Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Возрастная психология

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
    План.
    I. Теоретические  основы  вопроса  об  индивидуальном  подходе к   детям.
    II. Возрастные и индивидуальные особенности различий между    детьми.
    III. Кризисы возрастных периодов ребенка.
    IV. Учет индивидуальных способностей ребенка.
    V. Единство осуществления индивидуального подхода в детском   коллективе и семье.
    VI. Список используемой литературы. 
 
 

 

      I. Теоретические основы  вопроса об  индивидуальном  подходе к   детям.
    Высшей  ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его  способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем  современного общества.
    Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость  индивидуального подхода вызвана  тем обстоятельством, что любое  воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без  учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
    Всестороннее  развитие каждого человека – программная  цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление  творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития . Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить»  себя . в этом заинтересованы и отдельная  личность, и все общество.
    Проблемой индивидуальных различий между детьми занимались многие ведущие психологи. Советские психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности: личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей ; в мировоззрении, устремлении, делах личности проявляется человек как гражданин ; чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу своим трудом.
    Для формирования личности имеют большое  значение  особенности высшей нервной  деятельности человека : темперамент  сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения.
    Проблема  формирования личности включает учение о характере, и советские психологи  уделяли большое внимание воспитанию характера.
    Характер  – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека. Формируется  в процессе его воспитания и обучения,  в  трудовой и общественной деятельности.
    Характер  не является врожденным, его нужно  воспитывать и развивать. При  этом следует отметить, что основными  условиями становления характера  являются, с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой – единые требования к поведению ребенка  как в детском саду и школе, так и в семье.
    Проблеме  воспитания навыков организованного, произвольного                                                                                                                                        поведения уделяли большое внимание советские психологи Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.В.Суровцева, С.Л.Рубинштейн и другие. Особое внимание они обращали на индивидуальный подход в воспитании у детей нравственных качеств  личности, поискам адекватных приемов  воспитательного воздействия.
    Деятельность  – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного  отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть поставлена определенная цель, что  придает действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как  физический, так и умственный, учебная  деятельность.
      В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Проблема индивидуального подхода, поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учета отношения ребенка к окружающим, его интересов. 
    Необходимым условием осуществления индивидуального  подхода является органическое сочетание  дифференцированного подхода к  каждому ребенку с воспитанием  и формированием коллектива.
    Очень важным условием эффективности индивидуального  подхода является опора на положительный  характер, в свойствах личности ребенка.
    Индивидуальный  подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных  проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех  или иных индивидуальных особенностей ребенка.
    Одним из условий правильного осуществления  индивидуального подхода к ребенку  является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей.
    Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог  должен помнить, что его задача не только развивать те положительные  качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.
    В основе индивидуального подхода  лежит выявление особенностей ребенка. Великий русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
 

     II.Возрастные и индивидуальные особенности различий между детьми.
    Личностное  развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать  в процессе воспитания. С возрастом  связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его  запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому  возрасту присущи свои возможности  и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода  в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже  трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут  дать эффекта и попытки слишком  забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его  возрастных возможностей.
    Многие  педагоги обращали внимание на необходимость  глубокого изучения и правильного  учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в  процессе воспитания. Эти вопросы, в  частности, ставили Л.А.Коменский, Д.Ж.Локк, Ж.Ж.Руссо, а позже К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж.Руссо, а затем Л.Н.Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них подхода в процессе воспитания.
    Индивидуальный  подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических  и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
    Научными  исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием  человека. Физическое воспитание тесно  связано с совершенствованием органов  чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.
    Физическое  воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависти от состояния его  здоровья, и наоборот. Игры также  содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также связи  физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком  смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка – все это признаки здоровья и следствие правильного  физического воспитания.
    Осуществление индивидуального подхода к детям  во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему. Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании. Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе. В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой. Решая задачи физического воспитания дошкольников, воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, своевременно применять профилактические игры, соблюдать необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведения занятий.
    Особенности организма дошкольника требуют  внимательного отношения к его  физическому развитию. Ребенок растет – прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление», т.е. увеличение массы тела опережает рост тела в длину. Быстро прогрессирует психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течении первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы. В течении 2-3-го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга быстро развиваются умственные способности.
    Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических  навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность.
    Дошкольный  возраст – это начало всестороннего  развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе  приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется  логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.
    Умственное  воспитание формирует систему представлений  об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес  и способности.
    В нравственном воспитании у ребенка  формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает  существенное влияние на формирование воли и характера ребенка.
    Трудовое  воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают  доступным трудовым умениям и  навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность.
    Важнейшей составной частью развития дошкольника  является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.
    Игра  является важнейшей деятельностью  дошкольника, т.к. игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и  потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок  как бы отражает то, что будет  в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства , смелость, решительность, уверенность  в себе.
    К концу дошкольного периода ребенок  владеет необходимыми качествами и  свойствами личности для того, чтобы  приступить к систематическому овладению  общественно-историческим опытом человека. Для этого необходима специальная  учебная деятельность.
    Возрастные  особенности развития учащихся по-разному  проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости  от природных задатков и условий  в жизни (связь биологического и  социального) существенно отличается друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения.
    В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
    В биологическом отношении младшие  школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма.
    В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются  функции больших полушарий голоного мозга, усиливается аналитическая  и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов  возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом  чувствительность к цвету увеличивается  на 45 %, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50 %, зрительные на 80 % (А.Н.Леонтьев).
    Познавательная  деятельность младшего школьника преимущественно  проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы  общения.
    Восприятие  младших школьников отличается неустойчивостью  и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.
    Внимание  младших школьников не произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается  вместе с другими функциями и  прежде всего мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной  деятельности.
    Мышление  у детей начальной школы от эмоционально-образного к абстрактно-логическому и во взаимосвязи с их речью. Словарный запас насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретение умения устно и письменно излагать свои мысли.
    Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память, которое  по преимуществу имеет наглядно-образный характер.
    Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений  со взрослыми и сверстниками, новых  видов деятельности и общения, включения  в целую систему коллективов.
    Начальная школа должна включать своих воспитанников  в разумно организованной, носильный  для них производительный труд, значение которого формирования и социальных качеств личности ни с чем несравнимо.
    Средний школьный возраст (от 11-12 до 15 лет) –  переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в  школе второй ступени (V-IX) классы и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц.  Развитие внутренних органов неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. Легочный аппарат подростка развивается недостаточно быстро. Дыхание подростка учащенное. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма .
    Половое созревание вносит серьезные изменения  в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.
    В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания. Улучшается контроль коры головного  мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все  еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организовано, чем восприятие младшего школьника. Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста – это специфическая избирательность. В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждением. В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Педагогам нужно нравственно осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.
    В старшем школьном возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение  скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка  повышенную возбудимость, значительно  ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его  высшего отдела – коры больших  полушарий. Идет общее созревание организма.
    Юношеский возраст – это период выработки  мировоззрения. Убеждений, жизненного самоопределения и самоутверждения, бурного роста самосознания, активного  осмысления будущего.
    У старшеклассников ярко выражено избирательное  отношение к предметам. Это определяет развитие и функционирование психических  процессов. Восприятие характеризуется  целенаправленностью, внимание – произвольностью  и устойчивостью, память – логическим характером. Мышление старшеклассников отмечается более высокий уровень  обобщения и абстрагирования.
    Нравственные  и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Этому способствует не только синзетивный  период нравственной зрелости, но и новая обстановка: изменение характера деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения.
    В юношеском возрасте появляется усиленный  интерес к этическим проблемам. Первая любовь не только вносит сильные  переживания в жизнь молодых  людей, но заставляет практически решать многие непростые вопросы.
    У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет  статус личности в коллективе, характер общения и отношений между  членами коллектива.
    Жизненные планы, ценностные ориентации старших  школьников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией  по интересам и намерениям, но совпадают  в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.
    Таким образом, развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых  характеризуется своими особенностями  и закономерностями. Педагог успешно  выполняет задачи воспитания, образования, обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека; на видении его  внутреннего мира.
    Критериями  возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические и физические показатели состояния  организма.
    Педагогический  критерий возрастного развития характеризуют  возможности воспитания и образования, обучения в разные периоды жизни  ребенка.
    Изучение  индивидуальных особенностей детей  требует значительного времени  и систематических наблюдений. С  этой целью педагогу необходимо вести  дневник, записывая в нем особенности  поведения воспитанников, делая  периодически краткие обобщения  результатов наблюдения. Индивидуальные особенности ребенка также связаны  с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.
    И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной  деятельности выявил основные свойства нервных процессов:
1. Силу возбуждения и торможения;
2. Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;
    Их подвижность.
    На  основе изучения протекания этих процессов  он определил 4 типа высшей нервной деятельности:
    Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность.
    Нужно контролировать выполнение заданий, требовать  доводить    начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные  задания, умело опираться на их интересы.
    Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад : они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.
    Сильный  уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети – флегматики спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.
    Конечно, такие черты,  как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно  очень внимательно изучать эти  особенности ребенка в различных  ситуациях, в различных видах  деятельности, не проявлять поспешности  в своих выводах, проверять и  сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами  семьи ребенка.
    Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и торможения соответствует меланхолическому темпераменту. Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановки, коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка : он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.
    Существуют  различия  между детьми и по типам  темперамента.
    Сангвиник. Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлению к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события.
    Эмоции  быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости  и наоборот, хотя обычно преобладает  хорошее настроение, поскольку ребенок  сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может находиться в унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен, сфера интересов широка. Высокая общительность сочетается со стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.
    Флегматик. Уравновешенный, осторожный и спокойный ребенок. Ему присущи ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях, устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен т педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях, в том числе к определенной еде, к «своей» чашке и ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест медленно, сосредоточенно. В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение, а иногда ярость.
    Меланхолик. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит  в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чисто сердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданности.
    Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен к резким сменам настроений, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Движения быстрые и энергичные. Речь громкая, частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Плохо переносит монотонную работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго. Решения самостоятельны, но часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит немного. 

    Свойство  нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика  отражает смешение типов или проявляется  как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).
    При учете возрастных особенностей развития детей педагог или психолог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных  детей, то здесь приходиться полагаться лишь на этот материал, который получается в процессе личного изучения воспитанников.
    III. Кризисы возрастных периодов ребенка.
    Существуют  некоторые психологические особенности  возрастных периодов.
    Кризис  новорожденности.
    Первый  критический период развития ребенка  — период новорожденности.
    Психоаналитики  говорят, что это первая травма, которую  переживает ребенок, и она настолько  сильна, что вся последующая жизнь  проходит под знаком этой травмы.
    Кризис  новорожденности — промежуточный  период между внутриутробным и внеутробным  образом жизни. Если бы с новорожденным  существом не было взрослого человека, то через несколько часов это  существо должно было погибнуть. Переход  к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка  от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума, обеспечивает питанием и т. д.
    Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся  формы поведения. В ходе антропогенеза  практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. К моменту рождения у  ребенка нет ни одного заранее  сформированного поведенческого акта. Все складывается при
    жизни. В этом и заключается биологическая  сущность беспомощности.
    Наблюдая  новорожденного, можно видеть, что  даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция отсутствует. Правда, у ребенка есть врожденные рефлексы (хватательный, рефлекс  Робинсона и др.). Однако эти рефлексы не служат основой для формирования человеческих форм поведения. Они должны отмереть для того, чтобы сформировался  акт хватания или ходьба.
    Таким образом, период времени, когда ребенок  отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности. Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка. Все это могло бы привести к гибели ребенка, если бы не сложилась особая социальная ситуация его развития. С самого начала возникает ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы.
    Первый  объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, —  человеческое лицо. Может быть, это  происходит потому, что это раздражитель, который чаще всего находится  с ребенком в самые важные моменты  удовлетворения его органических потребностей.
    Из  реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления — это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления — это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления — это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого.
    Комплекс  оживления — основное новообразование  критического периода. Оно знаменует  собой конец новорожденности  и начало новой стадии развития —  младенчества. Поэтому появление  комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца  новорожденности — появление  зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.
      Стадия младенчества.
    Социальная  ситуация неразрывного единства ребенка  и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается  во взрослом и в то же время не имеет специфических средств  воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода  младенчества.
    Социальная  ситуация общей жизни ребенка  с матерью приводит к возникновению  нового типа деятельности — непосредственного  эмоционального общения ребенка  и матери. Специфическая особенность  этого типа деятельности состоит  в том, что предмет этой деятельности — другой человек. Но если предмет  деятельности — другой человек, то эта деятельность суть общение. Со стороны  взрослого ребенок становится предметом  деятельности. Со стороны ребенка  можно наблюдать возникновение  первых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва, хныканье превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.
    Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.
    Большинство исследователей отмечали, что отрыв  ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения  в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток  на всю его жизнь. Описаны многочисленные симптомы нарушения поведения и  задержки психического и физического  развития детей, воспитывавшихся в  детских учреждениях. Несмотря на то, что уход, питание, гигиенические  условия в этих учреждениях были хорошими, процент смертности был  очень большим. Во многих работах  указывается, что в условиях госпитализма страдает предречевое и речевое  развитие, разлука с матерью сказывается  на развитии познавательных функций, на эмоциональном развитии ребенка. Способность  ребенка любить окружающих тесно  связана с тем, сколько любви  он получил сам и в какой  форме она выражалась.
    Социальная  ситуация психического развития ребенка  младенческого возраста — ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация комфорта.
    К 9 месяцам (начало кризиса первого  года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Главное в акте ходьбы не только то, что расширяется  пространство ребенка, но и то, что  ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.
    Второе  основное новообразование этого  возраста — появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывком слов. Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание — предметная деятельность.
    Ранний  возраст.
    Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце  первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает  некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка  еще очень ограничен.
    Социальная  ситуация развития в раннем возрасте такова: «Ребенок—ПРЕДМЕТ—взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом.
    Социальная  ситуация совместной деятельности ребенка  и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с  предметом, образец действия принадлежит  взрослому, а ребенок в то же время  должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом  типе деятельности, который рождается  в период раннего возраста. Это  предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное с предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.
    Речь  имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. Без языка, например, выделение фигуры из фона было бы задержано. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные  признаки предмета. Важно выделение  в предмете свойств, которые ориентируют  предметные действия. Происходит выделение  пространственных отношений между  предметами, что также важно для  осуществления предметных действий.
    Итак, что же главное в развитии ребенка  раннего возраста? Все основные новообразования  связаны с развитием основного  типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение Своего действия с действием взрослого человека (ребенок называет себя другими именами). Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого — и появился феномен «Я сам». Его возникновение приводит к полному распаду прежней социальной ситуации, что проявляется в кризисе трех лет.
    Кризис  трех лет.
    Знаменитый  кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены несколько важных симптомов этого  кризиса.
    1. Негативизм. Это отрицательная реакция,  связанная с отношением одного  человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще  подчиняться определенным требованиям  взрослых. Негативизм нельзя смешивать  с непослушанием. Непослушание  бывает и в более раннем  возрасте.
    2. Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
    3. Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.
    4.  Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о самостоятельности намерения, замысла.
    5.  Обесценивание взрослых.
    6.  Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.
    7. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.
    Кризис  трех лет представляет собой ломку  взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и  взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.
    Феномен «Я сам» означает не только возникновение  внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка  от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.
    Из  новообразований кризиса трех лет  возникает тенденция к самостоятельной  деятельности, в то же время похожей  на деятельность взрослого — ведь взрослые выступают для ребенка  как образцы, и ребенок хочет  действовать, как они. Тенденция  жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство; ребенок, отделяясь  от взрослого, устанавливает с ним  более глубокие отношения.
    Дошкольный  возраст.
    Социальная  ситуация совместной деятельности ребенка  со взрослым распадается. Отделение  от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится  к самостоятельности. Тенденция  естественна и постоянна. Так  как ребенок уже открыл, что  существуют взрослые, то перед ним  возникает сложный мир взрослых людей. До этого времени ребенок  привык жить вместе со взрослыми. Эта  тенденция сохраняется, но должна быть другая совместная жизнь — жизнь  ребенка в жизни взрослых.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.