На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Теоретические концепции государственного регулирования экономики. Основные приоритеты социально-экономического развития Казахстана

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Теоретические концепции государственного регулирования экономики
В мировой экономической  литературе можно выделить два основных направления в вопросе механизма  регулирования национального производства в условиях рынка. Первое – это  неоклассическое направление, которое  стоит на позициях автоматического  саморегулирования рыночной системы  и второе – кейнсианское, которое отстаивает необходимость государственного вмешательства в экономические процессы для регулирования инфляции и занятости.
Неоклассики исходят  из того, что заработная плата, цены могут изменяться вверх и вниз, отражая при этом баланс между  спросом и предложением. По их мнению, совокупное предложение имеет вид  вертикальной прямой, которая отражает потенциальный ВНП. Снижение цены ведет за собой снижение заработной платы, полная занятость сохраняется, а ВНП не уменьшается. Отсюда следует вывод, что снижение совокупного спроса ведет не к снижению ВНП, а к снижению цен. Значит, экономическая политика государства может воздействовать только на цены, а не на объем производства и занятость.
Кейнсианцы же утверждают, что государство может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос (объем производства). Главным недостатком теории классиков кейнсианцы считают их неспособность объяснить, каким образом можно уменьшить безработицу. Горизонтальная кривая совокупного предложения отражает негибкий характер цен и заработной платы. Если спрос возрастет и график совокупного спроса переместится вправо, то цены практически не изменятся, но будет увеличен объем производства. Кейнсианцы считают, что правительство может способствовать росту ВНП и росту занятости, увеличивая правительственные расходы, так как это повышает совокупный спрос.
Можно отметить и третье направление, получившее название неоклассического синтеза, представленное в учебнике П. Самуэльсона «Экономикс». Основная идея концепции – использование положительных моментов классической и кейнсианской теории, а именно: в долгосрочном периоде государство должно быть наблюдателем по отношению к экономике, в то же время в период кризисов и депрессий необходимо использовать активные кейнсианские методы воздействия на экономику.
Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики  сегодня не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование и каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов – от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например, китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, так называемое социально ориентированное рыночное хозяйство Германии и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т.д.  
 

2. Экономическими целями, стоящими перед государством на современном этапе, являются:
    повышение благосостояния и качества жизни населения в России;
    обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;
    усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире, обеспечение глобальной
    конкурентоспособности России и ее регионов;
    развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;
    улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития.
 
1.Основные  приоритеты социально-экономического  развития Казахстана.
Структурные трансформации  в экономике Казахстана состоят  в поддержки приоритетных для государства видов деятельности (а это - обрабатывающая промышленность, машиностроение, сельское хозяйство, транспорт, коммуникаций и другие) путем предоставления инвестиционных преференций.
 Так же  следует отметить преодоление  гипертрофии ориентированного на  экспорт энергосырьевого сектора, опережающем развитии обрабатывающих (прежде всего, высокотехнологичных) отраслей, повышении пропорциональности и сбалансированности развития экономик, обеспечении на этой основе их устойчивого роста на базе модернизации производства, в Казахстане - ускоренной модернизации.
Перспективной платформой развития Казахстана является стратегия "Казахстан-2030", определяющая вектор и этапы социально-экономических  преобразований государства на долгосрочную перспективу (до 2030 г.), благодаря которым должны быть достигнуты качественные показатели - устойчивость экономического роста и высокий уровень конкурентоспособности страны.
На основе этой центральной стратегии в качестве перспективной модели развития в 2003г. определена стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 г.
Как многофакторная модель экономического роста эта  стратегия базируется на высокотехнологичных  и эффективных производствах, характерных  для передового уровня развития национальных производительных сил с адекватной степенью развития производственных отношений.
Обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивости является стратегическим приоритетом политики государства, так как это направление  должно создать надежный фундамент  для развертывания остальных  приоритетных направлений. Макроэкономическая стабильность экономики Казахстана характеризуется уровнем и динамикой таких показателей, как реальный рост ВВП, ВВП на душу населения, уровень инфляции, чистый приток иностранных инвестиций, динамика международных денежных резервов, уровень государственного внешнего долга по отношению к ВВП, сальдо торгового баланса, дефицит (профицит) государственного бюджета, уровень налоговой нагрузки на предпринимателей и т. д. Данный приоритет отражает качество экономического роста страны, имеет устойчивые показатели, характеризующие стабильность и высокие темпы развития экономики, социальной сферы.
Другим стратегическим приоритетом выступает рациональное и продуктивное использование сырьевых ресурсов, так как Казахстан располагает  крупными в мировом масштабе запасами нефти, газа, руд черных и цветных  металлов. Стремительное развитие мегарынков России и Китая делает перспективным формирование экспортных площадок для удовлетворения спроса на продукцию с высокой добавленной стоимостью, производимую на базе профильных для Казахстана сырьевых ресурсов.
Важным приоритетом  развития Казахстана выступает создание инфраструктуры, привлекательной в  первую очередь для несырьевых отраслей экономики. Наличие современной производственной и социальной инфраструктуры в стране - необходимый фактор ускоренного и качественного развития экономики. При этом первоначальная капиталоемкость обеспечивается ведущей ролью государства в их формировании. Большая территория Казахстана и ее геотранзитный характер диктуют динамичное развитие энергетических, транспортных и телекоммуникационных комплексов. Применительно к модели индустриально-инновационной стратегии страны критерием оптимальности является функционирование модели, которая признается более эффективной из возможных вариантов развития национальной экономики.
Стратегическим  приоритетом конкурентоспособности  и его критерием выбрано вхождение  Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных  стран мира. Этот базовый критерий отражает как количественные, так  и качественные признаки конкурентоспособности  экономики страны. Критериями приоритета макроэкономической стабильности республики, как отмечалось, являются качественные параметры и темпы роста ВВП. Приоритет рационального использования  имеющихся сырьевых ресурсов целесообразно  оценивать по критерию доли продукции  с высокой добавленной стоимостью в ВВП.
Критерий приоритета привлечения иностранных и отечественных  инвестиций в развитие новых производств  может характеризоваться долей  иностранных и отечественных  инвестиций в обрабатывающую промышленность в общем объеме инвестиций. Приоритетность современного регионального сервисного центра можно оценивать по критерию доли услуг, предоставленных в сфере  туризма, торговли, финансов, медицины, информатики в ВВП.
Для Казахстана  важнейшей задачей является выработка  долгосрочной, согласованной инновационно-технологической и структурной стратегии, ориентированной на инновационный прорыв, распространение пятого и освоение шестого технологических укладов, диверсификацию экономики и прогрессивные структурные сдвиги. Анализ структурной динамики по воспроизводственным секторам отражает функциональное назначение продукции отраслей: потребительского (товары, платные и бесплатные услуги для удовлетворения потребностей населения); инновационно-инвестиционного (производство орудий труда, прогрессивных материалов, строительной продукции для инновационного обновления основного капитала); энергосырьевого (добыча и переработка минерального и лесного сырья) и инфраструктурного (транспорт и связь, торговля, финансовые услуги, управление и оборона).
Необходимо совершенствовать процесс государственного регулирования  экономики, включая эффективную  политику государства для улучшения  инвестиционного климата. Для этого  требуется принятие законодательных  актов, определяющих государственные  гарантии и защиту инвесторов, а  также степень ответственности  за реализацию производственных проектов, в том числе инновационного назначения. Государственная инвестиционная политика должна обеспечивать не только привлечение  капитала, но и его целевое использование  на стратегически важных инновационных  направлениях развития. Для Казахстана и других стран СНГ важны эффективные  направления инвестиционной деятельности: инвестиции в реструктуризацию и  модернизацию производства и в новые  производства; инвестиции в приоритетные научные проекты и создание условий  для привлечения в дальнейшем частного капитала.
За последние  годы Казахстан выдвинулся в число  лидеров на постсоветском пространстве не только по темпам экономического роста, но по качеству жизни, а главное - реальной отдаче от структурных реформ. Казахстан  первым среди стран СНГ досрочно погасил все обязательства перед  МВФ. Было продемонстрировано, что сильная  государственная власть способна строить  эффективную рыночную экономику  и демократическое общество. Опыт Казахстана важен и потому, что  страна ориентируется на Россию, стремится  к тесной интеграции, часто выступая инициатором сплочения в СНГ, ЕврАзЭСе, ШОС и других межгосударственных объединениях.
Государство стремится  найти ту "золотую середину", в которой будут взаимоувязаны  экономические интересы производителей и потребителей. При рассмотрении заявок субъектов естественных монополий  анализируются не только затраты, но и закладывается обоснованная прибыль. Особое внимание уделяется программам: перспективным инвестиционным, технического перевооружения и модернизации.
3. Принципы государственного  регулирования – это его закономерности, закрепленные в правовых нормах. Принято выделять следующие группы  принципов государственного регулирования  экономики:
    социально-политические – демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства (народность); равноправие лиц разных национальностей; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность;
    организационные принципы построения аппарата государственного управления – отраслевой, функциональный, территориальный;
    организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления – нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы; ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность.
Социально-политические принципы – это наиболее общие  принципы государственно-управленческой сферы. Они распространяются на все  виды исполнительно-распорядительной деятельности и все функционирующие  в государстве управленческие структуры. Принципы этой группы, как правило, закрепляются в нормативном порядке.
Особое место  среди всех принципов государственного регулирования принадлежит принципу законности. Это означает, что суровое  и неуклонное соблюдения законов  и подзаконных актов – этот единственно допустимый вариант  деятельности государственных структур, должностных лиц, органов местного самоуправления, объединений граждан, других субъектов права. Нарушение  действующего законодательства тянет  за собой юридическую ответственность, а незнание законов не освобождает  от нее.
Важное место  среди принципов государственного регулирования экономики занимает принцип объективности. Он предусматривает  четкое соблюдение требований объективных  закономерностей экономического развития, учет реальных возможностей (материальных, технических, интеллектуальных) государства  относительно реализации тех или  других управленческих решений. Этот принцип  обнаруживается при формировании государственно-управленческого  влияния. В соответствии с ним  последний должен отвечать реальным возможностям управляемых объектов и глобальным управленческим целям.
Организационные принципы построения аппарата государственного управления обеспечивают наиболее рациональный выбор субъектов управленческой деятельности. Исходя из этих принципов  и учитывая конкретные социальные и  экономические условия, осуществляется распределение компетенции управленческих структур (органов управления). Они  должны максимально эффективно распределять управленческую работу и устранить  параллелизм в деятельности центральных  и местных органов, вышестоящих  и низших звеньев аппарата.
Инструменты государственного регулирования  экономики
2.1.Административные  инструменты
Административные  средства не связаны с созданием  дополнительного материального  стимула или опасностью финансового  ущерба. Они базируются на силе государственной  власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения.
Приведем несколько  примеров по запретам и разрешениям. Французские власти запретили строить  новые промышленные предприятия  в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они  не увеличили налоги на новые предприятия, не ввели драконовские штрафы (это  были бы экономические меры), а просто прекратили выдачу лицензий на новое  промышленное строительство. Правительство  одного государства разрешило использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав таким образом новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственная активность.
К мерам принуждения  можно отнести и то, что государственные  органы обязывают промышленные предприятия  организовывать у себя производственное обучение молодежи, создавать определенные бытовые удобства для занятых, устанавливать  очистные сооружения.
Административные  средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера  действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием  минимальных бытовых условий  для относительно слабо социально  защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает. Самыми крупномасштабными  государственными административными  акциями по регулированию экономики  в послевоенных Западной Германии и  Японии были денежная реформа и разукрупнение  ведущих концернов.
Наряду с административными  средствами следует отметить еще  одно неэкономическое средство регулирования - правительственные убеждения. Сама по себе формулировка долгосрочных целей  ГЭП является средством регулирования, так как она оказывает воздействие  на принятие экономических решений  хозяйственных субъектов. В ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять  сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных  товаров, активнее участвовать в  жилищном строительстве, покупать облигации  государственного целевого займа. Как  правило, такие призывы находят  отклики у населения, тем более  что за ними часто следуют стимулирующие  меры (в нашей стране призвал граждан  покупать товары отечественного производства президент РФ Борис Ельцин). Плышевский Б. Условия восстановления государственного регулирования экономики.//Экономист.- 1998.- №6
2.2. Экономические инструменты:  денежно-кредитные  бюджетные
Экономические средства государственного регулирования  подразделяются на средства денежно-кредитной  и бюджетной политики.
Основные средства денежно-кредитной политики - это: а) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным  банком); б) установление и изменение  размеров минимальных резервов, которые  финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в центральном  банке; в) операции государственных  учреждений на рынке ценных бумаг, такие  как эмиссия государственных  обязательств, торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов государство стремится  изменить соотношение спроса и предложения  на финансовом рынке в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в  финансировании капиталовложений и особенно в связи уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.
Прямое государственное  хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный  бюджет - это доходы и расходы  центрального правительства и местных  властей.
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.
Налоги в ГРЭ - это, с одной стороны, главный  источник финансирования государственных  расходов, материальная основа бюджетной  политики, а с другой стороны, это  инструмент регулирования. Задача государственных  бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных источников поступления  средств, а в создании тонко настраиваемого механизма воздействия На хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.
Ускоренная  амортизация.
Особую роль среди инструментов ГРЭ играет ускоренное амортизационное списание основного  капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов.
Ускоренное амортизационное  списание основного капитала в современных  условиях является главным средством  стимулирования накопления, структурных  изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный  цикл, занятость и НИОКР. Суть его  заключается в отрыве физического  процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого  в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.
4.&&&&&&&&&&& 
 

1. Государственное регулирование, по его мнению, включает:
•«регламентацию хозяйственной жизни, образующую свод законов (кодекс) для
хозяйствующих субъектов, определяющих их права и  обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение определённых запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;
•формирование организационно-экономических структур, обеспечивающих
строгий контроль за соблюдением
норм регламентации  хозяйственного
поведения субъектов  рынка и обслуживающих хозяйственные  отношения;
•выработку социально-экономической политики, определение и результативное
применение механизмов её реализации — собственно регулирование 
социально-экономических процессов».  

2. Прямые методы проявляются в целенаправленных государственных документах, содержащих прямые указания, решения, законы и поправки к ним. Все эти решения государства требуют неукоснительного выполнения и влекут наказание в случае частичного или полного неисполнения. Прямые методы иначе называют административно-правовыми.
Административно-правовые методы базируются на силе государственной  власти и включают в себя:
а) меры разрешения и запрета (выдача или лишение  лицензии); 
б) меры принуждения (требование выполнять нормы и стандарты различного рода и пр.);

Использование административных методов не должно быть всеохватывающим.
Экономические методы государственного воздействия
4. Статья 18. Основные  направления государственной поддержки  частного предпринимательства 
1. Государственная поддержка частного предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям: 
совершенствование законодательства по вопросам регулирования частного предпринимательства; 
создание и развитие центров поддержки частного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, технологических парков, индустриальных зон и других объектов инфраструктуры частного предпринимательства; 
учебно-методологическое, научно-методическое и информационное обеспечение деятельности субъектов частного предпринимательства за счет бюджетных средств. 
2. Государственная поддержка и развитие частного предпринимательства осуществляются путем: 
создания при государственных органах научно-исследовательских институтов по изучению проблем и разработке предложений по развитию частного предпринимательства; 
организации деятельности экспертных советов при центральных государственных и местных исполнительных органах; 
создания финансовых институтов поддержки и развития частного предпринимательства; 
организации деятельности бизнес-инкубаторов и индустриальных зон; 
продажи земельных участков, зданий, помещений либо перевода жилых помещений в нежилые в соответствии с законами Республики Казахстан. 
В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.07.06 г. № 178-III (см. стар. ред.); Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV (см. стар. ред.) 
3. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по направлениям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, включая: 
создание условий для использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; 
разработку государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ развития малого предпринимательства; 
установление упрощенного порядка государственной регистрации и ликвидации субъектов малого предпринимательства; 
установление оптимального режима налогообложения; 
принятие программ кредитования малого предпринимательства; 
создание системы привлечения и использования инвестиций, в том числе иностранных, для поддержки и развития малого предпринимательства; 
обеспечение гарантированного объема закупа товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках; 
организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров путем развития существующих и создания новых учебных и исследовательских центров, консалтинговых организаций и информационных систем поддержки и развития малого предпринимательства; 
создание национальных институтов развития.
 

6. реимущества и недостатки основных форм предпринимательства (табл. 1). 

|Формы                  |Преимущества           |Недостатки             |
|Индивидуальное         |Легко учредить,        |Полная имущественная   |
|предпринимательство    |значительная свобода   |ответственность,       |
|                       |действий, полностью    |ограниченность         |
|                       |распоряжается своей    |финансовых средств,    |
|                       |прибылью.              |ограниченные           |
|                       |                       |возможности            |
|                       |                       |кредитования, узкая    |
|                       |                       |специализация.         | 
 
 

|Хозяйственное          |Простота организации   |Имущественная          |
|товарищество           |деятельности, более    |ответственность каждого|
|                       |широкие финансовые     |из участников за       |
|                       |возможности, более     |результаты             |
|                       |высокий уровень        |деятельности,          |
|                       |специализации,         |возможности            |
|                       |привлечение            |несовпадения интересов |
|                       |дополнительных         |партнеров в управлении,|
|                       |инвестиций для         |риск распада фирмы при |
|                       |расширения производства|выходе одного из       |
|                       |и совершенствования его|владельцев             |
|                       |технологической базы   |                       |
|Акционерное общество   |Широкие возможности    |Сложность их           |
|                       |привлечения капитала,  |организации,           |
|                       |ограниченная           |государственная        |
|                       |ответственность,       |регистрация и изменение|
|                       |преимущества           |структуры, двойное     |
|                       |объединения капиталов |налогообложение,       |
|                       |                       |большие затраты времени|
|                       |                       |и средств на решение   |
|                       |                       |вопросов управления на |
|                       |                       |собраниях1             | 
 

уществующие      |Предлагаемые способы преодоления трудностей и         |
|трудности и       |барьеров.                                             |
|барьеры на пути   |                                                      |
|предпринимательств|                                                      |
|а.                |                                                      |
|1. Финансовые:    |Участие в завершающейся стадии приватизации           |
|отсутствие        |государственной собственности, в денежной             |
|основного капитала|приватизации.                                         |
|(служебных и      |Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых         |
|производственных  |приватизированных помещений, объектов незавершенного  |
|помещений, машин, |строительства, земельных участков, выявленных по      |
|оборудования ,    |результатам инвентаризации недвижимости и земли,      |
|земли и др.),     |субъектам малого предпринимательства на тендерной     |
|отсутствие или    |основе.                                               |
|недостаток        |Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых|
|оборотных средств.|объектов, выявленных по информации предпринимателя    |
|                  |(предусмотреть меры по совершенствованию              |
|                  |законодательства).                                    |
|                  |Разработка институциональных основ для развития       |
|                  |лизинга в Казахстане, Национальной программы развития |
|                  |лизинга в Казахстане и ее реализация, присоединение в |
|                  |международной Оттавской конвенции по лизингу.         |
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.