На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Журналистский текст и его жанровые разновидности: система информационных жанров

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ  И 
СОЦИАЛЬНОЙ  ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ»

Кафедра философии и социологии

Курсовая  работа

по дисциплине: «Теория и практика массовой информации»                                       

 
  на тему: «Журналистский текст и его жанровые разновидности: система информационных жанров (на материале политического интервью)»                                                               
                                                                                                                             

                  Работу  выполнил (а):
                  студент (ка)  гр. 471-О
                  Кузнецова Регина 

                  Работу  проверил (а):
                  научный руководитель
                  ученая  степень: кандидат
                  филологических  наук, доцент
                  Магфурова С. О.
        
                                                           
Дата  защиты:                      Оценка:                                    Подпись:
«20»  мая 2011 г.             _____________                               ___________ 
 

2010/2011 учебный год
     Содержание
Введение 3
Глава I. Журналистский текст и его жанровые разновидности. 5
1.1 Журналистский  текст: понятие, функции 5
1.2 Краткая  характеристика информационных  жанров журналистики 8
Глава II. Интервью как жанр. 15
2.1 Место  интервью в системе жанров  журналистики 15
2.2 Жанр  политического интервью 17
Глава III. Функционально-прагматическая модель интервью в жанровой классификации еженедельной газеты регионального уровня. 21
3.1 Интервью  в системе современных жанров  журналистики регионального уровня 21
3.2 Функционально-прагматическая  модель интервью в структуре  журналистской практики (на материалах  газеты регионального уровня) 23
Заключение 31
Список  литературы 32
Приложения 33
 
 
        
        
        
        
        
        
        
        
        
Введение
     Жанр (франц. genre) - тип произведения в единстве специфических свойств его формы  и содержания. [14, c. 431.] 
       Интервью (от англ. interview- буквально встреча, беседа) - жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам. Жанры журналистики различаются по целям воздействия на аудиторию, широте освещения реальности, выразительно-изобразительным средствам, глубине анализа и широте обобщений. В связи с этим они подразделяются на три вида - информационные, аналитические и художественно-публицистические. [5, c. 65.]
     Интервью  является одним из самых востребованных жанров в современной журналистике. Он стал особенно популярен в 90-х  годах. Всеобщая демократизация общества позволила использовать этот жанр как  своеобразный рупор гласности. По своей  природе журналистское интервью представляет явление особой социальной значимости.
     Интервью  журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта –  актуального, общественно значимого, предназначенного для публикации.
     Интервью  как жанр за время своего существования  претерпел ряд изменений, касающихся типологии, стилистики, характера функционирования, что в значительной степени определяется социальным контекстом. Это касается материалов жанра интервью, представленных как в центральной прессе, так  и в региональных изданиях.
     Актуальность данного исследования, прежде всего, состоит в том, что интервью является одним из самых популярных газетно-журнальных жанров. Кроме того, это один из самых распространенных методов получения сведений. И журналисты все больше обращаются в своем творчестве к методу интервью.
     Степень разработанности проблемы.  При рассмотрении жанров журналистики, а именно жанра интервью мы опирались на работы В.В.Ворошилова, Г.С.Мельника, М.Р.Желтухиной, А.А.Грабельникова и др. Проблему интервьюирования, диалогизации нужно продолжать разрабатывать дальше, т.к. знания по этой теме необходимы журналистам-практикам.
     Объектом  нашего исследования является система информационных жанров журналистики.
     Предмет исследования: жанр политического интервью.
     Цель  исследования: обозначить место интервью в системе современных жанров журналистики регионального уровня.
     Задачи  исследования:
     - изучить основные функции журналистского текста;
     - определить особенности информационных  жанров журналистики;
     - выявить сущность понятия «политическое  интервью».
     Гипотеза  исследования: журналисты активно используют жанр политического интервью на страницах газет регионального уровня.
     При исследовании использовались такие  методы, как:
     - изучение и анализ научной  литературы;
     - изучение и обобщение отечественной  и зарубежной практики.
     Практическая  значимость исследования:
     Как известно, основой любого интервью является вопросно-ответный комплекс, то есть диалог. А диалоговые формы  речи наиболее распространены в узусе. На наш взгляд данная работа может  способствовать нормализации диалоговых структур в речевой практике. 
 

Глава I. Журналистский текст и его жанровые разновидности.
     1.1 Журналистский текст:  понятие, функции.
     Журналистский текст – публицистическое произведение различного жанра, предназначенное для социально-нравственной ориентации читателя, слушателя, зрителя в реальной действительности. [13]
     Под журналистским текстом следует  понимать сложное и разнохарактерное системное знаковое образование. Журналистский  текст – это понятие родовое, предполагающее внутреннее деление, классификацию, основанную на изменении видового признака. В ходе классификации устанавливаются видовые категории, и прежде всего те, в образовании которых участвуют основные «языки» СМИ – шрифтовой текст (письменные знаки, или символы) и иконический (иконические знаки). Разумеется, в процессе создания текста участвуют и другие, менее значительные в семантическом плане элементы. Такая большая амплитуда возможных вариантов текстового материала в печатном издании позволяет добиться особенно высокого уровня отражения всех сторон жизни. В этом и заключается уникальность журналистского текста как универсального и максимально эффективного средства коммуникации.
     Журналистский текст выполняет сразу несколько  функций: эвристическую; познавательную; аксиологическую; онтологическую; коммуникативную; семантическую; развлекательную.
     В процессе создания произведения журналист  осмысливает действительность, конструирует или воссоздает ее фрагмент, в котором  отражается реальный мир.
     Журналист прибегает к различным способам толкования увиденных явлений и  ситуаций, объясняет или комментирует факты, с которыми сталкивается. Осваивая реальность и познавая мир, он имеет  дело с различными формами знания – научным, ненаучным, преднаучным (эмпирическим), поэтому возникает вопрос об их достоверности. Во многом объективность и истинность написанного журналистом зависит от степени его подготовки. В идеале целью познания журналиста служит получение истины и ее точная передача читателю.
     Текст, подготовленный журналистом, несет  новое знание, так как он строится на «добытых» фактах действительности, следовательно, выполняет эвристическую (познавательную) функцию.
     Работая над текстом, журналист реализует  свои целевые установки, соотносит  увиденное или услышанное с собственными идеалами и ценностными ориентациями. Специфика профессии – в поиске истины и воплощении общечеловеческих ценностей. Однако в любом тексте представлена мировоззренческая позиция автора. Многое зависит от мотивов обращения к теме. Мотивом может служить и «заказ», который не всегда совпадает с авторскими установками. Тогда не исключены искажения действительности в тексте.
     В различных текстах представлено все многообразие социокультурных  оценок. Разумеется, многое определяется мотивами журналистского творчества, личностным характером представлений  о целях, задачах и продуктах  профессионального творчества. Культура журналиста отражается на культуре текста.
     В журналистских произведениях, больших  по объему, представлено единство мира и его многообразие. Структурно в  них присутствуют главные онтологические категории – типичное, единичное и уникальное. Оценена возможность действовать. В большинстве таких текстов представлен мир вещей и мир идей, они показаны во времени и пространстве.
     В журналистом тексте отражены самодвижение мира и различные социальные сдвиги. В нем выражено отношение к  миру, к другому, к самому себе. Это  дает основание говорить, что текст  выполняет онтологическую функцию, поскольку затрагивает наше бытие.
     Текст включен и в прагматические отношения. Это простое и удобное средство общения. Он способен передать многообразие нюансов эмоционального, психического, эстетического свойства. Журналистский текст удобен для восприятия, конкретен.
     Работая над ним, журналист думает о его  смысловой структуре, выстраивает  логические схемы описательного, обобщающего  и событийного типов, идейно-эстетической направленности. Возможности текста расширяются, если в нем присутствует смысловой подтекст или контекст. Журналистский текст в этом случае выполняет семантическую функцию.
     Развлекательная функция создает возможности для отдыха, снятия напряженности, получения эстетического удовольствия.
     Дисфункциональность журналистских текстов может  проявляться, например, в том, что  функция развлечения может перерождаться  в функцию контроля сознания и  т. д.
     Следует различать факторы, способствующие функционированию текстов массовой коммуникации. Условно эти факторы  можно определить как социопсихологические, информационные и коммуникативные.
     Социопсихологические  факторы имеют отношение к таким компонентам массовой коммуникации, как коммуникатор и аудитория.
     Информационные  факторы связаны прежде всего с содержательным аспектом газетных материалов, радио- и телепередач. Решающим звеном является отбор информации, ее структурирование и способы выражения с учетом специфики каналов. Структурирование информации зависит от ее тематики и объема, от специфики канала коммуникации и используемого жанра.
     Коммуникативные факторы рассматриваются как возможность не только получать информацию, но и участвовать в ее передаче. Однако в России из-за финансовых трудностей большинство изданий не имеют развитой сети собственных корреспондентов. К тому же разрушена культура работы с письмами. В итоге жизнь целого ряда регионов, как показывает контент-анализ общероссийских газет, месяцами не находит отражение в прессе.
     Многие  издания имеют определенную возрастную, сословную, тематическую или политическую ориентацию, а значит, выбор издания, в котором печатается публикация, является важным источником имплицитной  информации и позволяет делать предварительные  выводы о социальном статусе, культурном уровне, политических взглядах и предпочтениях  читающей его публики. Следует также  учитывать, что отдельный текст  – это часть глобального текста газеты или журнала и этот глобальный текст имеет свой стиль, свою идеологию, свою тематическую направленность и  выступает в качестве своеобразного  сверхтекста. [9, с.69]     
 

1.2 Краткая характеристика  информационных жанров  журналистики.
     Группу  информационных жанров журналистики характеризует  оперативность в обработке информации, а также точность, краткость, ясность  при ее подаче. Заметка, репортаж и  отчет призваны быстро сообщить о событии, дать его в некоторых подробностях, назвать детали и основных действующих лиц. Интервью передает точку зрения компетентных и авторитетных людей по поводу события или проблемы, мнения очевидцев или участников события.
     Заметка
     Простейшая  форма оперативного сообщения, в  основе которой лежит общественно  значимый факт [4, с. 66]. Является основным жанром в информационных агентствах и на лентах новостей Интернет СМИ. В печатной периодике заметка – главный носитель новостной информации.
     Заметка имеет следующую структуру: заголовок, подзаголовок (наличие подзаголовка зависит от манеры подачи информации в издании), лид (первый абзац журналистского текста, который несет в себе мощный информационный заряд) и основная часть (в которой сообщаются подробности и уточняются названные в лиде факты).
     Для написания заметки следует ответить на 5 основных вопросов (формула «5w»  в английской журналистике): Кто, Что, Где, Когда и Почему. Ответ на эти вопросы дает  сжатое представление о событии.
     Наиболее  часто для написания заметки  журналисты используют прямой информационный лид. Например, «Открытие фотовыставки «Мой Петербург» состоялось 25 октября в библиотеке ТюмГУ». Заметку также часто начинают с лида-цитаты (журналист начинает текст со слов известного лица, непосредственно связанного с событием), лида «немедленная идентификация» (герой новости известное лицо, которое совершает какие-либо действия), лида-вопроса (в данном случае дальнейший текст обязательно должен содержать ответ на поставленный в лиде вопрос).
     Виды  заметки:
     Хроника – информационное сообщение, объем которого одна-две фразы. Не имеет самостоятельного заголовка, публикуется в подборках, которые уже имеют заголовок.
     Заметка – информационное сообщение, имеющее заголовок и дающее факт с некоторыми подробностями.
     Расширенная заметка – информационное сообщение, которое содержит достаточно большое количество деталей события, дает факт с подробностями, мнениями компетентных лиц; возможно наличие мини-вывода.
     Репортаж
     Жанр  журналистики, дающий оперативное наглядное  представление о событии через  призму мировоззрения автора, его  участника или очевидца [8, с. 142]. В основе репортажа лежит использование метода наблюдения, и, следовательно, присутствие журналиста на месте действия является обязательным. По сути дела, репортаж – это поэтапное фиксирование автором результатов своего наблюдения. Журналист, чтобы написать репортаж, должен следить за тем, как развивалось событие, определять ключевые моменты, фиксировать поведение людей, участников или очевидцев события.
     Основные  признаки жанра:
     1.        Наглядность (складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов).
     2.        Динамичность (поэтапное развитие действия, наличие фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки).
     3.        Информативность (максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, а также их речь и поведение; кроме того, журналист должен описать окружающую обстановку).
     Грамотно  написанный репортаж должен вызывать у читателя «эффект присутствия» (словно он находится в том месте, которое описывает автор) и «эффект  соучастия» (читатель проникается эмоциями автора или героев репортажа). Репортаж – жанр фабульный, текст пишется  обязательно от начала события к  его завершению, время в репортаже  дискретно, прерывистый его характер объясняется тем, что журналист  останавливается на самых ключевых, знаменательных моментах.
     Виды  репортажа:
     Событийный – оперативно отражает общественно-значимое событие в хронологической последовательности. Самый распространенный вид.
     Познавательный – в основе тема, которую освещает репортер. Это рассказ о жизни рабочего коллектива, научной лаборатории, НИИ и т.д. Оперативность подобных материалов бывает снижена. Появление этого вида репортажа связано с определенными событиями в обществе – памятными датами и т.д.
     Проблемный – несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Автор привлекает дополнительные сведения, цифры, документы, свидетельства.
     Репортаж  с экспериментом – несет в себе интригу, так как журналист моделирует ситуацию, которая позволит ему узнать что-либо, проверить реакцию людей в неожиданном положении и т.д. При этом участники эксперимента не знают, что стали объектом изучения. Как правило, в эксперименте журналист «меняет профессию», становится на время охранником, дворником и т.д. Задача автора – наглядно зафиксировать ход эксперимента и его результат.
     Отчет
     Отчет выделяется как отдельный жанр на основании предмета отображения. Он представляет собой развернутое  информационное сообщение о событии  сферы слухоговорения (конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.), т.е. о том событии, на котором  совершается большой обмен информацией.
     В отчете должны быть изложены основные темы, положения и идеи докладов, речей, выступлений лиц, принимающих  участие в обсуждении. В качестве деталей выступают отдельные  реплики, реакции слушателей на выступление (аплодисменты, дискуссия и т.д.). Отчету свойственна предельная документальность и близость к словам говорящих, а  также определенная сухость слога. Одно из главных требований к автору отчета – точность передачи сути высказываний говорящих. Журналист может использовать как прямую речь, цитаты, косвенную  речь, так и на основе полученных из доклада сведений написать текст.
     Виды  отчета:
     Прямой  информационный отчет – воспроизводит событие в хронологическом порядке. Журналист подробно отражает происходящее, ничего не комментируя. Однако его позиция может выражаться в акцентировании внимания на определенных деталях, например, доклады некоторых лиц могут быть более детализированы.
     Аналитический отчет – рассказывая о событии, журналист сообщает подробности с некоторыми комментариями. Для этого он имеет право привлекать дополнительные сведения, факты, цифры, мнения, вычленяя наиболее актуальные проблемы, затронутые в выступлениях рассказчиков.
     Тематический  отчет – нарушает хронологический порядок события, автор выбирает доклады, связанные одной-двумя темами, проблемами, отказывается от побочных деталей и уделяет внимание выступлениям людей, затронувших выбранную им тему.
     Интервью
     Представляет  собой разговор журналиста с одним  человеком или несколькими людьми по какому-либо общественно значимому поводу [6, с. 218]. Публикуется обычно в форме вопросов и ответов, но возможны монологическая форма (вопрос задан в лиде, весь остальной текст – сплошной ответ интервьюируемого) или специфическая форма подачи, например, в интервью журнала «Эсквайр» специально опущены заданные вопросы, в тексте приводятся только ответы.
     В задачи журналиста, берущего интервью, входит: 1) выявить точку зрения собеседника  по обсуждаемому вопросу (вопросам); 2) рассказать о собеседнике, создать  его психологический портрет.
     Технология  создания интервью предполагает стадию подготовки (создание вопросника, проработку хода будущей беседы), собственно разговора (следует учитывать психологический, этический и социальный факторы) и написание текста (обязательна  вычитка окончательного варианта текста интервьюируемым).
     Виды  интервью по А.А. Грабельникову [6, с. 219]:
     Интервью-диалог – беседа в форме вопросов и ответов. Самый распространенный вид. Журналист, наряду с основными вопросами, задает собеседнику уточняющие, получает информацию о значительном факте.
     Интервью-монолог – выглядит в форме ответа интервьюируемого на вопрос корреспондента, поставленный в начале текста.
     Интервью-портрет – на первый план выходит создание портрета интервьюируемого. В тексте появляются элементы биографии, присутствуют мнения героя по различным темам. Автор, посредством разнообразных вопросов, раскрывает личность человека.
     Интервью-беседа – журналист ведет беседу с человеком на равных. Предмет разговора – проблемная актуальная ситуация, выход из которой следует найти в процессе разговора. Журналист не только получает от собеседника информацию, но и сам высказывает свое мнение. Возможен спор. Обратные вопросы.
     Коллективное  интервью – представление о мнении нескольких людей по тем или иным вопросам.
     Анкета – массовый вид интервью, заочная беседа. Вопросы задаются на газетном листе, автор изучает поступившие в редакцию ответы и пишет текст. Иногда в издании существует рубрика «Анкета», в которой герой отвечает на стандартный набор вопросов.
       Блиц-опрос – целью является получение мнений людей различного социального статуса по одному актуальному вопросу.
     Наиболее  сложный вид интервью – проблемное. Это своеобразный спор, напряженный диалог, острый поединок. Сама спорность высказанной мысли может нести дополнительную информацию, быть по-своему убедительной, помогать раскрытию личности собеседника или обсуждению проблемы собеседником.
     Принуждать  интервьюируемого к четким формулировкам  не стоит. Лучше использовать в сложных  вопросах обороты типа: «я думаю», «мне кажется», «возможно». [10, с.127]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Интервью как жанр.
     2.1 Место интервью  в системе жанров  журналистики.
     Жанр интервью традиционно входит в группу информационных жанров публицистики. [3, c. 265] Однако в связи с произошедшими в российской прессе изменениями (усиление авторского начала, раскованность стиля, нацеленность прессы на диалог с аудиторией, возросшая роль художественного приема в обработке материала), серьезно встает вопрос о месте интервью в жанровой системе. Так, авторы «Основ творческой деятельности журналиста” выделяют, в отличие от традиционных схем,  пять групп текстов: 1) оперативно-новостные; 2) оперативно-исследовательские; 3) исследовательско-новостные; 4) исследовательские; 5) исследовательско-образные, [10, c. 126 - 129.- и место интервью  определяют в группе оперативно-исследовательских текстов. Тем самым подчеркивается появление в этом жанре нового по сравнению с советским периодом качества - аналитичности.
     Еще одним фактором, осложняющим определение  места интервью в системе газетных жанров, является  появление комбинированных жанров вследствие длительного соседства интервью и статьи, интервью и комментария, информации и интервью, очерка и интервью. О. С. Савчук отмечает, что комбинированные жанры составляют около двадцати процентов текстов. [12, c. 267.]
     Также большое влияние оказывает реклама, одним из проявлений которой становится жанр рекламного интервью.
     Интервью  очень  неоднозначно.   Оно разнообразно в своих видах. Существуют несколько видов интервью,  которые  граничат  с аналитическими  жанрами,  а именно: портретные и проблемные. Возможно, именно потому, что  интервью  занимает значимое положение в жанровой  системе,  входя  одновременно  в  разряд  как информационных, так и аналитических жанров, оно пользуется  популярностью  у журналистов и входит в число самых используемых жанров.
           Интервью, как составляющая сложной  системы, действительно  занимает  в этой системе одну из  самых  высоких  позиций  по  частоте  использования  и технике исполнения. В современном мире поток информации,  получаемый  людьми слишком быстр,  поэтому  современная  журналистика  направлена  на  передачу информации, каких-либо  фактов  читателям,  телезрителям  и  радиослушателям больше, нежели на глубокий анализ, сопоставление  этих  фактов.  И  поэтому, как нам кажется, все  большей  популярностью  среди  журналистов  пользуются именно информационные жанры (в том числе интервью),  которые  служат  только для  передачи  определенной  информации  ее  потребителям,  но  не  содержат причинно-следственных связей.
           Интервью позволяет потребителю  информации получать эту информацию  «из  первых  рук»,  несмотря  на  наличие  в   нем   определенной   доли субъективизма,  которым   больше   всего   отличается   газетное   интервью. Обозначенный субъективизм заключается, на наш взгляд, в следующем:  оформляя полученную информацию в виде интервью и перенося на  бумагу  точно  то,  что сказал  собеседник,  журналист  в  определенной   степени   пропускает   эту информацию через себя.  И  то,  что  выходит  потом  на  страницах  газет  в вопросно-ответной форме, не есть разговор, проходивший между интервьюером  и интервьюируемым  в  чистом   виде.   Это   та   же   беседа   журналиста   с интервьюируемым, но в уже в «переводе» интервьюера.
           Однако эта  черта  присуща   в  большей  степени газетному интервью, когда  потребитель  информации  читает  то,  что  слышал журналист, но в меньшей –  радио  и  телевизионному  интервью,  где  тот  же потребитель информации получает  возможность  слышать  и  видеть  самому.  В последнем случае  потребитель  информации  слышит  и  видит  то  же,  что  и журналист, то есть получает информацию не в  «переводе»  интервьюера,  а  от того, кто является источником  этой  информации,  ее  носителем.  И  в  этом случае человек, напрямую не задействованный в процессе интервью,  становится в определенной степени его соучастником, поскольку он все слышит и видит,  а следовательно,  пропускает  ее  через  свое  сознание.   Здесь   потребитель информации осмысливает и «переводит» услышанное и увиденное  в  соответствии со своим мировоззрением, мироощущением, миропониманием.
           Кроме того, несмотря на кажущуюся  легкость, интервью – один  из  самых сложных  жанров,  требующих   следовать  определенной  тактике   и  стратегии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.