На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль крупного бизнеса в экономике страны

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.05.2012. Сдан: 20 О. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая  работа на тему:
Роль  крупного бизнеса в экономике  России
 


Содержание
Введение………………………………………………………………………...3
    Понятие крупного бизнеса……………………………………………5
    Критерии выделения крупного бизнеса…………………………....11
    Виды организаций крупного бизнеса……………………………....13
    Влияние крупного бизнеса на экономику России………………....18
Заключение……………………………………………………………………24
Список  использованной литературы……………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
       Современную рыночную экономику отличает многообразие форм
бизнеса. При этом ее успешное существование обеспечивается за счет оптимального сочетания различных типов фирм и использования ими своих преимуществ.
       Данная работа посвящена исследованию роли крупного бизнеса в экономике России, определению критериев, видов присущих ему и рассмотрению влияния крупного бизнеса на экономику страны.
       Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего следующими обстоятельствами. Крупные компании составляют основу экономического потенциала любого государства. Занимая небольшую долю в общей численности компаний, они создают большую часть национального богатства страны.
        Следует отметить, что роль крупных предприятий в народном хозяйстве оценивается в экономической теории неоднозначно. Одни ученые считают, что крупная фирма является сегодня ядром экономики любого государства и именно ею предопределяются основные направления и пропорции экономического развития.
       Согласно противоположной точке зрения, недостатки крупных фирм перевешивают имеющиеся достоинства и наносят тем самым большой вред экономике в целом.
       До недавнего времени в отечественной литературе неоправданно преувеличивалась роль крупных предприятий, якобы во всех случаях способных наиболее эффективно по сравнению с другими фирмами осуществлять производственную деятельность. С началом реформ время былого восхваления крупных предприятий в нашей стране сменилось крайне негативным отношением к ним, как к наследию советского периода. Российские крупные фирмы стали отождествляться с монополистами, а их деятельность восприниматься, в основном, в качестве тормоза процесса реформирования. Однако вскоре выяснилось, что именно крупная промышленность образует наиболее значимую часть экономического потенциала России, с утратой которого страна не сможет выйти из экономического кризиса и осуществлять дальнейший рост и развитие.
       Поэтому именно сейчас возникла необходимость выяснить истинное место крупного бизнеса в современной российской экономике, а также определить, насколько хорошо приспособлены крупные фирмы к конкретным условиям отечественного рынка.     
       Объектом исследования являются крупный бизнес в России.
       Предметом исследования выступает роль крупного бизнеса в экономике России.
       Цель исследования. На основании обобщения исследований отечественных и зарубежных экономистов определить истинное место крупного бизнеса в экономике России. Выявить его достоинства и недостатки в современных российских условиях.
       Данная цель предопределила следующие задачи:
       - дать определение понятию крупного  бизнеса;
       - определить критерии определения и виды организаций крупного бизнеса;
       - рассмотреть влияние крупного  бизнеса на экономику России. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие крупного бизнеса
       Для того чтобы дать определение  понятию крупного бизнеса сначала  необходимо рассмотреть понятие  бизнеса.
      Бизнес - это экономическая деятельность, осуществляемая как за счет собственных, так и взятых в заем средств под свою ответственность и поручителя, с целью организовать свое предприятие для получения прибыли, направленное на цели увеличения капитала и прибыли, используемую как в личных целях, так и на расширение предприятия. В системе определений типов субъектов бизнеса, различающихся между собой по количественным признакам, наряду с малыми предприятиями (мелким бизнесом) выделяются крупный и средний бизнес.
      Переходим к рассмотрению особенностей и характеристик крупного бизнеса.
       Крупный бизнес1 - объединение предприятий вокруг некоторой товарной группы, технологической цепочки или общей группы собственников и высших менеджеров. Его главной особенностью является способность изменять экономические институты определенного сектора экономики, национального или даже мирового хозяйства, оказывать воздействие на социально-экономическую среду. Главным количественным показателем крупного бизнеса является объем реализации товаров и услуг (оборот), поскольку размер прибыли и рыночной капитализации во многом зависит от принятой системы учета или поведения игроков фондового рынка.
      Функции крупного бизнеса. Главным элементом капиталистического хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике является устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.
       Можно выделить четыре основные, фундаментальные причины, стимулирующие рост крупных компаний.
        Первая - стремление к получению экономии на масштабе производства (технологическая экономия). Она образуется при увеличении объема выпуска данной продукции за счет сокращения издержек на ее единицу. Это сокращение достигается изменением характера используемых ресурсов, что проявляется в усилении специализации применяемого труда, введения автоматического оборудования, в том числе автоматических сборочных линий и др. Укрупнение предприятия способствует развитию концентрации производства на крупных предприятиях, образованию многозаводских и отраслевых монополий.
       Вторая причина - стремление к экономии на масштабе сферы деятельности (другой термин - экономия на разнообразии производственной продукции и рынков сбыта). Это вид экономии, названный английским экономистом Е. Пенроуз экономией на росте, образуется благодаря несбалансированности роста фирмы, на которой постоянно возникают новые неиспользуемые в данный момент времени производственные и финансовые ресурсы. Экономия от использования этих ресурсов и становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми располагает фирма, поэтому большинство фирм стремится к проникновению в те области, в которых технологические и рыночные факторы являются общими с основным производством фирмы. Благодаря экономии на масштабе сферы деятельности образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании. Инструментами их формирования являлись вертикальная интеграция, диверсификация и интернационализация с ее высшей формой - глобализацией.  

       Третий стимул роста корпораций - экономия на трансакционных расходах. Эти расходы связаны с осуществлением рыночных договорных отношений и возникают тогда, когда происходит переход товара или услуги от одной технологически обособленной структуры к другой, то есть когда имеет место транзакция - сделка, операция, контракт, договор. Трансакционные расходы - это расходы на функционирование рыночной системы. Сокращение этих потерь достигается за счет ограничения объема рыночных отношений с помощью вертикальной интеграции, диверсификации и интернационализации.       
     Кроме того - большинство современных крупных фирм - это международные компании, работающие на глобальных рынках, что позволяет им использовать преимущества относительно дешевых ресурсов мировой экономики, размещая разные стадии производства в различных странах. С наибольшей наглядностью эти свойства крупного бизнеса проявились в деятельности современных транснациональных корпораций. Последние благодаря огромной концентрации ресурсов и централизации финансовых и материальных потоков внутри корпорации способны сами создавать для себя эффективную рыночную и социальную инфраструктуру. Приходя в менее развитые страны, транснациональные корпорации сами создают коммуникации, формируют модель поведения работников и потребителей, активно воздействуют на внутренне и международное законодательство.
       Наряду с конкурентными преимуществами крупный бизнес имеет и слабые стороны. Рост фирмы часто сопровождается снижением эффективности ее управления. Очень часто крупные фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и мелких размерах.
 Сильные  и слабые стороны крупного  бизнеса                     Таблица 1                                                                                         
Сильные стороны крупного бизнеса Слабые стороны  крупного бизнеса
Способность активно изменять внешнюю среду  предпринимательства Снижение стимулов к росту эффективности производства
Возможности создавать и накапливать достижения НТП и процедуры и правила  рационального бизнеса Возможность для  ограничения доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса
Экономия  на издержках производства Падение эффективности  управление с ростом объема фирмы
Устойчивость Негибкость, возможна потеря контакта с потребителем
 
       Российский крупный бизнес.
      Основные отличия крупных российских фирм от зарубежных.
       Первое отличие состоит в том, что большинство крупнейших российских фирм уступает по величине западным гигантам.
       Так по численности работающих, две крупнейшие российские автомобильные компании (АвтоВАЗ и ГАЗ) в 2-3 раза уступают крупнейшим европейским автомобильным компаниям, а по производственному потенциалу - еще больше. В химической промышленности крупнейшие российские компании и по объемам выпуска, и по численности занятых многократно уступают крупнейшим европейским компаниям.
       Втрое отличие связано с тем, что он сконцентрирован в сырьевых отраслях, ориентированных на экспорт. Особенно быстрыми темпами растет доля нефтегазового сектора. Он не создает условий для расширения внутреннего потребления. Его технологии значительно устарели, фонды изношены, производительность труда в 10 раз ниже мировых норм. В основе его конкурентоспособности лежит разница во внешних и внутренних ценах.
       Третье отличие состоит в том, что основу конкурентоспособности составляют не расширение сферы рационализации бизнеса, создание и отбор эффективных рутин, а большие неявные издержки. Современный отечественный крупный бизнес - это типичный интуитивный бизнес. В основе которого лежат неплатежи, бартер и скрытое государственное субсидирование.
       Четвертое отличие. Российский крупный бизнес - это очень высокорисковый бизнес. Для него характерны необычайно высокие трансакционные издержки. Типичная крупная компания обрабатывающей промышленности России располагает лишь одним заводом и, как правило, не имеет в своем распоряжении сколько-нибудь мощного сбытового аппарата, который заменяют посредники. Типичная же крупная компания европейской или американской обрабатывающей промышленности располагает группой заводов и разнообразными вспомогательными организациями, включая подразделения, зачастую имеющие статус филиальных компаний, выполняющие функции оптово-сбытовых компаний. И таким положение было уже чуть ли не сто лет назад.
       Пятое отличие - локальный характер отечественных фирм. Крупные корпорации на Западе и Востоке - это всегда транслокальные корпорации и, как правило, транснациональные корпорации. Российские же компании представляют собой преимущественно сугубо региональные экономические образования.
       Крупный российский бизнес исполняет роль локомотива национальной экономики. Он до сих пор гораздо эффективнее основной массы средних и мелких компаний и по производительности труда, и по рентабельности, и, наконец, по темпам роста. В силу своего особого положения, за годы реформ крупный российский бизнес сконцентрировал в своих руках основные денежные потоки. Как следствие он смог сформировать довольно сильные команды высокооплачиваемых, высококвалифицированных менеджеров.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Критерии  выделения крупного бизнеса
      Общепринятые критерии выделения крупного бизнеса в России
до сих  пор не сложились, к этой категории относят не только крупнейшие интегрированные бизнесгруппы, но и более широкий круг крупных компаний. В данной работе используется методология ведущего российского исследователя крупного бизнеса Я. Паппэ. Он относит к крупному бизнесу такие компании, которые удовлетворяют хотя бы одному из двух условий:
а) имеют объем продаж более 10 млрд. долл.:2
б) численность занятых составляет свыше 500 человек;
в) занимают доминирующее положение в одной  из значимых отраслей российской экономики.
        Всего было выделено 28 таких компаний: 22 компании как лидеры по объему выпуска и еще 6 как отраслевые лидеры. Пять из них являются полностью государственными и десять – преимущественно государственными. Большая часть российского крупнейшего бизнеса – это бизнес государственный.
      Крупный бизнес - это не только объемы продаж, но также экономическое
и политическое влияние: ресурсы крупного бизнеса (финансовые, лоббистские, информационные и др.) позволяют ему оказывать заметное воздействие на политические процессы на федеральном уровне и в регионах базирования.
      В последние два года политическое влияние крупного бизнеса на федеральном уровне ушло в тень, но в регионах его экономические интересы активно лоббируются и обеспечиваются политическими средствами, усилилось его влияние и на процессы социального развития.
       В последние несколько лет политическое влияние крупного бизнеса на федеральном уровне ушло в тень, но в регионах его экономические интересы активно лоббируются и обеспечиваются политическими средствами, усилилось его влияние и на процессы социального развития.
        К крупному бизнесу чаще всего относят около 15 бизнесгрупп и
компаний, в основном из экспортно-сырьевого сектора экономики.
       Я. Паппэ выделяет 12 крупнейших бизнесгрупп России:
1. Газпром,
2. ЛУКОЙЛ,
3. Альфагрупп,
4. Millhouse Capital
5. Сибнефть,
6. Татнефть,
7. группа МДМ,
8. Северстальгрупп,
9. Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК),
10. Ренова,
11. Интеррос,
12. АФК Система.
       Этот список претерпел изменения по сравнению с аналогичным, разработанным этим же автором несколько лет назад: в него вошли Татнефть и АФК Система, оказались разделенными Альфагрупп и Ренова, по известным причинам выпал ЮКОС. Соотношение крупнейших игроков в
экономике страны меняется.
         В данной главе ставилась задача определить критерии  выделения крупного   бизнеса. Так как общепринятые критерии выделения крупного бизнеса в России не сложились, мы воспользовались методологией ведущего российского исследователя крупного бизнеса Я. Паппэ. Таким образом, мы выяснили, что принадлежность компаний к крупному бизнесу определяется:
       - по объему продаж компании;
       - по численности занятых людей  в компании;
       - по положению в одной из значимых отраслей российской экономики.
    Виды организаций крупного бизнеса
       Различают следующие виды организаций в крупном бизнесе:
1. Финансово-промышленные группы;
2. Консорциумы;
3. Транснациональные корпорации;
4. Союзы на основе долевых инвестиций.
      Рассмотрим особенности каждой организации более подробно.
      Финансово-промышленные группы. Характерной тенденцией сегодня можно назвать появление высокоинтегрированных по вертикали и горизонтали структур, отличающихся максимально легким взаимным «переливом» технологий, квалифицированных кадров и капитала, способных развивать высокотехнологические производства при относительно небольших издержках.
       Финансово-промышленная группа (ФПГ) включает в себя организации различных отраслей промышленности, науки, торговли, транспорта, сферы услуг и финансовые учреждения. В отличие от концерна, где организации находятся под единым финансовым контролем, а их независимость является делегированной и в любое время может быть ограничена и взята обратно головной организацией, в финансово-промышленной группе предусматриваются разделение ответственности и равные права партнеров на основе централизованного управления. Головная организация финансово-промышленной группы принимает на себя меньшее число управленческих функций, которые в большинстве случаев имеют сервисный характер. Такие взаимоотношения способствуют повышению гибкости в принятии решений и координации совместных усилий. В этом смысле финансово-промышленная группа по организационному строению ближе к консорциуму.
       Однако, организационное строение финансово-промышленной группы, в отличие от консорциума, основанное на перекрестном акционировании крупных производственных комплексов, имеет более устойчивый и долговременный характер. Это отличает финансово-промышленную группу от хозяйственных ассоциаций с их мягкими формами объединения усилий, финансов и ресурсов.
       Преимущества финансово-промышленной группы:
1. Возможности  финансирования НИОКР и ускоренного  внедрения в производство полученных  результатов;
2. Экономия  на издержках, эффект масштаба  производства позволяют дифференцировать  цены, снижать потери, связанные  с колебаниями рыночной конъюнктуры;
3. Выполнение  совместных научно-технических и  производственных программ;
4. Углубление  специализации и развитие кооперационных  связей, организация и координация  совместной производственно-хозяйственной  деятельности;
5. Эффективное  перераспределение инвестиционных  ресурсов, концентрация их на  наиболее рентабельных и окупаемых  направлениях;
6. Осуществление  долгосрочной стратегии развития.
       Консорциум. Данный вид организации представляет собой временную форму объединения организаций на паевой основе и на определенный срок для решения конкретных задач. Важнейшая задача консорциума - поиск и реализация крупных инновационных проектов, связанных с развитием производства средств технологического оснащения и других видов продукции. В рамках такого объединения появляются финансовые и материально-технические возможности для эффективной организации таких проектов.
       Система управления консорциума должна обеспечить:
1. Усиление  целевого характера деятельности, направленной на достижение наивысших  результатов;
2. Возрастание  роли финансово-экономических функций  и усиление работы соответствующих  подразделений управления путем  их ориентации на выработку  и реализацию коммерческих идей;
3. Усиление  роли подразделений, ориентированных  на рынок;
4. Конкурентоспособность  консорциума на внешнем и внутреннем  рынках, устойчивое финансовое положение;
5. Определение  эффективной стратегии деятельности  консорциума;
6. Проведение  эффективной инвестиционной политики  участниками консорциума;
7. Создание  условий для перехода к управлению  консорциумом на основе акционерной  формы.
       Правовой основой деятельности консорциума являются отношения собственности, связанные с обязательствами его участников в виде договорных отношений в форме многосторонних договоров по реализации крупных экономических проектов.
       Планируемые в рамках консорциума разработки и реализации ряда крупных производственно-технических и экономических проектов связаны не просто с уточнением форм выполнения ряда управленческих и финансово-экономических функций подразделений и участников консорциума, а представляют собой попытку формирования новой модели управления консорциумом.
       Транснациональные корпорации. В середине 80-х гг. в США в связи с резким обострением конкуренции на мировых рынках ученые характеризовали транснациональные корпорации как верное средство завоевания иностранных рынков.
       Само понятие «транснациональная корпорация» трактуется весьма широко и противоречиво. Существуют следующие точки зрения на сущность и черты транснациональной корпорации:
1. Работа  в глобальном масштабе и координация  деятельности всех отделений  и филиалов вне зависимости  от местонахождения компании;
2. Сильные  позиции на всех важнейших  для корпорации рынках, наличие  глобальной системы информации, адаптивность и сбалансированность  к потребностям системы поставок.
       Большинство транснациональных корпораций образуется путем слияния, приобретения или поглощения других компаний. Чаще всего выбираются компании, находящиеся в развивающихся странах, так как это позволяет получить более дешевое сырье и трудовые ресурсы. При этом сохраняется главенствующее положение компании, образующей объединение, и концентрация центров научно-исследовательских работ в стране регистрации компании.
        При обострении конкуренции вернейшим способом победить остается уклонение от борьбы. Концентрация и централизация капитала и производства приводят не только к образованию монополий, но и к появлению в хозяйственной жизни различного рода объединений юридических лиц, которые не занимают на рынке монопольного положения.     Типы объединений в законодательстве западных стран именуются различно: «связанные предприятия», «системы компаний», «группы компаний», или сокращенно - «группа».
       Группа представляет собой экономическое единство или организацию, состоящую из самостоятельных субъектов права. Участники группы следуют общей стратегии группы, которую обычно разрабатывают либо руководители компании, либо руководящие органы инициатора - головной организации. Необходимым признаком всякой группы является наличие координационной группы. Входящие в группу компании имеют большую или меньшую степень автономии в своей хозяйственной деятельности в зависимости от заинтересованности в результатах работы группы.
       Союзы на основе долевых инвестиций. Союзы на основе долевых инвестиций имеют более прочные связи, основу которых составляют инвестиции. Партнеры вносят свой вклад в виде денежных фондов, технологий, ноу-хау, персонала, наряду с этим происходят постоянные консультации партнеров о том, какие необходимы ресурсы для совместных проектов, что требуется для их эффективного использования, что и какие ресурсы поставляет, как распределяются издержки.
       Участники союзов на основе долевых инвестиций сохраняют полную самостоятельность в ведение своих дел, определении стратегии, распределении прибыли.
       Подавляющая часть подобных союзов создается для проведения совместных исследований, обмена технологиями, кооперации в производстве новых технологических товаров.
       В заключении хотелось бы отметить, что конкурентоспособность экономики России определяется темпами внедрения на мировых рынках новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств, что во многом зависит от эффективного стимулирования инновационной деятельности. Важнейшую роль в стимулировании инновационного процесса играют не только сами субъекты, но и развитые отношения между ними. Однако в настоящее время у нас недостаточно развиты институты, стимулирующие связи между научными, учебными организациями и инновационными компаниями, между крупными компаниями и малыми и средними инновационными предприятиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Влияние крупного бизнеса на экономику России
       Существуют самые разные точки зрения о месте крупного бизнеса в развитии отечественной экономики. Одна из них отводит ему роль основной движущей силы. В соответствии с ней не просто развитие, а экономический прорыв обеспечивается тесным взаимодействием и взаимопомощью крупных компаний и проводящего активную дирижистскую политику государства. Причем такие компании - "национальные чемпионы" должны появиться или быть выстроены во всех значимых отраслях народного хозяйства.
       Согласно диаметрально противоположной точке зрения, российский крупный бизнес, с его, в основном, сырьевой направленностью, играет лишь роль трубы, по которой природная рента перекачивается из страны во внешний мир. А надежды на экономическое развитие и социальную модернизацию возлагаются, в основном, на малый бизнес, который опять-таки должен особо опекаться государством.
       Обе эти позиции, как и положено крайним, далеки от реальности. Как показывает опыт всех успешных стран, крупный бизнес является каркасом национальной экономики, ее основным представителем в мировом хозяйстве, важнейшим партнером и оппонентом государства при выработке и осуществлении промышленной политики.
       Описанная модель верна для России с двумя поправками. Первая связана с повышенной долей природной ренты в первичных доходах. В результате крупный бизнес, контролирующий подавляющую часть сырьевого сектора, является у нас основным налогоплательщиком, а также донором остальной экономики. Вторая состоит в том, что отечественный крупный бизнес, вероятно, играет и будет играть большую, чем в других странах, роль в процессах внедрения, тиражирования и распространения инноваций. Однако поправки не отменяют основного содержания модели. Следовательно, и в России темпы и качество роста, инновационная активность и прочие слагаемые успеха в экономике в решающей степени зависят не от крупного, а от среднего бизнеса. Именно последний должен выступить главным мотором экономического развития страны.
       При этом субъектом крупного бизнеса мы называем такого экономического агента, который самим своим существованием меняет правила игры  в экономике в целом или, по крайней мере, в соответствующей отрасли. Для всего рассматриваемого периода нижней количественной границей "крупного бизнеса" можно считать оборот (объем продаж) около 10 млрд. долларов в год. В будущем эта граница, конечно, будет существенно поднята.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.