На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Закон исключенного третьего

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.05.2012. Сдан: 20 О. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Украины 
 

Национальный  технический университет
«Харьковский  политехнический институт» 
 
 

кафедра философии 
 
 

Контрольная работа по логике
«Закон  исключенного третьего» 
 
 
 

Выполнила
Студентка гр ИТЗ – 65
Семенова  Е.
Проверил _______________ 
 
 
 
 
 
 

Харьков, 2007
 

     Содержание
  Введение 3
1 Понятие о логическом законе 5
2 Закон исключенного третьего 8
  Список литературы 13
 
 

     Введение 

   Венцом  эволюционного и исторического  развития познавательных процессов  человека является его способность мыслить. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов  более «низкого» уровня – ощущения, восприятия, представления. Чувственные  образы,  создаваемые с помощью этих процессов, обладая качеством надежной достоверности, то есть высокой степени соответствия объектам и ситуациям реального мира, дают возможность вовремя реагировать на происходящие  изменения и эффективно строить  свое поведение в ответ на эти наличные, непосредственно воспринимаемые события.  Придавая движениям определенное направление в пространстве, и регулируя их силу и скорость, чувственные образы в то же время, будучи жестко «привязанными» к объекту, его форме, свойствам, местоположению и скорости его продвижения, создают и определенные ограничения в познании окружающего мира.  В этих образах окружающий мир предстает, так сказать, в нетронутом виде.  Для того , чтобы проникнуть в суть вещей и явлений, понять скрытые от непосредственного взора связи и отношения  внутри них и между ними, необходимо активно в них вмешаться , произвести с ними некие физические или мысленные манипуляции, в результате которых эти скрытые связи и отношения становятся явными. Такое постижение этих связей раздвигает границы наличной ситуации не только в том смысле, что мы знаем,  что воспринимаемые здесь  и  сейчас объекты и события являются лишь ничтожной частью всего сущего  в безграничном пространстве и времени ; но и в том, что мы своим умственным взором можем «увидеть» то, то не дано невооруженному мыслью глазу, уху, обонянию и т.д.  Такой умственный образ окружающего мира, сплетаясь с его чувственным образом, максимально отражает окружающий мир, хотя в то же время может порождать и химеры.  С помощью мышления человек познает окружающий мир во всем многообразии, свойствах и отношениях.
   Преимущества, которые дает человеку мышление, заключаются  также в том, что с его помощью  он может, «не сходя с места» и, таким образом, находясь в безопасном положении, «проиграть в уме» различные варианты  возможных (и невозможных) событий, которые в действительности нигде и никогда не происходили; предвосхитить наступление наиболее вероятных событий, чувственно не воспринимаемых в данный момент в данном месте, и подготовиться к соответствующим ответным действиям, спланировать их и корректировать их в процессе  их осуществления, то есть мышление, являясь частью психики, выполняет одну из основных ее функций - функцию упреждения событий. Таким образом, с помощью мышления человек познает не только сущее, действительное, но и возможное, он не только познает, но и создает его.
    Мышление  является предметом исследования многих дисциплин: философии, в рамках которой  исследуются общие отношения  меду мышлением и материей; социологии, где изучается зависимость мышления от социальной структуры общества   и процесса его развития; логики, которая исследует закономерные связи между  такими основными формами мышления, как понятие, суждение и умозаключение; физиологии и других наук.
    Законы  мышления исторически сложились в результате взаимодействия между человеком и объективной действительностью в процессе преобразования и познания ее. В законах мышления человека отложился многовековой опыт практической общественной деятельности. При этом мышлении, выступая как специфическое отражение объективной реальности в сознании человека, протекает не хаотично, а закономерно. Это означает, что элементы мысли, как и мысль в целом, находятся в закономерной связи между собой. Вот почему логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления.
 

     1 Понятие о логическом законе 

    Закон есть существенная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь  явлений, обусловливающая их структуру, функционирование или развитие.
    На  основе этой общей дефиниции определим категорию "закон мышления".
    Закон мышления - это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся  связь между элементами мысли  и самими мыслями. Источники этих связей - объективны. Законы мышления являются обобщенным отражением закономерностей внешнего мира, преобразованных в человеческой голове и ставших общими принципами познающего мышления. Отсюда, порядок и связь вещей определяет порядок и связь мыслей. Этот процесс идет по двум направлениям:
    содержательному (отражение связей реальных вещей);
    формальному (отражение связей форм мысли).
    Первое  направление реализуется в диалектических законах и изучается диалектической логикой, а второе - в формальнологических  законах и изучается формальной логикой.
    В логических законах выражены существенные, устойчивые и необходимые черты внутренней структуры мыслительного процесса, которая исторически сложилась на основе объективных свойств и отношений природного мира. Вот почему сами законы логики носят объективный характер. Поэтому люди не могут по своему усмотрению изменять или "диктовать" новые логические законы. Законы логики воспринимаются как аксиома - истина, не требующая доказательства. Обладая характером всеобщности в сфере мышления, эти законы являются обязательными с точки зрения их соблюдения во всех областях научного знания и на любом уровне познавательного процесса. Естественно, что одних логических законов недостаточно, чтобы обеспечить истинность наших суждений, умозаключений. Законы логики составляют важный и обязательный момент в системе условий, определяющих истинность наших мыслей. Логическая правильность и стройность мышления необходимы, но недостаточны для объективной истинности выводного знания. Отсюда вытекает следующее положение: законы формальной логики нельзя абсолютизировать, они не распространяются на внешний мир; их применение ограничено сферой мышления, а их действие правомерно лишь в пределах логической формы, а не содержания мысли.
    Необходимо  обратить внимание на то, что хотя логические законы релятивны, они не выступают в качестве простой условности или произвольного измышления разума. Такие законы - результат отражения внешнего мира в сознании человека. Только адекватно и научно осмысленная формальная логика раскрывает объективную основу логической формы законов человеческого мышления и тем самым доказывает их необходимость во всяком процессе научного познания объективной реальности.
    Различают следующие виды формально-логических законов.
    Во-первых, законы, связанные с отдельными формами абстрактного мышления -или с понятием, или с суждением, или с умозаключением. На основе этих законов были выведены конкретные правила, которые рассматривались в предыдущих главах данного учебного пособия.
    Во-вторых, законы, которые имеют всеобщий характер, действуют во всех формах абстрактного мышления. Их называют основные формально-логические законы. Это - закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Их называют основными потому, что они:
    действуют во всяком мышлении;
    лежат в основе различных логических операций с понятиями и суждениями;
    используются в процессе умозаключений и доказательств;
    отражают важные свойства правильного мышления: определенность, логическую непротиворечивость, последовательность, обоснованность.
    Первые  три закона были выявлены и сформулированы древнегреческим философом Аристотелем, закон достаточного основания - немецким философом XVIII в. Г.В. Лейбницем.
    Необходимо  иметь в виду, что выделение  четырех формально-логических законов  осуществляется только в традиционной логике, которая и является объектом нашего изучения. Логика же современная (в частности, математическая, символическая) показала, что логических законов бесконечно много и нет оснований делить их на основные и второстепенные. Кроме того, построены логические системы, в которых не являются законами, например, закон исключенного третьего (например, интуиционистская логика, некоторые системы многозначной логики), закон противоречия (паранепротиворечивая логика). Однако, абстрагируясь от этого и оставаясь в рамках традиционной логики, обратимся к анализу выделенных формальнологических законов, которые имеют важное значение в мыслительной деятельности людей.
 

     3. Закон исключенного третьего 

    Сущность  закона: два противоречащих исключенного суждения и тоже время и в одном и том же отношении, не могут быть вместе истинными или ложными. Одно - необходимо истинно, а другое - ложно; третьего быть не может. Записывается: или а, или не-а.
    Реально такие связи образуются из следующих  пар суждений:
    - "Это S есть Р" и "Это S не есть Р" (единичные суждения);
    - "Все S есть Р" и "Некоторые S не есть Р" (суждения А и Q),
    - "Ни одно S не есть Р" и "Некоторые S есть ^"(суждения Е и I).
    Подобно закону противоречия закон исключенного третьего отражает последовательность и противоречивость мышления. Он не допускает противоречий в мыслях и устанавливает, что два противоречащих суждения не могут быть не только одновременно истинными (на это указывает и закон противоречия), но и одновременно ложными. Если ложно одно из них, то другое необходимо истинно.
    Этот  закон с иронией обыгрывается в художественной литературе. Причина  иронии понятна. Сказать: "Нечто есть и его нет", значит, ровным счетом ничего не сказать. Смешно, если кто-то этого не знает. Например, в "Мещанине во дворянстве" Ж.-Б. Мольера есть такой диалог:
    Г-н  Журден. ...А теперь я должен открыть вам секрет. Я влюблен в одну великосветскую даму, и мне бы хотелось, чтобы вы помогли мне написать ей записочку, которую я собираюсь уронить к ее ногам.
    Учитель философии. Отлично.
    Г-н  Журден. Ведь правда, это будет учтиво?
    Учитель философии. Конечно. Вы хотите написать ей стихи?
    Г-н  Журден. Нет-нет, только не стихи.
    Учитель философии. Вы предпочитаете прозу?
    Г-н  Журден. Нет, я не хочу ни прозы, ни стихов.
    Учитель философии. Так нельзя: или то, или другое.
    Г-н  Журден. Почему?
    Учитель философии. По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не иначе как прозой или стихами.
    Г-н  Журден. Не иначе как прозой или стихами?
    Учитель философии. Не иначе сударь. Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза.
    Закон исключенного третьего не указывает, какое  из двух противоречивых суждений будет  истинным по своему содержанию. Этот вопрос решается практикой, устанавливающей  соответствие или несоответствие суждений объективной действительности. Он только ограничивает круг исследования истины двумя взаимоисключающими альтернативами и способствует формально правильному разрешению возникшего противоречия. Именно поэтому для установления истинности, например, общего утверждения о чем-либо не всегда нужна (часто она просто невозможна) проверка всего круга явлений. В этом случае достаточно привести частноотрицательное суждение, чтобы опровергнуть общее утверждение и таким образом найти правильный путь решения проблемы.
    Значение  закона состоит в том, что он указывает  направление в отыскании истины: возможно только два решения вопроса "или-или", причем одно из них (и  только одно) необходимо истинно.
    Закон исключенного третьего требует ясных, определенных ответов, указывая на невозможность отвечать на один и тот же вопрос в одном и том же смысле и "да", и "нет", на невозможность искать нечто среднее между утверждением чего-либо и отрицанием того же самого. Как это, например, делает один мудрец, к которому пришел крестьянин, поспоривший со своим соседом. Изложив суть спора, крестьянин спрашивает: "Кто прав?" Мудрец ответил: "Ты прав". Через некоторое время к мудрецу пришел второй из споривших. Он тоже рассказал о споре и спросил: "Кто прав?" Мудрец ответил: "Ты прав". Как же так? - спросила мудреца жена. Тот прав и другой прав?" "И ты права, жена", - ответил мудрец.
    Согласно  этому закону, необходимо уточнять наши понятия, чтобы можно было давать ответы на альтернативные вопросы. Например: "Является ли данная система знаков языком или она не является языком?" Если бы понятие "язык" не было точно определено, то в некоторых случаях на этот вопрос невозможно было бы ответить. Возьмем другой вопрос: "Солнце взошло или не взошло?" Представим себе такую ситуацию: солнце наполовину вышло из-за горизонта. Как ответить на этот вопрос? Закон исключенного третьего требует, чтобы понятия уточнялись для возможности давать ответы на такого рода вопросы. В случае с восходом солнца мы можем, например, договориться считать, что солнце взошло, если оно чуть-чуть показалось из-за горизонта. В противном случае следует считать, что оно не взошло.
    Уточнив понятия, мы можем сказать о двух суждениях, одно из которых является отрицанием другого. Одно из них обязательно  истинно, другое - ложно; третьего варианта не дано, не может быть.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.