На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Социальная педагогика как научная дисциплина

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 05.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      ЛЕКЦИЯ 1 ТЕМА: СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

 
     Цель: сформировать знания и общие представления о социальной педагогике как: научном направлении, специальности и учебной дисциплине. 

Вопросы лекции:
     1.  Сущность социальной педагогики как науки и практической дисциплины.
     2.  Основные исторические и содержательные предпосылки становления социальной педагогики.
     3.  Статус социальной педагогики.
     4.  Объект, предмет и основная цель социальной педагогики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ.

     Социальная педагогика рассматривается как:

      научное направление;
      специальность;
      учебную дисциплину.

     Наиболее эффективная подготовка социально-педагогических и инженерно-педагогических кадров происходит в университетах, где создается целостная образовательно-воспитательная система.

     Исторический  взгляд на становление социальной педагогики показывает, что потребность в  социально-педагогических услугах  существенно возрастает в переходные, кризисные периоды развития общества. Реализация социально-педагогических услуг в наших условиях требует учета ряда специфических, социально-экономических и гуманитарных особенностей. Это обстоятельство делает невозможным перенос в наши условия опыта других стран в социально-педагогической сфере. На основе этого очевидна необходимость существенного переосмысления содержания и форм таких видов профессиональной деятельности инженеров-педагогов как:
      социальная помощь;
      социальная работа;
      и, соответственно, - социальная педагогика как их концептуальная основа.
     Кроме того, нельзя игнорировать достижения нашей педагогической науки и успехи педагогической практики. Одним из убедительных доказательств таких успехов является наша образовательная система, которая, по оценкам экспертов международных организаций, являлась одной из лучших в мире. Все это указывает на актуальность разработки концепции подготовки инженеров-педагогов в трех основных аспектах:
      педагогическом,
      психологическом;
      управленческом.
     Осмысление  содержания социальной педагогики, а  также содержания, форм и методов  социально-педагогической практики, приведение в соответствие указанных аспектов и наиболее актуальных в наше время социальных ожиданий, приводит к одной, ключевой для нас идеи.
     Эта идея состоит в необходимости  поиска и разработки как нового содержания, так и принципиально новых стратегий, форм и методов профессиональной подготовки инженеров-педагогов.
     Разработка  нового содержания, методов и форм профессиональной подготовки предполагает, прежде всего, построение концептуальных основ такой подготовки. Совершенно очевидно, что от концептуальных положений, составляющих основу подготовки будущих специалистов, в определяющей степени зависит не только их профессиональная эффективность, но и социальная оценка значимости той или иной профессии.
     Само  собой разумеется, что построение концепции подготовки инженеров-педагогов должно базироваться на определенном понимании ядра этой подготовки, которое и представлено статусом, структурой, целями, задачами и другими характеристиками социальной педагогики в целом. 

     1.  СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

     Одной из характерных тенденций нашего времени является так называемая гуманитарная конверсия. Суть ее состоит  в том, что именно человек - его  культура, уровень развития и другие подлинно человеческие характеристики как раз и являются целью исторического и общественного прогресса. Все более отчетливо звучат идеи о человеке как высшей ценности, как критерии общественного развития, о человеческом факторе, о необходимости гуманистической ориентации всех сфер общественной жизни. Иначе говоря, усиливается осознание объективно-целевой значимости человека (индивида, личности, индивидуальности). Ни сам по себе технический прогресс, ни самоценное развитие экономики, ни имманентно значимые достижения науки не представляют той ценности, которая придавалась им совсем недавно. Все более остро ставится вопрос о том, во имя чего осуществляется технический, научный и экономический прогресс, что в конечном итоге это дает человеку?
     Вне всякого сомнения, что все виды общественного прогресса обладают общественной ценностью. Вопрос в другом - какова их общественная значимость и каково их человеческое измерение?
     Что они дают человеку как носителю социального  в обществе, как части общества и как отдельному представителю  человеческого рода?
     Все более массово и глубоко осознается роль человека как субъекта исторического процесса, как того начала, потенциалом, функциями и активностью которого создается все в системе общества. Глубокое осмысление субъективного статуса человека наиболее ярко проявляется в высокой оценке личностных характеристик человека, его личностного самоопределения. Общество начинает признавать ценность человека как субъекта исторического процесса, последовательно переходя к реализации целостной концепции гуманизма. Эта тенденция проявляется через признание в человеке качеств субъекта общественной жизни, субъекта исторического прогресса, субъекта собственного развития и субъекта жизни вообще.
     На  современном этапе развития общество не может довольствоваться констатацией формирования гуманистических тенденций. Современное общество нуждается не столько в изучении этих тенденций, сколько в их целенаправленном культивировании. Последнее возможно через построение целостной концепции гуманизма и ее последовательную реализацию посредством создания в системе общества таких социальных механизмов и технологий социализации, которые превращали бы каждого человека в субъекта, обеспечивали бы его личностное самоопределение и последующую самореализацию. Именно в решении этой задачи решающая роль принадлежит такой становящейся области знания, как социальной педагогике. Все более утверждающаяся гуманистическая тенденция предполагает переосмысление с новых позиций содержания и методов таких традиционных гуманитарных наук, как философия, социология, психология, социальная психология, педагогика, этика и целый ряд других. Специфические особенности предметов этих наук ограничивают их возможности в формировании целостной концепции социализации личности, социально-педагогической деятельности, социально-педагогических технологий. Такого рода трудности преодолеваются междисциплинарной интеграцией, которую во многом призвана осуществить новая междисциплинарная наука - социальная педагогика. В настоящее время достаточно четко проявилась потребность и предпосылки становления социальной педагогики.
     Эти факторы могут  быть представлены в  виде логически связанных  звеньев.
     Логически связанные звенья становления социальной педагогики:
      осознание высокой ценности человека как объекта и субъекта общественного развития;
      признание обществом, в связи с этим, приоритетности и многоаспектности системы социализации личности;
      понимание значимости социально-педагогической деятельности и обеспечивающих ее содержание социально-педагогических технологий;
      самоопределение социальной педагогики как в научно-теоретическом, так и в практико-прикладном направлениях.
     Наряду  с этим вся многообразная социальная практика, все сферы общественной жизни, в которых человек функционирует  как субъект, все более склонны  к формированию социальных заказов именно социально-психологического характера.
     Часто встречающиеся социальные заказы социально-психологического характера:
      создание региональных и отраслевых программ образования;
      социальное проектирование развития личности;
      разработка различных социально-педагогических технологий;
      разработка критериев оценки личностного потенциала в контексте каждой социальной сферы;
      оказание социальной помощи населению через системы социальных служб.
     Следует сказать, что все многообразие социально-педагогических проблем и подходов к их решению не возникало одновременно именно на современном этапе общественного развития.
     Социальная  педагогика как наука и практическая дисциплина имеет определенную историю  своего становления. 

     2.  ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 

     Впервые понятие "социальная педагогика" предложено А. Дистервегом более 100 лет. Однако, только в двадцатые годы 20-го столетия оформились, два научно-практических направления, которые можно в полной мере считать социально-педагогическими.
     Научно-практические направления социальной педагогики:
     Первое из них связано с именем П. Наторпа и относилось к проблеме интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа.
     Второе состояло в осуществлении социальной помощи обездоленным детям, их опеке, профилактике правонарушений несовершеннолетних. Это направление связано с именами Г. Ноля, Г. Боймера.
     В научных трудах и практической работе деятелей и организаторов просвещения  в эти же годы идеи социальной педагогики разрабатывались С. Т. Шацким, В. Н. Шульгиным, М. В. Крупениной, А. Г. Калашниковым, А. П. Пинкевичем и др.
     Развиваемые этими педагогами направления, в  первую очередь теоретическое обоснование  С. Т. Шацким социальной роли школы, по сути дела, составили фундамент исследования организации целостного воспитательного процесса в микросреде.
     Однако  ориентация школы  конца 30-х годов лишь на улучшение учебно-воспитательного процесса внутри учебного заведения несколько отодвинула и научные исследования в области социальной педагогики.
     Возобновление научной разработки проблем социальной педагогики относится к 50-60-м годам  20-го столетия и связано с организацией Е. Молленхауэром (нем. ученым) дискуссии о предмете социальной педагогики. К сожалению, сведение проблем социальной педагогики Е. Молленхауэром лишь к теории и методике социальной опеки затормозили развитие идеи другого немецкого ученого X. Мискеса о социальной педагогике как научной дисциплине, исследующей воспитательный процесс во всех возрастных группах населения.
     В нашей стране интерес к социальной педагогике достаточно четко оформился  к 1990 году и связан с кардинальными  социально-экономическими изменениями. Многие учебные заведения организовали подготовку специалистов соответствующего профиля.
     Это стало во многом возможно благодаря  усилиям научно-исследовательского коллектива, возглавляемого академиком АПН, доктором педагогических наук, профессором  В. А. Сластениным. Этому коллективу впервые в нашей стране удалось  разработать пакет документов, содержащих обоснования квалификационных и этических стандартов научно-методического обеспечения институтов социальных педагогов. Разработка таких документов явилась результатом переосмысления учеными человековедческого цикла большинства идей упомянутых зарубежных и отечественных ученых.
     Наряду  с этим следует указать на работы доктора философских наук Л. В. Филипповой. Ею была предпринята основательная попытка приведения статуса социальной педагогики в соответствие с потребностями общества на современном этапе его развития. При этом его интерпретации и дальнейшему развитию были подвергнуты ключевые категории. Так, Л. В. Филипповой удалось существенно продвинуться в вопросе выявления концептуальных основ социальной педагогики, уточнить понятийный аппарат, определить содержание отдельных компонентов.
     Остановимся более подробно на идеях, выступающих  в настоящее время  в качестве базовых  для разработки концептуальных и прикладных вопросов социальной педагогики. Такие идеи представлены в работах целого ряда авторов.
     В работах Б.А. Грушина, Р.Г. Гуровой, С.Н. Иконникова, В.Г. Лисовского, Ю. В. Торсуева и др. содержатся результаты анализа эмпирических исследований социальной детерминированности воспитания и социализации личности в зависимости от социально-экономических условий.
     В.С. Бестужев-Лада, Б.С.Гершунский, В.А. Караковский, М.Н. Скаткин, В.А. Ядов и др. внесли существенный вклад в решение проблем социально-педагогического прогнозирования.
     В работах В.И. Журавлева, Б.Т. Лихачева, В.Г. Разумовского, В.И. Столярова, Г.П. Будановой и других авторов глубоко и всесторонне исследована специфика подготовленности современной молодежи к труду, семейной жизни, образованию, общественной деятельности, досугу.
     В.Н. Турченко, М.X. Хитма, Ю.П. Азаров, В.А. Сластенин, С.С. Балабанов, В.Г. Мордкович, Ф.Р. Филиппов, Д.В. Ольшанский, А.Г. Харчев и др. проводят социально-педагогические исследования многоаспектных проблем образования.
     Безусловно, что традиционная общая педагогика, преодолевая и дидактическую  ограниченность, также осмысливает широкую область проблем, по существу, социально-педагогического характера. К числу таких проблем следует отнести раскрытие сущности личности и этапов ее становления, разграничение разных форм социального бытия индивида (человек, индивидуальность, личность, субъект), осмысление содержания социализации, анализ взаимосвязей развития и саморазвития личности, осмысление роли диалога культур и социальной детерминации социального становления личности и целый ряд других. В этом отношении следует, прежде всего, назвать работы В. В. Давыдова, В. В. Краевского, А. В. Мудрика, А. В. Петровского Д. А. Фельдштейна, В. С. Шубинского, В. И. Журавлева, Б. С. Гершунского и др.
     В психологии и социальной психологии достаточно много усилий было направлено на исследование психологической структуры личности, закономерностей различных видов и форм рефлексивной активности, .особенностей психологии деятельности и личности, социально-психологических механизмов идентификации (эмпатия, подражание, заражение, внушение, убеждение и др.). Здесь следует отметить, прежде всего, работы таких ученых, как Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. А. Деркач, Б.Ф. Ломов, К. К. Платонов, В. М. Мерлин, В. М. Русалов, П. В. Симонов, В. Н. Мясищев, Л. И. Анциферова, А. В. Брушлинский, Ю. М. Забродин, А. В. Петровский, Ю. Н. Емельянов, В. В. Столин, Л. И. Божович, Б. Д. Парыгин, Е. В. Шорохова, И. Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Л. А. Петровская, Г. М. Андреева и многих других. В области философии в последние годы серьезное внимание уделяется проблемам места человека в системе универсума, соотношение биологического и социального в человеке, социокультурная детерминация развития личности, деятельностное бытие человека, анализ основных сфер социума, осмысление содержания концепции гуманизма. Здесь прежде всего следует указать работы М. Н. Берулова, Л. П. Буевой, С.С. Батенина, Г.С. Батищева, Л.А. Зеленова, Э.В. Гильенкова, И.С. Кона, О. Н. Крутовой, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, В. В. Орлова, Н. Б. Оконской, А. Б. Ласточкина, И. И. Резвицкого, В. П. Тугаринова, И. Н. Семенова, Э. Г. Юдина, В. Ф. Сержантова, К. А. Шварцман и целого ряда других авторов.
     При всей высокой оценке значимости научных  исследований гуманистической проблематики в названных выше науках ключевую роль для социальной педагогики имеет концепция социально-педагогической деятельности, а также концепция социализации, которые могут составить концептуальный базис социальной педагогики. В свете этого особое значение для нас имеют работы Л.В. Филипповой, в которых на достаточном для последующего использования уровне разработаны концептуальные основы социальной педагогики, а также методологические и теоретические принципы интеграции междисциплинарного знания в системе единого комплекса, которым, с ее точки зрения, и является социальная педагогика. К этому следует добавить, что такая точка зрения полностью разделяется нами и рассматривается в качестве базовой при построении содержательного и методологического ядра психолого-педагогической концепции профессиональной подготовки социальных педагогов. 

     3.  СТАТУС СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 

     Исходным  этапом построения психолого-педагогической концепции профессиональной подготовки социальных педагогов, очевидно, следует  считать обобщение современных  представлений о статусе, предмете, содержании и структуре, а также функциях и задачах социальной педагогики как науки и практической дисциплины. При этом мы опирались, главным образом, на работы Ю. П. Азарова, В. А. Сластенина, В. Н. Гурченко, Н. Д. Ярмаченко и Л. В. Филипповой.
     Социальная педагогика как междисциплинарный комплекс, призвана, с одной стороны, осмысливать закономерности социализации личности, а с другой, обеспечивать реализацию этих закономерностей применительно к конкретной личности.
     Статус  социальной педагогики является выражением социально-философской позиции по отношению к феномену социально-педагогической деятельности, посредством которой конкретная личность обретает себя.
     Таким образом, обеспечение обретения себя и последующей самореализации, применительно к конкретной личности, являются выражением заказа со стороны социума к социальной педагогике как науке и практической дисциплине. Именно обретение себя конкретным человеком и последующая самореализация рассматривается как предельное выражение гуманистической идеи.
     Социальная педагогика призвана рассматривать личность как фокус системы социально-педагогического воздействия, как начальный и конечный пункт многообразного процесса социализации. Это означает, что все педагогические механизмы и средства должны быть пересмотрены с учетом их функционирования в целостной системе социума, т. е. во всех сферах общественной жизни. Последнее приводит к необходимости разработки социально-педагогических проектов и технологий.
     Особое  значение социальной педагогики заключается  в том, что она осмысливает закономерности и разрабатывает проекты и программы формирования не только и не столько профессионально-кадрового потенциала общества, сколько человека как личности, специалиста как личности. Это заставляет социальную педагогику рассматривать личность не как состояние, а как стадию, фазу, уровневую форму бытия единичного представителя человеческого рода. 
 

     4.  ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 

     Согласно  большинству известных нам точек  зрения в качестве объекта социальной педагогики выступает личность. В некоторых случаях, например, у Л. В. Филипповой объект уточняется и определяется как личность в ее становлении и развитии, т. е. в процессе социализации.
     Вместе  с тем, понятие личности, сложившееся  в настоящее время, достаточно широко. В него включают самые различные характеристики человека - от формально-динамических свойств темперамента до мировоззрения и жизненных принципов.
     Подобное  расширенное толкование затрудняет понимание самого феномена личности и ее сути и приводит к неразличению задач полноценного развития, обучения и воспитания человека. Учитывая все это, нам представляется логичным сделать в отношении такого понимания объекта некоторые уточнения.
     Согласно  наиболее обоснованному в настоящее время подходу под понятием личности понимается особый способ существования человека; как члена общества, как представителя определенной социальной группы, т. е. как социокультурной реальности. Такой подход широко представлен в психологии и хорошо согласуется с социально-философским и социологическим. Это позволяет рассматривать проблему становления и развития личности с междисциплинарной, а по существу социально-педагогической позиции. Таким образом, в объекте социальной педагогики должна получить свое отражение, прежде всего, социокультурная природа феномена личности. Рассмотрим более подробно те характеристики личности, в которых специфицируется ее социокультурная природа. Именно за счет дальнейшего уточнения и конкретизации этих характеристик представляются возможным определить предмет и основную цель (функцию) социальной педагогики как науки и практической дисциплины.
     Достаточно  четко феномен личности проявляется  в позиции человека, во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и  стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Таким образом, понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимых с ним понятиями социальной роли и социального статуса.
     Под понятием социальной роли чаще всего понимается программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека в той или иной социальной группе. По сути - это заданный, несвободный статус участия человека в жизни общества.
     Понятие "статус" описывает  поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения.
     В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют наши отношения, наши действия. Хотя понятия статуса  и роли являются адекватными характеристиками личности со стороны ее внешних наиболее очевидных проявлений, они не охватывают самой сути личности. Суть личности связана со способностью человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно, т. е. выходить за пределы статусно-ролевых ограничений и нормативных предписаний.
     Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано волей случая и  обстоятельствами. Это же место в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим по его собственной воле и свободному осознанному выбору. В этом случае следует говорить о выборе человеком позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позицию можно считать наиболее целостной характеристикой человека как личности. Личность в этом аспекте -это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. На основе этого ясно, что личность - это целиком социокультурное образование, это субъект свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.
     Занять  позицию в отношениях с другими  невозможно раз и навсегда. В любой  точке жизненного пути может возникнуть ситуация, требующая осуществления  свободного и самостоятельного выбора, принятия ответственности на себя. Поэтому личность - это не раз и навсегда сформировавшееся качество, состояние, структура. Личность - это способ действий, образ бытия, субъект поступания. Каждый человек должен утверждать себя как личность, выбирая и отстаивая собственные позиции. Личность есть специфический способ существования человека. Отсюда можно говорить об особом личностном бытии человека. Такой способ бытия обеспечивается благодаря личностным образованиям. Эти образования, в свою очередь, формируются и складываются только при условии выхода человека на особый уровень жизнедеятельности, при ведении человеком личностного способа жизни Личность представляет собой полную самоопределенность человека во всей совокупности его действий, отношений с другими, его устремлений и ориентации Личностный уровень - это полная ответственность за свои действия и поступки, это муки выбора, риск социального действия. Таким образом, можно утверждать, что личность - это особое измерение, которое получает человек как субъект социальных отношений и деятельности.
     Среди понятий, отражающих факт включенности субъекта в социальные связи и отношения, наиболее важными являются личностная ценность, личностный выбор, самостоятельность, ответственность, личностные перспективы и цели, личностное время. О личностных ценностях уместно говорить, рассматривая освоение конкретным индивидом общественных и групповых ценностей. Социальные ценности, преломляясь через призму опыта индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личностных, ценностных ориентации. Ценностные ориентации выполняют многочисленные функции в процессе функционирования личности, в том числе, обеспечивают ее устойчивость и целостность. Ценностные ориентации выступают важнейшим фактором мотивации и лежат в основе социального поведения. Развитые ценностные ориентации - один из наиболее существенных признаков зрелой личности, показатель меры ее социальности, степени вхождения индивида в социальные общности. В силу этого в любом обществе именно ценностные ориентации являются объектом воспитания и целенаправленного формирования.
     Личностного начала нет там, где человек отказывается идти на риск выбора, пытается избежать социальной оценки, честного ответа перед  собой о мотивах своего социального  поведения. Кроме, того, важнейшими характеристиками личностного уровня являются свобода, самостоятельность и ответственность.
     Обобщая рассмотренное, можно сказать, что  социальная природа личности раскрывается посредством двух групп характеристик. В первую группу входят позиции, роли, ценности и другие перечисленные  выше феномены. Вторая группа обобщается в личностном уровне бытия человека. Личность в полной мере проявляет свою социальную'' природу через появление феноменов, входящих в первую группой их развития до подлинно личностного уровня. Именно благодаря процессам социализации и возникают образования, входящие в первую группу.
     Согласно  наиболее современному пониманию, социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опы-та, системны социальных связей и отношений. В  процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.
     Социализация  относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Она включает в себя познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. В процессе социализации формируются каче- ства и психологические механизмы, посредством которых становятся возможными желаемые изменения. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание. 
Процесс социализации можно охарактеризовать как постепенное расширение, по мере приобретения индивидом социального опыта, сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции. В качестве институтов социализации рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие коллективы. Особая роль в социализации индивида отводится развитию и умножению его контактов с другими людьми в условиях общественно значимой совместной деятельности. Через посредство этих контактов индивид начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других. В процессе социализации человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы других людей. 
Процесс социализации отнюдь не прекращается вместе со становлением личности. Постоянно меняющиеся условия и социальная 
ситуация развития каждого конкретного человека, групп и целых социальных слоев все время актуализируют процессы, которые можно отнести к механизмам и составляющим социализации. Особенно наглядно это видно в наше время, когда нарушение социальных отношений в обществе и характера включенности конкретной личности в эти связи и отношения имеет массовый характер. 
Причины изменения характера социальных связей и отношений лежат не только в сфере социальных процессов и их динамики. Значительная их часть находится в сфере индивидуальной жизнедеятельности и особенностях индивидуального жизненного пути и содержании его отдельных событий. Под влиянием таких событий, как выход на пенсию, серьезная болезнь, инвалидность и многих других существенно изменяются связи и другие рассмотренные выше характеристики личности как социокультурного феномена. Таким образом, социальная педагогика как наука призвана обобщать результаты и положения, относящиеся к закономерным отношениям, логике взаимосвязей, структурно-функциональным взаимодействиям всех составляющих, образующих содержание процесса социализации. Как практическая дисциплина, социальная педагогика призвана строить технологии, обеспечивающие успешное протекание процессов, относящихся к социализации. В настоящее время эти технологии социализации получают свое воплощение в виде различных социальных служб. Вместе с тем, личность не только осваивает социальный опыт, но и реализует свои замыслы, строит отношения по своему усмотрению и т. п, то есть выступает субъектом социальных отношений.

     Субъектность  в социальных отношениях является результатом сформированности личностного уровня. Благодаря наличию личностного уровня становится возможным личностное самоопределение как условие самореализации личности. Именно последнее является воплощением подлинной социальной природы личности, Следует отметить, что самореализация личности возможна не вопреки обществу, а благодаря ему, т. е. через освоение и творческое использование многообразного социального опыта Сам процесс личностного самоопределения и самореализации является наиболее полным воплощением социальной природы личности.
     Объективной предпосылкой возникновения новообразований  личностного уровня является процесс  воспитания. При таком понимании  назначения и функций социальной педагогики закономерности и технологии воспитания попадают в сферу ее интересов На, основе. Вышеизложенных положений, относящихся к социальной природе личности, предметом социальной педагогики следует считать закономерные отношения, логику взаимосвязей, структурно-функциональные взаимодействия всех составляющих, образующих содержание процесса социализации, личностного самоопределения и самореализации.
     Основной  целью социальной педагогики как  науки является интеграция знаний о  социальной природе личности как  педагогической цели. В качестве основной цели социальной педагогики как практической дисциплины следует рассматривать построение технологий; обеспечивающих преодоление отчуждения личности от своей подлинной социальной природы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.