На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Внимание водителя

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

1. Особенности  психологического процесса «внимание». Факторы, отвлекающие внимание  водителя…………………………………………………………………
2. Основные  принципы обеспечения безопасности  движения…………………
Список  используемых источников……………………………………………….  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           1. Особенности психологического процесса «внимание». Факторы, отвлекающие внимание водителя 

         Внимание является важнейшим фактором, обеспечивающим надежность водителя. При управлении автомобилем он должен своевременно заметить именно те изменения в дорожной обстановке, которые в данный момент создают наибольшую угрозу для безопасности движения. Быстрая оценка такой ситуации, а, следовательно, и действия, предупреждающие ее неблагоприятное развитие, в значительной степени определяются вниманием водителя. Все то, на что направлено внимание, воспринимается яснее, отчетливее, лучше осмысливается и запоминается, а это имеет особенно большое значение для безопасного управления автомобилем. Поэтому неслучайно с невнимательностью водителя связывают большое количество ДТП (от 16 до 34%). В ФРГ считают, что 84,4% ДТП происходят из-за неправильных действий водителей, главной  причиной которых является невнимательность. Просмотр 2038 карточек учета ДТП Мосавтолегтранса показал, что в 63,4 % главной или сопутствующей причиной ДТП можно считать невнимательность водителей.
        Значительные различия в показаниях о ДТП, которые связывают с невнимательностью водителей, объясняются тем, что в большинстве случаев причиной ДТП является совокупность различных факторов и выделить данные, свидетельствующие о невнимательности водителя, весьма затруднительно. Поэтому к недостаткам внимания в таких случаях нередко относят ошибки, причиной которых являются недисциплинированность, недостаточная профессиональная подготовленность, плохая память и сообразительность и т.п.
        Внимание – это сосредоточенность и направленность сознания на какой-либо объект отражения при одновременном отвлечении от других объектов. Физиологической основой внимания является очаг оптимальной возбудимости в коре головного мозга. Этот очаг И. П. Павлов описывает следующим образом: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо-неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью».
            В настоящее время мечта великого ученого осуществилась, так как создана установка, которая позволяет видеть, как работает мозг. Это позитронно-эмиссионный томограф (ПЭТ). Для того чтобы увидеть работу мозга, человеку вводят глюкозу, в которой часть обычных атомов замещена быстро распадающимися изотопами, испускающими позитроны. Эти античастицы, сталкиваясь с частицами обычного вещества, дают слабые вспышки гамма- излучения, регистрируемые прибором. Вспышки больше там, где больше крови, насыщенной глюкозой. А крови больше в тех участках мозга, которые в данный момент работают, так как там расширяются сосуды, т.е. в очаге оптимальной возбудимости.
         Благодаря вниманию в сознательной деятельности человека на первый план выступают различные психические процессы. Так, если мы в уме решаем какие-то задачи, то в нашем сознании более отчетливы процессы мышления, если припоминаем — главное место в сознании занимают процессы памяти, если наблюдаем — главное место занимает восприятие определенной обстановки или объекта, если принимаем решение — основное место занимает процесс воли. Таким образом, внимание — это особое состояние различных психических процессов, которое обеспечивает их сосредоточение на наиболее важных в данный момент для человека объектах, что особенно необходимо водителю.
    Внимание имеет различные качества (рис. 1). В зависимости от активности внимание может быть произвольным и непроизвольным. 

    

Рис. 1 Классификация качеств внимания
 
           Непроизвольное внимание — это пассивное внимание. Оно возникает без волевого усилия и сознательного намерения в результате воздействия внешних раздражителей на органы чувств. Непроизвольное внимание может оказывать положительное и отрицательное влияние на деятельность водителя. Звуковой сигнал другого автомобиля, изменение шума двигателя или шума при трении колес о дорожное покрытие, включение указателя поворотов, изменение скорости или направления движения водителем другого автомобиля, периодически вспыхивающий красный сигнал на железнодорожном переезде или перед препятствием на дороге, правильно поставленный дорожный знак, четкая разметка непроизвольно привлекают внимание водителя, помогают ему ориентироваться в дорожной обстановке и предупреждают возникновение опасных ситуаций. Для привлечения непроизвольного внимания имеет значение не только абсолютная, но и относительная сила раздражителя. Водитель может не заметить и не отреагировать даже на громкие звуковые сигналы в условиях шума большого города. Тем не менее при небольшой интенсивности движения, особенно ночью, внимание водителей привлекают даже слабые звуки.
          Важную роль для привлечения внимания водителей играет контраст между раздражителями. Так, в темное время суток одетый в темную одежду пешеход сливается с дорогой и водитель его не видит. Отделка темной одежды материалом белого цвета вследствие его контрастности на окружающем темном фоне делает пешехода заметным на значительном расстоянии. Контраст между размерами и формой предметов также непроизвольно привлекает внимание. Например, маленький предмет легко выделяется среди больших, длительный звук — среди отрывистых, цифра — среди букв. Привлекают внимание на короткое время изменения в раздражителях — периодическое усиление или ослабление звука, света. Непроизвольное внимание легко привлекается новизной объектов.
          Вместе с тем ненужные водителю лозунги и плакаты на дороге непроизвольно отвлекают его внимание и могут стать причиной возникновения аварийных ситуаций. Это можно проиллюстрировать следующим рассказом одного водителя: «Справа от шоссе я увидел пестро раскрашенный плакат с большой красивой надписью. Я попытался прочесть, что там написано и... Когда я выписался из больницы, то взял такси и поехал на место происшествия. Огромный щит все еще стоял там. На нем было выведено большими красными буквами: "Водитель! Находясь за рулем, не смотри по сторонам!"». Добрые намерения лиц, установивших этот плакат, привели к ДТП. Поэтому ненужная и отвлекающая внимание водителя информация на дороге должна быть убрана, что и делается в некоторых странах. Так, в США министерством транспорта было принято специальное решение о снятии на дорогах всех рекламных плакатов и транспарантов.
         Внимание водителя может быть непроизвольно отвлечено его действиями, которые не связаны с управлением автомобилем. Так, поиск спичек, для того чтобы закурить на ходу, закончился гибелью австрийского водителя, который потерял контроль над управлением, и его автомобиль, пробив перила деревянного моста и перевернувшись, упал в реку.
        Отвлечение внимания от управления автомобилем при разговоре с пассажирами, прослушивание радиопередач, которые весьма интересуют или тревожат водителя, также иногда приводят к возникновению опасных ситуаций.
        Произвольное внимание — это внимание, направленное на предметы и явления с сознательно поставленной целью. Это активное, волевое внимание. Напряженность произвольного внимания определяется степенью волевых усилий, связанных с преодолением трудностей. Возникновение произвольного внимания связано с трудовой деятельностью человека, так как без управления своим вниманием никакая сознательная, планомерная работа невозможна.
        В работе водителя произвольному вниманию принадлежит основная роль, ибо без сознательного управления своим вниманием невозможно безошибочное, а, следовательно, и безопасное управление автомобилем. Непроизвольное внимание может помогать произвольному вниманию. Так, правильно поставленный дорожный знак невольно привлекает внимание водителя. Увидев этот знак, водитель воспринимает его сознательно, т.е. с участием произвольного внимания. И, наоборот, помещенный в листья деревьев дорожный знак не привлекает непроизвольного внимания водителя. Для его восприятия необходимо значительное волевое усилие.
            Произвольное внимание, требующее значительного волевого усилия и нервного напряжения, утомляет водителя. Поэтому при организации дорожного движения и обустройстве дорог нужно стремиться к тому, чтобы все большая часть необходимой водителю информации непроизвольно привлекала его внимание и для ее восприятия и оценки требовалось, возможно, меньшее волевое усилие и напряжение произвольного внимания.
          Степень напряжения произвольного внимания зависит от интереса человека к выполняемой работе. Чем выше интерес, тем меньше требуется усилий для напряжения произвольного внимания и меньше расходуется нервно-психической энергии. Поэтому водитель, который любит свою работу и с удовольствием управляет автомобилем более продолжительное время, не чувствует усталости и дольше сохраняет высокую работоспособность. И, наоборот, водитель, который отрицательно относится к своей профессиональной деятельности, тяготится ею, быстрее устает и у него раньше развивается утомление. Поэтому пробуждение интереса водителей к управлению автомобилем повышает их надежность, а следовательно, и безопасность дорожного движения.
         Внимание водителя может быть направлено не только на восприятие дорожной обстановки, но и на свои мысли, переживания, воспоминания, не связанные с управлением автомобиля, поэтому различают внешние и внутренние направления. Иногда непроизвольное, внутренне направленное внимание отвлекает водителя от управления автомобилем и может стать причиной ошибок и ДТП при неожиданном изменении дорожной обстановки. Поэтому, когда сознание человека целиком поглощено решением чрезвычайно важных для него жизненных проблем, садиться за руль автомобиля не рекомендуется. Если этого избежать нельзя, то необходимо периодически напоминать самому себе, что надо быть внимательным. Контроль за направленностью своего внимания необходим и при движении в монотонной обстановке, когда интенсивность внимания значительно снижается.
         Человек может охватить вниманием определенное пространство и расположенные в нем объекты, что характеризуется широтой его внимания. Это понятие включает объем и распределение внимания.
         Объем внимания — это максимальное количество объектов, которые человек может одновременно отчетливо воспринимать в связи с решением какой-либо одной задачи. Опыт показывает, что одновременно человек может воспринимать 4 — 6 простых объектов (буквы, цифры, точки и т.п.). Но если воспринимаемые объекты связаны смыслом и являются элементами целого, то они могут быть восприняты в большем объеме. Если предъявить не разрозненные буквы, а слова, состоящие из трех-четырех букв, то они будут восприняты одномоментно, так как люди читают не отдельные буквы, а сразу целые слова. Объем внимания может быть увеличен в процессе профессиональной деятельности. Неопытный человек не может за 0,15 с. воспринять показания трехстрелочного контрольного прибора, так как для него каждая стрелка и оцифровка шкалы являются отдельными объектами. С приобретением опыта за то же время он легко считывает показания прибора, являющегося для него уже одним объектом. Опытный водитель не только быстрее и точнее считывает показания контрольно-измерительных приборов, но и воспринимает несколько дорожных знаков и объектов на дороге одномоментно, что недоступно молодому водителю. Объем внимания можно развить специальными упражнениями и практикой. Это достигается объединением различных объектов в один объект или быстрым избирательным восприятием наиболее важных в данный момент объектов. Так, опытный водитель нередко присчитывании показаний спидометра воспринимает не всю шкалу, а лишь диапазон 50 — 70 км/ч.
           Для исследования объема внимания используется специальный прибор — тахистоскоп (от древнегреч. tachys — быстрый, скорый; skopeo — смотрю). Он позволяет предъявлять испытуемому на экране любую информацию, заснятую на специально приготовленные слайды, с временем их предъявления (экспозиции) от 0,01 до 100 с. При исследовании объема внимания испытуемому предъявляются квадраты, разделенные на 16 клеток. В некоторых клетках имеются точки; на слайде может быть от 2 до 8 занятых точками клеток. Испытуемому последовательно предъявляется 15 квадратов со временем экспозиции каждого из них 0,2 с. Перед испытуемым лежит протокол, на котором представлены такие же 15 квадратов, но незаполненные (в их клетках нет точек). Задача испытуемого — поставить точки в тех клетках квадрата, в которых она была на предъявленном ему слайде. Критерием для оценки объема внимания является число правильно поставленных точек.
         Водитель при управлении автомобилем кроме восприятия объектов на дороге и прогнозирования развития дорожной обстановки выполняет управляющие действия, контролирует работу двигателя, считывает показания приборов, разговаривает с пассажирами, а иногда ведет радиообмен с диспетчером, объявляет остановки и т.д. Поэтому нередко он одномоментно может воспринимать не более трех дорожных знаков, что необходимо учитывать при организации дорожного движения.
         Распределение внимания — это способность рассредоточить внимание на нескольких объектах или одновременно безошибочно выполнить два и более действия. Распределение внимания зависит от его объема. Эти качества взаимосвязаны. Успешное распределение внимания между двумя различными действиями возможно только тогда, когда одно из совмещенных действий хорошо заучено и выполняется на уровне автоматизма. В этом случае основное действие находится в центре сознания, а другое (выполняемое на уровне автоматизма) — лишь контролируется сознанием. Опытный водитель, уделяя внимание дорожной обстановке, не следит за движением рук при переключении рычагов передач, так как эти действия доведены до автоматизма вследствие выработанного ранее навыка. Обучающийся вождению автомобиля не может, трогаясь на подъеме, распределить внимание между тремя действиями: отпустить ручной тормоз, отпустить педаль сцепления и увеличить подачу газа. И уж вовсе не может в это время слушать указания инструктора и следить за обстановкой.
         При навыках, доведенных до уровня автоматизма действий, и правильном распределении внимания может иметь место совмещение ранее самостоятельных действий в один целостный двигательный акт. Именно такие действия характерны для опытного водителя в сложных дорожных ситуациях и позволяют ему экономить время и предотвращать, казалось бы, неизбежные дорожно-транспортные происшествия. При недостаточной автоматизации навыков внимание оказывается перегруженным и водитель не в состоянии воспринимать быстро меняющуюся дорожную обстановку и своевременно выполнять необходимые управляющие действия, что нередко ведет к ошибкам и ДТП.
         Распределение внимания водителя в дорожных условиях можно определить с помощью специальной аппаратуры, регистрирующей движение глаз. В этих целях используются две кинокамеры. Одна предназначена для съемки дороги и придорожного пространства перед водителем, другая — для съемки положения световой точки, образуемой при отражении от глаза луча света лампочки. Отраженный от роговицы «зайчик» показывает направление взгляда. Заснятые камерами кадры синхронно совмещаются, и отмеченные точки фиксации взгляда располагаются на соответствующих участках дороги и придорожного пространства. В большинстве случаев внимание водителя сосредоточено в направлении взгляда. Однако иногда взгляд направлен на какой-либо объект, но он его не воспринимает, так как внимание водителя занято в это время решением других задач или действий. Поэтому регистрация взгляда не всегда дает полное представление о распределении внимания.
         Переключение внимания — это скорость его перемещения с одного объекта на другой или от одного вида деятельности к другой. Высокая подвижность нервных процессов позволяет легко переключать внимание, а при недостаточной их подвижности переключение внимания замедлено. В таких случаях говорят об инертном внимании. Однако в большинстве случаев замедленное переключение внимания при трудовой деятельности человека является следствием недостаточного опыта. Причиной легкости или трудности переключения внимания является также отношение человека к выполняемой деятельности. Внимание трудно переключается при переходе с интересной работы на неинтересную. Легче переключиться на другую работу, если предшествующая деятельность закончена.
         Водитель, чтобы не допускать ошибок при управлении автомобилем, должен быстро переключать внимание с одного объекта на другой, своевременно прекращать начатые действия, а нередко изменять их на противоположные. Скорость переключения внимания зависит от опыта водителя. В результате упорной тренировки он доводит свои навыки до уровня автоматизма действий. Приобретение такого рода навыков является необходимым условием надежности водителя при вождении автомобиля в сложных дорожных условиях.
          Водителям с замедленным переключением внимания требуется особенно упорная и продолжительная тренировка для своевременного и точного выполнения необходимых управляющих действий в сложных дорожных ситуациях.
         Переключение и распределение внимания в сочетании с правильной последовательностью действий и активностью наблюдения являются основой осмотрительности, т. е. своевременного определения возможного осложнения дорожной обстановки. Особенности переключения и распределения внимания могут быть выявлены методами экспериментально-психологического обследования и наблюдением. При наблюдении обращается внимание на следующее: может ли обследуемый делать два дела одновременно (писать и разговаривать, управлять автомобилем и отвечать на вопросы пассажиров и т.д.), как быстро он переключается с одной работы на другую или при беседе с одного вопроса на другой, часто ли допускает пропуски отдельных действий при управлении автомобилем и как быстро прекращает начатое действие или переключается на противоположное, часто ли в играх с мячом пропускает мяч по невнимательности.
         Интенсивность внимания определяется как степень его напряжения при восприятии объектов. Чем выше интенсивность, тем отчетливее и полнее восприятие, тем более точно и быстро водитель оценивает дорожную обстановку и выполняет необходимые управляющие действия. Интенсивность внимания водителя не всегда одинакова. Она повышается при обгоне, смене полосы движения, проезде перекрестка, усложнении дорожной обстановки. Интенсивность внимания снижается при движении на прямых участках дороги большой протяженности, однообразном ландшафте местности, отсутствии других участников движения, а иногда и в транспортном потоке или в колонне при продолжительном движении с постоянной скоростью. Снижение интенсивности внимания приводит к снижению готовности водителя к действиям при неожиданном возникновении опасных ситуаций. Неслучайно значительное число ДТП возникает в относительно простых дорожных условиях. Сохранять высокую интенсивность внимания в течение всего рабочего времени водитель не может — это утомляет его. Кроме того, дорожная обстановка не всегда требует высокой интенсивности внимания. Важно предвидеть изменение дорожной обстановки и уметь быстро повышать интенсивность внимания, если это необходимо, и снижать его, если такое снижение не влияет на безопасность движения.
         Устойчивость внимания — это сохранение в течение продолжительного времени необходимой интенсивности внимания на каком-либо объекте или какой-либо деятельности. Профессия водителя предъявляет весьма высокие требования к интенсивности и устойчивости внимания, так как обстановка на дороге быстро меняется и он постоянно должен быть готов к действиям в неожиданных ситуациях.
          Наше внимание чрезвычайно подвижно. Оно не может долго задерживаться на каком-либо неподвижном объекте. Пристально смотреть на черную точку на белом листе бумаги можно только несколько секунд, а затем вы или забудете о точке, или она начнет расплываться. Примеры колебания внимания представлены на рис. 3.5. Учебный час продолжается 40 — 45 мин, и это неслучайно, так как только в течение этого времени без заметного волевого усилия может сохраняться достаточно высокая интенсивность и устойчивость внимания. Увеличение этого времени затрудняет восприятие материала, так как поддержание для его усвоения необходимой интенсивности внимания требует все большего волевого усилия.
         Устойчивость внимания водителя можно оценить по следующим показателям: быстро ли ухудшается восприятие дорожной обстановки в монотонных условиях деятельности; как часто в этих условиях водитель допускает ошибки; может ли он продуктивно заниматься в условиях сильных посторонних раздражителей; пред предпочитает ли он заниматься с частыми перерывами или без перерывов; часто ли отвлекается при объяснениях педагогов; может ли длительно продумывать какой-либо вопрос или быстро отвлекается; легко ли привлечь его внимание, когда он занят выполнением какой-либо работы.
          В профессиональной деятельности водителя низкая продуктивность внимания как проявление его индивидуально-психологических свойств может отрицательно влиять на работу. В простых условиях движения темп работы водителя определяет он сам и дорожная обстановка позволяет ему на некоторое время отвлекать внимание от основных объектов восприятия, необходимых при управлении автомобилем. При внезапном резком изменении дорожной обстановки низкая интенсивность не обеспечивает работу по управлению автомобилем в необходимом высоком темпе и если водитель не успевает мобилизовать себя, т. е. интенсивность внимания в данный момент недостаточна для выполнения действий в высоком темпе, то возникают предпосылки к ДТП или само ДТП.
         Установлено, что одни профессии требуют высокой интенсивности внимания, другие — хорошего распределения, третьим требуется быстрая переключаемость, четвертым — большая устойчивость в течение длительного времени. Профессия водителя автомобиля предъявляет высокие требования ко всем качествам внимания. Поэтому при характеристике деятельности водителя, анализе его ошибок нельзя говорить о недостатках внимания вообще, а следует говорить о недостатках того или иного качества внимания. Например, внезапно возникшая сложная ситуация на прямом участке дороги может быть иногда опаснее, чем на трудной горной дороге, вследствие снижения интенсивности внимания водителя. Анализ ДТП на скоростных дорогах Японии показал, что больше половины их приходится на хорошую погоду и ровные участки дороги. И, наоборот, во время гололеда в результате высокой интенсивности внимания водителей происходит только 1,5 % от общего числа ДТП. Одной из причин ошибок водителей является их невнимательность. Невнимательность, по мнению К. К. Платонова, имеет различные формы, которые условно можно разделить на три типа.
         Первый тип невнимательности — рассеянность. Рассеянность возникает в результате слабости и неустойчивости произвольного внимания. Она выражается в легкой отвлекаемости и неумении водителя более или менее длительное время сосредоточивать внимание на нужных объектах. Такой водитель постоянно отвлекается от дорожных объектов и управления автомобилем. Он может вовремя не заметить усложнения дорожной обстановки и ввиду низкой готовности не выполнить нужных действий или допустить ошибку.
          Второй тип невнимательности, наоборот, встречается при чрезмерной интенсивности и трудной переключаемости внимания. В этих случаях человек сосредоточен на каком-либо виде деятельности, вопросе или проблеме, что характерно для многих людей творческого труда: ученых, изобретателей, писателей и др. Такой вид невнимательности может возникнуть у некоторых водителей под влиянием сильного переживания личного или служебного порядка.
       Третий тип невнимательности выражается в слабой интенсивности внимания при переутомлении, болезненном состоянии или после приема алкоголя. Физиологической основой возникающих при этом нарушений является временное снижение силы и подвижности нервных процессов в коре головного мозга. Внимание при этом характеризуется слабой концентрацией и еще более слабой переключаемостью.
         Для предупреждения невнимательности по этим причинам необходима правильная организации режима труда и отдыха, а также контроль за состоянием водителей перед рейсом и в пути. Следует иметь в виду, что даже когда человек здоров и не утомлен, интенсивность его внимания подвержена периодическим колебаниям (флюктуации). Например, если человек будет гасить нажатием на кнопку вспыхивающую перед ним лампочку, то время латентного периода его сенсомоторной реакции периодически будет изменяться, иногда резко увеличиваться, что связано с периодическим снижением интенсивности внимания.
         Исследованиями установлено, что колебания интенсивности внимания происходят не реже, чем через 5 с. При исследовании простой сенсомоторной реакции, когда предъявляются 50 сигналов в виде периодически вспыхивающей лампочки, резкое увеличение времени реакции у здоровых людей имеет место 1 — 5 раз, что является следствием особенно сильного снижения интенсивности внимания.
         В деятельности водителя важное значение придается такому понятию, как «осмотрительность». Осмотрительность — это способность водителя своевременно обнаруживать опасность и изменения в дорожной обстановке. Основой осмотрительности являются правильное распределение и переключение внимания, его достаточная интенсивность и устойчивость. Осмотрительность — это умение увидеть то, что в данный момент представляет наибольшую угрозу для безопасности дорожного движения. Большую роль для осмотрительности играет правильная организация внимания.
         Организация внимания — это умение пользоваться качествами внимания в каждом конкретном случае, в определенном их состоянии и последовательности. Организация внимания основывается на знании объектов, на которых он должен сосредоточиться, и отчетливом представлении о последовательности восприятия объектов в конкретной обстановке. Должна быть выработана система распределения и переключения внимания на те объекты, которые в данный момент являются для водителя важнейшими. Так, рекомендуется следующая последовательность переключения и распределения внимания при обгоне: обгоняемый автомобиль, встречный автомобиль, зеркало заднего вида, дорожный знак.
          Последовательность и повторность восприятия каждого объекта в данном случае должны осуществляться не в случайном порядке, а по определенной системе, наиболее рациональной в каждом сложном элементе вождения автомобиля. Установлено, что в большинстве случаев аварийная ситуация возникает во второй половине обгона или даже в самом конце его. Одной из наиболее частых причин столкновения является неправильное распределение внимания. При этом характерно, что часто столкновения происходят не со встречным автомобилем, а с обгоняемым. Считая главной опасностью встречный автомобиль, водитель все внимание сосредотачивает на нем и упускает из поля зрения обгоняемый автомобиль.
          В деятельности водителя при управлении автомобилем, особенно при дефиците времени, имеет важное значение не только знание того, на какие объекты он должен распределять свое внимание, но и навык правильной последовательности восприятия объектов конкретной дорожной обстановки, умение определять, какой из объектов в данный момент наиболее важен. Навык в организации внимания в конкретной обстановке при дефиците времени нередко является решающим в предупреждении ДТП. Такой навык может и должен вырабатываться у водителей в процессе обучения.
         Нельзя выработать навык в организации внимания вообще, во всех сложных дорожных ситуациях, так как они очень многообразны. Однако организация внимания в типичных, наиболее часто встречающихся сложных условиях необходима. Например, водитель автобуса, работая на постоянном маршруте, должен знать все его особенности, такие как состояние дороги, повороты, железнодорожные переезды, пешеходные переходы, перекрестки, интенсивность движения, освещенность в разное время суток и т. п. Особое внимание водитель должен уделять наблюдению за дорожной обстановкой, сигналами светофора и регулировщика. Перед рейсом водителя нередко напутствуют словами: «Будьте внимательны». Правильнее было бы не ограничиваться этим, а напомнить те сложные задачи в пути, которые придется решать, обратить внимание на опасные участки дороги и изменения, которые произошли на ней и требуют особого внимания водителя.
          Последовательность и повторность восприятия каждого объекта при маневре автомобиля должны осуществляться не в рабочем порядке, а в определенной системе, наиболее рациональной для данных условий. Такой системе распределения и переключения внимания с использованием центрального и периферического зрения необходимо обучать водителей. В основе организации внимания водителя должно лежать умение в любой ситуации выделять главное и второстепенное, а также автоматизация наибольшего числа действий при управлении автомобилем. Эти важнейшие качества водителя должны формироваться в период обучения и в процессе профессиональной деятельности. Такую тренировку в организации внимания в различных сложных дорожных ситуациях, особенно при дефиците времени, рационально проводить при помощи специальных стендов-тренажеров и кинотренажеров, с использованием специально разработанных кинофильмов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.