На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Возростная психология

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание
    Вступление…………………….…..…………………….….………….….2
    Пренатальное развитие…………………………….…..………………..2
    Младенчество………..……………………………….….….…………….3
    Раннее детство………………………………………….……..…………..5
    Дошкольное детство……………….…………….….……….….…….….6
    Кризис семи лет…………………………………….….………….…...….7
    Младший школьный возраст……………..….……….….………….….9
    Подросток……………………………….….………….….……….…..….10
    Личность юноши……………………………….….………………….….12
    Заключение…………………………………………….….……….…..….13
    Литература………………..………………………………………….…....14
 

    ВСТУПЛЕНИЕ 

         Возраст-это ключевое понятие для проектирования систем развивающего образования и соответственно - для периодизации нормативного развития человека в течение всей (индивидуальной) жизни. Основой понимания возраста может служить представление о соотношении генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно достигнутого (И.С. Кон), что неодинаково у разных индивидов, относимых к одной возрастной когорте.
       Возрастные категории имеют не  одну, а три системы отсчета:
1)ИНДИВИДУАЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ (т.е. что может, и что не может делать ребенок в определенном возрасте - это соответствует представлению об уровне психобиологического созревания и соответствующих ему ограничениях);
2)ВОЗРАСТНАЯ  СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА (что должно  и что не должно делаться в рамках данного возраста - это соответствует возрастному делению поколений и соответствующим социокультурным нормативам);
3)ВОЗРАСТНАЯ  СИМВОЛИКА КУЛЬТУРЫ (что соответствует,  и что не соответствует данному  возрасту - понимается как совокупность  социальных ожиданий в сфере поведенческих актов, внешнего облика, форм отношений).
      В противовес традиционным представлениям  возраст - не структура или  результат, а ФОРМА РАЗВИТИЯ. Развитие  оформляется и результируется в возрасте, именно поэтому возраст ОБРАЗУЕТСЯ как форма, которая в силу своей целостности и завершенности может только сменяться другой формой и замещаться ею.
      Соответственно, освоение возрастного  пространства и переход от  одного возрастного этапа к  другому не осуществляются автоматически, "естественным" путем, а специально организуются в соответствии с решением совершенно определенных задач развития человеческой субъективности, задач, которые решают также вполне определенные исторические субъекты - участники этих событий. Именно в этом пункте представления о процессуальности развития должны быть дополнены и обогащены представлениями о ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЯ всего универсума человеческих способностей.
      Сегодня уже очевидно, что культивирование  в разных возрастных периодах  специфических форм совместной образовательной деятельности в детско-взрослых общностях не определяется формальными социальными требованиями. Это деятельность - развивающая и образующая - должна специально проектироваться в качестве возрастно-нормативной в рамках определенных ценностных оснований и целевых ориентиров развития человеческой субъективности.
            В разработанной схеме периодизации  развития и номенклатуры возрастов  (В.И. Слободчиков, 1991) именно возраст  является исходной ЕДИНИЦЕЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ  развивающего образования, т.е. построения в соответствии с целями и задачами развития его нормативных моделей.
          Общие границы поколения не  совпадают с границами какого-то  возраста (возрастной когорты), более ранний возраст в определенный момент "догоняет" более поздний и входит в новое поколение. Само же поколение остается "в себе как есть" (безотносительно к составу конкретных возрастов) вплоть до ухода с исторической сцены. 

    Пренатальное  развитие (в утробе). 

    Беременность  длится 266 дней, от зачатия она делится на 3 периода: гермикальный, эмбриональный, фетальный.
    Гермикальный. Происходит дробление зиготных клеток. Длится до 2 недель. К концу 6 дня – больше 100 клеток. Более 50% клеток не приживаются. Из наружного слоя получается ткань, которая защищает плод, а внутри слой дает жизнь всем органам эмбриона.
    Эмбриональный. До конца 2-го месяца Формируются все главные структуры и органы, но еще не функционируют. К концу 4-ой недели бьется сердце, функционирует нервная система. Длинна зародыша 4мм. Образуются руки, ноги, прорези глаз. Ежедневно меняется строение лица.
    Фетальный. Длится до родов. В 7.5 недель плод имеет длину 15-17мм, 9 недель – 25мм, 11 недель – 5 см, 15 недель – 9 см. Добавляются губы, ногти на ногах, созревают сердце, легкие и мозг.
    На 4 месяц голова перестает выглядеть непропорционально, за счет увеличения размеров тела. Частота сокращения сердца возрастает до 120-160 ударов в минуту.
    На 5 месяце появляется хватательный рефлекс, возрастает объем и сила движений.
    На 6 месяце уже сформированы глаза, веки могут открываться. Интенсивно  развивается косная система, на голове растут волосы, ребенок распрямляется.
    Во  втором триместре мозг увеличивается  в 6 раз.
    В начале периода волновая активность отсутствует. Наблюдается состояние  клинической смерти. До 24 недели наблюдаются  только эпизодические вспышки активности мозга. А в конце триместра начинает ощущать боль, регулируется частота сна, дыхания. После 24-ой недели плод жизненноспособен при специальном уходе. Те, кто рождается на 25 неделе, выживают всего 80%, 69% из них не имеет отклонений. А на 29 неделе выживают 90%.
    Третий  триместр. В возрасте 7 месяцев плод весит 1.5 кг, нервная система развита  настолько, что ребенок может  управлять дыханием, глотанием, чувствует  прикосновение, начинает работать вестибулярный аппарат, слышит очень громкие звуки. На громкие звуки вздрагивает.
    С 15 недели способен хватать, двигать  глазами, морщиться.
    20-ая  неделя – развиваются органы  вкуса и обоняния.
    24-ая  неделя – чувствительность кожи  и реакция на звук.
    25-ая  неделя – реакция на звук устойчивая.
    27-ая  неделя – поворачивает голову  на источник света, направленный  на живот матери. К концу 7 месяца  все движения считаются условно  произвольными.
    Ученые  считают, что 8 месячный плод может видеть свои руки и окружающее пространство. Некоторые думают, что с 32 недели начинают осознавать происходящее, видеть сны.
    На 9-ый месяц поворачивается вниз головой, но не всегда, отпадает защитный слой. 
 

    Младенчество (до года) 

    Младенчество  начинается подпериодом новорожденности (до 1 месяца). Психоаналитики утверждают, что первичная травма, связанная с рождением влияет на всю последующую  жизнь. Акт рождения, как переход от паразитивной формы существования к форме индивидуальной жизни, это также и переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одной формы дыхания к другой. Весь период новорожденности считается критическим. В момент рождения ребенок наиболее беспомощен. На его беспомощность накидывается катастрофическое изменение условий жизни, и если не особая ситуация, которая складывается после рождения, ребенок погиб бы. Возникает ситуация отношений ребенка со взрослым и с рождения в условиях жизни становится социальноопосредованным. Но социальная ситуация развития складывается не сразу. Единство ребенка и взрослого сначала идет от матери и только, когда появляется специфическая реакция на лицо матери (улыбка) социальная ситуация сложилась. Единство ребенка и матери, при котором жизнь и деятельность ребенка вплетены в жизнь и деятельность матери. 80% суток новорожденные спят, 20% -- бодрствуют в полудремном состоянии. Поведения у новорожденного еще нет. Движения нельзя назвать движениями. Состояние определяется как состояние дисгармонического разлада, а поведение – это движения, связанные с выделением какого-либо предмета из окружающей среды. Оно имеет две части: ориентировочную и исполнительную. Первый объект, который ребенок выделяет – человеческое лицо. Концентрация глаз и улыбки – первый акт поведения. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование «комплекс оживления». К месяцу это эмоционально положительная реакция со звуковым и двигательным сопровождением. В комплексе зарождается координация движений, это первый акт общения, попытка воздействовать на взрослого. «Комплекс оживления» свидетельствует о переходе к младенчеству.
    Социальная  ситуация «мы» изначально свершит противоречия. Ребенок нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия  на него. И это противоречие наблюдается  на протяжении всего периода. Как  только оно решится социальная ситуация распадается. Социальная ситуация приводит к возникновению нового типа деятельности, которая становится ведущей – деятельность непосредственно-эмоционального общения. Со второго месяца появляются новые формы воздействия на взрослого. Голосовые реакции приобретают характер хныканья, эмоционального призыва. Общение в этом периоде должно иметь эмоционально положительный характер. Это закладывает положительный тонус отношения к жизни, доверия или недоверия к окружающим. Госпитализм – дети лишенные матери, у них нарушается психика. При отрыве ребенка от матери в первые годы жизни у него наблюдаются нарушения в речевом развитии, они эмоционально холодны, неуверенны и т. д.
    Период  младенчества делят на два подпериода:
    до 5-6 месяцев
    с 5-6  до 12 месяцев.
    В первом идет интенсивное развитие сенсорных систем (у человека они развиваются раньше двигательных, а у животных наоборот). В 4 месяца появляется реакция на новизну (удерживает взгляд), слуховое восприятие, тактильная чувствительность, которая способствует развитию хватания и обследования предмета. Развиваются голосовые реакции, такие как буление, гукание, лепет.
       Во втором периоде возникает  хватание. Для возникновения хватания  надо, чтобы рука раскрывалась, т.е.  превратилась в орган осязания. Хватание осуществляется под контролем зрения. Ребенок, рассматривая свои руки, следит за приближением к предмету. С актом хватания связано возникновение предметного восприятия. Когда раздражитель подает на глаз, образа еще нет, он возникает после установления действенного контакта. До этого восприятие осуществлялось через рот. Благодаря хватанию появляется пространство вытянутой руки и предмет «вырывается» из общей схемы, начинает по-новому оцениваться. Благодаря хватанию развивается (противопоставление большого пальца). От 4-7 месяцев возникают результативные действия, т.е. простое перемещение предметов. С 7-10 месяцев --  соотносимые действия, он манипулирует одновременно двумя предметами. С 10-14 месяцев – этап функциональных действий (с разными предметами и разными способами). С 6 месяцев общение ребенка приобретает характер ситуативно-делового. Ему недостаточно со взрослыми обмениваться ласками, а требует «сотрудничества» взрослого с ребенком.
    Как только возникает указательный жест (протягивает руку) ребенок овладевает социальной категоризацией (различает «мы», «они», «я», «другие»). К 9 месяцам ребенок становится на ноги и пытается ходить. С ходьбой он отделяет себя от взрослого, пространство расширяется и ситуация «мы» распадается. Потом между ребенком и взрослым вырастает новое содержание – предметная деятельность. Основные новообразования младенчества: ходьба, первое слово, элементарные формы восприятия и мышления. Младенчество заканчивается кризисом 1 года: много впечатлений, но ребенок не может выразить их. 
 

    Раннее  детство (1-3 года) 

    Ребенок целиком поглощен предметом и  не замечает взрослого. Это явление  называется фитишизация. С одной  стороны ребенок за предметом  не видит взрослого, с другой стороны  без взрослого он не может овладеть способами его употребления. Это  противоречие решается в течении всего периода. В новом типе ведущей деятельности – предметной, направленной на усвоение выработанных в обществе способов действия с предметами. Общение становится формой организации этой деятельности, средством ее  осуществления. С 1-3 лет общение становится речевым. Эльконин рассматривал развитие предметного действия по двум направлениям:
    развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения.
    развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.
      На первых этапах развития предметное действие осваивается только в ходе совместных действий. Ориентация, контроль, исполнение и оценка принадлежат взрослому, за тем возникает частичное или совместно-раздельное действие. Когда действия разделяются, ребенок начинает понимать цель действия. Дальше возникает возможность исполнять действия на основе показа. Взрослый отрывает ориентировочную часть действия от исполнительной. Дальше следует выполнение действия по речевому указанию.
      Еще к концу первого года ребенок употребляет предметы, ориентируясь на его физические свойства. Затем наблюдаются первые попытки специфического использования предметов, но отсутствует сформированный способ их употребления. На следующем этапе ребенок овладевает способом употребления предмета и переносит его в неадекватные ситуации. В результате у него формируется обобщение функций. Но так же он может переносить действия с одной ситуации на другую. Благодаря этому возникает отрыв действия от предмета, от ситуации и от себя как исполнителя. К концу этого возраста ребенок отделяет себя от взрослого, сравнивает и соотносит себя с ним. С помощью предметного действия вызывает взрослого на общение посредством игры. Таким образом общение становится деятельностью, предметом которой является взрослый.
    Тенденции в развитии речи. За 1-2 года ребенок овладевает родным языком. Слово насыщается значением благодаря переносу в другие ситуации. Пассивная речь опережает активную. Первое лингвистическое открытие – это то, что предмет имеет свое значение. Вопросы у ребенка: Что это? Кто это? В начале возраста появляется феномен однословного предложения. На рубеже 2-3 лет он начинает понимать, что слова в предложении взаимосвязаны. В освоении грамматической структуры языка наблюдается три стадии: сначала все слова употребляются в женском роде; в мужском роде; правильное словоупотребление. Для правильного освоения соединения по роду необходимо сделать до 1000 повторений. В игре это происходит быстрее. Ребенок переходит от многозначности слов к первым обобщениям. Сначала он учится слушать речь, потом – говорить. К концу раннего детства владеет всеми синтаксическими конструкциями.
    Восприятие  ребенка точно, но своеобразно. Оно фиксирует одно качество предмета, на которое ребенок ориентируется затем при его узнавании. Оно также эмоционально окрашено и связано с практическим действием. Под влиянием восприятия развиваются другие процессы.
    Память  еще не действует как отдельный процесс и является непроизвольной, появляется воспоминание, формируется наглядно-действенная форма мышления. Все основные новообразования связаны с развитием основного типа деятельности. Основное новообразование – появление феномена «я сам» и речи, которые приводят к кризису 3 лет (ребенок стремится к самостоятельности, но не может достичь ее). 

    Дошкольное  детство (от 3 до 6-7 лет) 

    Делиться  на три периода:
    Младшее дошкольное детство 3-4 года
    Среднее дошкольное детство 4-5 лет
    Старшее дошкольное детство 5-7 лет
    Личность  ребенка развивается очень быстро и происходит это в ведущем виде деятельности (ВВД) – в игре. Но развиваются и другие виды деятельности: трудовая, учебная, художественная.
    Развитие  в игре. Младшие дошкольники играют в одиночестве. В предметных играх усовершенствуют двигательные и познавательные способности, а в сюжетно-ролевых воспроизводят действия взрослых. Средние дошкольники играют совместно и с большим количеством детей. В сюжетно-ролевых играх имитируют отношения между людьми, сами соблюдают те роли и правила, которые придумывают. К старшему возрасту игры развиваются, усложняются, появляется символическая игра, в которой реальные предметы заменяются условными. Появляется лидерство, отношение соподчинения, конструкторская игра превращается в трудовую деятельность. Игры-соревнования способствуют формированию мотивации достижения успеха. Форма игры – рисование. Существуют различные концепции детского рисунка. Интелектуалистичекий подход рассматривает изображения, не как образец объекта воспринимаемого непосредственно, а то, что ребенок о нем знает. Другие утверждают, что это никак не связано с сознанием. Третьи считают, что ребенок изображает то, что чувствует, поэтому рисунок очень субъективен и непонятен окружающим. Большинство психологов считают, что рисунок становится изобразительной деятельностью только к концу дошкольного возраста. До этого времени для ребенка важен не результат, а сам процесс изображения. Ученые считают, что изобразительная деятельность состоит из двух этапов:
    1. Доизобразительный период. Он включает  в себя несколько стадий:
      Стадия каракулей (2 года)
      Стадия зрительного контроля (2 года 6 месяцев). Ребенок охваченный этим процессом рисует под контролем зрения.
      Стадия последующих интерпретаций (2-3 года), он изображает каракули, но пытается дать им объяснение. Она отражает изменение в мышлении. Ребенок переходит от мышления в действии к мышлению наглядно-образному. Этот этап длится до 5 лет.
    2.Изобразительный  период (5-7 лет). Появляются схематические  детские рисунки.   Ребенок  изображает только устойчивые  характеристики, понимает, что чувства не имеют отношения к изображению. В начале этого этапа говорится то, что ребенок начинает формулировать свое намерение рисовать в словах.
    Сто лет назад в рисунке 7-8 летних детей ценилось усиление реализма. Сейчас, наоборот, приветствуется непосредственность, смелость, экспрессивность. К 4-5 годам выделяются два типа рисовальщика:
      Одни развивают способность изображения и предпочитают рисовать отдельные предметы – визуализаторы
    Другие склонны к развертыванию сюжета с повествованием – коммуникаторы.
    Изобразительная деятельность позволяет ребенку  осмысливать сюжет. Создается внутренний идеальный план деятельности. У дошкольников эта деятельность является внутренней и нуждается во внешних опорах (рисунок). Выгосткий рассматривает  рисунок, как переход от символа к знаку. Символ сходен с тем, что он обозначает. Рисунок – своеобразная детская графическая речь, которая является подготовкой к письменной речи посредствам системы знаков. Любая форма игры дает ребенку возможность вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни в контакт вступить не может. Деятельностью становится и восприятие сказки. Герои обычно просты, типичны, лишены индивидуальности. У них всего 2-3 качества, понятных ребенку, но доведенных до абсолютной степени. Сказка еще и деятельность содействия. Ребенок становится на позицию героя и проживает вместе с ним его жизнь. Сказка запрограммирована на освоение ребенком тех действий, которые он должен освоить в своем возрасте. Там, где этого нет, ребенок сказку не понимает. Во всех видах деятельности происходит формирование знаковой функции сознания. Он начинает овладевать пространственными моделями, в которых отражаются связи предметов и явлений, не зависящие от действий и желаний ребенка. К семи годам у ребенка возникает личное сознание, на основе которого возникает кризис семи лет.

КРИЗИС  СЕМИ ЛЕТ

    Школьный  возраст, как и все возрасты, открывается  критическим, или переломным, периодом. Давно замечено, что ребенок при  переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень - уже не дошкольник и еще не школьник.
    В последнее время появился ряд  исследований, посвященных этому возрасту. Результаты исследований схематически можно выразить так: ребенка 7 лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности. Ближайшая причина детской непосредственности - недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т. е. поведение и деятельность, обычно представляют у дошкольника еще недостаточно дифференцированное целое. У нас все это сильно дифференцирование, поэтому поведение взрослого человека не производит впечатления столь непосредственного и наивного, как поведение ребенка.
    Когда дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого.
Все знают, что 7-летний ребенок быстро вытягивается в длину, и это указывает на ряд изменений в организме.
         Этот возраст называется возрастом  смены зубов, возрастом вытягивания. Действительно, ребенок резко изменяется, причем изменения носят более глубокий, более сложный характер, чем изменения, которые наблюдаются при кризисе трех лет. Было бы очень долго перечислять всю симптоматику рассматриваемого кризиса, настолько она многообразна. Достаточно указать на общее впечатление, которое обычно передают исследователи и наблюдатели. Поясним на двух чертах, с которыми часто приходится сталкиваться почти у всех семилеток, особенно имеющих трудное детство и в сгущенном виде переживающих кризис. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута. Ребенок и до 7 лет может паясничать, но никто не скажет о нем того, что мы сейчас отметили. Почему бросается в глаза такое немотивированное паясничанье? Когда ребенок смотрит на самовар, на поверхности которого получается уродливое изображение, или строит гримасы перед зеркалом, он просто забавляется. Но когда ребенок входит изломанной походкой в комнату, говорит писклявым голосом - это не мотивировано, это бросается в глаза. Никто не станет удивляться, если ребенок дошкольного возраста говорит глупости, шутит, играет, но, если ребенок строит из себя шута и этим вызывает осуждение, а не смех, это производит впечатление немотивированного поведения.
         Самой существенной чертой кризиса  семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка.
    Что скрывается за впечатлением наивности и непосредственности поведения ребенка до кризиса? Наивность и непосредственность означают, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Одно спокойно переходит в другое, одно непосредственно читается нами как обнаружение второго. Какие поступки мы называем непосредственными? У взрослых людей детской наивности, непосредственности очень мало, и наличие их у взрослых производит комическое впечатление. Например, комического актера Ч. Чаплина отличает то, что, играя серьезных людей, он начинает вести себя с необычайно детской наивностью и непосредственностью. В этом главнейшее условие его комизма.
Утеря непосредственности означает привнесение  в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. Это не значит, что кризис семи лет приводит от непосредственного, наивного, недифференцированного переживания к крайнему полюсу, но, действительно, в каждом переживании, в каждом его проявлении возникает некоторый интеллектуальный момент.    
         Развитие смыслового восприятия  человека можно сравнить с  тем, как смотрит на шахматную  доску или как играет на  ней ребенок, не умеющей играть, и ребенок, научившийся играть. Ребенок, не умеющий играть, может забавляться шахматными фигурками, подбирать их по цвету и т. д., но движение фигурок не будет определяться структурно. Ребенок, который научился играть в шахматы, будет поступать иначе. Для первого ребенка черный конь и белая пешка не связаны между собой, а второй, знающий ход коня, понимает, что неприятельский ход конем угрожает его пешке. Для него конь и пешка - единство. Точно так хороший игрок отличается от плохого тем, что иначе видит шахматное поле.
    Существенная  черта восприятия - структурность, т. е. восприятие не складывается из отдельных  атомов, но представляет собой образ, внутри которого существуют различные части. В зависимости от того, в каком положении находятся фигуры на шахматной доске, мы видим ее по-разному.
    Окружающую  действительность мы воспринимаем так, как шахматист воспринимает шахматную доску: мы воспринимаем не только соседство предметов или смежность их, но и всю действительность со смысловыми связями и отношениями. В речи существуют не только названия, но и значения предметов. Ребенку уже очень рано приходится выражать в речи не только значения предметов, но и свои и чужие действия, и свои внутренние состояния («я хочу спать», «я хочу есть», «мне холодно»). Речь как средство общения приводит к тому, что приходится называть, связывать со словами наши внутренние состояния. Связь же со словами никогда не означает образования простой ассоциативной связи, а всегда означает обобщение. Всякое слово обозначает не единичную вещь. Если сказать, что сейчас холодно, и через день сказать то же самое, это означает, что всякое единичное ощущение холода тоже обобщено. Таким образом, возникает обобщение внутреннего процесса.
У младенца нет осмысленного восприятия: он воспринимает комнату и не воспринимает отдельно стульев, стола и т. д., он будет воспринимать все как нерасчлененное целое, в отличие от взрослого, который рассматривает фигуры, выступающие на фоне. Как ребенок раннего возраста воспринимает собственные переживания? Он радуется, огорчается, но не знает, что он радуется, так же как младенец, когда он голоден, не знает, что он голоден. Большая разница существует между ощущением голода и знанием того, что я голоден. Ребенок раннего возраста не знает собственных переживаний.
    В 7-летнем возрасте мы имеем дело с  началом возникновения такой  структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т. е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Точно так, как ребенок 3 лет открывает свое отношение с другими людьми, так семилетка открывает сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет.
    1. Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. Как на шахматной доске, когда с каждым ходом возникают совершенно новые связи между фигурками, так и здесь возникают совсем новые связи между переживаниями, когда они приобретают известный смысл. Следовательно, весь характер переживаний ребенка к 7 годам перестраивается, как перестраивается шахматная доска, когда ребенок научился играть в шахматы.
    2. К кризису семи лет впервые  возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу переживают неудачи: обычные дети играют, ненормальный ребенок пытается присоединиться к ним, но ему отказывают, он идет по улице, и над ним смеются. Одним словом, он на каждом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у него есть реакция на собственную недостаточность, а через минуту смотришь - он совершенно доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей “малоценное” нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т. е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.
    Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет. Следовательно, к 7 годам возникает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.
    Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривляние) преходящи. В кризисе  семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, чт
    о впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Ребенок, который не знает, какие взять конфеты - побольше или послаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь.
    Есть  типические форм
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.