На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Правовое обеспечение охраны труда на предприятии

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 05.05.2012. Сдан: 20 О. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…….3
    ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ…...10
                       1.1. Государственное регулирование охраны труда на предприятии……………....10
1.2. Организация охраны труда работодателем и работником………………….….25

1.3. Организация расследования и учета несчастных случаев на производстве..…37
    ОТВЕТСТВЕНОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБВАНИЙ В СФЕРЕ ОХРА-
НЫ ТРУДА…………………………………………………………………………….48
      Материальная ответственность за нарушение требований охраны труда…..48
      Административная  ответственность за нарушение требований охраны труда...…………………………………………………………………………………..….52
      Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда……………………………………………………………………………………..…59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……….. ………………………………………75
Приложение 1………………………………………………………………………….81
Приложение 2………………………………………………………………………….82
Приложение 3………………………………………………………………………….87
Приложение  4………………………………………………………………………….93
Приложение 5………………………………………………………………………….94
Приложение  6………………………………………………………………………….95
Приложение  7………………………………………………………………………….96
Приложение 8…………………………………………………………………...……104
Приложение 9…………………………………………………………………… …..105
Приложение 10……………………………………………………………………….109
Приложение 11……………………………………………………………………….110 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность исследования. Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которая включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
    Часть 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации  предусматривает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Часть 3 ст. 37 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина Российской Федерации на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
    С юридической точки зрения существуют 3 аспекта, по которым можно рассматривать правовое  обеспечение охраны труда:
    - во-первых, как институт трудового права, т.е. как совокупность правовых норм, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда работников;
    - во-вторых, рассматривается как элемент трудового правоотношения, т.е. совокупность встречных субъективных прав и обязанностей работника и работодателя по соблюдению требований безопасности условий труда, безопасной эксплуатации техники и соблюдению в интересах безопасности труда технологии производства;
    - в-третьих, рассматривается как субъективное право работника на безопасные и здоровые условия труда. Это субъективное право реализуется в конкретных трудовых правоотношениях.
    В настоящее время в связи с  внедрением новых технологических  процессов возникают проблемы в  области охраны труда и здоровья работников с учетом повышения ответственности за ущерб, причиненный жизни и здоровью работников.
    В практике Меленковского районного  суда Владимирской области увеличивается число рассматриваемых дел, касающихся споров, связанных с взысканием страховой суммы, а также об установлении размера ежемесячных страховых выплат по возмещению вреда здоровью.
    Так в 2008 году Меленковским прокурором заявлен  иск в интересах гражданина Китаева к Меленковскому району отделению фонда социального страхования о взыскании 40626 руб. 98 коп., а также об установлении размера ежемесячных страховых выплат по возмещению вреда здоровью. Суд постановил удовлетворить требования прокурора о взыскании с Меленковского районного фонда социального страхования страховой суммы в пользу истца.
    Для правого обеспечения охраны труда характерны две особенности. Во-первых, в него входят технические и медицинские стандарты. Правовые нормы, регулирующие безопасность и гигиену труда, довольно часто "переплетаются с техническими, медицинскими, физиологическими нормативами, с нормами организационного характера".
    Во-вторых, характерно преобладание публично-правовых начал, административно-правовых норм и положений императивного характера.
    В правовое обеспечение охраны труда входят нормы, которые устанавливают права и обязанности работодателей и работников по охране труда, а также конкретизирующие эти правовые нормы:
    - правила и инструкции по охране  труда, противопожарной безопасности;
    - правовые нормы, устанавливающие  компенсации и льготы работникам, работающим в тяжелых, вредных и/или опасных условиях;
    - специальные нормы, предусматривающие  повышенную охрану труда женщин, лиц в возрасте до 18 лет и лиц с пониженной трудоспособностью;
    - нормы, регламентирующие финансирование  и организацию мероприятий по  охране труда;
    - нормы, регулирующие порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве;
     - нормы, регулирующие надзор и  контроль за соблюдением законодательства об охране труда и ответственность за нарушение законодательства об охране труда.
     Выбор темы настоящего исследования обусловлен необходимостью проведения комплексного анализа правового обеспечения охраны труда на предприятии на примере ООО «Литмаш – М», выявления проблем, возникающих при регулировании контроля за соблюдением законодательства об охране труда, а так же ответственность за нарушение законодательства, и выработки предложений по их решению.
     Цели  и задачи исследования. Целью настоящей работы является изучение правового обеспечения охраны труда на примере ООО «Литмаш-М».
      Предмет исследования. В настоящей работе правовое обеспечение охраны труда на предприятии ООО «Литмаш–М» рассматривается, как защита конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Обращается внимание на соблюдение государственных гарантий и необходимого уровня социальной защиты трудящихся, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, анализируется законодательство, регулирующее вопросы правового правовое обеспечение охраны труда. Сферой исследования охвачена практика применения законодательства административными и судебными органами. Таким образом, предметом исследования являются права и обязанности работника и работодателя по соблюдению требований безопасности условий труда, безопасной эксплуатации техники и соблюдению в интересах безопасности труда технологии производства, регулируемые трудовым правом и отдельными нормативно-правовыми актами.
      Цель  и задачи исследования. Автор раскрывает заданные задачи и цели в двух главах, каждая поделенная на параграфы.
      Основной  целью исследования является определение правового обеспечения охраны труда на предприятии ООО «Литмаш – М».
      Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
      - изучить правовые средства, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
      - исследовать  государственно – правовые требования по охране труда на предприятии, дать им оценку;
      - рассмотреть технологию аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ, которая помогает восстановить службу охраны труда, проводить обучение и инструктаж, восстанавливать санитарно-бытовые помещения, решает вопросы финансирования мероприятий по улучшению условий труда, растет общая культура производства, а так же изучить правовые основы правовое основы обучения по охране труда на предприятии и государственную экспертизу;
    - изучить особенности медицинских осмотров некоторых категорий работников к числу которых относятся прежде всего работники, занятые на  работах с вредными условиями труда, продолжительность рабочего времени и предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, которые устанавливаются так же для этой категории работников, получение молока "за вредность" или  денежной компенсации;
        - рассмотреть обязанности работодателя при несчастном случае на производстве и порядок расследования несчастных случаев, их учет и хранения материалов о расследовании, разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве;
      - раскрыть приостановление деятельности и ликвидации организации или структурных подразделений в следствии нарушения требований охраны труда,.
      Теоретическая основа исследования. При разработке дипломной работы были изучены труды Г.К. Аворник, В.А. Ершова, Н.В. Емельянова, Н.А. Завойкиной, Г.П. Ивлиева, Ю.М. Кузнецова В.И Миронова М.В. Мошкович, Ю.Г. Сорокина, Б.И. Сосна, Ю.А. Терешко.
      Так же исследовались научные исследования в области административного и уголовного права А..П. Алехина., Д.Н. Бахраха, А.А. Кармолицкого, И.Я. Козаченко, Ю.М. Козлова, В.В. Мозякова, З.А. Незнамовой, Р.А. Сабитова, работы представителей науки трудового права: Л.Ю. Бугрова, С.Ф. Васличева, В.А. Глозмана, СЮ. Головиной, Н.И. Гонцова, К.Н. Гусова, И.Я. Киселева, В.И. Миронова, М.В. Молодцова, А.Ф. Нуртдиновой, СВ. Передерина, В.И. Попова, Н.Н. Семенюты, В.Н. Скобелкина, О.В. Смирнова, А.И. Ставцевой, Л.А. Сыроватской, В.Н. Толкуновой, О.С Хохряковой, Г.Х.
      Методологическую  основу исследования составили общие (анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения, комплексного подхода) и частные (сравнительного правоведения, логического анализа) методы исследования.
      Научная новизна исследования. Охрана труда - одна из важнейших сторон любой деятельности, однако она представляется многим столь старым и привычным делом, что возможность новых подходов в этой сфере не всегда приходит. Тем не менее новые технологии пробили себе дорогу и в этой области, заставив мир по-новому взглянуть на старые проблемы. Буквально за последние 5 - 7 лет представления о правовом обеспечении охраны труда претерпели изменения, которых данный институт не знал со времен своего возникновения. Изучение подобных новаций позволяет адекватно оценить актуальные направления в области охраны труда и сформулировать задачи в этой сфере, не повторяя допущенных ошибок и не упуская ключевых элементов. Без такого подхода немыслимы ни организация современного рабочего места, ни эффективное управление современным предприятием, ни современная государственная политика в области охраны труда.
      Идея  необходимости поддержания безопасности производства и охраны здоровья работников была сформулирована еще в 1966 г. в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Пакт впервые дал расшифровку права каждого человека на благоприятные условия труда, которое было заложено в ч. 1 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в числе которых было названо право работников на "труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и здоровья" ("safe and healthy working conditions"). Следовательно, уже в документе МОТ присутствовало слово "здоровье". Однако специалисты ряда стран долгое время использовали эту формулировку в несколько измененном виде, переводя ее как "профессиональная безопасность и гигиена труда". Таким образом, в юридической традиции многих стран (и Россия не стала здесь исключением) понятие "гигиены" без видимых оснований фактически подменило собой термин "здоровье", ввиду чего последний на долгие годы вообще выпадал из терминологического ряда, связанного с охраной труда. Сохранить оригинальное звучание термина удалось в основном англоязычным странам, и по сей день именующим привычную нам "безопасность и гигиену труда" именно "профессиональной безопасностью и здоровьем" ("occupational safety and health").
    Следует отметить, что сегодня отражение  научной новизны исследования прослеживается в соответствующей терминологии практически повсеместно. Многие языки уже учли новые веяния и поспешили перейти на исходную терминологию, восстановив ключевое положение понятия "здоровье" в терминологическом ряду охраны труда (французский - "sante et securite au travail", немецкий - "Sicherheit/Arbeitsschutz und Gesundheit", испанский - "Sanidad y Seguridad Ocupacional" и др.). Таким образом, одна уточненная формулировка послужила базой для полного обновления концепции охраны труда в мире. В данной статье по мере необходимости используется этот подход, поскольку он лучше всего отвечает современной трактовке рассматриваемой проблемы. Вместе с тем в случаях, когда необходимость подобной детализации терминов отсутствует, в статье используется более привычный читателям термин "охрана труда".
    Серьезное внимание уделяется сегодня специалистами  и вопросам жестокости на производстве. Что интересно, физическая и психологическая жестокость, которая в недавнем прошлом считалась проблемой скорее дисциплинарной, сегодня также входит в сферу охраны труда. Оба вида жестокости взаимосвязаны и часто встречаются в совокупности. Физическая жестокость проявляется чаще всего в непосредственном физическом воздействии на работника (нападении, нанесении телесных повреждений, применении физической силы для принуждения работника к выполнению каких-либо действий и т.д.).
    Автор отмечает, что, несмотря на постоянные исследования и разработки ученых, новая концепция охраны труда еще не имеет окончательной формулировки и продолжает развиваться как в направлении изучения рисков, так и в направлении определения наиболее эффективных методов борьбы с ними. На практике основные обязанности по повышению превентивной культуры в сфере обеспечения безопасности и здоровья на производстве, а также первичное выявление рисков и нормативное закрепление методов борьбы с ними лежат на сторонах трудовых отношений.
      Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативных правовых актов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Государственное  регулирование охраны труда
    Государственное управление охраной труда - это особый вид управленческой деятельности органов  государственной власти и управления, наделенных законодательством властными полномочиями по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников в установленных для них сферах деятельности. В силу таких полномочий воля указанных органов, выраженная в нормативных правовых актах, предписаниях, разрешениях , является обязательной для объектов управления - подчиненных государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, юридических лиц, граждан.
    Особым  видом управленческой деятельности в сфере охраны труда является также деятельность государственных органов по контролю и надзору за соблюдением юридическими и физическими лицами требований охраны труда, включая действия по пресечению фактов нарушения требований охраны труда и применению предусмотренных законодательством мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами требований охраны труда в установленной сфере деятельности.
    Государственные органы, на которые возложены функции  управления охраной труда, определены ст. 216 ТК РФ. государственное управление охраной труда осуществляется прежде всего Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.1(См. Приложение 1).
    Правительство РФ, будучи органом государственной власти, осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, регулирует отношения в социально-экономической сфере, а значит, и в области охраны труда; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; принимает меры по обеспечению условий для реализации трудовых прав граждан; руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; утверждает положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти; определяет порядок взаимодействия и согласованного функционирования Правительства РФ и других органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.2
    Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда, является Минздравсоцразвития России.
    В соответствии с Положением об этом Министерстве, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321, Минздравсоцразвития России на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности и принимает следующие нормативные правовые акты по охране труда:
    - перечень документации и материалов, представляемых на государственную  экспертизу условий труда;
    - предельные нормы переноса и  перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;
    - порядок обучения и проверки  знаний работников организаций  в области охраны труда, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет ФСС РФ;
    - положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;
    - правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического  питания;
    - межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;
    - нормы и условия бесплатной  выдачи работникам, занятым на  работах с вредными условиями  труда, молока или других равноценных  пищевых продуктов;
    - перечень вредных производственных  факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока;
    - перечень производств, профессий  и должностей, работа на которых  дает право бесплатно получать  лечебно-профилактическое питание  в связи с особо вредными  условиями труда;
    - перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, реализация которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    - порядок и нормы бесплатной  выдачи работникам сертифицированных  средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих  средств;
    - методические рекомендации по  разработке государственных нормативных  требований охраны труда;
    - типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда, а  также другие нормативные правовые  акты по вопросам охраны труда.
    Указанные нормативные правовые акты содержат правила поведения, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, в целях сохранения жизни и здоровья работающего населения. Разработка и принятие обязательных для исполнения нормативных правовых актов является одним из видов управленческой деятельности Минздравсоцразвития России в области охраны труда.
    В процессе реализации своих полномочий названное Министерство вправе запрашивать  и получать в установленном порядке  сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к его компетенции вопросам; создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.
    К числу иных федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих наряду с Минздравсоцразвития России управление охраной труда, относятся федеральные органы исполнительной власти.
    Например, МЧС России издает нормативные правовые акты и другие документы по вопросам защиты населения (в том числе работающего населения) и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (чрезвычайных ситуаций); утверждает положение о системе и порядке проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; определяет порядок разработки и представления декларации безопасности потенциально опасных промышленных объектов (в пределах своей компетенции); порядок разработки и представления деклараций безопасности подводных потенциально опасных объектов. Кроме того, МЧС осуществляет надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.3 И в той мере, в какой указанная деятельность МЧС касается безопасности работающего населения при техногенных катастрофах, пожарах на промышленных объектах и других чрезвычайных обстоятельствах, МЧС осуществляет управление также в области обеспечения безопасности работающего населения. Например, подготовленные МЧС прогнозы о возможных техногенных катастрофах на промышленных объектах побуждают работодателей к осуществлению соответствующих мер по предупреждению таких катастроф и позволяют им избежать возникновения чрезвычайных ситуаций или смягчить их последствия.4
    Особая  роль в системе федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих управление охраной труда, принадлежит федеральным органам исполнительной власти, наделенным контрольными и надзорными функциями в области условий труда.
    Под функциями указанных органов  по контролю и надзору понимаются осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.5
    Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, являются федеральные службы. Федеральные агентства вправе осуществлять функции по контролю и надзору лишь в случаях, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
    Государственное управление охраной труда на территориях  субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.6
    Так, федеральные органы исполнительной власти, наделенные функциями по принятию нормативных правовых актов по охране труда, устанавливают на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов определенные правила поведения в области охраны труда, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, тем самым реализуют свои властные полномочия по управлению охраной труда и на региональном уровне.
    Правительство РФ в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных  органов исполнительной власти и  обеспечивает соблюдение этими органами прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует взаимодействию указанных органов. По вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, Правительство РФ осуществляет контроль также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе за деятельностью по управлению охраной труда.7
    Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.8
    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
    В законах о наделении органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда полагается предусматривать:
    - вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;
    - перечень прав и обязанностей  органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей  органов государственной власти  при осуществлении соответствующих полномочий;
    - порядок осуществления органами  государственной власти контроля  за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль, и др.
    Рассмотренные социальные функции государства в области охраны труда свидетельствуют о том, что они осуществляются в соответствии с законодательством. Ведущая роль в массиве нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой области, принадлежит Конституции РФ, поскольку она закрепила право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, обязанность государства по защите прав и свобод граждан, а также определила механизм защиты этих прав и свобод.9  Конституции РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции РФ.
    Значительное  число государственных нормативных  требований охраны труда содержится в Трудовом кодексе. Так, Трудовой кодекс устанавливает возраст, с которого допускается заключение трудового договора; запрещает применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах; запрещает переноску и передвижение работниками в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы, а также привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время; ограничивает применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию и устанавливает другие требования к организации их труда; требует соблюдения определенных правил при организации труда инвалидов; предусматривает необходимость осуществления комплекса мер, обеспечивающих безопасность работников в процессе трудовой деятельности.
    Значительная  часть государственных нормативных  требований охраны труда содержится в настоящее время в подзаконных нормативных правовых актах, издаваемых на федеральном и региональном уровнях.10
    Порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.11 В части, не противоречащей законодательству, сохраняют свое значение Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" и Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. 12Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80.(См. Приложение 2).
    Названное выше Постановление Правительства  РФ предусматривает, что действующая система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, включает:
    - межотраслевые правила по охране труда, межотраслевые типовые инструкции по охране труда;
    - отраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда;
    - правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности;
    - государственные стандарты системы  стандартов безопасности труда;
    - строительные нормы и правила, своды правил по проектированию и строительству;
    - государственные санитарно-эпидемиологические  правила и нормативы; санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, санитарные нормы.
    Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.13
      В отличие от государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и подлежащих обязательному исполнению работодателями, требования охраны труда, обязательные для исполнения работниками, содержатся в инструкциях по охране труда для работников организации, утверждаемых работодателем.
    Такие инструкции разрабатываются работодателем  на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда (а при их отсутствии - на основе межотраслевых  или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций - изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства.14 Эти требования должны быть изложены применительно к профессии работника или виду выполняемой работы. (См. Приложение 3)
    Проверка  и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем не реже одного раза в 5 лет. При изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда; при изменении условий труда работников; при внедрении новой техники и технологий и в других случаях инструкции по охране труда для работников пересматриваются досрочно.15
    Ознакомление  работников с требованиями охраны труда  является обязанностью работодателя.16
    В настоящее время в связи с  внедрением новых технологических  процессов возникают проблемы в  области охраны труда и здоровья работников с учетом повышения ответственности за ущерб, причиненный жизни и здоровью работников.
    Основные обязанности по соблюдению правил охраны труда возлагаются на работодателя как на более сильную с экономической точки зрения сторону трудового правоотношения, имеющую реальную возможность обеспечить соблюдение этих правил.17
    Работодатель обязан обеспечить:
    - безопасность работников при  эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
    - применение сертифицированных средств  индивидуальной и коллективной  защиты работников;
    - соответствующие требованиям охраны  труда условия труда на каждом  рабочем месте;
    - режим труда и отдыха работников  в соответствии с трудовым  законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;18
    - приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
    - обучение безопасным методам  и приемам выполнения работ  и оказанию первой помощи пострадавшим  на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
    - недопущение к работе лиц, не  прошедших в установленном порядке  обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
    - организацию контроля за состоянием  условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения  работниками средств индивидуальной  и коллективной защиты;19
    - проведение аттестации рабочих  мест по условиям труда с  последующей сертификацией организации работ по охране труда;
    - в случаях, предусмотренных трудовым  законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;
    - недопущение работников к исполнению  ими трудовых обязанностей без  прохождения обязательных медицинских  осмотров (обследований), обязательных  психиатрических освидетельствований,  а также в случае медицинских  противопоказаний;
    - информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;20
    - представление федеральным органам  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;21
    - принятие мер по предотвращению  аварийных ситуаций, сохранению  жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
    - расследование и учет в установленном  ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    - беспрепятственный допуск должностных  лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    - обязательное социальное страхование  работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    - ознакомление работников с требованиями  охраны труда;22
    - наличие комплекта нормативных  правовых актов, содержащих требования  охраны труда в соответствии  со спецификой своей деятельности.
    Работник обязан:
    - соблюдать требования охраны  труда;
    - правильно применять средства  индивидуальной и коллективной  защиты;23
    - проходить обучение безопасным  методам и приемам выполнения  работ и оказанию первой помощи  пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
    - немедленно извещать своего непосредственного  или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
    - проходить обязательные предварительные  (при поступлении на работу) и  периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
    Трудовое  законодательство предусматривает  повышенную охрану труда женщин и несовершеннолетних.24
    Запрещено расторжение трудовых договоров с беременными женщинами по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.25
    Расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается26 (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 ст. 336 ТК РФ).
    Автор предлагает изменить часть 4 ст. 261 ТК РФ, запретив увольнение указанных в этой статье женщин за нарушение трудовой дисциплины, установив, что они могут быть уволены по инициативе работодателя только в исключительных случаях при неоднократных грубых нарушениях ими трудовой дисциплины.
    Здесь следует отметить и положительный, опыт законодательства РФ, запрещающего увольнение по инициативе работодателя не только беременных женщин, но и женщин, имеющих детей в возрасте до 6 лет, в том числе и за нарушения трудовой дисциплины.
    Следует также обратить внимание на коллизию между частью 4 ст. 261 ТК РФ и частью 4 ст. 70 ТК РФ.
    Данная  коллизия заключается в следующем: часть 4 ст. 70 ТК РФ запрещает установление испытательного срока беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 года, ТК РФ не запрещает установление испытательного срока женщинам, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, а также одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет).
    Часть 4 ст. 261 ТК РФ допускает увольнение вышеупомянутых женщин по инициативе работодателя только по пунктам 1, 5 - 8, 10 или 11 части 1 ст. 81 или пункту 2 ст. 336 ТК РФ. Часть 4 ст. 261 ТК РФ не допускает увольнение вышеуказанных женщин по ст. 71 ТК РФ, т.е. в связи с неудовлетворительным результатом испытания, так как данное увольнение является увольнением по инициативе работодателя.
    Автор имеет мнение, что следует изменить часть 4 ст. 70 ТК РФ, запретив устанавливать испытательный срок женщинам, указанным в части 4 ст. 261 ТК РФ, так как нет смысла устанавливать испытательный срок работницам, которые не могут быть по закону уволенными как не выдержавшие испытательный срок.
    Таким образом, сформировалась государственное  регулирование охраны труда. Для ее совершенствования автор предлагает более четко определить функции и ответственность органов исполнительной власти, входящих в эту систему, а также найти способы и методы повышения заинтересованности и внимание к охране труда работодателей, которые позволят сократить производственный травматизм, общую и профессиональную заболеваемость, повысить безопасность труда и социальную защищенность работников, создать благоприятные предпосылки для снижения смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте, формировать благоприятный климат в трудовых коллективах. 

    1.2. Организация охраны труда работодателем и работником 

    Одна  из важнейших составляющих правового  регулирования охраны труда на предприятии  является – проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
    На  предприятии ООО «Литмаш –  М» работает 250 человек, и важнейшая задача, которую ставит перед собой руководитель ООО «Литмаш – М» - обеспечение безопасных условий труда и защита здоровья работников. 
      Проведение аттестации дает возможность решить проблемы установления льгот и компенсаций для работника, определить приоритеты деятельности в области обеспечения безопасных и здоровых условий труда, а главное - создает условия для деятельности по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.27
    Порядок проведения аттестации утверждается Министерством  здравоохранения и социального развития РФ. С 1 сентября 2008 года вошел в действие Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 года N 569.
    Данный  Порядок регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.
    Аттестации  рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. В настоящее время на предприятии завершены работы по аттестации рабочих мест, более 80% на которых внедряются действия по улучшению и оздоровлению условий труда по результатам аттестации рабочих мест.
    Аттестация  рабочих мест имеет целью:
    1. содействие и содержание высочайшего  уровня физического, психического  и социального благополучия рабочих во всех видах трудовой деятельности;
    2. предотвращение утечки рабочий  силы по причине нездоровья  из-за условий труда;
    3. защиту рабочих в своей профессиональной  деятельности от рисков, связанных неблагоприятным для здоровья факторами;
    4. расстановку и обслуживание рабочих в производственной сфере.
    Аттестация  рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
    Так же на основе аттестации рабочих мест производиться процедура сертификации работ по охране труда. Объединяет их то, что на предприятии прошедшее восстанавливаются службы охраны труда, проводятся обучение и инструктаж, решаются вопросы финансирования мероприятий по улучшению условий труда, восстанавливаться санитарно-бытовые помещения.28
    Сертификация  работ по охране труда включает в  себя:
    • проверку материалов по аттестации рабочих  мест на предмет объективности, полноты исследований и соответствия материалов требованию положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
    • проверку соответствия оценки фактическому состоянию, т.е. правильности отнесения к тому или иному классу; исследование материалов, характеризующих уровень работ по охране труда, в т.ч. определение уровня работы с персоналом, наличие и работы службы охраны труда, выполнение плана работ и предписаний органов надзора, установления наличия лицензий на эксплуатацию объектов повышенной опасности, обеспеченности санитарно-бытовыми помещениями, а так же целый ряд требований, предусмотренных государственно нормативными актами по охране труда и включенных в реестр проверяемых позиций в целях сертификации.
    После таких проверок орган по сертификации оформляет соответствующий акт, в котором формулирует предложение органу по труду о выдаче и сроке действия сертификата либо об отказе.
    Сертификат  безопасности означает, что руководитель берет на себя добровольные обязательства по охране труда на принципах партнерства с государством и подтверждает доверие, которое оказывает ему государство в управлении производством и людьми при условии выполнения требований по охране труда.29
    Автор предлагает создать в ООО «Литмаш-М» базу данных по фактическому состоянию условий труда на предприятии, которая позволит разработать систему организации информационных потоков по охране труда и на ее основе проанализировать положение дел, сделать прогноз ситуации для своевременного реагирования на всех уровнях системы управления охраной труда и подготовки соответствующих управленческих решений. Иными словами – фиксирование ситуации, обозначение точки отсчета и в дальнейшем переход плановой системе по улучшению условий труда.
    Так же автор предлагает создать лабораторию  мониторинга условий труда, основной целью которой будет формирование мониторинговой информационно-аналитической системы, осуществляющей сбор информации, оценку, анализ и прогноз состояний условий труда и здоровья трудящихся на предприятии.
    Таким образом, можно утверждать, что в  целом аттестация рабочих мест и  сертификация по охране труда являются логически обоснованные и экономически целесообразные системы мотивации трудоохраной деятельности.      
      На  предприятии действуют нормы  бесплатной выдачи спецодежды. Но к  сожалению, предусмотренная спецодежда, средства защиты рук, отдельные виды специальной обуви не выдерживают установленных сроков носки, не обеспечивают эффективную защиту работающих опасных и вредных производственных факторов.
      Выполняя  требования Правил безопасности ООО  «Литмаш – М» заключили договор  на производство спецодежды из более термостойких материалов с фирмой ООО «Имидж», которая занимается пошивом спецодежды.
      Автор предлагает сертификацию средств индивидуальной защиты на предприятии.
    Сертификация  продукции – это процедура  независимым от изготовителя, продавца и потребителя органом соответствия продукции установленным нормативным требованиям.30
    Правовую  основу работ по сертификации средств  индивидуальной защиты определяют следующие  документы:
    1. Закон РФ от 10.16.1993 № 5151-1 «О  сертификации продукции и услуг»;
    2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
    3. Закон РФ от 10.06.1993 № 5154-1 «О  стандартизации»;
      4. Федеральный закон от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
    Целью сертификации является:
    • содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
    • защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца);
    • контроль безопасности продукции для  окружающей среды, жизни, здоровья;
    • подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
    Средства  индивидуальной защиты классифицируются по ГОСТ 12.4.011-89, согласно которому все виды средств индивидуальной защиты распределены на 12 классов. (Приложение 4)
    Госстандартом России в ноябре 1992 года утверждена и введена в действие Система  сертификации средств индивидуальной защиты, определена ее структура. (См.Приложение 5)
    Порядок проведения работ по сертификации включает в себя:
    •подача заявки на сертификацию;
    •принятия решения по заявке, в т.ч. выбор  схемы сертификации;
    • анализ полученных результатов и  принятия решения о выдаче или  отказе в выдаче сертификата соответствия;
    • выдача лицензии на применение знака  соответствия;(См.Приложение 6)
    • инспекционный контроль за сертифицируемой  продукцией;
    • корректирующие мероприятия при  нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия.
    Таким образом, автор делает вывод, что  проведение сертификации средств индивидуальной защиты создает поле равных возможностей в использовании качественной, отечественных и  зарубежных средств индивидуальной защиты. 
    Уровень занятости рабочих ООО «Литмаш-М» на работах с вредными условиями труда высокий. Более 50% рабочих, заняты на работах с такими условиями труда. Это оказывает негативное воздействие на здоровье работающих, служит одной из причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, ухудшает качество занятости, не позволяет обеспечивать устойчивые и высокие темпы экономического роста.
    Некоторые категории работников должны проходить обязательные медицинские осмотры. К их числу относятся, прежде всего, работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта.31
    На  предприятии существует такое правило. Они проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).32
    Именно  такими нормативными правовыми актами в первую очередь надлежит руководствоваться при организации медицинских осмотров значительного числа работников.
    Так, во исполнение Постановления Правительства  РФ от 27 октября 2003 г. N 646 Минздравсоцразвития  России Приказом от 16 августа 2004 г. N 83 утвердил:
    Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования);
    Перечень  работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования);
    Порядок проведения предварительных и периодических  медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными (или) опасными производственными факторами.
    Работодатель определяет контингенты работников и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований).
    Медицинская организация на основании полученного  от работодателя поименного списка работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), утверждает совместно с работодателем календарный план проведения медицинских осмотров (обследований).
    Для прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) работнику на предприятии выдается направление, в котором указываются вредные  и (или) опасные производственные факторы  и вредные работы, а также паспорт или другой документ, его заменяющий.33
    Периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся с целью:
    - динамического наблюдения за  состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска;
    - выявления общих заболеваний,  являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;
    - своевременного проведения профилактических  и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.
    Частота проведения периодических медицинских  осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации.34 При этом периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.
    Так же в соответствии с ч. 1 ст. 92 ТК РФ для работников, занятых на работах  с вредными и (или) опасными условиями  труда, устанавливается сокращенная  продолжительность рабочего времени (не более 36 часов в неделю) в порядке, предусмотренном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а в соответствии с ч. 1 ст. 117 ТК РФ – дополнительные оплачиваемые отпуска.
    Работодатель руководствуется Списком производств, цехов, профессий, должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.35
    В Списке предусматривается продолжительность рабочего дня (а не недели) по каждой профессии, должности, виду работ и производств. Право на сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск имеют работники, профессии и должности которых предусмотрены по производствам и цехам в соответствующих разделах Списка независимо от того, в какой отрасли находятся эти производства и цеха.
    Например, рабочим и ИТР литейного производства ООО «Литмаш – М» дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день предоставляется в соответствии с подразделением «Литейное производство» раздела «Металлообработка». 
    На  предприятии действует система  обучения и проверки знаний по охране труда. Этим занимается квалифицированный работник – инженер по охране труда и технике безопасности Шатаев Александр Николаевич. Для предприятия наличие квалифицированного персонала – одно из важнейших условий безопасности труда, снижения производственного травматизма и профессиональных заболеваний на производстве.
    Обучение  по охране труда руководителей и  специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда существующих на предприятии.
    Существует  комиссия по проверке знаний требований охраны труда и руководители и специалисты организации проходят обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации.
    Обучение по охране труда проводится по программам, разрабатываемым на основе учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем. (См.Приложение 7) В процессе обучения по охране труда руководителей и специалистов проводятся лекции, семинары, собеседования.
    Руководители  и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.36
    Внеочередная  проверка знаний требований охраны труда работников организации независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:
    - при введении новых или внесении  изменений и дополнений в действующие  законодательные и иные нормативные  правовые акты, содержащие требования  охраны труда. При этом осуществляется  проверка знаний только этих  законодательных и нормативных правовых актов;
    - при вводе в эксплуатацию нового  оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников. В этом случае осуществляется проверка знаний требований охраны труда, связанных с соответствующими изменениями;37
    - при назначении или переводе  работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);
    - по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, других органов государственного надзора и контроля, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органов местного самоуправления, а также работодателя (или уполномоченного им лица) при установлении нарушений требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопасности и охраны труда;
    - после происшедших аварий и  несчастных случаев, а также  при выявлении неоднократных  нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по охране труда;
    - при перерыве в работе в  данной должности более одного  года.
    Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организации приказом  работодателя создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.(См.Приложение 8)
    В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты.38
    Автор так же отмечает, что согласно статье 224 Трудового кодекса РФ работникам, занятым на работах с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, работодатель обязан предоставить дополнительные гарантии и компенсации в целях уменьшения воздействия вредных производственных факторов, которые не могут быть устранены в настоящее время, а также соблюдать установленные для некоторых категорий работников ограничения:
    - на привлечение их к выполнению  тяжелых работ и работ с  вредными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам;
    - осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья  в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с соответствующей оплатой;
    - устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время;39
    - создавать для инвалидов условия  труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
    Определены категории работников, которые не могут быть привлечены к работе в ночное время. К таковым относятся:
    · беременные женщины;
    · работники, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, за исключением лиц, участвующих в создании и исполнении художественных произведений, а также другие категории работников в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.
    Ограничено использование труда в ночное время следующих категорий работников:
    - женщин, имеющих детей в возрасте  до трех лет;
    - инвалидов, работников, имеющих детей-инвалидов,  а также работников, осуществляющих  уход за больными членами их  семей в соответствии с медицинским заключением;
    - матерей и отцов, воспитывающих  без супруга (супруги) детей  в возрасте до пяти лет, а  также опекунов детей указанного  возраста.
    Вышеуказанная категория граждан может привлекаться к работе в ночное время с их письменного согласия и только при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.40
    Определены категории работников, которые с их согласия могут быть переведены на более легкую работу:
    · лица, нуждающиеся в предоставлении такой работы по состоянию здоровья;
    · беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 1,5 года.41
    Итак, организация охраны труда работодателем и работником одна из основных задач руководителя предприятия ООО «Литмаш – М». Осуществляя контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных актов по охране труда несомненно окажет определенное влияние на повышение безопасности труда, снижения показателей производственного травматизма и сокращения числа несчастных случаев с тяжелыми последствиями.  

    1.3. Организация расследования и учета несчастных случаев на производстве
    Производственный  травматизм остается одной из острых социальных проблем. Очень важно предупредить несчастный случай на производстве, но если он произошел, необходимо сделать все чтобы подобное происшествие не повторилось. Поэтому большое профилактическое значение имеет правильное расследование производственных травм, анализ их причин, определение мер превентивного характера.
    Права пострадавших работников защищены законом. При этом не имеет значение, когда произошло несчастье.42  
    Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, которые произошли с работниками  и другими лицами, участвующими в  производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими  обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при выполнении ими трудовых обязанностей либо выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем или совершаемых в его интересах.43
    К этой категории относятся работники, выполняющие обязанности по трудовому договору, в том числе временные и сезонные работники, совместители, надомники. При этом не имеет значения, оформлен ли в письменной форме трудовой договор.44
    На  предприятии ООО «Литмаш –  М» по заявлению пострадавшего несчастный случай оформляется актом по форме Н-1( о несчастном случае на производстве), если в ходе расследования установлено, что он связан с производством. (См.Приложение 9) Отказ в проведении расследования не допускается – сроки давности для подачи о несчастном случае не установлены.
    При рассмотрении вопросов расследования  и оформления несчастного случая инженер по охране труда предприятия руководствуется требованиями Положения о расследовании и учете несчастных случае на производстве, действующего в тот период, когда произошло событие.
    На  начальном этапе расследования  несчастного случая инженер по охране труда квалифицирует несчастный случай т.е. устанавливает попадает или нет под действие Положения в части организации и проводит процедуру по его расследования и оформления:
    • определяет круг лиц;
    • обстоятельства, при которых несчастный случай квалифицируется как производственное.
    Отнесение несчастных случаев к категории производственных происходит по формальной оценке наличия основных и дополнительных определяющих признаков: основные – выполнение работником трудовых обязанностей и следования работника к месту выполнения работы (с работы) на закрепленном за ним участком; дополнительные – территория организации или место выполнения работы, время и особые обстоятельства.45
    Необходимо  учитывать также, что только наличие  и сочетание основных и дополнительных признаков указывает на то, что несчастный случай подлежит расследованию и оформлению, в порядке установленном Положением. Наличие только одного из указанных признаков не всегда может быть достаточным основанием для заключения о том, что несчастный случай должен квалифицироваться как производственный.
    При несчастном случае на производстве руководитель обязан:
    В первую очередь организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшему и при необходимости доставку в медицинское учреждение;
    принять неотложные меры по предотвращению аварийной ситуации либо другой чрезвычайной ситуации и воздействию травмирующих факторов на других лиц;
    сохранить до начала расследования несчастного  случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других работников и не ведет к аварии, катастрофе, возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а при невозможности ее сохранения зафиксировать (составить схемы, сделать фотографии, произвести другие мероприятия);46
    немедленно  проинформировать о несчастном случае органы и организации, перечисленные в ТК РФ и иных нормативных актах, а о тяжелом несчастном случае либо несчастном случае со смертельным исходом – также родственников пострадавшего; (См.Приложение 10)
    принять другие необходимые меры по организации  и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая, а также по оформлению материалов расследования.
    При групповом несчастном случае на производстве (два человека и более), тяжелом  несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом работодатель в течение суток сообщает:
    в государственную инспекцию труда;
    в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
    в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган  местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица;
    работодателю, направившему работника, с которым  произошел несчастный случай;
    в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.