На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации общая характеристика источников и методы формирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
Курсовая  работа на тему: 

«Доходы бюджета Пенсионного фонда  Российской Федерации: общая характеристика источников и методы формирования» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 
 
 
 
 
 

 
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда РФ 5
          1.1 Сущность и содержание деятельности  Пенсионного фонда РФ
          1.2 Правовые основы пенсионного  обеспечения в РФ
Глава 2. Механизм формирования и использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда 9
          2.1 Общая характеристика доходов Пенсионного фонда
          2.2 Динамика и структура доходов Пенсионного фонда
          2.3 Методы формирования доходов
Глава 3. Основные направления совершенствования формирования доходной части Пенсионного фонда РФ 16
         3.1 Проблемы формирования и использования  финансовых ресурсов РФ
         3.2 Перспективы развития в формировании  доходов Пенсионного фонда
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложения 31 
 

 


Введение 

     Пенсионное  обеспечение напрямую касается интересов  нетрудоспособных граждан (обычно 25-30%), которые составляют значительную прослойку  населения страны. Косвенно пенсионное обеспечение касается всего населения  страны и определяет социальную, экономическую  и политическую сферы жизни. Так, неправильно функционирующая система  пенсионного обеспечения становится причиной многих социальных конфликтов в обществе.
     Финансовая  устойчивость пенсионной системы и, в частности Пенсионного Фонда  РФ, не может быть достигнута только за счет оперативных мер по привлечению  доходов, предусмотренные на финансирование пенсионных выплат, утвержденных государством. Необходимо комплексное воздействие  на пенсионную систему, как и в  сфере привлечения и использования  финансовых ресурсов, так и управления ими.
     Актуальность  данной проблемы возрастает с ухудшающейся демографической ситуацией в  стране. Увеличивающаяся продолжительность  жизни и снижающаяся рождаемость  приводят к увеличению нагрузки на пенсионную систему. Особо следует  отметить «молодой возраст» пенсионеров  в России, женщины – 55 лет и  мужчины – 60 лет. Некоторым категориям лиц государством предоставлено  получение пенсии в полном размере  после 15 лет работы, что также  сказывается на финансовой устойчивости.
     Пенсионный  фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты  государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий  для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его  важное социальное значение.
Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых  взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как начиная  с 1995 года доходов Пенсионного фонда  от страховых взносов не хватает  для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются  дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые  пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению - обеспечивать достойный уровень  жизни людям не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать  вывод, что выполнение социальных целей  государства является основной задачей  Пенсионного фонда РФ и важность их выполнения обуславливает актуальность данной темы исследования.
Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.
 В ходе  исследования необходимо решить  следующие задачи:
·  рассмотреть правовые основы и механизм формирования Пенсионного фонда РФ;
·  изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде;
·  рассмотреть проблемы совершенствования механизма формирования и использования средств Пенсионного фонда.
     Объектом  исследования является Пенсионный фонд РФ, предметом - механизм его формирования и использования.
     Любопытно, что в научной литературе отождествляются  понятия пенсионной системы и  Пенсионного фонда Российской Федерации. На наш взгляд, недопустимо отождествление данных понятий, так как пенсионная система  состоит из государственных  и негосударственных пенсионных фондов. Особенностью России является значительный удельный вес Пенсионного  фонда Российской Федерации, поэтому, описывая механизм формирования и использования  финансовых ресурсов, мы будем рассматривать  его с позиций формирования и  использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ. В остальных  частях работы мы будем рассматривать  пенсионную систему в целом и  особо выделять Пенсионный фонд РФ, как ее самую значимую часть. 

 

     

Глава 1. Теоретические  основы деятельности Пенсионного фонда  РФ

 
     1.1 Сущность и содержание деятельности  Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный  фонд Российской Федерации - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов в стране. Создание Пенсионного фонда  стало вехой в решении одной  из важнейших задач по реформированию социальной сферы - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному  пенсионному страхованию. На сегодняшний день по масштабу решаемых задач деятельность Пенсионного фонда уникальна и не имеет прецедентов в истории России. ПФ РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

     В основные задачи ПФ РФ входят:

     1) целевой сбор и аккумуляция  страховых взносов, а также  финансирование расходов в соответствии  с назначением ПФ РФ;

     2) организация работы по взысканию  с работодателей и граждан,  виновных в причинении вреда  здоровью работников и других  граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю  потери кормильца;

     3) капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него  добровольных взносов (в том  числе валютных ценностей) физических  и юридических лиц;

     4) контроль с участием налоговых  органов за своевременным и  полным поступлением в ПФ РФ  страховых взносов, а также  за правильным и рациональным  расходованием его средств;

     5) межгосударственное и международное  сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ  РФ, участие в разработке и  реализации в установленном законом  порядке межгосударственных и  международных договоров и соглашений  по вопросам пенсий и пособий.

     Пенсионный  фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая  рядом особенностей:

     1) фонд запланирован органами власти  и управления, и имеет строгую  целевую направленность;

     2) денежные средства фонда используются  для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

     3) формируется в основном за  счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

     4) страховые взносы в фонды и  взаимоотношения, возникающие при  их уплате, имеют налоговую природу,  тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

     5) на отношения, связанные с исчислением,  уплатой и взысканием взносов  в фонд, распространено большинство  норм и положений Налогового  Кодекса РФ;

     6) денежные ресурсы фонда находятся  в государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо  цели, прямо не предусмотренные  законом;

     7) расходование средств из фонда  осуществляется по распоряжению  Правительства или специально  уполномоченного органа (Правление  фонда).

     Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно  действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения  в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных  и административно-территориальных  образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную  работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов  социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием  средств.

     Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения  занимаются Министерство труда и  социального развития РФ (назначает  и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров  наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и  смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая  сумма доходов, в том числе  по источникам, общая сумма расходов - по направлениям. Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. В настоящее время в России используется так называемая накопительная система пенсионного обеспечения. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии. Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.

     1.2 Правовые основы пенсионного  обеспечения в РФ.

Согласно  пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации  является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением и создан в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

     Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации  является государственным учреждением  и осуществляет функции страховщика  в системе обязательного пенсионного  страхования.

     При этом Пенсионный фонд Российской Федерации  имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

     Кроме того, вышеуказанным Федеральным  законом устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его  территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим.

     Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации  является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность.

     Кроме того, следует отметить, что Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), а также Положением о  Правлении Пенсионного фонда  Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР, которое возглавляет  Председатель Правления.

     Правление ПФР проводит свою деятельность по государственному управлению средствами обязательного пенсионного страхования  в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством  Российской Федерации, определяет перспективные  и текущие задачи системы ПФР.

     За 2001 - 2005 годы в законодательных и  подзаконных актах касающихся Пенсионного  фонда РФ произошли некоторые  изменения.

     Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации» определен  новый статус ПФР (его территориальных  органов) как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов  правоотношений по обязательному пенсионному  страхованию. Таким образом, в системе  пенсионного обеспечения Российской Федерации были закреплены страховые  принципы, гарантирующие застрахованному  лицу, при наступлении страхового случая, осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру  уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов.

     Одновременно, положениями Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и  изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые  законодательные акты Российской Федерации  о налогах и сборах» были внесены  изменения и дополнения в Налоговый  кодекс Российской Федерации в части  выведения страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  из состава единого социального  налога (ЕСН). При этом было предусмотрено, что сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается  налогоплательщиками на сумму начисленных  страховых взносов, путем применения налогового вычета[5, с.32].

     Коренным  образом изменилось законодательство в области пенсионного обеспечения  граждан Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства.

     Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ установил  правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, определил особенности  правового положения, права, обязанности  и ответственность субъектов  и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установил  основы государственного регулирования  контроля и надзора в сфере  формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

     Кроме того, указанный Закон закрепил за Пенсионным фондом Российской Федерации  новые права и обязанности  как субъекта отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

     Таким образом, в последние года, в пенсионное законодательство РФ неоднократно вносились  изменения, затрагивающие все его  стороны: круг обеспечиваемых пенсиями, условия их предоставления и размеры.

     Существенно расширился и продолжает расширяться  перечень источников законодательства.

Глава 2. Механизм формирования и использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда.
2.1 Общая  характеристика доходов Пенсионного  фонда.

Пенсионный  фонд, как и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности формирования бюджета фонда обусловлены его  спецификой и заключаются в следующем.

Бюджет  Пенсионного фонда РФ -- форма  образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

В составе  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Денежные  средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах фонда, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений последнего - на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.

     Финансовые  ресурсы – денежные доходы, поступления  и накопления, находящиеся в собственности  и распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной  власти и местного самоуправления и  используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей1.
     Из  определения вытекает, что финансовые ресурсы пенсионной системы формируются  из доходов, накоплений и поступлений.
     Доходы  пенсионной системы
     Доходы  пенсионной системы состоят из налоговых  доходов, неналоговых доходов и  безвозмездных перечислений2.
    Налоговые доходы – 60% от минимального налога по упрощенной системе налогообложения;
    Неналоговые доходы - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; недоимки, пени и штрафы по взносам в ПФРФ; доходы от размещения средств ПФРФ; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
    Безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из федерального бюджета; безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов; прочие поступления.
2.2 Динамика и структура доходов Пенсионного фонда.
     В последние годы заметно снизились  собственные доходы ПФРФ. В 2003 году дефицит собственных средств  бюджета составил 42 млрд. рублей, а  в 2010 – 2,5 трлн. рублей. Рост дефицита начался  с 2004 года, когда была уменьшена ставка налогообложения по ЕСН, но была увеличена  налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года. Таким образом, правительство  хотело предложить более выгодные условия  для работодателей, чтобы те, в  свою очередь, начали выплачивать заработную плату официально, а не так называемыми  «Серыми зарплатами». Изменений  в налоговой базе на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года не добилось поставленной цели в  связи с нежеланием некоторых  работодателей переходить на прозрачную систему оплаты труда. Соответственно данное снижение ставки ЕСН только уменьшило доходы ПФРФ. С 2010 года в  России ЕСН был заменен страховыми взносами, в частности, взносы в пенсионный фонд составляют 20%. Теперь страховые  взносы уплачиваются работодателями по единой ставке с суммы выплат и  иных вознаграждений, не превышающей 415 000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты  и иные вознаграждения облагаться не будут и, соответственно, страховые  взносы не уплачиваются. Если работник осуществлял деятельность в двух и более организациях, ограничение  выплат применяется по каждой организации  отдельно. Размер предельного годового заработка будет ежегодно индексироваться  в соответствии с ростом средней  заработной платы. Таким образом, это  является отличным стимулом для выплат прозрачных заработных плат. Еще одно преимущество страховых взносов  заключается в том, что средства направляются не в федеральный бюджет, как это было раньше, а напрямую в ПФРФ. «По итогам первого квартала 2010 года в целом по стране ПФРФ собрал почти 395 миллиардов рублей страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование, что составляет 102,2% по сравнению с прогнозным показателем», - сказал глава ПФРФ Антон Дроздов.
     Дальнейшими действиями по оптимизации пенсионной системы будет плавный переход  к новой системе налогообложения  для льготных категорий налогоплательщиков. Для них страховые взносы будет  установлены в размере3:
    15,8% от базы для начисления страховых взносов
      для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
      для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
    14% от базы для начисления страховых взносов
      для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны;
      для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, либо уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
      для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - инвалидам, в отношении выплат в пользу инвалида;
      для общественных организаций инвалидов и созданных ими организаций при соблюдении определенных Законом условий;
      для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных и других социальных целей;
    10,3% от базы для начисления страховых взносов
      для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог.
     Изменения коснулись также и банковского  сектора. С 2010 года банки обязаны  предоставлять информацию, требующуюся  для пенсионного фонда4
2.3 Методы  формирования доходов.
     Накопления  пенсионной системы
     Из  части накопленных средств ПФРФ формируется резерв пенсионного  фонда. Основной целью данного резерва  является покрытие дефицита бюджета  пенсионного фонда за текущий  год и покрытие непредвиденных расходов. В связи с тем, что последние  годы пенсионный фонд РФ ежегодно испытывает достаточно большой дефицит средств, резервный пенсионный фонд был полностью  исчерпан в 2007 г. Поэтому резерв создается  только для накопительной части, в частности, в 2010 году он составил 282 001 569,7 тыс. рублей связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. Этот резерв был создан для выполнения расходных обязательств на возмещение потерь, возникших при инвестировании накопительной части трудовых пенсий в 2008 году.
     Поступления пенсионной системы
     Поступлениями пенсионного фонда РФ являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и безвозмездные  перечисления от отдельных юридических  и физических лиц. Данные поступления  из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в последние годы заметно выросли и в настоящее  время составляют 2 530 047 432,4 тыс. рублей и 4 451 818,4 тыс. рублей соответственно5, что составляет около 55 % всех доходов бюджета. Для сравнения в 2005 году межбюджетные трансферты составляли 51 %, а в 2004 году всего лишь 6 %. Это говорит о том, что необходимо оптимизировать данную систему. Например со следующего года планируется увеличить ставку пенсионных взносов на 6%. Данные меры принимаются для покрытия дефицита собственных средств ПФРФ, расходы которого не могут постоянно покрываться за счет федерального бюджета.
     Касаясь темы использования средств ПФРФ необходимо отметить, что при ежегодном  составлении бюджета пенсионного  фонда на предстоящий год, формируется  перечень статей, на которые данный бюджет будет израсходован. Также  с 2010 года изменился перечень генеральных  администраторов ПФРФ. К ним относятся:
    Федеральная антимонопольная служба
    Федеральная налоговая служба
    Пенсионный фонд Российской Федерации
     Перечень  направлений использования бюджетных  средств составляется ежегодно на текущий  год и плановый период. Расходы  планируются в размере 4,39 триллиона  рублей (10,2% к объему ВВП), в 2011 году - 4,89 триллиона рублей, в 2012 году - 5,36 триллиона  рублей.
   Если  сравнивать с 2009 годом, то в нем доходы составили 3,28 триллиона рублей, расходы - 3,04 триллиона рублей.
   В общих расходах ПФРФ на 2010 год расходы  на пенсионное обеспечение граждан, дополнительное пенсионное и материальное обеспечение отдельных категорий  граждан составили 3,71 триллиона  рублей (или 84,5%), расходы на финансовое обеспечение ежемесячной денежной выплаты - 343,8 миллиарда рублей (или 7,8%), на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии - 23,2 миллиарда рублей (или 0,5%).
   Как уже было сказано ранее, большая  часть расходов ПФРФ покрывается  за счет межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета. Установленный  прожиточный минимум пенсионера в 2009 году - 4,135 тысячи рублей, в 2010-м - 4,780 тысячи рублей, в 2011-м - 5,315 тысячи рублей, в 2012 году - 5,847 тысячи рублей.
   По  плану с 1 апреля 2010 года предусматривалась  индексация трудовой пенсии на 6,3%, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, социальных пенсий - на 12%, ежемесячных  денежных выплат (ЕДВ) - на 10%; с 1 июля - пенсий по государственному пенсионному обеспечению, социальных пенсий - на 3,5%; в 2011 году с 1 февраля - трудовой пенсии на 10%; с 1 апреля - трудовой пенсии на 0,5%, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, социальных пенсий - на 10%, ЕДВ - на 8%; с 1 июля пенсий по государственному пенсионному обеспечению, социальных пенсий - на 2,9%. В 2012 году с 1 февраля индексируется трудовая пенсия на 8%; с 1 апреля - пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии - на 8%, ЕДВ - на 7%; с 1 июля - пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии - на 3%. В начале 2011 года при индексации размера социальных пенсий были повышены и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, размеры дополнительного ежемесячного материального обеспечения и других выплат, суммы которых определяются размером социальной пенсии. Так, средний размер социальной пенсии после повышения составил 5 214 рублей; средний размер пенсии по инвалидности военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, составил 7 842 рубля; средний размер пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, составил 6 590 рублей. Социальные пенсии выросли на 10,27%, ЕДВ – на 6,5%. Трудовые пенсии выросли на 8,8%.
   Также в 2010 году, в  соответствии с  Постановлением Правительства Российской Федерации, была предоставлена субсидия бюджетам субъектов РФ на социальные программы, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам по старости и по инвалидности в сумме 5107,6 тыс. рублей. В соответствии с Федеральным законом в 2011 году будет продолжено предоставление  субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов.
     Интересно отметить, что в России по данным Росстата среднемесячная заработная плата  на 2008 год составила 17290 руб. Численность  экономически активного и занятого в экономике населения составила 70965000. Отчисления в пенсионную систему составляет 20% от заработной платы. Около 85% населения доверяют свои пенсии ПФРФ, остальные 15% - различным НПФ.
     17290руб  * 12 мес. * 70965000 * 0,2 * 0,85 = 2 503 049 094тыс руб. – 416 698 652 тыс. руб. (накопительная часть пенсии) = 2 086 350 442 тыс. руб. (собственные ресурсы ПФРФ на распределительную часть пенсии).
     Всего доходная часть (не связанная с формированием  средств на накопительную часть  пенсии) составляет 4 398 037 334,4 тыс. руб.
     4 398 037 334,4 тыс. руб. – 2 530 047 432,4 тыс. руб. (средства из Федерального бюджета) – 4 451 818,4 (из бюджетов субъектов РФ) тыс. руб. = 1 857 538 084 тыс. руб. Очевидно, что 2 086 350 442 тыс. руб. больше 1 857 538 084 тыс. руб. (на 228 812 358,4 тыс. руб.). Возможно, расхождение в цифрах вызвано округлением и грубым приближением чисел, но также возможно, что управление финансовыми ресурсами ПФРФ недостаточно эффективно.

Глава 3. Основные направления  совершенствования  формирования доходной части Пенсионного  фонда РФ.

3.1 Проблемы формирования и использования финансовых ресурсов РФ.

     В первую очередь необходимо раскрыть сущность финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации. Финансовая устойчивость пенсионной системы – это ее способность в кратко-, средне – и долгосрочной перспективе аккумулировать объем ресурсов, достаточный для выполнения денежных обязательств перед пенсионерами, установленных действующим законодательством6. В частности, Конституцией РФ гарантируется, что политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека и устанавливаются государственные пенсии, пособия как гарантия социальной защиты населения7. Для того чтобы выполнять свои обязательства перед гражданами, государство непрерывно пересматривает механизмы выполнения своих обязательств с целью их соответствия с современными условиями. В мировой эволюции пенсионных систем существует закономерность перехода от государственно-накопительных систем к смешанным, а от смешанных - к частно-накопительным.
     Государственно-накопительные  пенсионные системы предполагают, что  пенсии финансируются на принципе солидарности или на авансировании средств  на пенсионное обеспечение. Фактически это означает, что работающее население  обеспечивает пенсии неработающему. Данная система была характерна для России до 2002 года. Однако с 2002 года государственная  трудовая пенсия граждан формируется  в системе обязательного пенсионного  страхования (ОПС) и состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной  частей трудовой пенсии8.
     Так, стандартная пенсия по старости человека 1966 года и старше определяется по формуле:
     СЧ = ПК / Т + Б9, где
     СЧ - страховая часть  трудовой пенсии по старости;
     ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного  лица;
     Т - количество месяцев  ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для  расчета страховой части указанной  пенсии, составляет 19 лет (228 месяцев10);
     Б - фиксированный  базовый размер страховой части  трудовой пенсии по старости (1950 р. С 1 марта 2009г.).
     С 1 января 2010 г. была произведена валоризация  пенсионных прав граждан -  сумма  расчетного пенсионного капитала будет  умножена на 10%, а также будет дополнительно  увеличиваться на 1% за каждый год  стажа, выработанного до 1991 г. Максимальные ограничения при этом отсутствуют. Она проводится в отношении всех застрахованных лиц, имевших трудовой стаж до 01.01.2002.
       Накопительная часть трудовой  пенсии формируется у лиц 1967 года рождения и моложе.
     П = СЧ + НЧ
     П - размер трудовой пенсии по старости;
     СЧ - страховая часть  трудовой пенсии по старости (такая  же, как и у лиц старше 1966 года рождения)
     НЧ - накопительная  часть трудовой пенсии по старости,
     НЧ = ПН / Т, где
     ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального  лицевого счета;
     Т - количество месяцев  ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для  расчета страховой части указанной  пенсии (228 месяцев11).
     С 1 января 2009 у граждан появилась  возможность увеличить размер накопительной  части своей трудовой пенсии по старости за счет участия в программе дополнительных пенсионных накоплений (далее –  ДПН). Эта программа предусматривает, что на накопительную часть трудовой пенсии будут уплачиваться дополнительные страховые взносы, как самим застрахованным лицом, так и его работодателем (по желанию), а также поступать  софинансирование от государства. А  именно софинансирование от государства  будет поступать на лицевой счет в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФРФ) в размере 100% от добровольного взноса на накопительную  часть пенсии. Сумма софинансирования варьируется от 2000 руб. до 12000 руб. (при  взносе менее 2000 руб. государство ничего не доплачивает, а при взносе более 12000 руб. софинансирование остается на уровне 12000 руб.)12.
     На  следующем этапе эволюции пенсионных систем происходит переход к частно-накопительным  пенсионным системам. На данный момент частно-накопительной частью пенсионной системы России являются негосударственные  пенсионные фонды (далее - НПФ). НПФ важны  не только для более эффективного инвестирования пенсионных накоплений граждан и поддержание высокого уровня жизни среди пенсионеров, но и для экономики страны в  целом. НПФ в развитых странах  обладают значительными объемами ресурсов, а так как перед ними не стоит  проблема ликвидности (можно с достаточной  точностью оценить выплаты НПФ  по своим обязательствам), они могут  инвестировать в долгосрочные проекты  и соответственно предоставлять  финансовые ресурсы реальному сектору  экономики. Так, на конец 2009 года суммарные  инвестиции НПФ в США составили (приложение 1):
      в корпоративные и иностранные облигации - 423,8 млрд долл.,
      в акции организаций – 1945,7 млрд. долл.,
      в паевые инвестиционные фонды – 1618,7 млрд. долл.,
      в долговые обязательства федерального казначейства – 219,2 млрд. долл.,
      в федеральные агентства – 290,1 млрд. долл.
     Особенно  НПФ развиты в США и в  Великобритании13. Так, в США около 20% активов домохозяйств находятся в НПФ, а в Великобритании около 27% (приложение 2).
     Описанная эволюция произошла в связи с  потребностью аккумуляции достаточных  финансовых ресурсов для выполнения государством своих обязательств перед  гражданами (т.е. с потребностью в  финансовой устойчивости) пенсионных систем разных стран. Фактически на финансовую устойчивость пенсионной системы влияют следующие факторы (приложение 3):
    Экономические факторы
      Уровень благосостояния населения и объем финансовых ресурсов, находящиеся в распоряжении домохозяйств
      Стадия экономического цикла и колебания рыночной конъюнктуры
      Наличие или отсутствие развитых финансовых рынков
    Демографические факторы
      Уровень рождаемости и средняя продолжительность жизни
 
 
 
 
     
    Политические  факторы
      Налоговая политика и законодательство. Для США и Великобритании характерна высокая доля НПФ, благодаря стимулирующей налоговой политике государств. В частности Пенсионные выплаты не облагаются подоходными налогами, в то время как доход от  альтернативного инвестирования облагается налогами.
    Социальные факторы
      Социальные факторы в значительной степени влияют на демографические факторы
      Склонность населения к потреблению, либо к накоплению
 
     В данной курсовой работе предлагается провести анализ финансовой устойчивости пенсионной системы по вышеперечисленным  факторам.
     Экономический фактор: Уровень благосостояния населения и объем  финансовых ресурсов, находящиеся в  распоряжении домохозяйств
    Размер доходов населения является важным фактором, так как на прямую влияет на сумму дохода ПФРФ и НПФ. Чем выше заработная плата, тем большие отчисления идут в пенсионный фонд. С 2002 года Россия перешла от распределительной пенсии к накопительной, при этом нынешнее население должно работать не только на свою накопительную часть пенсии, но и на перераспределительную часть для населения, которое 1967 года рождения и старше. В настоящее время средняя заработная плата по России составляет 18309 рублей, поэтому если учитывать что страховой взнос в пенсионный фонд составляет 20%, то можно вычислить, что размер доходов пенсионного фонда от одного человека составляет 3661 рубля, а средняя пенсия составляет на каждого пенсионера – около 8000 рублей14. Численность пенсионеров на 2010 год составила 38 млн. человек, что составляет примерно четверть населения России. Учитывая численность населения в трудоспособном возрасте и численность безработных, можно вычислить, что в России занято приблизительно 60-65% населения, таким образом, на двух пенсионеров приходится пять работающих. Учитывая среднюю заработную плату и среднюю пенсию можно сделать вывод, что на накопительную часть пенсии этих пяти человек приходится 400 рублей на каждого.
     Экономический фактор: Стадия экономического цикла и колебания  рыночной конъюнктуры
    Экономический рост представляет собой определенную тенденцию, состоящую из спадов и подъемов. Данные колебания можно представить схематически.
     Таким образом, из четырех стадий состоит  экономический цикл, или «волна». Экономический цикл – периодические  колебания экономической активности общества, промежуток времени от начала одного кризиса до начала другого15. Многие экономисты различают несколько экономических циклов в зависимости от их протяженности. Так самыми длительными являются циклы Н. Д. Кондратьева сроком в 40-60 лет, движущей силой которых являются изменения в технологии производства и инновации, а самыми короткими – циклы Дж. Китчина продолжительностью в 3-5 лет, генерируемые динамикой относительной величины запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях.
     Многие  государства ведут антициклическую  политику, суть которой заключается  в сглаживании предельных точек  экономических циклов. Так при  спаде государство начинает политику экспансии, Снижая налоговые ставки, увеличивая государственные расходы, предоставление налоговых льгот  на новые инновации, понижение ставки рефинансирования и покупка ценных бумаг. При подъеме государство  снижает государственные расходы, повышает налоги, увеличивает ставку рефинансирования и продает ценные бумаги. Касаясь пенсионных фондов, то важной их задачей является правильная политика, заключающаяся в том  чтобы учитывать экономические  циклы и инвестировать свои средства в наиболее выгодное время и в  наиболее выгодные отрасли, тем самым  снижая риски потери в кризис и  максимально выгодно используя  стадии оживления и подъема.
Экономический фактор: Наличие или  отсутствие развитых финансовых рынков
     Данный  фактор является одним из наиболее важных, так как наличие развитого  рынка в стране дает возможность  пенсионному фонду максимально  диверсифицировать свой портфель активов, инвестируя свои средства в различные  компании, что приведет к минимизации  рисков. Также это они позволяют  сохранить финансовые средства в  стране, ведь отсутствие развитого  финансового рынка ведет к  утечке капитала за границу, что невыгодно, особенно для России, которая постоянно  нуждается в инвестиционных ресурсах. Необходимо развивать финансовые рынки  до уровня ведущих зарубежных, в  частности, в развитии законодательства, регулирующего деятельность финансовых рынков.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.