На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Бюро кредитных историй в Республике Беларусь: история создания и перспективы развития

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Кафедра денежного обращения, кредита и фондового рынка 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине: Организация деятельности коммерческих банков
на тему: Бюро кредитных историй в Республике Беларусь: история создания и перспективы развития 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент
ФФБД, 3-й курс, ДФЗ – 2                                                          Е.А. Грицюта 
 

Проверил                                                                                Е.М. Панасенко 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2010
 


    СОДЕРЖАНИE 

Введение…………………………………………………………………………...3
1 История создания бюро кредитных историй в Республике Беларусь ………4
2 Международная практика и перспективы развития бюро кредитных историй в Республике Беларусь ………………………………………………....8
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованных источников………………………………...................13 

 

    
    ВВЕДЕНИЕ
    Репутация – главная составляющая отношений  на всевозможных уровнях. Это же можно  с уверенностью отнести и к  финансированию и инвестированию. Если речь заходит о кредитовании, репутация  клиента характеризуется его  кредитной историей. Чем она лучше, тем больше доверия вызывает кредитополучатель  и тем больше у него шансов получить денежные средства.
    В процессе кредитования банк нуждается  в большом объеме информации, которую  необходимо быстро обработать. Для  того чтобы уменьшить свои кредитные  риски, банки вынуждены тщательно  изучать данные о клиенте –  получателе кредита. Сегодня белорусские  банки располагают такими информационными  ресурсами, как базы Министерства внутренних дел, Министерства по налогам и сборам, Министерства статистики и другими  подобными источниками.
    Кредитное бюро выступает в этом перечне  абсолютно самостоятельным информационным ресурсом. Основным его отличием является то, что это исключительно банковский ресурс. В кредитном бюро отражается информация о крупных платежах, иногда до 75 % доходов клиента, отражаются платежные  «привычки» непосредственно по исполнению кредитных договоров.
    В Беларуси эксперты пришли к выводу, что функции кредитного бюро должна выполнять государственная организация. На первоначальном этапе было решено возложить их на Национальный банк, поскольку в настоящее время  только он обладает необходимой для  этого инфраструктурой, техническими и кадровыми ресурсами.
    Кредитное бюро в Беларуси было создано как  автоматизированная информационная система  получения, формирования, обработки, хранения и предоставления Национальным банком сведений о кредитных договорах.
    Кредитное бюро Национального банка предоставляет  как позитивную, так и негативную кредитную информацию о гражданах  и юридических лицах. При этом сведения пользователям кредитной  истории (которыми в настоящее время  могут выступать банки) предоставляются  только с письменного согласия субъекта кредитной истории. Кредитополучатели  также имеют доступ к своей  кредитной истории. Они могут  получать сведения из кредитного бюро неограниченное количество раз, в том  числе один раз в течение календарного года бесплатно, а также потребовать  проверки и исправления недостоверных  сведений, хранящихся в их кредитной  истории.
    Проведенные международными финансовыми организациями  исследования показывают, что наличие  института кредитного бюро, с одной  стороны, ведет к снижению процентных ставок по кредитам и уровня неплатежей по ним, а с другой - способствует росту объемов кредитования и  повышению добросовестности исполнения юридическими и физическими лицами своих обязательств перед банками. 

    1 История создания  бюро кредитных  историй в Республике  Беларусь 

    На  рынке банковских услуг, исходя из самой  сущности банковской деятельности, операции по привлечению и предоставлению денежных средств доминируют по отношению  к остальным, отсюда и все возрастающая роль оценки кредитного риска и возможности  его минимизации. Решение данных вопросов позволит снизить стоимость  кредита для наиболее надежных и  перспективных заемщиков, будь то организация, либо гражданин, и сделать ее адекватной их финансовым возможностям.
    Международный опыт развития банковского сектора  признает одним из способов минимизации  кредитного риска – внедрение  в инфраструктуру финансового рынка кредитных бюро [1].
    Тематика  “бюро кредитных историй” в последнее  время стала достаточно популярна  в нашей стране. Закон Республики Беларусь «О кредитных историях» от 10 ноября 2008 г. № 441-З вступил в силу с 21 августа 2009 г. [2].
    Необходимо  отметить, что кредитное бюро – это специализированное финансовое учреждение, аккумулирующее информацию обо всех кредитах, выданных физическим и(или) юридическим лицам в целях предупреждения и снижения кредитных рисков [1].
    Функционирование данного института направлено на снижение кредитных рисков, а также на укрепление платежной дисциплины физических и юридических лиц путем повышения их заинтересованности в надлежащем исполнении обязательств перед банками [3, с. 44].
    Безусловно, наличие централизованной базы данных о всех заемщиках упрощает процедуру  выдачи кредита и, одновременно способствует дисциплинированности кредитополучателя  посредством формирования негативных кредитных историй при неисполнении обязательств.
    Создание  института бюро кредитных историй в Республике Беларусь обусловлено двумя основными причинами:
    необходимостью дальнейшего развития инфраструктуры банковского сектора, обеспечивающей повышение эффективности его функционирования;
    необходимостью повышения информативности и эффективности надзора за банковской деятельностью, в том числе путем создания возможностей использования сведений, хранящихся в базе данных бюро кредитных историй, Национальным банком.
    Институт  бюро кредитных историй в той или иной форме существует в большинстве стран мира. Первоначально он создавался с целью предоставления кредитным и другим организациям возможности обмена на постоянной основе сведениями о кредитоспособности своих клиентов, а также получения дополнительных сведений, содержащихся в кредитной истории клиентов. Основными принципами организации деятельности бюро кредитных историй, действующих в большинстве стран мира, являются:
    законодательное регулирование процесса формирования кредитных историй и порядка предоставления сведений, входящих в ее состав;
    предоставление права получения сведений, входящих в состав кредитной истории, в разумные сроки, по приемлемой цене и удобным способом;
    ограничение степени раскрытия сведений, входящих в состав кредитной истории, и круга пользователей таких сведений;
    обеспечение достоверности сведений, входящих в состав кредитной истории, и права на оспаривание недостоверных сведений, входящих в состав кредитной истории, на своевременное внесение в нее необходимых изменений и на судебную защиту в случае несанкционированного использования таких сведений;
    удаление сведений из кредитной истории по истечении установленного срока;
    наличие права получения информации о пользователях сведений, входящих в состав кредитной истории;
    нейтральность сведений, входящих в состав кредитной истории.
    Используемые  названия и организационные формы бюро кредитных историй различны. Наиболее часто встречаются следующие наименования: бюро кредитных историй, кредитное бюро, кредитный регистр, регистр кредитов (кредитных рисков). По форме организации государственных бюро кредитных историй наибольшее распространение получили кредитные регистры, функции по ведению которых, как правило, возлагаются на центральные (национальные) банки либо органы банковского надзора. Кредитный регистр создается преимущественно на базе центрального (национального) банка или органа банковского надзора. При этом доступ к кредитным историям, хранящимся в кредитном регистре, обычно получают банки (для управления своими рисками) и органы банковского надзора (для выполнения возложенных на них функций). Кредитный регистр является важным источником информации для органа банковского надзора, который позволяет оперативно получать в удобном для него порядке, виде и необходимом объеме сведения для осуществления эффективного надзора.
    Частные бюро кредитных историй в отличие от кредитных регистров создаются исключительно как коммерческие организации, специализирующиеся на формировании кредитных историй, предоставлении кредитных отчетов и сопутствующих услуг. Они учреждаются банками, банковскими ассоциациями, торговыми палатами, компаниями по выпуску кредитных карт, крупными торговыми сетями либо являются независимыми коммерческими компаниями. Частные бюро кредитных историй в первую очередь ориентированы на работу с банками и коммерческими организациями и собирают сведения для их нужд и в необходимом им объеме. В связи с этим в частных бюро кредитных историй аккумулируется значительно больший объем информации, чем в государственных.
    Следует отметить, что принципы создания и деятельности государственных кредитных регистров и частных бюро кредитных историй различны. К наиболее существенным отличиям функционирования государственных кредитных регистров и частных бюро кредитных историй следует отнести то, что работа частных бюро кредитных историй строится на принципе добровольности представления сведений (юридические и физические лица предварительно дают согласие на включение сведений о них в базы данных бюро), а государственных кредитных регистров—на принципе обязательности (сведения представляются в силу требований законодательства). Именно поэтому в большинстве стран государственные
    кредитные регистры создаются и функционируют параллельно с частными бюро кредитных историй.
    В Республике Беларусь первоначально предполагалось создавать частные бюро кредитных историй. Соответствующие нормы содержались в проекте Закона Республики Беларусь “О распространении информации о деловой репутации юридических и физических лиц”, который был подготовлен в 2004г. и внесен в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь. Однако данный проект не был поддержан. Одной из основных причин отклонения названного законопроекта стало отрицательное отношение депутатов к представлению сведений, входящих в состав кредитной истории, частным бюро кредитных историй, так как такие сведения в своем большинстве составляют банковскую или иную охраняемую законом тайну.
    Поскольку с созданием института бюро кредитных историй связывалось повышение эффективности деятельности банковского сектора Республики Беларусь, Национальный банк в 2006 г. инициировал подготовку проекта Закона Республики Беларусь “О кредитном бюро” (в ходе подготовки название законопроекта было изменено на Закон “О кредитных историях”) и
    выступил  его основным разработчиком.
    Работа  над законопроектом началась с изучения правовых и организационно-технических возможностей создания и функционирования бюро кредитных историй (частного или государственного) [3, с. 45].
    В связи с тем, что предоставление сведений в бюро кредитных историй связано с направлением значительных объемов информации с целью снижения операционных издержек, было решено, что данный процесс должен осуществляться исключительно посредством электронных документов. Однако существенным сдерживающим фактором стало несовершенство законодательства, регулирующего основы применения электронных документов, и, как следствие, ограниченные возможности его использования организациями, не являющимися банками.
    В результате было принято решение первоначально создать в Республике Беларусь государственный кредитный регистр, в котором источниками формирования кредитных историй будут выступать только банки, возложив функцию по формированию кредитных историй и предоставлению кредитных отчетов на Национальный банк. Необходимость принятия такого решения была обусловлена положениями статьи 121 Банковского кодекса Республики Беларусь, наделяющими Национальный банк полномочиями получать сведения, составляющие банковскую тайну; наличием у Национального банка технических, кадровых и финансовых ресурсов, необходимых для создания и ведения такой базы данных.
    Работа  по созданию бюро кредитных историй началась весной 2006 г., когда в Национальном банке была создана рабочая группа, перед которой стояла задача разработать концепцию проекта Закона Республики Беларусь “О кредитном бюро”. К июлю 2006 г. концепция была готова, и Национальный банк выступил с инициативой подготовки соответствующего законопроекта. Рабочей группой в оперативном порядке была разработана модель функционирования бюро кредитных историй при Национальном банке, которая легла в основу действующего в настоящее время порядка формирования кредитных историй и представления кредитных отчетов. Расчетный центр Национального банка разработал программно-технический комплекс—автоматизированная информационная система представления и получения сведений о кредитах, и с мая 2007 г. банки начали представлять в Национальный банк в систему “Кредитное бюро” сведения о кредитах, имеющих сумму в эквиваленте не менее 10 тыс. долл. США. Фактически данные меры позволили еще до принятия Закона “О кредитных историях” создать в Республике Беларусь институт бюро кредитных историй [3, с. 46].
 

    
    2 Международная практика и перспективы развития бюро кредитных историй в Республике Беларусь 

    В международной практике существуют различные подходы к организации  кредитных бюро. Основную часть представляют частные компании, представленные как  специализированными кредитными бюро, так и отдельными организациями, формирующими и обслуживающими обширные базы данных по отдельности и в  тесной взаимосвязи друг с другом, однако существуют и государственные. В обоих случая данные о потенциальном  заемщике предоставляются на платной  основе. Одновременно кредитные бюро могут ограничиваться созданием  баз данных о заемщиках одной  страны (региона), так и аккумулировать информацию о предприятиях – резидентах других стран. Кредитные бюро могут, как собирать информацию по всем кредитополучателям, так и специализироваться только на юридических или физических лицах.
    Одним из крупнейших в мире кредитных бюро является расположенное в Германии агентство Dan & Bradstreet, в базе которого в настоящее время содержится информацию о более чем 130 млн. компаниях.
    В США большинство специализированных кредитных бюро аккумулируют и распространяют информацию в основном о физических лицах – получателях кредитов. Крупнейшими из них являются три  фирмы – Equifax, Experian и Trans Union. Вместе с  тем, помимо досье на физических лиц, Experian имеет картотеку с данными  предприятий и конкурирует в  этом отношении с Dan & Bradstreet.
    В США кредитные учреждения ежемесячно направляют в кредитные бюро данные о состоянии кредитных счетов всех своих клиентов. В базу данных вводятся также все официальные  сообщения о банкротствах, судебных процессах, налоговых льготах, избирательных  списках и т.д. Программное обеспечение, используемое в кредитных бюро, позволяет  сравнивать каждую новую информацию о клиенте с уже имеющейся  и вносить необходимые изменения. Чтобы обеспечить максимальную безопасность информации, допуск к ней получают лица, имеющие на то специальное  разрешение, при этом каждый допуск к базе данных обязательно регистрируется.
    Во  Франции все кредитные организации  в обязательном порядке должны передавать государственному кредитному бюро, функционирующему при Центральном банке страны, сведения о своих заемщиках. Центральный  банк, в свою очередь, сообщает банкам обо всех кредитах, которые их клиенты  получили в других кредитных организациях.
    В России и Украине специализированные базы данных сосредоточены в частных  компаниях.
    Эффективность функционирования кредитных бюро подтверждена рядом исследований. Так, фирма Fair Isaac провела в США два исследования (с интервалом в один год), которые  базировались на более чем 1 млн. справок  о физических лицах, подготовленных кредитным бюро Trans Union по заказу кредитных учреждений. Справки были разделены на «положительные» и «отрицательные». Последние касались физических лиц, которые в течение года хотя бы по одной кредитной линии задерживали погашение кредита на срок в три и более месяца. Соответственно состояние каждого физического лица на дату исследования оценивалось как «хорошее» или «плохое». Результаты исследования показали, что если бы кредитные учреждения удовлетворяли запросы на ссуды всех физических лиц, не учитывая качества их досье, то 12,8 % всех кредитов, полученных в течение года, оказались бы «сомнительными», т.е. погашались бы не вовремя или не погашались вовсе [1].
    Говоря  о нашей стране, следует отметить, что основными итогами работы системы “Кредитное бюро” являются: за семь месяцев 2007 г. Национальным банком было предоставлено банкам всего лишь 1500 кредитных отчетов, в 2008 г.— 13 243, а за первые пять месяцев 2009 г., после того как в состав кредитных историй начали представляться сведения обо всех выданных кредитах,—59 188. В мае 2009 г. вероятность нахождения кредитного отчета составила 65 %.
    Необходимо  отметить, что программно-технический комплекс системы “Кредитное бюро” позволяет предоставлять кредитные отчеты в режиме реального времени(on-line). Стоимость одного кредитного отчета для банка составляет 1300 или 1800 бел. руб. без учета предоставляемых скидок.
    Показатели  наполняемости системы “Кредитное бюро” приведены в таблице. 

    Таблица 1 – Показатели наполняемости системы «Кредитное бюро» НБ РБ за 2007 – 2009 гг.
    
    Примечание  – Источник: [3, с. 47, таблица 2].
    Следует сделать акцент на том, что вопрос о создании частных бюро кредитных историй не потерял своей актуальности. Как показывает мировой опыт и результаты деятельности института бюро кредитных историй в Республике Беларусь, успешное создание и деятельность частных бюро кредитных историй возможны только при активном содействии и поддержке банков, которые выступают основными источниками формирования и пользователями кредитных историй. Участие банков в создании такой организации будет свидетельствовать об их заинтересованности в функционировании частного бюро кредитных историй, а также обозначит перспективы его развития. Кроме того, это позволит банкам влиять на решения, принимаемые органами управления частного бюро кредитных историй при определении ценовой политики и направлений развития с целью соответствия их потребностям банков.
    Возможным способом уменьшения финансовых и временных затрат, связанных с его созданием и обеспечением соответствующими программно - техническими средствами, является также участие в качестве соучредителей частного бюро кредитных историй разработчиков программного обеспечения, поставщиков оборудования и информационных услуг.
    В настоящее время в состав кредитной истории включаются сведения о кредитных договорах.
    До последнего момента велась дискуссия непосредственно о перечне сведений, входящих в состав кредитной истории,—один из самых важных и сложных вопросов при подготовке Закона “О кредитных историях”. Первоначально наряду с важными сведениями о клиентах банков и об исполнении ими принятых на себя обязательств по договорам предлагалось представлять в бюро кредитных историй большое количество сопутствующей информации. Например, в отношении юридических лиц предлагалось включать сведения об учредителях (участниках), судебных решениях, задолженности по налоговым и иным обязательным платежам, подробные сведения о руководителе (место жительства, сведения о судимостях, размере заработной платы и т.п.) [3, с. 48].
    Однако, как показали первые месяцы работы системы “Кредитное бюро”, банки все равно оказались не в состоянии представлять ряд сведений, не говоря уже о возможности обеспечить их достоверность. Кроме того, необходимость ввода отдельных сведений вручную существенно усложняла процесс их сбора и представления. В связи с этим Национальным банком было принято решение сократить до минимума перечень сведений, входящих в состав кредитной истории; непосредственно о субъекте кредитной истории включать основные идентифицирующие данные из документа, удостоверяющего личность физического лица, или из документа о государственной регистрации юридического лица; в отношении сведений об исполнении договоров включать сведения в виде числовых значений, которые банки в автоматизированном режиме могут получать на основании данных бухгалтерского учета, позволяющих получить информацию о размере обязательств субъекта кредитной истории перед банками, а также об имевших место случаях наличия просроченной задолженности по денежным обязательствам, ее размере и продолжительности. Соответствующие положения нашли свое отражение в Законе “О кредитных историях”.
    Необходимо  отметить, что проделанная Национальным банком работа по созданию бюро кредитных историй получила высокую оценку международных финансовых организаций. В исследовании Всемирного банка и Международной финансовой корпорации “Ведение бизнеса-2009” (Doing Business 2009), опубликованного в сентябре 2008 г., индекс охвата кредитной информации (доступность информации через бюро кредитных историй) в Республике Беларусь был оценен по шкале 5 из 6 возможных.
    Однако  несмотря на проделанную работу, перспективами дальнейшего развития института бюро кредитных историй в Республике Беларусь являются два основных направления:
    выполнение комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на приведение созданной Национальным банком системы “Кредитное бюро” в соответствие с требованиями Закона “О кредитных историях”, а также расширение возможностей этой системы;
    создание частных бюро кредитных историй.
    Реализация  положений Закона “О кредитных историях” требует значительных усилий, как со стороны Национального банка, так и со стороны банков. Национальному банку необходимо переработать методологию формирования кредитных историй и предоставления кредитных отчетов, разработать порядок и технологию предоставления кредитных отчетов для пользователей кредитных историй, не являющихся банками, а также доработать программно-технический комплекс системы “Кредитное бюро”. В свою очередь, банкам необходимо доработать автоматизировано – информационные системы для организации представления в систему “Кредитное бюро” сведений о договорах.
    По  вопросу о создании в Республике Беларусь частных бюро кредитных историй следует отметить, что Национальным банком уже сделаны первые шаги в этом направлении. Принято решение о подготовке в 2009 г. проекта концепции закона, предусматривающего возможность создания и деятельности в республике частных бюро кредитных историй. Подготовка указанного законопроекта должна создать условия для решения следующих задач:
    1)определить  порядок создания и деятельности частных бюро кредитных историй;
    2)расширить  перечень лиц, выступающих в качестве источников формирования кредитной истории;
    3)определить  возможность включения в состав кредитной истории качественной информации, в том числе финансовой отчетности;
    4)решить  вопрос об осуществлении сверки баз данных частных кредитных бюро с базами данных государственных органов;
    5)предоставить  право частным бюро кредитных историй оказывать клиентам сопутствующие услуги, в том числе выставлять рейтинговую оценку субъекту кредитной истории [3, с. 51].
    Несмотря  на достигнутые результаты, необходимо признать, что в нашей стране происходит только становление данного института. Вопросы его функционирования и перспективы развития, способы решения поставленных задач нуждаются в широком обсуждении и более детальной проработке.  

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Резюмируя вышесказанное, необходимо сделать  следующие выводы: 

    Проблема  снижения уровня банковских рисков всегда была сопутствующей составляющей в  работе банков и в настоящее время  приобретает все большую актуальность на фоне мирового финансового кризиса. Кредитное бюро – это не панацея, но очень эффективный инструмент снижения кредитных рисков. Естественно, кредитное бюро – далеко не единственный инструмент для анализа кредитного риска, имеющийся в арсенале банка. По сути, информация о кредитополучателе (поручителе) – это информация о поведении в прошлом этого кредитополучателя (поручителя). Предполагается, что если обязательства аккуратно исполнялись в прошлом, то в будущем, вероятнее всего, он будет действовать также. Если же допускалась просроченная задолженность, то вероятность повторения такого поведения выше, чем в случае отсутствия фактов просроченной задолженности. В странах Западной Европы, США, других развитых странах обращение за сведениями в кредитное бюро (если во внутренней информационной системе банка данные отсутствуют или устарели) – это один из стандартных элементов кредитного процесса.
    Для Республики Беларусь бюро кредитных  историй – новое явление, которое, безусловно, приносит пользу как отдельным банкам, так и Национальному банку. Учитывая достаточно короткие сроки его создания и тот факт, что система “Кредитное бюро” создавалась почти с нуля, в настоящий момент есть удовлетворение от проделанной работы. За прошедшие два года с момента ввода в эксплуатацию системы “Кредитное бюро” Национальный банк обеспечил ее поэтапное развитие от системы, накапливавшей сведения о кредитных договорах, имеющих сумму в эквиваленте не менее 10 000 долл. США, к системе, которая в настоящее время собирает сведения обо всех
    выданных  банками кредитах.  

        СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    
    О кредитных историях (бюро) // Личный финансовый советник [Электронный ресурс] – Режим доступа: benefit.by/page/show/articles/5. – Дата доступа: 29.11.2010.
    О кредитных историях: Закон Респ. Беларусь, 10 нояб. 2008 г., № 441-З // Белорусское законодательство [Электронный ресурс] – Режим доступа: lawbelarus.com/repub2008/sub00/text00009.htm. – Дата доступа: 29.11.2010.
    Шевко, А. Бюро кредитных историй в Республике Беларусь: история создания и перспективы развития / А. Шевко // Банковский вестник. – 2009. - № 19 (456). – С. 44 – 54.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.