На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Панирование прибыли как источника самофинансирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Оглавление
     Введение………………………………………………………………....3
     1 Теоретические и  методологические  аспекты планирования  прибыли как источника самофинансирования предприятия
     1.1 Содержание, формы, принципы планирования  прибыли на предприятии и рентабельности  производства………………………………..5
      Особенности планирования прибыли на предприятии и рентабельности производства………………………………………………….15
      Методы планирования прибыли на предприятии и рентабельности производства…………………………………………………19
     2 Эффективность планирования прибыли на предприятии как источника самофинансирования
     2.1. Анализ эффективности планирования прибыли на предприятии и рентабельности производства…………………………………………………30
     2.2 Рекомендации по повышению эффективности  планирования прибыли на предприятии и рентабельности производства…………………43
     Заключение…………………………………………………………..49
     Список  литературы………………………………………………50
 

     Введение.
     Основой рыночного механизма являются экономические  показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.
     Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.
     Актуальность  выбранной мною темы обусловлена  тем, что за счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и в конечном счете повышения жизненного уровня населения. Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.
     В обобщенном виде прибыль представляет собой разность между всеми доходами и всеми расходами предприятия.
     Объектом  исследования является прибыль.
     Предметом исследования  -  Планирование прибыли на предприятии.
     Цель  данной курсовой работы: выявить основные особенности планирования прибыли  как источника самофинансирования предприятия.
     В процессе исследования, для достижения поставленной цели, поставлены  следующие задачи:
     изучить теоретические основы планирования прибыли и рентабельности;
     проанализировать  эффективность планирования прибыли  и рентабельности на предприятиях отрасли  городского хозяйства.
     Теоретической и методологической основой исследования послужили теоретические положения, научные принципы и концептуальный аппарат, разработанные ведущими отечественными и зарубежными учеными в области  экономики и социологии.
      

 

      1 Теоретические и методологические аспекты планирования прибыли как источника самофинансирования предприятия.
     1.1 Содержание, формы, принципы планирования  прибыли на предприятии и рентабельности  производства.
     Прибыль, с теоретической точки зрения, представляет собой сложное и неоднозначное понятие. В мировой науке до сих пор существуют разные подходы в трактовке ее происхождения и сущности.
     Марксистская  теория трактует прибыль как одну из форм стоимости. В соответствии с  ней труд - это единственный товар, стоимость которого выше затрат на его приобретение, и капиталист извлекает из этого прибавочную стоимость, т.е. разницу между издержками производства рабочей силы и ее реальной стоимостью1.
     На  предприятии же все выглядит гораздо  сложнее. Там труд соединяется с  капиталом и вместе они способны принести тот дополнительный доход, который превысит издержки труда и воспроизводства капитала.
     Отсюда  следует, что прибыль - это экономическая  категория, которая отражает доход, созданный в сфере хозяйственной  деятельности. Она является результатом соединения разных факторов производства: труда, капитала, природных ресурсов, предпринимательской способности2. В комплексе они приносят тот финансовый эффект, который именуется прибылью.
     Прибыль как экономическая категория  отражает доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.
     Сущность  прибыли выражается в ее функциях. Функции прибыли представлены на рисунке 13.
     Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие  основные функции:
    Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия (оценочная функция).
    Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция).
    Прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция).
 

     
     
     
     
       

                                       Рисунок 1  - Функции прибыли 

     Значение прибыли состоит в том, что она отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т. д.
     Таким образом, прибыль характеризует  экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.
     Содержание  стимулирующей функции прибыли  состоит в том, что прибыль  одновременно является финансовым результатом  и основным источником собственных  финансовых ресурсов предприятия, т. е. реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. За счет доли чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, осуществляется финансирование мероприятий по расширению производственной деятельности, научно-техническому и социальному развитию предприятий, материального поощрения работников4.
     Стремление  к получению прибыли ориентирует  товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для хозяйствующего субъекта прибыль является сигналом, указывающим на то, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
     Экономическая нестабильность, монопольное положение  товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов, главным образом, в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно реализовывать государство в ходе осуществления экономических реформ.
     Наконец, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов. Она поступает  в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
     Когда затраты превышают выручку, субъект  хозяйствования получает убытки –  это область критического риска, что ставит хозяйствующего субъекта в критическое финансовое положение, не исключающее банкротства. Тем  не менее, они также играют свою роль. Убытки высвечивают ошибки и просчеты в направлениях использования средств, организации производства и сбыта продукции.
     Следовательно, прибыль является источником дохода не только предприятия, его собственников, работников, но и государства. То есть, чем более эффективна хозяйственная деятельность, тем большей является прибыль и, следовательно, тем больше средств можно использовать для финансирования расширенного производства, социального развития и материального поощрения работников.
     В экономической литературе выделяют три функции прибыли, которые были рассмотрены выше. Но можно выделить еще одну функцию прибыли - защитную5. Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. При этом вероятность возникновения банкротства может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия, но при прочих равных условиях предприятие намного успешнее и быстрее выходит из кризисного состояния при высоком уровне прибыли. Предприятие за счет капитализации полученной прибыли может быстро увеличить долю высоколиквидных активов, повысить долю собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств, а также сформировать резервные финансовые фонды.
     В практике работы предприятий используются следующие показатели прибыли6:
     -бухгалтерская прибыль;
     -прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
     -прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов;
     -прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов;
     -налогооблагаемая прибыль;
     -прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; чистая прибыль.
     Главным образом, прибыль предприятий растет высокими темпами за счет роста цен. Среднемесячные темпы ее прироста, превышая темпы роста цен, свидетельствуют  об инфляционном характере формирования полученной прибыли. При росте затрат на производство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль растет вследствие постоянно повышающихся цен.
     Рост  цены сам по себе не является негативным фактором. Он вполне обоснован, если связан с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции.
     Перечисленные виды прибыли можно представить  в виде следующей схемы. (Рисунок 2.)
       

     Рисунок 2 - Виды прибыли 

     Прибыль формируется сопоставлением доходов  и расходов7. Доходы и расходы организации представлены на рисунке 3.
     Главный источник денежных доходов связан с  основной деятельностью предприятия  и представляет собой выручку от реализации продукции (работ, услуг). В соответствии с ним поступающие на счета предприятий средства за реализованную (отгруженную) продукцию в первоочередном порядке направляется на уплату налогов и отчислений в государственный бюджет и государственные бюджетные и внебюджетные фонды. Затем предприятия покрывают затраты на производство продукции и формируют собственную прибыль.
     На  формирование прибыли как финансового  показателя работы, который отражается в бухгалтерском учете, официальной отчетности субъектов хозяйствования, влияет установленный государством порядок: формирование затрат на производство продукции (работ, услуг); учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг); определения внереализационных доходов и затрат; определения балансовой (валовой прибыли). Следовательно, но формирование абсолютной величины прибыли предприятия оказывают результаты, эффективность его финансово-хозяйственной деятельности, сфера деятельности, определенные законодательством условия учета финансовых результатов  

       

     Рисунок 3 - Доходы и расходы организации 

     Порядок формирования финансового результата хозяйственной деятельности можно  изобразить схематически (рисунок 4).  

       

     Рисунок 4 – Формирование финансового результата хозяйственной деятельности на предприятии. 

     Рассмотрим  схему формирования налогооблагаемой прибыли на предприятии (рисунок 5)
     
 

     Рисунок 5 – Формирования налогооблагаемой прибыли на предприятии.
     Порядок формирования чистой прибыли предприятия  можно изобразить схематически (рисунок 6)8.
     Общая прибыль предприятия синтезирует  в себе все многообразные результаты его хозяйственно-финансовой деятельности. При ее распределении и использовании  должны быть учтены множественные нормативные  акты, основанные на Законе о налоге на доходы и прибыль, Законе о предприятии, Законе об акционерном обществе и др.  

     
 

     Рисунок 6 – Формирование чистой прибыли. 

     Распределение прибыли законодательно регулируется в той ее части, которая поступает  в бюджеты разных уровней в  виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.
     В экономической литературе предлагаются следующие принципы распределения  прибыли:
     - прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом9;
     - прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно10;
     - размер прибыли предприятия, оставшийся в его распоряжении после уплаты налогов, не должен снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности11;
     - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление12.
     В принципе, полученная предприятием прибыль  делится на две части: направляемую в государственный бюджет и остающуюся в распоряжении предприятия.
     Получив прибыль, предприятие в первоочередном порядке обязано перечислить из нее в государственный бюджет предусмотренные Законом налоговые платежи, в состав которых входят:
     - налог на недвижимость;
     - налог на прибыль;
     - местные налоги и сборы13.
     Следует учитывать, что в составе общей прибыли может находиться прибыль, полученная предприятием в виде операционных доходов, с которых у источника их получения уже удержан налог на доход14.
     Та  часть прибыли, которая остается после уплаты налога на недвижимость и налога на прибыль, по белорусскому законодательству называется “прибылью, остающейся в распоряжении предприятия”. Однако это название не вполне соответствует действительности, так как полученная сумма подлежит дальнейшему налогообложению местными налогами и сборами в размере 3%, из них 2% транспортный сбор и 1% на инфраструктуру города.
     В налоговом учете, кроме того, предусмотрено, что за счет прибыли, остающейся в  распоряжении предприятия, уплачивается в государственный бюджет:
     - экологический налог, начисленный за превышение установленных норм выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду и (или) за сверхлимитную добычу природных ресурсов;
     - покрывается сверхнормативное расходование средств на оплату энергоресурсов на производство продукции (работ, услуг), командировочных, консультационных и аудиторских услуг;
     - рекламы и др15.
     Распределение прибыли между государством и  предприятием находит свое выражение  в системе налогообложения. Если больше 1/3 прибыли изымается у  предприятия государством в виде налогов, то оно теряет стимул к дальнейшему развитию производства. 

     1.2  Особенности планирования прибыли на предприятии и рентабельности производства
     Сумма прибыли характеризует достигнутый предприятием эффект. Для характеристики эффективности торговой деятельности и сравнительного анализа уровня хозяйствования отдельных предприятий используют показатель уровня прибыли или рентабельности.
     Задачами анализа прибыли и рентабельности являются:
    изучение динамики прибыли и показателей рентабельности за ряд лет;
    оценка степени выполнения самостоятельно установленного плана прибыли;
    изучение влияния на изменение прибыли и рентабельности различных факторов;
    оценка эффективности использования прибыли;
    разработка мероприятий по использованию выявленных резервов повышения конечных финансовых результатов.
     Анализ прибыли и рентабельности проводится в увязке с изучением всех показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
     Для анализа используется бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об издержках обращения), статистическая и оперативная отчетность, заключения аудиторских служб, результаты документальных ревизий и другая информация. В процессе анализа прибыли предприятия изучается динамика прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли за анализируемый период. Положительно оценивается увеличение всех видов прибыли. Наибольшую часть прибыли предприятие получает от основной деятельности — реализации товаров. В процессе анализа необходимо выявить и количественно оценить влияние отдельных факторов на изменение прибыли. На величину прибыли предприятий торговли и питания оказывают влияние как внутренние (зависящие от деятельности предприятия), так и внешние (не зависящие от деятельности предприятия) факторы. К первым относятся — объем оборота, его структура, размер доходов от реализации и факторы, его определяющие, размер издержек обращения и факторы, его определяющие, наличие дополнительных (прочих) доходов и расходов, величина и эффективность использования экономических ресурсов, собственного и заемного капитала и другие. Ко вторым — состояние экономики, темпы инфляции, конъюнктура рынка, стоимость услуг других отраслей экономики и другие. На величину прибыли до налогообложения оказывают влияние величина вложенного капитала и рентабельность капитала. Особое внимание необходимо уделить факторному анализу прибыли от продаж, так как она является главной составляющей финансового результата деятельности предприятий торговли и питания. Основным фактором, влияющим на сумму прибыли от продаж, является изменение объема оборота. Методика расчета влияния изменения оборота на изменение прибыли от продаж та же, что и методика расчета влияния изменения оборота на изменение доходов от реализации. Изменение уровня прибыли от продаж находится под воздействием изменения уровня доходов от реализации и уровня издержек обращения, что, в свою очередь, оказывает влияние на сумму прибыли от продаж.
     Изменение уровня доходов от реализации оказывает прямое воздействие на изменение суммы прибыли от продаж и рассчитывается по формуле 

     (УД, - УД0) х О, 

     где УДj — уровень дохода от реализации отчетного периода, % к обороту;
     УД0 — уровень дохода от реализации базисного периода, % к обороту;
     Oj — оборот отчетного периода.
     Анализ прибыли должен сопровождаться анализом всех показателей рентабельности. На предприятиях питания рентабельность реализации продукции собственного производства и рентабельность реализации покупных товаров также неодинаковы. Поэтому изменение состава оборота (доли продукции собственного производства, в общем, его объеме) оказывает влияние на уровень прибыли от продаж. Изменение рентабельности реализации отдельных товарных групп (видов оборота предприятий питания) также влияет на уровень прибыли от продаж. При увеличении по товарно-групповой рентабельности возрастает и средний уровень прибыли от продаж, и наоборот. Расчет влияния названных факторов может быть произведен методом процентных чисел. При наличии информации о рентабельности торговли отдельными товарными группами товаров такой расчет может быть произведен не по укрупненным товарным группам, а в ассортиментном разрезе. Для определения потоварно-групповой рентабельности необходимо сравнить уровень доходов от реализации отдельных товарных групп с их издержкоемкостью. Одним из направлений анализа прибыли является оценка ее использования. Прибыль, полученная предприятиями, направляется, во-первых, на уплату налога, на прибыль (24% от налогооблагаемой прибыли) и других обязательных платежей из прибыли и, во-вторых, на формирование чистой прибыли. В процессе анализа определяется удельный вес налогов и чистой прибыли в прибыли до налогообложения и его отклонение от показателей базисного периода и плана, что позволяет оценить изменение распределения прибыли. Предприятия самостоятельно распоряжаются чистой прибылью, используя ее для решения задач экономического и социального развития. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на финансирование капитальных вложений, пополнение собственных оборотных средств, подготовку кадров, материальное поощрение работников, решение социальных задач, выплату дивидендов и другие цели. В процессе анализа рассчитывается доля фонда накопления и фонда потребления в сумме чистой прибыли и ее отклонение от показателей базисного периода и плана, что позволяет оценить использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Положительно оценивается увеличение доли прибыли, направляемой в фонд накопления. В отчетном году по сравнению с предшествующим годом все показатели рентабельности, рассчитанные как по прибыли до налогообложения, так и по чистой прибыли, возросли. Это свидетельствует о повышении эффективности деятельности предприятия. Наиболее значительно увеличились рентабельность оборотных средств, рентабельность расходов на оплату труда и рентабельность основных фондов. На рентабельность оборотных средств значительное влияние оказывает их оборачиваемость, на рентабельность расходов на оплату труда — производительность труда работников, на рентабельность основных фондов — фондоотдача. Результаты анализа прибыли и рентабельности служат основой для разработки мер по повышению рентабельности и определения прибыли на перспективу. 

     1.3  Методы планирования прибыли в общественном питании.
     В процессе разработки плана прибыли  могут быть использованы следующие методы: расчетно-аналитический; прямого счета; экономико-статистические; метод определения прибыли на вложенный капитал; метод максимизации прибыли за счет эффекта производственного рычага и др. В основу механизма управления прибылью и многих методов планирования прибыли положена взаимосвязь между прибылью, объемом реализации и издержками. Причем важное значение для максимизации прогнозируемой прибыли имеет величина постоянных и переменных издержек. Во-первых, классификация затрат на переменные и постоянные помогает решить задачу максимизации массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов, во-вторых, позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить "запас финансовой прочности" предприятия в случае осложнения конъюнктуры и иных затруднений. При планировании прибыли следует учитывать, что этот показатель является целевым ориентиром всей деятельности и мерой ее эффективности, являясь базой обеспечения предстоящего производственного развития и удовлетворения интересов трудового коллектива. Основными исходными материалами планирования прибыли в общественном питании являются социально-экономические показатели района деятельности предприятия, материалы анализа прибыли за ряд лет, план валового дохода и издержек. В процессе планирования прибыли в общественном питании могут быть использованы различные методы, с помощью которых можно определить наиболее оптимальный вариант плановой прибыли на предстоящий период с учетом условий деятельности, возможностей дальнейшего развития. К основным методам планирования прибыли в общественном питании в современных условиях относят: метод экстраполяции; метод прямого счета; метод целевого формирования прибыли; нормативный метод; метод «CVP»; метод прогнозирования денежного потока; метод факторного моделирования и др. Метод экстраполяции является наиболее простым методом планирования прибыли в общественном питании. Он основан на результатах горизонтального (трендового) анализа динамики прибыли за ряд лет и выявлении тенденции ее развития. К недостаткам данного метода относится то, что он не учитывает изменения влияющих на прибыль факторов внешней и внутренней среды в планируемом периоде. Этот метод может быть использован лишь на относительно короткий прогнозный период (месяц, квартал). При использовании метода экстраполяции применяются средний абсолютный прирост и средний темп роста. Расчетный уровень динамического ряда на любую дату (Ут) определяется по формулам: 

     УТО + АУО* Т, 

     где Уо - начальный уровень ряда; АУ0 - средний абсолютный прирост; Т - порядковые номера года, квартала, месяца.  

     УТО 

     где К - средний темп роста, определяемый как средняя геометрическая, средняя арифметическая величина или по методу суммарных величин. 

     Метод прямого счета является относительно простым и достаточно надежным методом планирования прибыли в общественном питании, но может быть использован только в том случае, если предварительно уже обоснованы планы валового дохода, издержек производства и обращения. При использовании этого метода плановая сумма прибыли от реализации товаров (Прт) определяется как разность между валовым доходом в распоряжении предприятия (ВДр) и издержками обращения и производства (И): 

     Прт = ВДр - И 

     В свою очередь, валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия, определяется как разность между общей суммой валового дохода и косвенными налогами и платежами, взимаемыми за счет валового дохода. Он определяется по формуле: 

     ВДр=ВД-РЦФ-МЦФ-Ос 

     Общую сумму валового дохода, остающегося  в распоряжении предприятия, можно  получить по формуле: 

      ВДр=ВД*0,98*0,975*0,94 

     Несмотря  на достаточно точные результаты расчета  плановой суммы прибыли, метод прямого  счета имеет некоторые недостатки. Он недостаточно ориентирован на достижение целевых показателей прибыли  и позволяет осуществлять только одновариантный расчет планируемых показателей. Нормативный метод является одним из простых методов планирования прибыли в общественном питании с использованием нормативной базы. В качестве норматива в общественном питании может быть применена норма прибыли на вложенный капитал. При этом следует рассчитать необходимую минимальную прибыль (Пмин), которая определяется величиной авансированного капитала (К), уровнем минимальной рентабельности (Рмин), исходя из действующей ставки по депозитам банка, и удельным весом налогов и прочих обязательных платежей, выплачиваемых из прибыли, в общей ее сумме (Сн) по формуле: 

     Пмин= К-Рмин*(100-Сн). 

     В качестве авансированного капитала в данном расчете рассматриваются  сумма остаточной стоимости основных фондов с учетом их переоценки и сумма собственных оборотных средств.
     В связи с тем, что заранее определить удельный вес отчислений в бюджет от плановой прибыли сложно, расчет минимальной прибыли на вложенный  капитал можно проводить в  три этапа:
     1)определяется  сумма минимальной прибыли к распределению по формуле: 

     Пмин (р)=К*Рмин:100; 

     2)рассчитывается  плановая налогооблагаемая прибыль  по формуле 

     Пмин (но)=Пмин (р)*100:(100-Сн); 

     
    определяется  минимальная плановая прибыль отчетного  периода как сумма плановой налогооблагаемой прибыли и плановой суммы налога на недвижимость:
 
     Пмин=Пмин (но)+НН. 

     Метод «CVP» - или метод планирования прибыли с использованием системы «взаимосвязь издержек производства и обращения, объема товарооборота и прибыли» позволяет определять виды прибыли при наличии той же информации, которая используется при применении метода прямого счета.
     При использовании этого метода вначале  определяется точка безубыточности (Тт0) в плановом периоде.
     Следующим методом является определение плановой суммы маржинальной прибыли от реализации товаров (МП): 

     МП=Т*(ВД-Ипер): 100, 

     Или 

     МП=И (пост)+П. 

     Этот  метод планирования прибыли может  использоваться в общественном питании  для оперативной корректировки  плана прибыли в случае изменения  условий хозяйственной деятельности и плановых объемных показателей.
     Метод целевого формирования прибыли на плановый период позволяет обеспечить наибольшую взаимосвязь плановых показателей со стратегией деятельности предприятий питания в предстоящем периоде. Суть этого метода заключается в определении потребности в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет чистой прибыли (прибыли к распределению) предприятий общественного питания. Методика целевого планирования прибыли является составной частью методики целевого планирования товарооборота. Определение прибыли на плановый период таким методом служит базой для планирования других показателей деятельности предприятий питания: валового дохода, товарооборота общественного питания.
     Метод факторного моделирования позволяет осуществить многовариантные плановые расчеты прибыли на плановый год путем последовательного применения заданных значений отдельных факторов. С учетом степени влияния отдельных факторов строится многофакторная регрессионная модель. Применение методов корреляционно-регрессионного анализа достаточно подробно описано в экономической литературе.
     Проводим  факторный анализ прибыли по методике Савицкой.
     Для проведения анализа прибыли по составу  и в динамике составляют аналитическую  таблицу 2: 

     Таблица 2 - Анализ состава, динамики и выполнения плана по прибыли
Показатель Базисный  период Отчетный  период Абсолютное  отклонение Темп  изменения, %
тыс. рублей удельный вес % тыс. рублей удельный вес % тыс. рублей удель-ный вес %
Прибыль от продаж                     
Сальдо  от             операционных доходов и расходов                     
Сальдо  вне- реализационных доходов и расходов                     
Прибыль от обычных видов деятельности                     
 
 
     Основную  часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).
     Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех  факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
     Объем продаж продукции может оказывать  положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции  приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.
     Структура товарной продукции может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
     Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
     Расчет  влияния этих факторов на сумму прибыли  можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя  плановую величину каждого фактора  фактической величиной (таблица 3) 

     Таблица 3 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж
Показатель Условия расчета Порядок расчета Сумма прибыли, 
тыс. руб.
объем реализации структура товарной продукции цена себестоимость
План План План План План
  
Усл1 Факт План План План
  
Усл2 Факт Факт План План
  
Усл3 Факт Факт Факт План
  
Факт Факт Факт Факт Факт
  
     Изменение суммы прибыли за счет:
     объема  реализации продукции 
     
     структуры товарной продукции
      
     средних цен реализации          
     
     себестоимости реализуемой продукции
      
     Сначала нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и  плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.
     Выполнение  плана по объему продаж исчисляют  сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция  однородна), условно-натуральном и  в стоимостном выражении (если продукция  неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.
     Затем следует определить сумму прибыли  при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:
      .
     Нужно подсчитать также, сколько прибыли  предприятие могло бы получить при  фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
      .
     Если  предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура  реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции  в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель
     
     где Riпл плановая рентабельность i-х видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).
     Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи  продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi).
     Факторная модель прибыли от реализации отдельных  видов продукции имеет вид
     
     Среднереализационная  цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.
     Качество  товарной продукции – один из основных факторов, от которого зависит уровень  средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.
     Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (DЦкач) можно определить следующим образом:
      ,
     где Цн и Цп – соответственно цена изделия нового и прежнего качества; VРПн – объем реализации продукции нового качества; VРПобщ – общий объем продаж  i-го вида за отчетный период.
     Расчет  влияния сортности продукции  на изменение средней цены можно  выполнить способом абсолютных разниц.
     Для этого отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножаем на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим на 100:
      .
     По  такой же методике рассчитывается изменение  средней цены реализации в зависимости  от рынков сбыта продукции.
     Если  на протяжении года произошло изменение  отпускных цен на продукцию по сравнению с плановыми в связи  с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации по новым  ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.
     Выполнение  плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов  деятельности,  не связанных с реализацией продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.
     Анализ  сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и  прибыли по каждому конкретному  случаю. Убытки от выплаты штрафов  возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с  другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.
     Изменение суммы полученных штрафов может  произойти не только в результате нарушения договорных обязательств  поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции.
     Убытки  от списания безнадежной дебиторской  задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в  текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.
     Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели  ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.
     В заключение анализа разрабатываются  конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видов деятельности. 
 
 
 

 

      2  Эффективность  планирования прибыли  на предприятии  как источника  самофинансирования
     2.1. Анализ эффективности планирования  прибыли на предприятии и рентабельности  производства
     Окончательным финансовым результатом деятельности ООО «Челметпром» является балансовая прибыль, которая включает в себя следующие элементы: прибыль от реализации продукции и расходы на уплату налогов и сборов (Таблица 4). 

     Таблица 4 - Анализ состава, динамики и выполнения плана  балансовой прибыли
Состав  балансовой прибыли 2009г. 2010г. Абсолютн. отклонение., тыс. руб.
факт % план % факт %
Прибыль от реали-зации продукции 453 +151 480 +157 500 +167 47
Внереализационные расходы 153 -51 145 -47 200 -67 47
Балансовая  прибыль 300 100 305 100 300 100 -
 
     
     
     Рисунок 7 – Динамика состава балансовой прибыли 

     Ниже, проанализируем выполнение плана в  2010 году (рисунок 8):
     
     Рисунок 8 – Анализ выполнения плана 

     Как показывают данные, план по балансовой прибыли невыполнен на 1,6% (98,4%). Это  связано с увеличением внереализационных  расходов на 47 тыс. рублей. Основную долю в балансовой прибыли занимает прибыль  от реализации товарной продукции. Балансовая прибыль за счет увеличения прибыли от реализации продукции на 47 тыс. рублей, возросла на эту же сумму или на 10,4%.
     Важными факторами роста прибыли от реализации продукции являются: рост объема производимой продукции в соответствии с договорными  условиями, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.
     Валовая прибыль уменьшилась за счет расходов на 47 тыс. рублей к расходам относятся  штрафы, пени и другие санкции за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков, налог на имущество, на благоустройство города, на природоохранные и пожарные мероприятия, не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам.  

     Таблица 5 - Анализ состава, динамика расходов
Наименование 2009г. 2010г. Абсолютное  отклонение к 2009г., тыс. руб.
факт % план % факт %
Штрафы  за нарушение условий хозяйствен-ных  договоров 4,8 3,1 4,5 3,2 7,2 3,6 +2,4
Потери  от простоев 2,2 1,4 1,5 1,1 1,7 0,85 -0,5
Налоги: на имущество, на благоустройство и другие сборы 120 78,5 120 85,1 120 60 -
Некомпенсируемый  убыток от пожара - - - - 61,1 30,6 +61,1
Прочие  расходы 26 17 15 10,6 10 5 -16
ИТОГО: 153 100 141 100 200 100 +47
 
     Расходы в 2010 году возросли на 47 тыс. рублей, основную долю расходов составляют расходы на уплату налогов и убыток от пожара в 2009 году на 61,1 тыс. рублей.
     Основную  часть прибыли ООО «Челметпром» получает от реализации продукции.
     Прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость.
     Фактором, напрямую определяющим величину прибыли  предприятия от реализации продукции, служат применяемые цены. Свободные  цены в зависимости от конкурентоспособности  данной продукции, спроса и предложения  аналогичной продукции, зависящее от технического совершенствования ее производства, проведение работ по модернизации.
     Если  изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли  и уровнем себестоимости обратная. Этот фактор находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению прибыли.  

     Таблица 6 - Исходные данные для факторного анализа  прибыли от реализации продукции, тыс. руб.
Показатель План План, пересчитанный  на фактический объем продаж Факт
Выручка от реализации продукции за вычетом  НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки 7200 7220 7236
Полная  себестоимость реализованной продукции 6720 6730 6736
Прибыль от реализации продукции 480 490 500
 
     Расчет  влияния факторов на сумму прибыли  можно выполнить способом цепных подстановок, используя данные таблицы. План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 20 тыс. рублей (500-480), или на 4,2%.
     Если  сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции.
     490 – 480 = + 10 тыс. рублей.
     Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости и результат разделить на 100:
     480 * 4,16% / 100 = + 20 тыс. рублей.
     Влияние изменения полной себестоимости  на сумму прибыли устанавливают  сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:
     6730 – 6736 = – 6 тыс. рублей.
     Изменение суммы прибыли за счет отпускных  цен на продукцию устанавливается  сопоставлением фактической выручки  с условной, которую бы предприятие  получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:
     7236 – 7220 = + 16 тыс. рублей.
     Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно  заменяя плановую величину каждого  фактора фактической.
     Сначала нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.
     Выполнение  плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым. На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет 104,16%. Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли не увеличилась бы на 4,16% и составила 500 тыс. рублей (480 * 104,16% / 100).
       Затем следует определить сумму  прибыли при фактическом объеме  и структуре реализованной продукции,  но при плановой себестоимости  и плановых ценах. Для этого  необходимо от условной выручки  вычесть условную сумму затрат. Прибыль при таких условиях составит 490 тыс. рублей (7220 – 6730).
     Нужно подсчитать также, сколько прибыли  предприятие могло бы получить при  фактическом объеме реализации, структуре  и ценах, но при плановой себестоимости  продукции. Для этого от фактической  суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат. Сумма прибыли в данном случае получится 506 тыс. рублей (7236 – 6730).
     По  данным расчета можно установить, как изменилась сумма прибыли  за счет каждого фактора.
     Изменение суммы прибыли за счет:
     объема  реализации продукции:  500 – 480 = + 20 тыс. руб.
     структуры товарной продукции: 490 – 500 = – 10 тыс. руб.
     средних цен реализации:   506 – 490 = + 16 тыс. руб.
     себестоимости реализованной продукции: 500 – 506 = – 6 тыс. руб.
     ИТОГО:      + 20 тыс. руб.
     Результаты  расчетов показывают, что план прибыли превышен в основном за счет увеличения объема продаж на 20 тыс. рублей и за счет увеличения среднереализационных цен на 16 тыс. рублей.
     Изменение структуры товарной продукции способствовало снижению суммы прибыли на 10 тыс. рублей. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 6 тыс. рублей. 

     Таблица 7 - Совокупное влияние факторов на прибыль.
Фактор Размер влияния, тыс. руб.
Расчет
Количество  реализованной продукции –20 500 – 480
Структура реализованной продукции –10 490 – 500
Средний уровень цен +16 7236 – 7220
Себестоимость –6 500 – 506
ИТОГО: +20  
 
     Полученные  результаты аналитических расчетов составляют необходимую информационную базу для разработки товарной политики предприятия и поиска резервов снижения себестоимости и увеличения прибыли от реализации.
     Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей руководителей  и формирование доходов государства.
     Механизм  распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.
     Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дельнейшее развитие деятельности предприятия. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.