На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Безработица в РК. Современный этап

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.05.2012. Сдан: 20 О. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  Образования и  Науки Республики Казахстан.
Екибастузский инженерно – технический  институт им. акад. Сатпаева К.И.
  

Кафедра «Экономика» 
 
  

Реферат
по  дисциплине: «Макроэкономика»
тема:  «Безработица в РК. Современный этап»
 
 
  

        

Выполнил: студент II курса
группы  БЭ-21
Фраер Яна
Проверил:  ст. преподаватель
Рахишева  А.Б.
 
 
 
 
 
 
Экибастуз, 2008
Содержание   Введение 3
1 Безработица. Ее определение. Причины ее роста.
1.1 Теоретическая сторона вопроса.
1.2 Занятые, незанятые и безработные
2 Безработица в  Республике Казахстан  
2.1 Трудоустройство населения  
2.2 Уровень безработицы  на современном этапе  
2.3. Программа расширения доступности достойного труда  
Заключение  
Список  использованных источников 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
      

 
  

          
Введение.
     Цель  данного доклада – изучить  проблему безработицы в стране, применяя макроэкономический анализ, спроецированный на факторы этой  проблемы именно в Казахстане, найти пути решения проблем безработицы, выхода из кризисной ситуации на рынке труда в Республике.
     Основными  проблемами исследования в этой  области являются:
     1). Несогласованность,  причем явная,  в исследованиях  между государственными  и негосударственными структурами.
     2). Неразвит  рынок труда и занятости
     3). Безразличие  со стороны населения  и  правительства.
     4).Своеобразная  форма менталитета, сложившаяся  у населения при социалистическом  строе.
     Однако  все равно существуют способы  решения этой проблемы и что бы их найти, необходимо  провести анализ безработицы, каковы ее причины, как  сформировывалась и как она достигла таких объемов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 

1. Безработица. Ее  определение. Причины ее роста.
1.1.     Теоретическая  сторона вопроса.
Теперь  рассмотрим макроэкономическое обоснование  безработицы. 

     У правительства  существует одна обязанность,  которая в наши дни привлекает  к себе почти столько же  внимания, сколько все остальные  вместе взятые - это обязанность предотвращать, устранять или каким-то образом контролировать инфляцию и спады производства. В данном случае рассмотрим проблему спада производства и безработицу.
     Наличие  какого-то числа безработных ни  у  кого не вызывает беспокойства, поскольку не является проблемой. Но какое это число? Какой уровень безработицы является допустимым? Как узнать, когда безработица становится проблемой, а когда еще нет? Это отличие очень важно, поскольку, когда безработица достигает "проблемного уровня", то начинают множиться требования к политикам предпринять какие-то меры. То, что сделает федеральное правительство в ответ на эти требования, без сомнения, будет связано с издержками, а возможно, и нежелательными последствиями, особенно если в действительности безработица не превышает "проблемного уровня". Но где же находится этот уровень, и как нам его распознать? Кое-кто по-прежнему старается отделаться от этого вопроса, говоря, например, что безработица становится проблемой только тогда, когда она поднимается выше "фрикционного" уровня (то есть временной незанятости, связанной с переходом с одной работы на другую). А размеры "фрикционной" безработицы не могут представлять никакой серьезной проблемы, поскольку она отражает обычную текучесть рабочей силы. Такой ответ звучал бы убедительно, если бы у нас были основания считать "обычную текучесть рабочей силы" какой-то определенной и неизменной во времени величиной. Однако мы, напротив, имеем все основания предполагать, что "обычная текучесть рабочей силы" является скорее переменной, чем постоянной величиной и зависит от многих факторов, которые и сами существенно изменились за последние годы.
     Было  бы очень желательно найти  какой-нибудь способ четко различать  безработных  и просто незанятых.  Некоторые люди готовы почти на все, чтобы найти подходящую им работу, в то время как других почти ничем не заставишь взяться за дело. Но заметили ли вы неувязку в предыдущем предложении? Те люди, которые говорят, что "отчаянно "нуждаются в работе, тем не менее, отклоняют некоторые из имеющихся возможностей в надежде найти что-то лучшее. И очень немногие из тех, кто говорит, будто "абсолютно" не хочет работать, отклонит любое полученное предложение. Люди, говорящие, что "не могут найти работу", имеют ввиду, что они не могут найти место, где хотели бы работать. Те же, кто говорит, что они "не хотят работать", имеют ввиду, что не хотят работать ни на одном их тех мест, которые могут найти. В некоторых случаях разница между этими двумя ситуациями для стороннего наблюдателя становится практически неразличимой.
 
 
 
 
1.2 Занятые, незанятые и безработные  
  Сторонними  наблюдателями,  от  которых мы зависим  при  разграничении этих категорий,  являются высококвалифицированные   специалисты соответствующего правительственного  учреждения. Официальные данные по безработице в Казахстане публикуют Национальное статистическое агентство совместно с Министерством труда и социальной защиты. Источником для этих данных служит текущее обследование населения - выборочное обследование семей, которое для нацстатагентства проводит  Бюро переписей. Выборка охватывает около 50 тыс. семей, опрашиваемых ежемесячно и подобранных таким образом, чтобы представлять все население страны. Вопреки распространенному мнению данные по безработице не формируются на основе обращений за пособием по безработице.
     Чтобы  попасть в выборку нацстатагентства, человек, прежде всего, должен  принадлежать к неинституциональному  населению. Это все те, кто достиг 16 лет  и старше и не находится  при  этом в государственных институтах, таких, как тюрьма или больница. Неинституциональное население разбивается затем по категориям: занятые, безработные и несамодеятельное население. Определением, тех, кто принадлежит к категории занятых, мы займемся потом. Но как отличить безработного от того, кто не входит в самодеятельное население и, следовательно, является просто незанятым? Нацстатагентство разработало четкие критерии разграничения  этих двух групп и достаточно  точно определяет численность каждой из них.
     Измерение  не представляет здесь проблемы. Проблема заключается в самом смысле найденного разграничения, особенно если учесть, что для конкретных людей статус "не входящего в самодеятельное население" или официально безработного связан с весьма различными и непостоянными издержками.
     Остановимся  на этом подробнее. Для того  чтобы в обследовании нацстатагентства  человека отнесли к категории  безработных, он должен:
     1).входить   в неинституциональное население;
     2).не  иметь работы в течение недели, охватываемой обследованием;
     3).предпринимать   конкретные попытки найти работу  на протяжении предшествующих 4 недель;
     4).быть  в данный  момент в состоянии   приступить к работе.
     Отношение  числа безработных к общему  числу  самодеятельного населения  дает цифру официального уровня безработицы, которая после того как ее раз в полгода публикует нацстатагентсво, оказывается в центре внимания средств массовой информации. 

     Разумеется, читать обо всех этих подробностях  не слишком увлекательно. Но для   нас принципиально важно знать, что люди должны делать для того, чтобы соответствовать или не соответствовать критериям, по которым нацстатагентство определяет безработных. Мы просто не сможем понять, что такое безработица, и какие она порождает проблемы, пока не будем иметь представление об издержках, связанных со статусом безработного, для тех, кто его выбирает.
     2.    Безработица в Республике Казахстан.                         
     2.1. Трудоустройство   населения 
     Сегодня  в мире насчитывается 186 миллионов  безработных. Из них половину составляют люди в возрасте до 24 лет. В Казахстане уровень безработицы достигает восьми процентов. При этом в Казахстане насчитывается очень много крупных агентств по трудоустройству.
     Вообще, первая частная служба по трудоустройству  появилась в Германии еще в XIV веке. В эпоху Наполеона в XIX веке Британия и Франция активно использовали организации по трудоустройству, чтобы развивать талант и труд в своей империи. Они платили очень много за доставку каждой "головы". Первая американская служба по персоналу, известная как "биржа занятости", появилась в 1848 году в городе Бостоне, штат Массачусетс. Окончательно как отрасль кадровая индустрия сформировалась в США в 50-е годы, а в Европе кадровые услуги выделились в отдельный вид предпринимательства в 60-е годы - во многом под влиянием господствовавших тогда в мировой экономике американских транснациональных корпораций. Безусловно, США являются лидером в мировой кадровой индустрии. За 1996 год в рейтинге 14 компаний, получивших максимальную выручку от оказания кадровых услуг, 9 компаний были американскими.
            В СССР система трудоустройства  начала складываться со второй  половины 60-х годов ХХ века. В  то время на государственном  уровне были организованы первые  службы, которые носили название "Бюро по трудоустройству населения". Сегодня они трансформировались в государственные центры занятости населения, которые обычно есть в каждом городе. Рекрутинговый рынок (рекрутинговая компания - фирма, работающая напрямую только с работодателями на платной основе. - Авт.) сложился позже, примерно в начале 90-х годов. Серьезную позицию он занял только с появлением частных кадровых агентств. В настоящий момент российский рынок рекрутинговых услуг развивается быстрыми темпами. Усиливается конкуренция и повышается качество оказываемых услуг. Годовой оборот большинства московских кадровых агентств составляет от 40 тысяч до пяти миллионов долларов.
          В Казахстане агентства по  трудоустройству приобрели свою  популярность примерно в 1997 году. Причем это были не просто филиалы каких-либо зарубежных фирм, а самостоятельные организации. Сегодня только в Алматы насчитывается более 150 крупных агентств по трудоустройству, не считая рекрутинговых компаний. Каждое из подобных агентств предлагает широкий выбор вакансий: от офис-менеджера до медицинского работника.
 Чтобы подать  заявку в подобное агентство,  достаточно иметь удостоверение  личности и грамотно составленное  резюме. Далее понадобится заключить  договор, где будет указан срок, в течение которого агентство обязуется трудоустроить клиента, а также права и обязанности обеих сторон и другие немаловажные детали. Услуги кадровых агентств стоят от тысячи до двух тысяч тенге. Кроме того, 10-20 процентов от первой заработной платы также уйдет на счет кадрового агентства. В случае, если агентство не смогло найти клиенту подходящую вакансию в должный срок, возможно продление договора.
             Между тем, по словам директора  кадрового агентства "G&K" Серика Кадырбекова, сегодня наиболее востребованными специалистами являются бухгалтера, юристы, экономисты. Такие работники могут претендовать на заработную плату в размере от 350 до 2000 долларов. А трудоустройство зависит не только от кадрового агентства, но и от работодателя, его требований к потенциальному сотруднику. Надо отметить, что кадровые компании не могут давать гарантию на трудоустройство своих клиентов, они могут обещать лишь помощь и содействие.
- Существуют ведь  такие вещи, как профнепригодность  самого клиента, недостаток у него опыта работы и определенных навыков, некоммуникабельность и другие проблемы, не зависящие от агентства, - пояснил Кадырбеков. - Иногда за три дня можно устроить человека на хорошее место даже без опыта работы. А бывает, что высококлассный специалист полгода ожидает нужной вакансии. Каждый клиент индивидуален. Работодатель - тоже.
     Тем  временем основной проблемой  агентств по трудоустройству  являются пожилые  клиенты.  Кадырбеков утверждает, что  найти  работу человеку старше 45 лет   крайне сложно:
- Работодатели в  основном предпочитают молодых  специалистов в качестве постоянных  сотрудников. А люди старше 60 лет  в структуре занятого населения  составляют всего 3,5 процента. Средний  возраст работающего населения  Казахстана - 37 лет. 
            Проблемы трудоустройства толкают людей в возрасте 45 лет и старше на поиски неофициальных заработков. Вдоль всей улицы Сейфуллина можно встретить тысячи мужчин-разнорабочих. В основной массе это люди без постоянного места жительства, несемейные. Но есть среди них и мужчины с высшим образованием, имеющие семью и детей. Каждый день они выходят на улицу в ожидании случайного заработка.
- Где-то подмести, что-то разгрузить, помочь по хозяйству  - вот наша работа, - говорят они. - В месяц мы зарабатываем около  10 тысяч тенге.
- Я привык, подрабатываю  так уже 11 лет, - откровенничает  Виктор Викторов, один из тех, "кому за 40". - Единственная проблема - это узбекские и киргизские  гастарбайтеры. Они дешевле оценивают  свой труд и трудятся, не спорю,  хорошо. Но из-за них у нас стало меньше работы.
           По словам Виктора, за долгие 11 лет на Сейфуллина ему встречались  разные люди: бывшие афганцы, военные,  профессора, летчики. 
- Всех нас сюда  привела безработица. Я знаю, - говорит Викторов, - что есть какие-то  агентства по трудоустройству, но это ведь стоит денег, времени, волокиты. Да и потом, где гарантия, что мне действительно найдут работу?
           Когда-то он пытался устроиться  на постоянную работу. Три месяца  трудился на стройке, а работодатель  исчез, не заплатив ни копейки. С тех пор Викторов, как и многие другие безработные, вынужден перебиваться случайными заработками.
- Люди, имеющие какой-либо  нестабильный заработок, редко  ищут другие пути трудоустройства.  В моей практике, - рассказывает  Кадырбеков, - был только один случай обращения в кадровое агентство мужчины, ранее промышлявшего случайными заработками на Сейфуллина.
          Кстати, 70 процентов клиентов кадровых  агентств - это специалисты, желающие  сменить место работы на более  престижное и высокооплачиваемое, 25 - это учащиеся, которые хотят  начать работу по специальности,  и только 5 процентов составляют  безработные. Основной возраст клиентов агентств по трудоустройству от 18 до 50 лет.
         К слову сказать, в 1995-1999 годах  число занятого в экономике  Казахстана населения постоянно  снижалось, а с 2000 года стабильно  повышалось. В 2004 году уровень  занятости населения в стране составил 7,2 миллиона человек. 70 процентов всего населения занималось экономической деятельностью, а 30 было экономически пассивным. В 2004 году мужчины в общей численности занятого населения составили 3,7 млн. человек (51,8 процента), женщины - 3,5 млн. человек (48,2).
         Половину безработных в мире  составляют люди в возрасте  до 24 лет. Это данные Международной  организации труда. Так, на 2004 год мировой уровень безработицы  среди молодежи достиг рекордного  показателя: 88 миллионов человек. Молодежь до 24 лет составляет 47 процентов от общего числа безработных, и она же составляет 25 процентов трудоспособного населения планеты.
          Не менее плачевная ситуация  складывается и в Казахстане. В 2005 году в Алматы безработной  молодежи было 22,1 процента. По статистике 32 процента выпускников при трудоустройстве меняют полученную профессию на другую. Каждый седьмой бывший студент остается без работы.
 Эта проблема  в Казахстане решается путем  создания организаций и общественных  фондов по трудоустройству молодого населения. Сегодня в стране действует программа содействия в трудоустройстве молодежи. Она разработана общественным фондом "Современное образование" совместно с Ассоциацией вузов РК. В рамках этой программы планируется создать объединенную структуру "Центр содействия трудоустройству молодежи Казахстана". Также в Алматы функционирует бюро по трудоустройству "Отан-Ана". Оно рассчитано на молодежь в возрасте от 16 до 24 лет. Этот проект был поддержан департаментом внутренней политики, Алматинским советом профсоюзов и центром занятости. Сотрудники бюро разработали специальные анкеты, где каждый может описать свои предпочтения в будущей профессии, и большую компьютерную базу вакансий. "Отан-Ана" предлагает молодым людям бесплатное обучение, курсы по выбранной специальности и последующее трудоустройство.
          В целом специалисты говорят,  что казахстанская молодежь отчасти  сама является виновницей проблемы  с трудоустройством. Необдуманный  выбор специальности в вузе  и просто нежелание трудиться способствуют повышению уровня "молодежной" безработицы. В то же время опыт показывает, что кадровых компаний и общественных фондов по трудоустройству недостаточно, чтобы свести к минимуму уровень незанятого населения республики.
2.2.  Уровень безработицы на современном этапе
       В Казахстане уровень безработицы во II квартале 2008 года составил 6,6%.
         Во II квартале 2008 года численность  безработного населения (лиц,  в возрасте 15 лет и старше, которые  не имели доходного занятия,  активно его искали и были готовы приступить к нему) составила 557,2 тыс. человек.
           Как сообщает Агентство Казахстана  по статистике, по сравнению с  аналогичным периодом 2007 года этот  показатель меньше на 44,6 тыс. человек  или на 7,4%. Уровень безработицы сложился в 6,6% (во втором квартале 2007г. - 7,3%). Среди безработных численность мужчин составила 228,7 тыс. человек (41%), женщин - 328,5 тыс. человек (59%), уровень безработицы - соответственно, 5,4% и 7,9%. Из общего числа безработных в городской местности проживает 57%, в сельской - 43%.
           В структуре безработного населения  доля молодых людей в возрасте 15-24 лет составляет 17,5%, а лица  в возрасте 25-29 лет - 22,1%, 30-39 лет  - 24,6%, 40-44 лет - 7,7%. Уровень молодежной  безработицы (15-24 лет) сложился в 7,4%. Высшее образование имели 123,8 тыс. безработных (22,2% от их общего числа), среднее профессиональное (специальное) - 129,3 тыс. (23,2%), начальное профессиональное - 55,3 тыс. человек (9,9%), среднее общее - 212,2 тыс. (38,1%).
           Лица, высвобожденные с предприятий  и организаций в связи с  ликвидацией, сокращением штатов  или окончанием срока трудового  договора составили 116,9 тыс. человек  (21% от всех безработных), уволились  по собственному желанию - 104,6 тыс. человек (18,8%).
          Во II квартале 2008 г. не имели работу  год и более 144,8 тыс. человек  или 27,7% от всех безработных.  Уровень долгосрочной безработицы  составил 2,7% (во II квартале 2007 г. - 3,3%).
          Численность лиц, состоящих на  учете в органах занятости Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в качестве безработных, на конец июня 2008 года составила 62,2 тыс. человек, что на 12,1 тыс. человек (на 16,3%) меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Доля зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения в июне т.г. сложилась в 0,7% (в июне 2007г.  0,9%).
          В экономике республики во  втором квартале 2008 года были  заняты 7,9 млн человек. Относительно II квартала 2007 г. их численность увеличилась на 226,3 тыс. человек или на 3%. Численность наемных работников в указанном периоде составила 5,2 млн человек (65,9% от общего числа занятых), самостоятельно занятых - 2,7 млн человек (34,1%).   

2.3. Программа расширения  доступности достойного труда
     Особое  значение для уменьшения безработицы  имеет расширение доступности  достойного труда. 
     Политика  занятости, как неоднократно отмечал  Глава государства, остается самым  действенным средством преодоления  бедности и повышения благосостояния.
     В рамках  реализации Программы занятости   населения Республики Казахстан   на 2005-2007 годы для содействия продуктивной  занятости использовались активный  поиск и подбор свободных рабочих  мест, обучение, переподготовка и  повышение квалификации безработных и иных представителей целевых групп населения; организация общественных работ; создание социальных рабочих мест, проведение ярмарок-вакансий, организация молодежной практики и др.
     Ежегодно  в стране создавалось более  двухсот  тысяч рабочих мест, более половины из которых - в сельской местности. Из пятисот тысяч граждан, обратившихся в 2005-2007 гг. в органы занятости в поисках работы трудоустроено 87 %; на профессиональное обучение и переподготовку направлены 55,5 тыс. безработных. В целях социальной защиты безработных внедрено обязательное социальное страхование и предоставляется адресная социальная помощь.
     В результате  предпринятых мер на фоне устойчивого  экономического роста  численность  занятого населения в 2007 году  увеличилась до 7,6 млн. человек (с 7,4 млн. в 2006 г.), а уровень безработицы снизился с 7,8% до 7,3%.
     Характерным  трендом современного рынка труда  является  увеличение ввоза иностранной  рабочей силы. В 2007 г. на казахстанских  предприятиях и в организациях  использовался труд 58,8 тыс. иностранных специалистов, что более чем в 2 раза превышает их численность в 2005 году. В целях защиты внутреннего рынка труда и интересов местного персонала, минимизации ущерба занятости и заработкам граждан РК Правительство РК устанавливает и контролирует соблюдение квоты на ввоз иностранной рабочей силы, проводит политику замены иностранных специалистов местными кадрами.
     Вместе  с тем, ситуация на казахстанском   рынке труда не лишена проблем,  важнейшими из которых на формальном рынке труда являются: низкое качество рабочей силы и наличие неэффективной занятости  (высокий удельный вес занятых в трудоемких отраслях экономики). Значительным остается число самостоятельно занятого населения (в т.ч 1,3 млн. чел., занятых на личном подворье), сохраняется теневая занятость.
     Сохраняется  безработица, особенно высок уровень   молодежной и женской безработицы.
     На  перспективу (2012 по 2020 гг.) прогнозируется  дефицит рабочей силы, связанный  с неблагоприятной демографической  ситуацией 90-х годов XX столетия.
     Развитие  ситуации на внутреннем рынке  труда  все больше испытывает  на себе вызовы, связанные с  глобализацией экономики и предстоящим  вступлением Казахстана в ВТО.
     В такой  ситуации управление риском потери (отсутствия) работы явится первым стратегическим направлением деятельности Министерства и местных уполномоченных органов.
     В регулировании  трудовых отношений  следует  отметить:
     - принятие  Трудового кодекса РК;
     - внедрение  международных стандартов безопасности и охраны труда.
     - работу  по развитию социального партнерства  и повышению корпоративной социальной  ответственности;
     - контроль  за соблюдением трудового   законодательства;
     - внедрение  страхования ответственности работодателя  за вред, причиненный жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей;
     - совершенствование  оплаты труда  гражданских  служащих.
     Анализ  основных тенденций развития  трудовых отношений и результатов  работы Государственной инспекции труда и иных подразделений Министерства, занимающихся вопросами трудовых отношений, свидетельствует о таких позитивных тенденциях, как внедрение международных стандартов охраны и безопасности труда, снижение производственного травматизма; расширение сферы и повышение роли социального партнерства; рост оплаты труда. Так среднемесячная заработная плата по стране увеличилась с 40 775 тенге в 2006 году до 53 238 тенге – в 2007 году. При этом уровень заработной платы работников бюджетной сферы в истекшем году был увеличен на 30%.
     Вместе  с тем в определении стратегии  дальнейшего развития трудовой  сферы необходимо принять во  внимание следующие проблемы:
     1. Недостаточное  развитие коллективно-договорных  отношений. Коллективными договорами  охвачены сегодня немногим более  16% всех предприятий и организаций.
     2. Сохранение  относительно высокого  уровня  производственного травматизма.
     3. Относительно  низкий уровень  оплаты труда  (особенно в бюджетной  сфере  и на селе).
     4. Несоответствие  темпов роста  оплаты и производительности  труда.
     5. Нарушения  трудового законодательства.
     В этой  связи управление риском нарушения  трудовых прав должно стать  вторым стратегическим направлением  работы Министерства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.