На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Экономика Франции

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 05.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тезисы

для конференции по мировой  экономике:

«Экономика  Франции»

              студента 3МЭО 7-й группы Чернова  М.А. 
              Франция в мировой экономике

  По  основным показателям экономического развития Франция входит в первую пятерку стран. По объему ВВП она  делит с Великобританией 4-е и 5-е места. В 2003 г. ВВП Франции по ППС в ценах 1999 г. равнялся 1530,3 млрд. долл., в то время как у Великобритании – 1531,2 млрд. долл., а, например, в 2000 г. ВВП Франции составил 1445,5 млрд. долл., оттеснив Великобританию с ее 1443,0 млрд. долл. на 5-е место.1
  Франция является четвертой промышленной державой мира, а по некоторым показателям  занимает и более высокие места. В мировой автомобильной и  химической промышленности Франция  удерживает 4-е место, в электротехнической – 3-е. Французский ВПК находится на 2-м месте в мире после американского. Франции принадлежит 2-е место в мире по величине военных расходов, в том числе на военные НИОКР.2 Франция занимает 1-е место в мире по доле выработки электроэнергии на АЭС, которая в 1999 г. составила 84%3. По абсолютному объему выработки атомной электроэнергии Франция уступает только США. Страна также является лидером европейской аэрокосмической промышленности.
  По  объему сельскохозяйственного производства Франция занимает 1-е место в  Европе. Она делит с Италией 1-е и 2-е места в мировом виноделии. Франция занимает 3-е место среди развитых стран по производству зерновых, уступая США и Канаде. По производству яблок и абрикосов она занимает 1-е место в Европе, по производству груш – второе. По поголовью крупного рогатого скота Франция занимает 1-е место в Европе и 6-е в мире. Страна является европейским лидером в разведении устриц, удерживая по этому показателю 4-е место в мире.
  Франция занимает лидирующие позиции в строительстве  и эксплуатации скоростных железных дорог. По протяженности автомобильных дорог она стоит на 2-м месте после США, а по густоте автодорожной сети более чем вдвое превосходит США. Франция также является самой посещаемой страной в мире: в 1996 г. в ней побывали 61,5 млн. туристов4. Правда по размерам дохода от туризма Франция уступает США, а в отдельные годы – Испании.

Основные  тенденции развития французской экономики  за последние 100 лет

  В начале ХХ века французская экономика  в своем развитии отставала от мировых лидеров. Индустриализация в стране шла более низкими темпами. Если в 1900 г. доля промышленной продукции в ВВП у США составляла 27,9%, у Германии – 23,4%, у Великобритании – 22,4%, то у Франции она не превышала 14%.5 В стране господствовал ростовщический и колониальный тип капитализма. Норма накопления находилась на низком уровне, а французский капитал стремился к возрастанию непроизводственным путем. Основным источником доходов был неэквивалентный обмен с колониями и внешние ссудные операции.
  После  первой  мировой  войны  Франция превратилась из кредитора в должника, в 60-х гг. она потеряла свои колонии. В результате основным источником экономического роста стала промышленность. Ос6новная деятельность по структурной перестройке экономики пришлась на 1946 – 1973 гг. Этот период получил название “тридцатилетия славы”6 сопровождался высоким экономическим ростом, который в среднем составлял 5,2% в год7. Тем не менее в этот период наблюдалось отставание от Германии и Японии по динамике доли промышленности в ВВП и концентрации капитала. Все это вместе с относительной структурной слабостью экономики обусловило недостаточную конкурентоспособность Франции, которую обнажил энергетический кризис 1973 г. В результате среднегодовые темпы прироста ВВП снизились в 70-х гг. до 2,6%, в 80-х – до 2,4%, а в 90-х – до 1,8%8. Наблюдалось резкое падение прибыли компаний и рост безработицы. Чистая прибыль на вложенный капитал в 1986 г. составила минус 1,7 млрд. долл., в 1990 г. – минус 1,6 млрд. долл., а в 1995 г. – минус 8,4 млрд. долл. 9 Среднегодовые темпы инфляции в 1979 – 1989 гг. составили 7,0%10. Период с 1974 по 1996 г. получил название “тридцати горестных лет”. Несмотря на негативные последствия в краткосрочном периоде, он имел положительные долгосрочные результаты. Жесткие условия выживания стимулировали рост эффективности инвестиций, снижение издержек, структурную перестройку экономики в пользу высокотехнологичных производств, и, следовательно, повышение конкурентоспособности Франции. Это создало предпосылки для нового экономического подъема, начавшегося в 1997 г.
  За  последние 100 лет Франция сделала  значительный рывок в экономическом  развитии, переместившись из разряда  отстающих стран в пятерку  мировых лидеров.
 

Особенности социально-экономической  модели Франции
  Французскую социально-экономическую модель принято называть дирижистской, или этатистской (от французского “Etat” – государство)11. Основополагающим признаком данной модели является интенсивное государственное вмешательство в экономику. Государство одновременно выступает как крупный предприниматель, осуществляет административное регулирование экономики и финансирует всеохватывающую систему социального обеспечения.
  После национализации 1945 – 47 гг. в состав государственного сектора вошли  предприятия не только инфраструктуры, но также ключевых отраслей экономики. Государству принадлежало 100% предприятий угольной и нефтегазовой промышленности, а также электроэнергетики, 40 – 80% предприятий черной металлургии, автомобилестроения и авиационной промышленности и 20 – 40% предприятий химической промышленности и бытовой электроники.12 Государство владело 96% кредитно-финансовых учреждений, на долю которых приходилось около 90% депозитов и 85% распределенных кредитов.13 Государство выступало в роли инвестора, осуществляя бюджетное финансирование национализированных предприятий. Государство поддерживало “национальных чемпионов”, предоставляя субсидии и льготы за слияния и поглощения. В автомобильной промышленности это Renault, а также Pegeot и Sitroen, которые в 1974 г. объединились в единую группу во главе с холдингом Pegeot-Sitroen Anonyme14. В электротехнической промышленности “чемпионами” являются Alcatel-Alstom, Thomson и Bull. Государственной поддержкой также пользовались такие крупные проекты, как масштабная ядерно-энергетическая программа и проект ракеты “Ариан”.
  Административное  регулирование экономики осуществлялось с помощью пятилетних индикативных планов, в которых централизованным образом определялись объемы и структура  инвестиционных потоков. Например, первый план (1947 – 1952 гг.) выдвигал приоритет развития базовых отраслей: добычи угля, электроэнергетики, металлургии, сельского хозяйства, машиностроения и транспорта. Второй план (1953 – 1957 гг.) предусматривал общее равномерное развитие экономики. А согласно третьему плану (1958 – 1961 гг.), нужно было за 4 года обеспечить увеличение ВВП на 20%.15 Разработкой индикативных планов занимался Комиссариат планирования. В существовавшие при нем комиссии входили крупные министерские чиновники, эксперты, а также руководители крупных предприятий и союзов предпринимателей. Официально эти планы носили рекомендательный характер, но фактически их исполнение было обязательно как для государственного, так и для частного сектора. С конца второй мировой войны на протяжении практически 40 лет государство осуществляло административный контроль над ценами, который был законодательно отменен только 1 декабря 1986 года16, правда с некоторыми исключениями. В сфере государственного регулирования остались тарифы за электричество и газ, плата за проезд в железнодорожном транспорте и метро, тарифы за услуги здравоохранения и лиц свободных профессий (например, нотариусов), квартирная плата и цены на 80% сельскохозяйственной продукции.
  После второй мировой войны государство  играет традиционно высокую роль в социальной сфере. Оно финансирует систему здравоохранения и образовательные учреждения, а также занимается вопросами пенсионного обеспечения. Кроме того, государство организует профессиональное обучение безработных с целью повышения квалификации и создает рабочие места для молодежи в государственном секторе. Например, пришедшее в 1997 г. к власти правительство Л. Жоспена объявило о создании 350 тыс. рабочих мест для молодежи в форме пятилетних трудовых контрактов.17
  Одной из причин сильного государственного вмешательства во французскую экономику может служить исторически сложившееся соотношение сил между бизнесом и государством в пользу последнего. Еще в XVIII веке, на этапе мануфактурного производства, государство захватило ключевые позиции в промышленности. После Великой французской революции основное влияние в обществе закрепилось за мелкими собственниками и в известной степени за сохранившей свои позиции аристократией. При этом крупной буржуазии не нашлось достойного места в новой социально-экономической системе. Менталитет мелких собственников характеризуется консервативностью и стремлением к стабильности, поэтому они всегда поддерживали сильное государство. Дополнительным фактором, способствовавшим усилению государственного вмешательства в экономику, стала Великая Депрессия.
  Не  последнюю роль в доминировании  государства над бизнесом сыграла  традиционно существовавшая во французском  обществе католико-феодальная система  ценностей. Крае6угольным камнем католической этики является коллективизм и милосердие при одновременном неприятии быстрого обогащения и успеха. Подобные установки способствуют развитию патронско-клиентских связей в ущерб свободной конкуренции. В феодальной системе ценностей государственная служба и владение землей считались более почетным занятием, чем частное предпринимательство. В результате даже во второй половине XX века большинство французов отрицательно относились к бизнесу, конкуренции и вообще к “дикому капитализму” англосаксонского образца.18
  Доминирование в обществе мелких собственников  и сильные позиции государства в экономике обусловили вторую особенность социально-экономической модели Франции – отставание по степени концентрации капитала от мировых лидеров. По данным журнала Forbes19, в сотню крупнейших ТНК мира входит всего 7 французских компаний, в то время как количество американских компаний составляет 29, японских – 9, немецких – 11 и британских – 11. При этом важно отметить, что крупнейшая по активам американская компания Citigroup занимает 1-е место в иерархии, японская Mizuho Financial – 2-е, немецкая Allianz Worldwide – 6-е, британская Barclays – 10-е, а французская BNP Paribas – только 14-е. При этом остальные 6 французских компаний занимают соответственно 25-е, 26-е, 29-е, 80-е, 85-е и 93-е. Для сравнения среди первых двадцати компаний присутствуют 5 американских, 4 Японских, 3 немецких и 3 британских.
  Роль  профсоюзов в социально-экономической  сфере незначительна. Во Франции  нет единой влиятельной профсоюзной  организации. Среди профсоюзов можно  выделить Всеобщую конфедерацию труда, Французскую демократическую конфедерацию труда, Французскую конфедерацию христианских трудящихся и некоторые другие, но, пожалуй, ни один из них не является мощным профсоюзным центром национального масштаба. Профсоюзы имеют довольно слабые позиции на предприятиях. Например, в 70-х гг. большинство предпринимателей вводили новые формы организации труда в одностороннем порядке, без коллективных переговоров с профсоюзами.20 Во Франции самый низкий уровень профсоюзного членства в Европе (всего 9%), причем за последние десятилетия он постоянно снижался. Для сравнения в Германии этот показатель равен 24%, в Великобритании – 33%, а в Швеции – 90%.21 О низкой популярности профсоюзов свидетельствует проведенный в 1985 г. опрос, в ходе которого хотя бы минимальное доверие профсоюзам выразили всего 24% опрошенных, тогда как 61% респондентов заявили о полном недоверии.22 Не имея эффективных институциональных средств давления, при защите своих интересов французские профсоюзы обычно прибегают к организации акций протеста. Однако несмотря на то, что уровень забастовок во Франции выше, чем в других странах Европы23, подобная тактика не прибавила профсоюзам веса в социально-экономической системе. Мощное централизованное государство регулирует трудовые отношения административным путем, а это исключает возможность сильного влияния профсоюзов. Государство традиционно принимает участие в коллективных договорах в качестве третьей стороны. Еще в 1950 г. оно установило минимальную зарплату и с тех пор регулирует темпы ее роста. Французский трудовой кодекс является одним из наиболее детализированных. Именно государство привлекает профсоюзы к решению различных задач, а не наоборот.24 Кроме того, государство проводит активную социальную политику, организуя курсы повышения квалификации и создавая рабочие места для молодежи. Интенсивное государственное регулирование и жесткая промышленная политика приучили работников в случае трудового конфликта обращаться в первую очередь к государству и законодательству, а не в профсоюзы.
  Для французской экономики характерно технологическое отставание от США и Японии. Несмотря на то, что во Франции расходы на НИОКР составляют 2,4% ВВП25, в абсолютном выражении они уступают соответствующим расходам США и Японии. Кроме того, значительные инвестиции в НИОКР начали поступать только с 70-х гг. До этого, обладая гарантированными рынками сбыта в колониях, Франция не имела стимулов повышать технологические характеристики своей продукции.
  Этатистская модель французской экономики имела  целый ряд достоинств. Централизованное перераспределение финансовых ресурсов и государственные инвестиции обеспечили быстрый экономический рост в течение трех десятилетий. Средний темп прироста ВВП составил в 50-е гг. 4,5%, в 60-е гг. – 5,8%, в 70-е гг. – 2,6%26. Быстрыми темпами увеличивался ВВП на душу населения. По данным ОЭСР, по ППС в ценах 1990 г. этот показатель составил 3 855 долл. в 1946 г., 7 875 долл. в 1961 г., 15 183 долл. в 1981 г. и 21 092 долл. в 2001 г.27 Благодаря государственной поддержке “национальных чемпионов” произошло укрупнение французских компаний. Индикативное планирование, определявшее направление и пропорции экономического роста, позволило значительно увеличить французский экспорт и его промышленную составляющую.
  Тем не менее, французская социально-экономическая  модель имела и свои недостатки. Интенсивное государственное вмешательство обусловило зарегулированность экономики. Большие масштабы государственных инвестиций и социальных расходов вызвали кризис государственных финансов. Через государственный бюджет и юридически независимые от государства институты (систему социального страхования, государственные предприятия) ежегодно перераспределялось около 50% французского ВВП.28 В результате на протяжении последних 20 лет прошлого века вырос бюджетный дефицит, который в 2002 г. превысил трехпроцентный потолок, установленный Маастрихтским договором.29 За 1975 – 1998 гг. произошло троекратное увеличение государственного долга. В 2003 г. он составил 62,9% ВВП30. Централизованное перераспределение финансовых потоков не всегда было эффективным. Например, в 60-е гг. вместо инвестиций в наукоемкие отрасли огромные средства были направлены на восстановление таких устаревших производств, как основная химия и угольно-металлургическая промышленность.31 Нерентабельность государственных монополий вызвала инфляцию издержек. В 1979 – 1989 гг. среднегодовые темпы инфляции составили 7,0%, и только в 1990 г. их удалось снизить до 3%, а в 1996 г – до 1,4%.32 Высокие нормы отчислений на поддержание дорогостоящей системы социального обеспечения сделали невыгодным для предпринимателей создавать новые рабочие места. В результате уровень безработицы во Франции является одним из самых высоких в Европе. В 1984 г. 7,5%33 экономически активного населения были безработными, а в 1997 г. уровень безработицы составил уже 12,7%, правда к 2002 г. он слегка снизился до 10,4%34. Кроме того, французский рынок труда отличается негибкостью. Предпринимателям невыгодно повышать занятость даже во время экономического подъема, поскольку при увольнении во время спада придется выплачивать высокие выходные пособия.

Современные изменения в социально-экономической  модели Франции

  Во  второй половине 80-х гг. началось реформирование французской социально-экономической  модели, направленное на либерализацию  экономики. В 1986 г. началась широкомасштабная приватизация, которая длилась полтора десятилетия. Она проходила в условиях жесткого контроля государства, которое определяло цену и структуру распределения активов среди акционеров, причем доля иностранного капитала в акциях не должна была превышать 20%35. Государство также определяло “твердые ядра” акционеров, которые давали обязательство не продавать свою долю акций в течение определенного периода (обычно двух лет). Таким образом создавалась система перекрестного участия в капитале, при этом сама компания могла входить в “твердое ядро”, владея собственными акциями через дочерние структуры. В такой ситуации роль частной собственности становится менее заметной.36 Была проведена практически полная приватизация кредитно-банковской системы. Приватизация не затронула авиационно-космическую промышленность и отрасли инфраструктуры: электроэнергетику, газовую и угольную промышленность и железнодорожный транспорт.
  Еще одним направлением реформ стало  ослабление государственного регулирования  экономики. Одновременно с приватизацией произошло открытие национального рынка для иностранных производителей электроэнергии и газа. В 1986 г. был отменен существовавший с 1945 г. административный контроль над ценами. Одновременно осуществлялось дерегулирование кредитно-финансовой системы. Государство отказалось от жесткой специализации банков и от регламентирования процентной ставки. Произошла отмена валютного контроля. Государство перестало играть роль главного кредитора и стимулировало возврат экономики к самофинансированию. Целый ряд мер был направлен на активизацию биржевого рынка и рынка финансовых услуг. Были введены налоговые льготы на покупку акций, облигаций, других ценных бумаг и заключение договоров страхования жизни. В 1987 г. была принята Программа пенсионных сбережений, которая предусматривала развитие пенсионной системы, основанной на капитализации. Эта программа способствовала подготовке финансового рынка долгосрочных сбережений.37
  В результате осуществленных преобразований этатистские черты французской  экономики несколько смягчились. Произошло разгосударствление таких крупных компаний, как France Telecom, Thomson, Air-France и Renault. В результате в составе государственного сектора остались в основном только предприятия инфраструктуры, включая Electricite de France, Gaz de France, Societe nationale des chemins de fer и Charbonnage de France. Первые три компании были интегрированы в систему рыночных отношений. По отношению к ним государство является акционером и гарантом их выполнения своих общественных функций.38 Что же касается Charbonnage de France, то здесь государство решает сложную задачу ликвидации убыточной угольной промышленности при минимальных социальных потрясениях. В частности, оно финансирует досрочный уход шахтеров на пенсию в возрасте 45 лет, благоустройство территорий, на которых находились шахты, и погашение дефицита бюджета компании. Часть шахтеров обеспечивется работой на электростанциях компании Electricite de France.39 Переход от управляемых финансов к рыночным сделал возможным формирование модели финансового оборота, близкой к американской.

Структура экономики

  В целом структура французской  экономики отражает ее постиндустриальный характер. В 2000 г. на долю услуг приходилось 64,7% ВВП, в том числе на сферу  обращения – 20,0%, на транспорт – 9,0%, на финансовые услуги – 1,3%. Материальное производство составило 35,3% ВВП, в том числе промышленность –24,3%, строительство – 5,9%, сельское хозяйство – 5,1%.40 Следует отметить, что доля в ВВП сельского хозяйства, транспорта и сферы обращения превышает соответствующие средние западноевропейские показатели, а доля сферы услуг в целом и финансовых услуг в частности наоборот несколько ниже среднеевропейской.41
  Наиболее  динамично развиваются услуги консультативного характера, включая информационное обеспечение, рекламу и маркетинг, а также инженерно-строительные услуги. Еще один полюс роста – это операционные услуги, к которым относится аренда и лизинг машин и оборудования, а также различные виды технической помощи. Широкое распространение получили услуги в области рекрутинга и подготовки персонала. Быстро увеличивается сектор услуг, связанных с обеспечением безопасности, поскольку резко возросла значимость данной проблемы в общественной жизни Франции.
  В секторе финансовых услуг растет значение небанковских кредитно-финансовых учреждений, прежде всего страховых компаний. Особенное распространение получило личное и имущественное страхование от ущерба, вызванного пожарами и несчастными случаями. Немаловажную роль играют инвестиционные компании, которые покупают ценные бумаги, а потом распределяют дивиденды среди своих акционеров. Франция обладает разветвленной сетью сберегательных касс. Аккумулированные средства небанковские кредитно-денежные учреждения используют для нужд инвестирования.
  В сфере транспортных услуг наибольшее развитие получили железнодорожный, автомобильный и авиационный транспорт. Несмотря на общее сокращение протяженности железных дорог и грузооборота, в сфере железнодорожного транспорта произошли крупные структурные сдвиги. К 1998 г. была практически завершена программа электрификации: примерно половина из имевшихся 32 тыс. км железных дорог была  электрифицирована, и  на долю этих линий приходилось 80% всех перевозок.42 В 80-х гг. началось внедрение на железных дорогах скоростных поездов, производимых группой Alstom. Первая скоростная линия Париж – Лион была открыта в 1981 г. Затем Париж был соединен линиями скоростного сообщения с Марселем, а также Лондоном через тоннель под Ла-Маншем. Заканчивается строительство линии Париж – Страсбург. В последнее время удалось повысить конкурентоспособность железных дорог с помощью их участия в смешанных перевозках в комбинации с другими видами транспорта.
  Около 70%43 грузовых перевозок Франции приходится на автомобильный транспорт. По общей протяженности автодорог Франция занимает второе место в мире, уступая только США, а по их густоте она прочно удерживает первое место.44 После второй мировой войны резко возросла роль авиационного транспорта. Если в 1956 г. его пассажирооборот составлял 2,7 млн. человек, то в 1996 г. пассажирооборот одного лишь парижского узла составил около 60 млн. человек.45 Основная часть французского авиапарка принадлежит компании Air France, которая по своим размерам занимает третье место в мире46. Морской и внутренний водный транспорт не получили большого развития
  В сфере обращения прослеживается увеличение концентрации капитала. В  настоящее время 55% продаж продовольствия и 25% продаж всех других товаров осуществляются через супермаркеты и гипермаркеты47, которые контролируются такими крупными ретейлерами, как Carrefour, Leclerc, Intermarche и некоторыми другими. Быстрыми темпами развивается торговля по каталогам. Ее ассортимент в основном состоит из текстильно-швейной продукции и предметов мебели. Одновременно участились банкротства мелких торговых предприятий. За 60-х – 80-х гг. их число сократилось более, чем в 2 раза48. Тем не менее, 65% занятых в торговле продолжают работать на мелких предприятиях49.
  Важное  место в сфере услуг занимает туризм. Франция является самой посещаемой страной мира, а по доходам от международного туризма уступает только США. Кроме того, большинство французов проводят отпуск за пределами своего дома, превращаясь в туристов. К различным видам туризма относятся кэмпинги, посещение культурных достопримечательностей и приморский туризм. Франция также является центром бизнес-туризма. По количеству международных ярмарок она уступает только Германии.
  Основу  сегодняшней французской промышленности составляют такие базовые отрасли, как автомобилестроение, электротехника и химическая промышленность, а также четыре высокотехнологичные отрасли: ядерная электроэнергетика, электроника и телекоммуникации, авиационная и аэрокосмическая промышленность и ВПК. Производство автомобилей занимает первое место по занятости и по добавленной стоимости в машиностроительном комплексе. 99% производства контролируется двумя компаниями – Renault и Peugeot-Sitroen Anonyme. Второе место среди машиностроительных отраслей занимает электротехническая промышленность. В отрасли господствуют три компании: Alcatel-Alstom, Thomson и Bull. С целью повышения конкурентоспособности эти компании осуществляют программы реструктуризации и продажи непрофильных активов. На долю химического комплекса приходится около 14%50 оборота французской промышленности. С одной стороны, он представлен основной химией, которая находится в кризисном состоянии, а с другой стороны – динамично развивающейся органической химией. Быстро растет производство этилена, пропилена, пластмасс и химических волокон. Широкое развитие получило производство резиновых изделий, лидером которого является компания Michelin. Примерно четверть оборота химического комплекса приходится на фармацевтическую промышленность, которая контролируется группой Rhone-Poulenc. А французская фирма l’Oreal является мировым лидером в производстве парфюмерии.
  В начале 70-х гг. Франция приступила к реализации программы развития ядерной электроэнергетики. В результате с 1973 по 1995 г. выработка электроэнергии на АЭС выросла более чем в 25 раз и в 1999 г. составила около 84% общего производства электроэнергии.51 По относительной роли атомной электроэнергетики Франция выдвинулась на первое место в мире, кроме того ей удалось значительно усилить свою энергетическую независимость и снизить объем затрат на энергообеспечение.
  Франция занимает неплохие позиции в производстве персональных компьютеров и программного обеспечения, которое осуществляется компаниями Bull и Alcatel-Alstom. Недавно этот сегмент рынка освоила компания Thomson, которая ранее специализировалась на военном электронном оборудовании. Сфера телекоммуникаций контролируется компанией France Telecom. По уровню плотности телефонной сети Франция делит с Германией второе и третье места, уступая только США.52 Однако Франция отстает по уровню развития интернета. Отчасти это можно объяснить наличием собственной компьютерной сети “минитель”, принадлежащей France Telecom.
  Авиационная промышленность Франции занимает ведущие  позиции в Западной Европе. Лидером  гражданского самолетостроения является компания Aerospatiale, которая еще в 70-х гг. обратилась к аналогичным европейским компаниям с инициативой создания консорциума для производства аэробусов, конкурировавших с продукцией американского Boeing. В производстве военной авиатехники лидирует компания Dassault. Одновременно Франция является космическим “локомотивом” Европы. В 1975 г. по ее инициативе был создан европейский концерн Arianespace, в котором Франция владеет 60% акций.53 Его задача состоит в финансировании европейской космической программы, которая началась с производства ракеты “Ариан”. Ее первая и третья ступени изготавливались на предприятиях компании Aerospatiale. Сборка ракет осуществляется во Франции, а потом они переправляются на космодром Куру во Французской Гвиане.
  Франция обладает развитым ВПК. По государственным  расходам на военные НИОКР и по военным расходам на душу населения она занимает второе место в мире после США.54 Наряду с государственным в ВПК активно участвует частный капитал. Примером могут служить компания Dassault, производящая военную авиацию, и Thomson, выпускающая радиоэлектронное оборудование.
  В традиционных отраслях французской  промышленности дела обстоят по-разному. Угольная промышленность пребывает  в затяжном кризисе. К 2005 г. намечена ее полная ликвидация.55 Не лучшие времена переживает и черная металлургия. Кризис вызван появлением материалов – заменителей стали и конкуренцией со стороны развивающихся стран. В отрасли принимаются антикризисные меры, включая расширение производства качественной электростали и повышение концентрации капитала. Цветная металлургия Франции в основном представлена алюминиевой промышленностью. 100% производства алюминия контролирует компания Pechiney. Она укрепила свои позиции на внутреннем рынке за счет диверсификации производства, начав выпуск тары и упаковочных материалов. Около 12%56 стоимости продукции французской промышленности приходится на текстильно-швейное производство. Его роль значительно сократилась, и сейчас данная отрасль находится в кризисном состоянии. Причиной кризиса является конкуренция со стороны развивающихся стран и низкий уровень концентрации производства. Около 80%57 предприятий отрасли относятся к категории мелких и обладают низким уровнем технического оснащения. Стремясь сократить издержки, французские текстильные компании переносят свои производства в страны Азии и Африки, обладающие дешевой рабочей силой. Важным сегментом текстильно-швейной промышленности является “высокая мода”. В настоящее время во Франции существует 21 дом моделей.58 Из-за ухудшения внутренней конъюнктуры наблюдается замедление темпов роста в строительстве и общественных работах. Игроки строительного рынка ответили на этот вызов повышением уровня технического оснащения, концентрацией производства и активным освоением внешних рынков. Весь сектор строительства и общественных работ контролируется тремя компаниями: Generale des eaux, Lyonaise des eaux и Bouygues. Они активно участвуют в строительстве крупных объектов в других странах. Удельный вес зарубежной деятельности составляет 49% в общем обороте Lyonaise des eaux, для Bouygues и Generale des eaux эти показатели равны соответственно 29% и 28%.59
  Франция обладает развитым, высокоэффективным  сельским хозяйством. С конца второй мировой войны наблюдался быстрый  рост производительности. Если в 1950 г. один фермер кормил 7 французов, то сегодня он обеспечивает продовольствием более 30 человек.60 Сельское хозяйство обладает высоким уровнем механизации, в нем используются передовые технологии возделывания культур и откармливания животных. ведущие позиции в сельском хозяйстве занимают крупные фермы: на их долю приходится более 2/3 стоимости товарной продукции, а также подавляющая часть инвестиций и техники.61 Сельское хозяйство Франции отличается диверсифицированной структурой: в 1993 г. 49% продукции приходилось на растениеводство, а 51% – на животноводство.62
  Ведущую роль в растениеводстве играют посевы зерновых, среди которых главнейшими  являются пшеница и овес. Также  растут посевы кукурузы, благодаря  ее высокой рентабельности, и ячменя, который широко используется в качестве корма в животноводстве. Развитой отраслью растениеводства является виноделие. Во Франции производится более 1000 сортов вин, четверть которых является марочными. Динамика производства вина отличается противоречивостью. Франция также является родиной коньяка. В последние годы увеличиваются площади под садами и огородами. Главными плодовыми культурами являются яблоки, груши, сливы, абрикосы, а также цитрусовые, миндаль и олива. Велико разнообразие овощных культур и грибов. Среди технических культур выделяется сахарная свекла, рапс, подсолнечник, хмель и лен. Во Франции также существуют цветочные плантации, продукция которых используется в качестве сырья для косметических и фармацевтических производств.
  Наиболее  развитой отраслью животноводства является разведение крупного рогатого скота. На него приходится 1/3 сельскохозяйственного продукта Франции. Крупный рогатый скот составляет половину всего поголовья рогатого скота. Растет как объем производства говядины, так и молочного производства. Франция является мировым центром сыроварения. Также растет производство свинины. Быстрыми темпами развивается птицеводство. Среди процветающих отраслей животноводства следует еще отметить разведение скаковых лошадей. Что же касается французского обцеводства, то оно испытывает хронический кризис из-за конкуренции более качественной импортной шерсти, химических волокон и баранины, произведенной в Великобритании и Новой Зеландии. К животноводству примыкает морское рыболовство, в котором выделяется выращивание форели на морских фермах и разведение устриц.
 

Литература

Монографии

    Королев И. С. Мировая экономика: глобальные тенденции  за 100 лет. / И. С. Королев – М.: Юристъ, 2003 – 604 с.
    Черников Г. П. Экономика Франции: традиции и новейшие тенденции / Г. П. Черников – М.: Росспэн, 2002. – 414 с.

Статьи

    Клинова М. В. Коллективный договор и профсоюзы  в организации труда, занятости  и социальном диалоге во Франции. / М. В. Клинова // Коллективный договор в странах Запада: от подготовки до реализации. РАН, Институт научной информации по общественным наукам – М., 1998. – С. 83 – 105.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.