На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разработка новых мероприятий и туров в период кризиса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение…………………………………………………………………….3
     1. Теоретические основы необходимости  разработки новых направлений  деятельности в период кризиса……………………………………5
     1.1. Антикризисное управление в туристских  организациях……………5
     1.2. Необходимость разработки новых туров в период кризиса……….11
     1.2.1. Планирование тура…………………………………………………11
     1.2.2. Проектирование тура……………………………………………….14
     1.3. Обеспечение безопасности пеших  туров в период кризиса……….19
     2. Состояние пеших туров в природном  парке «Ергаки»………………33
     2.1. Общая характеристика объекта исследования……………………..33
     2.2. Перспективность развития пешеходного  (горного) туризма в природном  парке «Ергаки» …………………………………………………….41
     2.3. Проблемный аспект в освоении  природных ресурсов и развитие  туризма в природном парке  «Ергаки»………………………………………….44
     3. Разработка и экономическое обоснование  пешего (горного) тура в «Ергаках»…………………………………………………………………………49
     3.1. Пример разработки пешего (горного)  маршрута в природном парке  «Ергаки»………………………………………………………………………….49
     3.2. Финансово-экономическое обоснование тура «Обзорный»……….55
     Заключение………………………………………………………………...62
     Список  использованной литературы и источников…………………….63 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

 
      В развитии туристской отрасли в России и ее регионах из-за кризиса наступил этап существенной переоценки и поиска новых подходов к решению проблем развития туристской индустрии на государственном уровне. Разработка и принятие новых законов, программ, основные цели которых: создание высокоэффективного конкурентоспособного туристского комплекса, способного удовлетворить рекреационные потребности местного населения, российских и иностранных туристов; участие в развитии экономики края, в том числе за счёт налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и увеличения рабочих мест, сохранения и рационального использования природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала района.
      Выездной  туризм, доля которого по-прежнему велика, оставляя бесценные туристские ресурсы  края без использования, переводит  средства туризма в сферу экономики других стран. Туристский капитал края, вывозимый за границу посредством выездного туризма, финансирует зарубежную экономику, сокращает зарубежную безработицу, увеличивает доходы зарубежных стран.
      Туризм  и рекреация становятся экологически наименее опасным способом географического (территориального) перераспределения капитала: из высоко освоенных районов с разрушенной природной (а нередко и культурной) средой в слабо освоенные территории со сравнительно девственной природой и культурой. Среди регионов планеты, обладающих ресурсами рекреации и туризма, начинается острая конкурентная борьба за привлечение туристов и инвестиций в сферу отдыха.
      Туризм  является не только источником прибыли, но и сильным фактором роста престижа региона. В настоящее время туризм в районе Западного Саяна имеет большие потенциальные возможности, особенно виды активного туризма,  а также многие виды экстремального туризма. Естественно туризм в Ермаковском районе, как и туризм в любом другом регионе, крае или стране, сталкивается со множеством трудностей. Но, несмотря на это, его необходимо развивать, тем более что природные условия Западного Саяна хребта Ергаки позволяют нам это делать.
      Целью многих туристских фирм города и края на данном этапе развития экономики  становится выживание на туристском рынке. Основой выживания становится эффективное антикризисное управление своей организацией. Так же встает вопрос о создании недорогих и в то же время интересных туров. Красноярский край обладает огромным потенциалом для создания такого рода туров. Одним из таких районов высоких туристских возможностей становится Ермаковский район Красноярского края, а именно природный парк «Ергаки».        Актуальность темы курсового проекта объясняется тем, что спортивный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма
     Цель  работы: теоретически показать и разработать  на основе анализа природного парка  «Ергаки» новый пешеходный тур.
     Задачи:
     -Изучить теоретические основы необходимости разработки новых направлений деятельности в период кризиса;
     -Показать состояние пеших туров в природном парке «Ергаки»;
     -Разработать и дать экономическое обоснование пешего тура в «Ергаках».
    Объект  исследования: природный парк «Ергаки».
    Предмет исследования: туристский потенциал  природного парка «Ергаки» для создания и развития пешеходного туризма. 
     
     
     

     1. Теоретические основы  необходимости разработки  новых направлений  деятельности в  период кризиса
      1.1. Антикризисное управление в туристских  организациях
      Кризисное состояние отдельных фирм в условиях рынка естественно: не все оказываются способными выдержать конкуренцию.
      В России большее количество фирм по существующим меркам давно следует  считать банкротами. К сожалению, среди них много крупных.
      Основная  причина рыночной несостоятельности - грубейшие просчеты руководителей, низкий уровень менеджмента, отсутствие опыта работы в условиях рынка, а также стремление многих из них обогатить себя, свою семью, приближенных за счет трудовых коллективов.
      Проводимые  сегодня процедуры банкротства  многих фирм, в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», призвана привести к появлению на них новых собственников, новых менеджеров, способных эффективно функционировать на рынке, соблюдая действующее законодательство.
      Новым управляющим нужно в полной мере осознать, что «делают деньги» не они, а их труженики, трудовой коллектив.
      Общеизвестна  триада, определяющая ныне успех в  бизнесе — «Люди -продукт-прибыль». Стабильность бизнеса, прочность позиции  фирмы на рынке, ее финансов   обеспечивают, прежде всего, люди.
      Однако  самое главное- менеджер. В каждом конкретном случае успех зависит  от личных качеств и достоинств менеджера, являющегося мотором рыночной экономики. Сегодня опыт убеждает, что очень  важно не попасть в «черные  дыры» экономики, т.е. фирмы, которые, поглощая в изобилии ресурсы, просто не в состоянии произвести конкурентоспособную продукцию, поскольку большинство из них оснащены техникой вчерашнего дня, не выдерживают конкуренции с потоком высокотехнологичных товар.
      В крайне сложных современных условиях России реальных успехов в антикризисном управлении могут добиваться только всесторонне подготовленные менеджеры, новаторы. Так каким образом управлять персоналом в условиях кризиса в фирме и какими качествами при этом должен обладать современный менеджер?
      Повышение уровня конкурентоспособности организации, в том числе и в условиях кризиса в большей степени определяется качеством имеющегося персонала: его квалификацией, потенциалом, степенью сплоченности. Качества отдельных руководителей играют немаловажную роль для эффективной деятельности фирмы, но его стабильность и степень «выживаемости» зависят, прежде всего, от качеств «среднего» персонала, определяющиеся существующей системой управления трудом.
      В условиях рыночной экономики конкурентоспособность  фирмы определяется тем, насколько мобильно она реагирует на любое изменение внешней среды, насколько чутко улавливает изменения потребностей рынка, насколько она готова к постоянным изменениям.
      В этих условиях требуется принципиально  новый тип работника: высококвалифицированный, инициативный, склонный к инновациям, готовый самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, привязывающий свои личные цели к целям фирмы, в которой работает, ориентированный на долгосрочное сотрудничество.
      Базисной  причиной кризисного состояния фирм, наряду с микро- и макроэкономическими причинами является несоответствие принципов и методов управления персоналом современным условиям. Правильное использование персонала фирмы является главной причиной ее успешной работы. И, наоборот, незнание способностей людей, их возможностей, расстановка людей в нарушение личностных интересов является одной из возможных причин кризиса фирмы. Фирма, находящееся в системном кризисе сталкивается не только с проблемами технологического или финансового характера, но и с такими «кризисогенными» проблемами в сфере управления персоналом, как:
      1. чрезмерная жесткость и иерархичность  организационных структур;
    монополизация  информации,  полномочий  и  ответственности  в рамках руководства фирмы;
    отсутствие четкого, рационального распределения функций;
    отсутствие общих для всего персонала традиций и норм поведения;
    избыточная численность персонала, несоответствие его квалификационной структуры потребностям фирмы;
    низкая производительность.
      Все вышеуказанные явления обусловлены недостатками существующей в фирме системы управления трудом. Совершенствование системы управления персоналом является одним из направлений антикризисной стратегии фирмы, что должно быть отражено в антикризисной программе. Программа должна предусматривать переориентацию на принципиально новые цели и методы работы с персоналом. К ним относятся:
    ориентация на полное использование кадрового потенциала фирмы;
    уменьшение иерархических     уровней      управления,      упрощение 
    организационных структур за счет децентрализации полномочий;

    разработка критериев оценки результативности деятельности работников;
    совершенствование  стимулирования  работников,   переход   к   предельно гибким системам оплаты труда, ориентирующим на эффективный труд не только на его рабочем месте, но и на достижение конечных целей фирмы;
    создание эффективной системы совершенствования кадрового потенциала фирмы на основе программ развития персонала;
    выработка  корпоративной  культуры  фирмы,  обеспечивающей   высокие социально-экономические показатели.
      Согласно  концепции организационной культуры, принятой в современном менеджменте, фирма рассматривается как живой  организм, способный за счет собственных  ресурсов к постоянному обновлению.
      Адаптация к изменениям внешней среды расценивается в настоящее время как норма деятельности фирмы в рыночной экономике. Успех этого определяется тем, насколько работники интегрированы в систему ценностей фирмы, готовы ли они к постоянным новациям, существует ли на фирме единая организационная культура. Состояние корпоративной культуры фирмы является результирующей деятельности по управлению имеющимся персоналом и, одновременно, индикатором соответствия или несоответствия принципов и методов системы управления персоналом.
      Новые методы управления человеческими ресурсами, ориентированные на быстрые технологические изменения и инновационость превращаются в важные компоненты стратегии управления. Работники начинают рассматриваться как ключевые ресурсы.
      Без радикального изменения приоритетов  работы с персоналом, без отказа от старых методов и принципов управления фирма сохраняет слабые адаптационные возможности, что приведет его к последующим кризисам.
      Разработка    антикризисной    программы    производится    на    основе диагностирования сложившейся на фирме системы управления персоналом. С   помощью   диагностики   выявляются   особенности   персонала,   его мобилизационные и адаптивные возможности, т.е. факторы, способствующие и   препятствующие   эффективной   реализации   задач   вывода     фирмы   из кризиса. В частности выявляются:
    соответствие организационной структуры целям и задачам фирмы;
    соответствие     структуры     и     численности     персонала     текущим и перспективным целям фирмы;
    степень эффективности внутриорганизационных коммуникаций;
    социально-психологический климат в коллективе; причины конфликтов;
    степень групповой сплоченности работников в рамках фирмы;
    характеристики существующей организационной культуры;
    уровень компетентности руководителей, квалификация состава персонала;
    степень участия работников разных уровней в управлении;
    социальная ответственность фирмы;
    характер взаимоотношений администрации с персоналом;
    степень эффективности существующей системы стимулирования;
    наличие или отсутствие инновационных традиций.
      Без проведения диагностики состояния  и определения динамики развития существующей системы управления персоналом не представляется возможным оптимально запланировать мероприятия по выходу из кризиса.
      При изучении кадровых процессов в организации, находящейся в состоянии кризиса, модно выделить следующие задачи:
    определение степени эффективности системы управления трудом в фирме, 
    ее соответствия новым экономическим реалиям деятельности фирмы;

    определение прогрессивности развития системы управления персоналом;
    выявление     «узких  мест»  и,  наоборот,  тех  элементов существующей системы     управления     персоналом,     способствующим     (реально или потенциально) ее дальнейшему прогрессу;
    степень  готовности  коллектива  к  стратегическим     изменениям и его адаптивные возможности.
      При разработке планов реорганизации кризисной  фирмы, при определении глубины  и масштабов преобразований, их приоритетности, очередности и методов проведения должны быть учтены те уникальные для  каждой фирмы параметры социальной ситуации, которые задаются сочетанием внутриорганизационных особенностей персонала и действием внешних факторов. Только такой подход позволит реализовать антикризисную программу с наибольшей эффективностью.
      При реализации антикризисных программ необходимо иметь в виду, что сфера трудовых отношений относится к наиболее консервативным в системе управления фирмой. Внедрение новых технологий и освоение новых видов продукции требуют от персонала гораздо меньше интеллектуальных затрат и сопровождаются меньшим эмоциональным всплеском, чем любые изменения в области управления персоналом, которые всеми категориями работников будут восприниматься как угроза устоявшимся традициям.
      В процессе внедрения новаций в  область управления трудом достаточно сложно прогнозировать источники в силу сопротивления со стороны тех или иных социальных групп. Мешает и консервативность нормативной правовой базы, регламентирующей сферу трудовых отношений, позволяющей работникам саботировать выполнение тех или иных мероприятий антикризисной программы. В связи с этим, технология внедрения новаций в области управления персоналом своим обязательным компонентом должна иметь меры предотвращения коллективных протестов.
      Для разработки планов антикризисных мероприятий  обычно создается специальная управленческая команда, способная делать квалифицированные прогнозы развития ситуации, оперативно собирать и обрабатывать информацию, эффективно пополнять и своевременно вносить корректировки в план антикризисных мероприятий.
      Обязательным  элементом плана антикризисных мероприятий в области управления персоналом должны стать привлечение персонала, профсоюзных и общественных организаций к разработке и реализации данных мероприятий. Необходимо провести обсуждение этой части программы на общем собрании трудового коллектива. У работников должно быть сформировано положительное отношение к происходящему.
      Параллельно необходимо формировать имидж антикризисного управляющего как социально-ответственного лидера, развернуть сеть коммуникаций между антикризисным управляющим и коллективом.
      Одним из этапов разработки плана мероприятий  реформирования в области управления персоналом является определение очередности  мероприятий с учетом взаимосвязи  элементов системы управления. Периодический  анализ настроений персонала позволит своевременно скорректировать эту очередность с учетом адаптированных возможностей трудового коллектива. Каждый этап внедрения программы реформирования должна предварять превентивная работа с персоналом. Полезны также периодические консультации с руководителями низового звена, т.к. категория является самой консервативной в социальном отношении.
      После проведения каждого этапа антикризисной  программы необходимо информировать  персонал о достигнутых результатах, создавать атмосферу успешного  продвижения к цели, его соучастия в общей работе, ориентировать работников на решении задач следующего этапа.
      Планирование  мероприятий должно проводиться  так, чтобы перед работниками  были поставлены цели, достижение которых  возможно за достаточно короткий период, результаты достижения которых, были бы «видимы» для персонала (для формирования уверенности в конечном успехе)
      Продолжительность проведения антикризисных преобразований зависит от целого ряда факторов. К  ним можно отнести глубину  необходимых изменений, степень  профессиональной, психологической, технической готовности к ним персонала, уровень проведения мероприятий.
      Важно понимать, что начатые преобразования являются первым шагом на пути становления  управления персоналом, адекватной реалиям  экономики. Создание эффективной системы управления трудом процесс длительный. Необходимо изменение приоритетов управления в сторону человеческих ресурсов, считающихся главным достоянием фирмы, основным фактором его стабильности и эффективности.
    1.2. Разработка  новых туров в период кризиса 

      1.2.1. Планирование тура 

      Планирование  туров - это изначальная функция  турфирмы, которая должна обеспечить создание привлекательного и конкурентоспособного тур.продукта для его последующей  реализации на рынке. Планирование туров  должно базироваться исключительно на предварительной оценке спроса на отдельные виды программ на рынке и предложения конкурентов.
      Планирование  новых туров в условиях кризиса, как правило, обязательно должно учитывать привлекательность и  минимальную стоимость. Для этого  необходимо искать недорогих поставщиков туристских услуг… Другими словами, брать максимум возможностей за самые минимальные затраты, учитывая при этом качество предоставляемых услуг, иначе можно потерять и клиента, и прибыль.
      Разработка  туристского продукта - достаточно сложный, многоступенчатый процесс, требующий комплексного, системного анализа и осуществляемый при выполнении ряда условий:
    проведение маркетингового исследования рынка для определения потенциального потребительского спроса на различные виды туристского продукта;
    определение видов, форм и элементов турпродукта, периодичности его предоставления;
    анализ реальных затрат на разработку и реализацию предполагаемого к продаже турпродукта;
    оценка экономической эффективности и целесообразности разработки турпродукта на основе данных о его предполагаемых доходах и расходах.
      Процесс разработки и реализации турпродукта  потребителю включает четыре этапа:
      1. Исследование рынка, спроса и  предложения, разработка программы  тура, его экономическая и ценовая  проработка.
      2. Экспериментальная оценка разработанной  услуги и турпродукта, т.е. первый  пробный тур, презентация продукта  и его реклама, анализ пред полагаемого спроса на данный турпродукт.
      3. Внедрение турпродукта; проработка  технологической документации (договоров, графиков заездов, программ обслуживания и др.); обучение персонала, его стимулирование.
      4. Формирование системы управления  производством и сбытом нового  турпродукта, обеспечивающей его  реализацию и постоянное совершенствование  в соответствии с запросами потребителей.
      В основу формирования туристских программ и маршрутов для детей и  подростков вкладывается тщательная проработка тура, определение содержания и учёт определённых  аспектов:
    регион путешествия и вид туризма. Например, если предусматриваются экскурсионно-познавательные туры, учебно-познавательные, и экскурсионно-познавательные туры, при этом выбираются регионы с наиболее интересными туристскими достопримечательностями. Если же фирма намерена выйти с предложением туров направленных оздоровление и отдых, то следует рассматривать регионы, обладающие соответствующими природными ресурсами: теплое море, солнце, пляж;
    сезон и продолжительность поездок. Для совершения экскурсионно-познавательных туров и учебно-познавательных туров предпочтительнее - осенне-зимние месяцы, для оздоровительных программ - летние месяцы. Продолжительность поездки также зависит от вида туризма: экскурсионно-познавательные туры и туры на отдых обычно имеют продолжительность в 1-2 недели. Оздоровительные туры до 3 недель. Однако во всех случаях окончательные сроки пребывания туристов в стране определяются расписанием транспортных компаний, частотой рейсов и наличием свободных мест;
    общее количество групповых или индивидуальных туров по каждому региону, с которыми турфирма намерена выйти на рынок, их разбивка по сезонам и месяцам, планируется на основе оценки рыночного спроса;
    маршрут, конкретное указание населённых пунктов, посещаемых туристами во время своего путешествия по региону, который определяется исходя из целей поездки. Так, например, в маршруты экскурсионно-познавательных туров входит посещение нескольких городов, либо населённых пунктов обладающих наиболее интересными достопримечательностями. Туры, рассчитанные на детей и подростков, прибывающих на отдых или лечение включают только место, где дети проводят свой отдых или получают курортное лечение, и город, через который они прибывают в регион и выезжают из него. Иногда программы этих туров содержат, одну или несколько однодневных экскурсий в расположенные поблизости достопримечательные места, возможно, это будет экскурсия по городу, через который группа детей прибывает в регион;
    пакет и классность услуг. В зависимости от оценки рыночного спроса турфирма должна наметить содержание пакета услуг и его классность. Здесь может быть использовано определенное разнообразие основных и дополнительных услуг, классов обслуживания, что, в конечном счете, будет отвечать пожеланиям родителей, которые выбирают отдых для своих детей исходя из целей путешествия и платежеспособности.
      На  основе всех вышеуказанных оценочных  данных туристской фирме следует  подготовить (в письменной форме) набор  конкретных туров или серий туров  для последующего обсуждения с партнером (принимающей фирмой) и поставщиками услуг, что бы затем внести изменения или дополнения в программу.
      Подготовительную  работу по созданию турпродукта целесообразно  начинать более чем за два года до того, как произойдет первая отправка туристов по новому маршруту, новой  программе или в новый регион (идеальный вариант, но в практической жизни это сделать весьма сложно). 
      При формировании турпродукта для детей  и подростков, важно учитывать  требования потенциальных клиентов, их возрастные категории, поэтому фирме необходимо выделить ту целевую группу потребителей, на которую направлен ее продукт.
      Реализовывать вновь разработанные туры турфирма может через уже существующие каналы сбыта, т.е. тех партнеров  в регионе, с которыми она работала ранее. Это наиболее простой путь выхода на рынок с новым продуктом, так как организация застрахована от ряда неприятных неожиданностей во взаимоотношениях с новым партнером, и постоянное сотрудничество предоставляет возможность получения финансовых льгот скидки с цены, уменьшение предоплаты, увеличение комиссии и т.д. 

      1.2.2. Проектирование тура 

      Согласно  ГОСТу РФ 50681-94 «Туристско-экскурсионное  обслуживание. Проектирование туристских услуг» проектирование тура предусматривает  согласование возможностей предприятия, осуществляющего это проектирование, с запросами туристов.
      В ст. 4.1 данного ГОСТа указывается, что проектная документация должна содержать требования безопасности, обеспечивающие в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» (от 9 января 1996 г.) безопасность жизни, здоровья и имущества туристов, охрану окружающей среды.
      Основой для проектирования услуги является ее вербальная модель (или краткое  описание) - набор требований, выявленных в результате исследования рынка  услуг, согласованных с заказчиком, и учитывающих возможности исполнителя  услуг.
      Характеристики услуги должны быть не ниже требований государственного стандарта на соответствующий вид услуги. В проект необходимо включать конкретные требования по обеспечению безопасности услуги, минимизации рисков для потребителей услуги и их имущества, обслуживающего персонала и для окружающей среды.
      Документация, отражающая требования к любому виду обслуживания туристов, должна содержать:
    описание процессов, форм и методов обслуживания туристов;
    характеристики процессов обслуживания туристов;
    требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования;
    необходимое количество персонала и уровень его профессиональной подготовки;
    договорное обеспечение обслуживания;
    гарантии обслуживания туристов;
    согласования с собственниками рекреационных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора.
      Проектирование  процесса обслуживания туристов осуществляется по отдельным этапам предоставления услуги и с обязательным составлением для каждого из них технологических  карт. Результатом проектирования туристской услуги является технологическая документация (технологические карты, инструкции, правила, регламенты.) Это необходимо для четкой, оперативной и гибкой работы сотрудников фирмы, а также для возможности постоянного контроля за содержанием тура, его выполнением и для работы над его совершенствованием.
      Состав  и содержание технологической документации туров предусмотрены нормативными документами Российской Федерации. Туры и их технологическая документация должны отвечать нормативным требованиям, направленным на защиту прав потребителей.
      В набор технологической документации для каждого тура обязательно  включаются:
      - технологическая карта туристского  путешествия по маршруту;
      - график загрузки туристского  предприятия группами туристов  на определенное время;
    информационный листок к путевке туристского путешествия бланки путевок типовой формы ТУР-1 «Туристская путевка»;
    лист бронирования ;
      - бланки договоров с клиентами - турагентами ;
      - договора с партнерами - поставщиками  услуг ;
      - калькуляция или расчет стоимости тура;
      - описание маршрута;
      - график движения по маршруту;
    карта-схема маршрута;
    текст путевой информации (для автобусных туров);
      - описание технологических особенностей  тура (памятка о сроках подачи  заявок, заказов на транспорт, билеты, экскурсии и на бронирование в гостиничных предприятиях, предприятиях питания; бланки заявок; графики движения транспорта по маршруту; возможные пересадки, ожидания и пр.);
      - тексты памяток для туристов (в  особых случаях, например 
для загранпоездок в карантинные страны, для специализированных спортивных или приключенческих туров снаряжению т. д.);

    справочные материалы по маршруту;
    варианты рекламных проспектов и буклетов; прайс-листы (каталоги).
      Технологическая карта туристского путешествия - это документ, наглядно и лаконично дающий все необходимые для работы сведения и данные по туру. График загрузки туристских предприятий по маршруту отражает реальную загрузку туристских предприятий по маршруту и позволяет ее отслеживать и контролировать.
      Информационный листок к путевке туристского путешествия содержит разделы обязательной и дополнительной информации по маршруту, предназначенной для туристов, и является неотъемлемым приложением к туристской путевке или ваучеру.
      Лист  бронирования - это конкретный заказ туриста или лица, уполномоченного предоставлять группу туристов, туроператору на формирование туристского продукта. Оформляется в письменном виде как соглашение, имеющее характер предварительного договора.
      Для каждой туроператорской компании прайс-лист является одним из важнейших рабочих документов. От того, насколько лаконично и грамотно изложена в нем информация, во многом зависит успех сотрудничества с турагентами. Прайс-листы могут иметь форму листовок, буклетов и каталогов (развернутые ценовые предложения). В любом случае - это информация о ценах на различные туристские услуги.
      Развернутые ценовые предложения представляют собой объемные издания (каталоги, буклеты) и включают не только полный перечень сезонных расценок предлагаемых туров, но дополнительную информацию рекомендательного и разъяснительного характера: перечни необходимых документов для оформления тура, правила оформления визы и бронирования (с приложением листа бронирования), расписание авиаперелетов, информацию о расценках, условиях аренды автомобилей и особенностях отелей.
      Все технологические документы комплектуются  в «папку тура» или в «папку маршрута» для обеспечения бесперебойной  работы туроператора на данном участке  и соблюдения принципа «гибкости» туристского  продукта, чтобы каждый работник фирмы мог с легкостью и квалифицированно заменить отсутствующего по каким-либо причинам менеджера направления.
      Проектирование  услуги «туристское путешествие» предусматривает  два этапа:
      I. Проектирование каждого тура, включаемого в услугу «туристское путешествие», в соответствии с программой обслуживания туристов.
      II. Проектирование услуги «туристское путешествие» в целом.
      При проектировании услуги по запросам туриста  необходимо учитывать возможности  предприятия - исполнителя услуги.
      Краткое описание услуги «туристское путешествие» составляется на основе изучения потребностей и платежеспособности населения, спроса на виды туристских путешествий, а также на основе изучения возможностей рекреационных ресурсов в конкретном районе. Оно конкретизируется в проекте программы обслуживания туристов. При разработке программы обслуживания определяются:
    маршрут путешествия;
    перечень туристских предприятий - исполнителей услуг;
    период предоставления услуг каждым предприятием исполнителем услуги;
    состав экскурсий и достопримечательных объектов;
    перечень туристских походов, прогулок;
    комплекс досуговых мероприятий;
    продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута;
    продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута;
    количество туристов, участвующих в путешествии;
    виды транспорта для внутренних перевозок;
      -потребность  в гидах, экскурсоводах, зарубежных  представителях, инструкторах, переводчиках, а также потребность в их  подготовке;
    необходимое количество транспортных средств;
    порядок подготовки рекламных, информационных материалов, форма описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам и их количество.
      Общие требования к туристской услуге;
      - безопасность жизни и здоровья, сохранность имущества туристов  и охрана окружающей среды.
      - соответствие назначению, точность и своевременность исполнения, комплексность, этичность обслуживающего персонала, комфортность, эстетичность, эргономичность.
      Предоставляемые туристские услуги должны соответствовать  требованиям, предусматривающим дополнительные удобства для потребителей, привлекательность и престижность услуг.
      При проектировании услуг в туризме  обязательно должны быть предусмотрены  методы контроля качества обслуживания туристов.
      Документацию  на спроектированные туристские услуги и процессы обслуживания туристов утверждает руководитель туристского предприятия по согласованию с заказчиком. Изменение проекта допускается только в обоснованных случаях по согласованию с заказчиком и утверждается руководителем туристского предприятия.
      В проекте обязательно должна присутствовать  программа обслуживания. 

      1.3. Обеспечение безопасности пеших  туров в период кризиса 

      Сразу следует заметить, что безопасность в период кризиса ни сколько не должна не урезаться, ни ущемляться. Нельзя экономить на страховочных тросах и другом снаряжении, необходимом для организации и проведения пешеходного тура в горах. От этого зависит жизнь и здоровье как человека, так и всей туристской группы. Нужно брать с собой только надежное проверенное качественное снаряжение. Кризис на безопасность ни как не влияет. Далее речь пойдет об общих правилах безопасности на туристском (горном) маршруте. Для успешного проведения тура необходимо четко следовать всем приведенным инструкциям. 
      При движении в горных условиях туристы  и альпинисты сталкиваются с рядом трудностей, которые они стремятся целенаправленно преодолеть, подчас с опасностью для здоровья и жизни. Парадокс в том, что отправляясь в горы, туристы сами ищут испытаний, то есть, можно сказать, что альпинизм и горный туризм предъявляют «спрос» на дискомфорт. Причем это все больше и больше относится к отдыху в широком смысле слова.
        Сложность пути определяет категории  маршрутов, вершин, перевалов. А  это важно для присуждения  спортивных разрядов. От мастерства  и опыта горовосходителей зависит, насколько они смогут уменьшить опасность на своем пути.
      По  своему характеру трудности в  горах можно разделить на внешние (объективные) и внутренние (субъективные).
      Внешние трудности связаны с преодолением разнообразных форм и элементов микро- и макрорельефа в горах (травянистые, снежные и скальные склоны различной крутизны, малые и большие стены, обрывы, морены, скользкие и сыпучие участки, глубокие ущелья). Климатические и метеорологические явления в горах (снегопады, дождь, град, низкая или высокая температура, туман) вызывают особенно значительные трудности. Они прямо связаны с рельефом гор и могут увеличить трудность его преодоления.
      Внутренние  трудности непосредственно связаны  с отдельным туристом или группой в целом. Величина их зависит от основных факторов:
      а) степени физической, технической, тактической, теоретической и морально-волевой  подготовки участников группы;
      б) количественного и качественного  подбора снаряжения и продуктов питания;
      в) опыта и авторитета руководителя.
      Условия в горах отличаются многообразием  и изменчивостью. Невозможно, например, встретить совершенно одинаковые по крутизне, протяженности и формам рельефа горные склоны, хребты и ребра. Альпийские стены также различаются по крутизне, протяженности, положению и микрорельефу. В горах нет участков с одинаковым характером и расположением трещин, скальных выступов, карнизов, внутренних и внешних углов, плит и т. п.
      Осадки, ветер, резкие перепады температуры  постоянно меняют обстановку в горах. Сухие склоны и скалы при дожде превращаются в опасные для преодоления, скользкие или обледенелые препятствия, прочные скалы под воздействием химических или механических процессов легко разрушаются, солнечная погода сменяется холодами, затишье — бурей.
      Характерные для горных районов сильные ветры, низкие температуры, туманы, толстый  снежный покров, лавины, снежные  карнизы представляют собой те специфические опасности, которые следует хорошо знать и избегать.
      Быстро  наступающие бури, грозы, понижение температуры, снегопады хотя и не бывают продолжительными, однако сильно меняют обстановку. Наблюдаются случаи, когда теплые летние дни, ясная погода неожиданно сменяются снежной бурей. За несколько часов гребни, и склоны гор покрываются слоем свежего снега толщиной 10—15 см, а температура падает до 0°. Столь резкое изменение условий грозит частичным или общим обморожением и даже гибелью физически неподготовленным и плохо экипированным путешественникам.
      Горы  вообще не прощают людям пренебрежения опасностями. Об этом свидетельствуют приводимые факты. Они относятся к разным годам и к разным горным районам, чем особенно красноречиво подтверждают эту старую как мир истину.
      Интересную  статистику причин несчастных случаев  в горах по бывшему СССР приводит В. Шимановский, что отражено в табл. 1. 
 
 
 
 

      Таблица 1.
      Причины гибели туристов в горах
      
      В результате научных исследований, наблюдений, обобщения опыта, накопленного в процессе многолетней практики, разработаны правила поведения и передвижения в горах. Соблюдение их в конкретных условиях гор обеспечивает безопасность.
      Зимой одна из основных опасностей гор - лавины. В них попадают обычно люди, которые  неправильно выбрали время и путь через опасный район, неправильно расположили группу для движения, не провели предварительной подготовки для перехода опасного участка, не выделили наблюдателя, не знают причин возникновения лавин.
      Определенный  источник опасности может представить температура окружающей среды. Профессор Л. Телчаров рассматривает ее как преобразованную тепловую энергию, состоящую из различных излучений. В горных условиях организм человека должен приспосабливаться к динамике тепловой энергии атмосферы. Это осуществляется двумя механизмами терморегуляции; теплообразования, связанного с работой тканей (мышц), и теплоотдачи, посредством которой излишнее тепло выводится из организма главным образом через поверхность кожи и легких. Помимо отдачи тепла телом при испарении воды с поверхности кожи и легких, важную роль играет также тканевое кровообращение —микроциркуляция.
      В горах человек защищается от холода с помощью хорошей одежды, высококалорийного  питания и двигательной активности. При сильной солнечной радиации, отсутствии циркуляции воздуха или высокой влажности организм нередко перегревается. Это может произойти и при движении по поверхности ледника, когда в безветренную погоду и особенно при сильном солнечном излучении над его поверхностью образуется влажная зона,  которая затрудняет теплоотдачу.
      Высокогорные  районы предъявляют различные требования к тепловому балансу человека. По данным В. Маринова и В. Малиновской, зимой на высоте 1700 м при движении воздуха со скоростью 0,5 м/сек и летом при такой же скорости движения воздуха на высоте 2600 м человек в покое оказывается в условиях перегревания, но уже при движении воздуха со скоростью 2 м/сек и зимой и летом организм не испытывает такой опасности.
      Правила  безопасности. Работа по обеспечению  безопасности активных туров организуется на основе взаимодействия туристской группы с подразделениями МЧС,  здравоохранения, общественного порядка, гидрометеорологической службой. Обеспечение безопасности требует широкого круга мероприятий. Главное из них – установление тесных взаимоотношений со структурными подразделениями МЧС, обеспечивающими поисково – спасательные работы, а так же   обеспечение снаряжением и инвентарем туристов. В плане работы МЧС необходимо предусмотреть следующие мероприятия: регулярную проверку качества туристского снаряжения и инвентаря, контроль за теоретической и практической подготовкой туристов к походам, проведение консультаций об опасностях на туристских маршрутах, информацию об изменении погодных условий на маршруте.
      Руководители  туристско-экскурсионных организаций, обеспечивая безопасность туристов, должны тщательно подбирать квалифицированных инструкторов, гидов – проводников, экскурсоводов и других работников, проводить с ними изучение трасс маршрутов, мест привалов, биваков и ночлегов, мест отдыха, питания, стоянок, способов безопасного преодоления препятствий на трассах маршрутов, запасных вариантов маршрутов и мест укрытия.
      Перед выходом туристов на маршрут необходимо организовать тренировочный поход, где провести обучение приемам и  способам преодоления естественных препятствий на маршруте,  способам страховки и самостраховки и другим приемам, обеспечивающим безопасность в походе. Немаловажное значение имеет разъяснение принципов взаимоотношений в туристской группе во время похода, прав и обязанностей туриста, прав инструктора, норм поведения в походе, нормативных актов по охране природы и требований к туристам по их выполнению. Необходимо сообщить принятые сигналы бедствия, адреса контрольно – спасательных подразделений МЧС, пунктов оказания медицинской помощи.
      Важной  профилактической мерой является контроль за соблюдением туристскими группами графиков движения по маршруту и контрольных сроков прибытия групп. На каждый туристский поход необходимо оформлять маршрутную документацию, в которой определяется количественный состав группы в соответствии с установленными нормами. Таким документом является маршрутная лист установленного образца (приложение 2). В маршрутном листе делается в обязательном порядке отметка врача о состоянии здоровья туристов.
      Следует отметить важность периода подготовки похода, который требует особого контроля. Разрешение на выход по маршруту можно давать только после проведения инструктором инструктажа туристской группы по вопросам безопасности. Инструктор и гид-проводник несет ответственность за обеспечение мер безопасности во время нахождения группы на маршруте, конечно, только в тех случаях, когда туристы выполняют установленные правила. Однако он обязан развивать чувство дисциплинированности и ответственности у туристов закрепленной за ним группы.   
      Соблюдение  порядка движения имеет основное значение в обеспечении безопасности в путешествии. Порядок движения колонной по одному – основная форма движения туристской группы. Впереди должен идти инструктор, замыкает движение один из наиболее опытных и физически сильных туристов. Замыкающий периодически сменяется по указанию инструктора. Участники похода должны двигаться с дистанцией не более 3 м. При прохождении более сложных участков пешеходных, горных и лыжных маршрутов сильных туристов следует чередовать с более слабыми для оказания помощи и гимнастической страховки. Движение туристской группы происходит по маркированным тропам. На отдельных участках маршрута, в местах, где имеются естественные препятствия, место инструктора определяется условиями прохождения группы. В таких местах он должен проверить проходимость препятствия (болото, осыпь, брод и т. д.), не уходить вперед, а постоянно страховать туристов, пока группа не преодолеет препятствие.
      Гиду–проводнику туристской группы запрещено передавать руководство туристской группой  другому лицу и самовольно оставлять туристскую группу. Кроме того, запрещается совершать переходы ночью, использовать для подвоза туристской группы не оборудованный для перевозки людей транспорт, изменять нитку маршрута, нарушать график маршрута, проводить незапланированные радиальные выходы.
      В случае возникновения аварийной  обстановки следует прежде всего  прекратить движение туристской группы по маршруту, собрать ее в безопасном месте. Если же движение невозможно, необходимо немедленно сообщить в службу МЧС. Инструктор и гид-проводник должен своевременно решать вопросы об использовании запасного варианта маршрута при возникновении сложных условий. Если в туристской группе произошел несчастный случай, и турист не может продолжать движение самостоятельно, необходимо:
- оказать  максимально возможную доврачебную  медицинскую помощь силами участников  похода;
- подготовить  пострадавшего к транспортировке  и транспортировать его к ближайшему  месту встречи с транспортными  средствами;
- сообщить  об аварии в службу МЧС.
      В тех случаях, когда транспортировка  пострадавшего невозможна, следует  оставить пострадавшего и с ним  несколько физически сильных  туристов в безопасном месте, с запасом  продуктов. Остальную часть туристской группы вывести и сообщить об аварии в МЧС.
      Организация и проведение горных туров. Подготовка горного тура включает изучение и разработку маршрута, распределение обязанностей, организационную и хозяйственную подготовку. Для того, чтобы горный тур прошел удачно руководителю необходимо продумать и спланировать и осуществить ряд мероприятий:
      1. Выбор плана похода по показателям  протяженности, продолжительности, количеству и качеству естественных препятствий должен соответствовать определенной подготовленности туристов. Маршрут похода по своей схеме может быть линейным, кольцевым, радиальным, комбинированным.
      2. Запасные и аварийные варианты  сопровождают всю схему основного плана похода. Запасные варианты планируются на случай ухудшения походных условий, повышения уровня опасности прохождения перевалов основного маршрута и по другим мотивам, не связанным с чрезвычайными обстоятельствами. Запасные маршруты, как правило, не снижают запланированной сложности похода. Аварийные маршруты планируются на случай необходимости, по тем или иным причинам, часто аварийного характера, чтобы сойти с маршрута простейшим путем в кратчайшие сроки.
      3. Комплектование группы осуществляется по принципу сравнительно одинаковой подготовленности, на основе единых целевых установок участников, при условиях достаточной «схоженности» в совместных походах и отсутствия антагонизма во взаимоотношениях. Все остальные условия - возрастные, половые, социальные и другие имеют второстепенное значение в комплектовании спортивной команды.
      4. Выбор материально-технического  обеспечения направлен, прежде всего, на подбор необходимого группового и личного снаряжения в оптимальных соотношениях по качеству и количеству этого снаряжения. Общие требования к туристскому снаряжению: соответствие функциональному назначению, прочность, легкость, ремонтопригодность. Например, гортексовая куртка и пуховики вполне соответствуют своему назначению верхней туристской одежды, а подобные варианты одежды из капрона и синтепона можно считать мало соответствующими функциональному назначению. Обычно в горных походах вес личного снаряжения, носимого в рюкзаке, не превышает пяти килограммов. Вес группового снаряжения может достигать десяти килограммов на человека. Оптимальный вариант материально-технического обеспечения в сочетании с хорошим планированием маршрута приводит к желательному варианту веса рюкзака не более двадцати пяти килограммов на мужчину и двадцати килограммов на женщину в основной части маршрута. Учитывая разную комплекцию мужчин и женщин, можно предложить процентные отношения веса рюкзака к весу туристов на уровне сорок процентов для мужчин и тридцать пять процентов для женщин. В таком случае мужчинам весом семьдесят килограммов можно порекомендовать рюкзак весом не более двадцати восьми килограммов, а женщинам весом шестьдесят килограммов - рюкзак весом не более двадцати одного килограмма.
      5. Выбор продуктов питания для  похода осуществляется по двум основным параметрам: калорийности с учетом оптимального соотношения белков, жиров и углеводов; весовым характеристикам.
      Выбор оптимального набора продуктов питания по калорийности, весовым характеристикам, вкусовым качествам, удобствам хранения и транспортировки; распределение продуктов по дням, транспортировочным наборам для участников, разным комплектам для завтраков, обедов ужинов и перекусов - сложная тактическая задача.
      6. Распределение обязанностей в  группе до похода сводится  к определению руководителя, его заместителя, ответственных за снаряжение, продукты питания, фото-киносъемки и дневник. Распределение обязанностей в период движения по тропе или несложным участкам местности сводится к определению направляющего и замыкающего.
      7. Акклиматизация в условиях горных  походов в высокогорье - сложный  процесс перестройки организма  туриста, поэтому выбор варианта  акклиматизации зависит от состояния участников группы. В практике горного туризма сроки активной акклиматизации обычно планируют от двух до пяти дней, совмещая акклиматизационный период с выходом на обзорные вершины или перевалы, с «забросками» продуктов питания и снаряжения в отдельные доступные точки маршрута.
      8. Выбор походного режима по  времени имеет несколько составляющих. Во-первых, необходимо выбрать оптимальное  время похода. В горах таким  временем является лето (июнь-август) для чисто горных походов и зима (январь-март) для горнолыжных. В период межсезонья есть определенные ограничения по возможности планирования горных походов, особенно сложных, из-за неустойчивой погоды осенью и повышенной лавиноопасности весной. Во-вторых, следует определить режим дня по времени подъема, завтрака, выхода на маршрут и т. п. Такой режим в практике горного туризма определяется группой в зависимости от характера преодолеваемых препятствий. В общем случае ранние выходы в 6-7 часов являются нормой. Подъем на час раньше. Ходовое время планируется, как правило, с двумя-тремя остановками для отдыха. Во время остановок организуются достаточные по калорийности перекусы, а при возможности один большой обед в середине дня. Движение заканчивается в нормальном режиме в 18-19 часов, отбой около 21 часа.
      9. Нагрузочный походный режим с  временным режимом по объему ходовых часов различен. Нагрузочный режим в любом походе неравномерен по дням и часам пути, так как зависит от характера препятствий. Общее правило планирования нагрузки: в первые дни похода она должна быть снижена (по километрам, скорости, сложности препятствий и т. п.); увеличивается в основной части маршрута и снижается к концу похода. 
      10. Выбор пути определяется характером  рельефа местности. При выборе  пути на перевал необходимо оценить, прежде всего, его безопасность, техническую сложность, предполагаемую скорость движения, предполагаемые места отдыха и биваков. Если путь не является первопрохождением перевала, то следует ориентироваться на имеющиеся описания и консультации с проходившими через этот перевал, критически оценивая предложенные варианты, так как ситуация в ледопадной зоне может сильно измениться. Если планируется первопрохождение, то часто, кроме визуального осмотра, необходим разведывательный выход налегке, возможно, несколькими связками в разных направлениях подъема.
      11. Время преодоления локальных  препятствий в горах почти всегда предпочтительнее раннее. В утренние часы снижается «активность жизни гор»: понижается уровень воды в реках, снижается вероятность камнепадов, лавин и ледопадов.
      12. Связки могут комплектоваться  из двух, трех и даже четырех  человек. В последнем случае  это допустимо на несложных  участках сравнительно ровных ледников с закрытыми трещинами. Наиболее мобильными и распространенными «связками» являются двойки. Такая связка может работать автономно или во взаимодействии с другими связками. При переменной страховке движение организуется по самой простой схеме: первый участник с нижней страховкой проходит участок маршрута и организует страховку для второго участника. Второй участник с верхней страховкой подходит к первому и либо идет выше, уже с нижней страховкой, либо выпускает вверх опять первого участника. Вариантов взаимодействия связок несколько. Наиболее распространенный вид взаимодействия - движение «связка по связке». В этом случае первая связка навешивает перила, а вторая идет по перилам. Такое движение может быть со сменой ведущих связок или без смены. Один поднимается по перилам, другой идет вверх с нижней страховкой, третий осуществляет страховку идущего вверх, а четвертый остается внизу до момента освобождения перильной веревки. Три связки взаимодействуют при движении «связка по связке» аналогичным образом. Только в движении постоянно находится три человека (за исключением начального и конечного участков). Сложность движения «связка по связке» заключается только в одном - необходима определенная синхронность в скорости движения идущих. При этом следует отметить основополагающий принцип этого движения - «все работают на первого». Именно первый, идущий с нижней страховкой, не должен иметь никаких помех в своем движении от остальных участников «паровоза». Кроме того, он должен иметь необходимую страховку. Страхующий занят страховкой, и ему тоже не должны мешать другие участники, вовремя освобождая страхующую веревку.
      13. Основная задача в выборе техники  страховки - обеспечение безопасности преодоления потенциально опасного препятствия. Препятствие может быть сложным или простым по технике его преодоления, а страховка в любом случае должна быть надежной. В туризме широко используется перильная страховка с помощью веревки. Следует заметить, что на перилах должен находиться только один человек между двумя точками закрепления перил. Этот вид страховки широко используется на всех видах рельефа, включая переправы. Одновременную страховку можно использовать в ограниченных случаях, главным образом, при движении по ледникам с закрытыми трещинами, движении по изрезанным гребням с множеством скальных выступов и т. п.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.