На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


статья Некоторые аспекты оценки экономической в странах с переходной экономикой (на примере Казахстана)

Информация:

Тип работы: статья. Добавлен: 05.05.2012. Сдан: 20 О. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ  
В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ  
В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 
(на примере Казахстана)

Торгаев Р.А. - заведующий отделом 
Казахстанского института стратегических исследований  
при Президенте РК, 
кандидат технических наук 
Берентаев К.Б. - ведущий научный сотрудник 
Казахстанского института стратегических исследований  
при Президенте РК, 
кандидат экономических наук

Экономический рост - это главная составляющая устойчивого развития страны и реализация соответствующей эффективной национальной стратегии позволит решать вопросы обеспечения экономической безопасности и независимости страны.
Становление реального  экономического суверенитета, преодоление  кризисной ситуации и вывод казахстанской  экономики на траекторию устойчивого экономического роста непосредственно связаны с выработкой экономического курса, наиболее полно реализующего потенциальные возможности страны. Эффективное использование имеющегося научно-технического и производственно-ресурсного потенциалов, высокого общеобразовательного уровня населения может облегчить Казахстану процесс вхождения в общемировое хозяйство и позволит вписаться в новую волну научно-технической революции для создания эффективной национальной экономики.
Республика Казахстан одной из первых стран СНГ стала разрабатывать долгосрочные программные документы социально-экономического развития. Наряду с системой долгосрочных, пятилетних и годовых индикативных планов, начата работа по разработке Генеральной Схемы развития и размещения производительных сил на период до 2015 года, основная цель которой состоит в сближении уровня и качества жизни казахстанского народа современным стандартам качества жизни среднеразвитых стран мира. Достижение этой цели предполагает поддержание высоких и стабильных темпов роста в течение длительного времени, создание уже в ближайшее время условий для вывода казахстанской экономики на траекторию устойчивого развития.
Под устойчивым развитием страны, в данном случае, мы понимаем такое развитие, которое обеспечивает социальную стабильность общества, экологическую безопасность и экономическую эффективность. Оно может считаться достигнутым тогда и только тогда, когда одновременно выполняются несколько условий:
    Имеет место постоянный и соразмерный экономический рост, причем не как простое увеличение производства реального ВВП в целом или на душу населения, а вызванный научно-техническим прогрессом и соответствующими структурными изменениями в национальной экономике.
    Экономическая стабильность, что подразумевает стабильность цен и покупательной способности национальной валюты, низкие уровни инфляции и бюджетного дефицита.
    Внешнеэкономическое равновесие, т.е. поддержание положительного платежного баланса страны, предупреждение чрезмерно отрицательного сальдо внешней торговли, поддержание в приемлемых рамках внешнего долга страны.
    Экономическая справедливость, под которой понимается не только обеспечение всех граждан материальными благами и услугами в объемах, гарантированных Конституцией страны, но и создание равных экономических условий для всех хозяйствующих субъектов, развитие рыночной конкуренции и регулирование деятельности монополистов.
В соответствии с этими принципами эффективная  национальная стратегия - это такая  стратегия, которая обеспечивает устойчивые на протяжении продолжительного периода времени темпы экономического роста при обеспечении полной занятости населения, низкой инфляции и справедливом распределении доходов.
Под экономической  безопасностью общепринято понимать способность и готовность защитить национальные интересы, противостоять внутренним и внешним угрозам и поддерживать социальную и политическую стабильность общества. В более широком смысле этот термин означает способность страны поддерживать необходимые условия для устойчивого развития страны. Введение термина "экономическая безопасность" связана с признанием "примата экономики в обеспечении внутренней и внешней безопасности государства и, следовательно, необходимостью самого серьезного внимания к проблеме обоснования и реализации эффективной национальной стратегии развития" (Ведуга Е.Н. Государственные экономические стратегии. - М., Деловая книга, 1998. С. 325) .
Критерием экономической  безопасности государства служит степень  соответствия проводимой экономической  политики выбранной стратегии развития национальной экономики, степень доверия к ней как со стороны населения, так и международных организаций. Данный критерий должен быть охарактеризован целостной системой индикаторов экономической безопасности, которая отражает отдельные частные аспекты этой проблемы.
В этом отношении  можно выделить несколько групп  индикаторов экономической безопасности:
    Экономические индикаторы, которые служат для характеристики сложившихся тенденций развития отечественной экономики - темпы экономического роста и отдельных отраслей производств, структуру ВВП в целом и отдельных секторов экономики, производство и потребление отдельных видов продуктов и услуг, эффективность использования производственных ресурсов и т.п.
    Социальные индикаторы, которые отражают уровень социального развития общества.
    Финансовые индикаторы, которые характеризуют тенденции развития денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, их соответствие требованиям экономической безопасности.
Можно отметить, что существует целостная система частных индикаторов и показателей экономической безопасности, которая отражает те или иные аспекты этой проблемы. Поэтому приведенная выше группировка показателей экономической безопасности Республики Казахстан, конечно, не претендуют на полноту.
Однако до настоящего времени не разработаны интегральные показатели экономической безопасности, которые могли бы дать количественную оценку уровня экономической безопасности в целом. Для построения таких  интегральных показателей потребуется  разработать методы "свертывания" отдельных частных показателей таким образом, чтобы были учтены как внутрифакторные, так и межфакторные динамики взаимодействия факторов экономической безопасности. Эта работа должна быть основана на межстрановом сопоставительном анализе и формировании сопоставимых комплексных показателей экономической безопасности, специальных методов оценки эффективности мер, направленных на предотвращение или снижение последствий от воздействия возможных угроз.
В методическом плане представляет интерес определение пороговых значений индикаторов экономической безопасности, приближение к которым характеризует, что страна приближается к кризисному состоянию. Здесь можно отметить, что в западной экономической литературе отсутствуют как само понятие, так и пороговые значения индикаторов экономической безопасности. Впервые эти термины ввели в научный обиход российские экономисты. В частности, С. Глазьев попытался определить пороговые значения показателей экономической безопасности для российской экономики (Глазев С.Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегии экономического роста на пороге XXI века. - М., 1997).
Примерно такой  же перечень показателей и их пороговые  значения используют и казахстанские  исследователи (Спанов М.У. Экономическая  безопасность: опыт системного анализа. - Алматы, 1999).
Вместе с тем, можно согласиться с А. Илларионовым, который считает, что представленные С. Глазьевым величины пороговых  показателей экономической безопасности являются совершенно произвольными  и не могут строго охарактеризовать ситуацию в стране как предкризисную или критическую (Илларионов А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998, №10). На основе межстрановых сопоставлений автор показывает, что практически ни одна страна в мире не удовлетворяет всем пороговым значениям С. Глазьева. В этой связи нужно согласиться с А. Илларионовым, что экономическая безопасность определяется уровнем экономического развития страны и важнейшим показателем экономической безопасности являются темпы экономического роста.
В соответствии с этим А. Илларионов отмечает, что "Одним  из наиболее важных факторов, влияющих на темпы экономического роста и, следовательно, предопределяющих состояние  экономической безопасности, является экономическая политика" (Там  же. С. 51). Таким образом, уровень экономической безопасности страны всецело определяется экономической политикой проводимой государство, которая должна быть направлена на обеспечение стабильных и достаточно высоких темпов роста.
Как известно, однако, цели экономической политики зачастую противоречат друг другу и необходим разумный компромисс между ними для реализации политики роста. Поэтому необходима структуризация и последующее выявление целей экономической политики, достижение которых находится под угрозой, что представляет, в свою очередь, наибольшую опасность для национальной экономики.
Так, в настоящее  время преобладает мнение, что  наиболее уязвимым участком экономики  является высокий уровень инфляция. В соответствии с этим макроэкономическая политика, проводимая в Казахстане, в качестве своей главной цели определила подавление инфляции до нескольких процентов в год, т.к. согласно неолиберальной концепции оживление инвестиционной деятельности и начало экономического роста однозначно увязывается с поддержанием уровня текущей инфляции до умеренной.
Вместе с тем, международный опыт показывает, что  возможен продолжительный экономический  рост при достаточно высоких среднегодовых  темпах инфляции, так как инфляционное давление при определенных условиях подталкивает инвестиционный процесс и тем самым помогает экономическому росту. Для этого нужно, чтобы экономическая политика государства обладала определенной степенью доверия со стороны как местных предпринимателей, так и международных организаций.
Это можно подтвердить примером развития отдельных стран за достаточно длительный период времени. Так, экономическая политика в Бразилии была сознательно направлена на поддержание высоких темпов инфляции как своеобразной подпитки реального сектора экономики. В период 1967-1975гг. при среднегодовом уровне инфляции, равным 23%, среднегодовые темпы экономического роста на душу населения составили 6,8%, что на 4,3% превышали среднемировые темпы экономического роста. В 1976 - 1992 г.г. среднегодовые темпы инфляции составили 259%, а темпы экономического роста - 0,6% или всего на 0,4% были ниже среднемировых (Бруно М. Глубокие кризисы и реформа // Вопросы экономики. 1997, № 2).
Такая же ситуация имела место и в ряде других стран. Например, в Индонезии, Израиле, Мексике и Чили. Так в Индонезии в 1951-1960гг. при среднегодовом уровне инфляции 21% среднегодовые темпы экономического роста на душу населения составили 1,2%, в 1961-1968гг., соответственно, 189% и 0,9% и в 1969-1990гг. 17% и 2,3% (Там же).
Таким образом  опыт отдельных стран показывает, что нет прямой зависимости между темпами экономического роста и уровнем инфляции. Действительно, зависимость между темпами экономического роста и изменением уровня инфляции описывается весьма простой формулой:
dX=(dY-dP)/(1+dP), (1)  
где: X - объем ВВП в сопоставимых ценах; Y - объем ВВП в текущих ценах; Р - средний уровень цен.

Очевидно, что  существует пороговый уровень инфляции s* = dP*, при котором темпы экономического роста h = dХ = 0 (Балацкий Е. Эффективность  инвестиций в открытой экономике //Мировая экономика и международные отношения. 1996, № 10). При введении понятия "пороговый уровень" инфляции можно утверждать, что существует прямая зависимость между темпами экономического роста и разницей между пороговым и текущим уровнем инфляции:
h = (s*-s)/(1+s) (2)
В этой связи  справедливым является утверждение  что необходимым и достаточным  условием для обеспечения экономического роста является поддержание текущего уровня инфляции на уровне, меньшем  ее порогового значения s* (Берентаев  К., Асылханова С. Макроэкономическая стабилизация и условия, необходимые для последующего подъема экономики Республики Казахстан // Альпари. 1997, № 2) .
Введем дополнительно  понятие "потенциал экономического роста"
x = s* - s (3)
Принципиально важным является то, что создание и поддержание условий для экономического роста зависит не от текущего уровня инфляции s, а от величины разницы между ним и пороговым уровнем инфляции s*, т.е. от потенциала экономического роста x, значение которого полностью определяется специфическими особенностями национальной экономики. Таким образом, если выполняется условие x і 0, то выполняется и условие h і 0. Потенциал экономического роста, является индивидуальным для каждой страны и его можно рассчитать на перспективный период исходя из макроэкономических условий, сложившихся на начало периода, и проводимой макроэкономической политики.
В этой связи  можно отметить, что из соотношения (2) следует, что чем выше уровень  текущей инфляции s, тем меньше темпы  экономического роста при заданном пороговом уровне инфляции s*, значение которого полностью определяется объективно сложившимися в стране социально-экономическими условиями. Однако для разных стран со своими пороговыми уровнями инфляции при одинаковых уровнях текущей инфляции темпы экономического роста будут разными.
Действительно, при выполнении условия s Ј s* темпы  экономического роста h і 0. Естественно, что возможны случаи, когда при  увеличении уровня текущей инфляции будет иметь место и экономический  рост, т.к. он зависит от потенциала экономического роста. Потенциал же экономического роста x и пороговый уровень инфляции s* зависят как от проводимой в стране макроэкономической политики, так и от потенциальных возможностей национальной экономики, т.е. от стартовых условий экономического развития страны. В этой связи потенциал экономического роста характеризует потенциальные возможности экономики страны. При этом, чем выше потенциал экономического роста, тем менее экономика подвержена случайным конъюнктурным инфляционным всплескам и тем устойчивее ее экономический рост.
В этой связи  для разных стран в зависимости  от конкретных условий складывающейся в них экономической ситуации и проводимой правительствами этих стран экономической политики, одному и тому же уровню текущей инфляции соответствует различные темпы экономического роста, которые полностью определяются потенциалом экономического роста страны x = s* - s.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.