На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовые ресурсы Россия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение 

     Актуальность темы курсовой работы - финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов.
     Финансы можно рассматривать и как  материальную категорию, по своему материальному  содержанию финансы - это целевые  фонды денежных средств, в совокупности, представляющие финансовые ресурсы  страны.
     Финансовые  ресурсы выступают материальными  носителями финансовых отношений. Одним  из значимых факторов успешного развития российской экономики является эффективное  и грамотное управление финансовыми  ресурсами, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.
     Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные  условия для активизации предпринимательской  деятельности. Большое внимание уделяется  определению рациональных форм изъятия  доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия  населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся  повышению эффективности использования  финансовых ресурсов путём их распределения  между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.
     Научно  обоснованная финансовая политика при  правильной и успешной её реализации приносит положительные результаты. Финансовая политика Российской Федерации  охватывает все сферы общественных отношений, которые являются объектом политического воздействия. Главной  задачей финансовой политики государства  является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами государственных  программ экономического и социального  развития.
     Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач  требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, финансовых ресурсов, а также элементов, ее составляющих.
     Объект исследования - совокупность финансовых отношений с точки зрения количественных и качественных характеристик.
     Предмет исследования - анализ финансовых ресурсов государства во взаимосвязи с актуальными проблемами экономики.
     Целью курсовой работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих.
     Для достижения этой цели необходимо решение  следующих задач:
    Раскрыть определение понятия финансовых ресурсов государства.
    Рассмотреть состав финансовых ресурсов и методы их мобилизации.
    Проанализировать источники формирования финансовых ресурсов и направления их использования.
    Охарактеризовать государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов государства.
     5. Показать влияние финансовых  ресурсов на экономику страны.
     6. Рассмотреть роль финансовых  ресурсов в повышении промышленного  производства.  

     1.Теоретические основы финансовых ресурсов государства 

          1.1 Определение понятия финансовых ресурсов государства 

     Распределение и перераспределение стоимости  общественного продукта с помощью  финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих  специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов  хозяйствования, государства и граждан  за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений  и используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
     Потенциально  финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая  стоимость и осуществляется перенос  созданной ранее. Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость  реализована и в составе выручки  вычленяются конкретные экономические  формы реализованной стоимости.
     Таким образом, финансовые ресурсы — это  денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования, государства или  граждан и предназначенные для  выполнения ими финансовых обязательств, осуществления экономической, социальной и иных функций. Аккумулируются государством и хозяйствующими субъектами и используются в качестве источника поддержания  и развития производства, удовлетворения социальных потребностей населения, обеспечения  функционирования сферы обращения1.
     К финансовым ресурсам, понимаемым в  широком смысле слова, правомерно относить также собственный капитал и  привлечение денежного средства коммерческих банков и других финансово-кредитных организаций, а также денежного сбережения домашних хозяйств.
     В странах с централизованной управляемой  экономикой преобладающую долю составляют финансовые ресурсы государства  и муниципальных образований, тогда  как в странах с рыночной экономикой существенная часть финансовых ресурсов представляет предпринимательский  капитал, однако и централизуемые государственные  и муниципальные финансовые ресурсы  могут быть значительными.
     Финансовые  ресурсы являются одной из составных  частей всех денежных ресурсов, обращающихся в стране, которые кроме них  включают также кредитные ресурсы, денежные доходы населения, оборотные  средства предприятий. Провести грань  между финансовыми ресурсами  и денежными доходами нетрудно, т.к. финансовые ресурсы находятся в  распоряжении государства и субъектов  хозяйствования, а вторые - в руках  граждан и используются для обеспечения  их жизненных потребностей.
     Оборотные средства также не включаются в состав финансовых ресурсов, т.к. особенности  использования оборотных средств  на предприятии предполагают постоянное, неразрывное их обращение в форме  натурально-вещественного слагаемого. Предприятие не может оборотные  средства даже временно направить на другие цели, т.к. оборотные средства всегда должны строго использоваться на обслуживание кругооборота предметов  труда на предприятии2.
     Финансовые  ресурсы не обладают большей независимостью от натурально-вещественной формы стоимости  создаваемого продукта. Они могут  распределяться и перераспределяться по различным каналам и денежным фондам, поэтому специалисты не включают оборотные средства в состав финансовых ресурсов.
     Финансовые  ресурсы государства и предприятий  являются непосредственными объектами  управления финансами, т. е. управления их формированием, использованием и  движением денежных потоков.
     Именно  финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории  цены и других стоимостных категорий. Финансовые ресурсы, выступая в денежной форме, отличаются от других ресурсов. Они относительно обособлены в своих  функциях, поэтому существует необходимость  в обеспечении увязки финансовых ресурсов с другими ресурсами. 
 

         1.2 Состав финансовых ресурсов и методы их мобилизации 

     Финансовые  ресурсы делятся на3:
     1) централизованные (выступают в форме  бюджетных и внебюджетных фондов  и обеспечивают потребности воспроизводства  на макроуровне (например, бюджет).
     2) децентрализованные (формируются у  субъектов хозяйствования и используются  на расширение производства или  оказание услуг и удовлетворение  социально - культурных потребностей  работников предприятия).
     Децентрализованные  ресурсы классифицируются на:
     1) собственные и привлеченные (прибыль,  амортизация, денежные средства  в обороте, выручка от продажи  имущества, прибыль от выполнения  работ и услуг, все виды кредиторской  задолженности);
     2) заемные (долгосрочные и краткосрочные  кредиты банков, средства различных  финансовых структур;
     3) ресурсы, получаемые в порядке  перераспределения (страховые возмещения, субсидии государства, субвенции).
     Они направляются на следующие цели:
     1) капиталовложения;
     2) увеличение оборотных средств;
     3) финансирование НТП;
     4) проведение природоохранных мероприятий;
     5) обеспечение потребностей социального  характера (жилищный фонд, сфера  дошкольных учреждений, оздоровительные  лагеря, дома культуры);
     6) прочие аналогичные цели.
     Состав  финансовых ресурсов у разных субъектов  экономики существенно различается4. 

       
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1. Состав финансовых ресурсов предприятий  и коммерческих организаций 

     На  рисунке приведен наиболее типичный состав финансовых ресурсов предприятий  и коммерческих организаций. Из него исключены заемные средства, которые  привлекаются предприятиями за счет выпуска долговых обязательств и  банковских кредитов. Заемные средства, как известно, предполагают их обязательную возвратность. Это является важнейшим критерием различия финансовых и кредитных ресурсов. Тем не менее, заемные средства наряду с финансовыми ресурсами позволяют решать задачу обеспечения хозяйственной деятельности предприятия источниками финансирования.
     Вместе  с тем различия между финансовыми  и кредитными ресурсами носят  не только понятийный характер, но и  определяют наличие или отсутствие обязательств у предприятия, возможности  их погашения.
     Амортизационные отчисления, высвобождаясь из оборота, могут быть использованы предприятием на любые цели, в т.ч. и не связанные  с обеспечением непрерывности производства. В этом состоит их принципиальное отличие от других затрат предприятия  и позволяет включить в состав финансовых ресурсов.
     Устойчивые  пассивы - это особый вид заемных  средств, которые постоянно находятся  в распоряжении предприятия, что  и приравнивает их к собственным  источникам финансирования. К ним  относится кредиторская задолженность  предприятия перед поставщиками, бюджетом, работниками. Условием их приравнивания  к собственным средствам является разрыв во времени между возмещением  задолженности перед названными кредиторами, в составе выручки  от реализации продукции и других операций, с одной стороны, и наступлением срока расчетов с ними, с другой стороны. Речь идет не о просроченной задолженности, а о любой задолженности, в т.ч., и перед банком, срок погашения  которой еще не наступил, но расходы  по ее оплате уже включены в состав цены произведенных и реализованных  товаров, оказанных и оплаченных услуг.
     Таким образом, финансовые ресурсы предприятий, по существу, являются собственными источниками  финансирования, привлекаемыми с  финансового рынка и возникающими в результате хозяйственной деятельности. Эти средства предназначены для расширенного воспроизводства, решения социальных проблем и удовлетворения интересов собственников предприятий5.
     Пути  увеличения финансовых ресурсов:
     1. Внешние займы - привлечение финансовых  ресурсов других государств.
     2. Своеобразный источник финансовых  ресурсов - денежная эмиссия. Обращаясь  к печатному станку, государство  облагает нас незримым косвенным  налогом.
     Еще один путь - национальное имущество, которое  лишь частично входит в состав финансовых ресурсов через выручку от реализации государственного имущества и приватизации, от продажи ненужного имущества  юридических лиц, остатков неиспользованных финансовых фондов, созданных в прошлые  годы (бюджетные, внебюджетные, резервные, экономического стимулирования), выручка  от реализации бесхозного, конфискованного  имущества, возврат кредитов некоторыми странами-должниками.
     Объем финансовых ресурсов в первую очередь  зависит от объема ВВП, создаваемого в стране, их номинальная величина также зависит и от масштаба цен, а также от соотношения отдельных  частей общественного продукта, и  прежде всего необходимого и прибавочного продукта (чем больше прибавочный  продукт, тем больше величина финансовых ресурсов). Увеличение финансовых ресурсов также может происходить за счет увеличения стоимости основных фондов в результате изменения нормы  амортизации или переоценки основных фондов.
     Факторы, влияющие на величину отдельных видов  финансовых ресурсов:
     1) На величину амортизации влияют: уровень амортизационных норм, балансовая  стоимость основных фондов, соотношение  между отдельными элементами  основных фондов.
     2) Отчисления во внебюджетные фонды,  т.к. они зависят от ставок  страховых взносов, уровня собираемости.
     3) Прибыль зависит от уровня  рентабельности (издержек), объема производства  и реализации, структурных сдвигов  и цены - как основного фактора.
     4) Косвенные налоги зависят от  объема облагаемого оборота, уровня  ставок косвенных налогов, собираемости (налоговой дисциплины) и уровня  налоговых льгот.
     Нехватка  финансовых ресурсов, происходит с  одной стороны в результате прямого  сокращения их реального объема из-за спада производства, а с другой стороны - резкое увеличение потребности  в финансовых ресурсах всех сфер финансовых отношений, вызванных необходимостью инвестирования структурной перестройки  экономики (демилитаризация, демонополизация); дезинтеграция производства и социальная защита малоимущих, кроме того увеличение затрат в результате обнищания большой  группы населения.
     Дополнительные  источники финансовых ресурсов, из-за чего недополучаются финансовые ресурсы:
     - несовершенство законов;
     - ошибки принятия управленческих  решений (уход за рубеж огромных  капиталов, в больших масштабах  оказывается экономическая помощь  другим странам).
     Потеря  финансовых ресурсов происходит в результате продажи крупных предприятий  за мизерные цены во времена ваучеризации (Англия в свое время от этого  получила $100 млрд.).
     Огромный  источник финансовых ресурсов заключен в полезных ископаемых.
     Кроме того, огромный финансовый потенциал  заключается в высококвалифицированной  рабочей силе, однако государство  не создает благоприятных условий для ее экспорта, в то время как во многих других странах грамотно поставленный экспорт рабочей силы значительно пополняет государственную казну. 
 

          1.3 Источники формирования финансовых ресурсов и направления их использования 

     Условия формирования финансовых ресурсов заложены на стадии производства в пропорциях различных элементов стоимости  созданного продукта, которые корректируются через цены, распределяются между  участниками производственного  процесса. Их доходы затем перераспределяются государством с помощью налоговой  системы и трансфертов, передаваемых населению, а также с помощью  финансового рынка.
     Источники формирования финансовых ресурсов делятся  на:
     1) источники, которые действуют  на макро - уровне (уровне государства);
     2) источники, которые действуют  на микро - уровне (уровне предприятия).6
     Первым  и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном  уровне (макро - уровне) является национальный доход. На основе распределения и  перераспределения национального  дохода создаются централизованные фонды денежных средств.
     Часть национального дохода формируется  и остается в распоряжении предприятий, т. е. создаются децентрализованные ресурсы на микр - оуровне, которые  используются на затраты производства на предприятиях.
     Внутренний  источник средств, используемых в государстве, один — экономика страны и ее результат.
     Государственные финансовые ресурсы образуются преимущественно за счет: взимания налогов и сборов; поступлений от использования, а также продажи государственного имущества; средств от продажи золотого запаса страны; выпуска и продажи государственных облигаций и других ценных бумаг; прибыли от государственной предпринимательской деятельности; получения денежных средств путем внешнего и внутреннего заимствования; использования резервных и страховых фондов, добровольных взносов юридических и физических лиц7.
     В целом понятие «государственные доходы» шире понятия «доходы  госбюджета». Часть доходов дают государственные предприятия, находящиеся  на автономном финансировании, но зачисляющие  свои доходы непосредственно в государственный  бюджет.
     Существование налоговых доходов государства  обусловлено выполнением государством своих властных функций, а существование  производственных доходов — выполнением  государством своей предпринимательской  функции. К непроизводственным доходам  государства можно отнести налоги, государственные займы и эмиссию  бумажных денег.
     Важнейшие направления расходования финансовых ресурсов: государственные инвестиции; содержание государственного аппарата; оплата государственных заказов; финансирование бюджетных организаций и учреждений; расходы на социальные нужды, на обслуживание внутреннего и внешнего долгов, государственные  дотации, субсидии, субвенции; взносы во всемирные организации, оказание помощи иностранным государствам; затраты  на приобретение, выкуп объектов собственности  и др. расходы, определяемые федеральными законами, законами субъектов федерации  и правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете, о внебюджетных фондах на очередной финансовый год.
     Государственные финансовые ресурсы разделяются  на ресурсы федерации и ресурсы субъектов федерации; при этом выделяются источники поступления и каналы расходования каждого из этих видов ресурсов в абсолютных величинах или в долях денежных средств.
     Местные (муниципальные) ресурсы образуют отдельную, относительно самостоятельную, часть финансовых ресурсов страны.
     Финансовые  ресурсы хозяйствующих субъектов (предприятий, коммерческих организаций) создаются главным образом в результате получения дохода от производственно-предпринимательской деятельности, формирования акционерного капитала, сбора паевых и уставных взносов, продажи и сдачи в аренду собственного имущества, получения заемных средств, финансовой поддержки со стороны государства, привлечения иностранных инвестиций, поступления страховых возмещений; средств от штрафных санкций.
     Для предприятий различных форм собственности  исходным источником формирования финансовых ресурсов является первоначальный капитал, выраженный в уставном, складочном, паевом капитале. Впоследствии, в ходе выполнения ими хозяйственной деятельности, финансовые ресурсы формируются  по трем важнейшим направлениям:
     - собственные и приравненные к  ним средства;
     - мобилизация ресурсов на финансовых  рынках;
     - поступление финансовых средств  через бюджетную и кредитную  систему.
     Собственные и приравненные к ним средства формируются по двум направлениям: денежные доходы и денежные поступления. В составе денежных доходов определяющая роль принадлежит прибыли от основной (текущей) деятельности предприятия. Самостоятельное  значение приобретает прибыль от других видов деятельности, а именно прибыль от выполнения научно-исследовательских работ, прибыль от строительства, выполняемого хозяйственным способом, прибыль от финансовых операций (спекуляции с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами), другие доходы, к которым, в частности, относится большая группа вне реализационных доходов (штрафы, пени, безвозмездно полученные денежные и другие средства).
     В группе денежных поступлений основную роль выполняют амортизационные  отчисления по основным средствам и  нематериальным активам; выручка от реализации выбывшего имущества (основные средства, нематериальные активы, товарно-материальные ценности); целевые поступления; различные  взносы членов трудового коллектива и другие источники.
     Кроме аккумулирования собственных источников, предприятия производят мобилизацию  дополнительных ресурсов на финансовом рынке (эмиссия акций, облигаций, привлечение  кредитов, включая отсрочки платежа): получают доходы от собственности в  виде дивидендов от дочерних, зависимых  предприятий и иных эмитентов; формируют  новые финансовые ресурсы на паевых началах при организации совместной деятельности; получают бюджетное финансирование и финансирование из других источников.
     В условиях рыночной экономики хозяйствующие  субъекты в рамках соблюдения законов  свободны в выборе источников поступления  и способов расходования собственных  финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы  хозяйствующих субъектов используются на: содержание и приобретение основных и оборотных средств; оплату труда; выплату налогов и сборов, амортизационных  отчислений; проведение отчислений в  страховые и другие целевые фонды; осуществление расходов на социально-культурные и благотворительные нужды; выполнение природоохранных мероприятий; осуществление расходов будущих периодов; возврат долгов и выплату процентов по ним; образование резервов8.
     В особом положении находятся некоммерческие организации, финансовые ресурсы которых формируются не только из доходов от собственной деятельности, но и в виде взносов, пожертвований, благотворительной помощи, государственной поддержки. Некоммерческие организации не преследуют цели извлечения прибыли, действуя в соответствии с Законом "О некоммерческих организациях".
     Выпуск  и размещение акций недоступно некоммерческим организациям, поскольку лишь акционерное  общество таким образом может  мобилизовать средства на финансовом рынке.
     Учреждения  и организации некоммерческого  сектора экономики для осуществления  своей деятельности мобилизуют финансовые средства из различных источников. Формирование финансовых ресурсов некоммерческих предприятий и организаций зависит  от двух факторов: характер (вид) оказываемых  услуг; принципы организации услуги (платность или бесплатность).
     Состав  и структура финансовых ресурсов некоммерческой организации существенно  зависит от ее формы.
     Для некоторых некоммерческих организаций - учреждений, действующих в сфере  образования, здравоохранения и  др., главным и даже единственным источником финансовых ресурсов являются бюджетные ассигнования. Другие услуги - в сферах культуры, искусства - являются платными, а бюджетные средства представляются нерегулярно и в форме целевого финансирования. Для большинства  некоммерческих организаций характерно сочетание источников финансирования из бюджетов разных уровней и доходов  от собственной деятельности. Расширение самостоятельности некоммерческих организаций позволило увеличить долю средств, зарабатываемых ими в результате расширения объема и перечня платных услуг, оказываемых населению9.
     Существует  группа услуг, связанных с государственным  управлением и обороной, имеющих  общегосударственное значение. Услуги такого рода полностью финансируются  бюджетными ресурсами без привлечения  средств населения, предприятий  и иных источников.
     Часть услуг, связанных с культурой, искусством, юриспруденцией, оказывается населению  только на платной основе и к бюджетным  ресурсам отношения не имеет. Услуги социально-культурной направленности финансируются на смежной основе — из бюджета (в пределах определенных нормативов), за счет средств населения  и предприятий (в оставшейся части). Бюджетное финансирование учреждений и организаций некоммерческого  характера оказывается строго на нормативной основе.
     Кроме бюджетных средств используются два вида финансовых ресурсов:
     - денежные средства предприятий  и граждан по договорам на  оказание услуг или заказам  на проведение мероприятий;
     - поступления от населения за  оказанные платные услуги и  поступления от продажи изделий  собственного производства.
     Дополнительным  источником формирования финансовых ресурсов является выручка от сдачи основных средств и оборудования в аренду, добровольные взносы и прочие поступления.
     В зависимости от источника финансовых ресурсов в некоммерческих организациях существует два основных типа финансирования:
     - преимущественно бюджетные средства (сметное финансирование). Основной  документ — смета, бюджет;
     - полная самоокупаемость. Основной  документ — финансовый план.
     Существуют  особенности финансирования общественных организаций. Источником финансовых ресурсов в них служат членские взносы и  добровольные пожертвования. 
 

        1.4 Классификация финансовых ресурсов 

    Финансовые  ресурсы Российской Федерации включают следующие звенья финансовых отношений:
    государственную бюджетную систему;
    внебюджетные специальные фонды;
    государственный кредит;
    Эти три блока финансовых отношений  относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макро уровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
     Будучи  экономической формой существования  реальных, объективно обусловленных  распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:1
    государственный бюджет является особой экономической формой пере распределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных  его  государственно-территориальных формирований ;
    с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями  народного  хозяйства,  территориями  страны,  сферами общественной деятельности;
    пропорции  бюджетного  перераспределения  стоимости  в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
    область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.
     Взгляд  на бюджет как на экономическую категорию  не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.
     Доходы  бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежный средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом  дальнейшего распределения сконцентрированной  в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.1 Структура доходов бюджета. 

       Доходы бюджетов ? денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
      Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
        Выделяют следующие основные  виды налоговых доходов:10
    налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
    налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
    налоги на совокупный доход;
    налоги на имущество;
    платежи за пользование природными ресурсами;
    налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.
     Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:
    доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
    доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
    средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
    доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
    иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).
     Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса  РФ) включают следующие поступления:
    От нерезидентов;
    От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
    От государственных внебюджетных фондов;
    От государственных предприятий и учреждений;
    От наднациональных организаций.
      Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня. Расходы  бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления.
      Виды  доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также  обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К неналоговым  доходам относятся доходы:11
    от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
    от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;
    средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
    финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.
    государственные займы  они  осуществляются  с  помощью  выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей) у внебюджетных фондах (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банков (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями). Их доля в государственном бюджете составляет от 10% до 20%;
    эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. Использование эмиссии денег для пополнения казны является на самом деле формой налогообложения - инфляционным налогом.
   Рассмотрим  также источники доходной части  госбюджета:12
    70-80 % формируют налоговые поступления;
    в значительно меньшей степени - доходы от внешнеэкономической деятельности;
    и доходы государственного предпринимательства.
     Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:
доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности;
доходы  от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении  соответственно федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том  числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в  возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
    доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
    иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).
     Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса  РФ) включают следующие поступления:
    От нерезидентов;
    От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
    От государственных внебюджетных фондов;
    От государственных предприятий и учреждений;
    От наднациональных организаций.
 
 
 
          2. Финансовые ресурсы страны как основа ее экономического развития 

          2.1 Государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов государства 

     В каждой стране основу государственных  финансов составляет бюджет, а точнее – бюджетная система, которая  включает государственный бюджет и  бюджеты соответственных административных единиц13.
     Бюджетным Кодексом РФ определено, что бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, федеральный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ.
     Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных  внебюджетных фондов и территориальных  государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
     Государственный бюджет — как экономическая категория  выражает систему экономических  отношений между государством, предприятиями  и населением по поводу распределения  и перераспределения совокупного  общественного продукта и национального  дохода и формирования централизованного  общегосударственного фонда денежных средств. Другими словами — это  основной финансовый план образования  и расходования государственного фонда  денежных средств. Его основное назначение — создание условий для эффективного развития экономики и решения  общегосударственных и социальных задач.
     Государственный бюджет – наибольший централизованный денежный фонд государства, который  находится в распоряжении правительства. В государственном бюджете концентрируется  большая часть валового национального  продукта. Он играет невероятно важную роль в обеспечении эффективного функционирования всех составляющих частей хозяйственного механизма, в определении  балансовых связей всех ценностных показателей  социально – экономического развития и соблюдения пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.
     Бюджетные средства направляются на государственное  управление, народное хозяйство, социально  – культурные мероприятия, оборону, поддержку и развитие науки. Государственный  бюджет и местные бюджеты всех уровней составляют финансовую основу для объединения общегосударственных  и региональных интересов.
     Центральное место бюджета в финансовой системе, прежде всего, объясняется тем, что  с его помощью перераспределяется значительная часть национального  дохода.
     Государственный бюджет характеризуется следующими чертами:
     1) носит ярко выраженный балансовый  характер. Превышение расходов над  доходами составляет дефицит  бюджета. Превышение доходов над  расходами составляет дефицит  бюджета.
     2) Формирование и использование  бюджета базируется на сочетании  централизованных начал с инициативой  местных органов.
     Основные  функции бюджета:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.