Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Сущность финансов, их функции и роль в экономике

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 06.05.2012. Сдан: 20 О. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                             Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Сущность финансов, их функции и роль в экономике……………………….5
2 Финансовая  политика и ее типы……………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….24
Библиографический список……………………………………………………..26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Введение 

      Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих  товарно-денежных отношений.   Ими  пронизана  внутренняя  жизнь  любого  государства  и   его деятельность на международной арене. В процессе  воспроизводства  на  разных уровнях, начиная с  предприятия   и   кончая   национальной   экономикой   в целом, образуются фонды денежных  средств.  При  этом  не  имеет   значения, в какой форме выступают деньги:   в виде  наличных  бумажных    знаков, толи  в  форме  кредитных карточек,  или на  значащихся     на    банковских счетах  сумм   вообще  вне  всякой формы.    Предметом   науки   о   финансах   является   определенная    система экономических  отношений,  связанных  с  формированием,   распределением   и использованием  централизованных  и   децентрализованных   фондов   денежных средств  (государства,  предприятий,  организаций  и  других   хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций  и  задач  государства  и  обеспечения условий расширенного воспроизводства.
       Система  образования   и   использования  фондов  денежных  ресурсов, участвующих в обеспечении  процесса  воспроизводства  и  составляет  финансы общества.  А  совокупность  экономических   отношений,   возникающих   между государством,    предприятиями       и       организациями,       отраслями, территориями и  отдельными  гражданами   в  связи  с   движением    денежных фондов, образует  финансовые  отношения.
       Итак, финансы – историческая  категория. Они появились одновременно  с возникновением  государства  при  расслоении  общества  на  классы.   Термин финансы возник в XIII – XV веках в торговых   городах  Италии   и  обозначал  любой   денежный   платеж.   В   дальнейшем    термин    получил международное    распространение  и   стал   употребляться    как   понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов         денежных  средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения  между   двумя субъектами,   то    есть   деньги   выступали   материальной      основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не  может  быть  и финансов); во-вторых, субъекты обладали  разными  правами  в  процессе  этих отношений: один  из  них (государство)  обладал   особыми  полномочиями;  в- третьих, в процессе этих отношений  формировался  общегосударственный   фон денежных    средств  –  бюджет  (следовательно,  можно  сказать,  что  эти отношения    носили    фондовый    характер);  в-четвертых, регулярное  поступление средств   в  бюджет   не    могло   быть  обеспечено без   придания  налогам,  сборам  и   другим    платежам   государственно- принудительного   характера,   что    достигалось    посредством    правовой нормотворческой   деятельности   государства,   создания    соответствующего финансового аппарата.
       Необходимость  финансов   в   условиях   товарно-денежных   отношений объясняется  тем,  что  финансы  необходимы  для   распределения   стоимости общественного   продукта.   Только   с    помощью     категории     финансов осуществляется  этот  процесс.
       Финансы - это не деньги!  Деньги  первичны - финансы  вторичны.
       Когда   финансы  превращаются  в  прилагательное  (финансовые  фонды, финансовые ресурсы и т.п.), тогда финансы становятся уже деньгами.
       Финансы - это система экономических  (денежных) отношений,  с  помощью которой создаются и расходуются фонды денежных средств.
       Финансы  -  совокупность   объективно   обусловленных   экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную  форму  выражения  и материализуемых в денежных  доходах и  накоплениях,  формируемых    в  руках государства   и   субъектов   хозяйствования    для    целей  расширенного воспроизводства, материального       стимулирования         работающих, удовлетворение  социальных  и друг  их  потребностей.
        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Сущность финансов, их функции и роль в экономике 

      Финансы  являются  одной  из   важнейших   экономических   категорий, отражающей экономические  отношения  в  процессе  создания  и использования денежных  средств.  Их  возникновение  произошло  в  условиях  перехода   от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и  было  тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
       Одним из  главных  признаков   финансов  является  их  денежная  форма выражения и  отражения  финансовых  отношений  реальным  движением  денежных средств.
      Реальное движение денежных средств происходит  на  второй  и  третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и обмене.
       На второй стадии  движения  стоимости  в  денежной  форме   происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением  (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым  обособлением  (в  рамках одного владельца) каждой части стоимости.
       На  третьей  стадии  распределенная  стоимость  (в  денежной   форме) обменивается  на  товарную  форму.  Отчуждения  самой  стоимости  здесь   не происходит.
       Таким  образом,  на  второй  стадии   воспроизводства   имеет   место одностороннее  движение  денежной  формы   стоимости,   а   на   третьей   – двустороннее движение стоимостей,  одна  из  которых  находится  в  денежной форме, а другая в товарной.
       Так как на третьей стадии  воспроизводственного  процесса  происходят постоянно  совершаемые   обменные   операции,   не   требующие   какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.
       Областью возникновения и функционирования  финансов  является  вторая стадия воспроизводственного процесса, на  которой  происходит  распределение стоимости  общественного  продукта  по  целевому  назначению   и   субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в  произведенном продукте. Поэтому, важным признаком  финансов  как  экономической  категории является распределительный характер финансовых отношений.
       Финансы существенно отличаются  от  других  экономических   категорий, функционирующих на стадии стоимостного  распределения:  кредита,  заработной платы и цены.
       Первоначальной сферой  возникновения   финансовых  отношений  являются процессы первичного распределения стоимости  общественного  продукта,  когда эта  стоимость  распадается  на  составляющие  ее  элементы,  и   происходит образование  различных  форм  денежных  доходов  и  накоплений.   Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и  конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.
       Распределение  и   перераспределение   стоимости  с  помощью   финансов обязательно сопровождается движением денежных   средств, принимающих специфическую  форму  финансовых  ресурсов.  Они  формируются  у   субъектов хозяйствования и государства  за  счет  различных  видов  денежных  доходов, отчислений и поступлений, а  используются  на  расширенное  воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных  и  других потребностей   общества.   Финансовые   ресурсы   выступают    материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить  финансы   из  общей совокупности   категорий,  участвующих  в  стоимостном  распределении.   Это происходит вне  зависимости  от  общественно-экономической   формации,  хотя формы и методы, с помощью которых образуются   и   используются   финансовые ресурсы,  менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.
       Использование финансовых ресурсов  осуществляется  в  основном  через денежные формы социального целевого назначения, хотя возможно  и  нефондовая форма  их  использования.  К   преимуществам   фондовой   формы   относятся: возможность   теснее   увязать   удовлетворение    любой    потребности    с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на  основных направлениях  развития  общественного   производства,   возможность   полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.
       На основании всего вышесказанного  можно дать  следующие  определения: финансы – это денежные отношения, возникающие в результате  распределения  и перераспределения  стоимости  валового  общественного   продукта   и   части национального  богатства  в  связи  с  формирование   денежных   доходов   и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также  использованием их на расширенное воспроизводство, материальное  стимулирование  работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
       Условием функционирования финансов  является наличие денег, а причиной появления   финансов   служит   потребность   субъектов   хозяйствования   и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.
       Финансы  незаменимы  потому,  что  позволяют  приспособить  пропорции производства  к  нуждам  потребления,  обеспечивая  в  сфере  хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся  воспроизводственных  потребностей.  Это происходит с  помощью  формирования  денежных  фондов  целевого  назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и  структуры денежных  (финансовых)  фондов,   создаваемых   в   распоряжении   субъектов хозяйствования.
       С помощью государственных финансов  происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном  аспектах,  защита  окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.
       Финансы объективно  необходимы,  так  как  обусловлены   потребностями общественного  развития.  Государство   же   может,   учитывая   объективную необходимость  финансовых  отношений,  разрабатывать  различные   формы   их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять  формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать  то, что  объективно  не   подготовлено   ходом   общественного   развития.   Оно устанавливает только формы  проявления  объективно  назревших  экономических отношений.
       Без финансов  невозможно  обеспечить  индивидуальный  и  общественный кругооборот производственных  фондов  на  расширенной  основе,  регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики,  стимулировать  быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять  другие  общественные потребности.
    Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому  их  роль  и значение  зависят  от  того,  какое  место  денежные  отношения  занимают  в
экономических отношениях.  Однако  не  всякие  денежные  отношения  выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию,  так  и по выполняемым функциям.
       Деньги – это всеобщий эквивалент, с  помощью  которого  прежде  всего измеряются  затраты  труда  ассоциированных  производителей,  а  финансы   – экономический  инструмент   распределения   и   перераспределения   валового внутреннего продукта  (ВВП)  и  национального  дохода,  орудие  контроля  за образованием и использовании фондов денежных средств. Главное их  назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов  обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах,  но  и контроль за расходованием финансовых ресурсов.
       Финансы выражают денежные отношения,  которые возникают между:
      -  предприятиями в процессе  приобретения  товарно-материальных
  ценностей, реализации продукции и услуг;
      - предприятиями  и  вышестоящими  организациями   при   создании
  централизованных фондов денежных средств и их распределений;
     - государством и предприятиями при уплате или налогов в бюджетную
  систему и финансировании расходов;
     - государством  и  гражданами  при  внесении   или   налогов   и
   добровольных платежей;
      - предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при  внесении
   платежей и получении ресурсов;
     - отдельными звеньями бюджетной системы;
     - органами имущественного и личного  страхования,  предприятиями,
    населением при уплате страховых взносов  и  возмещении  ущерба,
    при наступлении страхового случая;
    -  денежные   отношения,   опосредующие    кругооборот    фондов
     предприятий.
       Главным материальным источником  денежных  доходов  и  фондов  служит национальный доход    страны  –  вновь  созданная  стоимость  или  стоимость валового  внутреннего  продукта   за   вычетом   потребленных   в   процессе производства орудий  и  средств  производства.  Объем  национального  дохода определяет возможности  удовлетворения  общегосударственных  потребностей  и расширения   общественного   производства.   Именно   с   учетом    размеров национального дохода и его отдельных частей – дохода  потребления и  фонда накопления – определяются пропорции развития экономики и ее структура.  Вот почему во всех странах придается важное  значение  статистике  национального дохода.
       Без участия финансов национальный  доход не  может  быть  распределен.
     Финансы – неотъемлемое связующее  звено  между  созданием  и  использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение  и потребление, носят объективный характер.  Они  выражают  определенную  сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.
       Современная  экономика  не  может  существовать  без   государственных финансов. На определенных этапах  исторического  развития  ряд  потребностей общества   могут   финансироваться   только   государством.   Это    атомная промышленность, космические исследования, ряд  новых  приоритетных  отраслей экономики, а так же предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф  и некоторые другие).
       Финансы   отражают уровень  развития производственных сил  в  отдельных странах и  возможности  их  воздействия  на  макроэкономические  процессы  в хозяйственной  жизни.  Состояние  экономики  страны   определяет   состояние финансов. В условиях постоянного  экономического  роста,  увеличения  ВВП  и национального  дохода  финансы   характеризуются   своей   устойчивостью   и стабильностью;  они  стимулируют  дальнейшее  развитие  производства   жизни граждан страны.
         Финансы как научное понятие  обычно ассоциируются с теми  процессами, которые на  поверхности  общественной  жизни  проявляются   в  разнообразных формах и обязательно сопровождаются  движением  (наличным  или  безналичным) денежных средств. Идёт  ли  речь  о  распределении  прибыли  и  формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или  о  перечислении налоговых  платежей  в доходы  государственного  бюджета,  или  о  внесении средств во внебюджетные  или  благотворительные  фонды  -  во  всех  этих  и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.
          Для постижения  сущности  финансов  необходимо  выявить  те  общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.
          Если  отвлечься  от  многочисленных  конкретных  форм,  в  которых протекают финансовые процессы, можно увидеть то общее, что их  объединяет  - лежащие в основе финансовых операций отношения между различными  участниками общественного производства, или общественные  отношения.  По  характеру  эти отношения   -   производственные   (экономические),   поскольку    возникают непосредственно в общественном производстве.
     Итак, финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.
     Никто не отрицает, что финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один – валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.
    Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).
     С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-денежной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного производства.
     Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его использования. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемая с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.
    Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной – это прежде всего контроль за рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает все систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль через форму собственности. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов – это только контроль реального денежного оборота.
    Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходами, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.
     Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.
     Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
     Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, кредиты) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.
      Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительством политики. 

2 Финансовая  политика и ее типы 

  Финансовая политика – совокупность методологических принципов, практических форм организаций и методов использования финансов , направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.
    Финансовая политика позволяет  соединить воедино возможности  управления (регулирование со стороны  государства), которые присущи финансам, с конкретными формами и методами  организацией органов управления финансовой системы. Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:
- управление  финансами с учетом  специфики  звеньев системы финансов;   
- общность  функций всех финансовых учреждений;
- общее  руководство центром при активном  участии всех нижестоящих органов  управления.
    Основными методологическими принципами  проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:
- зависимость  от конечной цели;
- макроэкономическая  сбалансированность всех отраслей  хозяйства;
- соответствие  интересам всех членов общества;
 - использование экономических законов;   
 - учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.
    Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развития экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала (для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости). Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т.п.
     Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений, которая направлена на реализацию государственной программы не только экономического развития, но и социального. Под социальным  развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества.
    Финансовая политика состоит  из следующих основных направлений:
а) Налоговая политика - это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
     Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.
      Разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:
- фискальные - повышение доходов государства;
- экономические  - обеспечение экономического роста,  ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
- социальные - перераспределение налогов в  интересах определенных социальных  групп путем стимулирования роста  прибыли и недопущения падения доходов населения;
- международные  - укрепление экономических связей  с другими странами, преодоление  неблагоприятных условий для платежного баланса.
     Условно выделяют три возможных типа налоговой политики
     Первый тип - высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.
     Второй тип налоговой политики - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.
     Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для предприятий, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.
      Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.
б) Бюджетная политика это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
     Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.
      В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:
•   концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
•   снижение налоговой нагрузки на экономику;
•   упорядочивание государственных обязательств;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.