На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бюджетный дефицит и государственный долг

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

     Введение                                                                                                                 3
     1. Бюджетный дефицит и государственный  долг: основные понятия и показатели                                                                                                                        5
     2. Причины бюджетного дефицита  и формы его покрытия                            14
     3. Управление внешним и внутренним долгом РФ в условиях финансового кризиса                                                                                                                            19
     Заключение                                                                                                   25
     Список  использованной литературы                                                                 27
 

Введение 
 

          "В основе предположения, что старый долг оплачен,
          лежит то обстоятельство, что мы заключили  заем на
          гораздо большую сумму…."
          Д. Риккардо.
     Основной  целью бюджетного регулирования  является проведение финансово –  бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики является единственно надежным источником улучшения благосостояния. Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга. Другие экономисты, наоборот, считают использование бюджетных дефицитов и государственного долга наиболее эффективным способом оживления экономики, особенно в периоды ее спада. Следовательно, актуальны такие вопросы: нужен ли бюджетный дефицит и государственный долг вообще; какими они должны быть по размеру (процент ВВП); какое их количественное влияние на инфляцию и экономический рост; как избежать чрезмерного бюджетного дефицита и государственного долга.
     Научный поиск в сфере государственного регулирования экономики традиционно  сосредотачивается на оптимальном  соотношении между экономической  эффективностью и социальной справедливостью. В ходе поиска определялись такие  закономерности: рост поступлений денежных средств в бюджет влечет за собой  увеличение бюджетных расходов, благодаря  чему потребности получателей бюджетных  средств в полной мере обеспечивают потребление.
     И.Чугунов  определяет экономическую сущность бюджетной системы в качестве инструмента регулирования экономического развития и достаточно справедливо  утверждает, что основной целью бюджетного регулирования является проведение сбалансированной финансово – бюджетной  политики (в сфере доходов и  расходов бюджета, дефицита бюджета, государственного долга), направленной на повышение социально  – экономического развития страны.
     Как известно, невозможно одновременно уменьшать  инфляцию и увеличивать темпы  роста реального ВВП. Использование  монетарных методов подавления инфляции приведет к стагнации и создаст  условия для стагфляции. Этот тезис  подтверждается конкретными расчетами. Безысходность применяемых подходов в борьбе с инфляцией проявляется  в том, что они замораживают среднесрочный  экономический рост, не уменьшая при  этом инфляцию на конкретном этапе, а  также препятствуют инвестициям  и кредитной активности. Использование  эмиссии под дефицит бюджета  только на выплату заработной платы  недопустимо, и, кроме того, эмиссии  под инвестиции всегда используется экономически развитыми странами для  «оживления» экономики (точка зрения С.Яременко).
    В своей курсовой работе мы попытаемся раскрыть понятие дефицита государственного бюджета и государственного долга  РФ.
    В первой главе работы раскроем понятия бюджетного дефицита и государственного долга. Попытаемся раскрыть теоретические моменты, касающиеся бюджетного дефицита, в частности факторы его роста. Рассмотрим фискальную политику с точки зрения ее функций и как налоговые платежи, закупки и трансферты могут влиять на экономическую сферу общества.
    Во  второй главе раскроем причины бюджетного дефицита.
    В третьей главе поговорим об актуальном вопросе  - об управлении внешним долом. В частности об управлении долгом в условиях мирового экономического кризиса.
 


    Бюджетный дефицит и государственный долг: основные понятия и показатели.
 
     Бюджетный  дефицит  представляет  собой систему экономических отношений,  связанных с привлечением  дополнительных  доходов,  сверх имеющихся у государства,  и их  использованием  на  финансирование  расходов,  не  обеспеченных  собственными  доходами. [11, с. 269] 
     Такие  дополнительные  доходы  образуются  главным  образом в  результате  эмиссии  денег,  выпуска  государственных  ценных  бумаг, осуществления  внутренних  и  внешних  займов.
     Отсутствие  положительного  бюджетного  сальдо  не  следует  связывать  исключительно  с  чрезвычайными  обстоятельствами. Дефицит  может  быть  обусловлен государственным  регулированием  экономики и  отражать  намерения  правительства осуществлять крупные  государственные  вложение  в  развитие  отраслей  хозяйства  с  целью достижения  прогрессивных  сдвигов  в  структуре  общественного  производства.
     Однако  чаще всего дефицит отражает кризисные  явления в  экономике, ухудшение  показателей  финансово-хозяйственной  деятельности  субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность  налоговой  системы  и т.д.
     Государственный бюджет – это форма образования  и израсходования фонда денежных средств, направленных на финансовое обеспечение задач и функций государства местного самоуправления.
     Не  всегда совпадают расходы и доходы государственного бюджета. Если расходы превышают доходы, то у правительства возникают проблемы с бюджетным дефицитом [8,c.259,262].
     Дефицит бюджета – такие объективные  экономические отношения, которые  возникают между участниками  общественного производства касательно использования денежных средств  больше, чем присущие закрепленные источники доходов бюджета в  силу роста предельных расходов производства [16,c.93].
     Кейнсианская  теория нестабильности прямо предусматривает необходимость проведения экономической политики государства. С точки зрения кейнсианства недостаток валовых расходов приводит к возрастанию уровня безработицы, а их избыточность порождает инфляцию. Таким образом правительству следует увеличивать общие экономические расходы, когда они слишком низки и наоборот, уменьшать данные расходы, когда они слишком высоки. Размер валовых затрат в экономике полной занятости идентичен с объемом полной занятости продукции сделанной в экономике, но это происходит не всегда. Если валовые затраты меньше объема выпущенной в стране продукции, то возникает "рецессионный разрыв". Данная ситуация может возникнуть из-за "предельной склонности к сбережению" - на сбережения люди тратят конкретную часть своих доходов, а ведь именно сбережения и являются источниками выделения финансов для увеличения затрат государства.
     Следовательно у государства существует 2 выхода - или как можно быстрее увеличить количество выпуска продукции, или как можно быстрее увеличить валовые затраты. Второе достигается при помощи повышения затрат государства. А потому, если государственный трансферты являются менее эффективными, чем государственные закупки, второе и должно применяться. Значит, увеличение государственных затрат уравновешивает убыток размера валовых затрат, вызванных налогами, импортом или сбережениями.
     Возможна и обратная ситуация - появление "инфляционного разрыва"  - если валовые затраты экономики полной занятости больше валового объема выпущенной продукции экономики полной занятости. Для того, чтобы не допустить инфляцию, государству нужно уменьшить валовые затраты именно на размер этого инфляционного разрыва. Это можно совершить несколькими средствами. Можно сократить затраты государства, или потребительские затраты с помощью увеличения налогов.
     Разберем теоретический механизм функционирования политики налогообложения, а именно - как трансферты, государственные закупки и налоги влияют на ситуацию экономики в стране.
     Рассмотрим  классическую модель математики, в которой ВВП (Y) = затратам на потребление ( C ) + затратам на инвестиции (І) + государственные закупки (G) . Для простоты не будем принимать во внимание частицу чистого экспорта.
     Государственные затраты состоят из государственных  закупок, а так же из трансфертов. В идеальной ситуации размер налогов, который составляет прибыль бюджета, должен сравниваться с  государственными затратами, то есть  размером государственных  закупок + трансфертов. Но так как трансферты являются лишь перераспределительными отношениями, то есть в результате прибыли частного сектора, соответствующей размерам трансфертов возвращаются этому же сектору, нужно применять понятие чистые налоги. Под чистыми налогами понимается сумма, выплачиваемая частным сектором государству после учета размера всех получаемых от правительства трансфертов. В этом случае нам интересна совокупная прибыль, а трансферты не влияют на его размер.
     Таким образом, из всего вышесказанного составим сводную таблицу. 
 

                                                                                                           Таблица 1
    Сводная таблица, касающаяся фискальной политики [27, с.69-74] 

Снижение валовых затрат Источники - налоги, импорт, сбережения
Повышение затрат Источники - государственные расходы, инвестиции и экспорт
Равновесный уровень ВНП В условиях равновесия сумма величин, увеличивающих валовые  расходы, равна сумме величин, уменьшающих  валовые расходы. Желаемые инвестиции плюс государственные расходы, плюс экспорт равны желаемым сбережениям плюс налоги и импорт
ВНП полной занятости  Общая стоимость  конечных товаров и услуг, которых  можно произвести в стране  в определенный период времени  при полной занятости. Эта величина  называется потенциальным ВНП. 
Фискальная  политики Цель - сравнять равновесный ВНП с ВНП полной занятости.
Стратегии фискальной политики Величина желаемого  увеличения валовых расходов равна  величине рецессионного разрыва;
Величина  желаемого уменьшения валовых расходов равна величине инфляционного разрыва.
     Дефицитом государственного бюджета называется превышение расходов над его собственными доходами [3, ст.85]. Количественно же дефицит государственного бюджета можно рассчитать по такой формуле:
     ДФ = Д – Р,
     где ДФ есть дефицит бюджета;
            Д – собственные доходы бюджета;
            Р – расходы бюджета (иначе  говоря, расходные обязательства).
     Когда размеры зафиксированных источников собственных доходов меньше статей обязательств по расходам, то имеет  место быть бюджетному дефициту. У  дефицита бюджета государства только внешний характер, так как излишние затраты не будут произведены  и произойдет автоматическое равенство  затрат и доходов, если правительство  своевременно не найдет  дополнительные денежные средства для погашения  своих затрат. Согласно Бюджетному кодексу у всякого вида бюджета  имеются свои пути финансирования дефицита бюджета.
     Пути  погашения федерального бюджетного дефицита включают в себя:
    внутренние источники:
         а) кредиты от кредитных  организаций, а также бюджетные  кредиты, полученные из нижестоящих  бюджетов;
         б) продажи государственных  ценных бумаг, государственного имущества  и т.д.;
    внешние источники:
      а) продажи государственных ценных бумаг за валюту;
      б) кредитов от иностранных государств, банков и др.
     Пути  погашения бюджетного регионального  и местного дефицита – это исключительно  внутренние источники, которые включают тот же дефицит бюджета федерации.
     В Бюджетном кодексе РФ установлены  максимальные размеры дефицита бюджета  каждого уровня, пределы которого он превышать не должен:
    годовой дефицит федерального бюджета не должен превышать величины суммы бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государств государственного долга;
    годовой дефицит регионального бюджета не должен превышать 15% объема его доходов, не учитывая помощь федерального бюджета;
    годовой дефицит местного бюджета не должен превышать 10% объема его доходов без учета помощи из федерального и регионального бюджетов.
     Государственный  долг  связан с  использованием займов государства  как одной  из  форм  привлечения финансовых источников для расширения удовлетворения и воспроизводства потребностей общества. При этом  существование государственного долга является не исключением в экономике, а   скорее правилом: страны с развитой экономикой имеют значительный внутренний  долг. Однако в разных странах существуют свои отличия в способах и причинах образования  и специфике функционирования данного вида долга.  В развитых странах долг государства и дефициты  бюджета, вызвавшие  его, являются встроенными в цикл экономики факторами уравновешивания экономики и ее развития.  Денежные  средства, занятые  у банков, населения,  корпораций и других кредитных и финансовых учреждений используются рационально  и рассматриваются в качестве активов перечисленных заемщиков. Долг государства рассматривается как «заем нации самой себе» и не воздействует на размеры общего богатства нации. В этой связи невозможно однозначно сказать, что  появление государственного долга  связано  только  с ухудшением  ситуации в экономике страны,  кроме того   грамотно распорядившись возможностью привлечения заемного капитала (следовательно возрастает государственный долг) реально не только улучшить ситуацию в экономике страны и разрешить актуальные социальные проблемы, но и просто применять  его в качестве источника получения денежных средств согласно принципам   грамотного финансового менеджмента со значительной выгодой для своей страны.
     Государственный долг - общая сумма задолженности  государства (местного самоуправления), которое состоит из всех выпущенных и не погашенных долговых обязательств государства (местного самоуправления и городских советов), вступающих в действие вследствие выданных гарантий за кредитами, или обязательств, возникающих на основании договора или законодательства.
     Существуют  внешний и внутренний государственный долг.
     1. Внутренний государственный долг. Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц [1.7, 5]. Такое определение дается в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
     В этой же статье предоставлено и более узкое понятие – внутренним государственным долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.
     2.       Внешний государственный долг. По показателю «внешний долг/ВВП» Россия входит в число наиболее проблемных государств, хотя до кризиса это соотношение составляло всего 30%. Ее объем наружных обязательств намного выше, чем показатели в подобных государствах – экспортерах нефти, как Венесуэла и Мексика.  Однако если в иных странах показатель совокупной внешней задолженности существенно  превосходит обязательства государства, то в России это не так. Внешней задолженности частный сектор практически не имеет, что указывает на слабую инвестиционную привлекательность российской промышленности, а также свидетельствует о том, что внешний долг не представляет большой роли в сопровождении экономического роста, так как практически не употребляется для финансирования инвестиций. Несмотря на повышение доходов российского бюджета в процентах от ВВП, в выражении доллара они только в настоящее время выходят на докризисный уровень.
      Схема 1
  Динамика  внешнего долга России с 1981 г. по 2002 г. 

 
 
 

  Схема 2
  Предстоящие выплаты по внешнему долгу
  
 

      Продолжительный и значительный дефицит бюджета  явился одной из основных причин стремительного роста объема государственного долга.  

      Таблица 2
      График  выплат по внешнему долгу в 2001-2010 гг. в млрд. долл. 

Структура долга Год
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Российский  долг: 7,5 7,7 8,1 5,1 7,4 3,0 4,8 4,2 1,4 1,3
еврооблигации 2,6 1,5 3,1 2,5 4,9 0,9 3,2 3,2 0,7 1,7
привилегированные кредиторы 2,8 4,4 3,8 2,0 2,1 1,9 1,4 0,9 0,6 0,5
правительства иностранных государств 2,1 1,8 1,2 0,6 0,4 0,2 0,2 0,1 0,1 0
Советский долг: 4,1 5,0 5,2 5,2 5,2 5,8 6,8 7,4 8,9 8,8
Лондонский  клуб 0,9 1,1 1,1 1,1 1,1 1,7 2,0 2,2 2,7 2,4
Парижский клуб* 1,1 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 2,1 2,5 3,3 3,4
платежи государствам, не входящим в Парижский  клуб 0,3 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
др.платежи 1,8 2,0 2,2 2,1 2,2 2,3 2,2 2,3 2,4 2,6
ОВГВЗ 0,3 0,3 3,8 0,2 0,2 2,5 0,7 2,9 0,1 0,1
Всего (без других платежей) 10,1 10,9 14,9 8,4 10,7 9,1 10,1 12,3 7,9 7,6
Всего 11,9 12,9 17,1 10,5 12,9 11,4 12,3 14,6 10,3 10,2
Платежи до реструктуризации 15,7 16,2 21,8 17,9 21,2 19,8 20,2 24,0 17,7 19,8
*После  реструктуризации долга РФ Парижскому  клубу
 
      Проблема внешней задолженности нуждается в непрерывном контроле, поскольку может проявлять очень серьезное негативное воздействие на развитие страны в долгосрочной перспективе (например, финансовая обособленность в случае дефолта по внешнему долгу). Не следует оставлять без внимания тот факт, что более чем глубокий десятилетний кризис в Латинской Америке, сопровождавшийся продолжительным спадом производства и необыкновенно высокой инфляцией, был спровоцирован как раз немалыми внешними долгами.
      Ежегодно  по федеральному закону о бюджете Федерации на следующий год ратифицируются предельные объемы государственного внешнего долга и пределы внешних заимствований Российской Федерации с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. В последние годы наметилась тенденции к снижению предельного объема внешних заимствований.
      В целом бюджетная политика, проводимая российским Правительством в последние  три года, направлена на максимальную концентрацию финансовых ресурсов на уровне федерального бюджета для  обслуживания и погашения государственного долга. Проводя такую политику, Правительство  достигло определенных успехов в  решении вопросов сбалансированности доходной и расходной части Федерального бюджета в условиях активизации  экономических процессов.
      Важным  условием при определении предельного объема внешних займа государства РФ является то, что он не может превышать объем уплат за год по управлению и покрытию долга вне РФ.
      Одной из наиболее важных функций Правительства  Российской Федерации в лице Минфина  России является осуществление мер, необходимых для совершенствования системы внешнего долга государства и стабилизации затрат на его обслуживание в порядке, установленном федеральными законами.
 


     2. Причины бюджетного дефицита  и формы его покрытия. 

     Бюджетный  дефицит  представляет  собой систему экономических отношений,  связанных с привлечением  дополнительных  доходов,  сверх имеющихся у государства,  и их  использованием  на  финансирование  расходов,  не  обеспеченных  собственными  доходами. [10, с. 269] 
       Такие  дополнительные  доходы  образуются  главным  образом  в  результате  эмиссии  денег,  выпуска  государственных   ценных  бумаг, осуществления   внутренних  и  внешних  займов.
     Отсутствие  положительного  бюджетного  сальдо  не  следует  связывать  исключительно  с  чрезвычайными  обстоятельствами. Дефицит  может  быть  обусловлен государственным  регулированием  экономики и  отражать  намерения  правительства осуществлять крупные  государственные  вложение  в  развитие  отраслей  хозяйства  с  целью достижения  прогрессивных  сдвигов  в  структуре  общественного  производства.
       Однако чаще всего дефицит  отражает кризисные явления в   экономике, ухудшение  показателей   финансово-хозяйственной  деятельности  субъектов хозяйствования, нарушение  экономических связей, неэффективность   налоговой  системы и т.д.
       В  исключительных  случаях   превышение  расходов  над   доходами  становиться  результатом   чрезвычайных  условий (стихийных бедствий войн и  прочее), когда  средств и резервов бюджетного  фонда  недостаточно и приходиться  изыскивать дополнительные  источники  финансирования чрезвычайных  расходов.
       Таким  образом,  в  конечном   итоге  дефицит  бюджета   является  следствием:
    Чрезмерных  государственных  расходов;
    Ограниченности  финансовых возможностей государства  мобилизовать необходимые  доходы (сознательное   сокращение  налогов в  целях  стимулирования  деятельности  субъектов  хозяйствования  лили из-за  низкой  собираемости  доходов);
    Циклических  спадов  в  экономике.[10, с. 261]
     Вынужденный дефицит является следствием сокращения объемов ВВП и соответственно ограниченности финансовых ресурсов страны. Примером вынужденного бюджетного дефицита является циклический бюджетный  дефицит.
     Сознательный  бюджетный дефицит возникает  вследствие дискреционной фискальной политики, которая предусматривает  целенаправленные действия в размере  государственных затрат, налогов  и сальдо государственного бюджета. Сознательный дефицит бюджета возникает  при условии, когда для стимулирования совокупного спроса в период экономического спада правительство целенаправленно  снижает ставки налогообложения  и увеличивает государственные  затраты.
     Структурные затраты и поступления в большинстве  состоят из дискреционных программ, введенных законодательством. А  циклические затраты и дефициты состоят из налогов и затрат, которые  автоматически приспосабливаются  к состоянию экономики. Так, в  случае спада производства каждый процентный пункт роста нормы безработицы  увеличивает на соответствующую  сумму циклический дефицит. Это  происходит потому, что налоговые  поступления уменьшаются, а государственная  помощь с безработицы растет.
     Когда же правительственные структуры  ставят за цель уменьшить бюджетным  путем повышения налоговых ставок и снижение расходов, то соответственно уменьшается структурный дефицит  при полной занятости или потенциальном  объеме производства. Если государственный  законодательный орган решит  ввести программу, которая субсидирует  социальное обеспечение материнства, это приведет к росту структурных  затрат, соответственно увеличит структурный  дефицит.
     Статистические  исследования показывают, что определенные мероприятия правительства, которые  изменяют структурный дефицит, изменяют фактический дефицит в том  же самом направлении.
     Активный  бюджетный дефицит является следствием сознательного увеличения государственных  затрат, которое создает невозможность  сбалансировать бюджет. Таким образом, отличие между структурный и  активным дефицитом состоит в  том, что последний возникает  в результате проведения политики дефицитного  финансирования с целью стимулирования достижения максимальной занятости  имеющихся производственных ресурсов, что побуждает экономику развиваться  относительно независимо от циклических  колебаний. Таким образом, активный дефицит своим импульсным содержанием  отличается от структурного дефицита.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.