На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


статья Советская система пенсионного обеспечения и организация управления ею

Информация:

Тип работы: статья. Добавлен: 05.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Советская система пенсионного обеспечения  и
     организация управления ею.
     Аспирантка 2 г/о
     Кафедры политической истории
     Факультета  государственного управления
     МГУ им. Ломоносова
     Барбасова С.С. 

     Пенсионное  обеспечение – базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население. Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»1. Старость – закономерный этап жизни, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё конституционное право на достойную старость.
     В этом отношении Российская Федерация  является преемницей Советского государства, в основном законе которого утверждалось право граждан на материальное обеспечение  в старости, случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и в случае потери кормильца2.
     Исследование  проблемы становления и развития советской системы пенсионного обеспечения  в настоящие время является весьма актуальным, поскольку современная Россия переживает очередной этап реформирования пенсионной системы. Возможно, анализ деятельности Советского правительства по созданию эффективной системы управления пенсионным обеспечением граждан в СССР позволит учесть положительный исторический опыт в этой области и избежать допущенных прежде ошибок.
     Что касается историографии исследуемой  проблемы, следует заметить, что некоторые вопросы функционирования советской системы пенсионного обеспечения освещается в работах общего характера по истории СССР3, которые начинают появляться с 50х годов XX века. Авторами исследований советского периода, посвященных системе пенсионного обеспечения в СССР, являлись профессиональные юристы и экономисты, а также работники системы социального обеспечения. Таким образом, в ряде работ рассматриваются экономические4 и правовые5 аспекты советского социального обеспечения и механизмов его функционирования и управления.  Основная задача таких работ – популяризация существующего законодательства, а не анализ процесса становления и развития пенсионного обеспечения в СССР.
     Вопросы управления системой пенсионного обеспечения в нашей стране частично освещаются в работах, опубликованных  после распада СССР, поскольку в этот период возникла необходимость в создании новой Российской системы социального обеспечения. Однако основное внимание современных исследователей направлено на изучение дореволюционного этапа развития системы пенсионного обеспечения и проблемам модернизации постсоветской пенсионной системы в условиях рыночной экономики6. Таким образом, советская система пенсионного обеспечения и организация управления ею в отечественной исторической науке, на наш взгляд,  освещены недостаточно. Исследование и анализ нормативных документов Советского Союза, статистических данных и архивных материалов, которые составляют источниковую базу данного исследования, позволяют ответить на вопросы об особенностях организационной структуры советской системы пенсионного обеспечения и основных этапах формирования системы управления ею.
     Вопросы обеспечения трудящихся в старости и при нетрудоспособности всегда входили в программные требования партии большевиков. В.И. Ленин писал, что рабочие имеют право на государственную пенсию, так как они «...содержат своим трудом все богатые классы и все государство, а потому они не менее имеют право на пенсию, чем чиновники, получающие ее»7. В царской России идеи большевиков о введении всеобщего права на пенсионное обеспечение были весьма актуальными и в своем роде революционными: законодательство Российской империи относило пенсию к разряду служебных наград, право на пенсию приобреталось "беспорочною выслугою определенных в законе сроков"8. Получение пенсий чиновниками регулировалось Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам. Основанием для выплаты пенсий становился тот факт, что ко времени прекращения службы в большинстве случаев должностные лица достигали того возраста, в котором каким-либо иным способом содержать свою семью они уже не могли.
     В связи с принятием в 1903 году закона «О вознаграждении рабочих, потерпевших от несчастных случаев», В.И. Ленин пишет статью, в которой указывает на необходимость дальнейшего совершенствования законодательства: «Новый закон обязывает владельцев предприятий вознаграждать рабочих только за утрату трудоспособности… Наша программа требует установление ответственности не только за потерю способности к труду вследствие несчастных случаев, но и вследствие вредных условий производства»9.
     С приходом к власти, большевики начинают реализовывать эти идеи социального  обеспечения граждан: уже в первые годы после Октябрьской революции 1917 в России для трудящихся было установлено государственное пенсионное обеспечение10. Основные принципы, по которым должна строиться система социального (в том числе и пенсионного) обеспечения в социалистическом обществе, были определены в Положении о социальном обеспечении трудящихся, утвержденном декретом СНК от 31 октября 1918 года: «Социальное обеспечение трудящихся распространяется на случаи:
     а) оказание всех видов врачебной, лекарственной  и т.п. помощи и родовспоможения нуждающимся в них лицам;
     б) временной утраты средств к существованию вследствие нетрудоспособности, независимо от причин, её вызвавших (общее заболевание, увечье и т.п.);
     в) постоянной утраты (всех или части) средств к существованию вследствие нетрудоспособности, вызванной увечьем, болезнью, старостью и т.п.;
     г) утраты средств к существованию  вследствие безработицы, происшедшей  не по вине безработного.
     В задачи социального обеспечения  входят также принятие предупредительных  мер против заболеваний, увечий и  т.п., а равно и облегчение их последствий»11.
     В Программе РКП(б), принятой на VIII съезде партии в марте 1919 года, также подчёркивалось, что «Советская власть провела в законодательном порядке полное социальное обеспечение всех трудящихся, не эксплуатирующих чужого труда, от всех видов потери трудоспособности и – впервые в мире – от безработицы за счёт нанимателей и государства при полном самоуправлении обезпечиваемых и при широком участии профессиональных союзов»12
     Начиная с 1917 года, в процессе формирования и совершенствования пенсионного  законодательства, в стране создавалась  и неоднократно реорганизовывалась структура управления государственным  пенсионным обеспечением.
     Так, в октябре 1917 года был образован  Наркомат государственного призрения13, который декретом от 26 апреля 1918 года был переименован в Наркомат социального обеспечения (первое название «не соответствует социалистическому пониманию задач социального обеспечения и является пережитком старого времени, когда социальная помощь носила характер милостыни и благотворительности14»).
     Основными направлениями деятельности этого  комиссариата были обеспечение увечных  воинов, в том числе назначение им пенсий; охрана материнства и  младенчества; работа в детских домах; выдача продовольственных пайков; обеспечение  несовершеннолетних, обвиняемых в противоправных действиях; медицинская помощь.
     В декабре 1919 года Наркомат социального  обеспечения и Наркомат труда  были объединены в Наркомат труда  и социального обеспечения, в  структуре которого был образован  отдел социального обеспечения. Однако уже через четыре месяца произошло  разделение этого наркомата на два  комиссариата: Народный Комиссариат  труда и Народный Комиссариат  социального обеспечения15. Социальное обеспечение трудящихся, потерявших трудоспособность на работе, на военной службе или в быту, перешло в ведение Наркомтруда. На него был возложен пересмотр пенсий, получаемых согласно Уставу о промышленном труде, Горнозаводскому уставу и положению о вспомогательно-сберегательных кассах казенных и частных железных дорог. В этот период в архивных документах отмечаются некоторые сложности, связанные с функционированием аппарата социального обеспечения рабочих на местах: «расхлябанность», «грехи старого аппарата», «нелады в бухгалтерии»  и т.д. 16
     В полномочия Наркомата социального  обеспечения как центрального органа по руководству государственным  обеспечением входила разработка общих  норм и порядка государственного обеспечения инвалидов войны  и лиц других категорий. Наркомат устанавливал категории инвалидов, имеющих право на социальное обеспечение, руководил переобучением  и профессиональным обучением инвалидов, участвовал в  разработке и проведении мероприятий  по борьбе с нищенством, беспризорностью  и проституцией. В его ведении  действовали самостоятельно обособленные органы: Центральный Крестьянский Комитет  общественной взаимопомощи, Всесоюзное объединение инвалидов, Комиссия по назначению пенсий и пособий, Комиссия по назначению пенсий научным работникам, Комиссия по назначению персональных пенсий. В губерниях и уездах создаются  пенсионные отделы военно-увечных, а впоследствии в городах и районах организуются отделы социального обеспечения.
     В 1928 году было положено начало созданию самостоятельного института пенсионного  обеспечения в СССР. Пенсии устанавливались  независимо от состояния трудоспособности и медицинского заключения для назначения пенсии не требовалось. Был установлен возраст для получения пенсий по старости для мужчин – 60 лет, для  женщин – 55 лет. Требуемый для назначения пенсий трудовой стаж был одинаков как для мужчин, так и для  женщин – не менее 25 лет17.
     В 1928 – 1930 годах было введено пенсионное обеспечение по старости для рабочих  горной и металлургической промышленности, железнодорожного и водного транспорта, оставивших работу по найму после 1 января 1929 года, для работников текстильной  промышленности – с 1 декабря 1927 года, а также для рабочих химической, полиграфической и табачно-махорочной промышленности.
     Правила обеспечения по старости были утверждены Наркомом труда СССР 11 февраля 1930 года, согласно которому был установлен вышеуказанный  пенсионный возраст для мужчин и  женщин, обязательный стаж по найму  для мужчин — 25 лет, для женщин — 20 лет, предусмотрены льготные условия  пенсионного обеспечения для  работающих на подземных работах  и водолазов. В 30-х годах было введено  также пенсионное обеспечение за выслугу лет работников просвещения, медицинских, научных работников, работников гражданского воздушного флота18.
     В целях стимулирования притока рабочей  силы в ведущие отрасли народного  хозяйства Совет народных комиссаров СССР 23 июня 1930 года принимает постановление «О социальном страховании», которым предписывалось пересмотреть правила обеспечения по инвалидности, старости,  в случае потери кормильца и установить более высокие нормы пенсий и пониженный стаж для рабочих, занятых на тяжелых и вредных производствах (подземные рабочие, рабочие горячих цехов и т.п.); повысить размеры пенсий в зависимости от стажа работы в данной отрасли.
     В 1930 году впервые устанавливаются нормы персональных пенсий: «Для членов революционных партий, активно боровшихся за власть пролетариата, … лично работавших в нелегальных организациях этих партий, персональные пенсии должны назначаться в размере, не меньшем половины наивысшей пенсии».19   В 1932 году устанавливается минимальная пенсия красногвардейцам и красным партизанам в размере 75 рублей.20 Всего на пособии и пенсии в 1932-1933 годах было потрачено 1325,8 млн рублей (включая выплаты временно нетрудоспособным, пенсионирование, дополнительные виды обеспечения, обеспечение по безработице)21.
     Следует подчеркнуть, что законодательство о пенсиях рабочим и служащим 1928 – 1932 гг. оказало огромное влияние на формирование законодательства о пенсионном обеспечении по старости. Многие установленные им нормы были воспроизведены впоследствии Законом СССР от 14 июля 1956 года “О государственных пенсиях в СССР”.
     Непременное условие успешного развития советской системы пенсионного обеспечения заключалось в том, что управление ею осуществлялось на широкой демократической основе, с участием общественности и, в первую очередь, профсоюзов – самой массовой общественной организации, объединяющей в 1917 году 693,3 тыс. человек, а в 1928 году уже 10381,4 тыс. человек22. Поскольку главная функция профсоюзов (защита рабочего класса от произвола буржуазии) утрачивала своё значение «по мере того, как…ликвидировались капиталистические элементы в нашей стране»23, на профсоюзы был возложен общественный контроль за правильным расходованием средств, предназначенных для пенсионного обеспечения и социального обслуживания пенсионеров. Им подчинялись комиссии по пенсионным вопросам, возникшие согласно постановлению Совета Народных Комиссаров СССР и ВЦСПС, в компетенцию которых входило решение вопросов пенсионного обеспечения рабочих и служащих. Одной из основных задач этих комиссий являлась подготовка документов рабочих и служащих для назначения пенсии. «Только профессиональным организациям под силу будет такая работа, так как только профессиональные союзы смогут вовлечь в эту работу широчайшие рабочие массы, смогут мобилизовать вокруг этой работы внимание и помощь этих масс и обеспечить осуществление на деле задач, поставленных в области партией и правительством».24
     В 1933 году25 функции по руководству развитием социального страхования были переданы в Управление профсоюзами: «Нет никакого сомнения в том, что передача функций органов Наркомата Труда профсоюзам поможет дальнейшему улучшению материального положения и культурно-бытового обслуживания рабочего класса и ускорит построение в нашей стране бесклассового общества».26 При этом следует отметить, что система пенсионного обеспечения функционировала ещё далеко неидеально, проводимые проверки состава пенсионеров, выявляли «случаи получения пенсии лицами, восстановившими полностью трудоспособность, а также лица, не имеющие права на пенсию»27.
     Основные расходы по финансированию системы пенсионного обеспечения при передаче функций социального страхования профсоюзам легли на государственный бюджет, который был фактически объединен с бюджетом социального страхования. Социальное страхование приобрело дотационный (госбюджетный) характер.
     Иначе дело обстояло с пенсионным обеспечением колхозников. Если работники совхозов имели право на государственное пенсионное обеспечение, то колхозники, как труженики кооператива, такого права не имели. Отсутствие права на получение государственной пенсии колхозниками в данный период, можно объяснить как с финансовой, так и с идеологической точки зрения. Бюджетных средств для обеспечения всех трудящихся пенсиями на тот момент не хватало, и изначально планировалось в области распределения заменить торговлю общегосударственным распределением продуктов28. В таком случае, колхозы – это форма кооператива в сельской местности, тогда как в городе должны быть созданы рабочие и общегражданские кооперативы. Вместе они формировали бы единую сеть потребительских коммун29. То есть социальное обеспечение (в том числе и пенсионное) должно осуществляться за счет самого кооператива, что и было воплощено в области пенсионного обеспечения колхозников.
     Выплата социальных пособий по нетрудоспособности и старости колхозникам возлагалась непосредственно на артели, которые должны были создать с этой целью социальный фонд и кассу взаимопомощи. Крестьянские хозяйства, единоличные и коллективные, были обязаны страховать своих наемных работников и работниц в страховой кассе. Из этих отчислений формировались страховые кассы, из которых и выплачивались пенсии и пособия колхозникам. 30
     «Примерный  Устав сельхозартели» (1935 год) обязывал правление колхоза по решению общего собрания членов артели создавать социальный фонд для оказания помощи инвалидам, старикам, колхозникам, временно утратившим трудоспособность, нуждающимся семьям военнослужащих, для содержания детских садов, яслей и сирот. Фонд должен был создаваться из полученного колхозом урожая и продуктов животноводства в размерах не свыше 2% от всей валовой продукции колхоза. Колхоз, по возможности, выделял в фонд помощи продукцию и денежные средства. По своему усмотрению колхозы также могли устанавливать престарелым колхозникам и инвалидам труда постоянное пенсионное обеспечение путем ежемесячной выдачи им продуктов, денег или начислять трудодни. Размеры и порядок пенсионного обеспечения (пенсионный возраст и необходимый для получения пенсии трудовой стаж) определялись общим собранием членов артели или собранием уполномоченных31. То есть пенсии на этом этапе развития системы пенсионного обеспечения колхозникам выплачивались, но не государством, а самим колхозом.
     Конституция СССР 1936 года закрепляло право каждого гражданина СССР на социальное обеспечение32, независимо от его социального положения. Были отменены ограничения в пенсионном обеспечении по государственному социальному страхованию, установленные для граждан, ранее лишенных избирательных прав. Преимущественными основаниями для социального обеспечения были определены старость, болезнь, потеря трудоспособности. Это право «обеспечивалось широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счёт государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов»33.
     В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров СССР от 23 марта 1937 года «О снятии некоторых расходов с бюджета государственного социального страхования и изменении тарифа страховых взносов» пенсионное обслуживание (назначение пенсий по социальному страхованию и их выплата неработающим пенсионерам) перешло из ведения профсоюзов в ведение государственных органов социального обеспечения. Согласно Протоколу заседания Президиума ВЦСПС от 26 марта 1937 года, эти изменения в структуре управления пенсионным обеспечением связывались прежде всего с «крупнейшими недостатками работы профессиональных союзов в области социального страхования», «вредительством троцкистов и правых, пробравшихся в профсоюзный аппарат и расхищавших страховые средства»34.  За профсоюзами, однако, сохранялись функции, связанные с общественным контролем за расходованием средств, выделенных на пенсионное обеспечение, и сбором документов для назначения пенсии.
     Постановлением  Совета народных комиссаров СССР от 16 июля 1940 года были утверждены пенсии военнослужащим рядового и младшего состава срочной  службы и их семьям,  постановлением Совета народных комиссаров СССР от 5 июня 1941 года — пенсии лицам высшего, старшего и среднего начальствующего  состава сверхсрочной службы, служащим рядового состава сверхсрочной службы и их семьям. Кроме того, Президиум  Верховного Совета СССР 26 июня 1941 года принял Указ “О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего состава в  военное время”35.
     Таким образом, к началу Великой Отечественной  войны была создана система социального  обеспечения, охватывающая всех трудящихся (рабочих, служащих, интеллигенции и  членов их семей), во всех случаях утраты ими заработка. 
     После Великой Отечественной войны  в СССР совершенствование законодательства в области пенсионного обеспечения граждан было продолжено. В 1946 году Наркомат социального обеспечения был преобразован в Министерство социального обеспечения36, на которое возлагалось руководство социальным обеспечением, контроль за реализацией соответствующего законодательства, обеспечение назначения и выплаты пенсий и пособий, организация врачебно-трудовой экспертизы, осуществление мероприятий по трудовому устройству и профессиональному обучению инвалидов, материально-бытовое обслуживание пенсионеров, граждан, находящихся в домах для престарелых и инвалидов, организация протезно-ортопедической помощи и общее руководство деятельностью всесоюзных обществ глухонемых, касс общественной взаимопомощи колхозов и касс взаимопомощи пенсионеров.
     С середины 1950-х годов начался новый этап развития социальной защиты и формирования ее органов в СССР: «Успехи развитии социалистического хозяйства, достигнутые советским народом под руководством Коммунистической партии Советского Союза, позволяют в настоящее время осуществить дальнейшее улучшение дела пенсионного обеспечения37». К 1956 году было завершено восстановление народного хозяйства, разрушенного во время войны, таким образом, сложились условия, при которых могли быть выделены дополнительные средства на пенсионное обеспечение. К тому же назрела необходимость повышения уровня обеспечения нетрудоспособных граждан, так как размеры пенсий оставались неизменными с 1940х годов, в то время как заработные платы выросли в несколько раз за этот же период38.
       В 1956 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О государственных пенсиях в СССР», по которому устанавливался порядок назначения пенсии по старости на общих основаниях мужчинам, достигшим 60 лет, при общем стаже работы не  менее 25 лет, женщинам, достигшим 55 лет, при стаже работы не менее 20 лет39.
     В зависимости от события, при наступлении  которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, законодательством этого этапа  выделяются следующие виды пенсий: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, на общих и льготных условиях, за выслугу лет. Комиссии по назначению пенсий образовывались исполнительными комитетами районных (городских) Советов депутатов трудящихся40.
     Введение  закона о пенсионном обеспечении граждан упорядочивало пенсионное законодательство: до 1956 пенсионное обеспечение регулировалось более чем 960 законодательными актами41.
     Немаловажно, что с введением в действие Закона «О государственных пенсиях в СССР», размер минимальных пенсий существенно повышался (до 400 и 340 рублей для государственных рабочих и служащих в городе и селе соответственно), приближаясь к уровню минимальной заработной платы (400-500 рублей)42.
     К этому времени стало очевидным, что социальное обеспечение (в том числе и пенсионное) колхозников должно осуществляться не только за счет самого кооператива, поскольку эта идея оказалась несостоятельной и разрыв в уровне материального обеспечения пенсионеров государственного и кооперативного сектора общественного производства только увеличивался.
     С выходом в 1964 г. закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов» происходит окончательное становление пенсионной системы СССР, и государство полностью берет обязанности по выплатам пенсий на себя: «В настоящее время имеется возможность ввести более устойчивую систему социального обеспечения в колхозах путем установления пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и пособий для женщин-членов колхозов по беременности и родам»43. При этом колхозы по своему усмотрению могли сохранить свои пенсионные выплаты в дополнение к государственной пенсии.
     «Советский народ под руководством с Коммунистической партии Советского Союза достиг, особенно в последнее десятилетие, огромных успехов  в коммунистическом строительстве, в развитии производительных сил страны, создал мощную, всестороннее развитую экономику. Это позволяет Советскому государству систематически повышать благосостояние народа и все полнее удовлетворять его растущие потребности…Установление государственной системы социального обеспечения колхозников становится новым важным стимулом к дальнейшему подъему трудовой активности колхозного крестьянства и увеличения производства сельскохозяйственных продуктов»44.
     Для выплаты пенсии образовывался Централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников, который формировался из отчислений от доходов колхозов и ежегодных ассигнований по Государственному бюджету СССР45. «Повышение благосостояния трудящихся становится все более настоятельной потребностью самого нашего хозяйственного развития, одной из важных экономических предпосылок быстрого роста производства»46.
     В советское время трудящиеся полностью  были освобождены от необходимости самостоятельного сбора и подготовки документов, для оформления на пенсию. Эту работу Правительство с 1 июля 1969 г. целиком возложило на администрацию и профсоюзные организации предприятий и учреждений, правления колхозов, на колхозные советы социального обеспечения. Следует также отметить, что совершенствовалась и сама организация работы по назначению и выплате пенсий и пособий. С этой целью в стране осуществлялся планомерный переход на новую форму организации труда – централизация начисления и выплаты пенсий и пособий. Централизация позволила усилить контроль за назначением и выплатой пенсий и пособий. Установленный порядок контроля предполагает исключение фактических ошибок, которые могли бы привести к ущемлению прав пенсионеров или к переплатам государственных средств. В совершенствовании системы пенсионного обеспечения важную роль играли комиссии по назначениям пенсий, которые образовывались при исполнительных комитетах районных (городских) Советов народных депутатов. Эти комиссии, будучи общественными коллегиальными органами, представляли собой то важное звено, через которое Советское государство непосредственно осуществляло распределение части общественных фондов потребления, идущей на выплату пенсий и пособий трудящихся. Выплаты и льготы из общественных фондов потребления играли важную роль в улучшении материального положения трудящихся и пенсионеров. Согласно официальным материалам, выплаты и льготы из общественных фондов потребления постоянно увеличивались и в 1927-28 годах составили 200 млн. рублей; в 1965 году объем общественных фондов потребления был равен 41,9 млрд. рублей, а в 1982 г. они достигли уже 128,3 млрд. рублей47. Однако в данной статье мы не будем подробно освещать этот аспект пенсионного обеспечения граждан.
     В сельской местности подготовкой  документов колхозников для назначения пенсий и пособий занимались колхозные советы социального обеспечения, которые являлись представительным органом колхозов и действовали на общественных началах48. Правление колхоза и колхозный Совет социального обеспечения оформляли необходимые документы о стаже работы и заработке членов колхоза и направляли их в комиссию по назначению пенсий и пособий колхозникам49.
     Средства  на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное  пенсионное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального  страхования, который  в свою очередь  являлся составной частью  государственного бюджета страны. Пенсионное обеспечение  осуществлялось органами министерств  социального обеспечения союзных  республик. Назначались пенсии специальными комиссиями,  в составе представителей местных органов государственной  власти с участием профсоюзных органов (при назначении пенсий рабочим, служащим) или совместно с представителями  колхозной общественности (при назначении пенсий членам колхозов), офицерскому  составу Советской Армии и  Флота – органами министерства обороны  СССР с учётом их воинского звания и срока службы в армии.
     Существовало  большое количество дополнительных выплат пенсионерам. К примеру, граждане, имевшие особые «заслуги перед государством в области революционной, государственной, общественной и хозяйственной деятельности или за выдающиеся заслуги в области  культуры, науки и техники, а в  случае смерти этих лиц — членам их семей…»50 в зависимости от заслуг получали персональные пенсии союзного, республиканского и местного значения. Для персональных пенсионеров предусматривались определённые льготы (занимаемая ими жилая площадь оплачивалась в размере 50%, предоставлялась 50%-ная скидка за пользование отоплением, газом, электроэнергией, 80%-ная скидка со стоимости лекарств, бесплатное протезирование и т. д.51).
     Таким образом, на наш взгляд, в СССР были созданы максимальные удобства для трудящихся при реализации ими права на пенсионное обеспечение. В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; а также другими, не менее важными, формами социального обеспечения.
     Изучение истории становления и развития государственной пенсионной системы в СССР, начиная с создания в 1917 году Народного Комиссариата государственного призрения, позволяет сделать вывод, что на протяжении всего этого периода продолжается поиск наиболее эффективной системы управления пенсионным обеспечением. Советское пенсионное обеспечение развивалось в соответствии с государственными приоритетами: «Одно из величайших завоеваний социализма состоит в том, что каждый советский человек уверен в своем будущем… Он знает, что общество никогда не оставит его в беде, что в случае болезни он получит бесплатное лечение, в случае инвалидности – пенсию, что старость его будет обеспечена»52. Эта тенденция берет свое начало с первых лет существования советского государства.
     По мере формирования, изменения, совершенствования пенсионного законодательства происходило формирование системы управления пенсионным обеспечением, её организационной структуры.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.