На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Особенности межличностных отношений  в подростковом возрасте. 

    Обособленные группы сверстников  в старшем подростковом возрасте  становятся более устойчивыми,  отношения в них между детьми  начинают подчиняться более строгим  правилам. Сходство интересов и  проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и, находясь в равных отношениях с товарищами - вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для подростков, чем сообщество взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношений, слабые или почти не представленные в раннем периоде их развития: товарищеские и дружеские. Старшим подросткам не сидится дома, они рвутся к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это характерная черта у детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них не зависимо от степени развитости специальной потребности в общении. Неблагополучные   личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как личная драма. На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские взаимоотношения.
В раннем юношеском возрасте завершается  формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок когнитивного, эмоционального и поведенческого. Период ранней юности характеризуется большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок.
По мнению А.В. Мудрика, в группе подростков, как  правило, складываются межличностные  отношения – субъективно переживаемые отношения между ее членами. Они  объективно проявляются в характере  и способах взаимодействия членов группы, а также в распределении ролей  в группе.
Во-первых, выделяется лидер. Ни одной группы, не имеющей лидера, в экспериментальных  исследованиях не выявлено. Может  быть несколько лидеров: деловой, эмоциональный, интеллектуальный. Другие роли - фаворит лидера, шестерка и др. В группе может быть роль «козла отпущения». Ему достается за все и за всех. Возникает вопрос: почему он остается в группе? Человеку без группы бывает туго, а потом он, как правило, - «внутригрупповой козел», другим группам его трогать не позволяют.
Ну и, наконец, бывает, что в группе существует роль «паршивой овцы». Такого человека никто всерьез не принимает, и  его могут даже не защитить, он просто ходит за группой. Однако неоднократно фиксировалось, что когда такая  «паршивая овца» вдруг уходила  из группы, последняя распадалась. Аналогичные  ситуации фиксировались и с «козлом  отпущения», потому что, как это ни странно, но цементировали группу именно эти «козел отпущения» и «паршивая  овца» (речь идет о неформальных группах). В группе подростков особенно интенсивно развивается общение.
Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность  в признании и стремление к  самоутверждению. Доминантная потребность  в общении формулируется следующим  образом: «Научиться общаться», «Научиться лучше понимать друг друга». Сверстники рассматриваются как источник безопасности и поддержки. 

Потребность в общении со сверстниками актуализирует  проблему уверенного поведения. Современные  подростки часто теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая  либо подчинение, либо ответную агрессивность. Другой тип ситуации, в которых  у подростков преимущественно преобладает  неконструктивный стиль поведения, - это ситуация, когда самому подростку  или другому человеку нужна поддержка.
В половине ситуаций коммуникативный стиль  подростков уверенный, вторая же половина ситуаций показывает подавляющее преобладание зависимого поведения над агрессивным.
Характерна  жесткая поляризация сверстников, строящаяся на следующих оппозициях «хороший - плохой», «за меня - против меня», а так же - небрежность и агрессия. Примерно 40% подростков демонстрируют негативное отношение к сверстнику, 30% - положительное, 30% - нейтральное.
Таким образом, отношения подростка к  своим сверстникам сложно и многообразно. Эти отношения уже заметно  различаются по степени близости: у подростка могут быть просто товарищи, близкие товарищи и друг. Чем старше подросток, тем больше появляется требований к его личности. Различие отношений не воспринимается пассивно. Подростки сами строят свои отношения, они очень активны  по отношению друг к другу, т.е. высказывают  претензии, объясняют причины и  высказывают претензии, объясняют  причины и мотивы собственных  поступков, спорят, соглашаются, идут на уступки, чтобы сохранить отношения. Для сближения ребят важно  сходство интересов и любимых  занятий. Обычно каждый старается приобщить  другого к своим занятиям. Подросток легко заражается интересами симпатичного ему сверстника. Развитие внутренней жизни подростка рождает у него потребность в личном друге, с которым можно всем поделиться и обо всём посоветоваться, у которого можно найти помощь и поддержку.
У многих друзей – подростков общие не только интересы и занятия, но и мечтания, планы на будущее, задачи самовоспитания и самообразования. С возрастом  всё важнее становится «родство души» - общность внутренней жизни, взаимное понимание, совпадение личных ценностей, стремлений, точек зрений по важным вопросам.
На основе теоретического анализа данной проблемы мы провели опытно-эксперементальную работу, которая включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. 

Целью констатирующего этапа эксперимента было определение определение уровня развития межличностных отношений у старших подростков. 

Опытно-экспериментальное  исследование проводилось на базе МОУ  «СОШ №30» г. Абакана. В ходе исследования было обследовано 21 учащихся старшего подросткового возраста (13-14 лет). Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы был проведён в декабре 2006 г. 

Для определения  индекса групповой сплочённости мы использовали такие методики как  «социометрия» Р.С. Немова и тест оценки коммуникативных умений под редакцией А.А. Карелиной. 

Методика  «социометрия» Р.С. Немова предполагала выявление уровня взаимоотношений среди подростков, определение положения испытуемого в системе межличностных отклонений той группы, к которой он принадлежит. 

Классу  выдавались чистые листочки, и предлагалась такая инструкция: 

«Ваш  класс существует уже давно. За время  совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо  узнать друг друга, и между вами сложились  определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение, неуважение друг к другу и т.п. Не все, очевидно, складывалось гладко и образовавшиеся между вами отношения далеки, по-видимому, от идеала. С кем-то вам хорошо находиться в одном классе, кто-то вас не очень  устраивает и с ним вы хотели бы расстаться. Теперь представьте себе, что ваш класс начинает складываться сначала и каждому из вас представляется возможность вновь по своему желанию определить состав класса. Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на выданном листе бумаги. Его предварительно необходимо подписать, чтобы мы могли судить о том, кто и кого выбирает или отвергает. 

1. Кого  из членов вашей группы (класса) вы по своему желанию включили  бы в состав новой группы (класса)? Запишите этих людей на листе  бумаги под номером 1 в порядке  предпочтения. 

2. Кого  из членов вашей группы вы, напротив, не хотели бы видеть  в составе новой группы (класса)? Запишите их под номером 2 в  порядке отклонения». 

Мы получим  следующие результаты: в классе присутствуют учащиеся, которых очень мало кто  выбирал. Таких оказалось 15 человек. Они симпатизировали одному, двум или трём одноклассникам. В основном этих учащихся наоборот не желали видеть в своём классе и записывали в  ту группу учащихся, которые, на их взгляд, недостойны учиться в выбираемом классе. 

Предпочитаемых  учащихся оказались шесть человек. Эти лица были более авторитетными  и значимыми в школьном коллективе. Их выбирали 7, 6, 5 человек, но не более. 

Полученные  результаты мы зафиксировали в процентном соотношении в диаграмме (см. рис.1) 

 

Рис.1. Уровень  развития межличностных отношений  и старших подростков. 

Анализируя  полученные данные можно сделать  следующие выводы: в исследуемом  классе нет гармоничных отношений. Учащиеся мало с кем взаимодействуют  и определяя свой новый класс они очень немногих записывают в свои желаемые одноклассники. Так, класс должен состоять из 21 человека и самый большой выбор, состоящий из 14 человек класса, сделал только один человек. Остальные, которым предоставлялась возможность определить новый класс, предпочли нескольких человек: 10, 9, 7, 5, 3 и даже одного. 

Таким образом, проведённый нами качественный анализ результатов показал, что  больше половины учащихся оказались  непринятыми в классе. И лишь 29% из 100 являются более или менее  авторитетными. 

Следующая методика, использованная в ходе исследования, была направлена на оценку коммуникативных  умений – тест оценки коммуникативных  умений А.А. Карелиной. 

Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и  слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Классу выдавались чистые листочки, и предлагалась такая инструкция: "Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при  беседе с любым человеком —  будь то Ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник". 

Результаты  данной диагностики свидетельствуют  о том, что только 4 человека из 21 являются хорошими собеседниками, но иногда отказывают партнёру в полном внимании. Повторяют вежливо его высказывание, давая ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливая свой темп мышления к его речи. С таким собеседником приятно пообщаться. Десяти человекам из 21 присущи некоторые недостатки. Они критически относятся к высказываниям. Им ещё не достаёт некоторых достоинств хорошего собеседника. И 7 человек являются плохими собеседниками. Им необходимо работать над собой и учиться слушать. 

Полученные  результаты были соотнесены в процентном соотношении в диаграмме (см. рис.2)
 

Рис.2. Уровень  развития коммуникативных умений у  старших подростков.
Таким образом, можно сделать вывод, что  из исследуемых учащихся нет таких, которые бы полностью соответствовали  критериям отличного собеседника, которые могли бы установить дружескую  атмосферу и сумели понять проблемы собеседника. 

а) социометрический статус ребенка в системе межличностных  отношений. 

Статус  ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной  из 4-х статусных категорий: 

1 –  “лидеры” : 5 и более выборов, 

2 –  “предпочитаемые” - 3-4 выбора, 

3 –  “принебрегаемые” - 1-2 выбора, 

4 –  “отверженные” - 0 выборов. 

1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный. 

б) уровень  благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками; 

в) индекс изолированности (ИИ). Группу можно  считать благополучной, если в ней  нет изолированных, или их число  достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%; 

г) мотивация  социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений  каждого ребенка, в какой степени  дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения  к сверстникам; 

д) половая дифференциация взаимоотношений. 

В результате проведенного социометрического исследования в группе детей младшего подросткового  возраста с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.