На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Миссия и цели организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное образовательное  учреждение среднего профессионального  образования
«Уральский  радиотехнический техникум им. А.С Попова»
Полевской филиал 
 
 
 
 
 
 

Миссия  и цели организации 
Курсовая  робота
По дисциплине «Менеджмент» 
 
 
 
 

  Нормоконтролер                                                                          Руководитель
____________                                                                               ___________
«____»___________2010г.                                                          «____»_____________2010г 

                                                                                         Разработчик
                                                                                                       ___________
                                                                                                       «____»_____________2010г 
 
 
 
 
 
 
 

2010
Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятия миссии  и цели организации, их характеристики, формулирование и свойства………………………………...……………………………...…………......5
1.1 Роль миссии  в стратегическом управлении…………………………………....5
1.2 Цели формулирования  миссии………………………………………………...12
1.3 Цели организации  и их классификация……………………………………….15
1.4 Свойства целей  и требования, предъявляемые при  разработке целей организации………………………………………………………………………....23
1.5 Характеристики  целей организации…………………………………………..29
2 Разработка  миссии и целей организации  как метод принятия решений  в стратегическом управлении  компанией………………………………….……….31
2.1 Разработка  миссии и целей компании………………………………………...31
2.2 Ошибки при  формулировке миссии………………………………………..…37
2.3 Примеры миссий  некоторых крупных компаний…………………….………41
Заключение……………………………………………………………….…………47
Список использованных источников…………………….………………………..49
Приложение………………………………………………………….......…………50
 

      Введение 

     В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы  должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и  вырабатывать долгосрочную стратегию  поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими  во внешнем окружении.
     Миссия  организации является важнейшей  составляющей развития любой компании. Она определяет основную цель фирмы. Компания, как правило, начинает свою деятельность с определения четкой миссии, устанавливаемой высшим руководством. Однако с течением времени, миссия постепенно затирается, так как компания разрабатывает  новые товары и завоевывает новые  рынки.
     Во  многих компаниях разрабатываются  официальные формулировки миссии. Формулировка миссии – это формулировка основной цели компании: чего она хочет достичь  в самом широком смысле. Четкая формулировка миссии действует как  «невидимая рука», которая направляет сотрудников компании, позволяя им работать независимо и в то же время  коллективно для достижения общих  целей компании.
     Традиционно компании определяют род своей деятельности с точки зрения производимых товаров («Мы делаем мебель») или используемой технологии («Мы разрабатываем программное обеспечение»). Но формулировка миссии компании должна быть ориентированной на рынок.
     Определение деятельности с точки зрения рынка  лучше, чем определения с точки  продукции или технологии. Товары или технологии рано или поздно все  равно устаревают, а основные потребности  рынка могут остаться прежними навсегда. Миссия, ориентированная на рынок, определяет деятельность компании с учетом его  направленности на удовлетворение основных потребностей покупателей. Именно поэтому  компания Rolls-Royce утверждает, что занимается мощностью, а не реактивными двигателями. Фирма Visa предоставляет не кредитные карточки, а возможность клиентам обменивать ценности даже не выходя из дома, приобретать практически все и практически везде.
     Объектом  данной работы является организация, как  одно из звеньев экономики и менеджмента.
     Предметом данной работы является разработка миссии и целей организации.
     Главная цель данной работы - изучить миссию и цели организации, рассмотреть  примеры миссий и целей компаний.
     Исходя  из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- дать  определение миссии и определить  ее роль в стратегическом управлении  предприятием;
- изучить  цели организации, их классификацию;
- рассмотреть  свойства и требования, предъявляемые  к целям организации, определить  их свойства;
- рассмотреть  разработку миссии компании, привести  примеры миссий некоторых крупных  компаний. 

 

      1 Понятия миссии и цели организации,  их характеристики, формулирование  и свойства
     1.1 Роль миссии в стратегическом  управлении 

     Одной из главных задач менеджмента  является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует  и развивается организация как  целостная система. Целеполагание  – это исходный момент в деятельности менеджера, имеющий большое значение в условиях рыночной экономики. В  результате разгосударствления и демонополизации, законодательного закрепления многообразия форм собственности, децентрализации  и регионализации управления экономикой в ней с каждым годом увеличивается  число вновь образуемых объектов управления.
     Каждый  из них начинает свой жизненный цикл со стадии создания, на которой, прежде всего, определяются цели и задачи организации, ее специализация, размеры, ресурсы, рынки  потребителей продукции или услуг  и т.д. Те же задачи должны постоянно  решать и действующие самостоятельно хозяйствующие субъекты, несущие  всю полноту ответственности  за результаты.
     Целевая функция начинается с установления миссии – общей цели предприятия, выражающей причину его существования. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение  самых важных характеристик организации.1
     В прежних условиях хозяйствования наши предприятия не определяли свою миссию, так как при централизованном управлении цели и задачи каждого  управляемого объекта устанавливались  и жестко диктовались сверху. Как  правило, они раскрывались через  систему плановых заданий и показателей  использования выделенных центральными органами ресурсов. Сегодня вступившие в силу законы рыночной экономики требуют определенных правил поведения хозяйствующих субъектов. Среди них – обнародование миссии организации, дающей представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников, общества в целом. Приложение Б.
     Наукой  менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые  при формулировании миссии. Поэтому  существует множество самых разнообразных  подходов к определению миссии и  к ее содержанию, отражающих оценку роли и значения организации, в первую очередь, со стороны принимающих  решения руководителей. Центральным  моментом миссии является ответ на вопрос о главной цели организации. На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей  производимой продукции), причем не только в настоящее время, но и в перспективе. В качестве примера можно привести формулировку миссии компании «Форд»: предоставление людям дешевого транспорта. В ней четко обозначена область  деятельности компании – транспорт, потребители продукции – люди, а также ориентация на их широкий  круг. Такая формулировка миссии способна оказать решающее влияние на стратегию  и тактику всей деятельности компании.
       Миссия не должна зависеть  от текущего состояния организации,  форм и методов ее работы, так  как в целом она выражает  устремленность в будущее, показывая,  на что будут направляться  усилия и какие ценности будут  при этом приоритетными. Поэтому  в миссии не принято указывать  в качестве главной цели получение  прибыли, несмотря на то, что  прибыльная работа является важнейшим  фактором жизнедеятельности организации.  Но прибыль как миссия может  существенно ограничить спектр  рассматриваемых организацией путей  и направлений развития и, в  конечном счете, приведет к  неэффективной работе. Именно эти  рекомендации учтены в формулировках  миссии некоторых отечественных  организаций, приведенных в таблице  1. 89086330867
     Прежде  чем разрабатывать стратегию  любой фирмы, необходимо определить предназначение данной фирмы, сформулировать роль и место фирмы на рынке, сферу  ее деятельности, а также перечень тех товаров и услуг, которые  она собирается предоставлять или  уже предоставляет. 

     Таблица 1
     Примеры формулировок миссии
Организация Миссия
Коммерческий  банк Содействие  становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путем  предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с  учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников.
Ювелирно-художественная фирма Производство  и реализация изделий из драгоценных  металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с различным  достатком.
Государственное предприятие, опытно-конструкторское  бюро Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и  культуры производства, сохраняющей  и защищающей окружающую среду
Компания, производящая оборудование для офисов Наша цель –  это решение проблем. Мы помогаем решать административные, научные и  человеческие проблемы, создавая комфорт  и заботясь об условиях вашего труда
Инвестиционная  компания Мы готовы инвестировать  капитал в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал  дальнейшего роста
 
     С теоретической точки зрения, данные задачи кажутся абсолютно простыми и доступными любому менеджеру низшего  звена, но если обратиться к практике функционирования компаний на российском рынке, то можно увидеть, что даже топ-менеджеры не всегда понимают значение миссии для стратегического управления организацией.2
     Для того чтобы определить бизнес, необходимо ответить на вопрос: “Что, у кого и  как мы удовлетворяем?”
      Миссия предприятия  – выраженное словесно основное социально-значимое функциональное назначение предприятия  в долгосрочном периоде (помимо получения  прибыли). Формулировка миссии может  быть получена при ответе высшего  руководства предприятия на вопрос: “Кто мы, что мы делаем, куда мы движемся?” (рисунок 1) 

Рисунок 1 Формулировка миссии организации
        
        Миссия формулирует и формализует статус предприятия на внешнем рынке и обеспечивает направления и ориентиры для определения цели и выбирает его стратегию.
     Миссия  может быть эффективна лишь тогда, когда:
    она действительно может помочь предприятию стать лучше;
    в ней сконцентрировано истинное видение менеджерами предприятия его будущего на рынке;
    ее разделяют большинство сотрудников предприятия.
     Миссия  организации, означает попытку ответить на вопрос, в чем состоит конечный смысл деятельности организации. Она  обычно довольно широка по масштабу и  зачастую выглядит как описание долгосрочных перспектив организации. Разумеется, нет  серьезных оснований искать миссию существования небольших коммерческих организаций — парикмахерских, мастерских по ремонту бытовой техники, магазинов  продовольственных товаров и  им подобных. Для них и им подобных долгосрочная перспектива, как правило, состоит в выживании в жесткой  конкурентной среде и, по возможности, укреплении и расширении бизнеса. Для  них также не характерно систематическое  стратегическое планирование — процесс  трудоемкий и дорогой. Так же трудно определять миссию для организаций, деятельность которых строго регламентирована сверху, например, органов муниципального управления. Однако в случае корпораций, крупных организаций бизнеса  проблема определения миссии может  становиться одной из сложнейших проблем стратегического развития.3
     Миссии  часто можно найти в годовых  отчетах, а также встретить в  плакатах на стенах организации, где  их стремятся выразить в форме  кратких, эмоционально окрашенных лозунгов. Они могут включаться в информацию, распространяемую организацией среди  покупателей, поставщиков, кандидатов на занятие вакантных должностей в организации. Они являются базой  и точкой отсчета для всех начинаний  в организации. Можно привести несколько  причин, по которым организация должна сформулировать свою миссию:
- сосредоточить  сотрудников организации на общей  цели;
- сформулировать  основу или стандарт для распределения  ресурсов;
- создать  или изменить климат, или культуру  организации;
- обеспечить  трансформацию целей организации  в рабочую структуру;
- ввести  систему формального планирования  в организации.
     Поскольку степень детализации миссии все-таки зависит от конкретной компании и  ситуации на рынках, где она работает, эксперты рекомендуют, при разработке миссии, учитывать четыре основных стратегических цели, которые стоят  перед любой компанией на любом  рынке, и озвучивать приоритеты компании относительно каждой из этих целей:
    Общественная. Вклад компании в местное сообщество и решение компанией конкретных общественных проблем.
    Клиентская (потребительская). Удовлетворение конкретных запросов конкретных клиентов. Учет потребностей поставщиков и партнеров.
    Организационная (административно-территориальная). Удовлетворение запросов конкретной организационной (или административно-территориальной) системы, в структуре которой работает данная организация.
    Предпринимательская. Выполнение условий устойчивого развития бизнеса компании, путем удовлетворения потребностей его участников и совладельцев.
     Особенно  активно подход четырех стратегических целей используют российские промышленные компании и банки, поскольку их работа в значительной степени затрагивает  жизнь и финансовую деятельность населения регионов, в которых  эти компании работают, и сопряжена  с нанесением вреда окружающей среде. Многие российские компании при формулировке миссии с учетом четырех указанных  стратегических целей, делают особенный  акцент на перечислении сфер своей  ответственности, а также целевых  групп, перед которыми эта ответственность  возникает. Таким образом, с помощью  миссии, компании сообщают местному сообществу, какой конкретно вклад они  готовы внести в его развитие и  за какие аспекты своей деятельности они готовы отвечать собственной  репутацией и потенциальным доходом. [23, С.26]
     Примерами удачной формулировки каждой из четырех  стратегических целей в миссии компании могут служить фрагменты миссий ЮКОС, Сибнефть, и Альфа-Банк.
     ЮКОС - общественная цель.
     Мы  ответственны:
-друг  перед другом как сотрудники  Компании за качество работы  и следование нормам и принципам  деятельности Компании;
-перед  потребителями за качество продукции  и услуг;
-перед  партнерами за выполнение своих  обязательств;
-перед  регионами деятельности за рост  их благосостояния и разумное  природопользование;
- перед  страной за использование природных  ресурсов в целях ее процветания;
- перед  международным сообществом за  сохранение экологии регионов, в  которых Компания ведет свою  деятельность своего персонала.
     Альфа-Банк – клиентская цель.
     Мы  видим своей основной целью предоставление каждому клиенту полного комплекса  самых современных банковских продуктов  и услуг при постоянном внедрении  новейших достижений в области информационных технологий, совершенствовании бизнес-процессов  и повышении уровня сервиса.
     Все клиенты банка - как частные лица, так и крупнейшие корпорации - могут  всегда рассчитывать на получение первоклассных  банковских услуг.
     Дорожа  безупречной деловой репутацией, мы будем и впредь выполнять все  обязательства перед своими клиентами.
     Газпром - организационная цель.
     Высшей  целью экономической стратегии  ОАО "Газпром" является повышение  капитализации Общества. Предполагается реализовать эту стратегию через  совершенствование законодательства Российской Федерации, либерализацию  рынка акций ОАО "Газпром", сближение  уровня цен на акции в России и  за рубежом, предоставление возможности  увеличения иностранного участия в  уставном капитале Общества до 20%, облегчение процедуры купли-продажи акций. Этому  будет способствовать также совершенствование  корпоративного управления посредством  разработки нормативных документов Общества, регламентирующих процедуры принятия управленческих решений и взаимоотношения с различными социальными группами.
     Сибнефть - предпринимательская цель.
     Быть  устойчивым лидером в секторах разведки и добычи нефти, производства и реализации нефтепродуктов за счет использования  внутреннего потенциала компании и  приобретения новых активов, обеспечивать долгосрочный и прибыльный рост бизнеса  с целью увеличения стоимости  акций компании и доходов акционеров.
     Когда стратегические приоритеты компании и  ее ответственность перед целевыми группами определены, возникает вопрос – как избежать превращения миссии компании в "дайджест" ее прошлых  достижений и мечтаний о светлом  будущем, не отражающий реальное положение  вещей? Для соблюдения баланса между  реальностью, стремлениями компании и  требованиями рынка, руководству компании, после определения подхода к  формулировке миссии и четырех стратегических целей, имеет смысл "протестировать" полученную миссию на предмет соответствия трем требованиям. Для удобства запоминания, эксперты российского консультационного  центра "Бизнес-Инжиниринг" определили их как "МОГУ", "ХОЧУ" и "НАДО":
- Определяется  ли миссия компании ее конкурентными  преимуществами ("МОГУ");
- Отражает  ли миссия компании ее ожидания, принципы и ценности ("ХОЧУ");
- Основана  ли миссия компании на потребностях  рынка ("НАДО").4 

1.2 Цели  формулирования миссии
         Прежде чем приступить к целям формулирования миссия, необходимо рассмотреть, для чего же все-таки формулируется миссия, что она непосредственно дает для деятельности организации (рисунок 2). 

     
     Рисунок 2  Предпосылки для формирования миссии
         
          Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.
     Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:
- миссия  делает ясными для сотрудников  общую цель и предназначение  организации. В результате сотрудники  ориентируют свои действия в  едином направлении;
- миссия  способствует тому, что сотрудники  могут легче идентифицировать  себя с организацией. Для тех  же сотрудников, которые идентифицируют  себя с организацией, миссия выступает  отправной точкой в их деятельности;
- миссия  способствует установлению определенного  климата в организации, так  как, в частности, через нее  до людей доводятся философия  организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения  и осуществления деятельности  организации.
     В-третьих, миссия создает возможность для  более действенного управления организацией в силу того, что она:
- является  базой для установления целей  организации, обеспечивает непротиворечивость  набора целей, а также помогает  выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы функционирования организации;
- дает  общий подход к распределению  ресурсов организации и создает  базу для оценки их использования;
- расширяет  для работника смысл и содержание  его деятельности и тем самым  позволяет применять более широкий  набор приемов мотивирования. 
     Миссия  не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как  и в какие сроки следует  делать организации. Она задает основные направления движения организации  и отношение организации к  процессам и явлениям, протекающим  внутри и вовне ее.
     Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим  с организацией, в особенности  всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность  неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для  творческого и гибкого развития организации.
     Миссия  организации как сформулированное утверждение обычно вырабатывается ее высшим руководством. Часто миссия бывает сформулирована основателем  организации. Однако далеко не всегда можно говорить о том, что в  организации существует миссия, даже если она и сформулирована и записана в виде так называемого положения  о миссии. Для того чтобы можно  было реально считать, что в организации  существует миссия, необходимо, чтобы  сформулированные в положении о  миссии утверждения разделялись  если не всеми, то большинством сотрудников  организации. Поэтому формирование миссии - это отнюдь не только выработка  положений миссии, а доведение  этих положений до сотрудников и  принятие этих положений последними. Организация обретает миссию тогда, когда члены организации согласны с ней и следуют в своей  деятельности ее положениям.
     После того, как миссия сформулирована, хотя бы в первом приближении, необходимо рассмотреть так называемую "пирамиду целей" (рисунок 3). Здесь добавлено разделение целей на стратегические, тактические и операционные, в соответствии со временем достижения этих целей в обозримом будущем, в пределах интервала планирования (чаще всего, год три или пять лет) и в пределах осуществления текущих или даже повседневных операций. Кроме того, задачи разделены на операционные и текущие, а далее выделены инструменты или средства для достижения целей и задач на различных уровнях.
     В реальной практике менеджмент компании должен пройти по всем этапам "пирамиды целей", после чего проверить "нижние этажи" этой "пирамиды" на соответствие практике компании, здравому смыслу и  имеющимся ресурсам, после чего можно, если необходимо, произвести корректировку  на всех ступенях "пирамиды целей".
     Проверка  положений, связанных с миссией, в особенности, последствий корректного  или некорректного формулирования миссии, в том числе, и с использованием предложенного подхода, очень сложна, и, вообще говоря, требует десятилетий  для полноценного анализа.

Рисунок 3  Пирамида целей 

     1.3 Цели организации и их классификация
     Общая цель организации образует фундамент  для установления ключевых целей  и разработки стратегии развития по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, научно-исследовательские работы, персонал, финансы. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации.
     Так, маркетинг направляет свою деятельность на создание спроса, и поэтому его  целями являются определение потребности  населения и производства в продукции  и услугах предприятия, разработка и спецификация параметров новой  продукции. Спецификация – один из основных документов технической конструкторской  документации (на изделие, продукты и  т.д.), выполняемый обычно в виде таблицы, в которой указываются название изделия, его составные части  и элементы масса и другие данные. Кроме того, в круг обязанностей маркетинговых служб входят освоение рынков, распределение и доставка продукции потребителям, контроль за изменением вкусов и спроса потребителей, сбор и обработка информации о  товаре, рекламирование фирмы и ее продукции и т.д.
     Постановка  целей маркетинга связана с детальным  изучением спроса и предложения  на продукцию, выпускаемую на данный момент, и на новую. Спрос – общественная потребность, выраженная в денежной форме и обеспеченная платежными средствами; размеры спроса зависят, прежде всего, от уровня денежных доходов  населения и сумм, выделяемых производителями  на приобретение средств производства. Предложение – совокупность товаров  и услуг, которые могут быть реализованы  на рынке.
     Кроме того, предприятием должна быть тщательно  изучена ситуация на уже освоенных  и новых рынках. Поэтому работу должны выполнять специалисты по исследованию рынка, по прогнозированию  и планированию, владеющие соответствующей  информацией и методами разработки целевых моделей. Состав и количество этих специалистов зависят от возможностей предприятия самостоятельно проводить  эту сложную и требующую высокого профессионализма работу. Если такие  возможности ограничены, надо использовать те элементы рыночной инфраструктуры, которые уже сформированы в нашей стране: внешних консультантов по управлению, специалистов по нововведениям, информационной технологии, вычислительным методам и т.п.
     Производство  охватывает такие виды деятельности организации, как получение, хранение и распределение средств производства, превращение исходных ресурсов в  конечный продукт, его хранение и  распределение, а также послепродажное облуживание.
     При установлении целей по этой подсистеме необходимо учитывать разнообразие видов выполняемых здесь работ. Так, предпроизводственная подготовка связана с приемкой товаров, сырья, материалов, с хранением на складах, управлением запасами. Само производство требует машинной обработки, сборки, контроля за качеством, упаковки, технического обслуживания оборудования; работа с  конечной продукцией связана с размещением  готовых товаров на складе, с обработкой заказов и доставкой товара. Наконец, послепродажное обслуживание требует  проведения установочных работ, ремонта, поставки запасных частей.
     Цели  этой сложнейшей подсистемы организации  устанавливаются в виде системы  показателей, отражающих объемы, ассортимент  продукции, качество, производительность труда, издержки (затраты) и т.д. Ассортимент  продукции – состав и соотношение  отдельных видов изделий в  продукции предприятия, отрасли  производства или какой-либо группе товаров. Качество – философская  категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Производительность труда – эффективность труда  в процессе производства, измеряемая количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведенной  в единицу времени. Издержки (затраты) – затраты разного рода, как  правило, основная составляющая цены.
     Одним из примеров разработки целей в области  качества является Международный Стандарт ISO 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности», разработанный и принятый Техническим комитетом. (Приложение А) Международная организация по стандартизации (ISO) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации. В настоящее время, в условиях развитой в России рыночной экономике, с целью поддержки конкурентоспособности на Мировом рынке Международные Стандарты ISO 9004 находят широкое применение в управлении современными предприятиями. ISO 9004 направлен на обеспечение качества продукции и повышении удовлетворенности потребителей. Для оказания методической помощи по улучшению деятельности компании. На основе ISO 9004 менеджеры компаний разрабатывают свои внутрифирменные стандарты предприятия, учитывая конкретную специфику производства. Так, Международный Стандарт ISO 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» содержит:
- общие  положения: для создания системы  менеджмента качества требуется  стратегическое решение высшего  руководства организации. На разработку  и внедрение системы менеджмента  качества организации влияют  изменяющиеся потребности, конкретные  цели, выпускаемая продукция, применяемые  процессы, размер и структура  организации. Настоящий международный  стандарт базируется на восьми  принципах менеджмента качества. Однако он не предполагает  единообразия в структуре систем  менеджмента качества и единообразия  документации;
- цели  организации: определение и удовлетворение  потребностей и ожиданий своих  потребителей и других заинтересованных  сторон (работников организации,  поставщиков, владельцев, общества), обеспечение преимуществ в конкурентной  борьбе и осуществление этого  результативно и эффективно; достижение, поддержание и повышение эффективности  и возможностей организации в  целом. Полная версия стандарта  ISO 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» представлена в Приложении 1.
     Подсистема, связанная с исследованиями и  разработками, реализует цели нововведений на предприятии. Ее направленность –  это поиск новых видов продукции  и услуг для замены устаревших, определение целей проведения научных  исследований и разработок, введения новшеств и модернизации всех сфер деятельности предприятия.
     Цели  подсистемы «Персонал» направлены на работу с трудовым коллективом, включая  наем, расстановку, обучение, продвижение  и оплату труда работников предприятия. Важнейшей целью этой подсистемы является обеспечение высокой заинтересованности сотрудников в решении общих  задач предприятия и создание для этого благоприятного климата.
     Финансовая  подсистема предприятия нацеливает свою деятельность на организацию финансирования, кредитования, налоговых обязательств, составление бюджетов (по предприятию  в целом, его подразделениями  и программам). Бюджет – это роспись  доходов и расходов государства, учреждения, предприятия, семьи или  отдельного лица на определенный срок.
     В таблице приведен пример тех ключевых целей, которые могут быть поставлены перед каждой подсистемой. В реальных условиях эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью  соответствующих показателей.
     Из  таблицы видно, что указанные  подсистемы – это направления  управленческой деятельности.
     Деятельность  менеджеров носит многоцелевой характер. Наряду со стратегическими целями и  задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных.  
 
 
 
 
 

     Таблица 2
     Примеры ключевых целей организации (промышленного  предприятия)
Функциональная  подсистема Ключевая цель
Маркетинг Выйти на первое место по продаже продукции (определенного  вида) на рынке
Производство Достичь наивысшей  производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции
Научно-исследовательские  разработки (инновации) Завоевать лидерские  позиции по вводу новых видов  продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент  доходов от объема реализации (продаж)
Финансы Сохранять и  поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов
Персонал Обеспечить  условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности  и заинтересованности в работе
Менеджмент Определить  критические области управленческого  воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных  результатов
 
     Кроме экономических, перед ними стоят  социальные, организационные, научные  и технические задачи. Наряду с  регулярно повторяющимися, традиционными  проблемами они должны принимать  решения по непредвиденным ситуациям  и т.д. Классификация целей (один из возможных вариантов которой  представлен в таблице) позволяет  конкретизировать задачу целеполагания  и использовать соответствующие  механизмы и методы, разработанные  для классов целей. 
 
 

     Таблица 3
     Классификация целей менеджмента
Критерии  классификации Группы  целей
Период  установления Стратегические Тактические
Оперативные
Содержание Экономические Организационные
Научные
Социальные Технические
Политические
Структурные Маркетинговые Инновационные
Кадровые
Производственные Финансовые
Административные
Среда Внутренние Внешние
Приоритетность Особо приоритетные Приоритетные
Прочие
Измеримость Количественные Качественные
Повторяемость Постоянные (повторяющиеся) Разовые
Иерархия Организации Подразделений
Стадии  жизненного цикла Проектирование  и создание объекта Рост объекта
Зрелость объекта Завершение жизненного цикла объекта
 
     Количество  и разнообразие целей и задач  менеджмента настолько велики, что  без комплексного, системного подхода  к определению их состава не может  обойтись ни одна организация независимо от ее размеров, специализации, вида, формы  собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента  можно использовать построение целевой  модели в виде древовидного графа  – дерева целей, изображенного на рисунке 4.
     С помощью дерева целей описывается  их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим  правилам:
- общая  цель, находящаяся на вершине  графа, должны содержать описание  конечного результата;
- при  развертывании общей цели в  иерархическую структуру целей  исходят из того, что реализация  подцелей каждого последующего  уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня;
- при  формулировке целей разных уровней  необходимо описывать желаемые  результаты, но не способы из  получения;
- подцели  каждого уровня должны быть  независимы друг от друга и  невыводимыми друг из друга;
- фундамент  дерева целей должны составлять  задачи, представляющие собой формулировку  работ, которые могут быть выполнены  определенным способом и в  заранее установленные сроки.
      Стрелка на рисунке 4 показывает, что происходит декомпозиция целей. 


 Общая цель (Миссия)
 


Цели первого  уровня
 


Цели  второго уровня 

     Рисунок 4 Иллюстративный пример дерева целей 

     Количество  уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации  структуры, от иерархичности построения ее менеджмента.
     Важным  моментом целеполагания является моделирование  не только иерархии целей, но и их динамики в аспекте развития за определенный период времени. Динамичная модель особенно полезна при разработке перспективных  планов предприятия, реализующих ее стратегию. При этом стратегия понимается как общий комплексный план, предназначенный  для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии и трактовать это понятие  как набор «тактика – политика – процедуры – правила», которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Иными словами, стратегия отвечает на вопрос: «Как реализовать миссию, как добиться поставленных целей?». 

     1.4 Свойства целей и требования, предъявляемые при разработке  целей организации
         Как говорилось ранее, цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели плохо или неверно определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации. Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели. Правильнее сказать, можно выделить следующие свойства целей:
- соподчиненность,  то есть цели подсистем вышестоящего  уровня, обусловливают цели подсистем  нижестоящего уровня (вывод: цели  формируются сверху сверху –  вниз);
- развертываемость, которая выражается в том, что  более общая цель конкретизируется  несколькими более локальными, частными  целями. Развертываемость может  осуществляться по содержанию, по  времени, по уровню;
- соотносительная  важность.
     Можно выделить также следующие требования к целям:
- во-первых, цели должны быть достижимыми.  Конечно, в целях должен быть  заключен определенный вызов  для сотрудников организации.  Они не должны быть слишком  легкими для достижения. Но они  также не должны быть нереалистичными,  выходящими за предельно допустимые  возможности исполнителей. Нереальная  для достижения цель приводит  к демотивации работников и  потере ими ориентира, что очень  негативно сказывается на деятельности  организации;
- во-вторых, цели должны быть гибкими. Цели  следует устанавливать таким  образом, чтобы они оставляли  возможность для их корректировки  в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении. Менеджеры должны помнить об этом и быть готовыми внести модификации в установленные цели с учетом новых требований, выдвигаемых к организации со стороны окружения, либо же новых возможностей, появившихся у организации;
- в-третьих,  цели должны быть измеримыми. Это означает, что цели должны  быть сформулированы таким образом,  чтобы их можно было количественно  измерить, или можно было каким-то  другим объективным способом  оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они  порождают разнотолки, затрудняют  процесс оценки результатов деятельности  и вызывают конфликты;
- в-четвертых,  цели должны быть конкретными,  обладающими необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должно  осуществляется функционирование  организации. Цель должна четко  фиксировать, что необходимо получить  в результате деятельности, в  какие сроки её следует достичь  и кто должен достигать цель. Чем более конкретна цель, тем  легче выразить стратегию её  достижения. Если цель сформулирована  конкретно, то это позволяет  добиться того, что все или  подавляющее большинство сотрудников  организации будут легко понимать  её, а, следовательно, знать, что  их ожидает впереди;
- в-пятых,  цели должны быть совместными.  Совместность предполагает, что  долгосрочные цели соответствуют  миссии, а краткосрочные цели  – долгосрочным. Но временная  совместимость не является единственным  направлением установления совместности  целей. Важно, чтобы не противоречили  друг другу цели, относящиеся  к прибыльности и к установлению  конкурентной позиции, или цели  усиления позиции на существующем  рынке и цели проникновения  на новые рынки, цели прибыльности  и благотворительности. Также  важно всегда помнить, что совместности  требуют цели роста и цели  поддержания стабильности;
- в-шестых, цели должны быть приемлемыми  для основных субъектов влияния,  определяющих деятельность организации,  и в первую очередь для тех,  кому придется их достигать.  При формулировании целей очень  важно учитывать то, какие желания  и потребности имеют работники.  Учитывая интересы собственников,  занимающих ведущую роль среди  субъектов влияния на организацию  и заинтересованных в получении  прибыли, менеджер, тем не менее,  должен стараться избегать при  выработке целей ориентации на  получение большой краткосрочной  прибыли. Он должен стремиться  к установлению таких целей,  которые бы обеспечивали большую  прибыль, но желательно в долгосрочной  перспективе. Так как покупатели (еще один субъект влияния на  организацию) играют в настоящее  время ключевую роль для выживания  организации, менеджеры при установлении  целей должны учитывать их  интересы, даже если они ведут  к сокращению прибыли за счет  уменьшения цены или увеличения  издержек для повышения качества  продукта. Также при установлении  целей необходимо учитывать интересы  общества, такие, например, как развитие  условий среды проживания в  местном масштабе и т.п. 
     Естественно, что очень трудно свести воедино  при установлении целей разнонаправленные  интересы субъектов влияния. Собственники ожидают, что организация обеспечит  высокую прибыль, большие дивиденды, рост курса акций и безопасность для вложенных капиталов. Сотрудники желают, чтобы организация платила  им высокую зарплату, давала интересную и безопасную работу, обеспечивала условия для роста и развития, осуществляла хорошее социальное обеспечение  и т.п. Для покупателей организация  должна предоставить продукт по подходящей цене, соответствующего качества, с  хорошим обслуживанием и другими  гарантиями. Общество требует от организации, чтобы она не наносила ущерба окружающей среде, помогала населению и т.п. Менеджеры должны учитывать все  это и составлять цели таким образом) чтобы в них находили воплощение эти разнонаправленные интересы субъектов влияния.
     Процесс установления целей в различных  организациях проходит по-разному. В  одних организациях установление целей  полностью централизовано, в других же организациях может быть полная децентрализация. Есть организации, в  которых процесс установления целей  носит промежуточный между полной централизацией и полной децентрализацией характер. Каждый из данных подходов имеет  свою специфику, свои преимущества и  недостатки. Так, в случае полной централизации  при установлении целей все цели определяются самым верхним уровнем  руководства организации. При таком  подходе все цели подчинены единой ориентации. Это является определенным преимуществом. В то же время у  этого подхода есть существенные недостатки, суть одного из которых  состоит в том, что на нижних уровнях  организации может возникать  неприятие этих целей и даже сопротивление.
     В случае децентрализации в процессе установления целей участвуют наряду с верхним уровнем и более  низкие уровни организации. Есть две  схемы децентрализованного установления целей. При одной — процесс  установления целей идет сверху вниз. Декомпозиция целей происходит следующим  образом: каждый из нижестоящих уровней  в организации определяет свои цели, исходя из того, какие цели были установлены  для более высокого уровня. Вторая схема предполагает, что процесс  установления целей идет снизу вверх. В этом случае нижестоящие звенья устанавливают себе цели, которые  служат основой для установления целей последующего, более высокого уровня.
     Как видно, для разных подходов к установлению целей характерно наличие существенных различий. Однако общим требованием  к установлению целей является то, что решающая роль во всех случаях  должна принадлежать высшему руководству.
     С точки зрения логики осуществления  действий, выполняемых при установлении целей, можно считать, что процесс  целеполагания в организации  состоит из трех последовательных стадий. На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй - выработка соответствующей миссии и, наконец, на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации. Ранее в учебнике были рассмотрены вопросы, относящиеся к анализу среды и миссии организации. Сейчас же рассмотрим процесс непосредственной выработки целей организации.
     Правильно организованный процесс выработки  целей предполагает прохождение  четырех фаз:
- выявление  и анализ тех тенденций, которые  наблюдаются в окружении;
- установление  целей для организации в целом;
- построение  иерархии целей;
- установление  индивидуальных целей.
     Первая  фаза. Влияние среды сказывается  не только на установлении миссии организации. Цели также сильно зависят от состояния  среды. Ранее, когда обсуждался вопрос о требованиях к целям, говорилось, что они должны быть гибкими, чтобы  их можно было менять в соответствии с изменениями, происходящими в  среде. Однако из этого никак не следует  делать заключения, что цели должны быть привязаны к состоянию среды  только путем постоянной корректировки  и приспособления к тем изменениям, которые происходят в среде. При  правильном подходе к установлению целей руководство должно стремиться предвидеть то, в каком состоянии  окажется среда, и устанавливать  цели в соответствии с этим предвидением. Для этого очень важно выявлять тенденции, характерные для процессов  развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники. Конечно, правильно  предусмотреть все невозможно. Более  того, иногда в окружении могут  происходить изменения, которые  никак не вытекают из обнаруженных тенденций. Поэтому менеджеры должны быть готовы к тому, чтобы ответить на неожиданный вызов, который им может бросить среда. Тем не менее, не абсолютизируя ситуации, они должны формулировать цели, чтобы ситуационные составляющие нашли в них свое отражение.
     Вторая  фаза. При установлении целей для  организации в целом важно  определить, что из широкого круга  возможных характеристик деятельности организации следует взять за основу. Далее выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины целей. Особое значение имеет система критериев, которыми пользуются при определении целей организации. Обычно эти критерии выводятся из миссии организации, а также из результатов анализа макроокружения, отрасли, конкурентов и положения организации в среде. При определении целей организации учитывается то, какие цели она имела на предыдущем этапе и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация.
     Третья  фаза. Установление иерархии целей  предполагает определение таких  целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями  будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При  этом иерархия должна строиться как  по долгосрочным, так и по краткосрочным  целям.
     Четвертая фаза. Для того чтобы иерархия целей  внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально  действующим инструментом достижения целей организации, она должна быть доведена до каждого отдельного работника. В этом случае реализуется одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации. Сотрудники организации в такой ситуация получают представление не только о  том, что им предстоит достичь, но и о том, как результаты их труда  скажутся на конечных результатах функционирования организации, как и в какой  мере их труд будет способствовать достижению целей организации.
     Установленные цели должны иметь статус закона для  организации, для всех ее подразделений  и. для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следуют  их вечность и неизменность. Уже  ранее говорилось, что в силу динамизма  среды цели могут меняться. Можно  подходить к проблеме изменения  целей следующим образом: цели корректируются всякий раз, когда этого требуют обстоятельства. В этом случае процесс изменения целей носит сугубо ситуационный характер. Но многими организациями применяется подход систематического упреждающего изменения целей. При таком подходе в организации устанавливаются долгосрочные цели. На базе этих долгосрочных целей вырабатываются детализированные краткосрочные цели (обычно годовые). По достижении этих целей разрабатываются новые долгосрочные цели. При этом в целях учитываются те изменения, которые происходят в среде, и те изменения, которые происходят в наборе и уровне требований, выдвигаемых по отношению к организации со стороны субъектов влияния. На основе новых долгосрочных целей определяются краткосрочные, по достижении которых опять происходит выработка новых долгосрочных целей. При таком подходе не происходит достижения долгосрочных целей, так как они регулярно изменяются. Однако постоянно в деятельности организации присутствует долгосрочная целевая ориентация и регулярно проводится корректировка курса с учетом возникающих новых обстоятельств и возможностей.

     1.5 Характеристики целей организации

     Конкретность  и измеримость. По мере возможности  цели должны иметь количественное выражение, так как стимулирующий эффект общих, пространных словесных формулировок весьма низок. На высшем уровне управления цели могут носить как количественный, так и качественный характер.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.