На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности потребительского поведения населения России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение
Глава I:Теория потребительского поведения
§1 Потребительский выбор и его особенности………………………………... 3
    1.1 Функция полезности……………………………………………………. 4
    1.2 Основные постулаты теории поведения потребителей……………….5
    1.3 Условия равновесия потребителя……………………………………….6
    1.4 Потребительский выбор………………………………………………... 7
    1.5 Особенности потребительского спроса………………………………...7
§2 Мир потребительских предпочтений: закономерности развития………….9
    2.1 Кривая безразличия……………………………………………………...9
    2.2 Зона замещения…………………………………………………………10
    2.3 Предельная норма замещения………………………………………....11
    2.4 Бюджетное ограничение……………………………………………….12
    2.5 Кривая «доход – потребление»………………………………………...13
    2.6 Кривая « цена-потребление»…………………………………………..14
    2.7 Эффект дохода и эффект замещения………………………………….15
    2.8 Некачественные блага. Парадокс Гиффена…………………………..16
§3 Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг………….18
    3.1 Взаимодополняемость благ……………………………………………18
    3.2 Взаимозаменяемость благ……………………………………………..19
Глава II: Особенности потребительского поведения населения России…….21
§1 Сравнивание цен 1990 и 2009 на продуктовом рынке…………………….21
§2 Анализ имеющегося автопарка у россиян………………………………… 22
    2.1 отношение к автокредитованию……………………………………… 23
    2.2 приверженность к автомобильным маркам. ………………………….25
§3 Анализ цен за квартиры за последние 10 лет…………………………….. 26
Заключение…………………………………………………………………….. 33.
Cписк используемой литературы
Приложение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
            В процессе своей  жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.
            Актуальность выбранной  темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
            Цель написания  работы: изучение теории потребительского поведения и ее развития на современном Российском рынке. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы к анализу полезности и спроса; изучить кривые и карту безразличия; определить понятие предельной нормы замещения; исследовать особенности расположения бюджетной линии; определить соотношение изменения цен и дохода потребителя;  определить характерные черты современного Российского потребительского рынка; исследовать особенности потребительского поведения в современных условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава I.
      Теория  потребительского поведения. 

      §1 Потребительский выбор и его особенности.
      Полезность  благаэто способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. В результате исследований в XIX веке была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какой-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция потребления непрерывна (и, следовательно, дифференцируема в каждой точке).
Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности – TU. Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность - MU – каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность становится равной нулю. Это и означает, что количество блага(0А) полностью удовлетворяет потребность. 
 

   

          Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается (см. отрезок АВ на обоих графиках). Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продавать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.
1.1 Функция полезности.
Представители австрийкой школы К. Менгер, Е. Бум-Баверк, Ф. Визер одними из первых попытались установить связь между спросом  и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов. Ими была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя.
Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет первый стакан пепси-колы. Второй стакан принесет ему меньшее, чем второй, и т.д. и так будет происходить до тех пор, пока предельная полезность очередного стакана не будет равна нулю. Хотя общая полезность возрастает, предельная полезность при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности
    Согласно  теории, развиваемой сторонниками австрийской школы, цена блага для потребителя определяется не общей, а предельной полезностью. Функция полезностьфункция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества:
    (4.1)

Где MU – предельная полезность, она равна частной производной общей полезности данного блага.

          Критики теории полезности сформулировали еще в XVIII веке парадокс воды и алмаза. Вода, которая жизненно необходима для всех, должна была, полагали они, обладать максимальной полезностью, а алмазы – минимальной. Соответственно цены на воду должны быль максимальны, а на алмазы – минимальны, тогда как на практике – наоборот. Ответ на этот вопрос был найден в разграничении общей и предельной полезности. Дело в том, что величина запасов воды и алмазов различна. Вода имеется в изобилии, тогда как алмазы встречаются довольно редко. Следовательно, в первом случае количество (Q1) велико, а цена(P1) низка; во втором – наоборот: количество (Q2) мало, а цена (P2) высока (см.рис. 4-3).
          Это означает, что  общая полезность воды большая, а  предельная – маленькая; у алмазов – наоборот, общая полезность мала, а предельная – велика. Цены же определяются общей, а не предельной полезностью. Таким образом, парадокс воды и алмаза не опровергает функцию полезности. Именно функция полезности лежит в основе потребительского выбора. 

1.2 Основные постулаты теории поведения потребителей.
В современной  теории потребительского выбора предполагается, что:
1)Денежный доход потребителя ограничен;
   2)Цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;
   3)Все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;
   4)Потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.
Теория  потребительского выбора основывается на следующих  постулатах:
1.Многочисленность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.
2.Ненасыщаемость. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них.
3.Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это может быть выражено следующим образом: если А, В, С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.
4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.
5. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель. 

1.3 Условия равновесия потребителя.
Предположим, что потребитель удовлетворяет  всего три потребности – А, В и С. Допустим, что предельная полезность(MU) блага А равна 100, а его цена (P) – 10 долл.; предельная полезность блага В – 80, а его цена – 4 долл.; предельная полезность блага С -45, а его цена – 3 долл. (табл. 4-1)
Предельная  полезность и цена благ 

Блага Предельная  полезность Цена, долл. Взвешенная  предельная полезность
(MU) (P) (MU/P)
А В
С
100 80
45
10 4
3
10 20
15
Если  мы разделим предельную полезность на цену, то обнаружим, что взвешенная предельная полезность (MU/P) у этих продуктов не равны. У блага А предельная полезность равна 10, у блага В – 20, у С – 15. очевидно, что распределение наших денежных средств не оптимально, так как блага В приносит нам наибольшую полезность. Поэтому мы можем перераспределять наш бюджет таким образом, чтобы получать блага В больше, а блага А – меньше. В нашем случае следует отказаться от последнего экземпляр блага А. таким образом, мы сэкономим 10долл. На их можно купить две с половиной части блага В, что принесет нам удовлетворение величиной в 200 утилей (от блага В) минус 100 утилей (от уменьшения потребления блага А), итого – 100 утилей. Такое перераспределение приведет к тому, что предельная полезность блага А будет повышаться, а предельная полезность блага В – понижаться. Перераспределяя наш доход таким образом, мы постараемся достичь ситуации, при которой наши взвешенные предельный полезности будут равны, например, как в табл. 4-2. в этой точке потребитель достигает положения равновесия.
Положение равновесия потребителя (в  кардиналистской  теории)
Благо MU P MU/P
А В
С
150 60
45
10 4
3
15 15
15
 

1.4 Потребительский выбор.
   Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).
   Функция полезности максимизируется в том  случае, когда денежный доход потребителя  распределяется таким образом, что каждый последний доллар( рубль, марка, франки и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов.
   Действительно, если
             , то и
           ; …; и т. д.
   Следовательно, соотношение между предельными  полезностями любых n благ равно соотношению их цен, то есть
   MU1:MU2: … :MUn=P1:P2: …:Pn .
   Обозначим взвешенную предельную полезность через:
    , где ? – предельная полезность  денег.
   Таким образом, в равновесии предельной полезности денежных единиц при разных вариантах  использования равны. В общем  виде можно записать так:
.

   Это означает, что предельная полезность блага равняется предельным затратам потребителя. Таким образом, разумный потребительский выбор не только предполагает сопоставление дополнительных выгод (МВ) и дополнительных затрат (МС), но и равенство между ними: МВ=МС. 

   1.5 Особенности потребительского спроса.
   Наряду  с общими принципами выбора рационального  потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х. Лейбенстайн делит  потребительский спрос на две большие группы: функциональный и не функциональный.
   Функциональный  спрос является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).
   Нефункциональный  спрос является такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами. 

Потребительский спрос.
 

Функциональный      Нефункциональный
       

     Социальный  Спекулятивный  Нерациональный
     

   Эффект  присоединения к большинству Эффект сноба Эффект Веблера
      

   В нефункциональном спросе с известной  долей условности могут быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный факторы. Первый связан с отношением покупателей к товару. Одни стремятся выдержать общий стиль и покупают то, что приобретают те, на кого они равняются. Другие стремятся достичь исключительности, а не плыть по течению. Наконец, третьи достигли такого уровня жизни, важной стороной которого становится демонстративное поведение. Поэтому Х. Лейбенстайн выделяет три типичных случая взаимных влияний.
   1. Эффект присоединения  к большинству. Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что показывают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая. Поэтому под эффектом присоединения к большинству понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. Поэтому кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствовал.
   2. Эффект сноба. В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. Поэтому под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то снов его сокращает. Поэтому, если доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель-споб ни за что не купит то, что приобретают все.
   3. Эффект Веблера. Именем Т. Веблера (1857-1929). Х. Лейбенстайн называл престижное или демонстративное потребление, ярко описанное в «Теория праздного класса»(1899), когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: реальной и престижной. Поэтому под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с  тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблера похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается в том, что эффект сноба зависит от размеров потребления остальных, тогда как эффект Веблера зависит прежде всего от цены. Если доминирует эффект Веблера, то кривая потребительского спроса менее эластична и имеет участки с положительным наклоном.
   Наряду  с социальными эффектами, связанными с внешними воздействиями на полезность со стороны отдельных индивидов  и групп, Х. Лейбенстайн выделяет спекулятивный и нерациональный спрос.
   Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.
   Нерациональный спросэто незапланированный спрос, возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя. Следует, однако, заметить, что многие люди в большей или меньшей степени подвержены вспышкам нерационального спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в дальнейшем.
   §2 Мир потребительских предпочтений: закономерности развития 

   2.1 Кривая безразличия.
   Попытки изменения субъективной полезности с помощью абсолютной шкалы не увенчались успехом, поэтому ряд ученых предположили заменить абсолютную шкалу относительной и описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования с 80-х гг. XIX в.
   Наибольший  вклад в разработку ординалистской (порядковой) полезности внесли Ф. Эджуорт, В.Парето, Е. Слуцкий, Р. Аллен и Дж. Хикс. Эти ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребительского блага (ординалистская, или порядковая, теория полезности). При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ. Предпочтение потребителя касается всех благ, однако в целях упрощения мы рассматриваем лишь два блага.
   1-кривая  безразличия в трехмерном пространстве
   2-кривая  безразличия в двухмерном пространстве
    1    2    
   Кривая  безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
   Допустим, что благо Х является пепси-колой, а благо Y- гамбургером. Допустим, что потребителю все равно, съесть ли 3 гамбургера, запив их одной бутылкой пепси-колы (А), или съесть один гамбургер, запив его тремя бутылками пепси-колой (В). Кривая безразличия представляет все множество комбинаций пепси-колы и гамбургеров, имеющих одинаковую, с точки зрения потребителя, полезность. Чем правее расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия.
   
   Кривые  безразличия имеют отрицательный  наклон, выпуклы относительно начало координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь одну кривую безразличия. Аппарат кривых безразличия имеет важное значения в теории поведения потребителя.
   2.2 Зона замещения.
   Зона  замещенияучасток кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.
   Рассмотрим  кривую безразличия RS. Количество благ Х, равное 0Т, представляет минимально необходимую величину потребления блага Х, от которого потребитель не может отказаться, как бы ни было велико предлагаемое взамен благо Y. Аналогично 0М есть минимально необходимая величина потребления блага Y. Взаимная замена исключается и два блага выступают как независимые друг от друга.
     

   2.3 Предельная норма замещения.
   Предельная  норма замещения(MRS) – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено(или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.
   
Если  на оси  абсцисс мы отложим количество единиц блага Х, а на оси ординат –  количество единиц блага Y, то отношение – ?Y/?X или dy/dx характеризует предельную норму замещения (или субституции) Y на Х.
   ,
или для  непрерывного случая
,

    где  MRSxy  - предельная норма замещения y на х.  
     

   Тангенс угла наклона кривой замещения в  любой точке является отрицательной  величиной, так как сокращению одного блага соответствует увеличению другого. Предельная норма замещения является положительной величиной , так как равна абсолютному значению угла наклона. Она выполняет в ординалистской теории полезности те же функции, что и предельная полезность в кардиналистской теории. 

   2.4 Бюджетное ограничение.
   Кривые  безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доходов потребителей. Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов). Оно показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег. Если I- доход потребителя, Px – цена блага Y, а X и Y составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:
   I= Px + Py
     Или более привычном виде:
   
,

   Где - Px / Py   - угловой коэффициент прямой расходов, который измеряет наклон этой прямой к оси абсцисс.
   При Х=0, Y=I/ Py , то есть весь доход потребителя расходуется на благо Y. Его количество легко подсчитать, разделив доход на цену этого блага. При Y=0, X=I/ Px , то есть мы находим количество блага X, которое потребитель может купить по цене Px .
   Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя. На рисунке показаны несколько кривых безразличия – U1, U2, U3. Кривая U1 пересекает бюджетную линию и поэтому является неоптимальным решением для потребителя.
 
   Двигаясь  вдоль бюджетного ограничения, мы можем  найти такую точку D, которая принадлежит кривой безразличия U более высокого порядка и в которой максимизируется благосостояние потребителя при данном бюджете. кривая U3 является кривой более высокого порядка, чем U2  , однако она выходит за пределы нашего бюджета и поэтому пока для нас недостижима. 

2.5 Кривая «доход – потребление»
   Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной прямой вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная прямая сдвигается влево вниз.
   С ростом реального дохода бюджетного ограничение сдвигается последовательно в положение R1, R2, R3, … , Rn . точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями P1, P2, P3, P4, … , Pn    показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис.). Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход – потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни.                                         

   
   Если  кривая «доход – потребление» - луч, выходящий из начала координат под  углом 45 градусов, это значит, что с ростом дохода потребитель в одинаковой продукции увеличивает потребление и блага Х, и блага Y. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой. В нашем примере сначала происходит быстрый рост, а потом относительное уменьшение потребления блага Y и постепенное увеличения потребления блага Х.
   Уже в XIX в. было замечено, что с ростом реального дохода потребителя потребление вторичного блага возрастает быстрее, чем блага первой необходимости. Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель (1821-1896).
   Кривые  Энгеля в современной интерпретации  представлены на рисунке. Отложим на оси абсцисс доход потребителя I, а на оси ординат – количество оплачиваемых им продуктов Q. Прежде всего происходит насыщение продовольственными товарами, затем – промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее – высококачественными товарами и услугами. Отмечена любопытная закономерность: даже после перехода к потреблению высококачественных товаров и услуг происходит новый всплеск спроса на промышленные товары стандартного качества, которые используются потребителем для повседневных нужд.
   
   2.6 Кривая « цена-потребление»
   Рассматривая  кривую «доход-потребление», мы исходили из постоянства цен благ. Изменяются только доходы. Теперь предположим  в качестве постоянной величины доход, а в качестве переменной возьмем цену одного блага, например блага Х. допустим, что цена блага Х снижается, т. е. и т.д. Например, 1 единица блага Х стоила 100долл., а теперь она стоит 50 долл. Это значит, что за 100 долл. Покупатель может купить 2 единицы блага Х.
   
   Графически  это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NX2,в положение NX3 .
   Дальнейшее  снижение цены соответственно отображаются прямые NX4 , NX5 и т.д. обозначив точки касания кривых безразличия U1, U2, U3 U4     с бюджетными ограничениями точками R1, R2, R3, R4 и  соединив их, мы получим кривую «цена-потребление».
   На  базе этой кривой может быть легко  построена кривая спроса(см. рис. ), в  этом случае на оси ординат откладывается  цена товара Х(Рх), а на оси абсцисс – количество блага Х.
   При анализе кривой «доход – потребление» мы рассматривали влияние изменения дохода, при анализе кривой «цена-потребление» - влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим. Выясним теперь, в какой степени изменения спроса на благо Х вызвало изменение цены, а в какой – реального дохода. 

   2.7 Эффект дохода и эффект замещения.
   Допустим, цена блага Х снизилась с  до , а цена на благо Y остается неизменной (Рy=const). В этом случае происходят два процесса: возрастает реальный доход индивида и осуществляется относительная замена одного блага (Y) другим благом (X).
   Определим. В какой мере увеличение спроса на благо вызвало уменьшение цены, а  в какой – связано с ростом реального дохода. Используем интерпретацию  Дж. Хикса. Допустим, что в результате снижения цен на благо Х положение равновесия потребителя переместилось из точки Е0 в точу Е1.(рис.)
   
   Чтобы выявить эффект дохода, необходимо провести линию бюджетного ограничения  N1G2, параллельную линии бюджетного ограничения NG1, так, чтобы она касалась первоначальной кривой безразличия U1 .обозначим точку касания бюджетной линии N1G2 с кривой безразличия U1 через Е2 . Величина проекции отрезка кривой безразличия Е0 Е на ось абсцисс объясняется исключительно изменением относительных цен блага и называется эффектом замещения (субституция).
   Эффект  замещения – изменение структуры потребительского спроса (соотношение средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода. Оставшееся увеличение спроса на благо Х в виде отрезка R2 R1 представляет эффект дохода, так как связано с переходом с одного бюджетного ограничения на другое. Это равносильно увеличению покупательной способности потребителя.
   Эффект  дохода – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учете эффекта замещения. В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как происходит расширение потребления нормальных товаров.
   Разграничения эффекта дохода и эффект замещения имеет важное значение для понимания закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики и позволяет определить изменение спроса при росте или падении цен на товары и услуги. 

   2.8 Некачественные блага. Парадокс Гиффена.
   Существует  группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом. Впервые на них  обратил внимание, как гласит научная  традиция, английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910). Изучая ценообразование в Ирландии, он обнаружил парадоксальное явление. Во время катастрофического неурожая картофеля, который был основным продуктом питания ирландских бедняков, спрос на него меняется необычным образом. Мы знаем , что если цена на товар повышается с P1 до P2 ,  то количество покупаемого блага должно сократиться с Q1  доQ2 (рис.). Однако с результате неурожая с ростом цены на картофель спрос на него не упал, а возрос при цене P2 с Q1 до Q3 . это означает сдвиг кривой спроса из положения D1 в положение D2 . если соединить точки соприкасания и так далее, то в долговременном плане получится, что спрос на картофель (кривая D) изменятся в том же направлении, что и цена, т. е. кривая долговременного спроса имеет не отрицательный, а положительный наклон.  

     

   Причину этих явлений не трудно объяснить: во время неурожая беднякам пришлось отказаться от ряда других, более высококачественных товаров (мясо, масло, молоко и др.), цена на которые выросла в еще большей степени, чем на картофель. Тем самым низкокачественный товар вытеснил другие, высококачественные товары. Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром. Если для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения (субституции) суммируются, то для низкокачественных товаров они вычитаются(табл.).
     

   Если  изменяется низкокачественный товар, занимающий в бюджете потребителя  скромное место, то положительный эффект замещения перекрывает отрицательный  эффект дохода (в случае снижения цен.)
   Если  низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя ( как это было в Ирландии середины XIX в. с картофелем), то в случвае снижения цены на него отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения, и общий результат выражается в снижении спроса на него, несмотря на снижение его цены(рис.). Рост дохода сопровождается обычно сокращением спроса на товары Гиффена. Поэтому, если снижается его цена, то и спрос на него падает. Следовательно, эффект дохода имеет отрицательное значение. Поскольку отрицательный эффект дохода Х1Х2 больше положительного эффекта замещения Х Х2 , то общим результатом будет сокращение спроса на благо низкого порядка на величину Х1Х.
   Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.
   Парадокс  Гиффена наблюдался в России первой половины 90-х годов.
    кривые безразличия  не только позволяют прогнозировать спрос на товары качественные и некачественные, но и заставляют по новому взглянуть на проблему взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ. 
 
 

   §3 Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг. 

   3.1Взаимодополняемость благ.
   Свойства  товаров или услуг  удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом называются взаимодополняемостью благ. Примером взаимодополняемых потребительских благ могут служить автомобиль и бензин, ручка и бумага, лыжи и лыжные крепления, стол и стул. Взаимодополняемыми могут быть только потребительские блага, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный стан, компьютер и программное обеспечение. Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами. Взаимодополняемость бывает абсолютной (жестокой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относительные, например, чай и сахар, автомобиль и бензин. График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку касания кривых безразличия с любой бюджетной прямой (рис.). Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным, независимо от цен на блага Х и Y, о чем наглядно свидетельствует бюджетные линии HG и MN. Поэтому предельная норма замещения равняется нулю: MRS=0.
   Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия, изображенными на рис(). В этом случае зоной взаимодополняемости служит отрезок С до точки D. Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров, например на фотоаппараты, приводит к увеличению спроса на них. С ростом спроса на фотоаппараты увеличивается спрос на фотобумагу, что при прочих равных условиях повышает цену на нее. Это означает, что снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
   
   Величину  обратной связи можно подчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности , показывающего эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо:
   
,

   где Qx – величина спроса на благо X; Рy –цена благаY.
   Отрицательная эластичность комплементарных благ , означает, что спрос на блага Х и цена на благо Y изменяются в противоположных направлениях. Чем менее (по абсолютной величине) эластичность, тем более взаимодополняемость. Поэтому жесткая взаимодополняемость имеет коэффициент перекрестной эластичности . Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к полному исчезновению спроса на благо Х. Взаимодополняемость ресурсов аналогична взаимодополняемости потребительских благ. 

   3.2 Взаимозаменяемость благ.
   Свойство  благ (товаров или  услуг) удовлетворять  потребности (личные или производственные) за счет друг друга  называются взаимозаменяемостью благ. Примером взаимозаменяемых благ являются: розы и гвоздики; услуги авиационного, железнодорожного или автомобильного транспорта; услуги сферы досуга (кино – театр- цирк) и т. д. Взаимозаменяемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, нефть, газ4 гидро- тепловые электростанции; металл и пластмассы и т. д. Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами. Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совершенной), когда одно благо можно полностью заменить другое, на пример красные и розовые гвоздики, а может быть относительной, например чай и кофе, сливочное масло и маргарин. Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия(рис.). предельная норма замещения в этом случае постоянна: MRS = const.
   
   Кривые  безразличия здесь вырождаются  в прямые, предельная норма замены благ здесь всегда постоянна. Если провести бюджетное ограничение HG под углом к прямой безразличия, то найти решение проблемы равновесия нельзя. В реальной действительность чаще встречается не абсолютная, а относительная взаимозаменяемость (рис.). в этом случае покупка блага Х может быть в большей или меньшей степени приравнена к покупке блага Y. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров, например на розу, уменьшает спрос на них. С сокращением спроса на розы возрастает спрос на гвоздики, что при прочих равных условиях повышает цены на них. Это означает, что рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы, между ценой  на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности .
   Положительная перекрестная эластичность товаров-субститутов ( ) означает, что спрос на благо Х и цена на благо Y изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо Х по отношению к цене благаY,тем выше степень взаимозаменяемости двух благ. Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент предельной эластичности . Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приведет к почти полному перемещению спроса на благо Х. теория взаимозаменяемости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потребительских благ.
   Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики. Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.
   Вывод: теория потребительского поведения включает в себя множество пунктов, которые помогают нам проследить изменения на рынке. Все изменения можно просматривать графически. 
 
 
 
 

Глава II.
Особенности потребительского поведения  населения России. 

   Россия – это особенная страна, не похожая не на одну другую. У нас разная история и экономическое развитие, разные интересы и принципы людей. Потребитель у нас сложился особенный, это хорошо показано в советской истории. В настоящее время тоже много примеров, на которых можно проследить поведение потребителей: залеживание продукции, появление всевозможных услуг, на цвет и вкус потребителю или при активном распространении слухов о птичьем и свином гриппе, ну и наконец, поведение в недавний всемирный экономический кризис. Проанализируем поведение потребителей за последние 10 лет. Но сначала сравним советские 90-тые и ближайший к нам 2009 год. Большие изменения произошли на продуктовом рынке.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.