На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Язык ассамблера

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.05.2012. Сдан: 20 О. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ЯЗЫК  АССЕМБЛЕРА AVSIM85. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Языки ассемблера
Основные общие  особенности языка ассемблера (чаще не совсем точно называемого просто ассемблером; строго ассемблером называется программа, которая является транслятором. Эта программа переводит последовательность команд с языка ассемблера на язык машинных кодов процессора) микропроцессоров совпадают с особенностями всех языков подобного типа. Отметим их основные особенности [1].
Языки ассемблера являются машинно-ориентированными языками  и, следовательно, для каждого типа процессоров существует свой язык. Почти каждая команда ассемблера эквивалентна команде на машинном языке  процессора. Однако программирование на ассемблере, по сравнению с программированием на машинном языке (на уровне машинных кодов), существенно облегчается за счет возможности использования символического обозначения всех элементов программы (кодов операций, адресов ячеек памяти, программ и данных, переменных и констант, операндов и т.д.). Используемые символические обозначения элементов обычно отражают их содержательный смысл. При программировании на языке ассемблера программист может не заботиться о распределении памяти, о назначении конкретных адресов операндам. В ассемблере допускается оформление повторяющейся последовательности команд как одной макрокоманды. Соответствующие версии языка, допускающие использование макрокоманд, называют макроассемблерами. Кроме того, ассемблеры позволяют в той или иной форме использовать при программировании стандартные структуры типа циклразветвление.
При программировании на ассемблере доступны все ресурсы  системы и конкретного процессора (регистры, стек, память и т. д.). Это позволяет получать эффективные программы с точки зрения времени их выполнения и объема памятинеобходимого для размещения программы. Проблемы, связанные с конкретной аппаратурой и периферийными устройствами процессора лучше и удобнее решать на языке ассемблера. Однако программирование на ассемблере предполагает знание архитектуры и свойств процессора, т. е. всего того, что входит в понятие программная модель процессора.
Современные версии языков ассемблера предоставляют программисту ряд возможностей, характерных для  языков высокого уровня, таких как  условное ассемблирование, организация  циклов арифметического и условного  типа, т. е. позволяют использовать стандартные  логические структуры, рекомендуемые  методами структурного программирования.
Ниже рассмотрены  основные сведения о языке ассемблера пакета AVSIM85 v2.02 [2] для МП Intel 8080/8085 (КР580/КР1821).
Структура программы на языке  ассемблера
Предложения (строки) ассемблера
Исходная программа  на языке ассемблера состоит из последовательности утверждений, которые называют также  ассемблерными строками или предложениями.
В ассемблерной строке могут быть записаны директивы  ассемблера, команды или инструкции процессора, команды препроцессора, макрокоманды и комментарии. Запись строки производится в соответствии с некоторыми формальными правилами, изложенными ниже. Нарушение этих правил приводит к большому количеству ошибок, особенно на первом этапе освоения ассемблера.
Директивы ассемблера не порождают машинные команды и  какие-либо действия в процессоре; они  задают структуру программы, сообщают транслятору и компоновщику информацию о том, что им надо делать с командами  и данными. Примеры директив:
end - определяет  логический конец программы, все  записанное  
после нее не будет восприниматься транслятором,
seg - определяет  начало новой секции,
db - размещает в  памяти константы.
Команды или  инструкции процессора порождают машинные команды и выполняются в заданной последовательности во время работы процессора. Примеры команд:
MOVE A,B
ADD B
Команды препроцессора  являются фактически разновидностью директив, которые выполнятся на первом шаге трансляции. Пример команды препроцессора:
%include f1.asm - помощью данной команды в исходный текст будет вставлен текст из файла f1.asm.
Макрокоманды, а  также некоторые конкретные директивы  будут рассмотрены ниже.
Комментарии не влияют на результат трансляции и  служат для пояснения и описания программы. Комментарии без изменений  переносятся в файл, получаемый после  трансляции - листинг трансляции. Вся  строка ассемблера может являться комментарием. В этом случае она начинается специальным символом: [*] или [;].
Строка (предложение) программы в ассемблере делится  на несколько полей, разделенных  одним или более пробелами. В  строке могут быть следующие поля:
    поле метки,
    поле мнемоники,
    поле операнда,
    поле комментария.
Таким образом, строка имеет следующий формат:
[метка[:]] <мнемоника> [операнд] [; комментарий]
Здесь, как и  обычно, при описании системы команд и синтаксиса языка, для обозначения  необязательного элемента конструкции  использованы квадратные скобки [ ]. Таким образом, метка, операнд, комментарий являются необязательными элементами и могут отсутствовать.
Примеры ассемблерных строк:
MM2 ADD C ; команда сложения,MM2 - метка
MM3:      
  SUB D команда вычитания,MM3 - метка
Поле  метки
Метка в общем  случае является необязательным элементом  ассемблерной строки. Для некоторых  директив наличие метки обязательно. Метка начинается в первой позиции  строки и может содержать (как  и любой идентификатор) алфавитно-цифровые знаки (A-Z, a-z, 0-9, _ и S), первым из которых должна являться буква.
Если в первой позиции строки стоит пробел или  символ (;), то считается, что метка отсутствует. Метка может заканчиваться двоеточием, которое не входит в состав метки.
На линии может  стоять одна метка, а последующие  части строки ассемблера располагаться  на следующих линиях без знака  продолжения строки. В этом случае наличие двоеточия в конце  метки обязательно.
Поле  мнемоники
Поле мнемоники  начинается после первого пробела  в строке и заканчивается одним  или более пробелами. Поле мнемоники  содержит одно из следующих утверждений:
    мнемоническое обозначение команды процессора, например,  
    ADD, MOVE,

    мнемоническое обозначение макрокоманды (см. ниже),
    мнемонику директивы ассемблера,
    мнемонику команды препроцессора.
Ассемблер проверяет  допустимость кодов мнемоник по своей  внутренней таблице кодов команд и директив, а затем по таблице  макрокоманд. В случае отсутствия используемых мнемоник выдается сообщение об ошибке.
Поле  операнда
Поле операнда определяет информацию, над которой  в соответствии с командами производятся действия. Поле операнда начинается сразу  за пробелом (или пробелами), заканчивающим  поле мнемоники, и, в свою очередь, заканчивается  одним или более пробелами. В  поле операнда могут быть записаны константы, символы и выражения, состоящие из символов и констант. Эти конструкции языка описаны  ниже. Если команда или директива  требует нескольких операндов, то отдельные  операнды разделяются запятыми, но не пробелами. Интерпретация поля операнда зависит от мнемоники соответствующей  команды или директивы. Операнд  определяет объекты, над которыми производятся операции, в качестве таких объектов могут быть конкретные значения (константы, переменные) или в какой-либо форме  адреса конкретных значений (регистры процессора, ячейки памяти).
Основные  конструкции ассемблера
При записи операндов  и меток используются различные  конструкции языка. Рассмотрим основные конструкции.
Константы
Константа является величиной, которая не изменяется в  течение всего времени выполнения программы. Константы могут быть числовые и строчные.
Числовые константы  могут быть записаны в одной из трех систем счисления - двоичнойдесятичной или 16-ричной. Отрицательные константы ассемблером записываются в дополнительном коде (для положительных чисел представление в дополнительном и прямом кодах совпадают). Длина внутреннего представления константы равна 1 байт (8 двоичных разрядов) или 2 байта в зависимости от команды, с которой она используется.
Система счисления  обозначается спецификатором, который  может либо предшествовать константе, либо стоять в ее конце. В качестве спецификаторов используются:
H, h, $ - 16-ричная система,
(отсутствие спецификатора) - десятичная система,
B, b, % - двоичная система.
Если число  в 16-ричной системе начинается с  буквы, слева от нее должен быть дописан 0 (при спецификаторе H).
Пример
Коды  команд Команды
3E 0C MVI A,12
3E 0A MVI A,@12
3E 05 MVI A,5
3E FB MVI A, -5
3E FA MVI A,@ -6
3E A1 MVI A,0A1H
3E A1 MVI A,$A1
3E A1 MVI A,$0A1
3E 09 MVI A,1001B
3E 09 MVI A,%1001
C3 3456 JMP 03456h
В примере приведен фрагмент листинга, полученного в  результате трансляции программы, команды  которой приведены во второй колонке. В первой колонке приведены полученные коды. Вторым операндом во всех командах MVI являются константы, записанные в  различных системах счисления. Первым байтом кода во всех этих случаях является код 3E, соответствующий MVI А. Константа, записываемая в регистр А, представлена в 16-ричной системе вторым байтом кода. Следует обратить внимание на запись чисел 5 и -5 в 3-й и 4-й командах. В  команде JMP операндом является адрес  перехода, который может иметь  длину 2 байта.
Символы (символические имена)
Символы используются в качестве меток или (А–Z, a–z, 0–9, S и _ ) длиной до 31. В качестве знака в строке не может использоваться пробел. Заглавные и строчные буквы рассматриваемый ассемблер воспринимаeт как одинаковые (например, символы АВС и abc).
Символы, которые  используются как метки, становятся идентификаторами адресов ячеек  памяти, в которых хранятся кодовые  слова программы. Они могут применяться  в поле метки только один раз.
Символы, используемые в поле операнда, становятся идентификаторами переменных величин, т.е. идентификаторами адресов ячеек памяти данных, где  хранятся эти величины или идентификаторами констант. Эти символы должны быть определены либо директивами ассемблера непосредственно в программном  файле, либо в командном файле  компоновки.
Символы действуют  только внутри некоторого программного модуля, т.е. для каждого символа  имеется некоторая область видимости. Соответствующие правила определения  и задания директивами области  действия символа приводятся ниже.
Некоторые символы (помимо мнемоник команд и директив ассемблера) являются стандартно определенными  или предопределенными, т.е. они зарезервированы  ассемблером и не могут использоваться в качестве идентификаторов. Таковыми являются, например, имена регистров  РОН. Кроме того, не следует использовать символы x, y и M.
Выражения
Выражением является последовательность константсимволов, функций, объединенных арифметическими операторами и круглыми скобками. Выражение может являться операндом или частью операнда команды процессора или директивы.
Выражение вычисляется  при трансляции, т.е. ассемблер может  взять на себя задачу расчета фактического значения операнда. Смысл результата вычисления определяется местоположением  выражения в программе. Например, результат может являться адресом  или значением какой-либо величины (например, величины сдвига). Вычисление выражения подчиняется правилам алгебры и булевой алгебры.
Три главных  фактора определяют порядок вычисления выражения:
    круглые скобки,
    ранги арифметических и логических операторов,
    направление вычислений.
Выражения обычно вычисляются слева направо, если другой порядок вычисления не определяется круглыми скобками или рангами операций. Внутри скобок направление вычислений - также слева направо при равенстве  рангов операций.
Примеры выражений  будут рассмотрены ниже.
Выражения могут быть абсолютными  и относительными (перемещаемыми). Абсолютное выражение  состоит из абсолютных величин, например, констант.
Относительное содержит относительные (перемещаемые) величины, которые могут изменяться. Например, метки, которые могут меняться при изменении размещения программы в памяти (при компоновке).
Операторы
Оператор является символом операции, которая должна быть выполнена. Среди операторов выделяют унарные: т.е. операторы, которые используются с одним операндом (например, знаки  числа). Ранги операторов определяют порядок выполнения соответствующих  операций в выражении. Некоторые  используемые в языке операторы  и примеры приведены в табл. 1.
Логические операции выполняются поразрядно над совпадающими разрядами двух чисел. Результатом  операции сравнения является логическое значение ДА/НЕТ (True/False), которое обозначается двоичным 1/0. Они записываются во все двоичные разряды чисел. Примеры будут приведены в выражениях ниже. Операторы LOW и HIGH определяют байт, который будет использован из слова длиной в 2 байта.
Таблица 1
Оператор Операция Пример Комментарий (результат)
Арифметические  операции
+ Унарный плюс (знак  числа)
+5  
+ Сложение Z+2 Сумма
- Унарный минус (знак  числа)
-10  
- Вычитание t - 7 Разность
* Умножение 5*6 Произведение
/ Деление 8/3 Результатом будет  целая часть частного: 2
MOD Значение по модулю 31 MOD 6 31 по модулю 6  
будет равно 1
Логические  операции
NOT Поразрядное НЕ NOT 21 21= 15h Результат  0EA
AND Поразрядное И 31 AND 1 Результат 1
OR Поразрядное ИЛИ 31 OR 1 Результат 1Fh
XOR Поразрядное сложение по модулю 2 31 XOR 1 Результат 1Eh
Операции  сравнения
EQ = 5 EQ 6 False - 0
NE =/ (не равно) 5 NE 6 True - 1
LT < 5 LT 1 False - 0
LE <= 5 LE 5 True - 1
GT > 6 GT 5 True - 1
GE >= 7 GE 8 False - 0
Определение типа операнда
LOW Младший байт слова LOW 3456h 56h
HIGH Старший байт слова HIGH 3456h 34h
Для записи логических операторов, операторов сравнения и  определения типа операнда можно  использовать как строчные, так и  прописные буквы.
Ниже приведены  примеры использования выражений  в директивах и командах. Директивы  будут рассмотрены далее. Здесь  отметим только, что директивой equ, использованной в примерах, присваивается определенное значение символической переменной.
Ниже приведен фрагмент листинга, полученного в  результате трансляции программы, команды  и директивы которой приведены  в третьей колонке. В первой колонке  приведены полученные коды.
Для директив equ эти коды являются результатом вычисления выражения, являющегося операндом директивы.
Вторым операндом  во всех командах MVI являются константы, записанные в различных системах счисления. Первым байтом кода во всех этих случаях является код 3E, соответствующий команде MVI А, вторым байтом является результат вычисления выражения.
=0003 k equ 1+2
=0005 z equ 5
=0008 t equ Z+3
=0007 k equ +7
=FFF9 l equ -7
=000A x1 equ 10
=FFF7 x3 equ 1-X1
=0032 Y100 equ x1*z
=FFFE z4 equ k-x1
=0002 u0 equ 4/2
=0002 n1 equ 7/3
=0002 n2 equ 8/3
=FFEA                     n3 equ not 21  
=0001 n4 equ 31 mod 6
=0001 n6 equ 31 And 1
=001F n7 equ 31 or 1
=3456 n8 equ 3456h
0000' 3E 56   MVI A, low n8
0002' 3E 34   MVI A, high n8
=000D u2 equ 2*6+1
=000E u3 equ 2*(6+1)
=0000 n6 equ 5 EQ 6
=FFFF N7 equ 6 le 10
=0000 u4 equ 2 LE 3 AND 2 EQ 5 ; результат FALSE
=FFFF u5 equ 2 LE 3 AND 3 EQ 3 ; результат TRUE
=0000 u6 equ 2 LE 3 AND 3 EQ x1 ; результат FALSE
=0000 u10 equ 2 LE 3 AND 3 EQ y100 ; FALSE
=0000 u11 equ 2 LE 3 AND 3 EQ t ; результат FALSE
=0000 u12 equ i LE z AND x1 EQ t
=0001 u15 equ y2-two*(y2/two)
0006' 0E 0A   MVI c,5*2
000A' 06 44   MVI B,567+(6+7)
-----> test8.asm:62 ERROR 30: Operand out of range
-----> test8.asm:62 ERROR 22: Byte value not in the range -128..+255
0015' 21 0B13   LXI H,567*5
0018' D6 0D   SUI u2
001E' D6 FC   SUI n1+2
0026' E6 0A   ANI x1
005C' FE 01   CPL u/2
Результат вычисления операнда директивы может быть величиной  в 2 байта. Операнд в команде MVI может быть величиной размером в 1 байт; поэтому для командыMVI B,567+(6+7) транслятор выдал сообщения об ошибке ERROR 30 и ERROR 22, которое состоит в том, что операнд находится вне допустимого диапазона (-128...+255). Для команды LXI , которая загружает величину в пару регистров, допускается операнд величиной в 2 байта.
Средства  макроассемблера
Язык макроассемблера  отличается от языка ассемблера наличием макросредств, облегчающих составление  программ на языке ассемблера.  
К таким средствам относят макрокоманды, средства организации повторений (циклов) отдельных команд и блоков команд, организацию условного ассемблирования (трансляции) и т. д.

Следует отметить, что макросредства не готовят  другой конечный продукт, но избавляют  программиста от некоторой рутинной работы, например, от многократной записи одной команды при необходимости  ее повторения.
Рассмотрим здесь  только макрокоманды.
Макрокоманды
При разработке программ часто возникает необходимость  в повторении (иногда с модификациями, при других параметрах) некоторой  группы команд. Такие группы повторяющихся  команд можно оформить как процедуру  или подпрограмму. Макроассемблер позволяет  применить другой вариант краткой  ссылки на часто используемую последовательность команд: такую последовательность можно  определить один раз как большую  команду - макрокоманду с уникальной мнемоникой, не совпадающей с мнемоникой команд процессора. Макрокоманду после  определения ее в начале программы  можно рассматривать как входящую в систему команд процессора.
Таким образом, использование подпрограмм (процедур) и макрокоманд позволяет сократить  длину исходной программы и улучшить ее "читаемость". Но между этими  конструкциями языка имеются  существенные различия.
При использовании  подпрограмм в текст исходной программы включается команда CALL, которая реально будет выполняться в процессоре. При ее выполнении происходит передача управления в другое место памяти программ.
При использовании  макрокоманды ее имя (мнемоника) ассемблером  заменяется при трансляции на последовательность команд, определяемых этой мнемоникой. Вышеуказанное приводит к тому, что  время выполнения программы при  использовании макрокоманд сокращается (по сравнению с использованием подпрограмм) за счет отсутствия команд переходов. При этом длина выполняемой программы (и место, занимаемое программой в  памяти) увеличивается за счет многократного  повторения команд процессора, входящих в макрокоманду.
Макрокомандами  можно также объявить часто используемые программистом типовые последовательности действий (процедуры).
Из макрокоманд  можно создать библиотеку. Макрокоманды могут быть вложенными друг в друга.
Макроопределение  и макровызов
Макроопределением является набор исходных ассемблерных строк, включающий команды процессора, макрокоманды и директивы ассемблера, который должен выполняться процессором  в соответствии с определяемой макрокомандой.
Макроопределение  обычно располагается либо в начале исходной программы (во всяком случае, до вызова макрокоманды), либо в библиотеке макроопределений.
Макроопределение  обычно имеет следующую структуру:
      <имя  макрокоманды> директива  начала % MACRO [список  параметров] [комментарий]
      ………………………………..
      последовательности  команд и директив – тело макрокоманды
      ………………………………
      директива конца макро %ENDM
Директива начала %MACRO и директива конца макро %ENDM являются макродирективами, т.е. директивами, которые открывают и завершают макроопределение соответственно.
Имя макрокоманды размещается в поле метки, т.е. начинается с первой позиции ассемблерной строки. Последовательность параметров макрокоманды [список параметров] записывается через запятую в поле операнда ассемблерной строки. Параметры в макроопределении являются формальными и заменяются на фактические после макровызова. Макроопределение может не иметь параметров. Через параметры в макроопределении могут задаваться любые операнды и метки.
Макровызов имеет  следующую структуру:
      [метка] <имя макрокоманды> [список  параметров] [комментарий]
Имя макрокоманды, расположенное в поле мнемоники  команды, должно совпадать с именем, расположенным в поле метки соответствующего макроопределения.
Последовательность  величин (или символов), являющихся фактическими параметрами, записывается через запятую в поле операнда ассемблерной строки. Параметры по количеству и порядку следования должны соответствовать формальным параметрам в макроопределении. Каждый параметр может быть константой или  выражением любого типа, распознаваемого  ассемблером.
Пример 1. Макрокоманда без параметров. В соответствии с данной макрокомандой величина, находящаяся в аккумуляторе умножается на три. Результат остается в А.
UMN3 %macro           MOV C,A
          RLC ; сдвиг влево на 1 разряд эквивалентен умножению на 2
          ADD C
          %endm
Транслятор вместо использованных в тексте программы  двух макровызовов этой макрокоманды
UMN3
UMN3
подставит макрорасширения (фрагмент взят из листинга)
      ;UMN3 ; исходная макрокоманда превращена в комментарий
      MOV    C,A
      RLC
      ADD    C
      ;UMN3 ; исходная макрокоманда превращена в комментарий
      MOV    C,A
      RLC
      ADD    C
Пример 2. Макрокоманда T1 с параметрами и директивой. Макрокоманда использует 4 формальных параметра р1, р2, р3, р4. Используемому внутри макрокоманды символу S присваивается некоторое значение. Так как символ S зависит от параметра и используется только внутри данной макрокоманды, он может принимать при каждом вызове макрокоманды другое значение, поэтому директивой %local он объявляется локальным, т.е. используемым только внутри команд, соответствующих одной макрокоманде.
T1          %macro                  p1,p2,p3,p4     
    %local                    s
S            equ                          P1     
    MVI                          A,P2+S     
    MVI                          B,P3+S     
    MVI                          C,P4+S    
    %endm
Транслятор вместо использованных в тексте программы  двух макровызовов этой макрокоманды
T1         2,3,4,5
T1         6,7,8,9
подставит макрорасширения (фрагмент взят из листинга)
;T1 2,3,4,5 ; исходная макрокоманда превращена в комментарий
??0000 equ 2
          MVI     A,3+??0000
          MVI     B,4+??0000
          MVI     C,5+??0000
;T1         6,7,8,9 ; исходная макрокоманда превращена в комментарий
??0001                         equ     6
          MVI     A,7+??0001
          MVI     B,8+??0001
          MVI     C,9+??0001
Транслятор вместо локального символа для каждого макрорасширения подставляет свою перемещаемую величину ??0000 и ??0001 , абсолютное значение которой будет определено после компоновки. Вместо формальных параметров p2, p3, p4 подставляются фактические параметры, задаваемые в макрорасширениях.
Пример 3. Макрокоманда с параметром и локальными метками. Внутри тела макрокоманды в зависимости от результата выполнения команды SUI   p производятся условные и безусловные переходы. Так как при каждом вызове макрокоманды адреса переходов будут различны (соответствующие метки переходов должны стоять в разных местах), директивой %local метки, обозначающие адреса переходов, объявляются локальными.
DEL %macro p
  %local L1
L1 SUI p
  %local L2
  JP L2
  %local L3
  JMP L3
L2 INR C
  JMP L1
L3    
  %endm  
Транслятор вместо использованных в тексте программы  двух макровызовов этой макрокоманды
      DEL 3
      DEL 4
подставит макрорасширения (фрагмент взят из листинга)
??0000 ;DEL 3
  SUI 3
  JP ??0001
  JMP ??0002
??0001 INR C
  JMP ??0000
??0002    
  ;DEL 4
??0003 SUI 4
  JP ??0004
  JMP ??0005
??0004 INR C
  JMP ??0003
??0005    
Транслятор вместо локальных меток L1, L2, L3 для каждого  макрорасширения подставляет свои величины, абсолютное значение которых  будет определено после компоновки. Вместо формального параметра подставляются фактические параметры, задаваемые в макрорасширениях.
Организация библиотеки макрокоманд
Для того чтобы  не включать в каждый исходный текст программ макроопределения, из них можно организовать библиотеку, объединив их в один файл на языке ассемблера. Например, из приведенных выше трех макроопределений можно организовать файл lib.asm, текст которого приведен ниже.
* тексты макроопределений  

UMN3 %macro
          MOV C,A
          RLC
          ADD C
          %endm
T1 %macro p1,p2,p3,p4
          %local s
s equ p1
          MVI A,p2+s
          MVI B,p3+s
          MVI C,p4+s
          %endm
DEL %macro p
          %local L1
L1 SUI p
          %local 2
          JP L2
          %local L3
          JMP L3
L2 INR C
          JMP L1
L3:
          %endm
Обратите  внимание: этот файл не должен заканчиваться  директивой end.
По мере необходимости  в файл библиотеки можно добавлять  новые макроопределения.
Включить эту  библиотеку в исходный текст программы можно с помощью команды препроцессора %include. Например, библиотеку lib.asm можно включить в текст программы следующим образом
* пустая строка
      %include lib.asm
ms: MVI C,5
      MVI ,1
mi: MVI B,4
      MOV A,C
      UMN3
      UMN3
      T1 2,3,4,5
      T1 6,7,8,9
      DEL 3
      DEL 4
mn: MOV a,b
      end
Обратите  внимание: команда %include не должна располагаться в первой строке программы.
Если в программе  не используются какие-либо макрокоманды из включенной библиотеки, транслятор их не будет включать в текст программы.
Основные  директивы и команды  препроцессора ассемблера
Директивы
Основные директивы  уже упоминались в предыдущих разделах. Перечислим их еще раз.
Директива end
Директива не имеет  операндов и используется для  обозначения конца программы. При  ее отсутствии транслятор выдает сообщение  об ошибке. Пример ее использование  имеется в приведенных текстах  программ.
Директивы equ, teq
Директивы используются для присваивания значений символам. Они имеют следующий формат
<символ>] equ <выражение> [; комментарий]
<символ>] teq <выражение> [; комментарий]
Пример
Z equ 5 ; символу z присваивается значение 5
t equ Z+3 ; символу t присваивается значение 8
t1 teq t+t/z ; символу t1 присваивается значение 9
В соответствии с данными директивами символу, стоящему в поле метки (в первой позиции) присваивается результат вычисления выражения, стоящего в поле операнда. Если в выражении используется символ, то он должен быть определен ранее (выше в программе). Разница между директивами equ, teq состоит в том, что символ, определенный директивой teq далее в программе может быть переопределен с помощью этой же директивы.
Директивы extern, public
Директивы используются для определения одних и тех  же символов в различных программных  модулях при использовании нескольких исходных модулей для получения  конечной выполняемой программы. Формат директив:
extern <список символов>
public <список символов>
Пример
      extern z
      public k,x1,I
Директива extern z означает, что символ не определяется в данном программном модуле, а будет определен в другом программном модуле, с которым данный будет объединен при компоновке. Символ, объявленный директивой extern, может быть также определен в командном файле компоновки. Транслятор отложит его вычисление до компоновки.
Директива public k,x1,i означает, что символы k,x1,i , значение которых определяется в данном программном модуле, будут также использованы в других. Транслятор запомнит их значение в выходном объектном модуле для использования при компоновке (в противном случае после присваивания значений транслятор “забывает” символы).
Ниже приведена  часть текста программы, в которой  используются эти директивы.
      extern           z
      public            k,x1,i
x                 equ                 1+2
t                  equ                  Z+3
k                 equ                  +7
I                  equ                 -7
x1              equ                 10
x5              equ                 t+1
Y                equ                x1*t
X2             equ                 z*t
X3             equ                 5/z
Как видно из примера программы, неопределенные символы могут использоваться в  выражениях, однако последнее выражение 5/z вызовет сообщение об ошибке при трансляции (деление на 0), так как в общем случае может быть равно 0. Поэтому подобные выражения недопустимы.
Директивы db, dw, ds
Директивы используются для резервирования ячеек памяти и размещения в памяти констант и  начальных значений переменных. Формат директив:
[метка]  db <список выражений>
[метка]  dw <список выражений>
[метка]  ds <список выражений>
Примеры
M1     db     3,4.5.6
M2     db     3*4,5/2
В соответствии с данными директивами при  загрузке программы в память в  отдельные ее ячейки (в соответствии с размещением директивы в тексте программы) будут записаны величины 3456, результаты вычисления выражений 3*4 и 5/2. Метки в этих директивах являются необязательными элементами. Если они присутствуют, то они являются символическими адресами ячеек, в которых размещены константаны. Так М1 будет являться адресом ячейки, где расположена константа 3, а М2 адресом ячейки с константой 3*4.
Директива db размещает в ячейках значения длиной в байт. Директива dw размещает в двух последовательных ячейках слова длиной в 2 байта.
Пример
М3     dw     0AC5Eh
В соответствии с данной директивой в ячейку с  символическим адресом М3 будет записано число 0Ach, а в следующую - число 5Eh.
Директива ds резервирует (оставляет пустыми) в памяти для последующего использования при выполнении программы заданное число ячеек.
М3     ds     6
В соответствии с данной директивой в памяти будет  зарезервировано 6 ячеек памяти. Первой пустой ячейке будет присвоен символический адрес М3. место резервирования ячеек определяется расположением директивы в программе.
Директива include
Директива используется для включения одного файла в  другой. Формат директивы
include <имя файла>
Следует отметить следующее. Включаемый файл не должен содержать в конце директиву end, так как после выполнения директивы include в середине основного окажется директива end, а транслятор ничего после нее воспринимать не будет. Включаемый файл должен находится в рабочей директории. Директиву include нельзя использовать для включения в файл макроопределений, для этого используется команда препроцессора %include.
Команды препроцессора
Команды препроцессора  были рассмотрены в подразделе “Средства макроассемблера”. Напомним их назначение.
Команда %include используется для включения в файл библиотеки макрорасширений.
Команды %macro и %endm определяют начало и конец макроопределения.
Построение  простой программы
В качестве "простой" рассмотрим вариант построения программы  без использования механизма  сегментов и соответствующих  директив. Ниже приведен с пояснениями  пример подобной программы.
Основная  программа test.asm
      extern          x1,two  
      %include    lib1.asm ; включение библиотеки  макрорасширений
    z equ              5  
    t equ              x1+3  
    k equ              +7  
    i equ              - 7  
      include init.asm ; включение команд  инициализации процессора
    Begin
      MVI      A,x1
     
     
      UMN3
     
     
      MVI      B,z
     
     
        MVI       C,k+i
     
     
      ADI       t
     
     
      SUI       two
     
    M1
        T1          z,t,k,i
     
     
        MOV      D,A
     
     
        PUSH    B
     
     
        MVI         B,1
     
     
        POP       B
     
      include stack.asm ; резервирование памяти  для стека
      end  
Программа не имеет какого либо содержательного смысла и носит чисто учебный характер для отражения различных возможностей ее построения. В программе используются объявленные директивой extern символы x1,two, значение которых будет определено при компоновке. В программе используются макрокоманды UMN3 и T1 z,t,k,i. Макроопределения этих команд записаны в библиотеке lib1.asm и включаются в основную программу командой препроцессора %include. Использованные макрокоманды описаны в подразделе “Средства макроассемблера”.
Файл lib1.asm