На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Безработица и рынок труда

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      СОДЕРЖАНИЕ 

       Введение 3
       1   Понятие, формы безработицы  и их специфика на рынке  труда 6
       1.1 Виды и формы безработицы на рынке труда 6
       1.2 Определение уровня безработицы на рынке труда 10
      1.3 Методы сокращения безработицы на рынке труда 11
       2 Регулирование занятости и безработицы на рынке труда 13
       2.1 Анализ состояния  занятости и безработицы в Краснодарском крае и Усть-Лабинском районе 13
        2.2 Инструменты повышения занятости в муниципальном образовании Усть-Лабинский район    27

       Заключение

38

       Список использованных  источников

41
 

       ВВЕДЕНИЕ 

      Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого  человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
      Полная  занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает  с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
      Интенсивность высвобождения и перераспределения  рабочей силы зависит от множества  факторов.  Поэтому процессы, затрагивающие  коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться.  Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.
      Экономисты  изучают безработицу для определения  ее причин, а также для совершенствования  мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссии.
          «Уровень безработицы равен 100%, если безработный –это вы»
     Осуществляемый  в России в настоящее время  переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
     Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений  на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
     Массовая  бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.
     Наиболее  угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.
              Целью исследования является определение основных направлений государственной политики в области повышения занятости  и исследование их влияния на состояние занятости в местном сообществе.
     Объектом  исследования является благосостояние населения как цель развития местного сообщества.
     Предмет - механизм регулирования занятости в местном сообществе.
     Достижение  поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:
    раскрыть содержание понятий занятости и безработицы;
    выявить основные показатели качества занятости;
    определить основные направления государственной политики в области повышения занятости в местном сообществе;
    анализ состояния занятости в Краснодарском крае и Усть-Лабинском районе;
    выявить инструменты и механизмы повышения занятости в муниципальном образовании Усть-Лабинский район.
     Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды  отечественных ученых по проблеме содействия занятости населения. В работе использовались: Закон РФ «О занятости населения  в Российской Федерации», Стратегия развития Усть-Лабинского района 2007-2022 гг., а также районная целевая программа «Содействие занятости населения Усть-Лабинского района на 2008-2009 годы».
 


         1 Понятие, формы безработицы и их специфика на рынке труда
          1.1 Виды и формы безработицы на рынке труда                                                                                                                             

      Безработица - это явление, органически связанное  с рынком труда. По определению Международной организации труда - безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
      К нашей сегодняшней действительности могут быть приложены концепция  естественного уровня безработицы, анализ типов безработицы, ее экономических и социальных последствий, определение показателей безработицы, исследование факторов, влияющих на динамику безработицы, включая взаимосвязь безработицы и инфляции.
      Современные экономисты рассматривают безработицу  как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая; упоминается также скрытая, сезонная и т.д. Рассмотрим их.
      Фрикционная - безработица, вызванная постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В результате наниматель не находит нужного ему работника, а работник - нанимателя, хотя работник сохраняет достаточную квалификацию, но для выполнения уже не требующихся обществу работ. Сегодня фрикционную безработицу считают той ценой, которую общество должно платить за поддержание эффективности экономики, за постоянное обновление производства в угоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица - явление, которое устранить не только невозможно, но и нецелесообразно. Более сложной является оценка структурной безработицы.
      Структурная - безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше. Избежать структурной безработицы невозможно. Она сопровождается ожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и т. д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность рынка труда, но не решают проблему. Социальная защита людей пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре государственной политике занятости.
      Циклическая, как следствие спада производства в переходный период достигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей уровень безработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка труда, при котором на нем существует примерный баланс между числом свободных рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу). Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10% и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы.
      Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.
      Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.
      Анализ  экономических показателей дает возможность оценить издержки безработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального объема производства на 2% норма безработицы имеет тенденцию к снижению на 1%, и наоборот.
      Исходя  из необходимости учета безработных  и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают:
      - зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости;
      - скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска. Скрытая, характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%.
      Существует  еще так называемая безработица по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения.

      Расчет  численности безработных.

      Безработица измеряется двумя основными показателями:
    уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных полностью безработных в численности самодеятельного населения, то есть людей, живущих на доходы от своего труда. Этот показатель не дает полного представления о ситуациях, складывающихся в сфере занятости. Так, человек может быть фактически безработным: работать один час в день, не регистрироваться на бирже труда, но официально он не будет числиться безработным.
      В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в %. Числитель при этом определяется службой занятости за определенный период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель является показателем, который представляют органы Государственного комитета по статистике России на основании проводимого обследования домашних хозяйств по проблемам занятости населения.
        
            1.2 Определение уровня безработицы 

       Споры по поводу определения уровня безработицы при полной занятости усугубляется тем, что на практике трудно установить фактический уровень безработицы. Все население разделено на три большие группы. В первую входят лица, не достигшие 16 лет, а также лица, находящиеся в специализированных учреждениях – т.е. лица, которые не считаются потенциальными компонентами рабочей силы. Вторую группу, составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работать, но по какой-то причине не работающие и не ищущие работу. Третья группа – рабочая сила, в эту группу входя лица, который могут и хотят работать. Считается, что рабочая сила состоит из работающих и безработных, но активно ищущих работу. Уровень безработицы – это процент безработной части рабочей силы.
      Уровень безработицы = (безработица/рабочая  сила) Ч 100%
      Статистическое  управление министерства труда пытается установить количество работающих и безработных, проводя в масштабе всей страны ежемесячные выборочные опросы примерно 60 тыс. семей.
      Точная  оценка уровня безработицы осложняется  из-за следующих факторов:
      Частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный рабочий день входят в категорию полностью занятых. Считая их полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы.
      Рабочие, потерявшие надежду  на получение работы. Не включая рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы.
      Ложная  информация. Уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности, а также теневая экономика способствует завышению официального уровня безработицы.
      Таким образом, хотя уровень безработицы  является одним из важнейших показателей  экономического положения страны, его  нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики. 

      1.3  Методы сокращения  безработицы 

      Возникновение безработицы связано с различными причинами, и сократить ее можно  лишь за счет создания условий, способных  ослабить влияние той или иной из этих причин. Необходимость для  любой страны стремиться к сокращению безработицы до экономически рационального минимума порождается рядом причин.
      Во-первых, человек – экономический ресурс особого типа, его нельзя зарезервировать  до лучших времен. Потерянное рабочее  время невосстановимо, и при этом – даже не работая – человек должен иметь возможность потреблять жизненные блага не ниже прожиточного минимума. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти или превращения в бандитов. Но направляемые на эти цели средства не служат дальнейшему развитию экономики страны – они просто проедаются.
      Во-вторых, рост безработицы сокращает спрос  на товары; люди, не получающие зарплату, могут позволить себе лишь самый  минимум. Это обостряет экономические  проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости. Это порочный круг крайне опасен – с каждым оборотом разомкнуть его становится все сложнее.
      В-третьих, безработица обостряет политическую ситуацию в стране.
      К счастью, безработица может быть уменьшена. Для этого используются различные методы, например переобучение безработных, поощрение индивидуального предпринимательства и др.
      Изучая  проблемы безработицы, экономическая  наука пришла к выводу: фрикционная  и структурная безработица –  явления естественные и не представляющие угрозы для нормального развития страны. Более того такое развитие без них просто невозможно. Наличие безработицы заставляет людей опасаться потери рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. Поэтому полная занятость – как ее сегодня понимают в большинстве развитых стран – это ситуация, когда существуют фрикционная и структурная безработица, но нет безработицы циклической. При таком положении безработица в стране соответствует своей естественной норме, в разных странах она складывается по-своему. Какова естественная норма безработицы для России сегодня сказать нельзя, еще только предстоит экспериментально определить эту величину. Но сделать это можно будет только тогда, когда экономика нашей страны выйдет из кризиса и начнется процесс сокращения циклической безработицы.
 

     2 Регулирование занятости и безработицы на рынке труда
      2.1 Анализ состояния занятости и безработицы в Краснодарском крае и Усть-Лабинском районе 

      Численность экономически активного населения  в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2009г. составила 74,8 млн.человек, или 53% от общей численности населения страны.
      В численности экономически активного  населения 67,7 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью  и 7,1 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
      В феврале 2009г. численность экономически активного населения была ниже, чем  в ноябре 2008г., на 1,1 млн.человек, или на 1,5%. Это сокращение полностью определяется уменьшением численности занятого населения.
      Численность безработных, в соответствии с методологией МОТ, в феврале 2009г. была на 1,8 млн.человек, или на треть выше, чем в ноябре 2008г. и феврале 2008 года.
      Уровень безработицы, исчисленный как отношение  численности безработных к численности  экономически активного населения, в феврале 2009г. составил 9,5% и был  на 2,5-2,4 процентного пункта выше, чем  в ноябре 2008г. и феврале 2008 года.
      Численность безработных и уровень безработицы  в феврале 2009г. были в среднем  на треть ниже, чем в феврале 1999г., когда было отмечено их максимальное значение.
      Численность занятого населения в феврале 2009г. снизилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 2,9 млн.человек, или на 4,2%, по сравнению с февралем 2008г. - на 1,8 млн.человек, или на 2,6%.
      Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности занятого населения к общей численности  населения соответствующего возраста) в феврале 2009г. составил 60,5% против 63,1% в ноябре 2008г. и 62,1% в феврале 2008 года.
      Доля  городских жителей среди безработных, по методологии МОТ, в феврале 2009г. составила 66,2% и увеличилась по сравнению  с ноябрем 2008г. на 3,7 процентного  пункта.
      Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2009г. это превышение составляло 1,5 раза. Вместе с тем, размеры увеличения численности безработных среди городского населения были более значительными, чем среди сельского населения. В феврале 2009г. численность городских жителей, классифицируемых, в соответствии с критериями МОТ, как безработные, увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 42,2%, сельских жителей - на 21,3%.
      Возрастной  состав безработных. Средний возраст  безработных в феврале 2009г. составил 35,2 года (в ноябре 2008г. - 34,9 года), в  том числе безработных мужчин - 34,8 года, безработных женщин - 35,6 года.
      Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%. По сравнению с ноябрем 2008г. в составе безработных увеличилась доля лиц в возрасте 20-24 года (на 0,7 процентного пункта), в возрасте 25-29 лет (на 2,6 процентного пункта), 45-49 лет (на 1,4 процентного пункта).
      Наличие опыта работы. Около 23,3% безработных - это лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2009г. их численность  составила 1,7 млн. человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (на 19,5% - за счет молодежи до 20 лет, на 48,8% - от 20 до 24 лет, на 17% - 25-29 лет). По сравнению с ноябрем 2008г. доля безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, сократилась на 3,7 процентного пункта.
      В феврале 2009г. среди безработных в 1,9 раза по сравнению с февралем 2008г. и ноябрем 2008г. увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников.
      Безработица по субъектам Российской Федерации. Самый низкий уровень безработицы, по методологии МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе. Такова ситуация с занятостью сложилась в 2009 году в России.
      Мониторинг ситуации на рынке труда Краснодарского края показал что негативные тенденции, которые наблюдались в прошлом году, усилились в январе-феврале 2009 года. На сегодняшний день  129 организациями края намечено к высвобождению 6,3 тысячи человек; заняты неполное рабочее время 16,4 тысячи человек; находятся в простоях 3,4 тысячи человек и 3, 3 тысячи человек - в отпусках без сохранения заработной платы.
      Стабильно растет обращаемость граждан за содействием  в трудоустройстве: в январе-феврале  текущего года 42 тысячи человек, что на 13 тысяч или в 1,5 раза больше  января-февраля  прошлого года. На 10 марта текущего года на учете в центрах занятости зарегистрировано более 30670  безработных граждан. Это на 8 тысяч человек больше начала года и на 12 тысяч – 1 марта 2008 года. Эти темпы прироста безработицы выше первоначальных прогнозов.
      Уровень регистрируемой безработицы достиг 1,2 % экономически активного населения. В сравнении со среднероссийскими  показателями это практически в два раза меньше. Подобного уровня и численности зарегистрированных безработных на Кубани не было более 10 лет.
      Непростая экономическая ситуация, сложившаяся  в стране в результате влияния  мирового финансового кризиса, вносит коррективы в деятельность службы занятости. Правительством страны, администрацией края принимаются антикризисные программы действий, направленных на снижение социальной напряженности. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» департаментом занятости подготовлен проект ведомственной целевой программы «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Краснодарского края» на 2009 год, реализуемой на условиях софинансирования из федерального бюджета.
      В Краснодарском крае в январе-сентябре 2008 года в органы службы занятости Краснодарского края обратились за предоставлением государственных услуг 566,4 тыс. граждан. Из них за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости обратились 156,7 тыс. граждан (36,1% – работали по рабочим профессиям, 20,4% – на должностях специалистов или служащих, 43,5 % ранее не работали или искали работу впервые, включая несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет).
      Среди граждан, обратившихся за содействием  в поиске подходящей работы, 55,1% –  женщины, 58,2% – молодежь до 30 лет, 4,5% – работники, уволенные в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации, 3,2% – пенсионеры. Кроме того, государственные услуги оказаны 24,2 тыс. работодателям.
      По  состоянию на 1 октября 2008 года безработные граждане, имеющие высшее профессиональное образование, составляли 19,6%, среднее профессиональное образование - 29,5%, начальное профессиональное образование - 15,9%, основное общее и среднее (полное) общее образование – 34,1 %.
      Анализ показывает наличие потребности рынка труда в высококвалифицированных, профессионально мобильных рабочих кадрах для строительного, транспортного комплексов и коммунальной службы, для сферы бытового обслуживания, торговли, общественного питания. Уверенный спрос получили  такие профессии и специальности, как специалист по автомобильной электронике,  администратор гостиничного бизнеса, повар-кондитер со знанием зарубежной кухни, менеджер в торговле со знанием электронной коммерции, флористики, декорирования витрин, инструктор фитнеса, и другие, а так же рабочие профессии: каменщик, штукатур-маляр, облицовщик-плиточник, плотник, столяр, слесарь (различной специализации), тракторист и механизатор, продавец товаров (продовольственных и непродовольственных), электрик, электрогазосварщик, и т.д.
      В январе-сентябре 2008 года банк вакансий органов службы занятости сформирован  по заявкам 11,2 тыс. работодателей края.
      Заявленная  работодателями в органы службы занятости  потребность в работниках с начала 2008 года (с учетом на 01.01.2008 года) составила 131,9 тыс. человек. По состоянию на 1 октября 2008 года в крае зарегистрировано 79,3 тыс. вакансий, что на 11,4% больше уровня прошлого года.
        В среднем на одного незанятого гражданина, зарегистрированного в органах службы занятости, на 1 октября 2008 года приходилось 3 вакансии. Наибольшее число вакансий на одного незанятого гражданина зарегистрировано в центрах занятости населения городов Краснодара – по 10 вакансий, Сочи – 8 вакансии, Новороссийска – 6 вакансий, Анапа –  5 вакансий.
      В ряде сельских территорий отмечается нехватка рабочих мест. Так, в Белоглинском, Новопокровском и Лабинском районах  на одну вакансию претендуют 2 человека. В отдельных сельских поселениях вообще нет вакансий.
      Регистрируемый  рынок труда Краснодарского края по состоянию на 1 октября 2008 года характеризовался следующими показателями (в сравнении с началом 2008 года):
    численность граждан, официально признанных органами службы занятости безработными, снизилась на 28,1%;
    уровень регистрируемой безработицы, к экономически активному населению края снизился на 0,3 процентных пункта и составил 0,5%;
    потребность в работниках, заявленная предприятиями в органы службы занятости, возросла на 61,1% и составила  79,3  тыс. человек;
    коэффициент напряженности (численность незанятых граждан в расчете на одно свободное рабочее место, вакансию) снизился и составил 0,3;                           
    средняя продолжительность безработицы увеличилась на  0,5 месяца и составила 4,6 месяца.
      Профессиональная  ориентация. В январе-сентябре 2008 года 241,8 тыс. граждан получили услуги по профессиональной ориентации.
      Из  получивших услуги по профессиональной ориентации, молодежь до 30 лет составляет – 138,2 тыс. граждан или  57,2%, жители сельской местности – 108,9 тыс. человек или 45%,  женщины – 123,2 тыс. человек или 50,9%.
      Профессиональное  обучение. Профессиональное обучение безработных граждан направлено на подготовку квалифицированных кадров с учетом требований рынка труда, для их дальнейшего трудоустройства. С начала года направлено на профессиональное обучение 4,4 тысячи безработных граждан и  2,8 тысячи выпускников общеобразовательных школ  (110,8 % от показателя, планируемого на 2008 год), что на 18 % больше, чем за 9 месяцев 2007 года.
      Трудоустройство. В январе-сентябре 2008 года при содействии службы занятости населения нашли работу (доходное занятие)      88,2 тыс. граждан, в том числе после завершения профобучения 2,8 тыс. человек.
      Организация общественных работ. В январе-сентябре 2008 года в общественных работах приняли участие 21,8 тыс. граждан, что на 1,3 тыс.  или на 6,3% больше, чем за январь-сентябрь 2007 года.
      Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. В целях приобщения к труду несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, профилактики детской безнадзорности, получения профессиональных навыков и адаптации на рынке труда центры занятости населения реализуют мероприятия по организации трудоустройства данной категории граждан в период каникул и в свободное от учебы время.
      При содействии органов службы занятости  в январе-сентябре              2008 года трудоустроены на временные  рабочие места 38 тыс. подростков, 62% из них–дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, подростки из малоимущих и многодетных семей, дети безработных граждан, подростки группы «социального риска».
      Организация временного трудоустройства безработных  граждан в возрасте от 18 до 20 лет  из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального  образования, ищущих работу впервые.
        По направлениям центров занятости  населения за январь-сентябрь 2008 года временно трудоустроены  по программе «Первое рабочее  место» 488 безработных выпускника  учреждений начального и среднего  профессионального образования, с материальной поддержкой в виде субвенций из федерального бюджета. Из них 79 граждан устроились на постоянное место работы.
      Содействие  гражданам в организации предпринимательской  деятельности. Органы службы занятости края продолжили работу по стимулированию и поддержке предпринимательских инициатив и самозанятости безработных граждан, как одной из перспективной форм занятости.
      За  январь-сентябрь 2008 года около 1,1 тыс. безработных  граждан получили услуги в виде консультаций, тестирования в вопросах самозанятости, из них 295 человек получили материальную поддержку за счет средств федерального бюджета, что в 2,2 раза больше соответствующего периода прошлого года. Средний размер материальной поддержки составил 1,1 тыс. рублей. За январь-сентябрь 2008 года на обучение по программе «Основы предпринимательской деятельности» направлены 142 безработных гражданина, которым предварительно были предоставлены консультации и тестирования о возможностях заняться предпринимательской деятельностью, включая ознакомление с законодательством,  информация об организациях, занимающихся вопросами развития предпринимательства.
      Организация трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
      Службой занятости населения в январе-сентябре 2008 года на временные рабочие места с материальной поддержкой в виде субвенций из федерального бюджета трудоустроены 1329 граждан, относящихся к этой категории, из них 262 человека в возрасте до 18 лет (19,7%), 379 человек – родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов (28,5%),  498 инвалидов (37,5%), 264 человек предпенсионного  возраста (19,9%) и др.
      Социальная  адаптация граждан на рынке труда. Для граждан, длительное время являющихся безработными, органами службы занятости реализуются программы, усиливающие мотивацию к трудовой деятельности и повышающие потенциал трудоустройства. Программы социальной адаптации «Клуб ищущих работу», «Новый старт» позволяют информировать безработных граждан о состоянии рынка труда, об имеющихся вакансиях, оказывать психологическую поддержку, помогать в выборе профессии. За январь-сентябрь 2008 года в этих программах приняли участие 8 тыс. человек (на уровне соответствующего периода 2007 года). Среди участников программ: 75,7% - женщины, 38,4% – молодежь в возрасте 16–29 лет и 11,4% – инвалиды и др.
      Социальная  поддержка безработных граждан. В январе-сентябре 2008 года социальные выплаты получали 37,6 тысячи безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения (48,7 % от показателя, предусмотренного на 2008 год).
      Комиссией департамента занятости с начала 2008 года 243 гражданам пенсия была назначена  досрочно по предложению центров  занятости населения, что  составляет 0,4%  от общей численности безработных  граждан. Израсходовано средств  на возмещение расходов Пенсионного фонда 13,0 млн. рублей.
      Ситуация  на рынке труда Усть-Лабинского района является составной частью общегосударственной политики занятости, включает систему мер и механизмов регулирования, направленных на обеспечение социальной защиты граждан от безработицы и содействие в трудоустройстве, на реализацию необходимых условий для устойчивого экономического роста, увеличения конкурентоспособности экономики и снижения уровня бедности населения.
      Проведением мероприятий, способствующих занятости безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы занимается ГУ  КК «Центр занятости населения Усть-Лабинского района». Проводимые Усть-Лабинским Центром занятости мероприятия способствуют обеспечению эффективного уровня занятости трудоспособного населения, формированию равноправных экономических отношений между работодателями и наемными работниками, развитию рынка труда, социальной защите безработных граждан.
      Анализ  рынка труда целесообразно начинать с изучения спроса, поскольку этот элемент рынка инициирует движение рабочей силы и, таким образом, его функционирование. Объем совокупного спроса на рабочую силу состоит из двух составляющих:
    количества новых рабочих мест (вакансий) на момент расчета;
    количества занятых рабочих мест, должностей, для которых работодатели ищут замену (по различным причинам). Спрос на рабочую силу зависит в основном от количества свободных рабочих мест, вакансий на предприятиях, фирмах всех организационно-правовых форм в отраслях экономики и социальной сферы. В процессе анализа следует определить состав, объем, структуру спроса по профессионально-квалификационному, половозрастному и другим признакам, выявить тенденции динамики этих параметров.         
        Исходя из отчета ГУ  КК «Центр  занятости населения Усть-Лабинского  района» по работе с предприятиями  и организациями района следует,  что наиболее востребованными  вакансиями для ИТР в Усть-Лабинском районе за 2008 год можно назвать такие, как: медицинская сестра (90 ед.), инспекторы и младшие инспекторы в учреждениях УИС (83 ед.), инженеры различных специализаций (77 ед.), бухгалтер (с высшим образованием, стажем работы, знанием ПК, 1«С») (68 ед.), врачи различных специализаций (52ед.), воспитатель, младший воспитатель (48 ед.),  охранник (45 ед.), социальный работник  (38 ед.), учителя различных дисциплин (32 ед.,), агент страховой (31 ед.), техник в различных направлениях деятельности (28 ед.), преподаватель (26 ед.), мастер (26 ед.), механик (23 ед.), юрист (с высшим образованием, стажем работы) (21 ед.), секретарь (20 ед.), главный бухгалтер (14 ед.),  менеджер (13 ед.). 
       Как видно из приведенного анализа, пользуются спросом специалисты либо с высшим образованием, знанием ПК, со стажем работы, либо тех специальностей,  по которым не обучают в Усть-Лабинском районе, в связи с чем, затруднено заполнение имеющихся вакансий.
      Наиболее  востребованными  вакансиями по рабочим  профессиям в Усть-Лабинском районе в течение 2008 год  можно назвать такие, как: рабочий, разнорабочий, подсобный рабочий  (554ед.), водитель автомобиля, автобуса (319 ед.),  слесари (различных профилей работы) (198 ед.), тракторист (146 ед.), уборщик служебных помещений, дворник (132 ед.), сторож (99 ед.), продавец, реализатор (95 ед.), электромонтер (94 ед.),  грузчик (79 ед.), электрогазосварщик (79 ед.), машинист экскаватора, бульдозера, автогрейдера,  скрепера, крана, транспортерщик (59 ед.), токарь (43 ед.), каменщик (42 ед.), электрик (39 ед.), плотник (38 ед.), повар (36 ед.), штукатур-маляр (30 ед.),  кондитер, повар-кондитер (29 ед.). 
      Из приведенного анализа видно, что наиболее востребованными являются квалифицированные рабочие профессии. В то же время, обучение специалистов строительных и некоторых других  профессий в Усть-Лабинском районе не проводится, а так же среди молодежи эти профессии считаются не престижными, в связи с чем, наблюдается нехватка квалифицированных рабочих кадров в районе. Стратегия службы занятости направлена на организацию взаимодействия с работодателями. Служба занятости считает работодателя не только своим клиентом, но и равноправным деловым партнером в решении проблем занятости и делает основной упор на оказание качественных услуг работодателям и равноправное сотрудничество. С целью информирования работодателей  обо всем спектре государственных услуг, оказываемых службой занятости, центром занятости населения периодически размещается информация  с районных СМИ, на досках объявления в ЦЗН,  в Администрациях сельских поселений, социальных партнеров.
      Второй  составляющей  рынка труда  является предложение рабочей силы. Предложение рабочей силы на рынке труда образует часть экономически активного населения, в составе которой выделяют следующие группы:
    население, которое не занято, ищет работу;
    часть занятого населения, которая не удовлетворена работой и подыскивает другую;
    часть занятого населения, которая ищет дополнительную (вторую) работу для увеличения своего дохода;
    часть занятого населения, которая ищет работу из-за опасения (риска) потерять имеющуюся по различным причинам (неудовлетворенность работодателей результатами труда работников, наличие возможности банкротства предприятий и др. Более 80% объема предложения составляет доля первой группы.
      Для анализа состояния предложения  рабочей силы используются соответствующие  показатели, в составе которых различают две группы: абсолютные и относительные. Основные показатели первой группы следующие: численность официально зарегистрированных безработных, фактическая численность безработных, объем скрытой безработицы, длительность потери работы (средняя, максимальная, минимальная), численность безработных с различными сроками потерь работы (один месяц, три месяца, полгода, год, более года), численность безработных по регионам страны (крупным, средним, малым), численность экономически активного населения, численность трудоспособного населения и др.
      К наиболее значимым показателям второй группы относятся: уровни регистрируемой и фактической безработицы, рассчитываемые как отношение соответственно численности зарегистрированных или фактических безработных к численности экономически активного (или трудоспособного) населения; удельный вес в общей численности безработных лиц, не имеющих работы в различные периоды времени, и в их составе лиц, имеющих стаж безработицы более одного года; удельный вес в общей численности безработных лиц различных возрастов (молодежи, активного трудоспособного, предпенсионного и пенсионного возрастов); доля в общей численности незанятых лиц различных профессий и др. На основе информации, полученной в результате мониторинговых исследований, разрабатываются балансы спроса и предложения рабочей силы.
      За   2008 год в государственное учреждение Краснодарского края «Центр занятости  населения Усть-Лабинского района»  обратились за содействием в поиске подходящей работы 2904 человека,  из которых статус безработного присвоен - 842 чел. Пособие по безработице назначено 707 безработным гражданам. Профориентационные услуги  получили 2350 человек. Трудоустроено за отчетный период 940 человек, из них безработных 323 чел.
        На 01.11.08 г. состоят на учете в качестве безработных 506 человек. Уровень зарегистрированной безработицы на 01.11.2008г. по Усть-Лабинскому району в целом составил 0,85 %.
      Оказание  качественных услуг по содействию гражданам  в поиске подходящей работы осуществляется только при наличии банка вакансий, формирование которого возможно при тесном и активном взаимодействии с работодателями. По состоянию на 01.11.2008 г. в службе занятости зарегистрировано 1122 вакансий, из них 767 вакансии по рабочим специальностям и 614 вакансий с оплатой выше прожиточного минимума в Краснодарском крае. О потребности в рабочей силе за отчетный период  сообщили 280 предприятий из 907 предприятий, зарегистрированных на территории района. За   2008 год заявлено 2995 вакансий, в том числе для рабочих – 2157 вакансии. Непосредственно в сельских поселениях рынок вакансий выглядит следующим образом: наибольшее число вакансий заявлено работодателями Усть-Лабинского г/п (2404 ед.), Ладожского с/п (198 ед.), Двубратского с/п (170 ед.), наименьшее количество вакансий сообщили работодатели Железного с/п (1 ед.), Восточного с/п (2 ед.), Суворовского с/п ( 2 ед.), Александровского с/п (2 ед.), не подавали вакансии предприятия Новолабинского сельского поселения.
      ЦЗН Усть-Лабинского района провидится профессиональная ориентация и профессиональное обучение безработных граждан. За 2008 год получили профориентационные услуги всего по району 2350 человек, из которых наибольшее количество граждан - жители Усть-Лабинского г/п - 865 чел., Воронежского с/п -181 чел., Братского с/п –176 чел., Ладожского с/п - 175 чел., а наименьшее количество- жители Ленинского с/п – 22 чел. Направлено на профессиональное обучение по таким специальностям, как продавец широкого профиля, портной, бухгалтер (повышение квалификации), водитель, автомеханик, тракторист, электромонтер, повар и т.д. всего по району 77 человек.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.