На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Русская культура I половины XIX века

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ
КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по  дисциплине «Культурология»
на  тему: «Русская культура I половины XIX века» 

                                                                                               Выполнила: студентка
                    группы  Сбс 102
                    Плёнкина  К. Е.
                    Проверила: доц. Носикова Г. П.  

Кемерово, 2011г. 

               Содержание
    Введение…………………………………………………………………..3
    Влияние науки и техники на развитие культуры……………………..4
    Формирование российской буржуазии, ее влияние на культуру……..6
    Декабризм – феномен русской культуры…………………………….….9
    Гуманистические традиции русских философов (В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский)……………………………………………………………11
    Заключение……………………………………………………………..………...16
    Список  литературы………………………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
    Начало XIX века - время культурного и духовного  подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального  самосознания русского народа, его  консолидацию.
    Общая тенденция этого периода –  растущая демократизация культуры, охват  просвещением все более широких  слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской  культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. Церковь, подчиненная  государству и воспринявшая формы  западной учености, являет образцы  подвижничества, утверждающего православную традицию. Вполне освоившись в пределах европейской образованности, русская  культура напряженно ищет образ национально-культурной самобытности, вырабатывая национальные формы бытия в современной  цивилизации.
    Рост  национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие  на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.
    Цель  работы - проанализировать русскую  культуру 19 века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Влияние науки и техники  на развитие культуры
    В первой половине XIX в. русская наука  достигла значительных успехов. Успешно  изучалась русская история. Впервые  образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томную "Историю государства Российского", созданную в 1816-1829 гг. Н.М. Карамзиным. Заметный вклад в отечественную  медиевистику внес Т.Н. Грановский, лекции которого в Московском университете имели большой общественный резонанс.
    Значительных  успехов добились русские филологи, А.X. Востоков стал основателем русской  палеографии, в тесном содружестве  работали русские и чешские славяноведы1.
    В первой половине XIX в. русские моряки совершили около 40 кругосветных путешествий, начало которым положили экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского на парусниках "Надежда" и "Нева" (1803-1806). Предпринятая в 1819-1821 гг. Ф.Ф. Беллинсгаузеном  и М.П. Лазаревым экспедиция к  Южному полюсу на шлюпах "Восток" и "Мирный" открыла Антарктиду. Исследуется Сибирь (А.Ф. Миддендорф, 1842-45), Дальний Восток (Г.И. Невельской, 1848-55), Арктика и Аляска, Алтай (П.А. Чихачев, 1842), Аральское и Каспийское моря
    Созданы подробные карты Империи (1801-1804 – 20-верст на дюйм, 1839 – 10 в/д – Зап. России). Проведено множество геологических  исследований – Донецкого горного  кряжа, Подмосковного угольного  бассейна, Кавказа. Урала, Забайкалья. Составлены геологические карты  европейской части России. В 1845 г. начало работать Русское географическое общество.
    В 1839г. благодаря усилиям В.Я.Струве открылась знаменитая образцовая астрономическая  обсерватория в Пулково (под Петербургом), оборудованная крупнейшим телескоом.
    Мировую известность получили работы отечественных  математиков: В.Я. Буняковского, М.В. Остроградского. Существенным вкладом в развитие математики было создание Н.И. Лобачевским  так называемой неевклидовой геометрии.
    Успешно работали в области электричества  русские физики. Работы Э.X. Ленца  были посвящены вопросам превращения  тепловой энергии в электрическую, П.Л. Шиллинг явился создателем электромагнитного  телеграфа (1828-1832). Впоследствии в 1839 г. другой русский физик Б.С. Якоби  соединил подземным кабелем столицу  с Царским Селом. Якоби также  много и успешно работал над  созданием электрического двигателя, лодка с таким двигателем прошла испытание на Неве. В мастерской Якоби использовалось еще одно его  открытие - гальванопластика, изготавливалась  скульптура, медные барельефы, которыми, в частности, был украшен Исаакиевский собор в Петербурге.
    Русские медики начали использовать наркоз при  операциях (Н.И.Пирогов применил обезболивающие средства и антисептики в полевых  условиях), работали в области переливания  крови (А.М. Филомафитский).
    Значительными были достижения и в области техники. Ее развитие способствовало промышленному  перевороту в России. В 1834 г. на Урале, крепостные механики отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили одну из первых в мире железных дорог, а  уже в 1837 г. первые составы пошли  по железной дороге Петербург - Царское  Село. Первые пароходы на Неве появились  в 1815 г., а в 1817-1821 гг. они стали  плавать по Каме и Волге.  
 
 
 
 

      Формирование  российской буржуазии, ее влияние на культуру
    Отечественная война 1812 года ускорила рост национального  самосознания русского народа, его  консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и  музыки. Самодержавно-крепостнический  строй с его сословной политикой  сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения  получали начальное образование  в приходских училищах. Для детей  дворян и чиновников создавались  гимназии, они давали право поступления  в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский  и Киевский университеты. Высших государственных  чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях – лицеях2.
    Продолжало  развиваться книгоиздательское  и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.
    Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта  в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная  Национальная библиотека). Правда, в  то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому  читателю.
    Первую  треть XIX называют «золотым веком» русской  культуры. Начало его совпало с  эпохой классицизма в русской  литературе и искусстве.
    Здания, построенные в стиле классицизма  отличаются чётким и спокойным ритмом. Ещё в середине XVIII века Петербург  утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский  классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и  гармоничностью. Работа началась с  возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.
    В палитру разностилья Москвы классицизм внес свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены  Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора  Тона построен Большой Кремлёвский  дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя  в память избавления России от наполеоновского  нашествия. В 1852 году в культурной жизни  России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища  императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.
    В театральной жизни России большую  роль по-прежнему играли иностранные  труппы и крепостные театры. Некоторые  помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты  вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов  вырос в семье крепостного  актёра. Большим событием в театральной  жизни России была премьера гоголевского «Ревизора», где роль городничего  играл Щепкин. В эти же годы в  Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки «Жизнь за царя». В первой половине XIX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.
    А.С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда  произошёл стремительный взлёт  в культурном развитии России. Время  Пушкина называют «Золотым веком» русской  культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов  Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков3.
    Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила  Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался  принять существовавшие деспотические  порядки. Стихотворение «Смерть  Поэта», ходившее в рукописях и  другие поэтические произведения возбудили  к автору такую ненависть со стороны  толпы, стоявшей у трона, что поэту  не дали дожить десяти лет до пушкинского  возраста.
    Развитие  русской культуры первой половины XIX века в конечном счете определялось экономическими и социально-политическими  процессами, происходившими в жизни  страны. Кроме того, в середине XIX века все более осознавалось растущее мировое значение русской культуры. 
 
 

      Декабризм – феномен русской  культуры
    Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 г. было, несомненно, важной вехой  в общественно-культурной жизни  страны. «Декабристы пробудили душу у нового поколения». Стремление осмыслить  и понять идеи дворянских революционеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, появлению  новых ориентиров в официальной  идеологии.
    Для общественной мысли XVIII - начала XIX вв. принадлежность России к Западной Европе была фактом очевидным. Теперь, после событий 14 декабря 1825 г., осознание этой духовно- интеллектуальной связи стало восприниматься резко критически со стороны официальных  властей. В правительственных документах (Манифест 13 июля 1826 г., «Донесение следственной комиссии») декабризм объявлялся «заразой, принесенной извне», а противопоставление России Западной Европе возводилось  в принцип официальной идеологии. Мысль о превосходстве самодержавной, православной России над «гниющим»  Западом стала одной из составных  частей теории официальной народности. В социально - экономической жизни  страны во второй четверти XIX в. все  более определенно обозначались процессы, свидетельствовавшие о кризисе феодально-крепостнической системы, дальнейшем развитии капиталистического уклада, углублении социальной дифференциации.
    Многие  декабристы были поэтами и писателями, они оставили достаточно разностороннее и богатое литературное наследие, по которому мы можем судить о том, в какой мере они участвовали  формировании русской литературной традиции. Творчество декабристов пронизано  романтической устремленностью  к лучшему будущему страны, четкой ориентацией на идеальную высоту их героев, что явилось основой  формирования знаменитой русской триады: добро, истина, красота. Именно этот идеал  ознаменовал развитие русской литературы XIX века как специфическое художественное явление. В числе участников декабристского движения, профессионально занимавшихся литературой, - несколько крупных  писателей и поэтов: К.Рылеев, В. Кюхельбеккер, А.Одоевский, А.Бестужев, П. Катенин, Ф.Глинка, Н.Бестужев и др. Писатели-декабристы в значительной мере подчинили своему влиянию наиболее крупное литературное объединение своего времени.
    Вклад декабристов в развитие литературы и вообще культурной жизни России достаточно огромен и оценен по достоинству. Литературное творчество декабристов  плотно соприкасалось с миром  А.С. Грибоедова, создавшего образ молодого героя, близкого к декабристским  кругам (Чацкий), в комедии «Горе  от ума», а также явилось эстетической почвой для появления гения Пушкина.
    О декабристах существует много литературно-художественных произведений, воспоминаний, документальной литературы и прочие, из которых можно уловить их человеческий облик. В процессе человеческого существования всегда выделяются люди, в которых проявляе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.