На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Интеллектуальная собственность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
Оглавление 

Введение……………………………………………………………………………..3
 I.  СИСТЕМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…………………..4
   1.1.  Понятие  интеллектуальной собственности………………………………...4
   1.2.  Правовое регулирование…………………………………………………….5
   1.3. Объекты авторского права  ………………………………………………...10   
   1.4. Объекты промышленной собственности…………………………………..11
  II.  ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ………………….17
   2.1. Интеллектуальная собственность в структуре нематериальных активов
         фирмы…………………………………………………………………………17
   2.2.  Цели определения стоимости интеллектуальной собственности………..18
   2.3.   Подходы и методы определения стоимости……………………………...22
 III. МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ…….26
Заключение…………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………………...35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
Индустриальная  экономика, основы которой были заложены в конце XIX века такими гигантами, как  Генри Форд и Томас Эдисон, рассматривала  человеческий капитал как приложение к средствам производства. Однако к 80-м годам XX столетия наметились первые признаки перехода к новой экономике. Рост в секторах, не имеющих непосредственного отношения к процессу производства, стал явно более существенным, Произошел очевидный переход от индустриальной экономики к экономике услуг. В современный период в экономике просматривается  тенденция — к росту значения знаний и информации, признаки этого очевидны. В Соединенных Штатах технологические компании со значительной долей знаний в стоимости продукции растут быстрее практически всех остальных компаний: America  Online год выросла на 215%, Mcafee Associates — на 110%, в то время как медицинские компании, например, Oxford Health и Неаlthsource, — на 130 и 93% соответственно. И частично успех этих компаний объясняется тем, что все они — новые и современные — не обременены грузом традиций работы в промышленности. Они могут действовать в условиях экономики знаний тем способом, который подходит для нее наилучший образом.
Новая экономика  обладает специфическими чертами, проявляющимися как на макро-, так и на микроуровнях. Основной капитал новой экономики - интеллектуальный. Важнейшие факторы производства в странах с развитыми экономиками стали «невидимыми». Такие нематериальные активы, как квалификация сотрудников, стратегия компании, программное обеспечение, патенты, бренды, отношения с клиентами и другие факторы определяют конкурентоспособность компании. Это подтверждают массивные инвестиции - около 1 млрд. долларов, что составляет примерно 9% ВВП США и приближается к инвестициям в материальные и нематериальные активы в США в 2004 г.
В «классической» перерабатывающей промышленности нематериальные активы приобретают все большее  значение по сравнению с недвижимостью  и оборудованием. Ну а в наукоемких отраслях нематериальные активы играют совершенно особую роль.
В современных  условиях назрела объективная потребность понимания роли и места интеллектуальной собственности как экономического объекта, а также анализа особенностей создания и использования объектов интеллектуальной собственности различны видов.
Особое место  в этом ряду занимает создание классификации  объектов интеллектуальной собственности, содержащей конструктивное начало для формирования достаточно универсальной практически реализуемой методики определения стоимости объектов интеллектуальной собственности. Именно эти вопросы и являются предметом рассмотрения
Задачами данной работы считаем определение роли интеллектуальной собственности в  капитализации и конкурентоспособности  отдельных организаций, так и развитии экономики в целом.  

I. СИСТЕМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. 

1.1 Понятие интеллектуальной собственности.
Право собственности  представляет собой наиболее широкое  по содержанию вещное право, которое  дает возможность своему обладателю (собственнику) и только ему определять содержание и направления использования принадлежащего ему имущества, осуществляя над ним полное «хозяйственное господство». В п. I ст. 209 Гражданского кодекса РФ правомочия собственника раскрываются с помощью традиционной для русского гражданского права «триады» правомочий — владения, пользования и распоряжения, охватывающих в своей совокупности все возможности собственника.
Наиболее важной характеристикой собственности  является то, что собственник или  владелец может использовать свою собственность так, как он пожелает, и никто больше не может законным образом использовать его собственность без его разрешения.
В принципиальном плане могут быть выделены следующие виды собственности.
1. Собственность,  состоящая из движимых вещей, например, наручные часы или автомобиль.
2. Недвижимая  собственность- земля и постоянно  находящиеся на ней объекты.
3. Интеллектуальная  собственность, объектами которой  являются творения человеческого разума, человеческого интеллекта.
Действующее законодательство (Гражданский кодекс РФ) не делает различий в отношении видов собственности, определяя их формы и правовые отношения собственников. В то же время каждый из видов собственности обладает принципиальными особенностями владения, пользования и распоряжения, что отражено в действующем законодательстве. Основными отличиями, характеризующими интеллектуальную собственность и отличающими ее от прочих видов собственности, являются следующие.
1. Объектом интеллектуальной  собственности является творения человеческого разума, его интеллекта. К их числу могут быть отнесены литературные, художественные произведения и научные труды; исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи; изобретения во всех областях человеческой деятельности; научные открытия; промышленные образцы; товарные знаки; знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения; компьютеры и компьютерные программы и др.
2. Предмет интеллектуальной  собственности составляет информация, которая может быть представлена на материальном носителе и распространена в неограниченном количестве копий. При этом собственностью являются не эти копии и материальные носители, а отражаемая в них информация. В связи с этим любая передача прав на материальный носитель не влечет за собой передачи каких-либо прав на интеллектуальную собственность.
3. Интеллектуальная  собственность обладает признаком  приоритетности и может быть депонирована.
4. В отношении  интеллектуальной собственности  могут быть выделены права  собственника (имущественные права)  и исключительные авторские права. Автором объекта интеллектуальной собственности признается физическое лицо, в результате творческой деятельности которого они созданы. Если объект интеллектуальной собственности создан совместной творческой деятельностью двух и более физических лиц, то независимо от того, состоит данный объект из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, или является неделимой, каждое из этих лиц признается автором такого объекта интеллектуальной собственности. В случае если части объекта интеллектуальной собственности имеют самостоятельное значение, каждый из авторов имеет право авторства на созданную им часть. Автору интеллектуальной собственности независимо от его имущественных прав принадлежат следующие личные права:
право авторства - то есть право считаться автором объекта интеллектуальной собственности;
право на имя - то есть право определять форму указания имени автора объекта интеллектуальной собственности: под своим именем, под условным именем (псевдонимом) или анонимно;
 право на неприкосновенность (целостность) — т. е. право на защиту как объекта интеллектуальной собственности, так и его названия от всякого рода искажений или иных посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора.
5. На интеллектуальную  собственность распространяются некоторые специфические ограничения, например, ограничения продолжительности действия авторского права и патентов. 

1.2. Правовое регулирование.
Интеллектуальная  собственность, объектам которой являются творения человеческого разум; человеческого интеллекта, первоначально стала признаваться как объект правового регулировании и правовой охраны еще в XVII в. Так, в Англии в 1623г. был принят первый патентный закон «Статус о монополиях», в соответствии с которым устанавливалось исключительное право автора на новшество, независимо от воли короля монопольно использовать его преимущества в течение 14 лет, а в 1710 г. начал действовать первый авторский закон «Статус королевы Анны», согласно которому автор мог осуществлять право на публикацию своего произведения также в течение 14 лет с условием возможности его продления.
В Х1Хв. в большинстве  европейских стран право собственности  было распространено на патенты и авторство на результаты интеллектуальной деятельности. Причем права авторов нововведений рассматривали как движимое имущество.
В конце XIX в. с  развитием межгосударственного технического и технологического обмена, международных связей и расширением торговой деятельности развитые страны стали работать над созданием правовых основ охраны промышленной собственности, стремясь гармонизировать законодательство в этой области.
Так, отсутствие охраны прав на интеллектуальную собственность не позволило полноценно представить изобретения на Международной выставке изобретателей, состоявшейся в Вене в 1873г. Нежелание авторов демонстрировать свои изобретения, было связано с отсутствием должной юридической охраны результатов интеллектуального труда. Получение патентов тормозилось процедурой, когда заявки на получение патента необходимо было подавать одновременно во всех странах.
Для разрешения конфликтов в области охраны промышленной собственности в 1883 г. в г. Париже была созвана дипломатическая конференция, а 20.03.1883 была подписана Конвенция  по охране промышленной собственности, которая с изменениями и дополнениями действует в настоящее время. Конвенция включает четыре группы положений:
1) страны, участвующие  в конвенции, обеспечивают представителям других стран-участников такую же охрану промышленной собственности, как и своим гражданам;
2) на основе  заявки на право промышленной  собственности в одной стране, участвующей в конвенции, заявитель имеет право ходатайствовать о ее охране в других странах-участницах в течение 6 или 12 мес.;
3) страны, участвующие  в конференции, используют в области законотворчества общие правила;
4) положения  о формировании и деятельности  органов управления для реализации  конвенции.
Советский Союз, правопреемником которого является Россия, стал участником Парижской  конвенции в 1965г.
Область признания охраны авторских прав на международном уровне стала развиваться в сере дине Х1Хв. Ее результатом явилась деятельность по заключению двухсторонних договоров между странами. Потребность формирования едины: подходов к охране авторского права привела 1 принятию Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.
В современной  редакции основные положения этой конвенции состоят в следующем:
1) страны —  члены Бернского союза охраняю  произведения граждан стран-участниц, также, как и произведения собственных граждан (национальный режим);
2) национальный режим охраны предоставляется автоматически без регистрации права или демонстрирования произведения;
3) охрана авторских  прав ведется независимо с  условий (наличия или отсутствия охраны, срока действия и др.) в стране происхождения произведения.
Охрана произведений в соответствии с положениями Бернской конвенции осуществляется течение жизни автора и 50 лет после его смерти.
Понятие «интеллектуальная собственность» как объект правовой охраны сформировалось мировой практике после Стокгольмской конференции 1967г., где была подписана Конвенции учредившая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), которая являете одним из специальных учреждений в системе Организации Объединенных Наций (ООН).
Основными функциями ВОИС являются:
•     регистрационная деятельность;
•     содействие в охране и управлении интеллектуальной собственностью на международном уровне и др.
Правовая система  РФ по охране промышленной собственности основывается на нормах следующих документов и соглашений:
•     Парижской конвенции по охране промышленной собственности (г. Париж, 1883г., ред. от 02.10.1979);
•     Договора о патентной кооперации (г. Вашингтон, 19.06.1970, вред. изм. от03.02.1984);
•     Евразийской патентной конвенции (г. Жене! 14.02.1994);
•     двухсторонних соглашениях 1993г. РОССИР государствами бывшего СССР (Арменией, Украиной, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и др.). Правовая система РФ по охране авторских прав  основывается на нормах следующих документов и соглашений:
•     Стокгольмской конвенции (1967г.);
•     Женевской конвенции об авторском  праве (1952г.);
•      Бернской конвенции (в ред. 1974г.) об охране литературных и художественных произведений;
•     Всемирной конвенции об авторском  праве (вред. 1971г.);
•     Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного производства их фонограмм (1971 г.).
Понятие «интеллектуальная  собственность», возникнув в мировой  практике, стало применяться и  в российском законодательстве, прежде всего в Конституции РФ (ст. 44, 71) и в Гражданском кодексе РФ.
В частности, в  ст. 44 Конституции РФ отмечено, что  интеллектуальная собственность охраняется законом. Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ к исключительной компетенции РФ относится правовое регулирование интеллектуальной собственности.
Согласно п. 8 ст. 2 Стокгольмской конвенции (1967 г.) интеллектуальная собственность включает права, которые относятся:
1) к  литературным, художественным и научным произведениям;
2) к исполнительской  деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;
3) к изобретениям  во всех областях человеческой деятельности;
4) к научным  открытиям;
5) к промышленным  образцам;
6) к товарным  знакам, знакам обслуживания, фирменным  наименованиям и коммерческим  обозначениям;
7) к защите  против недобросовестной конкуренции;
8) к защите  всех других прав, относящихся  к интеллектуальной деятельности, в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Перечень объектов, о которых говорится в конвенции, не является исчерпывающим. Он и может быть дополнен иными результатами интеллектуальной деятельности.
Согласно Соглашению о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность от 15.04.1994 в составе Конвенции, утвердившей Всемирную торговую организацию, предметом интеллектуальной собственности являются:
•     авторское право и смежные  права;
•     товарные знаки и знаки обслуживания;
•     географические указания;
•     образцы промышленного дизайна;
•     патенты, предметом которых служат изобретения, топологии интегральных схем;
•     охрана закрытой (конфиденциальной) информации.
В соответствии с нормами ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности юридических лиц и граждан возникают по объектам интеллектуальной собственности в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности. В ст. 1225 четвертой части Гражданского кодекса РФ, вступающей силу с 01.01.2008, дана следующая группировка результатов интеллектуальной деятельности, приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг:
1) произведения  науки, литературы, искусств
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
3) базы данных;
4) исполнения;
5) фонограммы;
6) сообщения  в эфир или по кабелю радио  и. телепередач (вещание организацией  эфирного и. кабельного вещания);
7) изобретения;
8) полезные модели;
9) промышленные  образцы;
10) селекционные  достижения;
11) топологии  интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау);
13) фирменные  наименования;
14) товарные знаки  и знаки обслуживания;
15) наименования  мест происхождения товаров
16) коммерческие  обозначения.
Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, воссозданный творчески трудом, первоначально возникает у его автора (группы авторов). Оно может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.
По нормам ст. 128 Гражданского кодекса Р( интеллектуальная собственность (исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности  средства индивидуализации) относится к имущественным и личным неимущественным правам в составе объектов гражданского права.
Интеллектуальная собственность — это собирательное понятие, которым обозначается совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной, в том числе творческой, деятельности, а также приравненные к ним по правовом режиму средства индивидуализации юридически: лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак и т. п.). Данное понятие является условным и своего рода данью исторической традиции. Его использование для наименования прав, которыми обладают создатели творческих и иных интеллектуальных достижений и их правопреемники, вовсе не означает распространения на них правового режима, применяемого к имуществу. Права авторов, изобретателей и создателей иных интеллектуальных достижений в отличие от права собственности и других вещных прав на имущество имеют двойственную природу.
С одной стороны, создателю творческого результата принадлежит право на его использование, которое носит исключительный характер и в принципе может свободно передаваться другим лицам. Данное право относится к числу имущественных прав и по целому ряду признаков действительно сходно с правом собственности. С другой стороны, автор обладает совокупностью личных неимущественных прав, в частности правом авторства, правом на авторское имя и т.д., которые не могут отчуждаться от их обладателей в силу самой природы. При этом между имущественными или личными правами не существует непреодолимой грани. Напротив, они теснейшим образом взаимосвязаны и переплетены, образуя неразрывное единство.
Следует отметить, что в последнее время в  отечественной науке предпринимаются  активные попытки доказать, что понятие «интеллектуальная собственность» является ненаучным и даже вредным, и вместо него следует использовать понятие «исключительные права». Если бы речь шла о простой замене одного термина другим, то данному спору вряд ли стоило придавать большое значение. Однако сторонники исключительных прав сводят последние лишь к правам имущественного характера и отрицают наличие свойств исключительности уличных неимущественных прав.
Под исключительным необходимо понимать такое право, которое закрепляет за управомоченным лицом сферу юридического господства над принадлежащим ему благом, доступ к которому кому бы то ни было, кроме него самого, закрыт, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Иными словами, речь идет о юридически обеспеченной сфере исключительного господства воли управомоченного лица. С этой точки зрения личные неимущественные права обладают качеством исключительности не в меньшей, а даже в большей степени, чем имущественные права, в том числе и право собственности, поскольку сопровождают объект этих прав — личное неимущественное благо — независимо от того, циркулирует он в товарном обороте или нет. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что именно личные неимущественные
 права во  многом способствуют тому, что  понятием «исключительное право» охватываются как личные неимущественные, так и имущественные права создателей творческих достижений.
Интеллектуальную  собственность, в зависимости от особенностей ее образования, можно подразделить на промышленную собственность и произведения, охраняемые авторским правом. 

1.3 Объекты авторского права
К объектам интеллектуальной собственности, охраняемым авторским правом (копирайтом), относятся : произведения литературы и искусства (стихи, проза); музыкальные произведения, произведения живописи; произведения кинематографии; научные труды; научные открытия и т. д.
Термин «копирайт» обозначает действие, которое может производиться только автором того или иного произведения искусств; либо с разрешения автора. Это действие состоит в изготовлении копии произведения.
Для создателя  продукта умственной деятельности копирайт -это в основном право на признание его как автора произведения и право извлекать из него прибыль путем получения в течение определенного периода доходов, которые приносит это произведение Зашита копирайта в общем предполагает, что использование кем либо произведений или некоторые связанные с этим действия не законны, за исключением тех случаев, когда имеется разрешение автора или владельца копирайта. Речь идет, в частности, о копировании или воспроизведении любым способом и в любой форме любого вида произведения, о публичном представлении некоторых произведений (таких как музыкальные, драматические, кинематографические), о широковещательной трансляции всех видов произведений по радио, телевидению или другими средствами, а также об адаптации произведения для другого средства массовой коммуникации. На такого рода использование нужно получить предвари тельное разрешение, но иногда принадлежащее автору или владельцу копирайта исключительное право на разрешение использовать или опубликовать произведение заменяется простым правое на вознаграждение при использовании или публикации произведения, а в некоторых случаях по закону возможно его использования даже без выплаты вознаграждения.
Авторское право  не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. К объектам авторского права также относятся:
•    производные  произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
•    сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору  или расположению материалов результат  творческого труда. Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.
Не являются объектами авторского права:
•    официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
•    государственные  символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные  символы и знаки);
•    произведения народного творчества;
сообщения о  событиях и фактах, имеющие информационный характер. 
 

1.4. Промышленная собственность
В соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности предусмотрено, что объектами охраны промышленной собственности являются следующие семь объектов.
I. Изобретения.  Данный вид собственности, как  правило, охраняется  патентами на  изобретение (документами,  выдаваемыми уполномоченным  правительственным учреждением,  в котором должно быть изложено, что представляет собой изобретение, и указано, что данное лицо [или организация] является владельцем патента). Не все изобретения патентоспособны. Как правило, по закону для того чтобы изобретение было патентоспособным, оно должно быть новым, содержать определенный уровень изобретательского творчества (иными словами, оно должно быть очевидным) и быть применимым в производстве. Патентовладелец защищен от использования изобретения без его разрешения. Такая защита ограничена во времени, в большинстве стран срок се составляет около 20 лет.
 Права на  защиту собственности и соответствующий  механизм ее защиты не оговариваются в патенте. Эти права и механизм защиты отражены в патентном праве страны, выдавшей патент на изобретение. Права, обычно называемые исключительными правами на использование, как правило, включают:
а) право на изготовление, использование, продажу и импорт продукта, в котором реализовано изобретение (в случае патента на изобретение продукта);
б) право на использование  способа, который основан на изобретении, а также право на изготовление, использование, продажу импорт продуктов, изготовленных данным способом (в случае патента на изобретение способа).
Патентное законодательство предусматривает случаи, когда запатентованное изобретение может использоваться без разрешения патентовладельца, например, правительством или от имени правительства в интересах общества либо на основе принудительной лицензии. Принудительная лицензия — это разрешение использовать изобретение, даваемое правительством, обычно только в особых случаях, определенных законом, и только когда лицо, желающее использовать запатентованное изобретение, не имеет возможности получить разрешение от владельца патента. Условия выдачи принудительных лицензий также детально регулируются законодательством. В частности, решение о выдаче принудительной лицензии обычно должно предусматривать вознаграждение патенте владельцу, кроме того, данное решение может быть обжаловано.
Второе из упомянутых средств охраны изобретений, существующих помимо патентов на изобретения, называется авторским свидетельством. Выдача авторских свидетельств предусмотрена законодательством Алжира, Болгарии, Кубы, КНДР, Монголии, ССС Вьетнама. Требования, которым должно удовлетворять изобретение, чтобы на него можно было получить авторское свидетельстве в основном те же, что к изобретению, на которое выдается патент. Разница заключается лишь в том, что изобретение, защищенное патентом, может использоваться только патентовладельцем, в ел; чае же защиты изобретения авторским свидетельством государств обладает исключительным правом на его использование, а изобретатель имеет право на определенное вознаграждение.
Когда действует  система авторских свидетельств, организация компенсации от другой организации, использующей данное изобретение. С другой стороны, если патент на изобретение выдается какой-либо организации, то это побуждает ее делать капиталовложения, необходимые для поощрения изобретательской деятельности. В то же время организация, использующая изобретение, должна будет выплатить определенную сумму организации - держателю патента. Если в стране, где находится организация, экономика полностью контролируется правительством, то оно будет следить за тем, чтобы ни одна организация, в которой создано изобретение и получено авторское свидетельство, не отказывала другой организации этой страны в разрешении на использование запатентованного изобретения.
2. Полезные модели. В сущности, это просто название, применяемое согласно законодательствам большинства стран, которые содержат положения о полезных моделях, к изобретениям в области механики. В этих случаях объекты полезных моделей описываются как устройства. Полезные модели отличаются от изобретений, на которые можно получить патент, главным образом двумя особенностями: во-первых, в случае изобретения, называемого полезной моделью, требуемый уровень технологического прогресса («уровень изобретения») ниже, чем соответствующий уровень в случае изобретения, на которое можно получить патент; во-вторых, максимальный срок охраны, предусмотренный по закону о полезных моделях, обычно гораздо короче, чем максимальный срок охраны, предусмотренный по закону об изобретениях, на которые можно получить патент. Документ, выдаваемый изобретателю в случае полезной модели, тоже может быть назван (а в некоторых странах и называется) патентом. Но тогда, чтобы отличать его от патента на изобретение, всегда нужно указывается, что это патент на полезную модель.
3. Промышленные  образцы. Промышленные образцы  (в формулировке Парижской конвенции) относятся к сфере дизайна, но в то же время служат в качестве моделей в промышленном или кустарном производстве. Промышленный образец представляет собой решение эстетической или декоративной стороны полезного изделия. Декоративная сторона может быть выражена в форме, структуре, цвете изделия и должна воздействовать на зрительное восприятие. Изделие должно быть воспроизводимо промышленными средствами, поэтому образец называется промышленным. Для того чтобы получить охрану, промышленный образец должен быть, согласно некоторым законодательствам, новым, а согласно другим оригинальным. Промышленный образец признается новым, если совокупность существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступным в мире до даты приоритета промышленного образца.
Он признается оригинальным, если его существенные признаки имеют творческий характер, представляет собой решение эргономической и эстетической сторон полезного изделия. Декоративная характеристика товара выражается в форме, структуре, цвете изделия и дол на воздействовать на зрительное восприятие потребителей. Промышленные образцы обычно защищены правом неправомочного копирования или имитации. Как правило, срок такой защиты определен в 5, 10 или 15 лет. Документ, удовлетворяющий защиту промышленного образца, называют свидетельством о регистрации или патентом. Если он называется патент то, чтобы отличить его от патента на изобретение, указывается, это патент на промышленный образец.4. Товарные знаки и знаки обслуживания — это символы, указывающие, кто несет ответственность за предлагаемые населению вары или услуги. Одинаковые товары могут изготавливаться разными производителями и распространяться разными продавцами все они могут использовать свои товарные знаки. Товарным знаком и знаком обслуживания называется символ (обозначение), позволяющий отличить товары и услуги одних производи-лей от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. Товарный знак - это эмблема, состоящая в системе экономики интеллектуальной собственности, позволяющая идентифицировать производителя товаров и услуг, указывающая, кому отдают предпочтение за положительные свойства предлагаемого населению товара.
Одинаковые товары изготавливаются разными производителями и распространяются разными продавцами, и все они могут использовать свои товарные знаки. Конкурирующие товары могут отличаться только по товарным знакам. Для более убедительной работы на практике, товарные знаки должны не только быть разными, но иметь высокие отличительные свойства. История товарных знаков насчитывает тысячелетия. На глиняной посуде, изготовленной до нашей эры, обнаружены обозначения, которые по внешнему виду напоминают современные товарные знаки. Посуда, произведенная в Китае в период правления императора Хонг-То (около 5000 лет до нашей эры), была маркирована обозначениями, которые указывали имя правящего императора, имя производителя, и место производства. Практическое использование товарные знаки получили в период широкого признания объектов интеллектуальной собственности во второй половине XIX века. Приведем пример практического использования товарного знака в США. До 1880 г. мыло производили в кустарных условиях и продавали на вес, отрезая куски от большого слитка. Технология производства была крайне несовершенна, и качество продукта отличалось от партии к партии. Уильяму Проктору и Джеймсу Гемблу удалось создать технологию, обеспечивающую получение мыла постоянного качества, американская компания «Проктор энд Гембл» выбрала для производимого им мыла наименование «ГУОКУ», которое и было зарегистрировано как товарный знак. Этот товарный знак не только идентифицировал производителя, но и использовался и используется до настоящего времени в рекламных целях как символ высокого качества. Товарные знаки регистрируются во всех странах мира на определенный срок. Этот срок по заявлению владельца может продлеваться. Количество продлений не ограничивается. В мировой практике известны товарные знаки, которые действуют более сотни лет. Первый зарегистрированный товарный знак пивоваров «Красный треугольник «Бэсс» оформлен в Англии в 1876 г. и известен до настоящего времени. Из действующих там в настоящее время товарных знаков 600 были зарегистрированы первоначально в 1888 г.В России регистрация товарного знака действует в течение 10 лет, считая с даты поступления в Патентное ведомство.По ходатайству владельца товарного знака срок действия последнего может быть продлен.На мировом рынке действует около 20 млн товарных знаков и ежегодно регистрируется еще 800 тыс., а на российском рынке соответственно 180 тыс. и 15 тыс.Обладание общеизвестным раскрученным товарным знаком, равноценно обладанию капиталом. В высокоразвитой экономике имущество предприятий на 30-60% состоит из нематериальных, неосязаемых активов. При этом репутация, отображаемая товарным знаком, может занимать до 80%. Зарекомендовавшие себя брэнды и получившие мировую известность отображающие их товарные знаки стоят очень дорого. Например, по оценке компании Interbrand, бренд компании «Соса-Со1а» стоит 67 млрд. долларов, что составляет примерно 60% от рыночной капитализации компании.
 Interbrand стала одной из первых консалтинговых фирм, которая занялась изучением экономической стоимости бренда. Согласно ее данным, еще 30 лет назад материальные активы компаний (здания, сооружения, технологическое оборудование, транспорт и т. п.) обеспечивали до 70% их стоимости. Однако к 2000 г. доля этих активов в некоторых отраслях сократилась до 30%, а в настоящее время опустилась еще ниже3.
Значение же нематериальных активов (знаний, навыков, патентов, торговых марок, ноу-хау), напротив, неуклонно растет. За это же время вклад бренда увеличился более чем вдвое.
Компанией Interbrand, была проведена уже вторая по счету оценка брендов российских компаний. Результаты оценки были опубликованы 30 октября 2006 г. в журнале Business Week. В таблице 2 представлены первые 15 из 40 самых дорогих российских брендов, оцененных компанией Interbrand. 

Место 2006г.
Место 2005 г. Бренд Цена бренда 2006 г., млн. рублей Цена бренда 2005 г.. млн. рублей Изменение, в %
1 1 Билайн 156204 143600 9
2 2 МТС 136458 133077 3
3 3 Балтика 51618 48549 6
4 5 Лукойл 21075 19628 7
5 Нов. Славнефть 18206 Нов Нов.
6 Нов. Рос нефть 18028 Нов. Нов.
7 Нов. Татнефть 17655 Нов. Нов.
8 7 Северсталь 12118 11398 6
9 10 Домик в деревне 10886 9722 12
10 6 Мегафон 10571 11785 -10
II 9 Альфа-банк 10420 9793 6
12 8 Сбербанк 10178 9928 3
13 11 Бочкарев 9681 9039 7
14 Нов. Пятерочка 8780 Нов. Нов.
15 Нов. Банк Москвы 7349 Нов. Нов.
«Компания Interbrand, Business Week Россия «Самыe ценные бренды России»
30.10.2006. с.28 

Данный рейтинг  был составлен исходя из деятельности компаний в 2005 г. Явный перевес в рейтинге, как и в 2005 г., находится на стороне пищевой промышленности и финансового сектора. Значительно увеличилась «сырьевая составляющая» рейтинга. К оценке  Interbrand,допускались лишь те бренды, которые известны не только в столице, но и по всей России'.
Билайн и МТС по количественным показателям уже могли бы войти в первую сотню брендов мира. Однако денежные факторы не единственные при составлении рейтинга. Мировой бренд должен «продавать», по крайней мере, треть своих товаров за рубежом. Под этот критерий в России подходят только «Лукойл» и «Газпром», но стоимость их брендов слишком мала на данный момент.
Все объекты  промышленной собственности, авторского права и ноу-хау (в зависимости  от того, как они овеществляются в инновации) делятся на две группы: производительные и маркетинговые активы.
Производительные  интеллектуальные активы (ПИА) овеществляются в процессе создания и производства инновационной продукции, предопределяя ее потребительскую ценность и технологическое совершенство. Маркетинговые интеллектуальные активы (МИД) овеществляются в процессе реализации инновационной продукции непосредственно в товарах.  

5. Фирменные  наименования. Фирменные наименования  объективно служат для распознавания предприятий и выделения их среди других. Если товарный знак позволяет отличать товары или цель предприятия, то фирменное наименование указывает на предприятие без какой-либо ссылки на поставляемые им на рынок товара или услуги и характеризует репутацию и положение предприятия в целом. Следовательно, фирменное наименование является ценным достоянием того предприятия, которому оно принадлежит.
6. Указания на  источник и наименования места  происхождения Указания на источник происхождения представляют собой как< либо наименование, выражение или знак, показывающие, что продукт или услуга произведены в той или иной стране, регионе и конкретном месте (например, «Сделано в...»). Общее правило состоит в том, что использование ложных или вводящих в заблуждение указаний на источник происхождения является незаконным.
7. Пресечение  недобросовестной конкуренции, т.е. таких как конкуренции, которые противоречат честной промышленной и торговой практике. Как недобросовестная конкуренция в комментарии к Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран определяются 12 видов деятельности.
Как видно из приведенной классификации промышленной собственности, определение состава объектов интеллектуальной собственности ориентировано именно на защиту прав собственника и не учитывает ряд специфических объектов собственности, являющихся производными от интеллектуальной деятельности. Кроме того, данная классификация весьма слабо отражает особенности ценообразования на отдельные объекты интеллектуальной собственности и не позволяет сформировать сколько-нибудь пригодную для практического использования методику определения стоимости интеллектуальной собственности. 
 
 
 
 
 
 

II. ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 

2.1. Интеллектуальная собственность в структуре нематериальных активов фирмы.
Объекты интеллектуальной собственности включаются в состав нематериальных активов. Экономический словарь дает следующее толкование понятия НМА:
«Нематериальные активы (далее НМА) – ценности, которые принадлежат предприятиям и организациям, но не являются физическими, вещественными объектами, которые воплощают ценность в своей физической сущности, но имеют стоимостную, денежную цену благодаря возможности  использования и получения от них дохода.»
к НМА, в соответствии с п. 4 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденных приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н. , могут быть отнесены следующие объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности) исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель, исключительное право на программы для ЭВМ, базы данных, имущественное право автора или иного правообладателя на селекционные достижения. В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации. В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников в уставный капитал организации.). При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных, необходимо единовременное выполнение следующих условии:
    отсутствие материально-вещественной (физической) структуры
    возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества
    использование в производстве продукции, при выполнении работ или услуг либо для управленческих нужд организации
    использование в течение длительного времени, т.е. срока использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или отличного операционного цикла.
    Организацией не предполагается дальнейшая перепродажа данного имущества
    Способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем
    Наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства и др. документация)
Определение этой фактической (первоначальной) стоимости в п. 7 проекта ПБУ 14/2007 представляется следующим образом:
«Фактической (первоначальной) стоимостью нематериального актива признается сумма, исчисленная в денежном выражении равная величине оплаты в денежной иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании актива и приведении его в состояние, пригодное I использования в запланированных целях».
Совокупность НМА, по данным бухгалтерского учета, составляет 1 % от общей стоимости имущества организации. Однако в крупных организациях их доля зачастую превышает долю материальных активов.
Например, по оценке известной международной аудиторской компании, в имуществе КБ им. Сухого нематериальные активы (интеллектуальная собственность и гудвилл) составляют 70 % общей стоимости имущества организации .
На 01.01.2004 стоимость  объектов интеллектуальной собственности в бухгалтерском балансе всех хозяйствующих субъектов России составила 11 млрд. руб., на 01.01.2006 — 66 млрд. руб.. 

2.2. Цели определения  стоимости интеллектуальной собственности
Оценка стоимости  объекта интеллектуальной промышленной собственности представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости предмета на рынке с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им вопределенный момент времени.
Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и оценивающего субъекта.
Субъектом оценки выступают специалисты - профессиональные оценщики, обладающие узконаправленными знаниями и практическими навыками.
Объектом оценки является любой объект интеллектуальной собственности в совокупности с правами, которыми наделен его обладатель. Это может быть изобретение, полезная модель, промышленный образец, товарный знак, и т.д.
Особенностью  процесса оценки стоимости товара является его рыночный характер. Оценка не ограничивается учетом лишь одних на создание или приобретение оцениваемого объекта интеллектуальной собственности. Она обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: экономические особенности приносить прибыль тор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру.
В зависимости  от цели проводимой оценки, количества и т учитываемых факторов существуют различные виды стоимости: рыночная, инвестиционная, страховая, налогооблагаемая.
Стоимость - это денежный эквивалент, который покупатель обменять на какой-либо объект интеллектуальной собственности
Рыночная  стоимость - это наиболее вероятная цена интеллектуальной собственности при осуществлении сделки между покупателем и продавцом. Рыночную стоимость рассчитывают исходя из ситуации на рынке на конкретную дату, поэтому при изменении рыночных условий рыночная стоимость будет меняться. На покупателя и продавца оказывается внешнего давления, и обе стороны достаточно и информированы о сущности и характеристике продаваемого имущества.
Инвестиционная  стоимость - стоимость интеллектуальной собственности в условиях конкретного инвестора для определенных инвестирования. Инвестиционная стоимость зависит от индивидуальных требований к инвестициям, предъявляемых конкретным инвестором: оценке будущей прибыльности; в представлении о степени риска м
Страховая стоимость - стоимость интеллектуальной собственности, определяемая положениями страхового договора. На базе страховой  стоимости определяют страховые  суммы,  страховые выплаты, проценты.
Налогооблагаемая стоимость - стоимость интеллектуальной собственности, рассчитываемая на базе определений, содержащихся в нормативных документах, относящихся к налогообложению данной собственности.
В зависимости от характера аналога оценки интеллектуальной собственности различают стоимость воспроизводства и стоимость замещения.
Стоимость воспроизводства - это стоимость объекта интеллектуальной собственности, создаваемой по той же планировке и из тех же материалов, что и оцениваемая, но по ныне действующим ценам.
Стоимость замещения - это стоимость близкого аналога  оцениваемого объекта интеллектуальной собственности.
В бухгалтерском  учете различают балансовую и  остаточную стоимость объектов интеллектуальной собственности.
Балансовая  стоимость - это затраты на создание или приобретение объекта интеллектуальной собственности. Балансовая стоимость бывает первоначальной и восстановительной. Первоначальная стоимость объекта интеллектуальной собственности отражается в бухгалтерских документах на момент ввода в эксплуатацию.
Восстановительная стоимость - стоимость воспроизводства ранее созданных объектов интеллектуальной собственности в современных условиях; определяется в процессе переоценки нематериальных активов.
В зависимости  от перспектив развития определяют ликвидационную стоимость объекта интеллектуальной собственности.
Ликвидационная стоимость - это разность между выручкой, которую можно получить от продажи нематериального актива предприятия
На рынке,  и издержками на ликвидацию объекта  интеллектуальной
собственности. По действующему законодательству вторичный рынок
нематериальных активов предприятия в виде объекта интеллектуальной
собственности имеет свою специфику.
   Стоимость  неисключительной лицензии можно  учесть только при
продаже всего предприятия или при выделении структурного подразделения
в самостоятельное  дочернее предприятие с последующей реализацией.
В теории и практике оценки интеллектуальной собственности кроме понятия "стоимости" используют понятия "цена" и "затраты» или «себестоимиось»
Цена - это показатель, обозначающий денежную сумму, предлагаемую, требуемую или уплаченную за объект интеллектуальной собственности. В зависимости от финансовых возможностей, мотано особых конкретных интересов покупателя и продавца цена может отклоняться от стоимости. Она является историческим фактом и относится к определенному моменту и месту.
Себестоимость - это денежная сумма, требуемая для генерирования и создания объекта интеллектуальной собственности. Себестоимость включает совокупность затрат, расходов или издержек. По завершении процесса создания объекта интеллектуальной стоимости себестоимость становится историческим фактом.
Умелое сочетание  и использование всех указанных понятий позволяют проводить качественную оценку объектов интеллектуальной собственности. Наряду с фундаментальными понятиями, лежащими в основе сделки, существуют также и единые принципы, и общепринятые методы оценки объектов интеллектуальной собственности. Взаимозависимость цели оценки и видов стоимости приведена в таблице: 
 

Таблица: Взаимозависимость цели оценки и видов стоимости 

Цель  оценки Виды стоимости
Установить  предполагаемую  цену потенциальному покупателю - продавцу Рыночная
Определить  целесообразность инвестиций Инвестиционная
Обеспечить  заявки на получение ссуды Залоговая
Имущественная оценка Рыночная    или    иная   стоимость, признаваемая налоговым законодательством
Определить  суммы покрытия по страховому договору или сформулировать требования в связи с потерей или повреждением застрахованных активов Страховая
Возможная   ликвидация   (частичная   или  полная) действующего предприятия Ликвидационная
 
При определении  стоимости объекта интеллектуальной собственности оценщик принимает во внимание различные микро- и макроэкономические факторы: спрос, доход, прибыль, время, риск, контроль,  ликвидность, ограничения, соотношение спроса и предложения.
Спрос определяется предпочтениями потребителей, которые зависят от: какие доходы приносит данный объект интеллектуальной собственности, в какое время, с какими рисками это сопряжено. Каковы возможности контроля и перепродажи данного бизнеса.
Доход определяется характером потока дохода от операционной деятельности и возможностью получения прибыли от продажи объекта   интеллектуальной собственности после использования.
Прибыль определяется соотношением потоков доходов и расходов от операционной деятельности объекта интеллектуальной собственности.
Время - это величина, влияющая на объем получаемых доходов от использования объекта интеллектуальной собственности и понесенных 'расходов на его создание и запуск.
Риск - это величина, обратная вероятности получения ожидаемых в будущем доходов и прибыли.
Контроль  - это степень обладания правами на технологию производства товаров и монополию рынка продукции, производимой по лицензии.
Ликвидность - это готовность рынка выплачивать премию за активы которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери части стоимости объекта интеллектуальной собственности. Степень ликвидности этой собственности является важнейшим фактором, влияющим при оценке на стоимость имущества.
Ограничения накладывает государство, выдавая принудительные лицензии на объекты интеллектуальной собственности, определяет цены на продукцию, получаемую с их участием.
Соотношение спроса и предложения влияет на оценочную стоимость любого объекта интеллектуальной собственности. Если спрос превышает предложение, то покупатели готовы оплатить максимальную цену. Верхняя граница цены спроса определяется текущей стоимостью будущих прибылей, которые может получить собственник от владения патентом или другим устанавливающим право документом. Особенно это характерно для отрасли, в которой предложение ограничено природными возможностями. Отсюда следует, что в случае превышения спроса над предложением наиболее близки к максимальной границе цены на сырьевые объекты интеллектуальной собственности. При превышении спроса над предложением возможно появление в некоторых отраслях новых объектов интеллектуальной собственности.
Если предложение  превышает спрос, то цены диктует производитель Минимальная цена, по которой он может продать свой объект, определяется затратами на его создание.
Таким образом, основными факторами, определяющими оценочную стоимость объекта интеллектуальной собственности, являются:
    спрос
    настоящая и будущая прибыль, получаемая от оцениваемого объекта;
    затраты на создание аналогичных объектов;
    соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты интеллектуальной собственности;
    риск получения доходов;
    степень контроля над объектом и степень ликвидности нематериального актива.
 
2.3 Подходы и методы в оценке ИС
Оценку объектов интеллектуальной собственности выполни позиций трех подходов: доходного, затратного и сравнительного.
каждый подход дает возможность отобразить определенные факторы
характеристик объектов.
Доходный подход - это определение текущей стоимости будущей прибыли, которая возникнет в результате использования интеллектуальной собственности и возможной дальнейшей ее продажи совместно с предприятием. В данном случае применяется оценочный принцип
ожидания.
При оценке с  позиции доходности во главу ставится доход и прибыль как факторы, определяющие стоимость объекта интеллектуальной собственности. Чем выше прибыль, приносимая объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. Важное значение имеют также продолжительность периода получения возможной прибыли, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс.
Сравнительный подход особенно эффективен в условиях существования активного рынка сопоставимых объектов интеллектуальной собственности. Точность оценки зависит от достоверности собранных данных. Применяя данный подход, собирают качественную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов интеллектуальной собственности. Эти данные включают технологические характеристики, время продажи, территорию действия лицензии, условия продажи, форму расчетов. Значимость такого подхода снижается, если сделок было мало, и моменты их совершения разделяет продолжительный период; если рынок находится в аномальном состоянии, так как быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей. Для сравнения выбирают конкурирующие с оцениваемым объектом варианты. Между показателями аналогов существуют различия, которые приводятся к сопоставимому виду соответствующими корректирующим11 данными. В основу приведения поправок положен принцип вклада Сравнительный подход основан на применении принципа замещения.
Затратный подход применим для оценки объектов интеллектуальной собственности, которые необходимо поставить на бухгалтерский учет в качестве нематериального актива для определения налога на имущество и начисления амортизационных отчислений. Собираемая информация включает данные фактической сметы затрат на разработка создание, оформление и поддержание в силе патента на изобретение.
Необходимая   информация  зависит от специфики оцениваемого объекта интеллектуальной собственности. В качестве затрат может учитываться стоимость приобретения патентной лицензии. чанном подходе учитывают дополнительные затраты на использование изобретения: здания, сооружения, машины и оборудование, прирост норматива оборотных средств и т.д. Если в результате применения объекта интеллектуальной собственности высвобождаются основные фонды: механизмы, узлы, транспортные средства и прочее, они учитываются по ликвидационной стоимости, как внереализационные доходы. Затратный подход основан на принципах замещения и сбалансированности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.