На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность инновационного менеджмента

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 
 

Введение 

      Тема  данной курсовой работы сущность инновационного менеджмента. Актуальность этой темы, несомненно, велика. Она имеет большое значение так как, в современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социального и экономического развития организаций.
      До  середины ХХ века развитие соответствующих  отраслей было объектом изучения отраслевых экономик (промышленности, сельского  хозяйства, строительства, транспорта и пр.). Однако по мере усложнения происходящих научно-технических и организационно-информативных изменений в обществе и производстве нововведения стали объектом изучения особой науки - инновационного менеджмента.
      Инновационный менеджмент - это межотраслевая экономическая  дисциплина, изучающая процесс создания, освоения и распространения нововведений различной природы и сложности как части единого системного цикла: “научные исследования - техника и технология - производство - сбыт - обслуживание - инвестиции”.
      Ее  объектом является, прежде всего, не производственная, а научная и инженерная деятельность.
      Научная деятельность связана с получением новых знаний о законах развития природы, общества и самого человека, с хранением этих знаний и их распространением, а также с организацией взаимодействия между различными отраслями и  областями знаний.
      Инженерная  деятельность связана с применением  имеющихся знаний для создания новой  техники и новых технологий и  для управления процессами их создания, эксплуатации и распространения. 

      Научную и инженерную деятельность объединяет информационная деятельность, то есть получение, передача, обработка, хранение и предоставление различных сведений потребителям.
      Создание  и освоение нововведений становится все более сложным делом, управление которым требует особых профессиональных знаний, так как всякое нововведение неизбежно нарушает налаженное функционирование производства, его сложившиеся технические, организационные и социальные связи и пропорции.
      Создание  и освоение нововведений становится особой сферой трудовой деятельности, частью инфраструктуры общества в масштабах всего народного хозяйства и регионов (академическая и вузовская наука), отраслей (отраслевая наука) и предприятий (здесь служба управления развитием производства все чаще организационно отделяется, обособляется и централизуется в рамках объединения). 
      Нововведения  нуждаются в особых, только им присущих, формах и методах управления. В  сфере нововведений преобладает  умственный труд, связанный с созданием  нового. Труд в сфере нововведений носит всеобщий характер, так как  всякое открытие или изобретение  опирается на труд предшественников и кооперируется с современниками. 
      В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
      В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла.
      Разработка, внедрение в производство новой  продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.
     Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства  традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Сущность  инновационного менеджмента
    1.1 Основные понятия
     Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие  для научной общественности и  предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену  одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
     Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п.
     В специальной литературе и официальных  документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим  прогрессом, внедрение достижений науки  и техники в производство и тому подобное, что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.
     В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что  вполне объяснимо.  Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
     Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению, и уже в новом качестве они выступают как нововведения, т.е. инновации. 

     1.2 Инновационный процесс
     Общеизвестно, что переход от одного качества к  другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс перевода новшества в нововведение также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств, инвестиции рынок капитала, нововведения рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности (Рис. 1.1). 
 

       
       

     

Рисунок 1.1-Схема инновационной деятельности
     Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
     Термины "инновация" и "инновационный  процесс" близки, но не однозначны. Инновационный  процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.
     Следовательно,   научно-технические   инновации  должны:
    обладать новизной;
    удовлетворять рыночному спросу;
    приносить прибыль производителю.
     Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
     Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный, простой межорганизационный и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель и потребитель нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
     Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:
     1) создание новшества и его распространение;
     2) диффузия нововведения.
     Первая  фаза — это последовательные этапы  научных исследований, опытно-конструкторских  работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями. 

      1.3 Классификация инноваций
     Для успешного управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
     В зависимости от технологических  параметров  инновации подразделяются на:
    продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
    процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
     По  типу   новизны   для   рынка  инновации делятся на:
    новые для отрасли в мире;
    новые для отрасли в стране;
    новые для данного предприятия (группы предприятий).
     По  месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
    инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
    инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
    инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
     В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
    радикальные (базовые);
    улучшающие;
    модификационные (частные).
     В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:
    технологические;
    производственные;
    экономические;
    торговые;
    социальные;
    в области управления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      2 Система показателей эффективности инновационной деятельности
      Потенциальным подходом к понятию «новая технология»  для конкретного производства является оценка возможности с ее помощью достичь в короткие сроки целей предприятия или фирмы. Поэтому для какого-либо конкретного производства инновационной может  быть технология и  не самая прогрессивная, но позволяющая поднять производительность труда и качество выпускаемой продукции на более высокий уровень. Любая инновационная деятельность связана с инвестиционной, поскольку любое новаторство требует капитальных вложений. Инвесторы, вкладывающие свои деньги в инновационный проект, должны быть уверены, что возможные доходы от проекта будут достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженности и обеспечения окупаемости капиталовложений. Таким образом, значимость определения эффекта от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики. В зависимости от учитываемых результатов и затрат различают следующие виды эффекта: 

Таблица 1
Вид эффекта Факторы, показатели
Экономический Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций
Научно-технический Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность
Финансовый Расчет показателей базируется на финансовых показателях
Ресурсный Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса
Социальный Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций
Экологический Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние  инноваций на окружающую среду
 
    В зависимости от временного периода  учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период, показатели годового эффекта. Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих факторов, а именно:
?  продолжительности  инновационного периода;
?  срока  службы объекта инноваций;
?  степени  достоверности исходной информации;
?  требований инвесторов.
Общим принципом оценки эффективности  является сопоставление эффекта
(результата) и затрат.
Отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. Но, главное, нужно четко понять: эффективность в производстве – это всегда отношение. В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой – сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций.
Особенно  остро возникает необходимость  быстрой оценки и правильного  выбора варианта на фирмах, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются. Метод исчисления эффекта (дохода) инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, позволяет принимать решение о целесообразности использования новых разработок.

      2.1 Общая экономическая эффективность инноваций

      Для оценки общей экономической эффективности  инноваций может использоваться система показателей:
1. Интегральный  эффект.
2. Индекс  рентабельности.
3. Норма  рентабельности.
4. Период  окупаемости.
      Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утвержденными Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ №7-12/47 от 31 марта 1994 г.) установлены следующие основные показатели эффективности инновационного проекта (рис. 2.1):
1. Коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые
последствия реализации проекта для его непосредственных участников.
2. Бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия
осуществления проекта для федерального, регионального  и местного бюджетов.
3. Народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение. 
 
 
 
 
 

 
 
    
       
     
       
 
 
Рисунок 2.1-Показатели эффективности инновационного процесса 

      Коммерческая  эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность  может рассчитываться как для  проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов по правилам. При этом в качестве эффекта на t-шаге (Эt) выступает поток реальных денег. В рамках каждого вида деятельности происходит приток Пi (t) и отток Оi (t) денежных средств. Обозначим разность между ними через Фi(t):
      Фi(t)  =  Пi(t)   -  Оi(t),
      где  i = 1, 2, 3.
      Приток  реальных денег Ф(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельностью в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета)
      Ф(t)  =  [П1(t)  -  О1(t)]  +  [П2(t)  -  О2(t)]  =  Ф1(t)  –  Ф’(t)
      Показатели  бюджетной эффективности отражают влияние результатов Осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной поддержки, является бюджетный эффект.
      Бюджетный эффект (Bt) для t-шага осуществления  проекта определяется как превышение дохода соответствующего бюджета (Dt) над расходами (Pt) в связи с осуществлением данного проекта
      Bt  =  Dt  -  Pt
      Интегральный  бюджетный эффект В рассчитывается по формуле как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (Dинт) над интегральными бюджетными расходами(Pинт).
      Показатели  народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов федерации),отраслей, организаций. При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):
      —   Конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей производственной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими организациями-участниками). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использовать изобретения, ноу-хау, программ для  ЭВМ и тому подобное), создаваемые участниками в ходе осуществления проекта
      — Социальные и экономические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах
      —   Прямые финансовые результаты
      — Кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и тому подобное
      Необходимо  учитывать также косвенные финансовые результаты: обусловленные осуществлением проекта изменения доходов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты на консервацию и ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций. Социальные, экологические, политические и иные результаты, не  поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и/или о государственной поддержке проектов.
      В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников.
      Поэтому не включаются в расчет:
      —   затраты организаций - потребителей некоторой продукции на приобретение ее у изготовителей - других участников проекта;
      —   амортизационные отчисления по основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками проекта и используемыми другими участниками;
      —   все виды платежей российских организаций-участников в доход государственного бюджета, в том числе налоговые платежи. Штрафы и санкции за невыполнение экологических нормативов и санитарных норм учитываются в составе народнохозяйственных затрат только в том случае, если экологические последствия нарушений норм не выделены особо в составе экологических результатов проекта и не включены в состав результатов проекта в стоимостном выражении;
      —   проценты по кредитам Центрального банка РФ, его агентов и коммерческих банков, включенных в число участников реализации инвестиционного проекта;
      —   затраты иностранных участников;
      —   основные средства, временно используемые участником в процессе
      осуществления инвестиционного проекта, учитываются в расчете одним из следующих способов;
      —   остаточная стоимость основных средств  на момент начала их привлечения включается в единовременные затраты; на момент прекращения единовременные затраты уменьшаются на величину (новой) остаточной стоимости этих средств;
      —   арендная плата за указанные основные средства за время их использования включается в состав текущих затрат.
      При расчетах показателей экономической  эффективности на уровне региона (отрасли) в состав результатов проекта включаются:
      —   региональные (отраслевые) производственные результаты; выручка от реализации продукции, произведенной участниками проекта, организациями региона (отрасли), за вычетом потребленной этим же или другими участниками проекта организациями региона (отрасли);
      —   социальные и экологические результаты, достигаемые в регионе (в
      организациях  отрасли);
      —   косвенные финансовые результаты, получаемые предприятиями и населением региона (организациями отрасли).
      В состав затрат при этом включаются только затраты организаций – участников проекта, относящихся к соответствующему региону (отрасли) также без повторного счета одинаковых затрат и без учета затрат одних участников в составе результатов других участников.
      При расчетах показателей экономической  эффективности на уровне организации в состав результатов проекта включаются:
      —   производственные результаты;
      — выручка от реализации произведенной продукции, за вычетом израсходованной на собственные нужды социальные результаты в части,  относящейся к работникам организации и членам их семей.
      В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие  затраты организации без повторного счета (в частности, не допускается  одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств и текущих затрат на их амортизацию).
      Принятие  решений по инвестированию осложняется  различными факторами: вид инвестиций, стоимость инвестиционного проекта,    множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, риск и тому подобное  Очевидно, что решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых проектов. В этом случае необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-то критериях.
      Принятие  решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. Какого-то универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует.

      2.1.1 Научно-техническая эффективность инноваций

      К критериям оценки научно-технической  эффективности инновационной деятельности относятся:
1. Вероятность технического успеха инновации.
2. Патентная чистота (не нарушено ли патентное право кого-либо из
патентодержателей).
3. Уникальность продукции (отсутствие аналогов).
4. Наличие  научно-технических ресурсов, необходимых  для осуществления
проекта.
5. Соответствие проекта стратегии НИОКР в организации.
6. Стоимость  и время разработки.
7. Возможные  будущие разработки продукта и будущие применения новой
генерируемой  технологии.
8. Воздействие на другие проекты.
9. Патентоспособность (возможна ли защита проекта патентом)
10. Потребности  в услугах консультативных фирм или размещении внешних
заказов на НИОКР. 

      2.1.2 Социальная и экологическая эффективность инноваций
O     Возможное вредное воздействие  продуктов и производственных
процессов.
O     Правовое обеспечение проекта, его  непротиворечивость
законодательству.
O     Возможное влияние перспективного законодательства на проект.
Возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта 
 
 

      2.2 Характеристика результатов инновационной деятельности 
      В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами. Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в неовеществленной форме (например «ноу-хау»). Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие, как интеллектуальная собственность. Данное понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности в 1967 г. Задача Всемирной организации
интеллектуальной собственности состоит в содействии ее охране. В России
законодательная охрана интеллектуальной собственности  гарантирована Конституцией Российской Федерации.
      Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено такое средство индивидуализации продукции — товарный знак. В Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» дается следующее определение: «Товарный знак и знак обслуживания (далее — товарный знак ТЗ) — это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров) других юридических или физических лиц». Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п. Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации.
      Во  всем мире товарные знаки применяются и защищаются. Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и для покупателей новшеств. Они указывают, кто несет ответственность за определенный товар.
      Однородная  продукция может выпускаться  разными производителями,
распространяться  разными продавцами. Причем и производители, и продавцы могут иметь свои товарные знаки. Именно товарный знак служит ориентиром, основанием при выборе товара. Если покупатель будет удовлетворен приобретенным товаром, в дальнейшем он будет руководствоваться товарным знаком.
      Товарный  знак выполняет следующие функции:
-       служит ориентиром при выборе  товара;
-       указывает на наличие соответствующего  качества товара;
-       выделяет товар из однородных  товаров других производителей;
-       показывает источник происхождения  товара, так как информация о
владельцах  товарных знаков внесена в реестр товарных знаков, зарегистрированных в Патентном ведомстве;
-       рекламирует товар, так как  обеспечивает производителю известность, что стимулирует и сохраняет спрос на товары;
-       позволяет производителю или  продавцу занять определенное  положение на рынке благодаря признанию товарного знака.
      Товарный  знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (составной частью интеллектуальной собственности).
      Результатом инновационной деятельности являются и ноу-хау («знаю, как»), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование «ноу-хау» обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему. «Ноу-хау» могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и разработок; состав и рецепты материалов, веществ и др., а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.
      Следствием  инновационной деятельности являются новые художественно- конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия — промышленные образцы. Промышленные образцы отражают единство технических, функциональных и эстетических свойств изделия, входят в состав нематериальных активов, являются предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности.
      Права на изобретения, товарные знаки и  другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией.
      Материальные  результаты инновационной деятельности выступают в виде созданных и освоенных новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации. Созданные и освоенные образцы машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации делятся на новые, модернизированные и модифицированные.
      Эффективность инновационной деятельности можно оценить через
конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на
внутреннем и внешнем рынках.
      Результаты  инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках могут быть представлены путем передачи научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, новых технологий.
      Рассмотрим  некоторые аспекты, связанные с выходом на лицензионный рынок.
      Передача  технологий может происходить как  в пределах одной страны, так и на международном уровне.
      Лицензионная  торговля представляет собой основную форму международной торговли. Она охватывает сделки с «ноу-хау», с патентами на изобретения. Кроме того, возможны лицензии на передачу прав использования патентов без соответствующего «ноу-хау». Одним из факторов быстрого развития лицензионной торговли является высокая доходность лицензионных операций. Это объясняется и тем, что они менее рискованны по сравнению с прямым инвестированием.
      Результаты  инновационной деятельности, являющиеся объектом лицензионных сделок и нелицензионной продажи «ноу-хау», — это специфический товар мирового рынка.
Такой товар, как технология, нужно рассматривать с учетом:
-       потребительной стоимости;
-       труда по созданию;
-       процесса потребления технологических  знаний. Технологические знания
являются  нематериальным продуктом, его полезность не определяется формой материального носителя (техническая документация, опыт и т.п.). Она заключается в создании условий для повышения эффективности производства, выпуска новых видов продукции и ускорения ее реализации.
Каждое  новое техническое решение, относящееся  к производству, является
уникальным  и неповторимым. Поэтому каждый отдельный  технологический товар нельзя непосредственно связывать с другим товаром, хотя последний может относиться к той же отрасли производства. Сравнивать технологии можно только через полезный эффект от их использования.
Затраты труда на производство нематериального  продукта отличаются от затрат труда на производство материальных носителей знаний. Прежде всего труд по созданию новой технологии как один из видов научного труда носит творческий характер. Затраты труда по созданию технологии отличаются от затрат труда по ее непосредственному внедрению в производство. Последние включают работы по проектированию и строительству предприятий, обучение персонала, организацию и управление и др.
      Специфика потребительной стоимости и труда по созданию технологии
предопределяет  особенности потребления этого товара. Технологические знания используются в производственном процессе, однако, характер их потребления обусловливает то, что труд по созданию технологических знаний не переносится на продукт предприятия, который создается с помощью этих знаний.
На использование  технологии влияют:
-       темпы устаревания технологии  и замены ее новой, более совершенной;
-       скорость распространения данных  технологий, что обусловливает
исчезновение  дополнительного дохода лицензиата.
      Все изложенное выше влияет на формирование цен на лицензии, «ноу-хау».
На величину дополнительной прибыли лицензиата влияют:
-       производственный риск;
-       коммерческий риск;
-       конкуренция со стороны альтернативных технологий.
      Производственный  риск связан с тем, что предприятие лицензиата не реализует тех показателей, которые планируются в соответствии с данной лицензией или «ноу-хау». Вероятность производственного риска зависит от степени разработанности новой технологии.
      Коммерческий  риск при приобретении лицензии и  «ноу-хау» возникает в силу того, что лицензиат не всегда может реализовать произведенную продукцию и, следовательно, не обязательно получит расчетную сумму дополнительной прибыли.
      Базой международной торговли лицензиями и «ноу-хау» является патентная деятельность стран — экспортеров технологии. Ведущая роль в патентовании изобретений принадлежит промышленно развитым странам. Первое место по числу заявок на патенты и выданных патентов занимает Япония, второе — США. Промышленно развитые страны являются привлекательным рынком технологий. 

      2.3 Роль государственного управления  в активизации инновационной деятельности 

      Научная деятельность традиционно считается  сферой активной государственной политики. Дело в том, что научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Поэтому организации и компании весьма сдержанно идут на прямое финансирование исследований, хотя испытывают большую потребность в их результатах. В современных условиях государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса – научными знаниями и идеями. Именно поэтому НТП в официальных документах ведущих стран
рассматривается как единая цепь: научные идеи и  разработки – инновационный бизнес - широкомасштабное использование.
      Государство призвано формировать цели и принципы своей политики и собственные приоритеты в этой области. Целями научной и инновационной политики ведущих стран мира. как правило, являются -увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; укрепление безопасности и обороноспособности страны; улучшение экологически обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.