На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ внешней среды организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

 

Введение 

     Сегодня в современных условиях жесткой конкуренции для эффективного выполнения управленческих функций руководству необходимо понимать действие внешних переменных факторов.
     Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе1.
      Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и внедрить данную стратегию в деятельность предприятия, руководство должно руководствоваться фактами не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы предотвратить возможные проблемы, которые организация должна учитывать при определении своих целей и последующем их достижении2.
      Но  практика показывает, что современные  как крупные, так и средние  предприятия практически не используют в своей деятельности анализ внешней среды предприятия в рамках стратегического развития фирмы, нет определенных методик, инструментов анализа.
      При этом организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий. Таким образом, анализ внешней среды важен не только для сохранения устойчивого положения фирмы на рынке, но и для становления эффективной системы стратегического управления. Все это свидетельствует об актуальности данной темы.
     Различные аспекты вопросов анализа внешней  среды освещены в трудах отечественных ученых. Общетеоретические вопросы развития  средств и методов анализа внешней среды исследуются в работах: О. В. Богачевой, Т.А. Яркиной, А. Г. Игудина, А. М. Лаврова, В. Б. Христенко; содержанию и роли внешней среды в стратегическом развитии предприятия посвящены работы О. В. Врублевской, А. Д. Барского, В. Н. Лексина, Г. Б. Поляка, Д. Г. Черника и др.
     Изучению  основ анализа внешней среды, проблем формирования и использования результатов данного анализа в стратегическом управлении посвящены труды многих западных ученных: Томпсон А., Стрикленд А., Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Смит А.
     Цель  работы – провести анализ внешней среды и разработать рекомендации по совершенствованию стратегии компании.
     Для достижения поставленной цели в процессе исследования были поставлены следующие задачи:
     - рассмотреть различные подходы научных взглядов на сущность понятия «внешняя среда организации»;
     - определить основные характеристики внешней среды организации;
     - структурировать основные методы анализа внешней среды и выявить наиболее применимые для российских предприятий;
     - провести анализ внешней среды на примере конкретного предприятия и определить степень его значимости в системе стратегического управления;
     - определить конкретные предложения по совершенствованию анализа внешней среды фирмы и оценить эффективность их применения.
      Предметом исследования выступают механизмы и методы анализа внешней среды предприятия.
      Объектом  исследования является общество с ограниченной ответственностью «Интел-сервис».
      ООО «Интел-сервис» занимается оптовой и розничной торговлей изделиями медицинской техники и медтоваром, а также изделиями медицинского назначения. Все изделия имеют сертификаты соответствия, государственную лицензию от производителей медицинской техники и занесены в госреестр Минздрава РФ.
     В процессе исследования использовались такие общенаучные методы как логический, экономико-статистический и расчетно-конструктивный.
     Теоретическую базу исследования составляют научные концепции и разработки, содержащиеся в публикациях отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области стратегического менеджмента.
     Информационной  базой работы послужили материалы исследуемого предприятия (ООО «Интел-сервис»), опубликованные в периодической печати и интернет-источниках.
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ  ОРГАНИЗАЦИИ 

1.1 Сущность понятия внешней среды и ее составляющие 

      В стратегическом менеджменте представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х годов. Это стало одним из важных вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчёркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь опубликованных связями с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счёт разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на неё соответствующим образом.
      Системный и ситуационный взгляды на вещи привлекли  внимание к изучению внешней среды организации. Но современные изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду ещё большее внимание, чем когда-либо.
     По  мнению Томпсона А.: «внешнее окружение организации всё больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций – деловых, образовательных, государственных – под влиянием недавних событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и её воздействиях на внутреннее строение организации»3.
      Даже  если бы изменения не были столь  значительны, руководителям всё  равно пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют не его организацию. Более того он должен предложить подходящие способы, регулирования на внешнее воздействия.
      В этом отношении организации подобны  биологическим организмам. Согласно теории эволюции Чарльза Дарвина, сохранившиеся виды выживали потому, что смогли эволюционировать и приспособиться к изменениям в своей среде. И организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Таким образом, руководитель должен использовать дарвинизм в среде организаций, чтобы в мире быстрых изменений, где выживают только приспособившиеся, его организация не оказалась в числе исчезнувших.
      Многие  факторы внешней среды могут  влиять на организацию. Мескон М. и Альберт М. указывают: «в прошлом руководители концентрировали внимание на экономических и технических обстоятельствах. Однако частные изменения установок людей социальных ценностей, политических сил и сферы юридической ответственности заставили руководителей расширить спектр требующих  учёта внешних воздействий»4.
      В настоящее время имеет место  быть определенная полемика определений  понятия «внешняя среда». Так основные определения данного понятия  представлены в табл. 1.
      Таблица 1
      Определения понятия «внешняя среда» различных  авторов
Определение Автор
      Внешняя среда - совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности 5 Ярцева Т.А.
      Внешняя среда - система, включающая элементы непосредственно влияющие на организацию, ее функционирование, результаты и последствия деятельности, но не относятся к внутренним переменным 6 Черник Д.Г.
      Внешняя среда организации включает факторы прямого и косвенного воздействия 7 Белл Дж.
      Внешняя среда включает все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений 8 Томпсон А.
 
      Как отмечает Ярцева, внешнюю среду стоит  подразделять на:
      - микросреду  - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории:
      - макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду (рис. 1)9
Рисунок 1. Сущность внешней среды организации 

      Солидарен в данном вопросе Черник Д.Г., который рассматривает внешнюю среду совокупности всех элементов хозяйственной системы, которые влияют на организацию, ее функционирование, результаты и последствия деятельности, но не относятся к внутренним переменным10.
      По  словам Джеральда Белла, внешняя среда подразделяется на факторы прямого воздействия и косвенного воздействия.
      Среда прямого воздействия  включает факторы, непосредственно  влияющие на деятельность организации:
      а) поставщики. Поставщиками капитала в основном являются банки, акционеры и частные лица. Чем лучше обстоят дела у данной организации, тем больше шансов получить кредит на льготных условиях у поставщиков капитала;
      б) трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование;
      в) законы государства. Организации обязаны выполнять не только федеральные, но и региональные законы. Государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции;
      г) потребители. Потребители решают, какие товары и услуги для них желательны, то есть они определяют направления и возможности роста организации. В рыночной экономике действует принцип: "Потребитель - король рынка";
      д) конкуренты. Руководство предприятия должно понимать, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций11.
      Среда косвенного воздействия состоит  из факторов, которые не оказывают  прямого и немедленного воздействия  на деятельность организации:
      а) состояние экономики страны. Руководство организации, особенно при выходе на международный рынок, должно учитывать экономическую ситуацию в той стране, в которую поставляет свой товар, или с которой организация имеет деловые отношения. Состояние мировой экономики влияет на стоимость ресурсов и способность покупателей приобретать товары и услуги. Если в экономике прогнозируется спад, то необходимо уменьшить запасы готовой продукции, чтобы преодолеть трудности сбыта, кроме этого следует учесть увеличение или уменьшение ставки процента на займы, возможное колебание курса доллара или других твердых валют;
      б) научно-технический прогресс. Технические новшества повышают производительность труда, способствуют улучшению качества продукции, а также расширяют возможные области применения товаров. Появление таких высоких технологий, как компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая, а также использование атомной энергии, синтетических материалов, миниатюризация приборов и производственного оборудования оказывают существенное влияние на развитие и деятельность организации;
      в) социокультурные факторы. Это, прежде всего, жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации;
      г) политические факторы. К ним относятся: экономическая политика административных органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии. Для организации, осуществляющей международную деятельность, существенное значение имеет политическая стабильность данного государства, а также установка с его стороны специальных пошлин на импорт товаров, экспортных квот и т.д.;
      д) отношения с местным населением. Характер отношений с местной общиной является очень важным для учета и планирования в любой организации. Так, в каждой общине существуют свои специфические законы и установки по вопросам бизнеса и ведения деловых отношений с другими организациями и учреждениями. Иногда для поддержания хороших отношений с общиной необходимо финансирование и поддержка ее социальных программ, а также благотворительная деятельность по многим направлениям.
      В отличии Томпсон А. под внешней средой понимает все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений12. Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны у каждой фирмы. Обычно предприятие в процессе управления само определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период и в будущей перспективе. Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы. Макроокружение создает общие условия существования организации во внешней среде.13
      Изучив  основные положения авторов на определения  внешней среды, можно сказать, что внешняя среда - это совокупность факторов, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать.
      Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений.
      Внешняя среда организации характеризуется определенными признаками, представленных в табл. 2.
      Таблица 2
      Характеристики  высшей среды организации
Взаимосвязанность факторов сила, с которой  изменение одного фактора воздействует на другие факторы
Сложность число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию
Подвижность относительная скорость изменения среды
Неопределенность относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности
 
      Между факторами внешней среды существует некая взаимосвязанность. Эта взаимосвязанность определяется как уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Также, как изменение любой внутренней переменной может сказаться на других, изменение одного фактора окружения может обуславливать изменение других. Например, некоторые фирмы, выпускавшие автомобили для загородных путешествий и крупные модели, а также занимавшиеся автомобильным туризмом, пострадали из-за оттока потребителей. Но в некоторых случаях эффект оказался положительным. Пошли в гору дела у ряда фирм, производящих теплоизоляционные материалы, разрабатывающих синтетические топлива и выпускающих электромобили и устройства работающие от солнечной энергии. В тоже время в этих секторах возросла конкуренция, поскольку многие фирмы решили добиваться своей доли в развивающихся отраслях производства14.
      Взаимосвязанность различных факторов внешней среды, как считает Смит А., должна была превратить среду современных организаций в бурно изменяющуюся. Он приводит в пример провал одной английской фирмы по производству пищевых консервов, которая «так и не сумела осознать, что ряд внешних событий становится настолько взаимоувязанным, что это ведёт к необратимым общим изменениям». Как он указывает далее, «выживание становится решающим образом связанным с уровнем знаний организации о её окружении»15.
      Внешняя среда обладает определённой сложностью. Под сложностью внешней среды  понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Если брать во внимание число внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на неё давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идёт о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многообразные и разные технологии, претерпевшие более быстрое развитие, чем организация, чем организация, которой всё это не касается16.
      Наравне с ранее перечисленными характеристиками, внешняя среда также обладает подвижностью.
      Подвижность среды – это скорость с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.
      Однако  при том, что эта тенденция  является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Считается, что наиболее быстрые изменения во внешней среде затрагивают прежде всего такие отрасли, как фармацевтическая, химическая, электронная, авиационно-космическая, производство компьютеров, биотехнологии, а также телекоммуникации. Здесь оказывают воздействие, прежде всего такие факторы, как изменения технологии и методов конкурентной борьбы. Менее заметные изменения во внешней среде происходят в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям, в кондитерской, мебельной промышленности, производстве тары и упаковочных материалов, пищевых консервов.
      Кроме того, подвижность внешнего окружения  может быть выше для одних подразделений  организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел  исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В тоже время, если производственные мощности разбросаны по разным странам мира или исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной среды. Учитывая способность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или её подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом17.
      Изменения, которые происходят на мировых товарных рынках и в мировом хозяйстве  в целом, непосредственным образом  сказывается на хозяйственной деятельности отдельных фирм, использующих различные  средства, формы и методы приспособления к внешней среде. В каждой стране они многовариантны, что зависит от конкретных экономических условий, традиций, степени ориентации на внешний рынок и многих других факторов. Именно анализ внешней среды, основанный на многовариантных расчётах рентабельности и эффективности производства отдельных видов продуктов и деятельности фирмы в целом, даёт возможность учитывать конкретное условие внешней среды путём применения гибких форм связей между всеми функциями управления и влиять непосредственно на весь хозяйственный цикл НИОКР – производство – сбыт18.
      Существует  ещё одна характеристика внешнего окружения, которую следует особенно выделить – это её неопределённость. Неопределённость внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в её точности, среда становится более неопределённой, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать её высоконадёжной. Поскольку бизнес всё более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в её точности снижается. Таким образом, чем неопределённее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения19.
      Таким образом, изучение внутренней среды открывает для предприятия те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать организация в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности организации. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п.20
      Предприятие должно ограничивать негативные воздействия  внешней среды, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности. 

1.2 Методические основы анализа внешней среды организации 

      Важнейшим элементом стратегического управления и планирования в компании является анализ внешней среды, а также  проведение мониторинга рынков хозяйствования. Угрозы, которые подстерегают компанию в процессе ведения бизнеса, и возможности, которые ей предоставляются, - все это присутствует именно во внешней среде, частью которой является бизнес. Во внешней среде компании угрожают конкуренты, недобросовестные поставщики, быстро изменяющееся налоговое законодательство, социальные катаклизмы и многие другие проблемы. Кроме того, компанию поджидают покупатели, имеются или не имеются достаточные для ведения бизнеса ресурсы21.
     При анализе внешней среды, в границах которой функционирует компания, можно выделить целый ряд методов, влияющих на возможности проведения данного анализа:
      - методика T.E.M.P.L.E.S. (Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Ecology, Society) позволяет рассмотреть группу вопросов, связанных с внешней средой, разделив их на несколько подгрупп для соответствующего определения и классификации. Каждый из этих факторов подвергают соответствующему анализу, чтобы выяснить, какие трудности могут возникать при работе в данной сфере и какие здесь открываются позитивные возможности. Названные причины удобно анализировать с учетом различных (в основном долгосрочных и среднесрочных) перспектив, когда необходимо предугадать, какие изменения ожидают компанию в будущем, и подобрать стратегии, максимально адекватные складывающейся ситуации. Но часто вместо полного анализа по методике T.E.M.P.L.E.S. на практике ограничиваются SWOT-анализом и PEST – анализом22;
      - SWOT-анализ — это определение  сильных и слабых сторон предприятия,  а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). Он выделяет ключевые компоненты маркетинговой информации из огромного количества данных маркетингового аудита. Это позволяет компании выявить внешние возможности и риски и сопоставить их со своими сильными и слабыми сторонами;
      - SNW – анализ - это анализ сильных, нейтральных и слабых сторон организации. Как показала практика, в ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации;
      - PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления  политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических  (Technology) аспектов внешней среды,  которые могут повлиять на стратегию компании;
      - Матрица «Shell». В основе матрицы направленной политики (матрица Shell) лежат два показателя: перспективы торгово-промышленного сектора и конкурентное положение компании в секторе – по степени развития которых экспертами устанавливаются определенные данные по состоянию компании во внешней среде;
      - профиль среды удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка.
      Наиболее  распространенными методами наблюдения за состоянием внешней среды фирм в российских условиях являются: SWOT-анализ, PEST – анализ, SNW – анализ.
      Рассмотрим  каждый метод детально.
      Традиционно SWOT-анализ представлялся в виде матрицы 2?2, которая в настоящее время усовершенствована и включает больше элементов, в частности, краткое изложение причин хорошей и плохой работы23.
      Для проведения анализ необходимо:
    определить основное направление развития предприятия (его миссию)
    взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
    поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия).
      Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
      Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.24
      Слабые  стороны предприятия — это  отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими  компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
      Рыночные  возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.
      Рыночные  угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.25
        Для того чтобы определить  сильные и слабые стороны предприятия  необходимо:
    составить перечень параметров, по которому будет оцениваться  предприятие;
    по каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что — слабой;
    из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа.
      Далее заполняется таблица (см. табл. 3).
      Таблица 3
      Схема определения сильных и слабых сторон предприятия
Параметры оценки Сильные стороны Слабые стороны
1.Организация    
2. Производство    
3.     и т.д.    
 
      Из  всего списка сильных и слабых сторон предприятия необходимо выбрать наиболее важные (самые сильные и самые слабые стороны) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.
      Второй  шаг SWOT-анализа — это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон  предприятия:
      За  основу можно взять следующий  список параметров:
    факторы спроса (здесь целесообразно принять во внимание емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию вашего предприятия и т.п.);
    факторы конкуренции (следует учитывать количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.);
    факторы сбыта (необходимо уделить внимание количеству посредников, наличию сетей распределения, условиям поставок материалов и комплектующих и т.п.);
    экономические факторы (учитывается курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.);
    политические и правовые факторы (оценивается уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.);
    научно-технические факторы (обычно принимается во внимание уровень развития науки, степень внедрения инноваций (новых товаров, технологий) в промышленное производство, уровень государственной поддержки развития науки и т.п.) и т.д.26
      Далее, опять же, заполняется таблица (см. табл. 4).
      Таблица 4
      Схема определения рыночных возможностей и угроз
Параметры оценки Возможности Угрозы
1. Конкуренция    
2. Сбыт    
3.   и т.д. …    
 
      Необходимо  выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести  их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа
      В заполненной матрице SWOT-анализа  виден полный перечень основных сильных  и слабых сторон предприятия, а также  открывающиеся перед предприятием перспективы и грозящие ему опасности.
      Для сопоставления возможностей предприятия условиям рынка применяется немного видоизмененная матрица SWOT-анализа ( см. табл. 5).
      Таблица 5
      Матрица SWOT-анализа
  Возможности УГРОЗЫ
Сильные стороны    
Слабые  стороны    
 
      Заполнив  такую матрицу можно увидеть  результат:
    определены основные направления развития предприятия;
    сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития предприятия во внешней среде.
      Итоговые  показатели SWOT-анализа используются в стратегическом и тактическом  планировании деятельности предприятия27.
      Поскольку SWOT - анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.
      SNW – анализ – это усовершенствованный  анализ слабых и сильных сторон. SNW – Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральноя сторона), и Weakness (слабая  сторона). В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».
      Для составления SNW – анализа  также  заполняется табличная форма, которой  предшествуют все этапы подготовки, перечисленные выше в методике SWOT-анализа. Ниже приведена форма анализа в табл. 6.
Таблица 6
Матрица SNW – анализа
Наименование стратегической позиции Качественная оценка позиции
  Сильная (S)
Нейтральная (N)
Слабая (W)
Стратегия организации      
Бизнес-стратегии      
Оргструктура      
Финансы      
Продукт как конкурентноспособность      
Структура затрат      
Дистрибуция как система реализации продукции       
Информационная  технология      
Инновации как способ к реализации на рынке  продуктов      
Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации)      
 
      Стратегический SNW – анализ позволяет оценить  в оперативном режиме сильные  и слабые стороны предприятия. Сильными сторонами компании являются такие  параметры, как конкурентоспособность  услуг компании, качество производственных специалистов, репутация и т.д.
      Часто для анализа макросреды  используется методика STEP-анализа. Термин «STEP» означает анализ макросреды, основывающийся на изучении социальных, технологических, экономических и политических факторов.
      Существует  два основных варианта STEP-  и   PEST – анализа. Вариант STEP-анализа  используется для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой, приоритеты – учет социальных и технологических факторов28.
      Для анализа макросреды в тех странах, где экономика слабо развита и находится в переходном периоде, в частности широко используется для анализа внешней среды российских предприятий, применяют форму PEST – анализа, где на первом месте факторы политики и экономики. При выборе первого или второго варианта критерием выступает приоритетность учета тех или иных групп факторов макросреды с точки зрения силы возможного воздействия и стабильности факторов для мониторинга29.
      Данный  вид анализа может проводиться  с использованием различных форматов, часто это два варианта: простая четырехпольнвя матрица, внешний вид которой приводится ниже (табл. 7).
      Таблица 7
      Четырехпольная  матрица PEST – анализа
Политические  факторы Экономические факторы
1 1
2 2
Социальные  факторы Технологические факторы
1 1
2 2
 
      Выбор способы проведения анализа зависит  от целей анализа, степени готовности экспертов и целого ряда других факторов.
      По  этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют  относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания при разработке стратегии, а какие факторы заслуживают меньшего внимания30.
      Как следует из вышесказанного, анализ среды – очень важный для выработки  стратегии организации и очень  сложный процесс, требующий внимательного  отслеживания происходящих в среде  процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная методов исследования внешней среды и механизма их применения на практике, организация не может формулировать эффективную стратегию развития, ориентироваться в подвижном мире современного рынка. Главной целью применения методов анализа внешней среды является определение отрицательного и положительного влияния внешней среды на будущее организации.
      Рассмотрим  применение основных методов анализа внешней среды фирмы на практике. 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ  И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ 

2.1 Характеристика ООО «Интел-сервис» 

      Общество  с ограниченной ответственностью «Интел-сервис» находится по адресу: г. Тюмень, ул. Пржевальского, 36.
      Общество  является юридическим лицом и  зарегистрировано на основании постановления  главы администрации Центрального района г. Тюмени от 23.09.1995 г. № 998 как многопрофильное товарищество с ограниченной ответственностью «Интел-сервис».
      Общество  действует на территории Российской Федерации в целях удовлетворения общественных потребностей в широком  ассортименте продукции, товаров, работ  и услуг, получения прибыли.
      ООО «Интел-сервис» занимается оптовой и розничной торговлей изделиями медицинской техники и медицинских товаров, а также изделиями медицинского назначения. Все изделия имеют сертификаты соответствия, государственную лицензию от производителей медицинской техники и занесены в госреестр Минздрава РФ.
      Основными направлениями деятельности предприятия являются:
      – комплексные поставки медицинского и косметологического оборудования в магазины и медицинские учреждения;
      – подбор оборудования и в соответствии с задачами и финансовыми возможностями  покупателей;
      –  организация доставки оборудования в любой регион России;
      – сервисное и гарантийное обслуживание медицинского и косметологического оборудования. 
      Компания  тесно сотрудничает с государственными санаторно-оздоровительными учреждениями, поликлиниками, частными клиниками, больницами, торгующими организациями по поставке и продаже медицинской техники.  
      Организация управления и планирования деятельности в ООО «Интел-сервис» строится на единых базовых принципах: экономическая самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, контроль.
      Организационная структура ООО «Интел-сервис» представлена на рис. 2.

Рис. 2. Организационная структура ООО «Интел-сервис» 

      Финансовое  и текущее управление осуществляет непосредственно директор предприятия.
     Работа  бухгалтерского и финансового отдела регламентируется положением о финансово-экономической службе и должностными инструкциями ведущих специалистов:
    несет ответственность за ведение бухгалтерского, финансового и налогового учета, подготовку отчетности и применение действующих стандартов учета;
    отвечает за составление бюджетов, планирование, прогнозирование и анализ, ценообразование и калькуляцию, управленческий учет и отчетность;
    осуществляет текущее и оперативное управление, анализ и оценку финансовой устойчивости предприятия на основе документов внутренней отчетности, анализа и аудита.
      Кадровый  отдел отвечает за подбор, отбор  и найм персонала, подготовку и переподготовку сотрудников, оформление трудовых отношений.
      Трудовые  отношения ООО «Интел-сервис» регулируются Трудовым Кодексом и Коллективным договором, целью которого является предоставить администрации и трудящимся полные преимущества, связанные с упорядочением законных коллективных переговоров и обеспечить в максимальной степени безопасность и физическое благосостояние трудящихся, эффективность управления производством. Сторонами Коллективного договора являются  администрация, с одной стороны, в лице директора предприятия и трудовой коллектив.
      Размеры оплат определяются исходя из результатов производственно-хозяйственной деятельности за отчетный месяц.
      Сотрудники  торгового отдела отвечают за продвижение  основного товара на рынки города и области.
      Финансовый  результат – конечный экономический  итог хозяйственной деятельности организации выражается в форме прибыли (дохода) или убытка.
      Финансовым  результатом ООО «Интел-сервис» является прибыль.
      Проанализируем  финансовые результаты предприятия в табл. 8.
      Таблица 8
Анализ  финансовых результатов ООО «Интел-сервис» (в тыс. руб.)
Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. Отклонение (+,-)
2010/2009 2010/2008
Выручка от продажи 3712 3810 5246 1436 1534
Себестоимость 2873 2974 4163 1189 1290
Коммерческие  расходы 712 734 930 196 218
Прибыль от продаж 127 102 153 51 26
Доходы  от участия в других организациях  
-
 
-
 
-
- -
Внереализационные расходы 22 12 31 19 9
Прибыль (Убыток) 105 90 122 32 17
      Согласно  данным таблицы, можно сделать вывод, что выручка от продажи продукции растет. В 2010 г. она выросла на 1436 тыс. руб. и составила 5246 тыс. руб. Отрицательным моментом является увеличение себестоимости (на 1189 тыс. руб. по отношению к 2009 г.), вследствие чего увеличились цены на продукцию предприятия.
      Положительно  сказывается на конечных результатах финансовой деятельности предприятия увеличение прибыли от продаж: в 2010 г. на 32 тыс. руб.
      ООО «Интел-сервис» за 2008 – 2010 гг. не осуществляло операционные и доходы и расходы.
      Что касается внереализационной деятельности предприятия, то можно сказать следующее: этот вид деятельности также носит убыточный характер, т. е.  расходы превышают доходы.
      По  итогам отчетного 2010 г. предприятие получило прибыль в размере 122 тыс. руб., что по сравнению с 2009г. больше на 32 тыс. руб., что положительно сказывается на конечных результатах деятельности предприятия. 

2.2 Анализ внешней среды ООО «Интел-сервис»  и разработка рекомендаций по  совершенствованию стратегии компании 

      Для определения и постановки долгосрочных целей и задач деятельности предприятия  необходимо рассмотреть и оценить  внешнюю среду компании31.
      Для анализа макроокружения компании (т.е. для исследования таких факторов, как политика, законодательство, экономика, социум, технология, экология) используется методика PEST-анализа (табл. 9).  
 

      Таблица 9
      PEST–анализ  для ООО «Интел-сервис»
      
Политика Экономика
    Администрация Тюменской области заинтересована в развитии рынка медицинских товаров и оборудования
    Переход на упрощенную систему налогообложения, облегчает ведение бухгалтерии.
    Вступление в действие Программы поддержки малого предпринимательства, которая направлена на поддержание средних и мелких компаний, но практически не работает
    Увеличение темпов экономического роста в целом по стране.
    Стремительный рост цен на товары.
    Рост инвестиционной активности организаций в Тюмени
    Слабая концентрация фирм на рынке продажи медицинского оборудования
Социальный  фактор Технология
    Потребители хотят приобретать качественные товары, необходимые для поддержания здоровья; покупатель надеется на более разнообразное предложение.
    Высокая чувствительность к цене групп с низким и среднем уровнем дохода.
    Растущая требовательность потребителя к качеству медицинских товаров.
    Возрастная динамика потребления медицинских товаров – специализированное оборудование предпочитают люди старшего возраста, а препараты и оборудование общего назначения – молодое поколение
    Создание нового специализированного оборудования, позволяющего использовать в домашних условиях
    Разработка новых препаратов, направленных на сохранение здоровья населения
    Высокая эффективность компаний по торговле медицинским оборудованием и медицинскими товарами достигается не только наличием современного оборудования и передовых технологий
 
      В качестве экспертов при проведении PEST анализа выступили руководитель ООО «Интел-сервис» - Меньщиков О.П. и ведущие специалисты отдела бухгалтерии и финансов – Кравченко А.М. и Петухов А.А., а также начальник торгового отдела – Васильев М.К.
      Итак, по данным таблицы можно сделать следующие выводы:
    Администрация г. Тюмени поддерживает деятельность местных продавцов в области медицинского оборудования.
    В целом экономическое положение по стране стабилизируется, что сказывается и на деятельности торговой компании.
    Потребители предъявляют высокие требования к качеству таких товаров – как медицинские оборудования, их предпочтения связаны общим повышением уровня образования и необходимостью сохранения здоровья.
    Появление новых технологий, позволяющих использовать многие препараты и оборудование дома, обуславливают новые возможности для развития торговли.
      Структура потребления медицинских товаров и оборудования в Тюмени и области существенно отличается от других городов в целом по России, создавая значительный потенциал роста в таких сегментах, как продажа косметических товаров, препаратов и оборудования домашнего назначения.
      Анализ  состояния отрасли ООО «Интел-сервис»  осуществляется по следующим направлениям: позиционирование компании на рынке  медицинского оборудования и товаров, оценка уровня конкурентной позиции.
      Сегментация продавцов и покупателей на рынке  медицинского оборудования г. Тюмени представлена на рис. 3.
      
      
      
        

      
      
        
 

Рис. 3. Сегментация продавцов и покупателей на рынке медицинского оборудования г. Тюмени 

       ООО «Интел-сервис» существует на рынке медицинского оборудования на протяжении 14 лет. За это время  компания подтвердила  качество и востребованность самого современного и надежного медицинского оборудования. Основными  отличительными конкурентными особенностями организации являются:
    благодаря прямым поставкам от производителей фирма гарантирует самые большие скидки на оборудование;
    официальный дилер в России компании Varian, эксклюзивный дилер компаний Civco Medical, Zonare Medical;
    имеющаяся федеральная лицензия позволяет обслуживать любое медоборудование соответствующее профилю;
    предлагает ремонт и модернизацию диагностического оборудования;
    предлагает профессиональный ремонт датчиков к любым УЗ — оригинальная американская технология и материалы.
      Для оценки уровня конкурентной позиции предприятия  и его привлекательность  на рынке строится матрица позиционирования32.
      В качестве экспертов при проведении оценки привлекательности отрасли для ООО «Интел-сервис» выступили ведущие специалисты отдела бухгалтерии и финансов – Кравченко А.М. и Петухов А.А.
      В табл. 10 представлен расчет привлекательности отрасли для ООО «Интел-сервис».
       Таблица 10
       Оценка  привлекательности  отрасли для ООО «Интел-сервис»
Параметры отрасли Относительный вес
Оценка привлекательности Результат
1 2 3 4
Рост 0,3 5 1,5
Технологическая стабильность 0,2 2 0,4
Прибыльность 0,4 4 1,6
Размер 0,1
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.