕФОРМА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1 Реформа местного  самоуправления в  системе стратегических  задач
     Приступая к разработке реформы местного управления, П.А.Столыпин считал, что она не должна быть самоцелью исполнительной власти, а функциональным средством и механизмом, способствующим результативному проведению системных преобразований. Недаром и разработка, и реализация реформы местного управления самым непосредственным образом увязывалась П.А. Столыпиным с решением следующих стратегических задач:
    сохранение единства и неделимости страны;
    реальное обеспечение прав и свобод граждан;
    раскрепощение личности и пробуждение ее творческих стимулов;
    формирование гражданского общества и правового государства;
    создание среднего класса и эффективной экономики;
    утверждение частной собственности и свободного труда;
    введение социальных гарантий населения;
    упрочение внешнеполитического авторитета Великой России.
    П.А.Столыпин прекрасно  сознавал, что в условиях качественно  новых преобразований старый административно-бюрократический  аппарат, сформированный преимущественно по сословному принципу, пронизанный коррупцией, не только оторванный, но и противостоящий местному управлению, явно не способен находить адекватные ответы вызовам времени. В представлении П.А.Столыпина речь, по сути, должна была идти о формировании новой генерации административно-управленческой элиты, для которой характерными чертами должны были стать: социальная мобильность, высокий профессионализм и компетентность, желание и умение работать одной «командой», открытость инновациям, идущим, в том числе, и со стороны общества. Не случайно девизом столыпинской концепции реформы местного управления стало: «Единое понимание замысла реформ и единая воля при их реализации».
     Замышляя  реформу местного управления, П.А.Столыпин считал важным наладить четкую прямую и обратную связь между центральными и местными исполнительными структурами и институтами, достичь синхронность их действий в деле реализации реформ. Учитывая слабую структурированность российского общества, которое еще находилось в начальной стадии трансформации в гражданское общество, он настаивал на том, что реформированные управленческие структуры должны, образно говоря, выполнить роль «оперативной разведки», не только чутко улавливая импульсы, идущие со стороны общества, но и сами инициируя новые задачи. Таким образом, реформа местного управления, по замыслу Столыпина, должна была сыграть роль мобилизационного фактора в деле дальнейшего динамичного развития России.
     Свое  теоретическое обоснование и  конкретное законодательное оформление столыпинская реформа местного управления получила в серии взаимосвязанных  основополагающих документов, впервые опубликованных Фондом изучения наследия П.А.Столыпина: «Главные начала устройства местного управления» (1906), «Об установлении главных начал устройства губернских учреждений» (1907), «Главные начала преобразования земских и городских общественных управлений» (1907), «Положение о поселковом управлении» (1907), «Положение о волостном управлении» (1907), «Проект заключения об изменении и дополнении действующих узаконений об уездных установлениях в губерниях, управляемых по общему учреждению губернскому» (1907), «Положение о правительственных участковых комиссарах» (1907), «Положение о губернском управлении» (1907).
     Таким образом, П.А.Столыпин последовательно  выступал за совершенствование вертикали исполнительной власти, за повышение ее качества, за максимальное задействование административного ресурса в процессе реализации реформ.
     2.2 Схема реформы управления
     Общая схема реформы управления выглядела  следующим образом:
     Низовое звено управления - поселковое управление - возлагалось на земельные, волостные и поселковые общества, а также на сельские союзы. 
           Земельные общества, созданные в результате упразднения особого сословного управления крестьян, получали право юридических лиц и право самообложения. В них входили домохозяева, владеющие участками полевой или усадебной земли, из состава принадлежащих обществу надельных земель. Учреждениями общественного управления земельного общества являлись:

      а) земельный сход (распорядительный орган), состоящий из всех членов данного общества, и
      б) земельный староста (исполнительный орган), избираемый сходом. Компетенция земельного схода ограничивалась исключительно хозяйственными функциями, а земельный староста, помимо выполнения решений схода, исполнял:
      а) поручения участкового комиссара  и земских учреждений по делам, касающимся исключительно благоустройства и благосостояния селения, и
      б) распоряжения по подаче помощи в чрезвычайных случаях (пожары, наводнения, эпидемии).
   Поселковое управление возлагалось на волостные общества лишь в тех волостях, в состав которых входило только одно сельское населенное место. 
          Собственно поселковое управление возлагалось на поселковые общества, состоящие из лиц и учреждений, владеющих недвижимыми имуществами, либо содержащих торговые, промышленные или ремесленные заведения в черте усадебной оседлости сельского населенного места. Обладая правом юридического лица, поселковое общество могло приобретать и отчуждать как движимое, так и недвижимое имущество, распоряжаться своими имуществами и капиталами, принимать пожертвования, вступать в договоры и обязательства, а также обращаться в судебные инстанции через своих поверенных.

     Учреждениями  управления поселкового общества являлись:
      а) поселковый сход (распорядительный орган) и
      б) поселковый староста (не моложе 25 лет), утверждаемый в должности участковым комиссаром: помощники старосты: поселковый писарь и вспомогательные должностные лица - составляли исполнительный орган.
   Поселковый сход состоял из всех членов общества, владеющих  лично не менее одного года, в  пределах поселкового общества:
      а) усадебными местами с жилыми постройками, либо
      б) иного рода недвижимым имуществом, а также торговыми, промышленными или ремесленными заведениями, обложенными земскими сборами в сумме не менее двух рублей в год. Лица женского пола участвовали в сходе через уполномоченных, а лица, не достигшие 21 года - через опекунов и попечителей.
     Не  имели права участия в сходе:
    иностранные подданные;
    монашествующие;
    чины общей полиции;
    осужденные и состоящие под следствием;
    подвергавшиеся, по судебным приговорам за преступные деяния, лишению или ограничению прав состояния, либо исключению из службы;
    объявленные несостоятельными должниками;
    лишенные духовного сана или звания за пороки;
    исключенные из среды обществ и дворянских собраний;
    состоящие под гласным надзором полиции.
     Поселковые  гласные (в составе не более 60 человек) избирались на трехлетний срок путем  тайного голосования. В компетенцию  поселкового схода входил широкий  круг проблем, связанных с жизнедеятельностью и жизнеобеспечением поселкового общества:            
    избрание исполнительных органов поселкового общества, членов сельского совета и общественных ссудно-сберегательных касс;
    запрещение и разрешение открытия в пределах общества частных питейных заведений;
    рассмотрение строительного плана селения;
    устройство и содержание ночных караулов, пожарных обозов, дорог, улиц, площадей, сточных труб, прудов, колодцев, канав, мостов, гатей, переправ;
    выдача пособий из общественных средств на устройство и содержание правительственных, церковных, земских и частных учебных заведений, больниц, богаделен, приютов;
    назначение и раскладка между членами общества денежных сборов на общественные потребности;
    установление и раскладка между членами общества натуральных повинностей;
    распоряжение общественными имуществами и капиталами;
    заключение займов на нужды общества в размере не свыше общей суммы годовой сметы общества;
    подача жалоб по делам общества через уполномоченных и поверенных.
     Достаточно  широким был круг обязанностей должностных  лиц поселкового общества, которые все время должны были посвящать выполнению своих функций. Недаром в законопроекте «Положение о поселковом управлении» специально подчеркивалось, что должности поселкового старосты и его помощников не могут быть совмещаемы ни с какими иными общественными должностями, кроме должностей земельного старосты, а также волостного старшины. Характерно также, что должности старосты и его помощников не могли в одно и то же время занимать лица, находящиеся в родстве или свойстве с ним, а также участники в одном торговом, промышленном или ремесленном предприятии. Староста и его помощники на время исполнения службы освобождались от исполнения всяких натуральных повинностей. Сумма содержания поселковым должностным лицам определялась поселковым сходом на трехлетний срок и не могла быть уменьшаема, без их согласия, до истечения этого срока.
     На  поселкового старосту возлагались  следующие обязанности:
    созыв и роспуск поселкового схода;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.