На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рентабельность предприятия и резервов ее повышения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..............................3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………………….5
1.1 Теоретические  основы формирования и распределения  прибыли,
ее виды……………………………………………………………………………..5
1.2 Понятие  рентабельности и ее планирование……………………………..15    
1.3 Показатели  рентабельности предприятия………………………………….17       
2. УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЩИГРОВСКАЯ МТС»…………………………………………………..25
2.1. Краткая характеристика ОАО «Щигровская МТС»……………………...25                                  
2.2. Анализ показателей рентабельности предприятия ОАО «Щигровская МТС»……………………………………………………………………………..31                                                                        3. РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………38 
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………40
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………41 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

 
 
     Рыночная  экономика обусловливает необходимость развития финансового анализа в первую очередь на микроуровне – то есть на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.
     В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результате его функционирования. На основании доступной отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия. Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.
     Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и  важнейшим объектом экономического анализа. Однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием  своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.
     Рентабельность  и прибыль – показатели, которые четко отражают  эффективность деятельности предприятия, рациональность использования  предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.).
     Предприятие реализует свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Но это еще не означает получение  прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции, и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключая банкротство. Для получения максимальной прибыли и избежания банкротства необходимо изучать показатели прибыли, факторы, влияющие на нее, и показатель рентабельности, который отражает эффективность текущих затрат и представляет собой своего рода синтез качественных различных и количественных  показателей. В связи с этим тема выбранной работы является актуальной.
     Предметом исследования явилось рассмотрение рентабельности предприятия. Объектом исследования выбрано предприятие Курской области – ОАО «Щигровская МТС». Период исследования составляет три года: 2002-2004.
     Целью написания данной работы является изучение рентабельности предприятия и резервов ее повышения.
     При написании данной курсовой работы были использованы учебные пособия и  статьи таких авторов как Молякова Д.С., Новикова С.С., Сухановой Г. Н., Харина А., Камаева В. Д. и др.
     Основными задачами написания курсовой работы явились рассмотрение понятия прибыли и рентабельности предприятия, показатели  рентабельности деятельности предприятий и их анализ.
     При проведении данного анализа были использованы следующие приемы и методы: монографический, конструктивный, горизонтальный и вертикальный анализ, анализ коэффициентов (относительных показателей), сравнительный анализ.
     Анализ  рентабельности хозяйствующего субъекта производился на основании данных бухгалтерской и финансовой отчетности ОАО «Щигровская МТС». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  РЕНТАБЕЛЬНОСТИ.
 
 
        Теоретические основы формирования и распределения прибыли, ее виды.
 
 
       Общеизвестно, что людьми движут интересы. В экономической сфере конечный интерес заключается в извлечении экономических выгод в форме, которая соответствует статусу соответствующего лица: заработанная плата выступает в форме вознаграждения наемным работникам (персоналу) за труд; налоги, пошлины и отчисления тесно связаны с нуждами общества в целом (публичные интересы представляют органы государства); проценты получают кредиторы  за предоставление во временное пользование денежных, товарных, имущественных ресурсов; наконец, прибыль соответствует выгоде, извлекаемой собственником из вложенного капитала. Указанные формы  экономических выгод, по мнению А.Н. Харина [11, с.31],соответствуют интересам реальных институциональных участников рыночных отношений.
       Мотивацией  деятельности (целью деятельности) юридического лица любой организационно-правовой формы как участника гражданско-правового оборота признается извлечение прибыли в виде систематического получения от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг в установленном законодательством порядке (п.1 ст.2 ГК РФ) [15, с.180]. В связи с этим прибыль можно рассматривать также как инструмент урегулирования и защиты экономических интересов каждого физического и юридического лица.
       Ф.И. Шамхалов в статье «Прибыль – основной показатель результатов деятельности организации» [12, с.5] утверждает, что следует отличать чистую экономическую прибыль от двух других: бухгалтерской и нормальной прибыли.
       Бухгалтерская (финансовая) прибыль представляет собой разность между валовым доходом (выручкой) фирмы и ее явными издержками. На практике руководитель сталкивается именно с таким видом прибыли.
       Нормальная  прибыль – это прибыль, равная вмененным издержкам, вложенным  в дело владельцем фирмы.
       Как и многие экономисты, Новиков С.С., считает,  что на  сегодняшний день экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории [2, с.16].
       С экономической точки зрения прибыль  – это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль  - это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода. Прибылью считается превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.
       Изучение  всех аспектов, связанных с прибылью, привело к пониманию того, что прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не отражает действительного результата хозяйственной деятельности. Это и привело к разграничению понятий бухгалтерская и экономическая прибыль. Идея двух трактовок прибыли принадлежит, и получила свое развитие благодаря Дэвиду Соломону. Он исходил из предпосылки, что концепция прибыли нужна для трех целей:  исчисления налогов; защиты кредиторов; для выбора разумной инвестиционной политики. По мнению Суханова Г.Н. [6, с.45] бухгалтерская трактовка приемлема только для достижения первой цели и абсолютно неприемлема для третьей.
       В современной теории учета, прежде всего  англоязычных стран, различают налоговую и экономическую концепции прибыли [10, с.254]. В связи с этим возможны два варианта исчисления прибыли: в первом  - бухгалтерская прибыль равна налогооблагаемой, во  втором – их суммы не совпадают. В первом случае взгляд пользователей бухгалтерской информации устремлен в прошлое, во втором – в будущее. Поэтому прибыль, по мнению Молякова и Шохина, показанная в балансе и отчете о прибылях и убытках, не должна быть тождественная прибыли, с которой уплачивается налоги [1, с.128].
       Финансовый  контроль, как считает Прыкина  [4, с.86], за поддержанием баланса экономических интересов основных групп лиц коммерческих организаций можно было бы осуществлять путем раскрытия информации о размерах выгод, получаемых заинтересованными лицами.
       На  практике проблема сводится к поиску способа раскрытия информации об экономических выгодах, которые получает каждая группа заинтересованных лиц, при достижении конечного финансового результата.
       Конечный  финансовой результат деятельности организации за отчетный период должен в максимальной степени соответствовать сумме прироста капитала собственника за счет ведения операционной, финансовой и инвестиционной деятельности. Определяя конечный финансовый результат как меру превышения доходов над расходами организации, собственник оценивает чистую прибыль в виде максимально возможного приращения стоимости капитала от хозяйственных операций, соответствующих обычной экономической деятельности. Учитывая рисковый характер функционирования собственного капитала, конечную финансовую выгоду собственника выражают в виде чистой прибыли к распределению после вычета из совокупных доходов организации нормальных, экономически обоснованных расходов организации (без дополнительных расходов организации, связанных с просчетами и ошибками менеджмента по управлению ресурсами). Однако фактические действия рационального менеджмента, по мнению Самсонова Н. [8, с.256], по распределению чистой прибыли между собственниками в значительной мере ограничиваются: требованиями законодательных актов; положениями нормативных актов; положениями учредительных и уставных документов; обстоятельствами экономической конъюнктуры и т.п.
       Помимо  корректировки чистой прибыли к  распределению на суммы  обязательных первоочередных дополнительных расходов в пользу коммерческих партнеров и государства, а также суммы начисленных дивидендов важно в соответствии с законодательством отразить процесс резервирования капитала. Это особенно важно для обеспечения гарантий исполнения обязательств по правам требования кредиторов.
       Отсюда  следует, что  категория остаточной прибыли соответствует разности нераспределенной прибыли между собственниками и образованными обязательными резервами. Эта категория прибыли является основой для формирования фондов. Она является основой определения реинвестирования прибыли, которая отражает масштабы расширения доходобразующей базы собственника за счет чистой прибыли, заработанной в отчетном периоде.
       Анализируя  различные трактовки прибыли, можно  сформулировать следующее определение.
       Прибылью  можно считаться только та часть  добавленной стоимости, которая  создана в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Реализация других активов, поступления от внереализационных операций и прочие поступления формируют доход. Такой подход требует новой концепции налогообложения, заключающейся в раздельном налогообложении прибыли и дохода [13, с.267]. Тем не менее, в действующей системе налогообложения такое разделение не предусмотрено. Все поступления доходов фактически признаются образующими прибыль за исключением расходов.
      Прибыль — это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий.
      Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда,  уровень, себестоимости.  
      Вместе  с тем  прибыль оказывает стимулирующее  воздействие на укрепление коммерческого расчета,  интенсификацию производства. Она - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организации. За счет прибыли осуществляется  финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда.
      Однако  прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов внебюджетных и благотворительных фондов.
      Многоаспектное  значение прибыли усиливается с  переходом экономики страны на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или предприятие другой формы собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
      Прибыль, как конечный финансовый результат  деятельности предприятия, представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от хозяйственных различных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительными, так и с отрицательными знаками.
      Ведущее значение прибыли в качестве финансового  показателя предпринимательской деятельности вместе с тем не означает ее уникальности и универсальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты трудам ущерб производственному и социальному развитию коллектива. Более того, выявлены факты получения «незаработанной» прибыли, т.е. образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции, отнюдь не в интересах потребителей. Вместо производства низкорентабельной, но имеющей большой спрос продукции предприятия увеличивают производство более выгодной для них и более дорогой высокорентабельной продукций.
      В ряде случаев, рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.
      Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим  факторам. Эти методы могут использовать налоговые органы, кредитные и финансовые учреждения, органы контроля, арбитража и т.д., то есть те звенья, которые взаимодействуют с данным хозяйствующим субъектом.
      Комплексный анализ прибыли рекомендуется проводить  в определенной последовательности. Прежде всего, валовую прибыль анализируют по составным элементам, главный из которых — прибыль от реализации товарной продукции. Затем анализируются укрупненные факторы изменения прибыли от выпуска товарной продукции. Важным в этой системе является анализ технико-экономических факторов снижения (повышения) затрат на денежную единицу товарной продукции. Кроме того, анализируются изменение состава и структуры реализации, уровня цен на реализованную продукцию, а также на приобретенное сырье, материалы, топливо, энергию и другие затраты, сопоставляется уровень материальных затрат и затрат на оплату труда. Определяется также изменение прибыли вследствие нарушения хозяйственной дисциплины. Наряду с этим проводится анализ изменения прибыли в остатках готовой продукции, от прочей реализации и внереализационных операций.
      Прибыль, как главный результат предпринимательской  деятельности, обеспечивает потребности  самой организации, а также  государства  в целом.
      Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности производственных фондов, рост производительности труда.
      К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.
      Под влиянием, как тех, так и других факторов складывается валовая прибыль предприятий.
      Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли  от реализации продукции, является изменение  объема производства, и реализация продукции. Чем больше объем реализации, тем, в конечном счете, больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональна. Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, например, роста цен, неизбежно влечет за собой сокращение объема прибыли. Отсюда следует вывод о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства. Другим, не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости будет обратно пропорциональной
      Фактором, прямо определяющим величину прибыли  предприятия от реализации продукции, являются применяемые цены.
      Рассмотрим  понятие балансовой прибыли и  ее состав.
      Балансовая  прибыль – сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией.
      Под реализацией продукции понимается не только продажа производственных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйствующих операций на предприятии и оценки статей баланса. Использование термина «балансовая прибыль» связано с тем, что конечный результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.
      Балансовая  прибыль включает три укрупненных  элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг; прибыль  (убыток) от реализации основных фондов, их прочего выбытия, реализация иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.
      Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.
      Прибыль (убыток)  - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться  в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.
      Выручка принимается в расчет без НДС  и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки также исключается сумма наценок, поступающих торговыми организациям и предприятиям, участвующим в сбыте продукции.
      Состав  затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в себестоимость, группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов и прочие.
      По  реализации продукции, имеющей натурально-вещественную форму, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полной  себестоимости продукции, определяемыми на объем реализуемой продукции. В натуральном выражении он включает остатки готовой продукции на начало и конец отчетного периода, не реализованные в предшествующем периоде, и выпуск товарной продукции, которая не может быть реализована в конце отчетного года. Состав остатков нереализованной продукции на начало, и конец периода зависит от избранного предприятием метода учета выручки – по поступлению денег на расчетный счет (в кассу) предприятия или по отгрузке продукции, расчетные документы по которым  предъявлены покупателю.
      В России итоговым показателем деятельности предприятия является валовая прибыль. Валовая прибыль представляет собой  сумму прибыли от реализации продукции, основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от нереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.[16, с.93]
      Прибыль от оказания услуг и выполнения работ  рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции.
      Прибыль от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относят продажу на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.
      Предприятие самостоятельно распоряжается своим  имуществом. Оно вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставные фонд других предприятий здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, полученные в процессе сноса и разборки зданий и сооружений. Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества, а также при прочем выбытии недоамортизированных объектов в некоторых случаях. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных основных средств на  сторону и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.
      Под иным имуществом предприятия понимают сырье, топливо, запчасти, нематериальные активы, валютные ценности, ценные бумаги.   Разница между продажной ценой этих видов имущества и их балансовой стоимостью составляет их финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.
      Финансовые  результаты от внереализационных операций – это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия  и не связанными с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия. Выполненных работ и оказанных услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям.
      Перечень  внереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен. Значительный удельный вес могут занимать доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду.
      Финансовые  вложения означают такое размещение средств предприятия в деятельность других предприятий, которое дает возможность получить доходы. Под долгосрочными финансовыми вложениями понимаются затраты предприятия по вкладу средств в уставный капитал предприятий, приобретению акций и ценных бумаг, предоставление средств в займы на срок более года. К формам краткосрочных финансовых вложений относятся  приобретение ценных краткосрочных бумаг, предоставление средств взаймы на срок не менее года.  
      Доходы  от сдачи имущества в аренду формируются  из получаемой арендной платы, которую  арендатор платит  арендодателю.
      В состав внереализационных прибылей и убытков входят также сальдо полученных штрафов и неустоек, пени и другие виды санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством); другие расходы и доходы (прибыли прошлых лет), доходы от дооценки товаров, поступление сумм в погашение дебиторской задолженности и др. 

        Понятие рентабельности и ее планирование
 
 
      Рентабельность представляет собой доходность  (прибыльность) производственно-торгового процесса[5, с.341]. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.
      Доходность  хозяйствующего субъекта характеризуется  абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – сумма прибыли (доходов). Относительный показатель – уровень рентабельности.
      Абсолютные  показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.
      Относительные показатели меньше подвержены влиянию  инфляции, т.к. представляют собой различные  соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.
      По  абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.
      Эти характеристики наиболее целесообразно  рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о работе предприятия.
      В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) ее производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
      Прибыль, являясь важнейшим показателем результативности производственно-хозяйственной деятельности, не дает полного представления об его эффективности, так как не учитывает величину затрачиваемых ресурсов и условий, при которых она была достигнута. Она в большей степени характеризует результат деятельности.
      Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим  факторам. В числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности.
      Показатели  рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования[16, с.75].
      Если  прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный  показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Организация рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рентабельность может определяться по-разному.
      Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования. 
 

      1.3 Показатели рентабельности  предприятия 
 

      В практике российских предприятий используют следующие  показатели рентабельности:
      Рентабельность  производства (R)  - это отношение балансовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных производственных фондов (ОФ) и оборотных средств (ОбФ).
      Общую рентабельность (рентабельность предприятия) определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия.
      Общая рентабельность определяется по формуле: 

      Ро б /Ф*100%    (1.1), 

      где Ро  - общая рентабельность,
      Пб – общая сумма балансовой прибыли,
      Ф – среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств. 

      Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие организации,  исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора:  рентабельность оборота и число оборотов капитала.
      Рентабельность  оборота отражает зависимость между  валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле: 

      Роб. = Пн.п.*100 / В  (1.2),
      где Роб. – рентабельность оборота,
      Пн.п. – прибыль до начисления процентов,
      В – валовая выручка. 

      Чем больше прибыль по сравнению с  валовой выручкой  предприятия, тем  больше рентабельность оборота. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
      Число оборотов капитала отражает отношение  валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле: 

      Чоб.к.= В / А   (1.3),
      где Чоб.к. – число оборотов капитала,
      В – валовая выручка,
      А – активы.
      Чем выше валовая выручка фирмы, тем  больше число оборотов ее капитала. В итоге уровень общей рентабельности определяется по следующей формуле: 

      Уо.р.= Роб * Чоб.к.  (1.4),
      где Уо.р. – уровень общей рентабельности,
      Роб. – рентабельность оборота,
      Чоб.к. – число оборотов капитала.
      Иначе говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов, умноженной на 100% и деленной на активы.
      Связь между тремя ключевыми индикаторами представлена в следующей схеме 1.1
        Показатели рентабельности продукции  отражают эффективность текущих затрат (в отличие от показателя общей рентабельности, характеризующего эффективность авансированного капитала) и исчисляются как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции: 

      Ррп рп /С*100%   (1.5), 

      где Ррп – рентабельность продукции;
      Прп – прибыль от реализации продукции;
      С  -  полная себестоимость реализованной  продукции. 

      Рентабельность  конкретного вида продукции зависит  от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.
      Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.
      Рентабельность  вложений предприятия - это показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.
      Среди показателей рентабельности вложений предприятия выделяют 5 основных:
      1.Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1 руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.
      2.Рентабельность  вложений по чистой прибыли;
      3.Рентабельность  собственных средств, позволяющая установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.
      4.Рентабельность  долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.        
      5.Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.
      Рост  любого показателя рентабельности зависит  от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений. Это индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.
      Доходность  капитала исчисляется отношением балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.
      В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
      Показатели  рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит, как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого  выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов.
      Рентабельность  является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий. Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей – факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов,  оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности  реализованной продукции (см. рис.1.2.приложения).
      Анализ безубыточности в настоящее время широко используется для определения:
      - критического объема производства для безубыточной работы;
      - зависимости финансового результата  от изменений одного из элементов соотношения;
      - запаса финансовой прочности предприятия;
      - оценки производственного риска;
      - целесообразности собственного производства или закупки;
      - минимальной договорной цены на определенный период;
      - планирования прибыли и т. д.
      Анализ  безубыточности основан на ряде допущений:
      - затраты можно разделить на постоянные и переменные. Ряд затрат предприятия может содержать как переменную, так и постоянную части. К постоянным расходам относятся:
    амортизационные отчисления;
    арендная плата;
    плата за установленную (энергетическую) мощность;
    постоянные составляющие заработной платы;
    административно-управленческие расходы с учетом особенностей разделения расходов по заработной плате на переменны и постоянные;
      - зависимость между объемом реализованной продукции и переменными издержками линейная. В реальной жизни переменные издержки могут изменяться в другой пропорции.
      Известно, что соотношение переменных издержек и объема производства зависит как от жизненного цикла изделия, так и от инфляции, по-разному затрагивающей цены на покупаемое сырье, материалы, заработную плату;
      - остается неизменным ассортимент  изделий;
      - объем производства и реализации  в прогнозируемом периоде равны.
      Эффектом  производственного операционного  рычага называется более быстрое  изменение прибыли при изменении  выручки от реализации. Он обеспечивается за счет влияния постоянных затрат в составе общих расходов на производство и реализации продукции (работ, услуг), которые остаются неизменными при изменении выручки от реализации.
      Сила  воздействия операционного рычага означает, насколько процентов изменится прибыль при изменении и выручки от реализации на 1%.
      Чем больше удельный вес постоянных расходов в общих расходах на производство и реализацию продукции, товаров (работ, услуг), тем сильнее действует  производственный рычаг, и наоборот.
      Сила воздействия операционного рычага определяется по формуле: 

      СВОР=(ВР – Зпер)/П  (1.6), 

      где СВОР – сила воздействия операционного  рычага,
      ВР  – выручка от реализации,
      Зпер – затраты переменные,
      П – прибыль.
      Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие не имеет убыток, но еще не имеет и прибыли. Суммы покрытия в точности хватает на покрытие постоянных затрат, а прибыль равна нулю. Порог рентабельности («точка безубыточности») определяется по формуле: 

      ПР=Зпост/((ВР-Зпер)/ВР)  (1.7),
      где ПР – порог рентабельности,
      Зпост – затраты постоянные,
      Зпер – затраты переменные,
      ВР  – выручка от реализации.
      Существует  определенное взаимовлияние и взаимозависимость между затратами, объемом производства и прибыли. Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализации продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции снижается и появляется «эффект дополнительной прибыли».
      Запас финансовой прочности предприятия – это разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности. Определяется по формуле:
      ЗФП=ВР-ПР   (1.8),
      где ЗФП – запас финансовой прочности,
      ВР  – выручка от реализации,
      ПР  – порог рентабельности.
      Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков.
      Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия.
      Полная и всесторонняя оценка риска имеет принципиальное значение при принятии финансовых решений, поэтому в западном финансовом менеджменте разработаны многочисленные методы, позволяющие с помощью математического аппарата просчитать последствия предпринимаемых мер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      УПРАВЛЕНИЕ  ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ  НА ПРИМЕРЕ ОАО  «ЩИГРОВСКАЯ МТС»
 
 
    2.1. Краткая характеристика  ОАО « Щигровская  МТС» 
     

    Открытое  Акционерное Общество «Щигровская  машино-технологическая станция», именуемое  в дальнейшем «Общество», образовано в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных Обществах», Гражданским кодексом Российской Федерации и иным законодательством Российской Федерации, действующая на основании настоящего Устава. 
    Сокращенное официальное наименование Общества ОАО «Щигровская МТС».
    Место нахождение Общества: Российская Федерация, Курская область, Щигровский район, Пригородненский Сельский совет, ул. Зеленая, д66.
    ОАО «Щигровская МТС» занимается производством  сельскохозяйственной продукции, оказывает  услуги по автоперевозкам, ремонту техники, реализует сельскохозяйственную продукцию, запасные части и другие товарно-материальные ценности, оказывает услуги по уборке зерновых культур.
    Общество  учреждено на неограниченный срок деятельности. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные  неимущественные права, от своего имени совершать любые допустимые законом сделки.
    Общество  имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование. Основной целью Общества является получение прибыли.
    Уставный  капитал Общества составляет 4 232 (четыре тысячи двести тридцать два) рубля. Уставный капитал Общества состоит из 4 232 (четыре тысячи двести тридцать два) рубля, обыкновенных именных акций номинальной стоимостью (один) рубль каждая, выпущенных в бездокументарной форме.
    Каждый  акционер вправе продать указанные  акции, а Общество обязано приобрести их. Генеральный директор Общества избирается Советом директоров на срок установленный заключаемым договором. Он действует на основании настоящего Устава.  Рассмотрим более подробно  производственный потенциал предприятия.
     Щигровская  МТС первоначально задумывалось как предприятие, работающее только по выполнению заказов от сельскохозяйственных предприятий предоставляя им необходимую технику и людей, работающих на ней. В последующем здесь решили еще и самим заниматься сельскохозяйственным производством. Потенциал рассматриваемого предприятия представлен в таблице 2.1 (Приложения).
     Анализируя  данные таблицы 2.1, следует, отметить снижение площади сельскохозяйственных угодий. Рост основного капитала в 2004 году по отношению к 2002 году произошел в 9,65 раза. Вместе с тем среднегодовых работников в исследуемом хозяйстве в 2004 году стало меньше, особенно это относится к занятым в сельскохозяйственном производстве. Сокращение произошло из-за перехода работников из данной отрасли в другие структурные подразделения предприятия и частично по причине увольнения с предприятия. Но затраты на оплату труда увеличились в связи с тем, что произошло повышение заработной платы.
    Далее рассмотрим выпуск продукции и ее реализацию в данном Обществе в таблице 2.2 (приложения).
    Делая вывод, мы видим следующее, в 2002 году, стоимость продукции была значительно ниже, по сравнению с 2004 годом,  это объясняется  ростом цен на продукцию, в отношении  стоимости работ и услуг, тоже значительное увеличение в 2002 году по  сравнению с 2004 годом. Реализация продукции  в 2002 и 2004 годах значительно отличается  на 203,92 % , в отношении работ и услуг  на 114,6 % .
     Уровень интенсивности производства представлен  данными таблицы 2.3 (приложения).
       Рассматривая показатели таблицы 2 можно подчеркнуть следующую тенденцию: при росте интенсивности производства в 2004 году к уровню 2002 года стоимость основных средств, энергетических ресурсов, материальных затрат в  расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий размер затрат труда снижается.
     С уровнем интенсивности производства тесно связаны другие показатели. Среди них следует изучить уровень производства продукции предприятия и особенно продуктивность земли.
     Производство  основной продукции товарных сельскохозяйственных культур исследуемого предприятия  представлено данными таблицы 2.4  (Приложения).
     Рассматривая  данные таблицы 2.4 необходимо отметить, что за исследуемый период 2004 год был наиболее благоприятен по урожайности зерновых и зернобобовых культур. Она оказалась выше на 11,4% уровня 2002 года. Валовый сбор зерна был в 2004 году самым высоким за рассматриваемый период.
     В последние годы предприятие стало  производить сахарную свеклу и семена подсолнечника на зерно. В этой направленности наметился  прирост производства подсолнечника в 2 раза.
     Направление деятельности рассматриваемого предприятия в основном производство продукции растениеводства, на долю которого в структуре денежной выручки приходилось: 56,8% (2002г), 62,2% (2003г), 68,8% (2004г) а на продукцию прочих видов деятельности (работы и услуги) 43,2%(2002г), 37,8% (2003г).
     Предприятие не имеет животноводческих помещений и соответствующих видов скота, и поэтому производством продукции животноводства здесь не занимаются.
     Для финансового учета информация о  затратах в основном необходима для  контрольных целей и обеспечения  сопоставимых общих данных о размерах затрат с итогами этих данных в управленческом учете. Это обеспечивает учет затрат по укрупненным контрольным блокам – элементам затрат, которые принято считать к тому же расходами по обычным видам деятельности. Данные об этих расходах представлены в таблице 2.5 (приложения).
     Приведенные данные в таблице 2.5 из расходов по обычным  видам деятельности свидетельствую о том, что наибольший удельный вес  в их структуре имеют материальные затраты. Структурное изменение приведено в таблице 2.5 (приложения).
     По  данным таблицы 2.5 можно сделать  вывод о том, что из материальных затрат на производство продукции за исследуемый период занимают наибольший удельный вес нефтепродукты, минеральные удобрения, семена и посадочный материал.
     Однако, по каждому виду продукции установлен предел затрат, которые включаются в себестоимость. Размер и структура затрат (по статьям калькуляции) представлены данными таблицы 2.6(приложения).
     Приведенные данные в таблице 2.6 свидетельствуют  о том, что на производство отдельных видов продукции статьи затрат структурно поменялись и отличаются в зависимости от продукции. Так, по зерну наибольший удельный вес затрат приходится на содержание основных средств, аналогично и по подсолнечнику. По сахарной свекле наибольший удельный вес затрат структурно приходится на удобрения. Уровень себестоимости одного центнера продукции растениеводства представлен данными таблицы 2.7(приложения).
     Приведенные в таблице 2.7 данные свидетельствуют  о росте себестоимости зерновых и зернобобовых культур. Это связано как с внешними,  так и внутренними причинами, имевшими место в анализируемом предприятии. Среди них – относительно низкая урожайность этих культур, рост затрат на потребляемые ресурсы. Предприятие лишь с 2002 года стало заниматься возделыванием сахарной свеклы и подсолнечника на зерно и уже в 2004 году возделывание сахарной свеклы не производилось. Судя по приведенным в таблице 7 данным, в 2003 году себестоимость сахарной свеклы по отношению к 2002году выросла в 2,7раза. По подсолнечнику дела обстоят намного лучше. Семена подсолнечника в 2003году стали дешевле семян 2002 года на 15,6%. Однако в 2004году их себестоимость подскочила в 1,7раза по сравнению с 2002 годом.
     Для анализа финансового состояния  предприятия необходимо рассмотреть состав и структуру имущества предприятия по данным актива баланса.
     Баланс  позволяет дать общую оценку изменения  имущества предприятия, выделить в его составе оборотные (мобильные) и внеоборотные (иммобильные) активы, изучить динамику его структуры.
     Анализ динамики состава и структуры имущества дает возможность установить размер абсолютного  и относительного прироста или уменьшения всего имущества предприятия и отдельных его видов. Прирост актива свидетельствует о расширении деятельности предприятия, а уменьшение ведет к снижению (сужению) деятельности предприятия. Изменение структуры имущества создает определенные возможности для основной (производственной) и финансовой деятельности, и оказывает влияние на оборачиваемость совокупных активов.
     Показатели  структурной динамики отражают долю участия каждого вида имущества в общем, изменении совокупных активов. Их анализ позволяет сделать вывод о том, какие активы увеличились за счет привлечения денежных средств, а какие уменьшились за счет их оттока (таблица 2.8.приложения).
     Из  приведенных в таблице 2.8 данных следует, что в 2003 году произошло изменение активов предприятия: их уменьшение в 2002 году на 2,4пункта. Однако уже в 2004году мы наблюдаем, увеличение имущества на 6,6%. Особенную озабоченность вызывают оборотные активы, но по ним можно отметить контрастную колеблемость статей баланса, особенно денежных средств и запасов. В 2004году в активах предприятия появляется новый вид имущества – краткосрочные финансовые вложения (4,98% от всего имущества). Что касается дебиторской задолженности, то она из года в год растет по причине неплатежеспособности покупателей и заказчиков. Свободных денежных средств в 2002-2003гг. у предприятия мало. На конец 2002 года  на расчетном счете предприятия было 19 тыс. руб., на конец 2003г. – 10 тыс.руб. Однако к концу исследуемого периода их величина увеличилась в 16,79 раза.
     Информация  об источниках образования имущества  предприятия представлена данными таблицы 2.9(приложения).
     Рассматривая  данные таблицы 2.9 следует заметить значительную зависимость анализируемого предприятия от внешних источников – от долгосрочных и краткосрочных обязательств, что несомненно сказывается на его финансовой зависимости от них.
     По  финансовому положению предприятие  следует считать как финансово неустойчивое и слабо платежеспособное.
     За  исследуемый период коэффициент  финансовой независимости сократился с 0,87 в 2002 году до 0,21 в 2004году. Это значит, что только 21% имущества предприятия в 2004году формируется за счет собственных средств.
     Значение  этого показателя за три исследуемых года ниже нормативного, что свидетельствует о том, что предприятие сильно зависит от заемных источников. Этот коэффициент необходимо сопоставить с долей внеоборотных активов в составе имущества. Отрицательное значение коэффициента СОС в очередной раз  подтверждает вывод о том, что предприятие не может покрывать потребность в своих ресурсах за счет собственных источников, что отражено данными показателей по обеспеченности запасов и затрат и собственного капитала. 
 

        Анализ  показателей рентабельности предприятия ОАО «Щигровская МТС»
 
 
     Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных уровней направлений  деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потребленными ресурсами. Показатели рентабельности используют, как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
     Поскольку получение прибыли является обязательным условием коммерческой деятельности, а финансовая устойчивость предприятия в значительной мере определяется размером полученной прибыли, анализ  финансовых  результатов становится весьма актуальным.
     Проведем  расчет показателей рентабельности предприятия ОАО «Щигровская  МТС» за 2002-2004гг., отражающих эффективность  финансово-хозяйственной деятельности, которые рассчитываются по формулам, указанным в главе 1, на основании данных бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках за указанный период.
    Проведем  анализ эффективности производства предприятия за анализируемый период.
      Анализируя  данные таблицы 3.1(приложения), видим, что показатель фондоотдачи основных фондов, определяемый как отношение стоимости продукции (валовой, товарной или нормативно чистой) к среднегодовой стоимости основных фондов увеличился в 2004 году  на 0,11 %  по сравнению с 2002 годом.
        Необходимо отметить, что фондоотдача  показывает общую отдачу от  использования каждого рубля, затраченного на основные производственные фонды, т. е. эффективность этого вложения средств. Таким образом, данные таблицы свидетельствуют о том, что наиболее эффективно основные производственные фонды использовались в 2004 году, когда на 100 руб. ОПФ было произведено товарной продукции на 37руб. 
    Показатель  материалоотдачи  также увеличился по сравнению с 2002 годом на 0,37 %, а показатель  зарплатаотдачи  уменьшился на  - 2,93 % . Себестоимость  единицы продукции в 2004 году  увеличилась по сравнению с 2002годом увеличилась практически в 1,4раза. Увеличение отрицательного значения прибыли, прирост себестоимости в анализируемом периоде привели к снижению рентабельности, как продаж, так и произведенной продукции предприятия. Только  рентабельность капитала  в 2004 году увеличилась на 49,52%, хотя ее значение и осталось с минусом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.