Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Реформы Петра 1

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


I.Введение 

     История в целом играет достаточно большую  роль в процессе развития государства. Можно даже сказать, что наше настоящее  во многом формируется за счет прошлого. Мы люди XXI века, не можем в полной мере оценит взрывной эффект Петровских реформ в России. Люди XIX века воспринимали их острее, глубже. Вот что написал о значении Петра историк М.П. Погодин в 1841 г., то есть спустя почти полтора столетия после великих реформ первой четверти XVIII века: «В руках (Петра) концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы не оглянемся, везде встречаемся  с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на всё наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая  в настоящую минуту всё ещё как будто держит свою руку над нами и  которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее».1
     Тема  российского абсолютизма привлекла  и привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных историков. Которые  в соответствии со своей идеологией, а также внутренние и внешние причины происхождения и историческую значимость российского абсолютизма.
     Иначе говоря, в истории России мы найдем немного сознательно созданных  человеком институтов, которые просуществовали  бы так долго, оказав столь сильное  воздействие на все стороны общественной жизни. Более того, некоторые принципы и стереотипы политического сознания, выработанные или окончательно закреплённые при Петре, живучи до сих пор; подчас в новых словесных одеждах они существуют как традиционные элементы нашего мышления и общественного поведения.
       «Реформы Петра» - это своего рода феномен экономический, политической и социальной жизни России XVIII в.- всегда вызывали бурные споры в отечественной исторической науке. Нельзя отрицать тот факт, что предпосылки преобразований времени Петра зрели на протяжении предшествующего столетия.
     Петровские  преобразования, затронувшие практически  все сферы жизни Российского  государства, вне всякого сомнения, оказали определяющее воздействие  на весь дальнейший ход событий исторического  процесса в нашей стране. В правлении Петра I наше государство совершило огромный скачок вперед в промышленном развитии. Россия утвердилась на берегах Балтики, приобрела кратчайший торговый путь в Европу. Появилась первая печатная газета, были открыты первые военные и профессиональные школы, возникли первые типографии, печатавшие книги светского содержания. Первый в стране музей. Первая публичная библиотека. Первые парки. Наконец, первый указ об организации Академии наук.
     Великий реформатор претворил в государственное устройство многочисленные изменения:  произвел судебную и военную реформы, изменил административное деление, активно участвовал в составлении правовых кодексов и т.д. Всестороннее рассмотрение характера государственных реформ Петра и является целью данной работы.
     Именно  благодаря всем преобразованиям, которые произвел, Петр I во время своего правления Россия вошла в число сильнейших держав Европы.
     Описать подробно все преобразования Петра  Великого и их значение в жизни  русского общества на 30 листах, конечно же, невозможно, поэтому в своей работе я постараюсь изложить, вкратце сущность наиболее важных реформ, проведенных великим императором. 
 

II. Основная часть
1.Причины  образования абсолютной монархии  в России. Её особенности.
     Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти в руках одной личности, наличие сильного разветвленного бюрократического аппарата, сильной регулярной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Кроме того, необходима также ситуация перехода от феодальной к капиталистической системе (состояние «равновесия сил» между дворянством и буржуазией). Этот период в разных странах происходил  в разные исторические периоды, сохраняя при этом общие черты.
     Тенденции перехода от сословно-представительной монархии к монархии абсолютной начинает развиваться в Русском государстве со второй половины XVII века. В первой четверти XVIII века переход к абсолютизму был ускорен Северной войной и получил свое завершение.
     Для российского абсолютизма были характерны следующие особенности:
- если абсолютная  монархия в большинстве стран  Европы складывалась в условии  развития капиталистических отношений  и отмены старых феодальных  институтов, особенно крепостного  права, то абсолютизм в России  совпал с развитием крепостничества;
- если социальной  базой западноевропейского абсолютизма  был союз дворян с городами (вольными, имперскими), то российский  абсолютизм опирался в основном  на крепостническое дворянство  и служилое сословие.
     Усиливалась власть царя, а Боярская дума теряла свое значение. Падение значения Боярской думы также происходило постепенно и, прежде всего, отразилось на численном росте Думы. Если при Иване Грозном в Думе сидел 21 человек, то при Алексее Михайловиче – уже 59, а при Федоре Алексеевиче – 167. И если Дума могла собираться каждый день и весьма оперативно, то теперь это сделать было затруднительно. Дума стала собираться лишь по торжественным, парадным случаям. Действительные функции Думы стали осуществляться лишь ее частью, так называемой комнатой, включавшей в себя весьма узкий круг лиц, наиболее приближенных к царю. Со временем царя Алексея палата «ближних» людей (избранные советники из числа думцев и других близких государю лиц) становится учреждением постоянным, состоящим из определенного количества лиц и действующим особо от «всех бояр».1
     Причем  приговоры этого избранного высшего  тайного совета, ближней Думы, формально  становятся приговорами «всей думы», издаются как «государев указ и боярский приговор».
     Акты  стали издаваться от имени одного царя. Разрастается приказный бюрократический аппарат, появляются первые солдатские и драгунские полки из «охочих людей» - ростки будущей регулярной армии как важнейшего атрибута абсотютизма.2
     Особое  положение боярства уже в конце  XVII в. Резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении стал акт об отмене местничества (1682г.). Аристократическое происхождение утрачивает значение при назначении на руководящие государственные посты. Его заменяют выслуга, квалификация и личная преданность государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в Табеле о рангах (1722 г.).
     Окончательное оформление абсолютизма и его  идеологическое обоснование приходится уже на начало XVIII века, когда Петр I в толковании к артикулу 20 Воинского устава (1716 г.) написал, что «… его величество есть самовластный Монах, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен; но силу и власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь, по своей воле и благомнению управлять».1
     Одним из основных факторов установления абсолютизма в Российском государстве являлся внешнеполитический фактор: внешняя опасность со стороны Турции и Крымского Ханства, Польши и Швеции.
     Необходимые материальные ресурсы для становления  абсолютной монархии и решения внутренних социально-политических и внешнеполитических задач, стоявших перед Россией в период конца XVII- первой четверти XVIII веков, появились в результате экономического подъема и развития внутреннего общероссийского рынка и рынка внешней торговли.
     Несмотря на то, что сельское хозяйство с трехпольной системой земледелия и относительно отсталыми орудиями производства (соха, бороны, серп, коса) оставалась основной отраслью экономики России, начинается достаточно интенсивное освоение новых посевных территорий на юге страны.
     Наблюдается развитие промыслового хозяйства и  ремесленного производства. Углубляется  разделение труда. С конца XVII в. в развитии ремесленного производства явно прослеживается тенденция превращения его в мелкотоварное производство (увеличивается число ремесленников, работающих на рынок). Развитие мелкотоварного ремесла и рост товарной специализации готовил почву для возникновения мануфактур. Их создание ускорялось государственными потребностями. Однако быстрому развитию мануфактур мешало отсутствие рынка вольнонаемного труда.
     Начинает  интенсивно развиваться торговля, несмотря на наличие существенных препятствий: у России на западе и на юге отсутствовал выход к морям. Кроме того, иностранный капитал стремился захватить российские рынки, что вело к столкновению интересов иностранных торговцев с интересами русских купцов. Купечество России нуждалось в государственной защите своих интересов. В итоге был принят новоторговый устав (1667 г.), по которому иностранным купцам была запрещена розничная торговля на территории России.
     Экономические и социальные условия для формирования абсолютизма сложились лишь к концу XVII в. Ведь для содержания таких присущих абсолютистскому государству государственных институтов, как мощный бюрократический аппарат, регулярная армия, регулярная полиция нужны были большие деньги. Такие деньги государева казна стала собирать в виде прямых и косвенных налогов, торговых и судебных пошлин и от государственных монополий лишь к концу XVII в.
     Развитие  товарно-денежных отношений, завершение формирования единого общероссийского рынка, большие потребности государственной казны в денежных средствах, необходимых для ведения войн, привели к значительному увеличению повинностей крестьянства и посадских людей, налогов и других платежей. А это, в свою очередь вело к серьезному углублению социальных противоречий и напряженности в обществе.
     В отечественной исторической и историко-правовой литературе долгое время была распространена, да и сейчас она еще иногда имеет  место, другая точка зрения на социальную сущность абсолютной монархии. Вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом ряд авторов считали, что абсолютная монархия возникает в переходные периоды когда старые феодальные сословия приходят в упадок, а из средневекового сословия горожан формируется современный класс буржуазии, и когда ни одна из борющихся сторон не взяла еще верх над другой, и при равновесии сил борющихся классов государственная власть получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам, как кажущаяся посредница между ними. Однако это вывод классиков марксизма справедлив по отношению, например, к Франции и Англии, но он неприменим к России.1
     Таким образом, абсолютная монархия в России представляла собой в социальном плане диктатуру дворян-крепостников. И одной из главных задач являлась охрана феодально-крепостнического строя и обеспечение его функционирования. Не случайно становление абсолютизма совпадает с окончательным юридическим закреплением крепостного права. Но это не означает, что абсолютистское государство защищало интересы лишь дворян-крепостников. Вовсе нет. Во-первых, ему приходилось учитывать и интересы купечества, заводчиков, фабрикантов. Во-вторых, по-прежнему остра была проблема защиты крайне протяженных границ страны, не защищенных никакими естественными препятствиями (морями, горами и т.д.). В-третьих, по-прежнему стояла задача воссоединения родственных, вышедших из одного корня славянских народов великороссов, украинцев и белорусов. Перечисленные выше задачи имели безусловно общенациональный характер, и абсолютизм в России на определенном этапе его развития (в XVII – XVIII вв.) отражал общенациональные интересы и даже пользовался определенной поддержкой всего населения, в том числе и основной массы крестьянства, которое объединяла общая православная религия и общая вера в доброго царя, окруженного «злыми боярами».
     Реформы Петра I преобразили Россию, превратили ее в великую европейскую державу. 
 
 
 

     2. Реформы центральных органов  власти и управления: императорская  власть, сенат, коллегии.
     Элементами  механизма абсолютной монархии являлись высшие органы государственной власти, которые были радикально реформированы. Изменился титул царя. 22 октября 1721 г. (в годовщину славного освобождения Москва в 1612 г.), а также в связи с победоносным исходом Северной войны Петр I принял титул Императора Всероссийского и превратил прежние «великие государства Российского царствия» во «Всероссийскую империю». Независимо от императорского титула Сенат наименовал Петра еще «великим» и «отцом отечества».1
     Для финансового контроля Петр I создал Ближнюю канцелярию, которая и стала местом заседания членов Боярской Думы, начальников приказов (1704г.). Такие заседания называли Консилией министров. Последняя прекратила свое существование с созданием Сената (1711г.).
     Усилие  власти Петра выразилось в создании Кабинета с личной канцелярией (1704-1727 гг.). Кабинет был военно-походной канцелярией, через него Петр I поддерживал связь с Сенатом, Синодом, коллегиями и губернаторами, вел переписку по горным, мануфактурным делам, с заграницей. Сюда же поступали челобитные, жалобы, доносы.
     В 1711 г. было создано постоянно действующее  высшее правительственное учреждение – Правительствующий Сенат.
     В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие  силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции «ока государства». Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В первой четверти   XVIII века к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая обер-фискалом, фискала награждали половиной судебного штрафа с уличенного должностного лица.1   В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших «казенный интерес».
     О компетенции Сената можно судить по двум Указам Петра, принятым 2 марта 1711 г.: «О полномочиях Правительственного Сената», где царь угрожал ослушникам смертной казнью, призывая подчиняться указам Сената «как нам самому, под жестким наказанием или и смертию, по вине смотря», а также Указ «О функциях Правительствующего Сената».2 Из документа видно, что Сена был наделен широкими полномочиями: заботиться о соблюдении правосудия, государственных доходах и расходах, о Явке на службу, о развитии торговли и т.д. Однако царь не делился с ним своей верховной властью. Сенат оставался законосовещательным органом и выполнял функции упраздненного разрядного приказа. А связь с губерниями осуществлял через специальных губернских комиссаров (по два от губернии). Сенат был органом надзора за правительственным аппаратом и должностными лицами (т.е. высшим органом надзора за государственным управлением). Надзор осуществлялся через фискалов. Об этом можно судить по Указу царя от 5 марта 1711 г. «О порядке заседаний Правительственного Сената».
     Сенат являлся первой инстанцией по наиболее важным делам, так и высшей апелляционной  инстанцией по делам обыкновенным. Однако, по крайней мере в первое время, решения сената не были окончательными, так как допускались жалобы еще и самому императору, но уже с 1718 года жалобы на решение сената были запрещены под страхом смертной казни на том основании, что «тот высший сенат от его царского величества высокоповеренным есть и в особах честных и знатных состоит, которым не токмо челобитчиковы дела, но и правление государства поверено есть». Это запрещение однако не распространялось на всякого рода жалобы; так, жалобы на медленность судопроизводства или на отказ в правосудии не воспрещались.1
     В состав сената первоначально входили  девять высших сановников и президенты учреждений коллегий. Но уже указом 27 апреля 1722 года президенты коллегий были лишены звания сенаторов, за исключение президентов двух воинских коллегий – морской и сухопутной, а также иностранной и берг-коллегии. Число сенаторов было увеличено лицами, выбранными из бывших послами при иностранных дворах. Что касается прав сенаторов, то разве только в отношении суда они пользовались привилегией быть судимыми равными себе, т.е. в сенате же, или же в суде чрезвычайном, так называемом «внешнем»; во всех же прочих отношениях они приравнивались к обыкновенным должностным лицам. Кроме собственно сенаторов в сенате находилось еще дольно значительное количество лиц, облеченных. Специальными обязанностями. Таковы были: комиссары, обер-фискал, рекетмейстер, герольдмейстер и наконец, генерал-прокурор, обер-прокурор и прокуроры. От каждой губернии при сенате находилось по два комиссара; цель учреждения этой должности заключалось в установлении наиболее легкого сношения с губерниями, , поэтому комиссары должны были иметь все необходимые сведения относительно своей губернии. На них возлагалась также иногда и наблюдение за исполнением указов, посылаемых в губернии. С учреждением коллегий комиссары теряют свое значение, хотя и продолжают еще существовать.1
     На  обязанностях обер-фискала, а с 1723 года генерал-фискала, лежало наблюдение за правильным отправлением всех служебных  обязанностей должностными лицами, а  главным образом, наблюдение за казенными интересами и их  охрана. Обер-фискалу были подчинены провинциал-фискалы, которые в свою очередь имели своих фискалов. Вообще надо сказать, что не было не одного ведомства, ни одной инстанции, ни одного присутственного места, где бы не было фискала.
     При сенате состояли, далее, как сказано, генерал-рекетмейстер и герольдмейстер. На обязанности первого было возложено первоначальное рассмотрение дел, перенесенных в сенат из коллегий, а также дел по жалобам на коллегии их канцелярии; ему же поручено было ходатайствовать по делам иностранцев, а впоследствии на него были возложены и другие обязанности. В случае жалобы на какое-либо высшее судебное место, генерал-рекетмейстер сам лично предпринимал ревизию и предавал виновных суду сената. Что касается герольдмейстера, он вел родословную книгу дворян, должен был заботиться об учреждении для дворянских детей учебных заведений; на его же обязанности лежало иметь наготове достаточное число запасных дворян на случай требования со стороны сената.
     Наконец, одной из самых важных по своему значению должностей в сенате является должность генерал-прокурора. К учреждению этой должности привело Петра  стремление образовать прочный орган  контроля за производством дел в  сенате. Институт прокуратуры развился, однако, постепенно. Надзор за производством дел в сенате переходил от одного должностного лица к другому так, первоначально для этой цели была образована должность генерал-ревизора; от него обязанности надзора перешли к обер-секретарю сенаторской канцелярии, затем к штаб-офицерам гвардии, и уже в конце концов явился прочно затем установившийся институт прокуратуры. Должность генерал - прокурора была образована на более рациональных основах, нежели на каких покоились прежние органы контроля. Генерал-прокурор получил гораздо более прав, нежели его предшественники, а также и несравненно более средств быть истинным органом контроля и не только в отношении сената, но и всех присутственных жест империи. В сенате он был главным начальником канцелярии, благодаря чему получил возможность знакомиться со всем ходом производства дел, чего не имели прежние органы контроля. Генерал-прокурор являлся, кроме того, активным членом сената; его деятельность не ограничивалась только одним наблюдением, он не был только одним «оком государевым», но являлся в то же время и «стряпчим о государевых делах», в силу чего принимал не редко деятельное участие в решении дел, должен был направлять всякое дело так, чтобы оно не могло привести какого - либо вреда государству. Власть генерал-прокурора простиралась как, сказано, и на все низшие учреждения империи; для ее осуществления под его непосредственным ведомством находилось учрежденные при коллегиях и надворных судах прокуроры, имевшие в отношении установлений, при которых состояли, те же права, какие генерал-прокурор имел в отношении сената. Кроме прокуроров под начальством генерал-прокурора находился в качестве его помощника обер-прокурор.1
     Таким образом, должность генерал-прокурора  являлась элементом, связующим сенат – с одной стороны с государем, с другой с низшими учреждениями. Сенаторское делопроизводство при Петре было организовано на следующих основаниях: все дела, поступавшие в сенат, шли прежде всего, к обер-секретарю, от которого они или переносились прямо для решения в собрание сената, это именно в том случае, когда дело было не сложно и не требовало дополнительных справок, или же поступало в стол к подъячим для наведения справок. В собрании дела докладывались обер-секретарем, а генерал-прокурор контролировал следовавшие затем подачу мнений и прение. Решения постановлялись по большинству голосов; если практиковался и единогласный способ решения, то весьма не долго, именно со времени основания сената и до 1714 года, следовательно, не более трех лет. Указ 1714 года повелевает затем по всем делам вести протоколы заседаний, чтобы было видно, что и как происходит в заседаниях, и чтобы тем самым заставит сенаторов относиться к делам осмотрительно и добросовестно. Сенатская канцелярия с обер-секретарем во главе разделялась на четыре стола: секретный, приказный, губернский и разрядный. Дела высшего государственного управления, в особенности подлежащие тайне, сосредотачивались в столе секретном, хотя здесь же ведались и некоторые другие дела, отчасти финансовые, отчасти по внешним сношением. В приказном столе велись дела текущего государственного управления, требовавшие особого рассмотрения и разрешения сената. Губернский стол заведовал делами губерний,  за исключением Московской, ведавшейся в столе приказном. Разрядный стол подобно прежнему «разряду» рассматривал дела, относившиеся к служилому сословию. Существовал еще так называемый фискальный стол, в ведении которого сосредотачивались дела по доносам фискалов и на фискалов. Такое распределение дел по столам не оставалось однако чем - либо постоянным, но подвергалось более или менее частым модификациями и перемещениям дел из одного  стола в другой.
     Взамен  устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которой ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии:   Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Мануфактур- и Берг-коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия – доходами, Штатс-коллегия – расходами, а Ревизион-коллегия контролировала поступления доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, а Вотчиная, учрежденная несколько позже, - дворянским землевладением. Был создан еще Главный магистрат, ведавший всем посадским населением; ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.
     Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были  также четко разграничены. Один из них, например Герольдмейстерская контора, ведавшая службой и производством в чины дворян; Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных преступлениях, подчинялись Сенату, другие – Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. – подчинялись одной из коллегий.
     Также в годы правления Петра Великого был учрежден немало важный орган в 1721 году – Синод, который, согласно общепринятому среди ученых мнению, был наиболее глубоко продуманной и подготовленной акцией.1 Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны.  Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.
     Петр  осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую ее запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего  и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.1 
 
 
 
 

3. Реформы  местного и городского управления.
     Петр  I в начале своего царствования пытался использовать прежнюю систему местного управления, постепенно вводя вместо земских, выборные элементы управления. Так, указом 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении с главными традиционными администраторами (воеводами) выборных представителей дворянства. В 1705 г. в этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.
     18 декабря 1708 года был издан указ  «Об учреждении губерний и  о росписании к ним городов». Это была реформа, которая совершенно изменила систему местного управления. Основная цель этой реформы - обеспечение армии всем необходимым: с полками армии, распределенными по губерниям, устанавливалась прямая связь губерний через специально созданный институт кригскомиссаров.1 Вначале были образованы Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии. В 1713-1714 гг. – еще три: из Казанской выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской – Рижская губерния. Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках административную, военную и судебную власть. Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян (Меньшиков, Апраксин, Стрешнев и т.д.). У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления: обер-комендант – военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейсер – губернские и др. сборы, ландрихтер – губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор – сборы налогов с городов и уездов. Губерния делилась на провинции (во главе – обер-комендант), провинции – на уезды (во главе – комендант). Коменданты были подчинены обер-коменданту,  комендант – губернатору, последний Сенату.1
     Смысл реформ состоял в том, чтобы перенести центр тяжести в управлении на места. При огромных расстояниях в нашей стране и средствах сообщения того времени невозможно было оперативно управлять столь огромной территорией непосредственно из центра, как это пытались делать в предшествующий период. Необходима была разумная децентрализация власти, однако на первом этапе реформа не удалась. Назначая губернаторами крупных государственных деятелей, Петр I хотел, чтобы эти люди на месте от имени царя могли оперативно принимать решения. Однако этот шаг имел и отрицательные последствия – эти люди по большей части были обременены многочисленными обязанностями (например, Меншиков и Апраксин – президенты «первейших» коллегий, сенаторы) и практически не могли непрерывно находиться в своих губерниях, а правившие вместо них вице-губернаторы не имели таких полномочий и доверия царя.
     В 1711 г. группа городов азовской губернии, приписанная к корабельным делам  в Воронеже, стала Воронежской  губернией. Губерний стало 9. В 1713-1714 гг. число губерний возросло до 11.
     Так началась реформа областного управления. В окончательном виде она сформировалась только к 1719 г., накануне второй областной  реформы.
     По  второй реформе одиннадцать губерний были разделены на 45 провинций, во главе  которых были поставлены губернаторы, вице-губернаторы и воеводы. Провинции делились на округа – дистрикты. Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора, Юстиции и Вотчинная) располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев. В 1713 г. в областное управление было введено коллегиальное начало: при губернаторах учреждены коллегии ландратов (от 8 до 12 человек на губернию), избираемых местным дворянством.1
     Началом реформы городского управления можно считать 1699 год, когда Петр I, желая предоставить городскому сословию полное самоуправление по европейскому типу, приказал учредить Бурмистерскую палату (Ратушу) с подведомственными земскими избами. В губернских городах были созданы магистраты, а в уездных – ратуши. В их  ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Тем самым, посадское население было временно выведено из ведения воевод (губернская реформа 1708-1710 гг. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам).
     Областная реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, была в то же время следствием развития бюрократической тенденции, характерной уже для предшествующего периода. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в правлении Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов – представителей центральной власти. Но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система «приказ - уезд» была удвоена: «приказ (или канцелярия)– губерния – провинция – уезд».
     Вокруг  вновь образованных промышленных предприятий, мануфактур, приисков, шахт и верфей появились новые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоставить городскому сословию, полное самоуправление по типу Запада, приказал учредить бурмистерскую палату. В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало оформляться юридически городское сословие. В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому было поручено «ведать все городское сословие в России».1
     По  регламенту Главного магистрата 1721 г. оно стало делиться на регулярных граждан и «подлых» людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии: первая гильдия - банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера, вторая гильдия – ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы. Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами. Низший слой городского населения выбирал своих старост и десятских, которые могли доносить магистрату о своих нуждах и просить их об удовлетворении.
     По  европейскому образцу создавались  цеховые организации, в которых  состояли мастера, подмастерья и ученики, руководимые старшинами. Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места проживания. Деление на гильдии оказалась чистейшей формальностью, так как проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся об увеличении числа плательщиков подушной подати, произвольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения. Появление гильдий и цехов означало, что корпоративные начала противопоставлялись феодальным принципам хозяйственной организации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.