На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теоретические основы и нормативно-правовая база бухгалтерского учета основных средств

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Российской Федерации 
ГОУ МГИУ
Факультет экономики, менеджмента и информационных технологий
Кафедра: «Бухгалтерский учет и аудит»  
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
По дисциплине: «Бухгалтерский финансовый учет» 
на тему: «Учет основных средств»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил: студент группы ЛО7М21
                Лебеденко Ксения  

                Проверил: преподаватель
                Кушнир  Андрей Михайлович  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

                                                 
 

    Москва 2011
СОДЕРЖАНИЕ
      Стр.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические  основы и нормативно-правовая  база бухгалтерского учета основных средств. 5
      . Определение, классификация, оценка основных средств 5
      . Учетная политика по учету основных средств 9
2. Документальное оформление и учет движения основных средств  16
2.1. Документы  по оформлению движения основных средств 16
2.2. Учет поступления основных средств 21
2.3. Аналитический  учет основных средств 26
2.4. Учет выбытия  основных средств 27
2.5. Учет аренды  основных средств 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

       Как известно, хозяйственная деятельность промышленного предприятия складывается из трех непрерывных, взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжение (заготовления и приобретения материально-технических ресурсов) производства продукции и ее сбыта (реализации). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средства. Следовательно, важнейшие объекты бухгалтерского учета на промышленном предприятии - основные и оборотные средства в их движении. Значение основных средств в общественном производстве определяется тем, какое место занимают орудия труда в развитии производительных сил и производственных отношений.
       В условиях рыночной экономики повышается роль учета и контроля за рациональным использованием всех ресурсов, в том числе и основных средств.
       Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы износа основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективностью использования.
       Для организации учета основных средств, отвечающего поставленным задачам, важное значение имеют следующие  предпосылки: классификация основных средств; установление принципов оценки основных средств; установление единицы учета предметов основных средств; выбор форм первичных документов и учетных регистров.
       С целью рассмотрения методологии  и организации учета основных средств в работе дается классификация и структура основных средств, представлена оценка основных средств, рассмотрены особенности организации аналитического и синтетического учета объектов основных средств.
       Показано  назначение и виды документов, в  соответствии с установленной системой стандартов в нашей стране.
       Приведены конкретные ставки, нормы и нормативы, размеры отчислений, действующие на момент написания работы. Вопросы приобретения, износа и выбытия основных средств рассмотрены в тесной увязке с действующим законодательством.
       Отдельное внимание уделено бухгалтерской  отчетности предприятия, связанной  с учетом основных средств. Определены способы ведения бухгалтерского учета, принятые при формировании учетной политики организации. 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы  и нормативно-правовая  база бухгалтерского  учета основных средств. 

      Определение, классификация, оценка основных средств.
 
       Основные  средства предприятия разнообразны по составу и назначению. Чтобы  вести их учет необходима классификация  по видам, назначениям или характеру  участия в процессе производства, по отраслевому признаку, степени  использования и по принадлежности.
       Основные  средства (ОС) - часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течении периода превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. Не относятся к основным средствам и учитываются организацией в составе средств в обороте предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев независимо от их стоимости, предметы стоимостью на дату приобретения не более 20 000 руб. за единицу независимо от срока их полезного использования и иные предметы, устанавливаемые организацией исходя из правил положений по бухгалтерскому учету.
       Срок  полезного использования - период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход организации или служить для выполнения целей деятельности организации, определяемой для принятых к бухгалтерскому учету основных средств в соответствии с установленным порядком. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
       Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они изнашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на издержки производства (обращения) в течение срока их полезного использования путем начисления износа (амортизации). 
 
 

Классификация основных средств.
       В организациях применяется единая типовая  классификация основных средств, в  соответствии с которой основные средства группируются по следующим  признакам: отраслевому, назначению, видам, принадлежности, использованию.
1. Основные  средства классифицируются по  видам:
    здания;
    сооружения;
    рабочие и силовые машины и оборудование;
    измерительные и регулирующие приборы и устройства;
    вычислительная техника;
    транспортные средства;
    инструмент;
    производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;
    рабочий, продуктивный и племенной скот;
    многолетние насаждения;
    прочие основные средства.
К основным средствам относятся также:
    капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы);
    капитальные вложения в арендованные объекты основных средств.
В составе  основных средств учитываются находящиеся  в собственности организации:
    земельные участки;
    объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
2. В  зависимости от объема имеющихся  прав на объекты основные средства  классифицируются на (п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н, в редакции приказа Минфина РФ от 27 ноября 2006 г. № 156н далее — Методические указания):
    основные средства, принадлежащие на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);
    основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);
    основные средства, полученные организацией в аренду;
    основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование;
    основные средства, полученные организацией в доверительное управление.
3. По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся (п. 20 Методических указаний):
    основные средства, находящиеся в эксплуатации;
    основные средства, находящиеся в запасе (резерве);
    основные средства, находящиеся в ремонте;
    основные средства, находящиеся в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации;
    основные средства, находящиеся на консервации.
 
Оценка  основных средств.
       Основные  средства оцениваются по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.
       Первоначальная  стоимость — стоимость, по которой объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету .
       Первоначальная  стоимость основных средств определяется в зависимости от способа их поступления.
       Приобретение, сооружение и изготовление.
       Первоначальной  стоимостью основных средств, приобретенных  за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
       Фактическими  затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:
       -  суммы, уплачиваемые в соответствии  с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые  за доставку объекта и приведение  его в состояние, пригодное  для использования;
      суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
      суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
      невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
      таможенные пошлины и таможенные сборы;
      невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
      вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
      иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
       Не  включаются в фактические затраты  на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств. 

       Внесение  учредителями в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал.
       Первоначальной  стоимостью основных средств, внесенных  в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 

       Получение по договору дарения  и иные случаи безвозмездного получения.
       Первоначальной  стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы. 

       Получение по договорам, предусматривающим  исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами.
       Первоначальной  стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.
       При невозможности установить стоимость  ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.
       Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты  к бухгалтерскому учету, допускается  в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
       Остаточная  стоимость основных средств представляет собой разницу между первоначальной стоимостью и накопленной на отчетную дату (или дату выбытия основных средств) амортизацией.
       Восстановительная стоимость — стоимость основных средств в существующих условиях воспроизводства.
       С течением времени первоначальная стоимость  основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически осуществлять переоценку основных средств и определять восстановительную стоимость.
       В соответствии с п. 2.15 ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.
       Сумма дооценки объекта основных средств  в результате переоценки зачисляется  в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной  в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), зачисляется на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
       Сумма уценки объекта основных средств  в результате переоценки относится  на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток). Сумма уценки объекта  основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток). Сумма, отнесенная на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток), должна быть раскрыта в бухгалтерской отчетности организации.
       При выбытии объекта основных средств  сумма его дооценки переносится  с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации.
       Результаты  переоценки основных средств, проведенной  организацией в добровольном порядке, учитываются для целей налогообложения. 

       1.2. Учетная политика по учету основных средств. 

       В процессе эксплуатации основные средства утрачивают свои технические свойства и качества – изнашиваются. Любые объекты, входящие в состав основных средств, кроме земли, подвержены физическому и моральному износу, то есть под влиянием физических сил, технических и экономических факторов они постепенно утрачивают свои свойства и приходят в негодность. Это значит, что они не могут выполнять свои функции из-за технических причин или экономической невыгодности. Физический износ можно частично восстановить, произведя ремонт, реконструируя и модернизируя основные средства. Однако со временем затраты на ремонт не окупаются, становятся бесполезными.
       Моральный износ проявляется иначе, чем  физический. Основные фонды по своей  конструкции, производительности, расходам на обслуживание и эксплуатацию отстают от своих новейших аналогов. Главное в том, что они не способны выпускать продукцию такого качества, которую можно выпускать на более современной технике. Следовательно, периодически возникает необходимость заменять основные фонды, прежде всего их активную часть, новыми, более современными экземплярами.
       При формировании учетной политики организация  должна раскрывать принятые способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
       К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы. 

       Амортизация основных средств. 

       Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
       По  используемым для реализации законодательства Российской Федерации о мобилизационной подготовке и мобилизации объектам основных средств, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, по объектам основных средств некоммерческих организаций, по объектам жилищного фонда, которые учитываются в составе доходных вложений в материальные ценности, объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.), стоимость не погашается, т.е. амортизация не начисляется. По указанным объектам основных средств и объектам основных средств некоммерческих организаций производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается - на отдельном забалансовом счете.
       Не  подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и  объекты природопользования).
       В соответствии с п. 3/18 ПБУ 6/01 начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:
      линейный способ;
      способ уменьшаемого остатка;
      способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
      способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
       Годовая сумма амортизационных отчислений определяется в соответствии с п. 3.19 ПБУ 6/01.
При линейном способе — исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
       Пример 1. Организация приобрела объект основных средств стоимостью 100 000 руб. Срок полезного использования объекта, установленный организацией составляет 5 лет. Годовая норма амортизационных отчислений - 20 процентов (100 % : 5).
       Годовая сумма амортизационных отчислений может быть определена по следующей формуле:
       А= (S*N)/100%,
       где  А - годовая сумма амортизационных отчислений;
           S - первоначальная стоимость объекта основных средств;
           N - годовая норма  амортизационных отчислений.
       Для нашего примера годовая сумма  амортизационных отчислений составит 20 тыс. руб.:
       А = (100 000 руб. * 20%) / 100% = 20 000 руб.
       Ежемесячная сумма амортизационных отчислений составит 1,666 тыс. руб. (20 000 руб. : 12 мес.). 

При способе уменьшаемого остатка — исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией.
       Пример 2. Организация приобрела объект основных средств стоимостью 100 000 руб. со сроком полезного использования 5 лет. Норма амортизации, исчисления исходя из срока полезного использования, составляет 20 процентов (100% : 5 лет)
       При способе начисления амортизации  методом уменьшающегося остатка  с удвоенной нормой списания (коэффициент ускорения принят равным 2) годовая норма амортизации составит 40 процентов (20% * 2).
       Эта фиксированная норма в 40 процентов  относится к остаточной стоимости  объекта основных средств в конце каждого года, кроме последнего года эксплуатации.
       В первый год эксплуатации годовая  сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости, сформированной при оприходовании объекта. Во второй год эксплуатации амортизация начисляется в размере 40 процентов от остаточной стоимости, т.е. разницы между первоначальной стоимостью объекта и суммой амортизации, начисленной за первый год. В третий год эксплуатации - в размере 40 процентов от разницы между остаточной стоимостью объекта, образовавшейся по окончании второго года эксплуатации, и суммой амортизации, начисленной за второй год эксплуатации и т.д.
       В последний год эксплуатации (срока  полезного использования) годовая  сумма амортизационных отчислений исчисляется вычитанием из остаточной стоимости объекта основных средств на начало последнего года ликвидационной стоимости.
       Расчет  сумм амортизационных отчислений за год:
Год эксплуатации основного средства Годовая сумма  амортизационных отчислений, руб. Сумма накопленной амортизации, руб. Остаточная  стоимость основного средства, руб.
Первый 100 000*40% =40 000 40 000 60 000
Второй 60 000*40% = 24 000 64 000 36 000
Третий 36 000*40% = 14 400 78 400 21 600
Четвертый 21 600*40% = 8 640 87 040 12 960
Пятый 12 960 100 000 -
 
При способе списания стоимости по сумме  чисел лет срока  полезного использования - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
       Пример 3. Организация приобрела объект основных средств стоимостью 100 000 руб. Срок полезного использования установлен 6 лет. Сумма чисел лет срока службы составляет 21 лет (1+2+3+4+5+6).
       В первый год эксплуатации указанного объекта может быть начислена  амортизация в размере 6/21, во второй год - 5/21, в третий год - 4/21, в четвертый год - 3/21, в пятый год - 2/21, в шестой год - 1/21 от его стоимости.
       Расчет  сумм амортизационных отчислений за год представлен ниже:
Год эксплуатации основного средства Годовая сумма  амортизационных отчислений, руб. Сумма накопленной амортизации, руб. Остаточная  стоимость основного средства, руб.
Первый 100 000*6/21=28 571 28 571 71 429
Второй 100 000*5/21=23 810 52 381 47 619
Третий 100 000*4/21=19 048 71 429 28 571
Четвертый 100 000*3/21=14 286 85 715 14 285
Пятый 100 000*2/21=9 524 95 239 4 761
Шестой 100 000*1/21=4 761 100 000 -
 
    В течение отчетного года амортизационные  отчисления по объектам основных средств  начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
       По  основным средствам, используемым в  организациях с сезонным характером производства, годовая сумма амортизационных  отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.
При способе списания стоимости пропорционально  объему продукции (работ) - исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
       Пример 4. Организация приобрела автомобиль грузоподъемностью более 2 т с предполагаемым пробегом до 400 000 км стоимостью 350 000 руб. В отчетном периоде пробег составил 5 000 км.
       Сумма амортизационных отчислении исходя из соотношения первоначальной стоимости  и предполагаемого объема продукции  составит:
       5 000 км * 350 000 руб. : 400 000 км = 4 375 руб.
       Или организация приобрела объект основных средств первоначальной стоимостью 50 000 руб. Исходя из производственных характеристик предполагаемый объем выпуска продукции за весь срок полезного использования объекта установлен в 600 000 руб.
       Годовая норма амортизационных отчислений составит:
       (50 000 руб. : 600 000 руб.)*100% = 8,33 %.
       Фактический выпуск продукции в течение срока  полезного использования объекта составил в первый год - 150 000 руб., во второй год - 120 000 руб., в третий год - 100 000 руб., в четвертый год -130 000 руб.. в пятый год - 100 000 руб.
       Расчет  сумм амортизационных отчислений за год:
Год эксплуатации основного средства Годовая сумма  амортизационных отчислений, руб. Сумма накопленной амортизации, руб. Остаточная  стоимость основного средства, руб.
Первый 150 000*8,33% =12 495 12 495 37 505
Второй 120 000*8,33%= 9 996 22 491 27 509
Третий 100 000*8,33%= 8 330 30 821 19 179
Четвертый 130 000*8,33% = 10 829 41 650 8 350
Пятый 100 000*8,33%= 8 350 50 000 -
 
       В случае принятия объекта основных средств  к бухгалтерскому учету в течение  отчетного года годовой суммой амортизации  считается сумма, определенная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, до отчетной даты годовой бухгалтерской отчетности.
       Срок  полезного использования объекта  основных средств (согласно п. 3.20 ПБУ 6/01) определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
       Определение срока полезного использования  объекта основных средств производится исходя из:
      ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
      ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
      нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
       Для учета износа (амортизированной стоимости) основных средств на предприятиях всех форм собственности предусмотрен пассивный, регулирующий счет 02 "Амортизация основных средств".
       На  предприятии ООО "Интерстрой" применяется линейный способ начисления амортизации. 

       Ремонт  основных средств. 

       В соответствии с Планом счетов и Инструкцией  по его применению для учета затрат, связанных с ремонтом объектов основных средств, предназначены счета 23 «Вспомогательные производства» (для производственных организаций) и 44 «Расходы на продажу» (для организаций торговли). На счете 23 предварительно аккумулируются затраты, связанные с ремонтом объектов основных средств (начисленная оплата труда, произведенные отчисления на социальное страхование, использованные материалы и др.). После окончания ремонта суммы, учтенные на счете 23, списываются в дебет счета 20 «Основное производство».
       Затраты на ремонт объектов основных средств  могут быть включены в себестоимость продукции (работ, услуг) одним из следующих способов:
      фактические затраты списываются на счета издержек производства или обращения с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты по оплате труда» и др.;
      создается ремонтный фонд  с целью его последующего использования на проведение предстоящих ремонтов. В этом случае используется счет 96 «Резервы предстоящих расходов»;
      фактические затраты на ремонт объектов основных средств сначала учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем равномерно списываются на издержки производства или обращения.
 
Пример 1. Ремонт объекта основных средств (например, машин, оборудования, транспортных средств и т.п.) осуществляется хозяйственным способом. Фактические затраты  на ремонт списываются на счет издержек производства.
п/п
Содержание  хозяйственных операций Дебет Кредит
1. Отражена стоимость  поступивших и оприходованных материалов без учета НДС 10-1 60
2. Отражена сумма  НДС по приобретенным материалам 19-3 60
3. Оплачено поставщику за поступившие материалы (включая НДС) 60 51
4. Отражена стоимость  поступивших и оприходованных запасных частей без учета НДС 10-5 60
5. Отражена сумма  НДС по приобретенным запасным частям 19-3 60
6. Оплачено поставщику за поступившие запасные части (включая НДС) 60 51
7. Отпущены материалы  на ремонт объекта ОС 23 10-1
8. Отпущены запасные части на ремонт объекта ОС 23 10-5
9. Затраты на ремонт объекта ОС включены в себестоимость продукции (работ, услуг) 20 23
10. Отнесены на расчеты с бюджетом суммы НДС, уплаченные при приобретении материалов и запасных частей 68-4 19-3
11. Выплачена из кассы  зарплата, начисленная работникам 70 50
12. Перечислены налоги и взносы от зарплаты работников 68-1,69-1, 69-2,69-3, 69-4 51
 
Пример 2. Ремонт объекта основных средств (например машин, оборудования, транспортных средств и т.п.) осуществляется хозяйственным способом. Организация для проведения предстоящих ремонтов создает ремонтный фонд.
п/п
Содержание  хозяйственных операций Дебет Кредит
1. Отражено создание резерва на проведение ремонтных работ по объектам основных средств (ремонтный фонд) 26 96
2. Отражена стоимость  поступивших и оприходованных материалов без учета НДС 10-1 60
3. Отражена сумма  НДС по приобретенным материалам 19-3 60
4. Оплачено поставщику за поступившие материалы (включая НДС) 60 51
5. Отражена стоимость  поступивших и оприходованных запасных частей без учета НДС 10-5 60
6. Отражена сумма  НДС по приобретенным запасным частям 19-3 60
7. Оплачено поставщику за поступившие запасные части (включая НДС) 60 51
8. Отпущены материалы  на ремонт объекта ОС 96 10-1
9. Отпущены запасные части на ремонт объекта ОС 96 10-5
10. Начислена зарплата работникам, выполнявшим ремонт объекта ОС 96 70
11. Удержан подоходный налог из начисленной зарплаты 70 68-1
12. Начислены взносы на социальное страхование от фонда  зарплаты 96 69-1, 69-2, 69-3, 69-4
13. Отнесены на расчеты с бюджетом суммы НДС, уплаченные при приобретении материалов и запасных частей 68-4 19-3
14. Выплачена из кассы  зарплата, начисленная работникам 70 50
15. Перечислены налоги и взносы от зарплаты работников 68-1, 69-1, 69-2, 69-3, 69-4 51
 
       В конце отчетного года суммы излишне  образованного и неизрасходованного резерва на ремонтный фонд присоединяются к прибыли отчетного года путем списания с дебета счета 96 в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Документальное оформление и учет движения основных средств  

       2.1. Документы по оформлению  движения основных  средств. 

       Каждая  запись на счетах бухгалтерского учета  производится на основании первичных учетных документов, которые фиксируют факт совершения той или иной финансовой или хозяйственной операции.
       При учете основных средств и их движения в организации должна быть разработана рациональная система документооборота.
       Приказом  или распоряжением по организации  необходимо определить круг лиц, на которых  возлагается ответственность за поступление, выбытие и внутреннее перемещение объектов основных средств, за правильное и своевременное оформление этих операций, определить должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов на приобретение, ввод в эксплуатацию, перемещение и списание основных средств.
       В соответствии с Законом о бухгалтерском  учете № 129-ФЗ первичные учетные  документы должны содержать следующие  обязательные реквизиты:
    - наименование документа;
    - дата составления документа;
    - наименование организации, от имени которой составлен документ;
    - содержание хозяйственной операции;
    - измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражениях;
    - наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
    - личные подписи указанных лиц и их расшифровки.
Согласно п. 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском  учете № 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
-  наименование  документа;
-  дату  составления документа;
-  наименование  организации, от имени которой  составлен документ;
-  содержание  хозяйственной операции;
-  измерители  хозяйственной операции в натуральном  и денежном выражении;
-  наименование  должностей лиц, ответственных  за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
-  личные  подписи указанных лиц;
         Несоблюдение всех этих требований (в частности, отсутствие в  первичных учетных документах хотя бы одного из обязательных реквизитов) означает ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка и может стать причиной применения к организации финансовых санкций.
       В соответствии с постановлением Госкомстата  РФ от 30 октября 1997 г. № 71 а «Об утверждении  унифицированных форм первичной  учетной документации по учету труда  и его оплаты, основных средств  и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» с 1 января 1998 г. для учета непосредственно основных средств действуют следующие унифицированные формы первичной учетной документации: 

№ формы Наименование  формы
ОС-1 Акт (накладная) приемки-передачи основных средств
ОС-3 Акт приемки-сдачи  отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов
ОС-4 Акт на списание основных средств
ОС-4а Акт на списание автотранспортных средств
ОС-6 Инвентарная карточка учета основных средств
ОС-14 Акт о приемке  оборудования
ОС-15 Акт приемки-передачи оборудования в монтаж
ОС-16 Акт о выявленных дефектах оборудования
 
 
 
       АКТ (НАКЛАДНАЯ) приемки-передачи основных средств (форма  № ОС-1).
       Применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших путем:
      приобретения за плату у других организаций;
      строительства хозяйственным или подрядным способом;
      получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование;
      внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;
      получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;
      взятия в аренду с последующим выкупом;
      поступления по акту дарения;
      передачи в совместную деятельность и доверительное управление;
      передачи в обмен на другое имущество и другими способами, не противоречащими действующему законодательству.
       Документ  применяется для учета ввода  объектов в эксплуатацию, за исключением  тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке, для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое, для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также для исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации.
       При оформлении приемки основных средств  акт (накладная) составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект членами приемочной комиссии, назначенной распоряжением (приказом) руководителя организации. Акт (накладная) после его оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.
       При оформлении внутреннего перемещения  основных средств акт (накладная) выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения организации-сдатчика. Первый экземпляр с распиской  получателя и сдатчика передается в  бухгалтерию, второй - структурному подразделению организации-сдатчика.
       Выбытие основных средств в результате продажи  или передачи сторонним организациям оформляется актом (накладной), на основании данных которого в бухгалтерии организации делается соответствующая запись в инвентарной карточке учета основных средств (форма № ОС-6).
       АКТ приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3).
       Применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации.
       Акт, подписанный работником структурного подразделения организации, уполномоченным на приемку основных средств, и представителем организации, производившего ремонт, реконструкцию и модернизацию, сдают в бухгалтерию организации.
       Акт подписывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств должны быть внесены необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией и модернизацией.
       Если  ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передают организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. 

       АКТ на списание основных средств (форма №  ОС-4).
       Применяется для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных средств).
       Акт составляется в двух экземплярах, подписывается  членами комиссии, утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.
       Первый  экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п.
       Затраты по списанию, а также стоимость  поступивших материальных ценностей  после сноса и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т.п. отражаются в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием основных средств и о поступлении материальных ценностей от их списания». 

       АКТ на списание автотранспортных средств (форма №  ОС-4а).
       Применяется для оформления списания автотранспортных средств.
       Акт составляется в двух экземплярах  и подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. Первый экземпляр, с документом, подтверждающим снятие с учета в ГИБДД, передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
       Затраты по списанию, а также стоимость  материальных ценностей, поступивших  от разборки автотранспортных средств, отражают в разделе «Справка о  затратах, связанных со списанием автотранспортных средств и о поступлении материальных ценностей от их списания». 

       Инвентарная карточка учета основных средств (форма №  ОС-6).
       Применяется для учета всех видов основных средств, а также для группового учета однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость.
       Инвентарная карточка ведется в бухгалтерии  на каждый объект или группу объектов. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств. Форма заполняется в одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта, его перемещения, дооборудования, реконструкции, модернизации, по капитальному ремонту и списанию.
       При значительном изменении качественных и количественных показателей в  характеристике объекта в результате реконструкции (модернизации), достройки и дооборудования прежнюю инвентарную карточку в случае невозможности отразить в ней все показатели, характеризующие реконструированный (модернизированный, дооборудованный, достроенный) объект в целом, заменяют новой. Старую инвентарную карточку сохраняют как справочный документ. 

       Опись инвентарных карточек учета основных средств (форма  № ОС-7).
       Эта форма применяется для регистрации  инвентарных карточек, открываемых  при аналитическом учете основных средств. Записи ведут по классификационным  группам основных средств. 

       Карточка  учета движения основных средств (форма №  ОС-8).
       Необходима  для учета движения основных средств  по классификационным группам; заполняется на основании данных инвентарных карточек по соответствующим группам основных средств и сверяется с данными синтетического учета. 

       Инвентарный список основных средств (по месту их нахождения ) (форма  № ОС-9).
       В этой форме ведется пообъектный  учет в местах нахождения (эксплуатации) основных средств по материально ответственным лицам. 

       АКТ о приемке оборудования (форма  № ОС-14).
       Применяется для оформления поступившего на склад оборудования для установки. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается приемной комиссией.
       При осуществлении монтажных работ  подрядным способом в состав приемной комиссии входит также представитель  подрядной монтажной организации. В этом случае отдельный акт на передачу оборудования в монтаж не составляется. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте, и ему передается копия акта.
       В случае невозможности произвести качественную приемку оборудования при его  поступлении на склад «Акт о приемке  оборудования» (форма № ОС-14) является предварительным, составленным по наружному  осмотру. 

       АКТ приемки-передачи оборудования в монтаж (форма  № ОС-15).
       Передача  оборудования монтажным организациям оформляется «Актом приемки-передачи оборудования в монтаж» (форма № ОС-15). 

       АКТ о выявленных дефектах оборудования (форма  № ОС-16).
       На  дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется «Акт о выявленных дефектах оборудования» (форма № ОС-16).
       Перечень  лиц, имеющих право подписи первичных  учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
       В унифицированные формы первичной  учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом РФ, организация при  необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом РФ унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменений (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.
       В приложении 1 рассмотрено составление акта о приемке оборудования (форма № ОС-14); в приложении 2 рассмотрено составление акта приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1); в приложении 3 рассмотрено заполнение инвентарной карточки учета основных средств (форма № ОС-6) на предприятии ООО "Интерстрой»". 
 
 
 
 
 

2.2. Учет поступления  основных средств. 

      Поступление основных средств  в качестве вклада в уставный капитал 

       Одним из способов поступления является передача объектов основных средств в уставный (складочный) капитал вновь образуемой или увеличивающей уставный (складочный) капитал организации. Внося вклады в уставный (складочный) капитал организации, учредители действуют на основании учредительного договора. Передача вклада в уставный (складочный) капитал влечет за собой потерю права собственности на этот вклад, за исключением вклада государства и муниципальных образований в уставный капитал унитарных предприятий (п. 3 ст. 213 ГК РФ).
       В соответствии с Планом счетов и Инструкцией  по его применению уставный капитал и фактическая задолженность учредителей по вкладам (взносам) в уставный (складочный) капитал учитываются и отражаются в отчетности отдельно: соответственно на счете 80 «Уставный капитал» и счете 75 «Расчеты с учредителями».
       Сальдо  по счету 80 «Уставный капитал» должно соответствовать размеру уставного капитала, указанного в учредительных документах.
       Учредители (юридические и физические лица) могут вносить вклады в уставный капитал организации как в  денежной форме, так и путем внесения материальных и иных ценностей.
       В соответствии с п. 28 Методических указаний отражение формирования уставного капитала организации в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами, включая стоимость основных средств, производится в бухгалтерском учете записью по дебету счета учета расчетов с учредителями (соответствующий субсчет) в корреспонденции с кредитом счета учета уставного капитала
       Получение от юридических лиц основных средств  в качестве вклада в уставный капитал  отражается только по стоимости, указанной в учредительном договоре вне зависимости от балансовой стоимости основных средств у передающей стороны.
       В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п. 2 ПБУ 9/99 основные средства, поступающие  от учредителей в качестве вклада в уставной капитал организации  не являются доходами организации и  поэтому не подлежат обложению налогом на прибыль.
       Стоимость основных средств, поступающих от учредителей в качестве вклада в уставный капитал организации, НДС не облагается.
       Если  основные средства получены в качестве вклада в уставный капитал организации и используются в производственных целях, то амортизация начисляется в общеустановленном порядке. Вклад в уставный капитал не является безвозмездной передачей основных средств, так как учредитель, передав имущество в уставный капитал другой организации, получает право на получение дивидендов или право на участие в управлении этой организации и др.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.