На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Философии"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 06.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Сознание  как предмет философского  анализа 

    1.  Проблема сознания  и способы ее  решения в истории  философии.
    2. Проблема генезиса сознания.
    3. Структура и функции сознания.
    4. Социокультурная природа сознания.
Понятие  сознания 

Сознание  является отличительной сущностной характеристикой человека, основой его духовности и рациональности, что отличает человека от всех других живых существ.
Сознание:
    выражает способность человека к познанию;
    выступает средством организации человеческой деятельности и регуляции межчеловеческих отношений;
    является средством обмена опытом и передачи его от поколения к поколению;
    объединяет творческие возможности человека;
    обеспечивает ценностные ориентации;
    является средством коммуникации.
 
    Таким  образом, сознание – это высшая, присущая только человеку и связанная с речью функция мозга, обеспечивающая познание и осмысление действительности и регуляцию жизнедеятельности людей.
Основные  подходы к пониманию  сознания в классической  философии 

Субстанциональный  подход:
    Сознание рассматривается как сверхчеловеческая, надмировая сущность - субстанция (Логос в античной философии; Бог; абсолютная идея Гегеля и т.д.), лежащая в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание – это лишь частица или продукт надмирового сознания. Ценность человеческого сознания определяется степенью причастности к этой духовной субстанции.
 
Функциональный  подход:
    Формируется в 17-18 веке (направление эмпиризма). Сознание рассматривается в качестве особой функции мозга. Отличие сознания от других функций мозга здесь усматривается в том, что благодаря ему человек способен приобретать знания о себе и природе. Но при этом сознание рассматривается как чисто материальный объект, поскольку мозг вырабатывает мысли и чувства также, как печень вырабатывает желчь и т.п.
Основные  подходы к пониманию  сознания в классической  философии 

    Социокультурный 
    Экзистенциально-феноменологический
    Психоаналитический
Социокультурный  подход к пониманию  сознания 

    Формируется  в рамках таких  направлений как  марксизм, структурализм  и т.д. Согласно данному подходу:
    сознание - продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать;
    сознание – это функция высокоорганизованной материи, а, значит, возникновению и развитию сознания должно предшествовать формирование высокоорганизованного мозга;
    сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения;
    формирование и развитие сознания предполагает с необходимостью включенность человека в социальную практику.
Экзистенциально-феноменологический  подход к пониманию  сознания 

    Формируется  в рамках таких  направлений как  экзистенциализм, феноменология  и т.д. Согласно данному подходу:
    утверждается принципиальная самостоятельность сознания человека в отношении и к природно-материальному миру и к обществу;
    центральной характеристикой индивидуального сознания объявляется интенциональность, т.е. направленность сознания на объект (предмет, явление, процесс) посредством различных способов (восприятие, представление, оценка и т.д.);
    посредством интенциональности сознание выступает как поток образования различных смыслов тех или иных объектов, результатом чего становится формирование мировоззрения и жизненного опыта человека.
Психоаналитический  подход к пониманию  сознания 

    Формируется  в рамках такого  направления как  философия психоанализа. Согласно данному подходу:
    формирование и функционирование сознания обусловлено скрытыми факторами психической организации человека, которые определяют мышление и поведение человека (бессознательное).
    бессознательное не является непосредственно частью сознания и его содержание преимущественно недоступно для сознания; однако, путем различных неявных механизмов оно определяет сознательную деятельность человека.
Природные  предпосылки формирования  сознания. Сознание  и отражение. 

    Природным  основанием появления сознания  стало свойство отражения, представленное  в различных формах на уровнях  неживой, живой и социальной материи.
    Отражение – это способность одной материальной системы в процессе взаимодействия воспроизводить внутри себя некоторые особенности другой материальной системы и при этом сохранять свою целостность.
    Отражение присуще всей материи и проявляется в разнообразных формах, которые зависят от уровня ее структурной организации.
Формы  отражения в неживой  и живой природе 

    В неживой  природе отражение представляет  собой свойство вещей воспроизводить  под воздействием других вещей  такие следы, отпечатки или реакции, структура которых соответствует  каким-либо сторонам воздействующих  на них вещей (след на песке, зеркальное отражение и т.д.) Эта  форма отражения отличается относительной  простотой и пассивным характером.
 
    Формы  отражения в живой природе:
    Раздражимость – способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определенных внешних факторов.
    Чувствительность – способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства предметов, воздействующих на него.
    Психика – способность создавать чувственные образы внешней действительности в форме восприятий и представлений.
Психика  и сознание 

    Психика  является биологической предпосылкой  формирования сознания.
    Психика основана на видовых, генетически закрепленных программах жизнедеятельности (инстинктах) и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде (совокупности условных и безусловных рефлексов). В русле психического отражения центральную роль выполняет головной мозг, который управляет деятельностью внутренних и внешних органов в соответствии с обстановкой в окружающей среде. Комплекс условных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти, способствует формированию в мозгу в конкретной ситуации биологической цели как идеального предвосхищения результата деятельности организма.
Сознание  отличается от психики следующими  признаками:
    абстрактно-логическое мышление;
    целеполагание;
    самосознание;
    связь с языком.
Социальные  факторы формирования  сознания 

    предметно-практическая  трудовая деятельность на основе  систематического изготовления  и применения орудий труда;
    коллективный образ жизни;
    возникновение и развитие языка как средства коммуникации и передачи опыта.
Сознание  и язык 

    Сознание  человека органически связано  с языком как способом своего существования. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что обработка знаков (например, скорость чтения, речи, письма и т.п.) не наследуется, а приобретается в процессе социализации человека. Как способ существования сознания речь находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. В языке сочетается идеальная основа (информация) и способ ее передачи посредством материального носителя.
    Основные функции языка:
    экспрессивная (средство выражения мыслей);
    когнитивная (средство познания);
    коммуникативная (средство общения между людьми);
    кумулятивная (средство накопления и сохранения знаний).
Структура  сознания 

    Интеллект - способность к мышлению и познанию на основе понятий, суждений и умозаключений, выражающихся в речи.
    Чувства и эмоции - способность к отражению внутренних состояний человека, его отношения к внешнему миру, к другим людям и к самому себе.
    Воля – способность к регуляции человеческой жизнедеятельности.
    Внимание – способность к концентрации на каком-либо объекте.
    Память – способность к сохранению и воспроизведению жизненного опыта человека, это средство воспроизводства прошлого в современности и прогнозирования на этой основе будущего.
 
    Существенная  роль в деятельности сознания  принадлежит бессознательному. Эта сфера неосознанных и неосмысленных переживаний, которая во многом определяет деятельность сознания и влияет на поведение человека.
Основные  свойства сознания 

    идеальность (отсутствие материальных признаков);
    интенциональность (направленность на предметы окружающего мира);
Функции  сознания 

    Познавательная  функция проявляется в способности человеческого сознания добывать, накапливать и сохранять знания о мире и самом себе.
    Целевая функция отражает способность сознания формулировать цели и разрабатывать планы деятельности человека в природной и социальной среде.
    Регулятивная функция позволяет регулировать и контролировать разнообразные отношения между людьми, а также между людьми и внешним миром.
    Креативная функция отражает способность сознания человека определять ценности и ценностные ориентации существования и творчески преобразовывать условия своего бытия.
Социокультурная  природа сознания 

    Сознание  сформировалось благодаря труду. Труд – это, прежде всего, процесс  отношений между людьми, связанных  с изготовлением и применением  средств деятельности, организацией  и регулированием деятельности  и распределением результатов  ее.
    Коллективный труд предполагает сотрудничество людей, а также разделение трудовых действий между его участниками, что делает необходимым осмысление связи своих действий с действиями других членов коллектива. Отсюда в психике  формируется способность к целеполаганию.
    Коллективный труд требует определенных форм регуляции деятельности, вследствие чего в психике возникают представления о нормах, начинает формироваться воля.
    В процессе труда возникает потребность в передаче информации о предметах и действиях с ними последующим поколениям, что реализовалось, в конечном итоге, на основе развития языка.
    Сознание выступает основой творческой деятельности человека в соответствии с определенными в ту или иную историческую эпоху общественными установками.
Индивидуальное  и общественное  сознание 

    Индивидуальное:
    Ядро сознания индивида образуют ощущения, восприятия, представления, мышление.
    Формирование происходит под воздействием как субъективных факторов, например, наследственность, так и социальных.
    Имеет «границы», обусловленные жизнью конкретного человека.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.